Город в скале грузия. Пещерные монастыри и города Грузии

В этом посте расскажу об одной популярной достопримечательности Грузии – пещерном городе Уплисцихе.

Всего на территории Грузии расположены три пещерных города – это Давид Гареджи, Уплисцихе и Вардзия. Проще всего добраться до Уплисцихе, этот пещерный город расположен примерно в 100 км от столицы Грузии – Тбилиси.

Как добраться до Уплисцихе

Если вы думаете, что можно посмотреть в окрестностях Тбилиси, то без сомнений отправляйтесь в Уплисцихе. Добраться до Уплисцихе не составит труда. Необходимо двигаться по дороге от Тбилиси в направлении Кутаиси. Дорога до Уплисцихе — это практически все время отличный высокоскоростной автобан, и лишь последние 12 км просто узкая ровная хорошая дорога.

Сначала нужно доехать до городка Гори, а после поворота на Гори через 12 км вы достигнете заветной цели.

Сколько стоит вход в Уплисцихе

Стоимость входного билета для взрослого — 5 лари

Стоимость входного билета для студентов и школьников — 1 лари

Стоимость аудиогида — 10 лари

Экскурсия с гидом на месте — 25 лари

Описание Уплисцихе и мои впечатления

Название Уплисцихе с грузинского переводится как «Божья крепость» или «Крепость Владыки», а сам город является одним из первых городов на территории Грузии, и возник он в конце 2-го начале 1-го тысячелетия до н.э.

Что же собой представляет Уплисцихе? Это комплекс пешер, высеченных в скале. В период своего расцвета территория Уплисцихе насчитывала более 700 пещер и других скальных сооружений, однако в наше время сохранились только около 150 из них. Здесь были построены жилые дома, общественные здания, храмы и другие объекты инфраструктуры: улицы, городские укрепления и ворота, туннель, колодцы и водостоки.

Уплисцихе за свою многовековую историю пережил несколько подъёмов и спадов, и является в настоящее время одним из важнейших исторических памятников грузинской культуры. Уплисцихе – это наслоение различных эпох.

Раньше Уплисцихе был храмовым городом и являлся главным культовым центром Восточно-Грузинского царства – Иберии. Город существовал в основном за счет пожертвований религиозного характера, также здесь занимались виноделием. Раньше здесь было много давилен, а также располагалось большое винохранилище.

Сейчас же на территории Уплисцихе можно наблюдать лишь вот такие интересные кувшины. Кто знает, быть может именно в них жители города в древние времена хранили вино.

После того, как в Грузии христианство стало государственной религией, начались противостояния, и жители Уплисцихе были подвергнуты гонениям. В ту пору многие постройки города были разрушены, а на месте языческих сооружений воздвигали христианские церкви.

Сейчас на территории Уплисцихе расположена небольшая церковь Уплисцули.

В 13-15 веках Уплисцихе был разрушен монгольскими набегами, полностью были разрушены крепостные стены, а леса, окружавшие город, были сожжены. После этого Уплисцихе перестал быть городом и потерял свою значимость. Пещерный город с тех пор стал использоваться как временное поселение и укрытие. Жители окончательно покинули скальный город в 19 веке.

Вот такие ландшафты можно увидеть забравшись на стены Уплисцихе в наши дни. Остается только представлять, что когда-то вся эта территория была покрыта лесами. Но даже такая, немного дикая и голая природа выглядит крайне фотогенично.

Уплисцихе расположен в сейсмически активном регионе, и в первой половине 20 века сильно пострадал от землетрясения. Очередное землетрясение, произошедшее в 2000 году, еще сильнее повредило некоторые строения Уплисцихе.

С середины 20 века Уплисцихе стал туристическим объектом, однако в настоящее время существует угроза дальнейшего разрушения строений, поскольку происходит постоянная эрозия песчаника.

А вообще, гулять по территории Уплисцихе весьма интересно, стоит только включить фантазию, и ты уже представляешь себя одним из местных жителей той эпохи.

В Уплисцихе особенно понравится детям, поскольку тут можно вдоволь полазить по камням и залезть практически в каждое помещение, только нужно быть довольно аккуратным, камни довольно скользкие.

Гуляя по Уплисцихе можно увидеть главную улицу, центральную площадь и несколько храмов, остатки стен, колодцев, какие-то хозяйственные помещения типа аптек и складов, давильни. Самым зрелищным помещением в Уплисцихе является храм царицы Тамары, но так вышло, что как раз фотографии главной достопримечательности Уплисцихе мы не сделали.

Хоть мы и не пользовались услугами гидов, но с этой ролью блестяще справился местный пес, названный нами Валерой. Валера стал нашим проводником и бодро сопровождал нас на всем протяжении осмотра Уплисцихе. Мы конечно ничего не поняли из его рассказа, ведь Валера как никак — грузинский пес, но было все равно весело.

Осмотр скального города Уплисцихе заканчивается спуском по небольшому туннелю в скале. Конечно этот туннель не такой живописный, как в скальном городе , однако тоже заслуживает внимания.

Посещением Уплисцихе мы остались довольны. Если вы будете отдыхать в окрестностях Тбилиси, обязательно туда съездите, поездка получится интересной, а главное, не утомительной.

