Фотосъемка авиации. Как фотографировать самолеты Люди снимающие самолеты

Как правильно фотографировать из окна самолета?

Многие любят делать фотографии видов, открывающихся из иллюминаторов летящего в небесах самолета, но не у всех фото получаются удачными. Чтобы остаться довольным результатами своих фототрудов, стоит знать, что:

— фотографировать легче всего с мест, расположенных в передней части самолета у окон, поэтому их лучше бронировать заранее. В этой части воздушного судна больше плавность движения и лучше перспектива обзора из окна.

— начинать снимать нужно как можно раньше, тогда, когда стекла иллюминаторов еще чистые – это сделает отличным качество снимков. В дальнейшем в полете иллюминатор может покрыться инеем и конденсатом.

— объектив не прижимают вплотную к стеклу иллюминатора – отражения от этого, может, и уменьшатся, однако вибрация самолета отрицательно скажется на качестве фотографии.

— объектив с надетой на него блендой лучше установить максимально близко к стеклу так, чтобы он не касался стекла. Если бленды нет, уменьшить блики можно, если прикрыть края объектива сложенной козырьком рукой.

— при съемке не стоит использовать автоматический режим фокусировки – фотографирование идет через стекло, на котором могут быть дефекты. Из-за них установка фокуса может произойти неправильно, так что лучше наводить фокус вручную.

— чем еще не надо пользоваться, так это вспышкой – в стекле возникнут блики, а экипаж самолета непременно обратит на вас внимание.

— стоит навостриться в умении «ловить» моменты виражей, когда крылья самолета становятся почти перпендикулярными земле. Это бывает во время взлета и перед посадкой, при этом самолет наклоняется в разные стороны, но длятся эти периоды считанные секунды, поэтому возможность сделать интересный снимок без «тренировки» может быть упущена.

— и самое главное правило фотографирования – думайте, что хотите запечатлеть на фотографии, прежде чем «щелкать затвором». Прежде всего уточните, разрешено ли вообще фотографировать на борту. А если разрешено, знайте, что снимать землю с самолета отнюдь не просто, нужно иметь «нюх» на удачный кадр и ракурс. С ландшафтом необычного цвета может гармонировать как крыло самолета, так и часть салона, но чтобы умело отобразить эту гармонию, нужны навыки и своего рода некое чутье художника.

Споттинг (от английского слова «spot» - «увидеть», «опознать») - особый вид хобби, смысл которого заключается в фотографировании и опознании летательных аппаратов, чаще всего самолётов, по их бортовым номерам. Местом съемки обычно служит аэропорт или мелкий аэродром. Ну а самый распространенный вид съемки - фотографирование садящихся самолетов.

Сегодняшний споттинг будет проходить в аэропорту Пулково в Санкт-Петербурге.

Для качественного фотографирования движущихся с большой скоростью (до 300 км/ч) объектов необходим большой опыт, поэтому споттеры занимаются любимым делом как можно чаще. Многие отправляются в другие города, чтобы снимать в местном аэропорту.



Некоторые вводят в заблуждение, говоря что плейн споттинг это фотографирование самолетов, это далеко не так. Фотографирование это часть современного споттинга, но не его основа. Часть споттеров, особенно на западе до сих пор ходят на споттинг с подзорной трубой и блокнотом, записывая в него какой самолет где и когда они видели.

Скайэкспресс садится:

Во время холодной войны на Западе споттинг был особенно популярен. Считалось огромной удачей заснять советский самолёт, так как в СССР фотографировать аэропорты и самолёты было запрещено.

Первый в России официальный массовый споттинг был организован в Московском международном аэропорту «Домодедово» 22 мая 2007 года.

Ту-154 Аэрофлота выруливает на взлет:

Оренбургские авиалинии:

Аэрофлот:

Этот самолет летел 9 часов из Сеула в Петербург:

ТУ-154 можно узнать издалека по черному следу от двигателей:

Этот самолет был построен в 1990 году. А ЮТэир его купила в 2006 когда ему было уже 16 лет. Это все можно узнать по его регистрационному номеру:

Отличный самолет Ил-86. Производился серийно в1980-1993 годах на авиационном заводе Воронеже. Всего было выпущено 106 самолётов. Этот экземпляр уже на пенсии:

Диспетчерский центр Пулково и два из пяти стаканов здания аэропорта:

Закат в тот вечер был очень прекрасный:

Еще несколько фотографий с других мест.

