Плавдача проекты для самостоятельной постройки. Основные данные плавдачи «Аленушка»

"Никогда не делай того, что другие могут сделать лучше или, по крайней мере, не хуже тебя ".

(Джон Д. Рокфеллер )



Где можно поставить плавучий дом или дачу?

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации , поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд и каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств .
Таким образом, частный плавучий дом (дача, баня) может швартоваться на любом водном объекте (водоеме) и практически в любом месте, если водоем не относится к ВВП (внутренним водным путям). На внутренних водных путях стоянка маломерных судов (как и любых других судов и плавучих объектов) регламентируется правилами судоходства и установленными навигационными знаками. В соответствии со ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ) перечень внутренних водных путей утверждается Правительством Российской Федерации. Действующий Перечень внутренних водных путей утвержден Распоряжением Правительства РФ от 19.12.2002 N 1800-р.

Как регистрируется плавучий дом или дача, на сколько это сложно?

Все плавучие сооружения подлежат освидетельствованию, классификации и регистрации или учету.
Маломерные суда (длина не превышает 20м) для личного (некоммерческого) использования подлежат освидетельствованию, классификации и регистрации с выдачей судового билета и внесением в реестр ГИМС МЧС РФ в соответствии с постановлением Правительства , действующими Правилами и Административным регламентом .
Маломерные суда для коммерческого использования освидельствуются и классифицируются Российским морским регистром судоходства или Российским Речным Регистром и вносятся в реестр капитанам морских портов и Администрациями водных бассейнов . В соответствии с разъяснениями заместителя министра транспорта РФ В.А. Олерского (письмо № ОВ-28/1947 от 25.02.2013 г.) разделение ответственности при классификации и освидетельствовании маломерных судов коммерческого использования между PC или РРР определяется в зависимости от удаленности районов использования судов от мест убежищ или берега:
- внутренние водные пути - РРР;
- морские районы (с удаленностью от мест убежищ или берега до 12 миль включительно) - по выбору судовладельца PC или РРР.
Плавучие объекты на ВВП освидельствуются и классифицируются Речным Регистром . Учет (не регистрацию) плавучих объектов на ВВП осуществляютАдминистрации водных бассейнов в порядке установленном Правилами .
Освидетельствование и учет плавучих объектов на акваториях не относящихся к ВВП постановлением Правительства по прежнему возлагается на ГИМС.

В чем отличие несамоходного маломерного судна от плавучего объекта?

С юридической точки зрения все маломерные суда (в т.ч. несамоходные) относятся к объектам недвижимости и подлежат государственной регистрации в соответствующем реестре, а плавучие объекты не являются судами, не относятся к объектам недвижимости и подлежат не регистрации, а учету. Учет плавучих объектов осуществляется только с целью обобщения информации о плавучих объектах в интересах обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях и не связан с наличием права собственности и иных прав на плавучие объекты.
Разграничения плавучих сооружений на суда или плавучие объекты определяется не их конструктивными особенностями, а исключительно целями использования.
Например: Лайнер осуществляющий круизы - это судно, но тот же лайнер используемый в качестве плавучей гостиницы - плавучий объект. Несамоходная плавучая площадка перевозящая грузы - судно (баржа), а установленная постоянно у берега для складирования груза - плавучий объект (понтон).
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ дает перечень плавучих сооружений относящихся по цели своего использования к плавучим объектам (но действие КВВП согласно ст.1 п.2 распространяется исключительно на внутренние водные пути).

Кто определяет цели использования плавучего сооружения?

В соответствии с действующим законодательством цели использования плавучего сооружения определяются его владельцем в декларативном (заявительном) порядке .
Пример: Если владелец декларирует свою плавучую дачу экплуатирующуюся на ВВП как маломерное несамоходное судно для рыбалки и отдыха - оно подлежит освидетельствованию, классификации и регистрации подразделением ГИМСа, а если называет его плавучим домом - то его классификацию и освидетельствование (как плавучего объекта) проводит Речной Регистр , а учет - Администрация водного бассейна. Аналогичным образом, если владелец декларирует платформу из железобетонных модулей в качестве буксируемой грузо-пассажирской - она классифицируется, освидетельствуется и регистрируется в реестре как несамоходное судно-площадка, а если декларирует как причал - классифицируется, освидетельствуется и подлежит учету (а не регистрации) как плавучий объект.

Есть ли возможность "прописаться" в плавучем доме?

В теории это возможно, если это судно и оно зарегистрировано в установленном порядке, т.к. в соответствии с п.2 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан . Таким образом, если плавучее сооружение отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, изложенным в постановлении Правительства РФ от 28.012006 №47 , то он может быть признан жилым помещением, т.к. в законодательстве отсутствует требование, чтобы жилое помещение обязательно стояло на земле.
На практике имеются прецеденты, когда "прописывались" на маломерных судах, зарегистрированных ГИМС. А вот на плавучем объекте (даже если вы его назвали "плавучий дом") "прописаться" не получится - плавучие объекты действующим законодательством не относятся к недвижимости:)

Есть ли какие то правовые ограничения или льготы при приобретении плавучего дома или дачи (например налоговые) или наоборот?

Владелец несамоходной плавучей дачи (бани, дома) зарегистрированной как судно оплачивает согласно ст.361 Налогового кодекса РФ лишь незначительный ежегодный транспортный налог (практически, как на обычную гребную лодку). Владельцы плавучих объектов транспортный налог не уплачивают .

Как сложно буксировать плавучий дом (дачу) на бетонных понтонах?

Все зависит от размера плавучего дома (дачи), акватории (водоема) и используемого судна-буксира.
Представленный на фотографии плавучий дом (дача) водоизмещением около 50т на железобетонном понтоне по тихой воде неоднократно буксировался по озеру на расстояния нескольких сот метров обычной гребной лодкой с двумя гребцами и с одной парой весел:)


Летом такое судно можно без труда отбуксировать катером для стоянки у красивого берега, а на зиму, при желании, перегнать в марину яхт-клуба - на зимовку суда в клубах поднимают из воды, причалы освобождаются и практически всегда можно договориться о недорогой (практически бесплатной) стоянке:)

Что подтолкнуло на создание столь необычных в нашей стране плавучих домов и дач?

Наша компания начала разрабатывать данное направление в связи с тем, что мы не смогли найти российского подрядчика на реализацию собственной мечты - иметь современные плавучие дома для круглогодичной эксплуатации:)

Кто покупает плавучие дома и плавучие дачи?

Те, кто любят жить и отдыхать у воды и на воде, но не имеют желания (или возможности) тратить все свое свободное время на уход и содержание земельного участка. А несколько клумб с цветами или даже небольшой парник прекрасно разместятся и на палубе - в Голландии плавучие дома часто называют "плавучими садами" :)

Возможно ли получение кредита на приобретение и страхование плавучего дома или дачи?

