Ожившие мифы: Лестница троллей в Норвегии. Дорога Троллей, Норвегия: описание

Отчеты пишет у нас Таня, а я лишь дополняю текст вставками, которые выделены зеленым курсивом.

3. Лестница троллей и Дорога орлов

На следующее утро мы встали в семь утра и обнаружили, что ночью по соседству с нами расположилась шведская семья. Они очень интересно решили вопрос с проживанием, разместив палатку на крыше автомобиля. Как выяснилось позже, такие комплекты продаются для самых разных машин.

Сережа сварил манную кашу с изюмом и курагой на завтрак - на природе даже каша кажется вкусной, хотя дома я ем ее пару раз в год - и, собрав вещи, мы двинулись к первой крупной достопримечательности Норвегии - Лестнице троллей.

По дороге нам то и дело встречались знаки Зимней Олимпиады 1994 года и Юношеской Олимпиады 2016 года в Лиллехаммере. Приятно, что по прошествии двадцати с лишним лет страна все еще гордится проведенными Играми. Сам Лиллехаммер - совсем маленький городок с населением 27 тысяч человек. Практически весь он уместился на фото - справа через реку.

Дорога постепенно становилась все более интересной - начали появляться горы, озера и небольшие водопады.

По дороге мы увидели коричневый указатель на ставкирку Ringebu и, так как не были сильно ограничены во времени, решили заехать. Ставкирка, или каркасная церковь, - самый распространенный в Скандинавии тип храмов. С 11 по 16 век в Норвегии было построено около 1700 таких церквей, которые начали сносить после чумы, когда население уменьшилось практически вдвое, и такое большое количество храмов стало излишним. До нашего времени дошло лишь 28 ставкирок, из которых мы, если не ошибаюсь, за поездку видели три.

Ставкирка в Рингебу относится к первой четверти 13 века - это было установлено по монетам, найденным в ходе археологических раскопок 1980-х годов. Всего в ходе раскопок было найдено 892 монеты, большинство из которых норвежские, принадлежат периоду 1217-1263 годов, когда правил Хокон Старый, при котором средневековая Норвегия достигла высшей точки своего процветания. Интересно, что среди найденных монет были также немецкие, шведские и датские. А самая старая датируется 1020 годом, когда Англией, Данией и Норвегией правил Кнуд Великий.

В 1630 году церковь была перестроена в форму креста, а в 1631 году к ней пристроили красный шпиль, что для ставкирок является необычным.

Вход во все ставкирки платный. Конкретно в Рингебу - около 6,5 евро с человека. Мы заходить не стали, так как планировали посетить другие ставкирки, в Хопперстаде (Hopperstad) и в Сейме (Seim). Возле церкви расположилось ухоженное кладбище - если бы не деревянный храм, то, можно сказать, как из американских фильмов. Такие же мы видели и рядом с другими ставкирками.

Продвигаясь вглубь Норвегии, мы не могли не заметить, как посуровела природа, обрела мощь. Тоненькие струйки водопадов превратились в огромные, шумящие потоки. Это очень впечатляет! Постепенно, ближе к концу отпуска, мы уже к ним привыкли, но первые мощные водопады восхитили нас до глубины души.


На дорогах Норвегии много съездов-карманов. В одном из них мы и остановились, чтобы немного побродить по окрестностям. Прямо рядом с дорогой протекала горная речка. Вода в ней (как и во многих других норвежских речках) такая прозрачная и изумрудно-зеленая, что хочется в ней искупаться. Но на самом деле, она очень холодная.

В горной части Норвегии, особенно если вы приехали в первый раз, хочется останавливаться буквально через каждые 500 метров: то из-за поворота выглянет водопад, но вдали покажутся скалы причудливой формы, то изумрудно-зеленая вода фьорда не даст отвести взгляд. Конечно, через пару дней к этому всему начинаешь потихоньку привыкать, но даже теперь, во время второго своего визита в страну троллей я большими глотками внимал великолепие суровой природы.

К Лестнице троллей мы подъехали к обеду. Trollstigen, так ее называют норвежцы, - одно из наиболее посещаемых туристических мест в Норвегии. Тролли встречают вас еще до того, как вы приблизитесь к первому витку серпантина.

Пообедать нам удалось с комфортом у подножия горы - здесь расположен кемпинг Trollstigen Camping , на территории которого много деревянных столов. Никто не запрещает ненадолго занять один из них, что мы и сделали. Честно говоря, мы все ощутили себя немного странно, поглощая Роллтон на фоне молчаливых суровых гор.

На Лестницу есть и пешие маршруты, но у нас в планах стояло доехать до вершины на машине по крутым серпантинам, населенным троллями. На парковке перед стартом в гору висит единственный “официальный” дорожный знак - “Внимание! Тролли!”

