Каменные изваяния майя. Десять самых известных памятников древней цивилизации майя

Цивилизация майя была одной из величайших доколумбовых цивилизаций. Ее масштабы простирались на весь северный регион Центральной Америки, включая территории современных государств — Гватемалы, Белиза, Сальвадора, Мексики и юго-западных окраин Гондураса.

Пика своего урбанизма и масштабного строительства большинство городов-государств майя достигли в классический период с 250 до 900 годов нашей эры. Наиболее заметными памятниками этого периода являются древние храмы, которые были построены почти в каждом крупном городе. По неизвестным до сих пор причинам большинство центров майя пришло в запустение в течение нескольких последующих столетий. А к моменту прибытия конкистадоров цивилизация майя была уже в глубочайшем упадке.

Есть несколько версий возможной причины гибели цивилизации, среди которых истощение почвы, потеря водных источников и эрозия, землетрясения, болезни, а также вероятные военные вторжения других высокоразвитых культур. Некоторые города майя имеющие высочайшую историческую и культурную ценность включены в . Особый туристический интерес сегодня представляет древняя архитектура, каменные скульптуры, барельефы и стилизованные религиозные росписи на стенах домов. А так же сохранившиеся массивные дворцы, древние храмы и пирамиды.

Мы уже рассказывали Вам о впечатляющих , сегодня Вы сможете познакомиться с самыми интересными древними городами цивилизации майя.

Древние города майя — ФОТО

Руины Тикаль находятся на территории одноименного национального парка. И это, пожалуй, один из крупнейших археологических объектов цивилизации майя в Центральной Америке. Именно это место стало вдохновителем, а потом нашло отражение в фильме Мела Гибсона «Апокалипсис». Поездка в Тикаль в финансовом плане довольно дорогое удовольствие, по сравнению с другими направлениями к руинам цивилизации Майя. Но сохранившиеся пирамиды, каменные королевские дворцы, картины и фрески стоят того, чтобы их увидеть. В 1979 году национальный парк Тикаль был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кстати, будьте на чеку, в густых лесах, окружающих парк, водятся хищные ягуары.

Большой доколумбовый город Чичен-Ица расположен в мексиканском штате Юкатан. Этот крупный разрушенный город, судя по всему, был одним из Толланов – место почитания мифологического божества Кетцалькоатля (пернатый змей). Об этом свидетельствуют изображения, найденные на стадионе для игры в мяч. Чичен-Ица известна большим разнообразием архитектурных стилей. Этот город был привлекателен для жителей, поскольку здесь имелось два глубоких сенота, обеспечивавших население водой круглый год. Один из таких природных колодцев — Священный сенот – место жертвоприношений и паломничества древних Майя. Чичен-Ица очень популярна среди туристов, ежегодно ее посещают более 1,2 миллиона человек.

Этот майянский город процветал на юге Мексики в 7 веке до нашей эры. После падения город был надолго поглощен джунглями, прежде чем вновь открыт и превращен в знаменитое место археологических раскопок. Паленке расположен на реке Усумасинта в 130 км к югу от Сьюдад-дель-Кармен. Он значительно меньше Тикаля, но зато может похвастаться своей архитектурой, сохранившимися скульптурами и барельефами древних майя. Многочисленные иероглифические надписи на памятниках позволили экспертам восстановить большую часть истории Паленке. Эти же эксперты и археологи утверждают, что в настоящий момент раскопано и изучено только 10% территории древнего города. Остальная часть находится поблизости, но скрыта под землей, в зарослях густых джунглей.

Древние руины города Калакмуль скрыты в джунглях мексиканского штата Кампече. Это один из крупнейших городов майя. На территории около 20 квадратных километров обнаружено более 6500 зданий. Самые большие пирамиды достигают высоты 50 метров и ширины основания в 140 метров. В классический период наблюдалась эпоха рассвета Калакмуля. В это время он находился в жестком соперничестве с Тикалем, это противостояние можно сравнить с выяснением политических амбиций двух сверхдержав. Получивший название Змеиное Королевство, Калакмуль распространил свое активное влияние в радиусе нескольких сотен километров. Об этом свидетельствуют характерные каменные эмблемы с изображением змеиной головы, найденные в небольших майянских деревнях.