Дома на воде классифицируются, освидетельствуются и регистрируются в ГИМС с оформлением судового билета, как маломерное "несамоходное судно-площадка". При необходимости получения кредита, его можно отдавать в залог с регистрацией залога в регистрирующем органе (ГИМС МЧС РФ), что обеспечивает банку даже больший объем гарантий, чем залог транспортного средства (при сопоставимой сумме кредита), а многие страховые компании имеют специальные программы по страхованию маломерных судов от различного рода рисков.

Если я свою плавучую дачу зарегистрированную в ГИМС как маломерное судно буду сдавать в аренду, придется ли мне ее перерегистрировать в Речном Регистре?

Если вы будете продолжать использовать плавучую дачу сами в личных целях, а сдавать только когда она вам не нужна, то перерегистрация не требуется.


В чем отличие плавучего дома от плавучей дачи?

В нашей терминологии:
Плавучий дом предназначен для длительного (а возможно даже постоянного) проживания и, как правило, имеет значительно большую площадь (иногда состоит из нескольких модулей), а для экономии энергии утеплен лучше (теплопотери существенно меньше, чем установлены действующими строительными нормативами для индивидуальных домов).
Плавучая дача (как и обычная дача) предназначена хоть и для круглогодичного, но кратковременного (периодического) проживания. Соответственно плавдача имеет несколько меньшую площадь (обычно площадью до 25-30кв.м) и меньшую степень утепления, но зато и стоит существенно дешевле.

Почему плавучий дом или дача стоят дороже "обычных"?

Существенную стоимость дома, дачи или бани на воде составляет стоимость плавучего основания - бетонного понтона (плавучей площадки). Если к стоимости "обычного" дома (дачи или бани) добавить стоимость фундамента и земли (первая линия у уреза воды) - минимум 1-2 сотки земли плюс расходы на водоснабжение и водоотведение (канализацию), благоустройство земельного участка и устройство большой комфортной террасы, то плавучий дом или дача обходятся значительно дешевле. Да и купить всего 1-2 сотки земли у самой воды практически не реально:)


Есть ли какие то особенности эксплуатации плавучих домов и дач? Нужны ли будущему покупателю навыки судоходства?

Плавучий дом (дача) ничем не отличается от любых других маломерных судов. Для перемещения несамоходного судна навыки судоходства будущему покупателю не нужны - используется буксир. А вот если планируется путешествовать по воде с подвесными моторами - необходимо получение прав (как и на любой катер, моторную лодку или гидроцикл). Не требуется регистрация и получения прав только для лодок массой до 200кг и с подвесным мотором до 8 кВт/10 л.с. (желательно только установить грузовой винт, если такая лодка используется для буксировки).
Таким образом, по "тихой воде" в закрытом водоеме в безветренную погоду можно буксировать плавучий дом или дачу лодкой даже с небольшим подвесным мотором не получая удостоверение судоводителя:)


Как такое плавучее сооружение ведет себя при сильном ветре или волне? Насколько опасен лед?

С учетом того, что плавучий дом (дача) на бетонном понтоне весит несколько десятков тонн и удерживается на месте "мертвыми" якорями или закольными сваями, то волны и ветер на него не оказывают опасного влияния. Все наши плавучие дома и дачи на бетонных понтонах переносят замерзание водоема без ограничений на толщину льда.

Дает ли компания гарантии на свои изделия?

Да, мы даем гарантию на все конструкции собственного изготовления.

На какой срок эксплуатации рассчитаны Ваши плавучие дома и дачи?

Срок службы железобетонных понтонов - многие десятилетия. Сейчас можно найти в продаже бетонные понтоны 60-х годов постройки в хорошем состоянии и не проходившие капитального ремонта корпуса!


Плавучее основание дома (дачи) это один цельный железобетонный понтон?

Нет, плавучее основание (понтон, платформа, площадка) состоит из нескольких железобетонных модулей плавучести. Количество и размер модулей плавучести зависит от выбранного проекта. Использование модульного подхода позволяет собирать площадку (платформу) любого требуемого размера.

Как перевезти дом на другой закрытый водоем?

Все наши плавучие дома и дачи имеют сборную конструкцию - при желании можно всегда снять модульную надстройку, разобрать плавучую площадку (понтон) на модули и перевезти автотранспортом на новое место.

Какого размера понтон нужен для строительства плавучего дома (дачи, бани)?

Для небольшой плавучей дачи или бани вполне достаточно двух модулей плавучести 2,4*6м. Для более вместительной и комфортной дачи потребуется уже четыре модуля плавучести 2,4*6м - из них можно собрать плавучую платформу 4,8*12м или 6*9,6м, а для "полноценного" плавучего дома требуется уже шесть или даже семь модулей плавучести - платформа 4,8*18м (6*14,4м) или 6*16,8м.

Можно на ваши понтоны поставить модульный дом нашего местного производителя (более дешевый аналог "ДубльДома")?

На наши понтоны (плавучие площадки) можно устанавливать любые каркасные/модульные дома, в т.ч. дома от компании "ДубльДом" и их многочисленные аналоги.

Какая плавучая платформа лучше для строительства плавучего дома "узкая длинная" или "квадратная"?

При одинаковом количестве модулей плавучести вес платформы и площадь палубы будут одинаковыми, а вот "вести" себя они будут существенно по разному.
Узкая платформа:
- проще буксировать
- меньше выступает от берега (принципиально на реках и каналах)
- меньше сопротивление течению на реке (а значит проще якорная система) и меньше вероятность отрыва при ледоходе
- можно во всех жилых помещениях сделать большие "видовые" окна на воду
- при наличии второго этажа сильнее качка.
Квадратная платформа:
- можно сделать большие "видовые" окна на разные стороны
- меньше раскачивается при волнении
- комфортнее на втором этаже (при его наличии), т.к. меньше амплитуда качки.

Какой максимальный размер железобетонного понтона для плавучего дома вы рекомендуете?

По нашему мнению, платформы размером 9*19,4м (а это площадь 175кв.м) более, чем достаточно, для любых самых смелых желаний, оставаясь при этом рамках маломерного судна:)
Хотя в подавляющем числе случаев вполне достаточно и платформы 6*17м (из 7 модулей плавучести длиной 6м).

Можно сделать плавучий дом, заняв им всю площадку понтона?

Да можно. Главное контролировать вес надстройки и не выходить за расчетный.

В чем недостаток второго этажа в плавучем доме?

- Лестница "съедает" полезную площадь
- Чем выше стены, тем больше их парусность и тем выше центр тяжести сооружения, а значит больше качка при ветре и волнении.

Стальной понтон это всегда плохо?

Нет, не всегда. Все зависит от его использования: если плавучее сооружение в течении сезона необходимо неоднократно поднимать из воды и перевозить автотранспортом на другой водоем, то стальной понтон имеет явное преимущество (ввиду меньшего веса), т.к. одновременно с этим провести его освидетельствование и окраску корпуса не составляет проблем. А вот строить теплый зимний дом на таком понтоне не следует - поднять его из воды вместе с домом для обязательного периодического освидетельствования и окраски будет очень проблематично, да и центр тяжести дома на бетонном понтоне существенно ниже, а остойчивость - значительно выше.

Насколько большая влажность в плавучем доме и не вредит ли это его конструкциям?