Также, фотографы любят самолёты с редкой раскраской фюзеляжа. Например, Boeing 747-400, Малазийские авиалинии:

Или вот такой:

Индийские авиалинии:

На сегодня про споттинг все.

Независимо от того находитесь ли вы на авиашоу, или просто наблюдаете за движением рейсовых самолетов, фотосъемка этих красавцев в полете предоставит дать вам отличный шанс попрактиковаться в получении динамических фотоснимков. Вот несколько главных советов, используя которые вы не покинете аэродром без красивых фотографий.

1. Установите скорость затвора

В виду постоянного пребывания самолетов в движении, вам придется использовать короткую выдержку, чтобы заморозить их в полете, и предотвратить размытость конечного фотоснимка. Переключите фотокамеру в и установите оптимальную скорость затвора (удовлетворительной будет любая скорость, выше 1/125 сек). После этого фотокамера сама выберет соответствующую диафрагму. Если ваш фотоаппарат не имеет творческих режимов работы ( , или ), то вы можете использовать спортивный или динамически сценический режим.

2. Фокусировка

Режим Непрерывной автофокусировки будет постоянно держать летящий самолет в фокусе. Это поможет вам сохранить ваш объект резким, даже если он будет двигаться в непредсказуемых направлениях.

3. Используйте точечный экспозамер

Использование точечного замера экспозиции предоставит возможность вашей фотокамере правильно проэкспонировать объект фотосъемки, а не окружающий его фон. Поэтому если вы снимаете летящий самолет на фоне светлого неба, то он будет проэкспонирован правильно (хорошо освещенный во всех деталях), вместо создания темного и не выразительного силуэта на фоне яркого неба.

4. Компенсация экспозиции

Если по каким либо причинам ваш объект фотосъемки все еще остается слишком темным, установите положительную компенсацию экспозиции (например, +1 EV), чтобы осветлить снимаемый сюжет.

5. Увеличение

Установите трансфокатор (зум) вашего фотоаппарата на максимальное увеличение, чтобы получить крупноплановый фотоснимок летящего самолета. Для увеличения снимаемого объекта, ни в коем случае не используйте цифровой зум фотоаппарата, так как это приведет к снижению качества конечного изображения. Вместо этого лучше увеличьте вашу фотографию при постобработке в любом цифровом редакторе фотоснимков.

Фотосъемка авиашоу - возможно один из самых трудных, но стоящих усилий жанров для любого фотографа-любителя. Волнение от самолетов, просвистывающих мимо на скорости 300 узлов (555 км/ч), гул мотора Аллисон, истерия толпы, создают все условия для прекрасной фотосъемки.

Снаряжение

Как и с любым хобби, фотография в целом может обходиться так дорого, как вы можете себе позволить. И авиационная фотография, конечно, не является исключением. Ваша камера и объективы могут варьироваться от купленных на распродаже в супермаркете, до разорительных монстров, но что бы вы ни выбрали, первое правило - изучите вашу камеру.

Мой собственный комплект для авиашоу состоит из следующего:

Камера

Pentax * IST DL. Хоть он не столь популярен как Canon и Nikon (и это мне приносит довольно много высокомерных взглядов), он маленький и компактный. Его разрешения в 6,1 мегапикселей, более чем достаточно для любых задач, которые я с ним решаю.

Объективы

Pentax 18-55mm. Хороший широкоугольный объектив необходим, особенно чтобы снять Б-17 от кончика до кончика крыла или кабину CH-47. Он также будет на вес золота для съемки перспектив с толпой.

Sigma 70-300mm. Хотя и не самый лучший из объективов, но самый длинный, что у меня есть. Все изображения на этой странице, были сняты на длинном конце его диапазона. Приличный объектив, как этот, и немного внимательного планирования (которое будет обсуждаться позже) могут привести к удивительным снимкам.

Карты памяти и батарейки

Мой Pentax использует карты SD и я беру не менее 1 Гб, каждый раз, когда я выхожу из дома. В идеале я беру столько карт, сколько поместится в карманах, но обычно у меня при себе как минимум шесть штук на день. Если вы снимаете в RAW, как я, берите столько карт, сколько у вас есть. Моя камера работает от двух батареек CR-V3 или от четырех батареек типа "АА". Лично я предпочитаю NiMH-аккумуляторы и всегда имеют дополнительный комплект при себе

Одежда, головной убор, а также различные безделушки

Головные уборы. Вы хотите, чтобы ваша дыня пылала как пунцовая вишня? Я знаю, что нет. Поэтому лучше использовать этот бугор над плечами, как подставку для шляпы. У меня есть выбор между убитой вусмерть бейсболкой или такой же потрепанной панамой, оставшейся от службы в армии. Выбирая между ними, я беру панаму каждый раз, благодаря её полям.