Руины майя Ушмаль находятся в 62 километрах от Мерида, административного центра штата Юкатан. Руины славятся своими размерами и отделкой зданий. Но о них мало что известно, поскольку значительных археологических исследований здесь не проводилось. Ушмаль был основан в 500 годах нашей эры. Большинство сохранившихся зданий относится к 800 – 900 годам, пирамиды и различные сооружения можно наблюдать в почти первозданном виде. Преобладающий здесь архитектурный стиль пуук отличается многообразием украшений на фасадах зданий.

Руины расположены на берегу лагуны в округе Ориндж-Уолк в северо-центральной части Белиза. В переводе с языка майя название города, насчитывающего трех тысячелетнюю историю, означает «утонувший крокодил». В отличие от других майянских городов Ламанай был еще заселен, когда в 16 веке сюда вторглись испанские конкистадоры. Во время раскопок проводимых в 1970-х годах в центре внимания были три значительные структуры: Храм Маски, Храм Ягуара и Высокий храм. Чтобы оказаться среди этих развалин, расположенных глубоко в джунглях, необходимо присоединиться к организованной водной экскурсии из города Ориндж-Уолк. Здесь существует небольшой музей демонстрирующий древние артефакты и рассказывающий об истории Майя.

Название этого древнего археологического памятника в переводе означает «Каменная женщина». Оно связано с историей белизцев, согласно которой, в этих местах якобы с 1892 года периодически появляется призрак женщины. Призрак в белых одеждах с пламенно-красными глазами поднимается по лестнице на вершину главного храма и растворяется сквозь стену. Расположены руины в районе деревни San Jose Succotz на западе страны. В этой деревне нужно воспользоваться небольшим паромом, чтобы переправится через реку Мопан. Добравшись до руин, не откажите себе в возможности подняться на вершину Шунантуничского дворца – огромной пирамиды, с которой открывается потрясающий вид на долину реки.

Город-крепость Тулум, служивший портом для города Коба, расположен на восточном побережье полуострова Юкатан. Он был построен в 1200 годах, во времена, когда цивилизация майя уже находилась в упадке. Поэтому ему не хватает некоторой элегантности и изящества в архитектуре, характерной для классического периода развития. Но уникальное место расположения на берегу Карибского моря, близость многочисленных пляжей и мексиканских курортов, сделало портовый майянский город Тулум очень популярным среди туристов.

Большой город древних майя, служивший домом для 50 тысяч жителей на пике своего развития, расположен в 90 километрах восточнее Чичен-Ицы, примерно в 40 км к западу от Карибского моря и в 44 километрах северо-восточнее Тулума. Все направления сегодня связаны между собой современными удобными автодорогами. Большинство объектов были построены в период между 500 и 900 годами. В городе есть несколько высоких пирамид. Самая высокая пирамида Эль-Кастильо, относящаяся к группе зданий Нохоч-Мул, достигает высоты 42 метров. На вершину храма, где расположен небольшой алтарь, служивший местом жертвоприношений, ведут 120 ступеней, по которым желающие могут совершить восхождение.

Церемониальный и торговый центр майя Алтун-Ха находится в 50 километрах от города Белиз. Эта область, удаленная всего на 10 километров от Карибского побережья, известна своим богатым животным миром. Типичные обитатели здешних лесов это броненосцы, тапиры, агути, лисы, тайры и белохвостые олени. Помимо впечатляющей дикой природы Алтун-Ха известен артефактами, найденными здесь археологами из . Среди них огромное нефритовое изваяние изображающее голову бога солнца Кинич Ахау. Эта находка считается сегодня национальным достоянием Белиза.

Крупный центр археологических раскопок Караколь расположен в 40 километрах к югу от Шунантунича в округе Кайо. Руины простираются на высоте 500 метров над уровнем моря на плато Вака. Караколь в настоящее время известен как один из самых важнейших политических центров цивилизации Майя в классический период. В свое время Караколь простирался на площади более 200 квадратных километров. Это больше территории современного Белиза – самого большого города в стране. Еще более удивительно, что нынешнее количество жителей Белиза составляет лишь половину своих древних предшественников.