Если взять для сравнения показатель уровня влажности в плавучем доме или плавучей даче, то он схож с участком в 20-50 метрах от воды, а часто даже существенно ниже (т.к. отлично проветривается)! Таким образом, не стоит опасаться, что из-за расположения на воде ухудшится микроклимат вашего коттеджа, а с помощью экологичных материалов и современных систем вентиляции мы создадим тот микроклимат, к которому Вы привыкли.

На фотографии опубликованной на сайте мне НЕ понравились...

Нам тоже не все нравится. Но дома на фотографиях строились для конкретных Заказчиков, а Заказчик - всегда прав:)
Мы стараемся удовлетворить любые "прихоти" Заказчиков, если это не влияет на вопросы безопасной эксплуатации плавучего дома и его срок службы.

Мне предлагают недорого купить бывший в употреблении стальной понтон. Можно на него установить Ваш модульный дом?

Присылайте чертежи понтона - будем смотреть.
Однако Вам надо учесть, что покупка любого стального понтона для строительства плавдома или дачи - не лучщая идея:
1. В судостроении сварщик - самая дефицитная и очень высокооплачиваемая профессия. Все сварщики подлежат обязательной сертификации (аттестации) морским или речным регистром, т.к. от качества швов зависит безопасность судна. Вы уверены, что понтон варил аттестованный специалист?
2. Стальной понтон требует регулярного освидетельствования (в т.ч. внутри) и регулярной окраски (особенно бывший в употреблении), а значит Вам придется периодически вызывать кран большой грузоподъемности и поднимать плавучий дом из воды. В итоге затраты будут больше, а срок службы - меньше:(
3. Большинство стальных понтонов не рассчитаны на эксплуатацию в зимних (ледовых) условиях (особенно под нагрузкой).

Я видел в сети интернет много фотографий затонувших плавучих домов....

Да, такое случается, если отсутствуют (или нарушены) герметичные переборки, а корпус судна имеет традиционную форму ввиде буквы U . ВСЕ наши корпуса из железобетона имеют П образную форму и ПОЛНОСТЬЮ заполнены внутри специальным пенопластом - это обходится не дешево, но безопасность и надежность того стоят! Даже если повредить такой корпус (а сделать это очень и очень сложно) судно не только не потеряет плавучесть, но даже не получит малейшего крена!

Хочу большой плавучий дом (дачу) с подсобными помещениями (баня + гостевой домик), но как не выйти за рамки требований (длина не более 20м) установленных для регистрации в ГИМС?

Все очень просто - можно спроектировать дом из нескольких маломерных судов и поставить их рядом!
Такой вариант имеет еще и целый ряд преимуществ:
1. "Флотилию" можно достраивать постепенно, по мере необходимости и наличию денежных средств.
2. Значительно большая ликвидность - продать можно не только сразу всю "флотилию", а и отдельные ее части.

Какие понтоны для плавучих дач лучше - пластиковые или бетонные?

И те и другие имеют своои плюсы и свои минусы. Стеклопластиковые понтоны имеют меньший вес и осадку (30-40см) - это позволяет подходить к берегу даже на мелководье, а при установке подвесных моторов (лучше двух) - самостоятельно путешествовать по водоему. Однако, при сопоставимой цене, их грузоподьемность меньше, чем у бетонных, а значит монтируемые на них надстройки должны быть значительно легче и жестче. На таких понтонах строят исключительно сезонные (летние) плавучие дачи. Бетонные понтоны тяжелее и имеют большую осадку (до 50-60см), но значительно более остойчивы и позволяют строить энергоэффективные теплые (даже двухэтажные) дома и дачи для постоянного (круглогодичного) проживания.



Чем плохи импортные самоходные плавучие дачи?

Они не плохие, они просто не рассчитаны на круглогодичную эксплуатацию в наших климатических условиях:
- требуют обязательного подъема из воды на зимнюю стоянку

Имеют недостаточное утепление (толщина утеплителя жилой надстройки не превышает 40, максимум 75мм).

Почему в России очень мало плавучих домов и дач?

Многое определяется "национальными" особенностями. Например, в Финляндии много рек и озер, много свободной земли по берегам, мало населения и либеральное законодательство, разрешающее строительство прямо на берегу. Как следствие - плавучие дома и дачи практически отсутствуют и широко распространены исключительно любимые финами плавучие сауны. В соседней Швеции ситуация существенно иная - свободной земли по берегам значительно меньше, а природоохранное законодательство очень серьезно ограничивает любое строительство в береговой полосе. Как следствие - плавучих домов и дач уже существенно больше, чем в Финляндии. В странах центральной европы свободной земли по берегам для дачной застройки еще меньше и, как следствие, существенно больше количество плавучих домов. Плавучие дома и дачи пользуются стабильно большим спросом и купить современный плавучий дом за "приемлемые" деньги очень и очень не просто.

Почему в России практически нет самоходных плавучих дач?

1. Вероятно по той же причине, по которой у нас вообще очень и очень мало лодок и катеров - нет необходимой инфраструктуры (у нас практически отсутствуют специально оборудованные лодочные стоянки с автомобильными парковками и береговым электроснабжением). В Финляндии с населением 5,5 млн. одна лодка приходится на каждые 5-6 жителей. Не все семьи имеют собственную лодку, но многие, наоборот, - по несколько. Чаще всего приводится цифра 800 000 (примерно треть из них – гребные), но она очень приблизительная - регистрации подлежат только мотолодки и катера, имеющие в длину не менее 5,5 метра и с двигателем более 20 л.с. Весельные и безмоторные лодки и понтоны в Финляндии не регистрируются и с трудом поддаются учету.
2. За рубежом очень мало "частных" самоходных плавучих дач - практически все самоходные дачи "коммерческие" и используются для сдачи в аренду (как правило краткосрочную), т.к. "путешествовать" по ограниченной акватории очень быстро надоедает, а для дальних путешествий лучше подходят традиционные яхты. В большинстве европейских стран нет проблем с арендой самоходной плавучей дачи, т.к. для моторов менее 20л.с. не требуется наличие прав судоводителя и такого мотора вполне достаточно для неспешного перемещения по закрытому водоему летней плавучей дачи (а во многих европейских странах законодательство еще более либеральное - при мощности мотора до 25 kW, не требуется свидетельство водителя маломерного судна, если водное транспортное средство ходит в светлое время суток при хорошей видимости на расстоянии до 5 морских миль от берега на море и на расстоянии 9 километров от берега во внутренних водах). У нас наличие прав судоводителя требуется при мощности мотора более 10 л.с. - такой мотор недостаточен для комфортной эксплуатации плавучей дачи и не обеспечивает безопасного судовождения при сильном ветре даже на мелководном закрытом водоеме (требуется минимум в 2-3 раза больше).

Хочу купить у вас железобетонные понтоны и сам сделать плавучую дачу исключительно для сезонной (с весны по осень) эксплуатации. Что посоветуете???

