Золотые драконы на китайских дворцах и храмах. Монастырь джоканг Лхаса храм золотого дракона исцеление болезней

Тибет находится на юго-западной окраине Китая и занимает площадь 1200000 кв.км. В Китае Тибет именуется как ТАР (Тибетский автономный район). Административный центр Тибета - город Лхаса, который в последние годы бурно развивается и заселяется китайцами. В переводе "лхаса" - "святое место". Город расположен на высоте 3660 м над уровнем моря.

Высокогорное положение обусловило суровые климатические условия и большую разницу температур днем и ночью. Но благодаря сильной инсоляции зимой в Тибете вовсе не так уж холодно, средняя годовая температура в Южном Тибете +8 С, в северных районах -1-2 С, в центральных районах зимой почти не бывает суровых морозов, а летом редко случается сильная жара. Наилучшим сезоном для путешествий является время с марта по октябрь.

Тибет отделен от внешнего мира самыми высокими горными хребтами. Поэтому как только Вы пересечете границу, Вы сразу поймете, почему эту страну называют "Крышей Мира". Весь Ваш путь по Тибету будет пролегать на высоте 4500-5000 м. На такой высоте близость к небу становится реальной и ощутимой.

Тибет - самое таинственное место на земле. Долгое время Тибет был закрытой страной, и попасть туда было почти невозможно. Лишь с 1974 г. эта территория была открыта для посещения иностранцами. И хотя страна кажется пустынной, Вы встретите непрерывный поток тибетцев, посещающих храмы. В Тибете находится более 2000 храмов и монастырей - уникальная сокровищница культуры и традиций Востока.

Вы увидите здесь больше сокровищ, чем в любой другой стране мира! Вы никогда не забудете тибетские песни, глаза тибетцев полные любви и доброжелательности, поскольку это - единственное место в мире, где Вы встретите неподдельную улыбку.

Мировую известность Тибету принесли многочисленные храмы и монастыри, где до сих пор проводятся торжественные ритуалы и церемонии.

Фотогалерея

Храм Джоканг (Jokhang, тиб.: ཇོ་ཁང་ jokhang, кит.: 大昭寺 dazhaosi) или Цуклаканг (Tsuglagkhang, тиб.:་གཙུག་ལག་ཁང་ gtsug lag khang) – «сердце Лхасы», «Великий Храм Лхасы» – является самым священным и почитаемым местом буддийского паломничества как и в Лхасе, так и во всем Тибете. Джоканг в переводе с тибетского означает «Дом Будды». Здесь хранится самая священная статуя всего Тибета – 12-летний Джово Будда. В Джоканг съезжаются паломники из всех уголков Страны Снегов. Они совершают простирания перед главным входом, делают подношения масла в горящие на протяжении многих веков лампады, возносят молитвы о счастье всех живых существ.

История храма Джоканг

Джоканг располагается в историческом центре Лхасы на площади Баркхор. Строительство храма было начато в 7 веке во время правление царя Сонгцена Гампо. Место для будущего храма выбрала принцесса Вэньчэн – китайская супруга царя, а его строительством руководила непальская супруга царя по имени Брикути. Тем самым, храм Джоканг был построен на важнейшем месте силы в соответствии со всеми принципами геомантии (фэншуй). Внешний вид храма отразил в себе культуру Китая, Тибета, Непала и Индии.

В 7 веке буддизм только начал свое распространение в Тибете, тесно взаимодействуя с древней тибетской шаманской религией Бон, последователи которой имели дело с духами и демонами, населяющими всю Страну Снегов. Царь Сонгцен Гампо был ревностным буддистом, который достиг многих духовных реализаций. Однажды, будучи в глубокой медитации, он вышел из тела и взлетел высоко в небо, откуда увидел, что земля Тибета подобна телу упавшей на спину гневной демоницы. И если эту демоницу не укротить, то она будет препятствовать распространению буддизма в Тибете. Тогда Сонгцен Гампо решил усмирить демоницу, построив на ее теле буддийские храмы.