Разгрузочные брюки / шорты

До последнего времени это было все, в чем, я должен был нести свое снаряжение. Благодаря обычным безумным правилам относительно того, что вы можете и не можете взять на авиашоу здесь, в Штатах, рюкзаки не вариант и большие карманы брюк / шорт значительно упрощают переноску всякой всячины.

Застегивающиеся пакеты

Поскольку рюкзаки - табу на большинстве авиашоу в Штатах, все, что я должен засунуть в карманы, все мои объективы, карты и батареи помещались в эти универсальные прозрачные пластиковые мешки. Это упрощает проход через металлодетекторы, поскольку все что вам нужно сделать - это передать охране прозрачный пластиковый мешок для проверки. Лучше всего мешки размером с галлон (примерно 4 литра). Они особенно пригодятся если начнется дождь и вы захотите, превратить один из них в дождевик для вашей камеры.

Солнцезащитный крем

Помните, пунцово-красную вишню, о которой говорилось выше? Ну, чем выше SPF (солнцезащитный фактор), тем лучше. И не важно, пасмурное небо или нет, нанесите его. Забудьте это раз и вы никогда не забудете это снова.

Беруши

Самолеты громкие. Сейчас правда я не пользуюсь берушами потому что я люблю звук проносящихся самолетов, и я уже «туговат на ухо» благодаря армии, но пара комплектов одноразовых берушей - хорошая идея для более чувствительных среди нас. (Моим детям не разрешается посещать шоу без них.)

Складные стулья

На некоторые авиашоу вам не позволят приносить их в чехлах, в которых они покупались, но хороший складной стул может быть настоящей находкой. У меня есть один такой - вроде складной кушетки, который я купил на выставке три года назад. Он служит мне в качестве основной базы для работы на выставках, а также может быть стулом для двух человек.

Зонт от солнца

Опять же запрещенный на некоторых авиашоу, но как ни странно продающийся на них. У меня есть два, купленных вместе на одном из авиашоу. На зонтах символика пилотажных групп. На одном - «Голубых ангелов», на другом - «Буревестников». Они крепятся к ручке моего стула и облегчают выбор места съемки по цене краковской колбасы или посещения местного туалета.

Гидратор

Этот трехлитровый рюкзак жидкой любви - мой лучший друг. Несмотря на то, что на многих шоу запрещают даже это, полный пузырь высококачественной H2O, привязанный к спине, избавит вас не только от обезвоженности, но и сэкономит ваши деньги от покупки на шоу воды в бутылках. Заполните его предыдущим вечером, бросьте в морозилку и в течение дня вы будете вознаграждены свежей прохладной водой.

Удобная обувь

Это должно быть очевидно, но я включу это ради друзей, которых что я видел в стильных сандалях на авиашоу. Вероятно, вы будете на ногах от начала и до конца шоу, так что избавьте ноги от страданий и наденьте что-нибудь удобное.

Фото-жилет

Я недавно приобрел фото-жилет, который только предстоит взять на авиашоу, но он меня уже покорил. Хороший жилет должен быть удобным и дышащим и по крайней мере на размер больше, чем вы думаете, что вам нужно. Почему? Потому что его можно надеть поверх куртки или пальто. И бонусом будет то, что у охраны не бывает претензий к нему.

Запасная камера

Неплохо взять с собой простую запасную камеру, если она у вас есть. Конечно, это больше, предназначено для людей с зеркалками, но и мыльница будет востребована. Зачем? Для того приятеля, которого вы взяли с собой. Взятый с собой друг, супруг, ребенок и т.д. является одним из лучших так сказать комплектов, который вы можете взять с собой, имея камеру для них (если у них нет своей).

Будет хорошо, если они смогут снимать отличные от ваших ракурсов. И ваш приятель убивает двух зайцев: помимо съемки дополнительных фотографий, он также может отснять то, что вы снимать не успеваете. Окружая себя друзьями, вы тем самым создаете силовое поле, удерживающее детей, которые требуя лучшего обзора, топчутся по вам и вашему оборудованию.