Лучшее - враг хорошего! Все давно придумано еще до нас:)
Если речь идет исключительно о сезонной (летней) плавучей даче или бане, то для экономии можно сделать надстройку из тонкого профилированного бруса толщиной 70мм камерной сушки и утеплением 100-150мм пол/потолок.
Использовать более толстый брус категорически нельзя, т.к. чтобы не говорили продавцы, он будет не сухой, а только "подсушенный" и обязательно даст усадку и трещины (сушить брус толще 70-75мм производителям очень и очень не выгодно - правильно высушенный брус толщиной более 75мм получается существенно дороже клееного аналогичной толщины, но будет существенно уступать ему по качеству).
Такая плавдача может эксплуатироваться весной-осенью и даже зимой при небольших морозах (при наличии печки-камина с хорошим запасом по мощности). Такую жилую надстройку можно без проблем собрать за несколько дней из готовых домокомплектов.
Позднее (при желании) ее всегда можно будет дополнительно утеплить для кратковременной зимней эксплуатации дачи мягкой ДВП толщиной 50мм (по теплоизоляции 25 мм мягкой ДВП равны 90 мм древесины) и обшить шпунтованной доской (вагонка, имитатор бруса и т.п.). Пример - европейцы, они массово производят плавучие дачные домики и бани из бруса 70мм.

Хочу построить плавучую дачу для круглогодичных наездов в выходные! Что посоветуете???

В этом случае оптимальный вариант - каркасная плавучая дача (утепление стен - от 100мм, пол/потолок - от 150мм).

PS: Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, посмотрите разделы

Дом на воде обычно строят возле берега. Если же предполагается строительство такого необычного дома в черте города, то будущему домовладельцу непременно потребуется заключение договора на аренду участка. После получения многочисленных необходимых разрешений можно смело разворачивать строительство дебаркадера. Сейчас мы попробуем разобраться, как построить дом на воде, поскольку это далеко не простое дело.

Проект является очень важным моментом строительства . Необходимо правильно выполнить все предварительные расчеты касательно размеров и грузоподъемности сооружения, поскольку дом должен быть безопасным жилищем для проживающих людей и ни в коем случае не быть помехой для судов и прочих плавучих средств. К разработке проекта помимо архитектора следует привлечь специалиста Управления судоходства, так как именно данное Управление ведет строгий контроль процесса строительства дебаркадера.

Фундамент

Фундамент в данном случае будет понятием условным. Плавучий дом, как правило, устанавливают на понтон. Понтон представляет собой некую плавучую платформу, изготовленную из стали, пластика, дерева или железобетона. Модульные пластиковые понтоны часто используют в качестве причала или для легкого сооружения небольших размеров, допустим, беседки.

Инженерные сети

До момента начала строительства, после разработки проекта, следует провести необходимые городские коммуникационные инженерные сети такие, как система канализации, трубопровод для воды, электричество и прочие.

Если строящийся дом будет расположен в отдалении от городской электросети, то вполне может выручить автономное энергообеспечение (дизельный генератор, энергия ветра, солнечная энергия). Установленные ветряки и гелиоколлекторы способны устранить проблемы с электричеством, а последние к тому же помогут решить вопросы с горячей водой.

Обеспечивать дебаркадер водой можно из пробуренной скважины, находящейся неподалеку от дома на берегу, тогда вам придется обратиться в Управление по охране окружающей среды за специальным разрешением. Данная проблема также прекрасно решается с помощью бортовой системы забора, очистки и подачи воды непосредственно из водоема.

С канализацией дела обстоят несколько сложнее. Помимо подключения дома к канализационному коллектору , находящемуся на берегу, еще можно дополнительно установить цистерну для накопления и хранения сточных вод либо подключиться к береговой ливневой системе канализации. Как вариант, возможно подключение дебаркадера к системе очистки и обеззараживания стоков с последующим орошением близлежащей территории или сбросом в водоем. Хорошо очищенная сточная вода используется для полива растений, а попадая в водоем, биологически очищенная и обогащенная кислородом вода прекрасным образом поспособствует естественному процессу доочистки водоема.

У системы биологической очистки есть один существенный недостаток – это дорогостоящий вариант, но зато экологически чистый и наиболее экономичный.

В качестве технической можно использовать воду из:

  • береговой скважины;
  • городской системы;
  • водоема (при условии наличия фильтров).

Для создания всех инженерных систем дома на воде потребуется серьезный профессиональный подход.

Строительство

Полностью оборудованный и безопасный для проживания дом на воде способны построить только профессиональные строительные компании, обладающие специальной лицензией.

Непосредственно сам дом на уже готовом фундаменте может быть построен из дерева либо из легкой металлической конструкции (желательно оцинкованной).

Для отделки фасада используются разнообразные строительные материалы:

  • искусственный камень;
  • дерево;
  • сайдинг (виниловый, деревянный, стальной).

На все строительные материалы должны быть в наличии сертификаты.

Если предполагается строительство деревянного дома, то древесину нужно обязательно обработать антипиреном и антисептиком.

Чтобы дом не кренило от порывов ветра, еще на стадии его проектирования очень важно выполнить расчеты усилению устойчивости сооружения.

По окончании строительства дебаркадера предстоит еще немало хлопот по его оформлению, ведь хозяин дома фактически становится судовладельцем. Счастливого обладателя дебаркадера ждут следующие дополнительные этапы:

  • получение документов на право собственности;
  • освидетельствование;
  • ввод в эксплуатацию (пожарная и санитарно-эпидемиологическая инспекция);
  • получение номера;
  • получение разрешения на швартовку;
  • страхование дома (желательно).

Прописаться в жилище владельцу не удастся, поскольку дом на воде будет документально значиться как плавучее средство.

Правда, это не останавливает всех желающих обладать столь необычным, экзотическим жилищем, не уступающим по комфорту стандартному жилью.

Видео

Если вы хотите построить дом на воде, вам наверняка будет интересен следующий сюжет.

Трудовая биография водолаза Павла Жемерова началась в акватории рыбинского шлюза, когда перстройка уже шла ко дну. На долю выпускника воронежской школы водолазов выпала честь блюсти чистоту и порядок в водах здешней ГЭС, занимаясь подводно-техническим обслуживанием механизмов элетростанции. Работа, как говорится, непыльная, но скучноватая. Единственное, что нарушало мерное течение подводных будней, это любители зимней рыбалки и автолюбители, ныряющие с барж и паромов при переправке. Всего на счету Павла около сорока траспортых средств, выловленных на глубине.

Более всего памятен инцидент, когда водитель «Ситроена», переправлявшийся из Мышкина на сухогрузе, вдруг зачем-то влез в кабину и включил заднюю передачу – машина одним прыжком бухнулась в воду и пошла ко дну. От удара водитель потерял сознание... Там – на пятнадцатиметровой глубине, пытаясь прицепить машину к троссу подъемного крана, Жемерову долго не удавалось примотать скочем голову лихача к рулю, чтобы тот во время подъема иномарки с глубины случайно не торпедировался из кабины... Вскоре после этой мутной истории Павел бросил работу водолаза и ушел, как говорится, на берег...