Принцесса Вэньчэн, используя принципы фэншуй, высчитала, что сердце демоницы располагалось в самом центре Лхасы под водами озера Охтанг, поэтому было нужно как можно скорее озеро осушить и на его месте построить храм, который бы заменил сердце гневной демоницы на сердце буддизма. Этим храмом и стал храм Джоканг. Когда в 638 году начали воздвигать храм Джоканг, местные бонские духи мешали строительным работам. Так, долгое время не удавалось осушить озеро Охтанг. Днем люди засыпали озеро землей, а ночью духи выносили из озера всю землю обратно. Тогда Сонгцен Гампо погрузился в медитацию, во время которой ему пришло решение этой проблемы: озеро Охтанг должно было быть засыпано землей из связенного места Драк Йерпа, находящегося в 35 километрах от Лхасы. Причем земля из Драк Йерпы должна быть принесена на козлах. Решение принесло плоды – озеро было осушено и в 647 году храм Джоканг был наконец возведен. В то время храм носил имя Раса Трулнанг (тиб.: ར་ས་འཕྲུལ་སྣང་ rasa ‘phrul snang), что в переводе с тибетского означает «Магическое Видение Расы». Ранее Лхаса называлась Раса – «место козлов», а после строительства Джоканга имя было переименовано в Лхасу – «место Богов».

Помимо Джоканга царь Сонгцен Гампо выстроил на теле демоницы «четыре монастыря четырех сторон света» и еще восемь буддистских монастырей. В сумме было построено 12 буддийских храмов, которые располагались тремя кольцами по всей территории Тибета. В каждом из трех колец находилось по четыре храма: первые четыре храма закрепили бедра и плечи демоницы, создав защитное кольцо вокруг Лхасы. Вторая четверка закрепила ее колени и локти, а третья четверка – руки и ноги. Таким образом, демоница было полностью покорена и буддизм в итоге укоренился и стал активно распространяться в Тибете.

Архитектура храма Джоканг

Главные ворота храма обращены в сторону Непала, откуда прибыла в Тибет принцесса Брикути. Первоначальный облик Джоканга был оформлен в неварском стиле. Впоследствии к дизайну были добавлены элементы модели буддийского монастыря Викрамашилы северо-западной Индии. Принцесса Брикути планировала завершить строительство Джоканга в виде трехэтажного храма, но во время ее жизни было построено только два этажа. Это свидетельствует о преждевременной смерти принцессы. Однако позднее третий этаж был достроен, после чего Джоканг стали символизировать с Трикаей – тремя телами Будды: Дхармакая, Самбхогакая и Нирманакая. В то же время трехэтажный Джоканг символизирует три сферы местропребывания – Тридхату: Сфера чувственного, Сфера форм и Сфера отсутствия форм.

Святыни храма Джоканг

В храме находятся множество статуй Будд, бодхисаттв и дхармапал. Главный храм Джоканга называется Тсамканг Ума, где располагается самая священная статуя всего Тибета – Будда Шакьямуни или Джово Будды в возрасте 12 лет, привезенный китайской прицессой Вэньчэнь. Эта статуя была изготовлена скульптором по имени Вишвакарман из Капалавасту. Позднее индийский правитель королевства Магадха подарил эту статую правителю Китая. И уже в 7 веке принцесса Вэньчэн привезла ее в Тибет. Изначально для этой статуи был построен храм Рамоче, располагающийся вблизи Джоканга, где и находился Джово Будда вплоть до культурной революции середины 20 века. В то время как храм Джоканг был построен для статуи Будды Акшобхьи (тиб. འཁྲུགས་པ་མེད་པ་ ‘khrugs pa med pa / མི་བསྐྱོད་པ་ mi bskyod pa) в возрасте 7 лет, привезенный непальской принцессой Брикути. Так с 7 века вплоть до культурной революции 12-летний Джово Будда был в храме Рамоче, а 7-летний Акшобхья – в храме Джоканг. Однако во время культурной революции на эти статуи шла охота, поэтому с целью сохранения их поменяли местами.

Помимо Джово Будды в храме Джоканг хранятся и другие священные статуи и изображения, среди которых есть и самопроявленные – изображения Будды, которые сами по себе проявились на стенах.

Другие святыни – статуя защитницы всего Тибета Палден Лхамо с лягушиным лицом, храм Будды Будущего, храм Авалокитешвары – бодхисаттвы сострадания, храм Амитаюса, а также внушительный алтарь Гуру Ринпоче, алтарь Цонкапы и другие. В сумме в Джоканге насчитывается около 800 древних священных статуй будд и бодхисаттв, но большинство из них недоступны для посетителей.

Джоканг сегодня

В настоящее время Джоканг представляет собой четырехэтажный храм с крышей из позолоченной бронзы. Перед главным входом в Джоканг тибетцы читают молитвы, выполняют простирания, а также часто можно увидеть тех, кто выполняет практику подношение мандалы. Напротив главного входа есть небольшой подвал, где постоянно горит тысяча масляных лампад.