Штативы?

Штативы - плохая идея. Моноподы чуть лучше, но все равно плохо. Оба только мешают и создают трудности. Гораздо лучше, если вы можете это себе позволить - фотоприклад (он в моем списке пожеланий, наряду с телевиком Бигма). Я видел это на шоу до - панорамирование с ним чудесно.

Защита от дождя

Погода на авиашоу как правило хорошая, но иногда это не так. Убедитесь, что вы захватили с собой защиту от дождя, которая у вас есть. Особенно для камеры. Дешевый дождевик или небольшой зонтик могут прослужить долго, и все эти застегивающиеся мешки, которые вы носили с собой, действительно пригодятся, когда начнут падать капли. Я беру свои независимо от прогноза погоды, потому что, увы, синоптики иногда ошибаются, а под крылом Випера смогут пометиться не все желающие.

Приготовьте наличные

Лучшее авиашоу - это бесплатное авиашоу.... но не бывает по-настоящему бесплатных авиашоу. Да, конечно, некоторые имеют бесплатный вход, но с платной парковкой. Бывает бесплатная парковка, но еда и напитки на шоу стоят дорого. Некоторые обирают вас всеми силами с самого начала. Возьмите с собой немного наличных, а не только пластиковые карты. Некоторые продавцы во время шоу принимают карточки, но не большинство. Поэтому убедитесь, что у вас достаточно капусты на все мелочи на выставке. И не забудьте сохранить немного на сувениры, футболки, постеры и нашивки.

Я могу говорить от этом вечно, но чтобы не усложнять вещи, скажу просто. Прежде всего, не снимайте с выдержкой медленнее чем удвоенное фокусное расстояние длинного конца используемого объектива. Иначе говоря, если вы используете объектив 70-300 мм., то выдержка должна быть не короче 1/600.

Существует важное исключение из этого обобщения - съемка самолетов с пропеллером. Проблема съемки пропеллеров в том, что если вы снимете их с короткими выдержками, снимок будет выглядеть неестественно - винт будет неподвижен в полете. Гораздо лучше снимать их с более длинной выдержкой, сохраняя небольшой смаз пропеллера. Смаз происходит, когда выдержка достаточно медленна чтобы запечатлеть хотя бы часть дуги от кончика винта.

Я обычно снимаю это на выдержках от 1/125 до 1/180, но результаты непостоянны, что вынуждает меня работать в режиме серийной съемки. Шансы получения удачного снимка значительно увеличиваются при съемке в скоростном серийном режиме, если вы не забудете оставлять палец на спуске достаточно долго.

Когда доходит до статичных снимков и снимков толпы, я переключаюсь в режим приоритета диафрагмы (Av). Учитывая, что авиашоу как правило проходят в достаточно хорошую погоду, вам не приходится беспокоиться о недостатке света во время съемки. Снимайте как вам удобно.

Место, место, место

Приходите на шоу пораньше, чтобы отыскать лучшее место для съемки. Его можно найти двумя способами. Первый из них - найти место, где уже стоят все люди с дорогими камерами, и второй - это найти центр шоу.

Центр шоу - это где обычно находится ведущий и откуда координируется все действие. Становитесь как можно ближе к центру шоу и выдвигайтесь вперед так далеко как сможете. Если вы окажетесь там достаточно рано, вы будете вознаграждены местом перед ограждением, и избавлены от присмотра за детьми, которые могут оказаться перед вами и испортить вам кадр. Как только вы получите это лучшее место, раскладывайте стул и зонтики и устраивайтесь поудобнее в ожидании начала шоу.

Планируйте день

Авиашоу как правило распланированы таким образом, что самое интересное происходит в конце представления. Согласно плану. Нет ничего более раздражающего, чем обнаружить в конце замечательного съемочного дня, что осталось только 3 кадра на последней карте памяти для съемки истребительной группы «Буревестники». Есть два способа избежать этого.

Первый из них - если это ваше первое шоу и вы снимаете в RAW - я порекомендую Вам попробовать снимать в JPEG. Вы потеряете некоторые возможности легкого исправления своих ошибок, но это увеличит количество возможных кадров в четыре раза (по крайней мере так на моей камере).