Если остановиться на обочине метров за 200 до начала серпантина и пройтись по одной из тропинок, уходящих в горы, можно обнаружить бурлящую горную речку и лес, идеально подходящий для обитания троллей и прочих сказочных существ.

Честно говоря, я не знаю, почему дорога имеет такое название. Но глядя на горы, окружающие долину, несложно представить, как в ущельях притаились страшные тролли, выжидающие, когда сгустятся сумерки и можно будет выйти на охоту. Согласно норвежским легендам, солнечный свет превращает их в камень, а потому днем ехать можно, в общем-то, безбоязненно. Кстати, с собой в путешествие мы брали книгу “Волшебные сказки Норвегии” для полного погружения в атмосферу. Сказки эти холодные, временами жестокие и кровожадные, населенные необычными для славянских народов существами: ниссе, хюльдры, драуги… Так и ждешь, что пока будешь спать себе спокойно в палатке, нападет на тебя кто-нибудь из них и утащит в лес.

Дорогу троллей построили в тридцатых годах прошлого столетия, а в 2005 году ее включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Маршрут, состоящий из 11 “шпилек”, поднимается на высоту 858 метров над уровнем моря. При этом уклон составляет 9%. Временами ширина дороги составляет не более 3,3 м, поэтому по пути встречаются специальные карманы, чтобы разъехаться со встречным транспортом - ну и для того, чтобы сделать пару фотографий. Из-за опасности трассы на зимний период ее закрывают, так что сюда надо приезжать с середины мая по ноябрь.

Примечательно, что некоторые навигаторы ни в какую не хотят прокладывать маршрут по дороге 63, на которой расположен серпантин Лестницы троллей. Возможно, это связано с неверными данными по сезонности этой дороги в электронных картах.

На Тролльстигене есть несколько мощных водопадов, до одного из которых (Stigfossen) можно практически дотронуться, делая вираж на одной из шпилек. Мы потрогали воду (не по дороге, а уже будучи наверху) - она ледяная!

Наверху путешественников ждет большая обзорная площадка, парковка, ресторан, туалет и множество магазинов с сувенирами. Надо сказать, что сувениры очень дорогие. Мы даже магниты покупать не стали, хотя обычно привозим из каждой поездки. К примеру, пара носков с надписью “Норвегия” стоила 1000 рублей.

На смотровой площадке и вокруг нее очень много туристов - большинство из них шведы, немцы и сами норвежцы. Не обходится, конечно, и без китайцев, но все-таки в Норвегии их существенно меньше, чем в любой другой посещенной нами стране - можно даже сказать, что не в городах их вообще почти нет. От обзорной площадки можно пройти по пешему маршруту длиной в 5,2 км - однако это в наши планы не входило. На такой высоте кое-где лежит снег, а температура - около 12 градусов. Но Сереже хоть бы хны - он все равно ходил в шортах и футболке. Другие туристы странно на него косились.

Надо сказать, что второй раз - после посещения - горы воспринимаются несколько спокойнее, хоть и вызывают безусловный восторг. Но, справедливости ради, из того, что мы видели до этого, только Вердонское ущелье и может сравниться с Лестницей троллей по красоте и природной мощи.

Переехав Лестницу троллей, мы двинулись дальше по направлению к фьорду Norddalsfjorden. По пути увидели таблички, указывающие на водопады Gudbrandsjuvet и решили остановиться посмотреть. Водопады оказались небольшими, но очень бурлящими, шумными - мне такие нравятся больше высоких, но стекающих тонкими струйками.

Правду говорят, что на то, как течет вода, можно смотреть вечно!

Рядом с этими водопадами, также как и рядом с Лестницей троллей, есть сувенирный магазинчик примерно с тем же ассортиментом. Отличие в том, что цены здесь пониже, а посетителей - на порядок меньше. Кроме того, здесь же есть одноименный с водопадами кемпинг.

А еще здесь нам впервые встретились “звери”, сопровождавшие почти все наше путешествие по Норвегии - огромные черные слизни. Они противные, но мы от них ни разу не пострадали - они не заползали к нам в палатку, не ползали по нашим вещам, но в кемпингах приходилось постоянно смотреть под ноги, чтобы не наступить на такого. Как мы выяснили позже, такие слизни бывают разных цветов, но черные преобладают.

Когда дорога проходит через маленькие деревеньки и хутора, интересно наблюдать не только за природой, но и за тем, как живут местные жители. Многие из них занимаются сельским хозяйством - в основном животноводством. Но немало и тех, кто занят земледелием. Нас поразило количество полей, сплошь засаженных клубникой!

Возле каждого такого поля стоит палатка, в которой в пластиковых контейнерах лежит клубника, а рядом - банка для денег и указана цена. За клубникой никто не следит, как и за банкой с деньгами. Ты просто кладешь нужную сумму и берешь контейнер. Возможно ли такое в России?..