Вокруг Джоканга проходит одна из самых священных “кор” (обход по часовой стрелке буддийской святыни) – “Баркхор кора”, на которой с утра до вечера ходят сотни тибетцев – как и местные из Лхасы, так и приехавшие издалека паломники. На площади Баркхор и на самой коре вокруг храма Джоканг располагается множество магазинов с тибетскими сувенирами, тханками, буддийскими статуями, тибетской одеждой и украшениями, тибетские чайные и рестораны на любой вкус.

В Тибете есть много мест силы, святынь, монастырей и священных вершин, но храм Джоканг обязателен для посещения как для паломников, так и для приезжающих туристов. Джоканг – это сердце Лхасы, сердце всего Тибета и сердце буддизма.

«В наше время, в наш век Будду представляет статуя Джово и Каньгьюр. Именно это он оставил после себя. Если человек умирает, не встретившись ни с тем, ни с другим, это, по моему мнению, все равно, что с пустыми руками вернуться с острова сокровищ.» – Джамьянг Кхьенце Вангпо

Золотой Храм расположен на вершине холма Минфэн (в переводе с китайского «Поющий Феникс»; Mingfengshan) в пригороде на северо-востоке Куньмина. Это даосский храм, также известный как Дворец высшей гармонии и храм Тонгва (Храм Бронзовой Плитки). Холмы вокруг храма изобилуют вечнозелеными соснами и выносливыми кипарисами. Пейзаж Золотого храма, окруженного зелеными холмами и окутанного туманами, захватывает дух и оставляет незабываемые впечатления.

Согласно легендам, во время правления императора Вань Ли (1602), Чен Йонгбин (Chen Yongbin), тогдашний губернатор Юньнани был рьяным последователем даосизма. Однажды ему приснился легендарный бессмертный Лу Донгбин (Lu Dongbin), который велел ему прийти к подножию горы Инву (Yingwushan Hill, так звался холм Минфэн при династии Мин) на следующий день. Утром Чен Йонгбин встал с первыми петухами и отправился к горе. Однако там он нашел лишь старого пастуха, ведущего овцу, в руках которого были два глиняных горшка. Когда Чен Йонгбин решил подойти к старику поближе, тот внезапно исчез; вместе с ним пропала и овца, а на их месте остались лишь два глиняных горшка. Тогда Чен Йонгбина внезапно осенило, что соединенные вместе, эти два глиняных горшка напоминают китайский иероглиф Лу, первый иероглиф из фамилии бессмертного. Кроме того, он заметил, что написание иероглифов «веревка» (绳), «овца» (绵) и «чистота» (纯) схоже, и пришел к выводу, что бессмертный преднамеренно указал ему на это место у подножия горы, прекрасное, словно земной рай. Тогда Чен Йонгбин решил нанять рабочих, чтобы построить здесь идеальный храм по образцу Золотого Храма в горах Удан (Wudang), провинции Хубэй.
В 1857 году во время восстания мусульман храм был сильно поврежден и восстановлен лишь через несколько десятилетий по приказу императора Гуансу. На полное восстановления храма ушло 250 тонн твердой бронзы. Кроме лестницы и балюстрад, сделанных из мрамора, все остальные детали - стены, столбы, стропила, черепица, алтари, статуи Будды были сделаны из меди. Полированная медь блестит как золото, поэтому люди стали называть храм Золотым.

Дорога к Золотому Храму, как и к большинству даосских храмов, очень извилиста. Вам предстоит подняться по каменным лестницам и пройти через серию «Небесных Ворот». Небесные Ворота Золотого Храма украшены нарисованными архивольтами и вырезанными балками и стропилами.

Прекрасная прогулка вверх по лестнице храма поможет вам оставить все заботы позади, а чарующая красота Минфена поможет восстановить внутреннюю гармонию и спокойствие.

В конце пути вы увидите стену средневекового города, стоящую на платформе и ворота Линсин (Lingxing Gate), через которые вы сможете пройти в Золотой Храм. Наиболее интересным и ценным экспонатом Золотого Храма считается двусторонний меч с выгравированной на нем Большой Медведицей. Легенда гласит, что этот меч весом более 20 килограмм принадлежал даосскому божеству Чжэну У (Zhen Wu), который охранял гору Минфен. Недалеко от Золотого Храма расположено дерево камелии, возрастом более 600 лет. Каждый год в феврале на дереве распускаются сотни изящных цветов, предвещая скорый приход весны.