Потрясающие руины майя расположены на берегу реки Усумасинта в юго-восточном мексиканском штате Чьяпас. Йашчилан был в свое время мощным городом-государством, и составлял своеобразную конкуренцию таким городам как Паленке и Тикаль. Йашчилан известен большим количеством хорошо сохранившихся каменных декорированных элементов украшающих дверные и оконные проемы главного храма. На них, а так же на различных статуях присутствуют иероглифические тексты, рассказывающие о правящей династии и истории города. Имена некоторых правителей звучали угрожающе: Лунный Череп и Птица Ягуар господствовали в Йашчилане в пятом веке.

В департаменте Исабаль на юго-востоке Гватемалы есть трехкилометровая зона археологических раскопок Киригуа. В классический период развития цивилизации майя этот древний город находился на пересечении нескольких важных торговых путей. Интересной достопримечательностью этого места является Акрополь, строительство которого началось в 550 году. Археологический парк Киригуа известен высокими каменными монументами. Учитывая, что город расположен на месте трансформного геологического разлома и в древности был подвержен крупным землетрясениям и наводнениям, его стоит посетить, чтобы увидеть сохранившиеся памятники и оценить градостроительные навыки древних майя.

Археологический памятник цивилизации майя Копан расположен в западной части Гондураса на границе с Гватемалой. Этот относительно небольшой город известен серией хорошо сохранившихся архитектурных артефактов. Некоторые стелы, скульптурные украшения и барельефы относятся к числу самых лучших свидетельств искусства древней Мезоамерики. Некоторые каменные сооружения Копана датируются 9 веком до нашей эры. Самый высокий храм достигает высоты 30 метров. Рассвет городища приходится на 5 век, в это время здесь проживало около 20 тысяч жителей.

Руины Кахаль Печ расположены недалеко от города Сан-Игнасио в районе Кайо на стратегической возвышенности у слиянии рек Макал и Мопан. Большинство основных дат строительства относятся к классическому периоду, но существующие свидетельства говорят о непрерывном проживании в этих местах еще с 1200 годов до нашей эры. Город представляет собой сосредоточение на небольшой территории 34 каменных структур, расположенных вокруг центрального акрополя. Самый высокий храм составляет около 25 метров в высоту. Кахаль Печ, как и многие другие города, был заброшен в 9-м веке нашей эры по неизвестным причинам.

Это лишь небольшая часть того огромного историко-культурного наследия, которое оставила после себя загадочная цивилизация. Всего же в северном регионе Центральной Америки было обнаружено более 400 крупных археологических памятников, и свыше 4000 мелких, но не менее интересных древних поселений, относящихся к народам и культурам цивилизации майя существовавшей более 2500 лет.

Своего расцвета цивилизации доколумбовой Америки достигли у майя, инков и ацтеков. Целый ряд общих позволяет ученым сделать вывод, что наследницей культурной традиции ольмеков стала цивилизация майя.

Историю культуры этого народа принято делить на три периода. Первый период (с древности до 317 г.) — время возникновения городов-государств, примитивного подсечного земледелия, изготовления хлопчатобумажных тканей и др. Второй период (317-987) — древнее царство, или классический период, — время роста городов (Паленке, Чичен-Ица, Тулума) и одновременно таинственного исхода из них населения в начале X в. Третий период (987-XVI в.) — новое царство, или постклассический период, — время прихода европейских конкистадоров, принятия новых законов, стилей в жизни и искусстве, смешения культур, братоубийственных войн и т.д.

Около 300 г. до н.э. в географической области, охватывающей часть современной Мексики, Гватемалы, Белиза и Гондураса, начала формироваться цивилизация майя. На этой территории народ майя построил несколько величественных ритуальных центров, руины которых сохранились до наших дней. Эти центры состояли из нескольких больших зданий, а их население было незначительным — в основном жрецы, их слуги и ремесленники. В центрах проводились большие религиозные праздники, на которые стекались большие массы людей.

Составляла духовную основу культуры майя, как во многих древних цивилизациях. В представлениях майя мир являлся сложным образованием, его наполняли различные священные силы. Поэтому пантеон богов был очень велик. Известны десятки богов, которые в зависимости от их функций разделяются на группы: боги плодородия, воды, охоты, огня, звезд, смерти, войны и т.д. Главными были бог плодоносного дождя и смертоносной молнии с головой, как у тапира, бог Солнца и ночного неба, бог кукурузы — покровитель жизни и смерти. Все они имели человеческий облик, благодаря которому их можно легко узнать в иероглифических надписях.