Мы заплатили 4 евро за контейнер - по ощущениям в нем было грамм 700-800 - и поразились сладким и идеально ровным, как на подбор, ягодам. На улице 14 градусов - как они это делают?! Палатку с красным зонтиком можно разглядеть на фото ниже.

В зависимости от сезона на таких прилавках "самообслуживания" можно также купить яблоки, груши и даже черешню! Последняя - очень сладкая и крупная, созревает в этих широтах к сентябрю. Черешневые сады располагаются, в основном, южнее, в окрестностях города Odda.

Наевшись клубники, мы без приключений добрались до парома Eidsdal-Linge, идущего через фьорд Norddalsfjorden. Паром ходит каждые двадцать минут и помогает существенно сэкономить время - в объезд пришлось бы ехать более 300 километров. Корабль совсем маленький, буквально на 15-20 машин.

Когда мы подъехали, только-только закончилась погрузка, и нам пришлось ждать следующего парома, зато за это время мы успели погулять и пофотографировать.

В это время к нам подошел какой-то турист, чтобы порасспрашивать о том, как заселяться в кемпинги. Выслушав, он зачем-то спросил: “Вы местные?” - вопрос немного странный, так как он прекрасно видел наши российские номера.

В 19:20 мы, наконец, загрузились на паром. Вся поездка занимает всего 10-15 минут и стоит около 16 евро (цена за машину с водителем + 3 пассажира). С учетом того, что этот же маршрут по суше потребует около 24 литров бензина и около 6 часов непрерывной езды, выгода от использования парома в данном случае очевидна. Маршрут "по воде" пользуется спросом - за нами за двадцать минут ожидания собралась целая очередь, поэтому мы были рады, что приехали первыми.

Пересечение фьорда на пароме в Норвегии - такое же обычное дело, как проезд на другой берег крупной реки в нашей местности по мосту. Нередко бывает так, что паром позволяет несколько часов времени в пути. Тем не менее, при использовании этого вида транспорта надо знать некоторые особенности. Самая главная из них - это расписание движения. Оно может зависеть от времени суток, а также времени года. К примеру, большинство маршрутов не обслуживаются после полуночи и до раннего утра, а некоторые паромы значительно увеличивают интервал или вовсе не ходят в холодное время года (то есть ходят только в летние месяцы). Расписание паромов можно найти на сайте компании Fjord1, которая обслуживает большинство маршрутов в том регионе, где пролегал наш маршрут.

Во время поездки можно выйти на палубу полюбоваться окрестностями, правда, там очень сильный ветер. А можно посидеть в салоне со столиками и креслами.

Сойдя на берег, мы поехали к не менее известной, чем Лестница троллей, достопримечательности Норвегии - фьорду Гейрангер (Geiranger Fjord), о котором я подробно расскажу в следующей главе. В этот день, перед заселением в кемпинг, была запланирована только смотровая площадка на Дороге орлов (Ørnesvingen), с которой в хорошую погоду открывается панорама на фьорд.

Дорога орлов - это серпантин, состоящий, как и Лестница троллей, из 11 крутых поворотов, и поднимающийся от городка Гейрангер на высоту 620 метров над уровнем моря. Интересно, что эту дорогу иногда используют транспортные компании для тестирования транспортных средств.

Дорога была открыта в 1955 году и сразу стала популярным туристическим объектом. На одном из поворотов совсем недавно, в 2006 году, в рамках программы “Национальные туристические маршруты” устроили смотровую площадку, на которой мы и побывали.

На ночевку мы устроились в кемпинге Vinje Camping , неподалеку от Гейрангера. Этот кемпинг попроще, чем предыдущий. Он гораздо меньше, здесь почти нет трейлеров, но наоборот много палаток. Поскольку место популярное, кемпинг более интернациональный: помимо шведов, немцев и самих норвежцев, мы встретили чехов, голландцев, англичан и датчан.

Неподалеку от этого кемпинга есть еще один проверенный и недорогой вариант размещения в домиках со всеми удобствами - Fossen Camping . Но вот места для палаток там нет. Если вы собираетесь искать кемпинги стихийно, по месту, то вам может помочь база данных европейских кемпингов, которую можно импортировать практически в любой навигатор.

Практически на территории кемпинга есть достаточно большой, мощный и шумный водопад Kleivafossen, что можно было бы перевести как “Водопад Изгиб”. Мы переживали, что под его шум не сможем заснуть, но спалось просто отлично. Кстати, одна из туристок поставила свою палатку прямо в непосредственной близости от него - наверно, ей нравится спать под шум падающей воды.

Сам кемпинг находится в ущелье, поэтому вечером и ночью здесь все-таки темнело, хотя небо по-прежнему оставалось светлым, как днем. Например, фотографии водопада мы делали уже в десять вечера - как видите, практически не отличить от более ранних.