Позади Золотого Храма находится высокая трехэтажная колокольня, которая была построена в 1984 году. Ее медный колокол, чей возраст более 580 лет, весит около 14 тонн.

Еще при династии Мин, холм Минфен вызывал восхищение своей естественной красотой, поэтому место вокруг холма называли Волшебной страной Минфен. Расстояние от Куньмина до Золотого Храма составляет всего лишь 11 километров и туда легко можно добраться на общественном транспорте.

Пещерный храм золотого дракона (Ват Там Манкхон Тхон, Wat Tham Mankhon Thong), знаменитый аттракционом «плавающая монашка» и своими интересными пещерами, находится на юге от города приблизительно в 8 километрах. Добраться до него можно, поехав по дороге 323 и затем повернув на дорогу 3429. До храма легко доехать на велосипеде или на скутере, либо на машине. Мы приехали сюда .

Из цикла «По Таиланду на машине»

Храм Ват Там Манхон Тхон

Храм находится на холме, к которому ведет красивая лестница. У подножия холма, в окружении китайских павильонов, сидит белый толстячок и удивленно смотрит вдаль

Недалеко от лестницы наверх к храму сидит такой толстячок-добрячок

Познакомившись с ним, пройдитесь налево и направо от лестницы, там вы увидите захоронения урн с прахом усопших

Под горой слева от лестницы — небольшое кладбище

Быть упокоенным рядом с храмом у подножия холма считается почётным делом в продолжение праведной жизни.

Но вернемся к лестнице, недавно отреставрированной и очень красивой. Вспомним, что в названии храма упоминается дракон. Но где же он? Присмотритесь, и вверху лестницы вы можете увидеть его голову

Дракон у входа в храм, а сверху — вытянутая башенка

А вот и он. Красавец, правда?

Пасть дракона, скрывающая длинную пещеру внутри скалы

В пасти дракона!

Но он сейчас с виду совершенно безобидный, об этом свидетельствуют кадки с цветами рядом с его головой.

Нам предстоит зайти к нему в нутро. Обойдите по лесенке слева его голову, поклонитесь статуе Золотого Будды, и вы окажетесь в широкой пасти!

Она отделана гладкой плиткой и по ней приятно прогуляться, посмотрев на сидящих Будд. Потолок нависает над полом и немного сдавливает, сковывает ваши движения. И впрямь, будто дракон вас проглотил

Внутри пещеры в основном зале прохладно

Поспешим скорее вперед, провалившись в горло.

А оно у дракона подсвечено электрическими лампочками, и если вы щедрый, то обязательно заплатите за свой комфорт. Ведь путешествовать внутри дракона в полной темноте – сомнительное удовольствие! Поэтому отблагодарите гостеприимного дракона звонкой монеткой или хрустящей бумажкой!

А горло у него ого-го!

Второй зал хорошо подсвечен

Путешествие внутри дракона

Там даже небольшой алтарь есть и сидит какой-то умудренный опытом старичок. Он внимательно следит за тем, кого принял к себе внутрь дракон, и указывает дорогу, куда вам деваться дальше: отправляться в аппендикс, либо прямиком в желудок

Небольшой алтарь

Один из коридоров заканчивается совсем узкой нишей, в которую человек не сможет пролезть

Желудок у дракона что надо! Мощные камни словно жернова готовы размолоть любую добычу.

Узкий проход между камнями

Ведь немудрено, что желудок у дракона побольше наперстка будет! И сил для игр и роста требуется ох как много! Как же ему помочь? Ответ один: вкусный туристус вульгарис! Но, повезло, дракон то ли пребывал в нирване, то ли просто ему сегодня не до нас, он оказался не голоден, и позволил полазить по своему желудку совершенно безопасно. А лазить там приходится словно акробат: пригнувшись, на корточках, и чуть ли не ползком

Внутри пещеры в дальних камерах не очень уютно

Выползая их желудка в кишечник, приготовьтесь к физическим упражнениям на растяжку всех групп мышц. Кишечник оказался образцово-показательным, но задерживаться здесь как-то не хотелось, ведь дракон мог проснуться в любой момент!

Скудное освещение гонит быстрее вперед

А что это торчит наружу? Ба, да это же металлическая лестница! По которой целый и здоровый исследователь вылезет из дракона на свет божий. Кто же её вставил в попу дракону? Но лучше не задумываться об этом, а скорее вылезать!