  • Рекомендую посещать Уплисцихе в то время дня, когда еще (или уже) не жарко, поскольку комплекс находится на открытом пространстве и от солнца здесь практически негде укрыться.
  • Возьмите с собой воду, она здесь пригодится: жара и постоянные ступеньки могут сильно утомить.
  • Одевайте удобную обувь, лучше закрытую. В Уплисцихе вам постоянно придётся подниматься, а затем вновь спускаться по многочисленным ступенькам и переходам.
  • Не пожалейте денег и приобретите аудиогид, с этим устройством осмотр Уплисцихе станет более интересным. На территории комплекса расположено около 40 табличек, где можно остановиться и прослушать полезную информацию о конкретном объекте. Нам же оставалось лишь догадываться, для чего предназначалось то или иное помещение этого скального города.
  • Можно легко примкнуть к какой-нибудь экскурсионной группе и прослушать информацию абсолютно бесплатно. Уплисцихе – очень популярное место, и каждый день его посещают толпы как самостоятельных туристов, так и организованные группы, в том числе и русскоязычные.
  • Недалеко от парковки перед входом в Уплисцихе есть небольшая зона для отдыха. Там оборудованы места для пикника (столы и скамейки под навесом), где можно немного передохнуть после осмотра комплекса.

Сравнение Уплисцихе и Вардзии

Плюсы в пользу посещения Уплисцихе :

  • Близость расположения к столице Грузии – Тбилиси

В Уплисцихе можно съездить на один день, посмотреть пещерный город, а вечером вернуться обратно. Вардзия находится гораздо дальше и за один день съездить туда и вернуться обратно в Тбилиси у вас вряд ли получится

  • Уплисцихе – это уменьшенная копия Вардзии, и осмотр этого скального города мне показался менее утомительным

Плюсы в пользу посещения Вардзии

  • Вардзия – это самый большой скальный город на территории Грузии.

Вардзия считается самым зрелищным пещерным городом, а Уплисцихе – это уменьшенная копия Вардзии. Хотя постройки в этих двух городах практически идентичны.

  • В Вардзии лично меня сильно впечатлил длинный туннель, прорубленный в пещере, которым завершается осмотр скального комплекса. В Уплисцихе тоже есть туннель, но он гораздо менее зрелищный.
  • Местность, в которой расположен пещерный город Вардзия очень живописная, а дорога до Вардзии приятно порадует взор. Здесь ландшафт какой-то особенный и не похож ни на один из других регионов Грузии.

В завершение хочу отметить, что хоть Вардзия и считается самым зрелищным пещерным городом Грузии, Уплисцихе меня порадовал ничуть не меньше. Уплисцихе компактен и по-своему красив и привлекателен.

— пещерный город в Грузии недалеко от города Гори. Эти два места обычно посещают вместе, благо находятся они всего в 12 км друг от друга. В Гори родился Сталин, сюда классно приехать и ностальгировать по советским временам, а Уплисцихе интересен своей древней историей и довольно необычен.

Вам также будет интересно:

Пещерный город возник в начале 1 тыс. до н.э на правом берегу Куры и пережил множество эпох и поколений. Это такой срез из остатков архитектурных и культовых сооружений, построенных на протяжении тысячелетий.

Древние не просто так выбрали это место для постройки города: скалы являются естественным укреплением, недоступным для врагов. Уплисцихе изначально был культовым сооружением, где поклонялись женскому божеству, символом которого было колесо. Постепенно люди освоили эти места — в скале были высечены жилые помещения, храмы, хозяйственные постройки, а склон на горе был распахан — Уплисцихе стал городом.

Во времена христианства все языческие храмы были перестроены в христианские, а язычники убиты. Город перестал играть важное значение и уменьшился до обычной крепости. В средние века Уплисцихе часто переходил из рук в руки, а во времена нашествия арабов на Тбилиси даже становится столицей Картлийского царства.

После монгольских набегов город пришел в упадок — были не только убиты жители, но и выжжены леса, окружавшие Уплисцихе.

Сегодня пещерный город имеет статус музея, а в 2000 году его капитально реконструировали. Построили ресепшен и стойку информации, лестницы — в общем, облагородили. Рядом нет крупных селений, только село Квахврели на другой стороне реки, через мост, местность довольно безлюдная.

Вот на этой схеме можно посмотреть внутренний план пещерного города — как видите, довольно развитое было поселение.

Интересно полазить по всем закоулкам и помещениям в скалах

По дороге встретили такую симпатичную лошадку

Наверху сильно ветрено — вот прямо сдувает в прямом смысле слова. Не знаю, всегда ли здесь так или это нам так повезло;-)

Время работы: с 11:00 до 18:00

Стоимость входа: 3 лари, 15 лари за гида

Как добраться: в конце статьи

Город Гори, расположенный в 80 км к западу от Тбилиси, сейчас прочно ассоциируется с одним человеком — Иосифом Сталиным. именно здесь родился и жил какое-то время будущий вождь СССР.

Самая главная достопримечательности Гори — музей Сталина в центре города, довольно интересное для посещения место. Обязательно загляните, если приедете в Гори.

Музей Сталина в Гори

В музее собраны уникальные экспонаты: личные вещи, подарки, фото-документы той эпохи. Можно узнать немного и о личной жизни вождя, и увидеть его рабочие кабинет со всеми вещами, даже двумя сигаретами, которые он не успел выкурить.

Перед музеем находится небольшой домик из кирпича, где родился Сталин. В то время он располагался в «русском квартале» Гори, и Джугашвили снимали там одну комнату и подвал. Сейчас дом обнесен защитным павильоном.