Благодаря близости природных достопримечательностей, народу в кемпинге довольно много, и мы не смогли найти ровное место для палаток - слишком близко к другим туристам ставить тоже не хотелось, поэтому пришлось выбрать место под небольшим уклоном. Главное ставить так, чтобы голова была выше, чем ноги, и чтобы не скатываться в боковой край палатки.

В кемпинге созданы все условия для долгосрочного проживания. Прямо на ресепшн можно купить консервы, лапшу быстрого приготовления, томатную пасту, зубные щетки, чистящие средства. Проживание здесь обошлось нам чуть больше, чем в 30 евро за ночь (легковая машина + 2 палатки + 4 человека), душ стоит 1 евро за пять минут.

На территории кемпинга много столов со скамейками, где можно расположиться для ужина. Однако мы все равно использовали свой складной стол. Это удобно - достал сухой стол из машины и поставил, куда тебе надо, а не ищешь свободный, мокрый от дождя. Ужинали мы рисом и рыбными консервами. Для удобства рис (и гречку) покупали в пакетиках. Дома я с трудом могу съесть пакетик риса, а здесь снова заметила, что порции мне показалось даже мало.

В следующей главе мы расскажем о нашем первом пешем походе - вдоль фьорда Гейрангер.


Национальная туристическая дорога "Лестница троллей" (Trollstigen), протянувшая среди горных вершин в норвежском регионе Вестланн, является одной из самых популярных достопримечательностей юго-запада страны. Узкая трасса длиной 106 километров - образец инженерного искусства: серпантин насчитывает 11 крутых поворотов, окаймленная невысокими ограждениями из природного камня. На некоторых участках ширина дороги не превышает 3,3 метров.

Путешественникам, отважившимся преодолеть "Лестницу троллей", открываются живописные ландшафты фьордов и холмов, национальных парков и заповедников. Дорога была открыта королем Хоконом VII 31 июля 1936 года после восьми лет строительства. Смотровые площадки, с которых можно наблюдать впечатляющие рельефные пейзажи "Лестницы троллей", расположены на одном из горных хребтов на высоте 200 метров. Выступ смотровой платформы, будто бы парящей над пускающейся вниз дорогой, ограничивается стеклянной панелью: пройти до конца смогут только смелые туристы.







Бассейн в туристическо-информационном центре "Лестница троллей", Норвегия // terraverde.squarespace.com




Летом 2012 года возле "Лестницы троллей" был открыт туристический центр, где помимо информационного офиса также расположены кафе и сувенирный магазин. Пообедать можно и в специально выделенных местах для пикника, откуда ведут тропы к новым оборудованным смотровым площадкам. В летнее время туристы могут искупаться в ступенчатых бассейнах, вода в которых нагревается от солнечных лучей.

Как добраться

Туристический маршрут Trollstigen совпадает с трассой RV63, протянувшейся от озера Лангеватн на плато Стринефьель до моста в Согге в долине Румсдал. Горная дорога соединяет город Ондалснес, расположенный в коммуне Рёума, и Валлдал в коммуне Нордаль. Будьте внимательны: трасса открыта только в теплое время года; проезд разрешен с мая до октября.

Проехать по дороге лучше всего автомобиле, арендованном или собственном. В случае, если вы путешествуете с севера Норвегии, к примеру из Тронхейма, то, не доезжая примерно 5 км до Ондалснеса, на мосту Согге сверните на трассу fv. 63. Дорога приведет к горному маршруту Trollstigen. Расстояние от Тронхейма до петляющей "Лестницы троллей" - порядка 310 километров.

Если вы путешествуете на автомобиле из Осло, то следуйте по шоссе E6 через Хамар до Лиллехаммера или по E4 через Йовик до Лиллехаммера. Далее по трассе Е6 до Думбоса. Сверните на шоссе E136 через Леша к Румсдалену. Далее на мосту Согге (примерно за 5 км от Ондалснеса) поверните на трассу fv. 63, по которой можно доехать до "Лестницы троллей". Расстояние от Осло до Trollstigen - 450 километров.

Город Ондалснес (в случае, если вы путешествуете на общественном транспорте) - отправная точка для путешествий по живописной "Лестнице троллей". Автобусы-экспрессы, совершающие дневные и ночные рейсы, соединяют Осло с Ондалснесом, минуя Гудбрандсдален и Румсдален (время в пути - около восьми часов). В Ондалснесе необходимо пересесть на автобус, следующий до Валлдала и Гейрангера; маршрут проходит по горной дороге Trollstigen. Будьте внимательны: эти рейсы совершаются только с 15 июня по 31 августа.