Выход из пещеры — по вертикальной металлической лестнице

Вышли наружу

И придется сильно постараться, так как дракон опочивает попой кверху, а потому придется постараться, если вы хотите выбраться наружу. Вышли и сразу отходим подальше, вдруг кто ещё из дракона полезет!

А снаружи так тепло и комфортно, и даже холодильник тут как тут. Может дракон иногда в него заглядывает? И запивает водичкой

Холодильник для монахов и кулер для всех желающих

А вот эти товарищи выглядят совершенно спокойными. Ведь точно знают режим труда и отдыха дракона, а также график его питания.

Местные жители тоже приходят в гости к Дракону

Они нам сообщили, что сегодня он уже ел, и потому мы зря волновались. Так что расслабляемся и смотрим что тут есть ещё. Вот, например, есть китайский павильон

Дешевые авиабилеты в Бангкок смотрите на сайте Aviasales >>

13.9850712 99.5167999

Долгое время европейцы называли Тибет «страной снегов и тайн», для многих он был не реальным местом на земле, а загадочным и таинственным мифом. Нашим знаниям о прошлом Тибета мы обязаны отважным путешественникам разных национальностей, которые, невзирая на опасности, бесстрашно отправлялись в эти труднодоступные районы Центральной Азии.

Опасности были не мифическими, а самыми настоящими, ведь правительство Тибета под страхом суровых наказаний запрещало пересекать границу страны чужестранцам, особенно европейцам - «несшим на священную землю скверну». Кара ожидала и тех, кто оказывал помощь пришельцам. Многие путешественники, проделав трудный путь, вынуждены были поворачивать обратно, так и не достигнув заветного Тибета.

В 1881 году сюда сумел попасть индиец Сарат Чандра Дас, которому оказал помощь первый министр панчен-ламы. Только через год, когда Чандра Дас благополучно отбыл на родину, тибетское правительство узнало об этом случае. Но кара была устрашающей: министр был публично бит палками, а затем умерщвлен с запретом перерождаться в дальнейшем. Его родные и близкие были осуждены на пожизненное заключение, а все их имущество было конфисковано.

Эта далекая и таинственная страна, расположенная среди высоких горных хребтов, в условиях сурового и чрезвычайно сухого климата, в речных долинах, укрытых от леденящих ветров и пыльных бурь, была населена людьми еще в глубокой древности. В VII веке правитель Намри из Ярлунгской династии объединил разрозненные территории Тибета под своей властью, а его сын Сронцзан Гампо стал достойным продолжателем дела отца.

Он создал административную систему управления страной, провел земельную реформу, а также принял участие в разработке письменности и грамматики тибетского языка. Многие события в истории Тибета впоследствии были связаны с приходом сюда буддийских монахов и знакомством тибетцев с учением Будды. Произошло это как раз во времена правления Сронцзан Гампо и при его заинтересованном участии. Процарствовав шесть лет в древней столице Тибета, он потом перебрался севернее, в местечко Раса, где начал возводить новую столицу - город Лхаса.

Существует предание, что до 640 года вся Лхаса была озером, в котором обитал священный дракон. В этом году Сронцзан Гампо, поддавшись уговорам своей непальской жены, решил построить буддистский храм. Вместе с ней он пошел к озеру и бросил в него кольцо, чтобы найти счастливое место для храма. Кольцо попало на середину озера, откуда тотчас выдвинулся священный чортен. После этого Сронцзан Гампо и его народ наполнили озеро камнями, и на этом водном основании явилась Лхаса. В память о священном драконе в главном храме Лхасы установлена часовенка, рядом с которой расположена большая каменная плита. Плита эта служит преградой, замыкающей ключи озера: во второй месяц каждого года камень поднимают с таинственными ритуалами, при этом слышится страшный вой ветра. Дракону бросают драгоценные приношения, чтобы он не рассердился и не поднял воды, которые проглотят город.

Джуконг («Дом господина») - самый большой и самый священный храм Тибета. Это древнее святилище Сронцзан Гампо возвел, чтобы поместить в него буддийские святыни, привезенные в Лхасу двумя его женами - из Китая и Непала. Как бесценную реликвию хранят в монастыре маленькую печурку, сложенную при участии самой китайской принцессы Вэнь Чэн.

Святилище Будды так тесно окружают дома, что издали его рассмотреть невозможно. Ноги паломников, приходящих к нему уже многие века, проделали глубокие желобки в каменных плитах, которые ведут к храму. Их еще более углубили головы и руки преклоняющихся богомольцев. Бесконечные преклонения они совершали и перед закрытой дверью: бросаясь ниц на пол во весь рост, пилигримы поднимаются и снова падают в течение нескольких часов. Чтобы защитить руки от трения о камень, паломники надевают на кисти деревянные башмаки с подошвами, утыканными гвоздями и с маленькой подковкой.