Советский монументализм

Как известно, Сталин не любил летать. Справа от музея стоит его личный бронированный вагон весом 83 тонны. На нем он ездил в Тегеран, Ялту и Потсдам подписывать важнейшие документы того времени.

Стоимость входа: 15 лари- музей и личный вагон Сталина, 10 лари — осмотр музея.

При наличии времени стоит посмотреть крепость Гори , расположенную на возвышении недалеко от автостанции и улицы Сталина.

Гори сильно пострадал во время южно-осетинского конфликта в 2008 году (отсюда 30 км до границы с Южной Осетией). Тогда российские войска вошли в город и контролировали его около 10 дней. Нас подвозил мужичок, который с грустью вспоминал те времена, показывая еще оставшиеся следы от пуль на стенах домов. Он рассказывал, что в центре ездили российские танки, а на площади была яма от взорвавшегося снаряда. Многие жители тогда покинули Гори.

Отели и гостиницы Гори

Можно приехать на один день и уехать обратно ночевать в Тбилиси, но если вы плавно движетесь на запад Грузии и возвращаться в столицу не собираетесь, то можно найти ночлег и в Гори.

Уплисцихе как добраться из Тбилиси?

На общественном транспорте

Чтобы добраться в Уплисцихе, необходимо сначала доехать до города Гори. В Тбилиси езжайте на автостанцию Дидубе (на одноименной станции метро), оттуда каждые 30 минут ходят маршрутки до Гори с утра до вечера. Стоимость проезда 4 лари, а в пути чуть больше часа.

По этому же маршруту ходят общие такси, проезд в них стоит 5 лари, зато больше комфорта и быстрее. До Гори можно добраться на поезде, но ходят они не так часто, а стоят так же, в общем неудобно.

От автостанции в Гори несколько раз в день ходят автобусы до селения Квахврели (1 лари, 20 минут), оттуда около 2 км до Уплисцихе пешком. Последний автобус обратно уходит около 18:00, не пропустите, там глушь такая, что и такси не поймать! Такси из Гори в Уплисцихе и обратно с ожиданием обойдется в 25-30 лари.

На такси

Такси из Тбилиси в Уплисцихе обойдется в 80-90 лари за всю машину в одну сторону, и такой трансфер можно .

Тот самый мост через реку около Уплисцихе

До Уплисцихе можно доехать на проходящей электричке, точного времени прибытия не скажу, можно только предполагать, исходя из .

Грузия, страна камня и гор, солнца и моря, богата историческими и природными памятниками, которые вызывают непреодолимый интерес у каждого, кто хотя бы раз посетил эту прекрасную гостеприимную землю. Сегодня мы хотим посвятить отдельную тему одним из самых запоминающихся и волнующих достопримечательностях в Грузии. Мы поговорим о таинственных пещерных городах, посетив которые вы откроете для себя Грузию заново, узнаете много интересного и захватывающего относительно истории их возникновения, сможете побродить по таинственным, старинным пещерам и в полной мере ощутить завораживающий дух старины! А всем желающим увидеть эти места своими глазами предлагаем наш познавательный .

Пещерные города в Грузии: Вардзия

Пещерно-монастырский комплекс Вардзия, жемчужина грузинской средневековой архитектуры, является одной из выдающихся достопримечательностей Грузии. Этот уникальный пещерный город, высеченный в отвесной стене горы Эрушети на высоте 1 300 метров, расположен в области Аспиндза, в Джавахетии, примерно в 70 км к югу от города . В Средневековье территория Самцхе-Джавахети служила в качестве барьера, разделяющего остальную часть страны от мусульманского мира. Именно поэтому это стратегически важное место было выбрано для постройки города-крепости. Георгий III, правивший с 1 156 -1 184 гг., решил построить город-крепость, который тянется на почти 1 км вдоль берегов Куры.

Георгию III не удалось завершить строительство пещерного комплекса Вардзия. Его строительство завершилось во время правления его дочери царицы всея Грузии Тамар. По легенде, название города происходит от ‘ак вар, дзиа’ или в переводе с грузинского ‘я здесь, дядя «- клич Тамар, когда она теряется в бесчисленных лабиринтах пещер и зовет своего дядю на помощь. Во время правления Тамар важность пещерного города Вардзия значительно возросла и достигла удивительного процветания.

Историки говорят нам о богатстве и роскоши, в которых сохраняла свои пещеры. До землетрясения Вардзия служила главной семинарией юго-западной Грузии. Здесь проживало свыше 2000 монахов в многочисленных кельях, вырубленных в скалах. В общей сложности пещерный город Вардзия имел 3 000 помещений, которые находились на 13 ярусах и служили в качестве келий, жилых пространств, конюшен, сокровищниц, библиотек и даже магазинов и аптек. Специальные помещения - марани — были отведены главному грузинскому напитку. В марани хранилось и старилось вино в специальных кувшинах. Этажи были соединены между собой потайными ходами и отверстиями, сделанными в потолках, с деревянными лестницами, прикрепленными к ним. Из 6 000 пещерных помещений после землетрясений и многочисленных вражеских набегов до наших дней сохранились только 600-700. Так называемая «комната Тамар» находится в западной части комплекса. Согласно легенде, царица Тамар имела 366 комнат в Вардзии, чтобы враги не могли узнать точное место ее спальни. Пещерно-монастырский комплекс Вардзия наиболее известен старинными настенными фресками, миниатюрами, и картинами главной церкви. Образы короля Георгия III и царицы Тамар находятся в Успенском храме, построенном в 1180-ых. Портрет Тамары — один из четырех образов великой королевы столь древнего происхождения.