Поезда Норвежских железных дорог (NSB) несколько раз в день отправляются из Осло и Тронхейма до Ондалснеса с пересадкой в Думбосе (в большинстве случаев). Время в пути на поезде из Осло - 5 часов 30 минут, из Тронхейма - 4-5 часов, в зависимости от времени года и рейса. В Ондалснесе нужно пересесть на автобус, следующий до Валлдала и Гейрангера и проходящий по "Лестнице троллей".

Расположение

Горная дорога "Лестница троллей" (Trollstigen) находится в губернии (фюльке) Мёре-ог-Ромсдал, в регионе Вестланн, в юго-западной части .

Тролли для Норвегии - это больше, чем медведи для России. Это национальный символ. Оно и понятно - где же ещё водиться троллям, как не в стране с таким количеством причудливых скал и гор. Смотришь на них и поневоле начинаешь верить, что это гигантские существа, не успевшие до восхода солнца спрятаться в пещеры и потому превратившиеся в камень.

Лестница троллей или Дорога троллей - это одно из самых интересных сооружений в Норвегии. Ещё в 19 веке жители долины Валльдален мечтали о том, чтобы у них была дорога, ведущая в другую долину, Румсдален, в которой действовала ярмарка, одна из крупнейших в регионе. Однако между двумя долинами лежали неприступные горы, и сообщаться можно было только в обход, а это более полутора сотен километров.

В конце 19 века стали проводить инженерные изыскания на тему того, нельзя ли построить дорогу напрямую через горы, хотя на первый взгляд было очевидно, что это невозможно - слишком уж крутым был подъём, изрезанный к тому же горными реками и водопадами. В 1894 году один из инженеров предложил возможный маршрут дороги, однако его начальству он показался слишком авантюрным, и они отправили проект на дополнительное обследование, которое продлилось ещё два года. После подтверждения возможности постройки такой дороги прошло ещё 40 лет до того момента, как все работы были завершены - дорогу торжественно открыли лишь в 1936 году.

Норвежский король Хокон VII лично принимал окончание работ. Его попросили дать название дороге, и король нарёк её "Тролльстигвеген", то есть "Дорога Лестница Троллей".

Это долина Румсдален, зажатая между горными хребтами. Именно по ней мы подъехали к Лестнице троллей:

Перед самым подъёмом есть небольшая стоянка для того, чтобы люди перевели дух и полюбовались на то, что им сейчас предстоит. Практически все стоят, задрав головы, и разглядывают головокружительный подъём:

Знаменитый дорожный знак "Осторожно! Тролли!" перед въездом на Лестницу:

Шлагбаум, перегораживающий проезд. Дорога троллей открыта достаточно короткое время - с мая по октябрь. В другое время года она смертельно опасна, поэтому её закрывают.

А вот и сама Лестница, точнее её первая часть. Сначала дорога в несколько витков карабкается примерно до середины горы.

Потом доходит до узенького мостика, переброшенного через бурный горный поток Стигфоссен, который обрывается 180-метровым водопадом:

За мостиком она делает ещё несколько петель, преодолевая вторую половину горы. Всего за этот подъём дорога делает 11 крутых поворотов и поднимается на 858 метров. При этом во многих местах ширина пути составляет всего 3,3 метра, поэтому разъезжаются встречные машины с трудом - одна прижимается почти влотную к скале, другая - нависая над пропастью. Из-за этого проезд по Лестнице запрещён транспорту длиннее 12 метров, однако более короткие автобусы и трейлеры всё-таки прутся на эту дорогу, подчас вызывая целые заторы.

Везде даются предупреждения, что эта дорога - только для опытных водителей. Я проехал её без особых проблем, хотя девчонки охали и ахали, когда прямо за окном машины начиналась пропасть.

Интересных ощущений добавляет и то, что трасса не огорожена какими-либо современными барьерами - по бокам, обозначая конец дорожного полотна, многие десятилетия стоят лишь крупные булыжники. Если машина сорвётся, то эти камушки, конечно, её не удержат. Кстати, такие дорожные ограждения исторически приняты на многих горных дорогах Норвегии.

Вот, наконец, мы поднялись наверх, можно остановиться, перевести дух и разглядеть Лестницу Троллей во всём великолепии. К сожалению, даже панорама не даёт полного представления о том, как это всё выглядит сверху. С вершин, грохоча, несутся несколько водопадов, которые в итоге сливаются в один поток и превращаются в речку, текущую по долине. А от петель дороги и букашек-машин, вертящихся по ним, испытываешь головокружение.

Вот, смотрите - дорога идёт из долины (там виднеется стоянка, откуда я делал фотографии снизу), потом начинает петлять, поднимаясь в гору, доходит до мостика - и дальше ещё в несколько крутых петель забирается до того уровня, откуда сделана фотография:

До самых вершин дорога, конечно, не идёт - незачем. Она продолжается дальше по горному плато. Однако вершины видны очень хорошо, они называются "Котлы троллей":

Вот Наташа пытается столкнуть огромный булыжник вниз, на дорогу. :-) Обратите внимание на треугольные тени внизу - это тени "Котлов троллей".