Второй способ - снимать только те действия, которые вас интересуют. Это будет сложно сделать, особенно если это ваше первое авиашоу, но после того как у вас будет одно или два шоу за плечами, вы будете лучше чувствовать что интересно, а что нет. (Так например шоу реактивных грузовиков совсем не интересно для меня в отличии от красочного воздушного боя).

Будьте готовы к разочарованию. Упущенное время, размытые снимки, и т.д. Снимая на цифру, не сложно делать удачные снимки, но не увлекайтесь удалением всех этих неидеальных кадров пока не попадете домой. Вы никогда не знаете, что пропустите в небе пока удаляете плохие снимки.

Не забывайте о статичных изображениях

Легко забыть о статичных снимках во всех волнениях дня. Если я могу приходить на шоу в течение нескольких дней, при условии, что нет никаких изменений в программе, я постараюсь провести одну съемку полетов, а затем другую съемку стоящих самолетов и толпы. Трудно снимать это все одним днем, так что если вы можете разделить съемки - будет лучше.

Съемка вертолетов

Вертолеты снимают примерно так же как винтовой самолет. Лопасти вертолета движутся гораздо медленнее пропеллера самолета из-за большего размера, но их смаз на снимке позволяет получить замечательный кадр.

Веселитесь!

Авиашоу - это замечательно. Авиашоу - это весело. Не увлекайтесь слишком сильно съемками, забывая хорошо провести время. Даже после десятков авиашоу на протяжении многих лет и наблюдения за полетом тысяч самолетов, у меня все еще бегут мурашки по коже каждый раз, когда Мустанг проносится со свистом. Я до сих замираю внутри, когда солнце отсвечивает от кончиков крыльев «Голубых ангелов». Но я больше не подпрыгиваю по время исполнения змейки.

Заключение

Есть много ресурсов, посвященных съемке авиашоу, не бойтесь использовать их. Один Flickr изобилует десятками групп по данной теме, но, кроме того, вот некоторые из моих любимых ресурсов (на английском языке):

Итак, будь то ваше первое авиашоу или двадцатое - направляйтесь туда и получайте удовольствие!

Данное пособие по фотосъемке на авиашоу было написано участником форума сайта Digital Photography School с ником «Gunsotsu». Больше его фотографий можно увидеть на его странице во

Настала пора поговорить об авиационной фотографии. Мир авиации не может оставить равнодушным никого. Многие в детстве мечтали стать пилотами и управлять огромной металлической машиной на высоте в несколько десятков тысяч метров. Остальные просто завороженно наблюдают за стальными птицами, с громовым ревом разрезающими воздух на авиашоу. Мир самолетов очень разнообразен, он включает в себя как гигантские пассажирские авиалайнеры и современнейшие стремительные истребители, так и похожие на стрекозу вертолеты и ретро-самолеты. На фотоснимках все перечисленные самолеты выглядят весьма впечатляюще, а их обтекаемые формы лишь добавляют стремительности, динамичности и особой грации.

Что же такое авиафото? Это настоящее искусство, где все решают доли секунд. Не так легко поймать в объектив огромную махину, только что скользившую по полотну взлетной полосы в момент отрыва от земли, или же запечатлеть самолет, проносящийся мимо на скорости, превышающей скорость реакции человеческого взгляда. В этом искусстве поймать момент и состоит изюминка авиационной фотосъемки.

Ниже будут описаны особенности авиафотосъемки как за пределами аэропортов, так и непосредственно в гуще событий. Шанс оказаться в непосредственной близости предоставляется во время проведения различных авиасалонов, таких как МАКС, во время дней открытых дверей на военных авиабазах, или официальных фотосессий гражданской авиации. Важно помнить о том, что не следует пренебрегать как собственной, так и безопасностью пилотов воздушных судов. Никогда не стоит, гонясь за хорошим кадром, выбегать на взлетно-посадочную полосу перед движущимся самолетом, где находится команда и пассажиры.

Приемы фотосъёмки:

  1. Фотосъемка с проводкой
  2. Короткая выдержка
  3. Коротко об удачных сюжетах и ракурсах

Что необходимо

Камера, обладающая высокой скоростью серийной съемки.

Объектив лучше всего подойдет светосильный. Что касается фокусного расстояния, то, если придраться к качеству фото объектива с фиксированным фокусным расстоянием невозможно при съемке заходящих на посадку по одной траектории самолетов за пределами аэропорта, то, снимая самолеты на авиашоу, где те выполняют сложные трюки на разной высоте и удалении от фотографа, нельзя обойтись без зум-объектива. Если Вы планируете снимать статическую композицию на выставках, или днях открытых дверей, запаситесь широкоугольным объективом, ведь Вам представится возможность придирчиво выбрать ракурс, свет и пр. Возможно, будет не лишним захватить вторую камеру с телеобъективом, для съемок самолетов, размещенных на стоянке вдали от фотографа.