Во время больших праздников огромная масса паломников змеей обтекает высокий тополь у западной стены, который, по преданию, вырос из волоса Будды. Пилигримы целуют белую кору священного дерева и кланяются каменной плите, воздвигнутой рядом в IX веке в память о победе над войском китайского императора.

На площади перед храмом стоят большие медные котлы для чая - 270 сантиметров в диаметре и около метра в глубину. В новогодний праздник в них заваривается чай для тысяч монахов, когда к храму приходит далай-лама со своей свитой. В прежние времена китайские императоры ежегодно присылали тибетским ламам сотни тонн чая в качестве субсидии.

Джуконг - это трехэтажный дом-колодезь под четырьмя золотыми китайскими крышами. Перед его огромными воротами высится гора из рогов баранов и яков, а над ней развеваются разноцветные флаги. Все этажи храма разделены на множество комнат, в которых в свете горящих фитилей блестят металлические статуи. Здесь собраны все будды, бодисатвы и охранители, в которых только верят тибетцы.

Главная святыня Джуконга - это статуя Будды Сакьямуни, изображающая его в 16-летнем возрасте, когда он был еще юным царевичем у себя в доме в Капилаватсу.

Статуя сидящего Будды размером приблизительно с человека. Он сидит у восточной стены храма на троне под балдахином, а перед ним на низком и длинном столике день и ночь горят золотые светильники с топленым маслом.

Легенда гласит, что статую эту отлил скульптор Васвакарма, которого бог Индра вдохновил сделать сплав из пяти «драгоценных веществ» (золота, серебра, цинка, железа и меди) и пяти «драгоценностей неба» (алмаза, рубина, ляпис-лазури, изумруда, индронила). Статую Будды изготовили в Магаде еще при жизни Великого Учителя, а потом ее из Индии доставили в столицу Китая. Когда Сронцзан Гампо женился на китайской принцессе, то статуя в качестве ее приданого была привезена в Тибет.

Впоследствии Цзонхава, основоположник одного из направлений буддизма, украсил статую бриллиантами и диадемой из кованого золота и драгоценных камней. Паломники целуют статую в колени, и Будда одаривает их своей необыкновенной улыбкой. Тени и отблески от горящих светильников пробегают по его бесстрастному лицу, и тогда кажется, что Будда оживает под своим балдахином, поддерживаемым сине-зелеными колоннами.

Здесь же установлен и трон Цзонхавы - возле большого небесного камня, который он нашел в одной из пещер. На камне стоял колокольчик с большим рубином в ручке, но на эту реликвию, которая принадлежала Маудгалье - главному ученику Будды, разрешается только смотреть. Лишь высшие ламы могут звонить в него.

В Джуконге хранится и священная золотая ваза, упакованная в специально сшитые для нее парчовые чехлы. Ее прислал в храм около 200 лет назад китайский император Цянь Лун, и используется она только в качестве урны для голосования при избрании нового далай-ламы. В вазу опускают пять пластинок из слоновой кости с написанными на них именами мальчиков, которые родились в день смерти старого далай-ламы. Из этих мальчиков выбирают нового духовного правителя Тибета, так как именно в одного из них перевоплощается дух умершего далай-ламы. Особо избранные ламы после семидневного поста вытаскивают одну из пластинок, и один из мальчиков получает высокое назначение.

В храме хранится и чудесная «громовая стрела» Дордже, нечто вроде немого колокольчика, который своим беззвучным заклинанием касается головы пилигримов. Раз в год Дордже по случаю новогодних праздников на несколько дней присылают в монастырь Сэра - «Обиталище Великой колесницы».

Монастыри в Тибете - это целые города, спускающиеся со склонов гор каскадом белых каменных зданий. Сэра был основан в 1417—1419 годы в пяти километрах к северо-востоку от Лхасы - на ровной каменистой пустоши у подножия горы Гжябри, которая почему-то называлась «Местностью диких роз». В давние времена, как гласит старинная легенда, монастырь, как оградой, был окружен зарослями диких роз - сэра, отсюда и его название.

Главная святыня Сэры - статуя одиннадцатиликого бодисатвы Авалокитешвары, божества сострадания и милосердия. Авалокитешвара никогда не умирает, хотя иногда, огорченный беззакониями мира, удаляется в далекий Западный рай - Сукавати.