А здесь Наташа сидит у небольшого каменного очага и столика троллят. На заднем плане виден один из "Котлов".

Долина остаётся позади и далеко внизу. Слева - "Котлы":

Здесь дорога уже совершенно не опасна - мы набрали высоту и дальше движемся по горному плато:

Деревья здесь не растут, мы вновь поднялись до тундры. Ощутимо похолодало.

Сине-зелёные озёра натекают из снега. Который к концу июля так и не успел полностью расстаять.

Норвегия славится как суровая и холодная страна. Туристам нужно быть готовым к тому, что даже летом она встретит их негостеприимными погодными условиями – даже в июне холодные ветра, дожди и сырость здесь не являются редкими гостями. Так же суровы и местные пейзажи, однако именно в этой суровости и неприступности кроется их очарование для посетителей.

Тем, кто отважится посетить с туристическим визитом норвежские фьорды, в память врежутся скалистые вершины гор, холодные морские берега, изрезанные заливами, стремительные горные реки и водопады. Одной из достопримечательностей туристической Норвегии является Дорога Троллей (или Лестница Троллей, как еще ее называют). Расположена Trollstigen в северной части Вестланн – западного региона страны. Она представляет собой часть национальной трассы RV63, которая соединяет города Ондалснес, что в коммуне Реума, и Валлдалл из коммуны Нордаль.

Чем же так привлекает туристов всего лишь участок горной дороги?

Лестница Троллей – это по сути сочетание современных инженерных технологий и природной красоты. В этой части страны можно увидеть величие, как естественных сил, так и антропогенного влияния на мир.
Длина трассы составляет 106 километров, в течение которых она не раз меняет свое направление, поднимаясь в горы. За время прохождения Дорогой Троллей можно отметить 11 резких поворотов, которые станут настоящим испытанием для водителей.

Не знаете как провести зимние каникулы? Тогда вам в любителя горных лыж и сноуборда.

А может вы любитель рыбалки? Тогда необходимо отправиться в Норвегию, но для начала ознакомиться с статьей.

На всей своей протяженности, Лестница Троллей поднимается на 858 метров над уровнем моря. Перепад высот между некоторыми ее поворотами порой доходит до рекордной отметки в 12%. Как и любая горная дорога, Лестница Троллей узкая, а в некоторых участках имеет 3,3 метра ширины.

Проезд по ней автотранспорту, длиной больше 12,4 метров, запрещен.
По причине сложности проезда, а также из-за специфики погодных условий этого региона, Лестница Троллей открыта не всегда. Сезонность накладывает свой отпечаток на ее посещение. Трасса открыта в период с мая по октябрь, однако, даты открытия и закрытия зависят от текущих погодных условий.

Однако, несмотря на трудности проезда, Trollstigen привлекает тысячи туристов. Все они первым делом оказываются впечатлены крутыми изломами Лестницы – ведь при взгляде на нее снизу, из долины, кажется, что подняться по ней не то, что на автотранспорте, но даже при помощи альпинистского снаряжения затруднительно. Но это только на первый взгляд. На самом деле, трасса RV63 славится отличным покрытием и качественной продуманной разметкой, как и все дороги Норвегии.
Въезд на Лестницу Троллей не спутать ни с чем – он обозначен специальным дорожным знаком, на котором закономерно изображен силуэт тролля. Знак этот любим туристами, которые оставляют на нем стикеры и надписи со своими именами – чтобы увековечить собственное посещение этого места. А вот за знаком начинается настоящее волшебство – практически с каждого метра Дороги Троллей открываются потрясающие виды на горы, ущелья, многочисленные водопады и леса.

Для удобства автомобилистов по всей ее протяженности на разных уровнях высоты есть специальные карманы для автомобилей – в них можно припарковаться, выйти и, как со смотровой площадки, осмотреть окрестности.

От подобных карманов также часто уходят в стороны специальные тропы, ведущие к другим смотровым площадкам и местам, предназначенным для проведения пикников. Так что, если есть желание пообедать, сделать это можно прямо на свежем воздухе, на одном из уступов скал.
В летнее время для туристов есть возможность искупаться в ступенчатых бассейнах, расположенных вдоль достопримечательности. Вода в них чаще всего прохладная, но нагревается от солнечных лучей.

Примерно на середине Лестницы водителей ожидает еще одно впечатляющее испытание – им предстоит преодолеть узенький мост, перекинутый через водопад Стигфоссен.

Мощный поток воды бурлит под колесами автомобиля, когда пересекаешь это место. Кульминацией посещения Trollstigen станет обзор с верхней смотровой площадки на высоте свыше 800 метров над уровнем моря. С нее можно обозреть прекрасные виды на долину Валльдален, фьорд Ромсдал, стену Троллей, увидеть с высоты город Ондалснес и взглянуть на водопад Стигфоссен.