Техника съемки

1. Съемка с проводкой

Самые эффектные снимки получаются при съемке того момента, когда самолет только отрывает шасси от земли, или же чуть задирает нос после касания взлетной полосы. Для успешного кадра фотограф должен занять позицию наиболее близкую к точке взлета или первого касания самолетом земли. Разумеется, угадать ее невозможно, однако есть небольшие хитрости, которые помогут выбрать правильное место.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 195mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/160

Для начала, небольшой ликбез. Взлет и посадка самолетов чаще всего производятся против ветра, за исключением авиашоу, где летчики-асы могут сделать это и по ветру. Длина разбега самолета, как и местоположение точки его отрыва, помимо скорости и направления ветра зависят и от массы самолета и мощности двигателя. Как правило, отечественные судна взлетают позже зарубежных аналогов. Вес самолета напрямую зависит от дальности рейса, ведь чем дальше лететь, тем больше топлива необходимо для его выполнения. А потому не лишним будет изучить расписание рейсов в аэропорте.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 195mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/250

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 320mm

Диафрагма F8

Выдержка 1/640

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 195mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

2. Короткие выдержки.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 370mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/800

Фото с проводкой, к сожалению, не может гарантировать четкого и хорошего снимка, а потому, снимая на авиашоу какой-то уникальный самолет, совершающий лишь один полет, стоит свести риски неудачного кадра к минимуму. Для этого стоит использовать короткую выдержку. В целях исключения смазывания изображения снимать нужно с выдержкой, не превышающей обратное значение фокусного расстояния. Т.е., если у фокусное расстояние 500мм, нельзя использовать выдержку более 1/500. Снимок, возможно, будет лучше, если снимать с монопода.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 370mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/500

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/640

3. Ракурс и сюжет

Несколько советов о том, чего следует избегать в авиафотосъемке. Прежде всего, нужно избегать кадров с находящимися в воздухе самолетами в профиль. Такое положение машины разрежет кадр пополам. Исключением может стать самолет с необычной и яркой ливреей, или же стоящий на земле самолет, где наземные объекты сделают кадр плотнее, заполнив пустоту.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/500

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 270mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/500

В других случаях самым выгодным положением станет самолет, повернутый в 3/4 с головы или хвоста судна. Не стоит размещать крыло на уровне горизонта, чтобы избежать, опять же, разрезания фото пополам, ведь крыло превращается в тонкую полоску, если расположить его параллельно земле.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 72mm

Диафрагма F13

Выдержка 1/200

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 72mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

Отличные кадры выходят, если снимать самолет во время выполнения воздушных фигур, или при заходе на вираж, это придает снимку плотность. Важно помнить, что вираж должен выполняться «на фотографа», т.е. машина должна быть повернута к нему верхней освещенной плоскостью. В противном случае абсолютно все самолеты выглядят непрезентабельно, а на фото появляется «пузо». Хотя «пузо» практически не бывает освещено солнцем, во время съемки зимой отраженный свет все же может подсветить его. Также прямой солнечный свет может осветить низ самолета на закате или восходе, когда пассажирский лайнер взлетает, высоко задрав нос. Другое дело с истребителями, ведь их «пузо» может легко быть подсвечено при выполнении фигур высшего пилотажа, таких как бочка. Кадр с бочкой будет интереснее еще и тем, что такие трюки исполняют с убранным шасси.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/400

Если Вам доступны лишь местоположение за торцами взлетно-посадочной полосы, то всегда отдавайте предпочтения «посадочному» торцу, именно там самолет предстанет перед Вами во всей красе, с выпущенным для приземления шасси и на меньшей, чем при взлете, высоте. Можно поэкспериментировать, включая в композицию снимка интересные облака или окружающий пейзаж.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 370 mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/400

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 31mm

Диафрагма F8

Выдержка 1/500

Здорово поймать момент отстрела тепловых ловушек, особенно несколькими самолетами, как это бывает в пилотажной группе истребителей. Просто потрясающий кадр получается, когда отстрел происходит в колоколе, с зависшим в наивысшей точке фигуры самолетом.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F8

Выдержка 1/250

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 116mm

Диафрагма F9

Выдержка 0,8 сек

Помните о том, что в авиационном фото не работают принятые законы композиции (правило золотого сечения и третей).