Авалокитешвара сходит в мир со священного лотоса, чтобы уничтожить людские страдания. Он отказывается превращаться в Будду до тех пор, пока все люди на Земле не станут на путь высшего познания, избавляющий их от страданий.

Священные книги говорят, что великий бодисатва, «обладая могущественным знанием, замечает создания, осажденные многими сотнями бед и огорченные многими печалями. Потому он и является спасителем мира, людей и богов». Недаром на ступнях и ладонях Авалокитешвары изображены глаза, открытые к страданиям мира.

Авалокитешвара изображен с одиннадцатью головами, в напоминание о том, что он, потрясенный жестокими страданиями людей, так горько плакал от жалости к ним, что голова его раскололась на десять частей. Тогда бодисатва собрал осколки и сделал из них новые головы, присоединив к ним и собственную.

Легенда рассказывает, что одиннадцатиликая скульптура божества была получена йогиней Балмо, которая и спрятала ее в пещере в окрестностях Сэры. Много времени спустя в этом месте пас стада коз пастух. Увидев, что одна из них вошла в пещеру и исчезла, пастух бросил ей вслед камень, который, влетев в отверстие пещеры, звонко ударился обо что-то.

Этим «что-то» и оказалась блистающая золотом статуя, которая заговорила человеческим голосом. Испуганный пастух бросился к настоятелю монастыря и рассказал обо всем случившемся. Статую извлекли из пещеры и перенесли в один из монастырских храмов, где уже находилась еще одна счастливо обретенная реликвия: жезл-пурбу индийского волшебника Дарчарвы.

Эти святыни привлекали в монастырь много паломников, но жезл можно было видеть лишь один раз в году. В сопровождении торжественной свиты настоятель Сэры вез его в Лхасу в драгоценной шкатулке, установленной на спине лошади. Там он прикладывал священную реликвию сначала к голове далай-ламы, а потом к головам избранных знатных людей. Только после возвращения из Лхасы жезл-пурбу могли видеть все желающие. В этот день его держал в руках настоятель храма, сидящий на высоком драгоценном троне, облаченный в одежды далай-ламы. Лишь в этот день, всего раз в году, настоятель получал право надеть такие одежды.

Славу монастыря Сэра составляют и ритоды - уединенные кельи отшельников, высеченные в скалах близ монастыря. В этих ритодах они проходили три степени святости, которые определялись лишь временем добровольного затворничества. С того момента, как закрывалась дверь кельи, отшельник оставался в полной темноте в течение всего избранного срока испытания. В силу данного обета он не должен был выглядывать наружу и впускать в келью свет. Даже передаваемую ему пищу отшельник принимал в перчатке, чтобы лучи солнца даже случайно не коснулись его тела. На время испытания отшельник брал с собой четки с бусинами из человеческих костей, трубку из берцовой кости человека и чашу из черепа.

Позднее почитатели, ученики и последователи аскетов-отшельников превратили некоторые бывшие уединенные ритоды в роскошные дворцы и загородные поместья. Наиболее известным в конце XIX века был ритод «Пабон-ха», принадлежавший далай-ламе. Над пещерой, в которой когда-то жил один из первых буддийских отшельников, пришедших в Тибет, был выстроен двухэтажный дворец. «Пабон-ха» пользовался у паломников особым почитанием и уважением. Сюда приходили, чтобы 3333 раза совершить обход вокруг ритода, на что требовалось от 10 до 15 дней.

Рядом с монастырем находится и еще одна древняя святыня - большая каменная глыба, по преданию, сама прилетевшая из Индии. На этом камне, согласно обычаю, расчленяли трупы умерших, а потом оставляли их на съедение грифам. Камень считался священным, и потому каждый тибетец желал, чтобы его похоронили именно таким способом.

Монастырь Гумбун, чье полное название Гумбун Чжамба-дин («Мир Майтреи со ста тысячами изображений»), находится в провинции Амдэ - на северо-востоке Тибета. Он стоит на склонах глубокого оврага, по дну которого когда-то струились чистые воды небольшой речушки. Теперь дно поросло диким луком, и овраг этот так и зовут - «Падь дикого лука». Здесь в 1357 году родился выдающийся деятель тибетского буддизма Цзонхава, основатель нового направления - «пути добродетели», известного также под названием «учение желтошапочников».