В основе религиозных взглядов майя лежала связь жизни и смерти, вечный круговорот умирания и возрождения. Поэтому все божества майя двойственны и совмещают два противоположных начала — жизни и смерти, любви и ненависти, земли и неба. Своих главных богов майя изображали в виде пернатой змеи: перья — символ неба, змея — символ земли. Они считали, что в зависимости от деяний человека после смерти душа человека пребывает л ибо в состоянии безмятежного блаженства, либо в вечных муках. Вечное блаженство ожидает того, кто его заслужил, а грешники отправляются в Метналь — преисподнюю, вечно холодную область, населенную демонами.

Религиозные ритуалы древних майя были очень сложными, особенно жертвоприношения самого разного вида, среди которых наиболее распространены были человеческие, поскольку считалось, что боги питаются только человеческой кровью. Как и вольмекской цивилизации, у майя в жертву богам приносились самые красивые девушки, получая за это вечную счастливую жизнь, и самые лучшие юноши — победители в игре в мяч.

Считалось, что каждый из богов поочередно правит миром через определенные промежутки времени, например через год или несколько лет. К моменту начала правления определенного бога майя выставляли его статуи в храмах и на площадях и те стояли до тех пор, пока не закончится время его правления. Царствование злого божества приносило людям беды и страдания, а доброго — благоденствие и процветание. Вселенная, по убеждениям майя, устроена сложно: она разделялась на 13 пространств, каждым из них ведал какой-то бог. Небо поддерживали четыре божества, и у каждого был свой цвет: красный цвет принадлежал богу востока, белый — богу севера, черный — богу запада, желтый — богу юга; в центре мироздания располагался зеленый цвет. Таким образом, число четыре у майя имело особое магическое знание. Вероятно, именно этим объясняется существование у майя четырех столиц-городов: Копана, Калакмуля, Тикаля, Паленке.

Архитектура Майя

Архитектура получила наибольшее развитие в материальной культуре майя. Существовали два типа архитектурных сооружений — жилые дома и монументальные церемониальные сооружения. Обычные жилые дома часто возводились на платформах, имели прямоугольные очертания, каменные стены, островерхие, крытые соломой, двускатные крыши; в центре дома сооружали очаг из камней. К типу церемониальных построек относились пирамиды, которые служили основанием храма, поднимая его как можно выше к небу; чаще всего храмы располагались именно на вершинах пирамид. Они были квадратными в плане, имели тес- нос внутреннее пространство (из-за толстых стен), украшались надписями, орнаментом и выполняли роль святилищ. Образцом архитектуры такого типа является «Храм надписей» в Паленке. Здания у майя строились через определенные промежутки времени — 5, 20 и 50 лет. Археологические данные свидетельствуют, что майя каждые 52 года заново облицовывали свои пирамиды и каждые пять лет воздвигали стелы (алтари). В записях на алтарях сообщалось о каких-либо событиях. Подобного подчинения художественной культуры календарю и времени не существовало нигде в мире.

Скульптура и живопись Майя

Скульптура и живопись гармонично дополняли архитектуру майя. Их образы представляют панораму жизни общества. Основные темы изображений — божества, правители, быт. Алтари и стелы украшались многофигурными композициями, сочетающими различные скульптурные жанры. Майя применяли все скульптурные жанры — резьбу, барельеф, горельеф, круглый и моделированный объем. В качестве материала использовались обсидиан, кремень, нефрит, раковины, кость и дерево. Майя умели делать также предметы культа из глины, покрывая их росписью. Многие скульптуры раскрашивались. Скульпторы уделяли большое внимание выражению лиц, деталям одежды.