На вершине достопримечательности расположен сувенирный магазин. В отличие от ярких лавочек, которые встречаются в Европейских городках, магазин здесь настолько органично вписан в окружающий ландшафт, что его можно не заметить с первого взгляда.
Да и в целом, рукотворные элементы этой трассы вписываются в естественный пейзаж, как будто были задуманы самой природой. Это касается и мостов, которых придется пересечь в пути целых три – Гудбранн, Холь и Крихе, и выложенных естественным камнем боковых заграждений, которыми аккуратно выложен весь путь.

Для чего же понадобилась норвежцам необычная трасса на столь сложной для проезда местности?

Необходимость в дорожном сообщении на этом участке возникла еще в 1905 году, когда правительство Норвегии приняло решение о создании дороги, соединяющей долины Румсдаллен, где с XVI столетия регулярно проводилась ярмарка, и Вальдллен, жители которого на ярмарку хотели попадать с комфортом. Первые 8 километров были построены еще тогда.

Историческая справка

К 1913 году первый вариант соединяющей долины дороги был окончен. Однако архитектор Ховендак предложил более масштабный вариант – автомобильную трассу, соединяющую эти долины. Он предположил, что живописный перевал, через который должна была пролегать будущая Дорога Троллей, станет отличной точкой в туристическом маршруте по стране.

Поскольку норвежское лето очень коротко, строительство затянулось на долгие годы – в зимнее время ему всячески препятствовали лавины, снегопады и камнепады, сводившие деятельность по прокладке трассы на «нет».

— это то, что вам необходимо зимой.

Решили посетить Норвегию? Тогда прочитайте интересные об этой удивительной стране.

Видео-заметка о фьордах Норвегии. Смотрите тут —

В 1936 году король Хокон принял сдачу дороги, и она начала свое существование, как туристический маршрут. Тогда же по просьбе жителей коммун он дал ей название – Лестница Троллей. Чтобы добраться до этого норвежского чуда, туристам потребуется обзавестись личным или арендованным автотранспортом, поскольку это – удобный и безопасный способ путешествия по Дороге Троллей.

Как добраться до Лестницы Троллей

Если планируется начинать путешествие с северной части страны, к примеру, из Тронтхейма, то по дороге в Ондалснес следует свернуть на трассу RV63 на мосту Согге. При проезде из столицы Норвегии, следует ехать по шоссе Е60 до Лиллехаммера, а оттуда выезжать на трассу Е136, которая приведет все к тому же мосту Согге, откуда можно попасть на RV63.
Если же путешествие планируется средствами общественного транспорта, то попасть на Лестницу Троллей можно из города Ондалснеса, откуда ходят туристические экспресс-автобусы.

В Ондалснес можно попасть как рейсовыми автобусами, так и поездами, которые ходят из Осло и Тронтхейма ежедн.

Для туристов с 2012 года у подножия Лестницы Троллей работает туристический центр. Кроме получения любого рода помощи в затруднительных ситуациях, там можно приобрести сувениры, пообедать в кафе перед длительным путешествием.

Лестница Троллей – повод для посещения Норвегии. Это подтвердит любой турист, побывавший на этой дороге. Правительство страны заслуженно считает эту достопримечательность жемчужиной туристических маршрутов Норвегии.
Для тех, кто любит активный туризм, ценит красоту и суровость пейзажей северного края и мечтает увидеть воочию фьорды и водопады, этот маршрут станет незабываемым приключением, а также способом провести летний отпуск нестандартно и интересно. А пикник на высотах Лестницы Троллей и вовсе станет самым необычным событием в жизни любого туриста.

Загадочна и прекрасна страна Норвегия, богата на красивые пейзажи. Потому тут и водится масса туристов каждый год. Величественные горы и зеленые долины, шумные водопады и горделивые фьорды – вот то, что привлекает сюда людей со всех уголков планеты. Мы тоже не удержались и рванули из своего уголка к красотам Норвегии.








Почему Лестница троллей одно из самых популярных и посещаемых туристических мест в Норвегии?

Чуть ли не самым посещаемым местом страны является один небольшой участок трассы RV63, называемый в народе Тропа троллей, а в переводе с норвежского языка Лестница троллей. Что может быть столь привлекательного в обычной автомобильной дороге? Вот и у нас взыграло любопытство, и мы отправились в путешествие, чтобы своими глазами увидеть и оценить всю необычность этой достопримечательности.

Это был первый пункт в нашем списке Must Do, но еще за первый день пребывания в Норвегии мы собирались прокатиться по Гейрангер фьорду и посмотреть на него с высоты обзорной площадки Далснибба. Поэтому выезд из нашего маленького, но очень уютного домика был намечен на 8 утра, а всего за день нам необходимо было преодолеть более 300 км, из которых некоторые участки пришлось преодолевать вплавь.