В наши дни в Вардзии проживают 5 монахов, которые выступают в качестве проводников, но они не говорят по-английски, а просто помогают посетителям не заблудиться в лабиринтах пещер.

Как добраться: Поскольку Вардзия находится далеко от Тбилиси, будьте готовы потратить несколько часов на дорогу. Боржоми и Бакуриани чаще всего используются как отправные точки для Вардзия в связи с близким расположением. находится недалеко от города Ахалцихе (70 км), такси от автобусной станции из Ахалцихе будет стоить около 60 лари (22-23 USD) в две стороны, включая время ожидания. Маршрутка (микроавтобус) будет стоить намного меньше (4 лари/ 1.5 USD), но совершает рейс только 3 раза в день (10.40 ч утра, 13:20 днем, и возвращение в 15.00 часов).

Пещерные города в Грузии: Уплисцихе

Уплисцихе (в переводе с груз. Крепость Господня) — некогда в 10 км к востоку от Гори. Построенный между 6 в. до н.э. и 1 в. н. э., Уплисцихе превратился в один из главных политических и религиозных центров дохристианской Картли, с храмами, языческим богам. После того, как арабы завоевали Тбилиси в 645 г. н.э., Уплисцихе стал резиденцией христианских царей Картли и важным торговым центром на главной караванной дороге из Азии в Европу. Позже Уплисцихе был окончательно разрушен монголами в 1240. Современный Уплисцихе — это территория Внутреннего города в 40 000 м 2 , сохранившаяся от первоначального огромного поселения. Почти все пещеры и находки здесь были обнаружены в ходе раскопок археологами с 1950-ых годов. Большинство раскопанных артефактов — красивые золотые, серебряные и бронзовые ювелирные изделия и великолепные образцы керамики и скульптуры, можно увидеть в Национальном музее в Тбилиси.


На первый взгляд этот древний комплекс выглядит как нечто абстрактное и бесформенное. Поразительно, что Уплисцихе считается самым древним поселением на территории Грузии, восходящее к Железному веку, II тысячелетие до н.э. Сегодня пещерный город Уплисцихе включен в список Мирового Культурного Наследства ЮНЕСКО. Центральная область, которая содержит большую часть скальных структур, соединена с нижней зоной узким туннелем. Большинство скальных структур без каких-либо декоративных элементов, более крупные структуры содержат элементы резьбы по камню. В верхней части комплекса есть христианский каменный базилик, датируемый 10 веком. Скальные пещеры включают в себя большой зал, названный Тамарис Дарбази, языческие места жертвоприношения, жилища, а также функциональные здания, такие как аптека, пекарня, тюрьма, и даже амфитеатр. Пещеры соединены между собой тоннелями, а потайные туннели служили для бегства при нашествии врагов.


Как добраться: Однодневную поездку в Уплисцихе возможно совершить как из Тбилиси, так и из Гори. Есть несколько вариантов транспорта из Тбилиси. Самый легкий способ добраться в Уплисцихе — на маршрутках (микроавтобус). Маршрутка в Гори отходит от станции метро Дидубе в Тбилиси, поездка в один конец занимает около 1,5 часа и стоит около 4 лари (1.5 USD или 1,3 EUR). Из Гори, вы можете взять такси до Уплисцихе, путь в 2 стороны с водителем должен стоить около 25 лари (8.5 EUR или около 9 USD). Самый дешевый вариант — автобус из Гори за 1 лари (0,5 EUR/USD), однако, он не работает регулярно, и вы вынуждены будете пройти около 1 км от деревни до пещерного города. У входа в пещерный комплекс Уплисцихе многочисленные гиды и проводники предлагают свои услуги и англоязычные экскурсии.

Пещерные города в Грузии: Давид Гареджи

Особое место среди многочисленных культурных памятников грузинского феодального времени занимает монастырский комплекс Давид Гареджи, представляющий огромную историческую ценность. Согласно преданию, монастырь Гареджи был основан в 6 веке одним из тринадцати ассирийских отцов, Св. Давидом Гареджи. Давид поселился в естественной пещере в пустыне Гареджи, где основал первый монастырь с целью распространить христианство в Грузии.


Даже сегодня, спустя столько веков, удивляет посетителей своей конструкцией и настенной живописью высокого художественного уровня. Комплекс состоит из 13 монастырей, разбросанных на холмах этой полупустынной зоны, на границе между Грузией и Азербайджаном.

Первое, что бросается в глаза, это многочисленные пещеры, вырубленные в скалистых породах этой пустынной местности. Пещеры служили монахам в качестве часовен, церквей, жилых помещений. Во многих из них сохранились фрески, датируемые 10- 13 вв. Недалеко от Давид Гареджи находится не менее известный и значимый пещерный монастырский комплекс Удабно. Пещерные монастыри в Удабно впечатляют. Они покрыты тысячелетними религиозными настенными росписями и фресками.


Стоимость билета: Вход свободный

Часы работы: Нет фиксированного графика работы, однако рекомендуется посещать в дневное время, так как монастырь находится на границе.