Павел Жемеров: «Был катер у меня. С каютой. Хороший, быстрый. Все Рыбинское водохранилище от Мышкина до Углича за час пролетишь. Класс! Но комфорта нет. Весь какой-то сырой, всегда грязный и озабоченный... Спокойно выпить чашку кофе, поесть культурно с вилкой и ножом – целая история. А уж о том, чтобы нормально телевизор и холодильник установить, и мыслей не возникало. И ладно, будь я еще зеленым и холостым. А то ведь уже сорокалетние надвигалось. Все больше времени хочется проводить с семьей, детьми. А как же катер? Продать и забыть?... Впрочем, по старым импортным фильмам я помнил сценки, как какой-нибудь Бельмондо или Пьер Ришар сидит и красиво пьет «Божоле» в кресле на палубе своего кораблика, пришвартованного на берегу Сены у подножья Нотр-Дам или у стен Лувра. Ну, или где-нибудь на каналах Амстердама... Не важно. Короче, захотелось построить нечто, что было бы вроде и кораблем, но по комфорту не уступало любой городской квартире. А, возможно, и превосходило...».

Комфорт, который иные корабелы пытаются организовать на воде, изначально ограничен возможностями основы, потенциалом того судна, которому они пытаются сделать своего рода абгрейд. Но обустраивая конкретное плавсредство под свои милые и вполне уместные, так сказать, капризы, приходится все время помнать, что имеешь дело с ржавым танкером «Дербент» или шхуной «Беда», спущенными со стапелей еще во времена Цусимы. И, хочешь – не хочешь, но если ты начал усовершенствовать какую-то баржу, тебе всегда придется, грубо говоря, танцевать от ее конструктивных особенностей. Как только начнешь решать вопрос – сколько кроватей, джакузи и теннисных столов будет на плубе и в каютах твоего судна – всегда придется сначала вспоминать, как оно изначально сконструировано и спланировано.

При этом, конечно, и мысли нет подвергать сомнению изыски строителей супряхт, стоимостью в миллионы долларов, где, как у некоторых, может быть и вертолетная площадка, и поле для гольфа, и бассеин, и тренажерный зал. Речь идет о том бизнес-классе, который уместен в России...

Павел Жемеров: Одним словом, стало понятно: то нечто, которое я хочу построить, надо начинать не с проектировки днища, а с внутреннего дизайна. Взялся за карандаш. А когда в итоге скалькулировались две тонны комфорта, я сказал себе – можно начинать.

Всю ночь не спал. И ни свет ни заря поехал в офис. Сидел и ждал, когда кто-нибудь из мужиков наконец на работу придет. Чтобы поговорить...

Живучий тримаран

- Расскажи, пожалуйста, как устроено все это сооружение. Что в нем главн ое?

Модули... Другими словами, это такие баллоны, которые изготовлены из полиэтилена методом центробежного литья. Они закреплены в три своего рода ленты. Две боковых – по двадцать шесть модулей. И одна центральная – из восьми, где наряду с ними запитаны все коммуникации. Крепятся они к периметру, к сварной металлической платфоме обычыми гайками, влитыми в модули. То есть здесь база тримарана.

- А из чего сделана платформа?

Квадратная профильная труба. А поскольку на воде любой металл все равно будет «гулять», была задача, чтобы вся эта сварка была крепкой.

- А что вперед чего делается? Сначала платформа сваривается?

Сначала надо выяснить общие размеры сооружения. А потом уже варить платформу. Ее длина – 16,5 метров. Включая крепеж для двух силовых установок. Вес металической платформы – 650 кило. 60 модулей (по 40 кило) – 2400.

- Можно подробнее про модули.

Изобретение это не новое. На таких же модулях стоят все речные причалы. Но прежде их никто не использовал для передвижения. Использовали пантонные технологии, которые в отличии от модульных в основе своей имеют железные плавучие емкости. У них внутри воздух, а снаружи – ребра жесткости. Чтобы сдвинуть сооружение, имеющее под собой так много металла, нужно двигателей пять–шесть. Не мой случай...

К тому же полиэтилен дешев и пластичен. Даже если при движении судна снизу случаются какие-то удары, он просто сживается и разжимается. А если пробиваешь модуль из железа, надо подниматься в док. Это дорого, стоит около восьмисот тысяч рублей. Плюс сварка. А тут все модули независимые. Даже если пробьешь один или два, ничего не случится. Дом все равно остается на плаву. Может, конечно, появиться крен, допустим, на нос. В этом случае мы просто подходим к берегу, откручиваем нижний киль, снимаем пробитый, а вместо него ставим другой, заполненный воздухом. Заменили и пошли дальше. То есть живучесть у судна очень большая.

Толщина стенки модуля – один сантиметр. Диаметр модуля – 87 сантиметров. Объем – 500 литров. Вес – 40 кило. Длинна всей этой своеобразной гирлянды, в которую собраны модули, – 14 метров 70 сантиметров. Снизу по всей своей длинне они скреплены металлическим швеллером, который сам по себе создает дополнительное ребро жесткости, защищая модули, например, при попадани на мель. В итоге никакая волна не оторвет никогда модули от платформы.

- Но ведь всегда надо иметь несколько «прозапас»...

За две навигации ни одного не потребовалось. Но вообще-то четыре запасных лежат.

Две тонны комфорта и живого веса

- Как расчитывался общий вес «объекта»?

Достаточно просто. Каждый модуль – по пятьсот литров. Их всего шестьдесят... Далее расчитываем тоннаж, который может вынести сама платформа с периметром 16,5 на 6 метров. Потом минусуем вес надстройки. Остаются две тонны полезной нагрузки. Это значит, мы можем взять на борт двадцать человек весом в сто кэгэ. Но для большей безопасности берем пятнадцать, так как есть еще бензин в баке каждого двигателя, канализация, которая тоже, между прочим, на 500 кило расчитана.

- Мебель, сантехника, вещи...

Нет, это расчитывается заранее... У нас дело доходило до того, что мы сначала в магазине взвешивали диван, и только потом завозили. Была четкая общая установка – загрузить, примерно, две с половиной тонны. Не больше. Ведь сама идея строить дачу была продиктована отсутствием желаемого комфорта на любых других плавсредствах. Соответственно, сначала человек должен заранее представить и спланировать себе этот комфорт, а уже только потом приступать к строительству.

Надо заранее осознать, что если ты хочшь поставить там камин, а тут, допустим, славянский шкаф, то тебе нужно не 60 этих модулей, а, грубо говоря, сто. Необходимо детально продумать, что будет наверху, как будет организована площадка для танцев, каким ты хочешь видеть жилое помещении, и уже потом расчитывать основание. Сначала надо спланировать комфорт, а потом переходить к расчетам основной конструкции. Если ты хочешь, чтобы там была стиральная или посудомоечная машина, джакузи, тренажерный зал, это надо делать заране. То есть все в джанном случае зависит от дизайна!..

Можно, конечно, и наоборот. Но если так, то, построив плавдачу, и постепенно добавляя нагрузки в виде предметов интерьера, придется пропорционально убавлять людей.

Все уже сразу должно быть сбалансированным. И впоследстви, грубо говоря, вот этот диван уже нельзя будут перетащить поближе к камину...