Найти норвежскую лестницу троллей на карте несложно, она расположена между двумя городами, имеющими названия Валлдал и Ондалснес. Это одно из самых живописных мест, встречающихся не только в Норвегии, но и на всей планете. Да-да! А все потому, что в Норвегии тропа троллей крутым серпантином спускается с живописных гор в не менее чудесную долину и имеет свои неповторимые прелести. Передать те ощущения, которые получаешь стоя на смотровой площадке, на высоте в почти 900 метров просто нереально. Да и где, как ни здесь, искать следы присутствия мифических и загадочных троллей?


На пути к Лестнице троллей устали делать фото красот Норвегии

Лестница Троллей насчитывает 11 крутых поворотов, а некоторые участки настолько узкие, что проехать может только одна машина. Однако по всей длине трассы есть достаточное количество небольших карманов, чтобы одна машина, заехав в него, могла пропустить другую во встречном направлении. Часто этими карманами пользуются еще и для небольшой остановки, чтобы сделать несколько красивых фото на этапе «восхождения» по Лестнице троллей. Мы тоже не могли удержаться, и почти в каждом крупном кармане останавливались и выходили сделать пару снимков. Машин в тот день было не так много, поэтому места хватало всем, и никто сложностей своими остановками не создавал. Зато пестрящих красками пейзажей столько, что приходилось загонять друг друга в машину, чтобы продолжить путь.





Поднявшись по трассе наверх, нас ждали достаточно вместительная парковка, туалеты, кафе и сувенирная лавка. Почти вся продукция лавки была украшена изображениями веселых троллей, а цены, конечно же, были норвежскими, что и остановило нас от безудержных трат. А так хотелось купить всего тролльского и побольше. Очень понравилось, что в Норвегии чуть ли не возле каждого места скопления туристов оборудованы столы и лавки – зачем платить огромные деньги в кафе и ресторанах, если можно самостоятельно организовать трапезу на фоне умопомрачительных видов.





Виды, которые нам открылись, были настолько потрясающими, что мы еще долго просто стояли и любовались, не в силах пошевелиться. А какие фотографии получаются, вот он настоящий природный фотошоп.



Дорога открыта для проезда лишь в теплое время года – приблизительно с мая по октябрь, а экскурсионные автобусы ходят по ней круглосуточно с середины мая по конец августа. Зимой тут не менее красиво, однако существует немалая угроза схождения лавины или камнепада. Возможно, у троллей в этот период проходят какие-то праздники, отголосками которых и есть эти камнепадные неприятности. Поэтому, лишь из соображения безопасности, в это время года дорогу закрывают. В мае на верхней смотровой площадке нередко еще лежит снег, однако туда уже можно попасть.

Впечатляющая красота природы никого не оставит равнодушным, а потрясающие водопады и чистейшая вода так и манят к своим берегам. Мы не удержались и попробовали воду из ручья: чистая вкусная и прохладная, а главное – бесплатно, а не доллар за литр. Хочется остаться тут на несколько дней и отдохнуть от городской суеты.

Отравляемся дальше в горы по тропам троллей

Лестница троллей – это не только шоссе, тут есть и пешеходные тропы. Для любителей экстрима предусмотрена крутая тропа, по которой можно забраться наверх или спуститься вниз при помощи каната. Какие же прекрасные виды открываются с вершины для тех, кто рискнул подняться. Я не рискнула, и теперь жалею. Хорошо, что в нашей семье я одна такая несмелая.

Муж с друзьями отправились дальше и выше в горы по тропам троллей. Самый страшный и опасный участок, как оказалось, в самом начале. Отрезок длинной метра 4 прямо по отвесной скале надо преодолевать, прижавшись и держась за поручень. На этом все – испытания закончились.

Повсюду на склонах можно видеть пирамидки из камней. Раньше их складывали для того, чтобы не потеряться в горах и найти обратный путь. Теперь в век GPS составить пирамидку — это как бросить монетку.

Далее можно спокойно прогуливаться, так как уклоны не крутые. Кстати, если кто-то сомневается в своих силах и боится горного хайкинга, отбросьте сомнения в сторону! Чистый горный воздух оказывает удивительное воздействие на организм человека, и усталость не будет Вас тревожить по крайней мере до возвращения назад.







Впереди, после смотровых площадок, нас ждал самый крутой участок пути – орлиная дорога. Отдельное название у этого участка имеется потому, что повороты здесь наиболее крутые и опасные, а орлиной она названа из-за большого количества орлов, летающих в данной местности. В награду за отважность дорога ведет к безумно красивому Гейрангер фьорду, но это уже совсем другая история.



Публикации по теме