Как добраться: Давид Гареджи находится достаточно близко от столицы Тбилиси - в 60-70 км, однако регулярного транспортного сообщения нет. В монастырь можно добраться несколькими путями: арендовать машину, купить экскурсионный тур, в который включен трансфер, или на такси. Поездка на такси в 2 стороны со временем ожидания водителя будет стоить примерно 90-100 лари (260-270 USD), что довольно дорого.
Самый удобный способ добраться до монастыря Давид Гареджи — на мини-автобусе, который отходит от площади Свободы. Просто зайдите в Туристический информационный киоск, и они помогут вам. Автобус Тбилиси-Гареджи отходит ежедневно в 11 утра, поездка стоит 25 лари на человека (65-70 USD), и занимает чуть более одного часа.

у Туроператора MyGeo и насладитесь прекрасным и незабываемым отдыхом!

До наших дней дошел целый ряд средневековых пещерных монастырей и городов расположенных практически во всех уголках Грузии, где есть горы.
Наиболее известные - Вардзия, Уплисцихе и Давид Гареджа. В которых мы и побывали во время нашего осеннего тура по Грузии.

Вардзия - визитная карточка туристической Грузии. Этот пещерный монастырский комплекс XII—XIII веков расположен на юге Грузии, в Джавахетии. Высеченный высоко вскалах над Курой.

На протяжении 900 м вдоль левого берега реки в отвесной туфовой стене горы Эрушети (Медвежья) высечено до 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек. Помещения комплекса уходят на 50 метров вглубь скалы и поднимаются на высоту в восемь этажей. Сохранились потайные ходы, связывавшие помещения, остатки водопровода и оросительной системы.

В центре монастыря расположен главный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм зального типа перекрыт коробовым сводом (на подпружных арках) и украшен пилястрами, на стенах — уникальные фресочные росписи (в том числе изображения царя Георгия III и царицы Тамар, 1180-е гг., мастер Георгий). Большую историко-художественную ценность имеют фрески Успения Божией Матери, Вознесения Господня и Преображения Господа нашего Иисуса Христа.

Ансамбль монастыря Вардзиа был создан в эпоху Золотого Века Грузии в основном в 1156—1205 гг., в правление Георгия III и его дочери царицы Тамары. Расположенный на юго-западной границе Грузии, монастырь-крепость перекрывал ущелье реки Куры для вторжения иранцев и турок с юга. В ту пору все помещения монастыря были скрыты скалой, с поверхностью их соединяли лишь три подземных хода, через которые крупные отряды воинов могли появиться совершенно неожиданно для неприятеля. В 1193—1195, во время войны с турками-сельджуками, царица Тамара находилась со своим двором в Вардзиа.

Народная этимология объясняет происхождение названия «Вардзиа» следующей легендой. Однажды, когда царица Тамара была ещё маленькой девочкой, она играла со своим дядей в пещерах тогда ещё недостроенного монастыря. В какой-то момент мужчина потерял ребёнка из виду в лабиринтах пещер, и тогда малолетняя Тамара крикнула: «Я здесь, дядя!» (груз. «Ак вар, дзиа!»). Царь Георгий III повелел сделать восклицание своей дочери названием монастыря.

В 1283 в Самцхе произошло крупное землетрясение, в результате которой от скалы отделился и упал в Куру пласт породы толщиной до 15 метров. До двух третей комплекса было разрушено или сильно повреждено, многие помещения обнажились. Таким образом, Вардзиа утратил оборонное значение. В конце XIII — начале XIV веков, в правление самцхийского князя Беки Джакели, монастырь восстанавливался и достраивался; в частности, снаружи была построена колокольня.

В 1551 монастырь был захвачен и частично разрушен войсками персидского шаха Тахмаспа, а в конце XVI века захвачен турками. Турецкие воины заживо сожгли больных и обессиленных монахов прямо в помещении главного храма монастыря. Этот акт жестокости и варварства способствовал, однако, сохранению уникальных фресок храма — они были законсервированы под толстым слоем копоти. Впоследствии слой копоти рос благодаря кострам турецких пастухов, укрывавшихся зимой в пещерах монастыря.

В 1828 Джавахетия была освобождена от турок русскими войсками. Спустя некоторое время православными греками в Вардзиа была возобновлена монастырская жизнь.

В советскую эпоху монашество в Грузии было упразднено; в 1938 комплекс Вардзиа был объявлен музеем-заповедником. В 1980-е Патриарх-Католикос Грузии Илия II начал борьбу за возрождение монашеской жизни в Вардзиа. В конце 80-х он отслужил в монастыре первую Божественную Литургию. Ныне Вардзиа является действующим монастырём, хотя братия куда менее многочисленна, нежели в прежние века.

УПЛИСЦИХЕ

Уплисцихе — древний пещерный город, один из первых городов на территории Грузии. Уплисцихе высечен в скале, расположенной в 12 км к востоку от города Гори на левом берегу реки Кура. Город возник в конце II — в начале I тысячелетия до н. э., пережил несколько подъёмов и спадов, был окончательно покинут в XIX веке и является, таким образом, многослойным археологическим объектом, одним из важнейших памятников грузинской культуры. Уникальность памятника заключается в том, что он, благодаря своему устройству, сохранил в себе остатки архитектурных и культовых сооружений, построенных на протяжении нескольких тысячелетий. В период расцвета Уплисцихе включал в себя более 700 пещер и пещерных сооружений, из которых только 150 сохранились к настоящему времени.

Согласно археологическим данным, Уплисцихе стал культовым центром в конце II — начале I тысячелетия до н. э. Выбор именно скалы или холма для поселения человека или для создания культового центра естественен, так как скалы и горы издавна являлись символами могущества и вечности с одной стороны, а с другой стороны крутые склоны скал представляют собой естественное укрепление.