Там, где из перерезанной пуповины на землю упали капли крови Цзонхавы, стал расти чудесный цан-дан - ароматическое сандаловое дерево. На коре его появлялись тибетские буквы-символы, а на листьях - изображения буддийских божеств (Львиноголосого, Ямантаки, Махакалы и др.).

Над этим деревом впоследствии был воздвигнут чортен - ритуальное куполообразное сооружение. Согласно легенде, родители Цзонхавы на склоне лет сильно тосковали о сыне, посвятившем себя монашеству. Наконец мать его, которую звали Шиндза, не выдержала и написала сыну письмо с просьбой о встрече. Цзонхава ответил отказом, предложив матери построить чортен над чудесным деревом цан-дан, поместив туда 100 000 изображений Будды Майтреи.

Мать так и сделала: выстроила чортен, от которого «была большая польза для всех живущих существ». По буддийским понятиям, тысячи Будд, имеющих особую кармическую связь с нашим миром, приняли решение поочередно воплощаться на Земле, чтобы нести всем живым существам Свет Учения. Человечество существует миллионы лет и будет существовать еще миллионы. Каждый раз, когда Свет Учения будет гаснуть, а люди погружаться во тьму неведения, в мир будет являться новый Будда, чтобы вновь осветить им путь. Будда Сакьямуни является четвертым в этой цепи, пятым будет Майтрея - Будда грядущего мирового периода, имя которого означает «Связанный с любовью». Появление Майтреи принесет всем истинно верующим буддистам долгие, счастливые годы жизни, не омраченные страданием и печалью. Таким образом будет развеяна и печаль матери.

Со временем возле этого чортена поселились монахи, число которых быстро увеличивалось - по мере распространения славы о чудесном дереве и воздвигнутом над ним чортене. Впоследствии чортен облицевали плитами кованого серебра и возвели над ним обширное здание с позолоченной крышей. В нише чортена покоится золотое изображение Цзонхавы, под которым на мраморной ступеньке установлены маленькие чортены с прахом лам и постоянно горящие светильники.

У самого входа в храм растет высокое сандаловое дерево: рассказывают, что у него один корень с тем священным деревом, которое находится теперь внутри чортена. От семян священного цан-дана, занесенных на дно оврага, уже выросла целая роща. Листья с этих деревьев, растущих среди дикого лука, монахи собирают и тщательно высушивают. Они обладают целебными свойствами, поэтому их охотно покупают многочисленные паломники, заваривают их и пьют настой - верное средство от многих болезней (особенно незаменимы листья при трудных родах).

В монастыре Гумбун есть четыре дацана - богословский, медицинский и два мистических (дийнхор и джюд). Здание мистического факультета джюд, основанного в 1649 году, расположилось у самого обрыва. Здесь хранится много чудесных реликвий, о которых паломники вслух не говорят, а только почтительно шепчутся.

С именем Цзонхавы связан и монастырь Галдан, полное название которого - Брог-ри-галдан-намбарчжял-бий-лин («Уединенное горное, вполне радостное обиталище полного победоносца»). Монастырь был выстроен на южном склоне горы Брог-ри, и место для этой обители выбирал сам Цзонхава. Он убедился, что в этом месте присутствуют все благоприятные признаки как земли, так и неба, и основал монастырь Галдан. Соборный храм с престолом Цзонхавы находился как раз рядом с домом, где жил и скончался этот выдающийся буддийский деятель. Древнее предание повествует, что собравшиеся вокруг усопшего ученики горько плакали и в отчаянии восклицали: «Учитель, где ты?». И вдруг на стене комнаты появился образ Цзонхавы и раздался голос: «Я - здесь». Рассказывают, что многочисленные паломники видели эту святыню еще в конце XIX века.

Преданность и любовь учеников к своему учителю были столь велики, что они решили не сжигать его тело. В сидячем положении оно было заключено в ковчег из сандалового дерева и помещено в реликварий чортена, сделанного из серебра и украшенного различными драгоценными камнями. Позже реликварий облицевали листами кованого золота, а над ним воздвигли величественное здание.

Многих паломников привлекает в монастырь Галдан и еще одна реликвия, связанная с именем Цзонхавы. Это часть черепа его матери, оправленная в золото наподобие чаши-габалы. Подобные сосуды не были редкостью в средневековом Тибете, но данная чаша, по преданию, обладала чудесными свойствами. Зерна риса, находившиеся в ней, никогда не кончались, хотя их во множестве раздавали паломникам как средство, исцеляющее от многих болезней.

Публикации по теме