Если мы нагрузим один угол, соответственно плавсредство в его сторону и «клюнет»... Надо расчитывать всю обстановку вцелом. Самое тяжелое на плавдаче – четыре аккумулятора по 60 кило. Вопрос: где его поставить... Выбрали место поближе к корме.

То есть мы понимаем, что это не просто домак, а плавдача. И это вносит определенные обязательства по конструкции. По фундаменту, так сказать.

На корабле – то же самое. И на подводной лодке. Любое судно должно иметь балланс. Если мы на одну сторону сделам большую нагрзку, чем на дргую, то получится крен. Если нос загрузим больше, чем корму, получим дифферент. В этом случает судно потеряет свою водную устойчивость. На воде. Если есть дисбаланс в нагрузке, судно может превернуться и утонуть.

Основное в этом случае главное требование – комфорт. Грубо говоря, в подлодке этого нет или, скажем так, – в последнюю очередь. А здесь все ради него и делается. И чтобы при этом судно еще плавало по морям – по волнам, держало волну.

Когда строим обычный дом, начинаем с фундамента. Не особенно задумываясь о том комфорте, который хотим впоследствии создать. Когда возводим стены дома, мы только-только начинаем задумываться о планировке. Тут иначе. Сперва надо думать о том, что внутри, что будет главным – о двуспальной кровати, которая будет стоять около левой стенки. И о хозяине, который весит 130 кило. В нашем случае мы имеем две тонны комфорта, которые мы должны аккрутно, разумно распределить, и две тонны людей, этого «живого веса». Мебель надо расставить так, чтобы когда гости рассядутся, не было крена на один борт. Видел, как диваны расставлены?

- Только сейчас вспоминаю и начинаю задумываться...

Если придут пятеро – одно дело. Если придут пятнадцать, то надо уже рассаживать. Но не так: «ну ка, иди садись там, а не здесь». Все должно располагаться разумно, чтобы всем было удобно самим расположиться.

А с другой стороны – люди взяли плавдачу в аренду, капитан вывез их на остров, лег спать, а они выпили и стали заниматься перестановкой. Их надо каждый раз предупреждать об этих правилах поведения? Или, выходит, всю мебель надо намертво закрепить к полу.

Конечно, если плавдача сдается в аренду на неделю, то вместе с капитаном. И уж он беспорядка не допустит. Но вообще-то там все настолько основательно все расставлено, что уже ничего не передвинешь.

Самое главное, с чем мы столкнулись, это энергообеспечение судна. Хотелось иметь на борту 220 и 12 вольт. Добиться этого удалось с помощью аккумуляторов и инверторов. Было при этом особое требование и к генератору – чтобы он урчал не круглые сутки, а только четыре часа. Потому что хочется спать в тишине.

Малому кораблю – малое плавание

- Из какого материала сделан пол?

Лиственница с вакуумной пропиткой.

- А почему не пластик?

По идее он дешевле и имеет более положительную плавучесть, чем доска, но – смешно сказать – в нужный момент его не оказалось под рукой, а терять время не хотелось. Но сдругой стороны – по дереву босыми ногами ходить приятнее. И не так скользко.

- До какого времени года умстно продолжать «дачный сезон»? До глубокой осени?

Пока столбик термометра не упадет до нуля. Там же простое одинарное стекло. витражная пластиковая конструкция. Пластик и стекло, как при остеклении балконов. Если прохладно, можно растопить камин. Но если на улице – «минус», элементарно начинают запотевать стекла, в помещении становится очень влажно и не так комфортно.

- А почему не поставить ПВХ?

Я тебя умоляю... Общий вес дачи – семь тонн. Зачем утяжелять?

- Были в процессе строительства первой переделки. Ну, знаешь: сделали, сварили, свинтили, глядь – ошибка...

Постоянно. Впрочем, конкретно в сварке ошибок не было. Но были в электрике. Начинаем запускать – не идет. Вынимаем блок, выкидываем его, ставим новый... А это же опять на себестоимость ложится. Самая дорогая машина первая, которая собрана на коленях. А та, которая собрана на конвейере, она уже дешевле в несколько раз.

Уже на производстве первой плавдачи наверное регулярно возникало отметить завершение каждого технологического этпа, приближающего у финалу.

Нет. До спуска на воду за плавдачу никто не выпивал... Я вообще очень волновался, когда ее спускали. Думал: сейчас пустим, а выяснится, что неправильно рассчитали нагрузку, и она утонет. Какой будет позор перед рабочими!.. А портовики они же все моряки. Скажут: депутат-придурок, а еще мэром Мышкина хотел стать... Но она повела себя молодцом.

- Позади полторы навигации. И сколько ты уже прошел?

У движка счетчика нет. Есть моточасы. Как говорится, «все дороги ведут, а все реки текут»... Короче, с нашей скоростью, час работы двигателя обеспечивает десять километров. Выходит, что всего триста – триста пятьдесят километров прошел...

- А какие поломки случались?

ЧП не случалось. Но вот неполадки бывали. Например, первоначально установленные рулевые колонки, котрыми разворачивались двигатели, были сделаны из подручного материала – из обычных электрических стеклоподъемников от «Жигулей», девятой модели. Там ведь устройство нехитрое: рейки с зубцом и моторчик, который крепился к двигателю. Первую навигацию они хорошо отработли, но стеклоподъемники боятся сырости и стали залипать Короче, решили, что безопаснее и надежнее поставить нормальные рулевые колонки для яхты. Но это была даже не поломка, а недоработка..

- А что еще?

В газовой плите газ кончался, туалетная бумага быстро расходовалась, запасов питьевой воды не хватало...

- Ясно. А что в этих краях с заправками?

Их две. Одна в бухте «Коприно», другая – на рыбинской судоверфи.

- Дизель?

92-й. Но я, чтобы поберечь двигатели, заливаю 95-й. Других заправок здесь больше нет. Впрочем,при постройке следующих плавсредств в целях безопасности буду применять не бенизиновые, а дизельные двигатели... Солярка не так взрывоопасна.

- А что касается сертификациии...

Все это строилось под надзором – Государсвенной инспекции маломерных судов (ГИМС – авт.). Я привозил ребят из ГИМС на объект на всех этапах строительства. Они контролировали все. А когда я закончил, то сообщил, что иду испытывать. По закону повесил на борт табличку «идут испытания» и имел право плавать целую навигацию. А по ее завершении снова пришел в ГИМС и сказал: «Ничего не утонуло, оформите, пожалуйста».

- Они охотно пошли на это?

Вообще проблем не было. Это же их прямая обязанность – регистрация маломерных самодельных и заводских судов. Если плавсредство не превышает двадцати метров в длину, подходят те же права, что и на моторную лодку. Если свыше двадцати, требуются документы профессиональные капитана.

- Аптечку, огнетушители гимсовцы проверяли?

Обязательно... А также плавсредства, жилеты, круги, работу габаритных огней.

- ...звуковой сигнал?

Гуднули!...