Поселение получило название «Уплисцихе» уже в древнейший период. Упоминания средневековых грузинских историков связывают основание поселения с мифологическим «Уплосом, сыном Мтскетоса», причем достоверность этих источников в целом подтверждается археологическими материалами. На основании этого в научной литературе название «Уплисцихе» связывается с Уплосом. Тем не менее, в большинстве популярных источников закрепилась другая трактовка названия, сделанная на базе современного грузинского языка, в которой «Уплос» связан с нарицательным «владыка»: Уплисцихе (груз. — «крепость владыки».


По мере роста числа почитателей культовых объектов в Уплисцихе его популярность увеличивалась, и к IV веку до нашей эры Уплисцихе становится городом. Во второй половине IV века до н. э. население осваивает всю территорию южного склона горы общей площадью 9,5 гектаров. В последующий период (вероятно в конце I — начале II века н. э.) в скалах были высечены несколько сотен различных сооружений, включая храмы, общественные здания и жилые дома. Кроме этого были обустроены колодцы и водостоки, городские ворота, улицы и укрепления города. Все эти крупные изменения произошли, по мнению археологов, за несколько десятков лет.

В устройстве Уплисцихе этого времени прослеживаются типичные черты города эллинистического периода: заградительный ров и стены, защищающие город на тех участках, где нет естественных препятствий; проложенные дороги; тоннель, спускающийся к реке; система водоснабжения и отвода сточных вод

По древней традиции, у города был не только тайный тоннель, но и четыре входа, ориентированные по сторонам света. Главные ворота города находились с юго-восточной части скалы, через них в город с востока вела главная (священная) дорога. Юго-восточные ворота города стояли на узкой дороге, выдолбленной в скале и выходящей к реке Кура. Эта дорога была доступна только для пешеходов. Северо-западные и северо-восточные ворота имели явно символическое значение и не использовались на практике, так как выходили на отвесные скалы, защищавшие Уплисцихе с севера. С юга город был защищён стеной, образованной в скале после её обработки, и вырытым защитным рвом. У юго-восточных главных ворот был устроен перекидной мост. Водоснабжение города осуществлялось двумя способами. С одной стороны, естественный родник, находящийся на скалистой гряде, продолжающей северную часть города, соединялся системой каменных труб длиной около 5 километров с центром города. С другой стороны, существовал глубокий колодец, куда поступала вода из реки Куры. Специалисты предполагают, что колодец считался священным, и его вода использовалась не в бытовых, а в сакральных целях.

Архитектура Уплисцихе этого времени изобилует скальными помещениями и потому нетипична не только для Грузии, но и для всего закавказского региона. Строители стремились воспроизвести в толще скалы детали, свойственные традиционной архитектуре из камня либо дерева. Многие высеченные в скале помещения украшены имитацией деревянных или каменных балок, колонн и других архитектурных элементов. В этом смысле Уплисцихе схож с набатейской Петрой, которая также была сооружена в эллинистический период, равно как и некоторые постройки в Пафлагонии.

Сооружение помещений в Уплисцихе происходило в два этапа: сначала происходило грубое выдалбливание скальной породы, затем (по мере приближения к линии стены) происходила тонкая притирка камня к требуемой форме — процесс, напоминающий работу скульптора. При притирке использовались вода и абразивный камень, причём процесс не только придавал скальной породе требуемую форму, но и наносил надежный защитный слой на поверхность породы (песчаника). Этот слой был призван предотвратить разрушение конструкций.

Религия в Уплисцихе являла собой типичный набор политеистических верований своего времени. В эллинистический период в Уплисцихе помимо древнейшего культа поклонения божеству Солнца поклонялись другим небесным светилам и всему пантеону грузинских языческих богов, включая богов земли, подземелья, воды и других, причём каждое из божеств имело связи с соответствующими культовыми сооружениями. Главенствующее положение занимал, вероятно, храм Солнца, разрушенный первыми христианами после христианизации Грузии в 337 году н. э.. Кроме этого, в Уплисцихе сохранились десятки других культовых сооружений, активно использовавшихся в тот период.

Для поклонения хтоническим божествам использовались крупные ямы диаметром от одного до четырёх метров, причём глубина некоторых из них достигала 12 метров. Ямы использовались для ритуальных жертвоприношений животных богам подземного царства. До проведения детальных раскопок и анализа остатков материала на дне ям их предназначение оставалось невыясненным. В качестве одного из предположений высказывалось мнение, что крупные ямы выполняли функцию тюрьмы. Это предположение оказалось неверным, однако некоторые популярные источники до сих пор указывают на существование «подземных тюрем» в Уплисцихе.

Уплисцихе эллинистического периода существовал за счёт различных пожертвований, дарований и жертвоприношений религиозного характера. Основная площадь города отводилась культовым сооружениям, число жилых помещений было невелико, им не предавалось большого значения. Внутри города осуществлялось виноделие, однако не по практическим соображениям, а по культовым. По-видимому, произведённое здесь вино считалось священным. В эллинистический период Уплисцихе окружали леса, и виноград привозили в город издалека, специально поднимали на юго-западный склон, где была оборудована основная давильня. В северной части города располагалось большое винохранилище («Большой марани»), рассчитанное на 58 крупных карасов. Несколько небольших винохранилищ также примыкали к крупным культовым сооружениям в центральной части города].