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420 mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/640

Авиафото - это что-то вроде предметной или макросъемки. Ведь зрителю интересен именно сам самолет, который следует снимать крупно, а не окружающие его облака и небо.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 230mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/320

Можно поиграть с реактивной струей двигателя, особенно на фоне наземных объектов или облаков. При съемке парных посадок самолет, размещенный за реактивной струей другого, сделает кадр весьма интересным, хотя в обычных условиях размытый самолет - это брак. Столкнуться с размытостью можно и снимая из теплого помещения через открытое окно. Примером может служить съемка из окна приаэродромной гостиницы, когда фото испортит дрожащая стена теплого воздуха за окном.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/640

Следует следить за ВСУ самолетов, ориентируясь чаще на звук работающего самолета, ведь реактивная струя не всегда сразу заметна глазу. Тепловая полоса от разогретого асфальта взлетно-посадочного полотна также может испортить фото. Чтобы избежать этого, нужно снимать на определенной высоте, где марева уже не будет.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 116mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/500

Необычные кадры получаются в момент срыва воздушного потока, что происходит строго при определенных сочетаниях влажности воздуха, угла атаки самолета и температуры. Наиболее высокие шансы поймать такой момент - солнце, едва вышедшее после грозы.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 270mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/800

Такие условия также позволят запечатлеть всю красоту приземления на мокрую полосу, или эффект реверса (обратная работа двигателя, используемая при торможении).

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/1000

Можно поснимать и во время дождя или тумана и снега. Конечно, света будет мало, но брызги от взлетающего самолета оживят кадр, как и брызги взлетающего или садящегося гидросамолета, или срыв лопастей винта вертолета или турбовинтового самолета в момент взлета.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 230mm

Диафрагма F11

Выдержка 1/800

При съемке групповых пилотажных программ будет неплохо поприсутствовать на репетиции, чтобы заранее наметить зрелищные моменты и подготовиться. Участие в репетиции может отчасти заменить собственный опыт, однако необходимо научиться предугадывать поведение и траекторию самолета, что невозможно без предварительного наблюдения и анализа их движения.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

Во время совместных трюков снимайте несколько самолетов в одной плоскости. Используйте телеобъектив для сжатия перспективы.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420 mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/640

Снимая турбовинтовые самолеты. Задействуйте длительную выдержку, чтобы лопасти образовали единый круг. Это возможно зачастую лишь на рулении судна на стоянке.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/640

Хорошо снимать из точек над самолетом, когда он на взлете. Это обычно выходит на горных аэродромах.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/640

Самое сложное - снять самолеты во время встречного пилотажа, когда скорость сближающихся машин относительно друг друга может достигать 1500 км/ч. Здесь и потребуется высокая скорость серийной съемки, которая, однако, не гарантирует удачного кадра. Главную роль в таком случае играет везение и интуиция фотографа. Единственный совет для получения удачного кадра: выдрать ближайший к Вам самолет и вести его в видоискателе, параллельно не спуская глаз со второй машины. В момент или за миллисекунда до пересечения их траекторий следует нажать на кнопку спуска затвора. Если повезет, из серии выбрать удачный кадр и работать с ним.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

Авиафото не стоит на месте. Развивайтесь, экспериментируйте, ищите новые удачные положения. Поиграйте с интерьером салона самолета, поймает необычный пейзаж из иллюминатора, попробуйте себя в авиа-макро, снимая крупным планом детали самолета, показавшиеся Вам интересными. Снимая интерьеры, будьте готовы к встрече с САБ - службой авиационной безопасности.

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 370mm

Диафрагма F13

Выдержка 1/640

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420mm

Диафрагма F8

Выдержка 1/800

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/400

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/640

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/1000

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 320mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/1000

Фотокамера Nikon D

Фокусное расстояние 370mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/250

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 270mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/400

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 500mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/1600

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 500mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 195mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/200

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/640

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 320mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/1000

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/400

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 420mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 165mm

Диафрагма F9

Выдержка 1/640

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 85mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 24mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

Фотокамера Nikon D70

Фокусное расстояние 24mm

Диафрагма F9

Выдержка Авто

На основе материалов с сайта:

Публикации по теме