Записал Юрий Панков

Глава 1.3. Плавучие дачи

К судам этого типа (табл. 1.7) в основном относятся комфортабельные сооружения с помещениями высотой в полный рост человека, просторной палубой, с оборудованием, необходимым для длительного отдыха. Преимущественно это тихоходные суда, что обусловлено их значительной парусностью и сравнительно малой мощностью устанавливаемых двигателей. Район плавания плавучих дач обычно ограничивается внутренними водными путями с выходом на открытые акватории в тихую погоду. Плавучие дачи используются для плаваний на небольшие расстояния с длительными стоянками в укрытых от волн бухтах.

Таблица 1.7. Характеристики плавучих дач

Характеристика «Золушка» «Дон» Проект Д. Бича «Аленушка»
в сборе носовая секция
Длина наибольшая, м 4,07 5,06 3,02 6,05 5,05
Ширина наибольшая, м 2,04 1,8 1,75 2,43 2,4
Высота борта, м 0,75 0,54 0,5 0,98 0,6
Осадка, м 0,27 0,21 0,21 0,32 0,24
Водоизмещение, т 0,75 0,7 0,3 1,3 2,1
Пассажировместимость, чел. 3 5 3 4 4
Мощность двигателя, кВт (л. с.) 5,9 (8) 22 (30) 22 (30) 11-103 (15-140) 14,7 (20)

Намечается расширение области использования плавучих дач за счет повышения их мореходности, создания облегченных конструкций, позволяющих при определенных условиях развивать скорости, соответствующие режиму глиссирования. За рубежом особый интерес к судам такого типа проявляется в странах, где водный туризм связан с выходом в прибрежные районы морей.

Для обеспечения необходимой по условиям эксплуатации остойчивости плавучие дачи имеют большую ширину, плоское или малой килеватости днище; нередко применяются катамаранные конструкции.

«Золушка» (рис. 1.37) - плавучая дача-катамаран , спроектированная В. Б. Осипчуком с расчетом на индивидуальную постройку (о самостоятельной постройке плавдачи «Золушка» ). Несмотря на минимальные для данного типа судов размерения, в полной мере соответствует своему назначению. В каюте, рассчитанной на экипаж из 2-3 чел. (семейный вариант), установлены два дивана. Третье спальное место - подвесная койка. Диван по левому борту преобразуется в обеденный уголок, состоящий из складного столика и двух мягких сидений. Высота каюты от настила до подволока 1,73 м. В носу по правому борту размещается рулевое управление. Место рулевого образуется путем переноса передней подушки дивана на среднюю. Над кормовой частью правого дивана подвешена газовая плита, в хорошую погоду она выносится в кокпит.

Малая площадь в оконечностях плавучей дачи компенсируется крышей, удлиненной носовым козырьком, которая на стоянке может использоваться в качестве солярия.

В. Н. Аладьин, Е. С. Журавлев, В. К. Лапин

Журнал КиЯ №2 1964г


Проект плавучей дачи «Березка» (премированный на конкурсе НТО судостроительной промышленности под девизом «Плес») разработан на основе пожеланий читателей сборника - туристов, интересующихся постройкой удобной и простой по конструкции плавучей дачи для индивидуального и коллективного пользования.

Конструкция и технология постройки «Березки» рассчитаны на людей, уже имеющих некоторый опыт в судостроении. В настоящее время, когда большое внимание уделяется организации полноценного отдыха трудящихся, было бы целесообразным в зонах отдыха организовать станции проката таких плавучих дач, где за небольшую плату можно было бы брать дачу на прокат на тот или иной срок. Стоимость постройки плавучей дачи данного типа невысока, а спрос на нее, конечно, будет велик, и за короткий срок станции проката окупят себя полностью.

ОБЩЕЕ расположение и основные элементы.

«Березка» -это современная плавучая дача, предназначенная для отдьха и туристских походов по рекам и водохранилищам.

Дача разделена четырьмя поперечными переборками на пять отсеков: форпик, носовой кокпит (5,3 м2), кают-компанию (6,24 м2), кубрик (3,86 м2) и кормовой кокпит (2 м2).

Форпик отделен от носового кокпита водонепроницаемой переборкой на 1 шп.; доступ в форпик осуществляется через люк, расположенный на палубе.

Носовой кокпит сверху закрыт жестким тентом. В хорошую погоду в нем можно установить банкетки, взятые из кают-компании, или два-три легких кресла, которые следует захватить с собой в поход. В случае пребывания на плавучей даче 7-8 человек-в кокпите можно установить легкие раскладные койки.

Носовой кокпит отделен от помещений надстройки переборкой на 4 шп., имеющей двустворчатую дверь. В носовой части надстройки расположена кают-компания, оборудованная двухспальным диваном, тумбочкой, тремя банкетками и столом. Стол крепится к бортовой зашивке на петлях. Для устройства пятого спального места стол необходимо откинуть вверх, а на его место установить три составленные вместе банкетки. В кают-компании можно устроить и шестое спальное место, установив в проходе легкую раскладную койку или кормовой съемный диван (из кормового кокпита). По бортам и на носовой переборке кают-компании расположены большие окна.

За кают-компанией (переборка на шп. 7) расположен кубрик, по правому борту которого имеются кухня с газовой плиткой, мойкой и умывальником, а по левому борту - двухспальная койка - рундук.

Помещения надстройки отделяются от кормового кокпита переборкой (9 шп.), имеющей одностворчатую дверь. Кормовой кокпит оборудован съемным диваном. По левому борту кокпита на капе, являющемся продолжением кубрика, расположены сиденье для водителя и пульт дистанционного управления подвесными моторами.

Для защиты водителя от ветра на крыше надстройки установлено ветровое стекло.

На крь[шу надстройки, используемую как солярий, можно попасть из кормового кокпита по скоб-трапу на переборке (шп. 9).

По бортам носового и кормового кокпитов, а также на крыше надстройки установлено леерное ограждение.

Для безопасности плавания в ночных условиях дача оборудована одним белым огнем, установленным на мачте-у ветрового стекла водителя и видимым на 360, а также двумя световыми сигналами-отмашками, питание которых осуществляется от аккумулятора, батарей или источника тока на моторах.


Основные элементы и характеристики плавучей дачи

Длина наибольшая, м

8,0

Длина расчетная, м

7,84

Ширина по палубе наибольшая, м

3,2

Ширина по скуле на миделе, м

3,0

Высота борта на форштевне, м

0,85

Высота борта у транца, м

0,78

Водоизмещение полное, кг

2700

Водоизмещение порожнем, кг

1850

Осадка средняя при полном водоизмещении, м

0,15

Осадка габаритная, м

0,40

Вместимость нормальная, чел

5-6

Скорость хода с двумя моторами «Москва», км/час

15-17

Запас топлива, л

100


Высокая остойчивость и удовлетворительная мореходность позволяют совершать плавания по большим рекам и прибрежным районам водохранилищ.

Изготовление поперечного набора. Постройка плавучей дачи, как и всякого другого судна, начинается с разбивки шпангоутов и форштевня на плазе в натуральную величину. При разбивке шпангоутов следует обратить внимание на то, что бимсы имеют погибь 1/40, а днищевые ветви шпангоутов имеют выпуклость, стрелка погиби которой указана на каждом конструктивном чертеже шпангоута.