В 337 году, после провозглашения христианства государственной религией в Грузии, между языческим Уплисцихе и первыми христианами возникло противостояние, которое закончилось тем, что жрецы и жители Уплисцихе были подвергнуты гонениям, часть помещений города были разрушены и сожжены, на месте двух главных языческих храмов возникли христианские церкви. Найден церковный документ раннехристианского времени, призывающих предать смерти язычников Уплисцихе, и, возможно, многие жрецы, а также некоторые жители города были казнены в этот период.

В церковь был перестроен храм солнца, находящийся на самой верхней части города. Ещё один, большой по площади языческий храм, выходивший на «Центральную площадь», в VI веке н. э. был перестроен в трёхнефную христианскую базилику площадью около 400 кв. м. Оба эти сооружения разрушились быстрее остальных, и в раннем средневековье на главном месте Уплисцихе была построена полностью новая церковь, которую называют «церковью Уплисцули» (церковь Принца). Это сооружение относится к X—XI векам н. э. Трёхнефную базилику жители восстанавливать не стали, и к раннему средневековью она превратилась в хлебопекарню.

В IX веке н. э. в жизни Уплисцихе произошла резкая перемена, и он вновь стал играть большую роль в жизни Грузии. Обстоятельства сложились так, что с IX века столица Грузии, Тбилиси, находилась в руках арабов, и главным центром Картли, предметом борьбы за влияние и престол, стало Уплисцихе. В IX—X вв. Уплисцихе фактически являлся главным городом Картли, его население в этот период достигало 20 тысяч человек. В этот период река Кура, которая в древнейший период истории города омывала скалу с северо-запада, уже изменила русло, и с северозападной стороны образовался большой участок плодородной земли, где также возникло поселение. (Это поселение просуществовало до 1968 года, когда по настоянию археологов местные власти переселили жителей в окрестные сёла)

При обустройстве города эпохи средневековья были использованы сохранившиеся в Уплисцихе культовые сооружения эллинистического периода. Некоторые из них были преобразованы в дворцовые помещения, а большинство стало выполнять хозяйственные функции. Средневековый город (в отличие от культового Уплисцихе предыдущей эпохи) представлял собой типичный город-крепость с множеством жилых и хозяйственных построек. Бывшие языческие храмы, таким образом, превратились в пекарни, кузницы, кладовые и жилые дома. Планировка средневекового города этого времени осуществлялась хаотически, многие проходы были необоснованно перекрыты. Архитектурные сооружения средневекового периода так же, как и первые христианские храмы, оказались менее прочными и долговечными, чем их предшественники. Основной просчёт при их сооружении заключался в том, что песчаник скалы, на которой построен Уплисцихе, не мог выдерживать многоуровневые конструкции, которые пытались строить средневековые мастера. Кроме того, в средневековье уже не использовалась та тщательная абразивная обработка скалы, которая придавала прочность сооружениям эллинистического периода.

Одним из любопытных объектов Уплисцихе является т. н. «Аптека». В ячейках, сложенных из кирпичей, (по центру) археологи обнаружили следы десятков различных лекарственных трав, очевидно использовавшихся в медицинских или косметических целях. Рядом с ячейками в скале выдолблена ванная (справа). Достоверно известно, что «Аптека» функционировала в средневековье, однако возможно, что она существовала в Уплисцихе и в эллинистический период.

После монгольских набегов XIII—XIV веков Уплисцихе перестал быть городом, утратил свою значимость. Монголы разрушили укрепления Уплисцихе на южной окраине, и город уже никогда больше не восстановил своих крепостных стен. Свыше 5000 монахов — жителей Уплисцихе было убито в XIII веке во время похода Хулагу, внука Чингисхана. Более того, монгольские нашествия изменили ландшафт прилегающей местности: леса, окружавшие Уплисцихе были сожжены. С XIV века Уплисцихе использовался скорее как временное поселение — в случае нашествий местные жители окрестных сёл укрывались в его пещерах от опасностей. Вместе с тем, церковь Уплисцули, хотя и с перерывами, продолжала функционировать и действует в наше время. В XVIII веке к ней была пристроена новая колокольня, стены обложены новым слоем кирпича. Её первоначальный интерьер и настенная роспись были уничтожены в XIX веке, в настоящее время стены церкви исписаны автографами солдат и офицеров частей русской армии, расквартированных в окрестностях Уплисцихе в 1848—1849 гг.


ДАВИД ГАРЕДЖА

Давидо-Гареджийский монастырский, комплекс грузинских пещерных монастырей VI века, расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузинско-азербайджанской границе, и простирающийся на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Государственная граница между Грузией и Азербайджаном делит монастырский комплекс Давид-Гареджи на две части.

Комплекс представляет собой высеченные в скалах около 20 монастырей и охватывает территории трех районов Грузии — Гардабанского, Сагареджийского и Сигнахского. Главным монастырем считается лавра св. Давида, которая находится на северном склоне горы, разделяющей Грузию и Азербайджан. Граница проходит по вершине горы, которую грузинские историки называют Удабно, по названию одного из монастырей. Этот монастырь находится на азербайджанской территории — на южном склоне горы.

Помимо них на южном склоне горы расположены более 100 пещер, которые использовались монахами в качестве келий. Больше всего отдален от границы монастырь Бертубани (датируемый XII веком), который находится на расстоянии примерно двух километров от неё.

В XI в. монастырь испытал нашествие турок-сельджуков, в XIII в. был разграблен монголами, в конце XIV — начале XV вв. — разорен Тамерланом, в 1615 г. — вновь разорен персидским шахом Аббасом I. Давид Гареджа, комплекс пещерных монастырей в 60 км к юго-востоку от Тбилиси. Древнейшие монастыри Д. Г. — лавра Давида, монастырь Додо и Натлис-Мцемели — основаны в 1-й половине 6 в., в 10—13 вв. образовались другие монастыри.


Во многих церквах и трапезных фрески 8—14 вв. с портретами исторических лиц. Монастырский комплекс Давид-Гареджа по своим, грандиозным, масштабам и по историческому и художественному значению занимает особое место среди памятников материальной культуры Грузии феодальной эпохи.

Этот пещерный комплекс находится в Гаре Кахети; он простирается на 25 километров вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Как выдающийся образен, строительного искусства, отличающийся также высоким художественным уровнем росписей, он и сейчас приводит в восхищение посетителей. По дошедшим до нас литературным источникам, историческое начало комплекса относится к первой половине VI века, когда один из 13 сирийских отцов, по имени Давид, поселился в естественной пещере Гареджа и вскоре основал там первый монастырь, именуемый Лаврой Давида. В том же VI веке его ученики и последователи Додо и Лукиан основали еще два монастыря — Додос Рка и Натлисмцемели. С именем, видного деятеля IX века Иллариона Картвели связаны сооруженные южнее Лавры на склоне кельи, церковь и трапезная. Он же расширил и перестроил сооруженную Давидом церковь, которою затем благоустраивает сын Давида Строителя Дмитрий

Архитектурная форма этой церкви, названной Преображенской, стала канонической для строительства комплекса в последующие времена. В XI веке нашествие турок-сельджуков задержало развитие монастыря, хотя жизнь в нем. и не прекращалась. Наибольшего расцвета Давидгареджа достигает в XI-XIII веках. В это время появляются новые монастыри - Удабно, Бертубани и Чичхитури. Расширилась и благоустроилась Лавра Давида, воздвигнутая на склонах небольшого ущелья. В монастыре, где впервые обосновался Давид, был устроен террасный двор, построены новые кельи, трапезная и церковь. Вскоре соорудили бассейн, каналы и резервуары. Священной реликвией становится единственный в этой местности источник "слезы Давида. у которого утоляли жажду первые монахи-пустынники. К этому же периоду, который совпадает с объединением Грузии и подчинением монастыря Гареджа царскому двору, относится роспись церквей и трапезных. В монастыре Удабно возникает гареджийская школа живописи, которая достигает творческой зрелости в росписях Бертубани. Фрески монастырей Давид-Гареджа в своем историческом развитии связаны с монументальной живописью средневековой Грузии, и в то же время их характеризует своеобразие, выражающееся в новом решении религиозных сюжетов, в особенности графики, в повышенной экспрессии и совершенно оригинальном колорите. Гареджийская школа живописи представляет собой одно из наиболее выдающихся явлений в культурной жизни средневековой Грузии. Значение росписей Давидгареджа заключается еще и в том, что некоторые из них представляют собой портреты исторических лиц - Давида IV Строителя в Натлисмцемели, царицы Тамары и Георгия Лаша в Бертубани, Димитрия Саможертвователя и ряда ктиторов в Удабно. В XII веке, когда во главе монастырей становится Онуфрий Гареджели, Давид-Гареджа превращается в культурно-просветительный центр всей Восточной Грузии. В XIII веке, во время монгольских нашествий, монастыри были разгроблены и разрушены. Огню были преданы рукописи, образцы искусства. Замерла жизнь в Бертубани, в развалины были превращены монастыри Лавра Давида, Натлисмцемели, Додос Рка. Лишь через несколько веков, при непосредственной поддержке народа Картли и Кахети, начинается возрождение монастырей, хотя феодальная раздробленность Грузии этого периода не дает им возможности достигнуть былой силы и славы. На грани XIV-XV веков Тамерлан (Темурленг - Б.С.) подверг Грузию огню и мечу.

Разорение страны, естественно, отразилось и на монастырях Давидгареджа. Еше более экономически ослабленные, они теряют свое культурное значение. В это время прекращает свое существование гареджийская школа живописи. В 1615 году полчища Шах-Аббаса за одну ночь истребили всех монахов и разграбили монастыри. С конца XVII века царь Теймураз, а затем Арчил пытаются восстановить Давидгареджийский коллплекс. Его возрождение фактически начинается с 1690 года, когда настоятелем в Гареджа был назначен Онуфрий Мачутадзе. За время его плодотворной сорокалетней деятельности были восстановлены старые права монастыря, возвращены принадлежавшие ему земли, для защиты от врагов были возведены крепостные ограды, сооружены вход и трапезные. В XVIII веке в результате частых нападений на монастыри и их разорения, а начиная с XIX века в связи с появлением в городах Грузии духовных и светских школ интерес к Давидгареджа постепенно спадает. Во второй половине XIX века монастыри опустели, и лишь в Натлисмцемели осталось несколько монахов. На протяжении своего многовекового существования монастырский комплекс Давид-Гареджа много раз претерпевал погромы и разорения, но выдержал испытание веков, сыграв существенную роль в духовном развитии страны.

Паломничество в Гареджи одно время приравнивалось к паломничеству в Иерусалим.
Эти и другие пещерные монастыри можно увидить с нами в нашем осеннем туре по Грузии , в следующем году.

Публикации по теме