Выпуклость днищевой ветви шпангоута строится по трем точкам: точка киля соединяется с точкой скулы тонкой линией, а из середины этой линии восставляется перпендикуляр, на котором откладывается величина погиби. Все три точки соединяют плавной кривой.

Ввиду того, что корпус дачи имеет упрощенные обводы, на плазе следует разбить только шесть шпангоутов: носовой транец, шп. 1, 2, 3, 4 и транец. Шпангоуты 5, 6, 7, 8, 9 имеют те же размеры, что и шп. 4.

Все шпангоуты изготовляются (см. спецификацию) из качественной сосны или ели 1-2-го сорта толщиной 30 мм, за исключением носового и кормового транцев, толщина бортовых и днищевых ветвей которых 50 мм.

Соединение бортовых и днищевых ветвей шпангоутов производится с помощью скуловых книц из фанеры толщиной 8-10 мм, между которь1Ми ставится заполнитель из сосны или ели. На шп. 1 и 2, а также на носовом транце, где флортимберсы разрезные, ставятся флоры из фанеры толщиной 8-10 мм.

Форштевень трехслойный: снаружи два слоя фанеры толщиной 10 мм, внутри бруски из дуба или ясеня толщиной 40 мм.
Сборка поперечного набора и форштевня производится на смоляных клеях марки ВИАМ Б-3 или КБ-3 и оцинкованных шурупах А5Х35. В случае отсутствия смоляных клеев можно использовать казеиновый клей или густотертую масляную краску.

Сборка корпуса на стапеле.

Сборку корпуса следует производить вверх килем на стапеле. Выставленные на стапеле шпангоуты выверяются отвесом и шланговым уровнем и надежно крепятся к нему. После этого ставят форштевень и приступают к установке продольного набора.

Днищевые и бортовые стрингеры крепят к шпангоутам шурупами А5 X100. В оконечностях все стрингеры обязательно связывают с транцами деревянными или металлическими брештуками.

Киль крепится к шпангоутам металлическими кницами 150X150X150 на болтах М6; с обратной стороны шпангоута под болты ставится металлическая подкладка. С кормовым транцем киль связывают с помощью наклонной металлической кницы 150Х150 X150, которая также крепится болтами М6.

Форштевень соединяют с килем болтами М8. Носовой транец соединяется с форштевнем металлическим брештуком сверху и металлическими угольниками сбоку.

Крепление брештука к форштевню производится шурупами А5Х50, а к носовому транцу - болтами М6; крепление угольников - болтами М6.

Собранный набор корпуса перед установкой обшивки малкуют рубанком по рейке.

В качестве материала наружной обшивки применена фанера ФСФ повышенной водостойкости толщиной 8-10 мм.

Соединение листов обшивки производится путем склеивания на ус либо на стыковой планке шириной 200 мм (той же толщины, что и обшивка). Стыковые планки ставятся на густотертую масляную краску с прокладкой из мешковины и стягиваются потайными винтами М6 двухрядным шахматным швом с шагом 70 мм. Стыковать обшивку на наборе не рекомендуется, так как это в конечном итоге приводит к разрушению набора и появлению течи.



В первую очередь ставят обшивку на борта, а затем на днище. Листы ставят на масляную густотертую краску и крепят шурупами А5Х35.

На зашитый корпус ставят: по линии киля -фальшкиль; по линии скулы - отбойный брус; по борту на высоте первого от скулы бортового стрингера - нижний привальный брус длиной 3500 мм. Брусья окантовывают полосами из стали. Теперь корпус можно снять со стапеля, перевернуть и установить на выверенные кильблоки (с тем, чтобы избежать искривления корпуса как в продольном, так и в поперечном направлениях). После этого укладывают палубный настил из фанеры ФСФ толщиной 8-10 мм.

Установка надстройки.

Шпангоуты надстройки по конструкции и размерам одинаковы. Бимсы изготовляются склеенными из реек 10X30. Погибь бимсов -1/40. Соединение бортовых ветвей шпангоутов с бимсами осуществляется с помощью книц. Перед установкой обшивки - стенок надстройки- выставляют продольный набор и набор переборок. В качестве обшивки принята фанера ФСФ повышенной водостойкости толщиной 8-10 мм.

Стыкование обшивки стенок надстройки производится на ус либо на стыковой планке, как и обшивка корпуса. Стыкование листов крыши производится на карленгсе по ДП.

Обшивку и настил крыши надстройки ставят на густотертую масляную краску и крепят шурупами А5Х35.

Внутри помещений надстройки выставляется обрешетник, к которому затем крепят зашивку.

Установка зашивки.

Перед установкой зашивки помещений всю дачу внутри и снаружи пропитывают за два раза кипящей олифой с небольшим добавлением свинцового сурика. Пропитка кипящей олифой обязательна, так как это предохраняет набор и обшивку от гниения и способствует надежной адгезии краски с обшивкой.

После пропитки следует мягкой ветошью снять с набора и обшивки корпуса и надстройки все подтеки олифы и дать двух-трехдневную выдержку.

В качестве зашивки можно использовать обычную березовую фанеру 1-го сорта толщиной 3 мм. Крепится зашивка шурупами АЗХ16.


Вид дачи со снятой крышей.

1 - трапик; 2 - стойка тента; 3 - тент носового кокпита; 4 - диван; 5 - стол-тумбочка; 6 - камбуз; 7 - газовая плита; 8 - умывальник; 9 - полка; 10 - диван в кормовом кокпите; 11 - подвесной мотор; 12 - кресло водителя; 13 - кубрик; 14 - банкетки; 15 - откидной столик.


Конструктивный продольный разрез

1- сварной носовой брештук; 2 - фальшкиль; 3 - водонепроницаемая переборка; 4 - скуловой стрингер; 5 - карленгс; 6 - раскладка; 7 - трубчатый леер; 8 - стойка тента; 9 - тент; 10 - сварная кница крепления шпангоута к килю; 11 - фанерная бракета; 12 - киль.

Оконные рамы изготовляют из дуба или ясеня, а двери кают-компании и кубрика - щитовыми из сосны, дуба и фанеры толщиной 5 мм. Пайолы дачи делают отдельными секциями из любой фанеры толщиной 8-10 мм.

Окраска дачи. По завершении всех столярных и сборочных работ корпус и надстройку дачи следует прошпаклевать за 2-3 раза и ошкурить перед окраской. Крышу надстройки и палубу следует оклеить миткалем на клее ВИАМ Б-3 или шпаклевке, во избежание водотечности и разрушения этих поверхностей под действием влаги и солнечной радиации.

Способы шпаклевки и окраски достаточно подробно описаны в литературе по постройке любительских судов.

Мебель для дачи изготовляется облегченной - щитовой


Комплект мебели для ллавучей дачи

А - банкетка; б - лолка; в- кресло водителя; г - диван-кровать; д - кухонный столик; е - кровать; ж-стол.

Публикации по теме