Скульптурная традиция индейцев майя отличается реализмом, яркостью и энергией. На стелах и в храмовых рельефах скульптурные изображения людей выполнены одновременно реалистично и искусственно неподвижно. Обязательным требованием к скульптурным фигурам являлся S-образный разворот: ступни ног и голова фигуры изображались в профиль, а торс и плечи — анфас. В ритуальных центрах воздвигались скульптурные монументы-стелы с иероглифическими надписями, относящимися к правителю-жрецу, чье изображение присутствовало на памятнике, содержащими описание какого-либо исторического события или родословную лица, которому был посвящен данный памятник. Часто указывалась дата смерти этого лица или прихода его к власти. Само лицо изображалось при полных ритуальных регалиях, включая ушные и носовые украшения, браслеты, ожерелья, головной убор с перьями и церемониальный жезл.

Обычаи и традиции Майя

Обычаи и традиции играли особую роль в жизни майя, в первую очередь связанные с рождением ребенка, достижением половой зрелости, вступлением в брак. Рождение человека считалось проявлением благосклонности богов, особенно богини Луны — Иш-Чель. Жрецы давали младенцу детское имя и составляли для него гороскоп, предсказывающий, какое божество будет покровительствовать или вредить ребенку на протяжении всей его жизни.

Одним из главных признаков красоты у майя считалось косоглазие. Для его развития к волосам ребенка прикреплялся каучуковый шарик или небольшая бусина, свисавшая между глаз. К головке младенца спереди плотно прибинтовывали деревянную дощечку с тем, чтобы череп стал более плоским и удлинилась линия лба, что считалось признаком красоты и высокого общественного положения.

В жизни каждого представителя народа майя важное значение имел обряд половой зрелости. День для его проведения выбирался особенно тщательно. В назначенный день все участники торжества собирались во дворе дома покровителя. Жрец совершал обряд очищения жилища и изгонял злого духа, двор подметали и расстилали на земле циновки. Обряд заканчивался пиршеством и всеобщим пьянством. После него разрешалось вступление в брак. Отцы выбирали для своих сыновей будущих жен, соблюдая запрет на браки междулицами, связанными кровным родством.

Особым занятием в культуре майя считалась игра в мяч, которая носила религиозно-церемониальный характер. Подготовка к игре сопровождалась сложным ритуалом, поскольку считалось, что в игре вступают в борьбу те или иные божества.

Гибель цивилизации майя относится к XI в. Этот исторический факт до сих пор является загадкой, поскольку огромная империя вдруг погибла без видимых на то причин. При этом города остались нетронутыми — без следов разрушений, как будто их обитатели ненадолго отлучились и вскоре собирались вернуться.

Крупнейший из городов доколумбовой Америки - Теотиуакан - располагался на центральном плато в 40 км от Мехико. Название города переводится как "родина богов". Считалось, что именно здесь родились Солнце и Луна. Теотиуакан стал эталоном для других городов майя и ацтеков. До сих пор неизвестно, кто построил этот город, скорее всего, ацтеки. Так же неясно, кем и почему в 7 веке нашей эры Теотиуакан был разрушен и сожжен. Расположенный на площади в 21 кв. км, с населением около 100 000 жителей, город имел очень жесткую регулярную планировку, сориентированную по сторонам света. Улицы в городе были прямые, как стрела, и пересекались под прямым углом, для чего пришлось даже изменить русло реки с помощью обводного канала. Центральной осью города была абсолютно прямая улица шириной 40 метров и длиной более 2 км, которая называлась "Дорога мертвых". По ее сторонам располагались многочисленные храмы и дворцы.

Самые главные храмы Теотиуакана - это Пирамида Солнца и Пирамида Луны. Пирамида Солнца когда-то была самым главным храмом города. Ее высота изначально составляла 65 метров. Это - пятиступенчатая пирамида с основанием 667 х 685 метров, общий объем которой составляет около 1 миллиона кубометров земли, камней и сырцового кирпича. В отличие от других пирамид Центральной Америки, она была построена очень быстро. На самой вершине пирамиды находился небольшой храм, который, как и у греков, считался жилищем божества. К нему вела крутая лестница, по которой поднимались ритуальные процессии для совершения обряда кровавого человеческого жертвоприношения. А снизу на процессию взирала огромная толпа. На северном конце "Дороги мертвых" находилась шестиступенчатая Пирамида Луны. Она была немного ниже Пирамиды Солнца. Ее высота составляла 46 метров, вершину тоже венчал храм, к которому вели широкие лестницы для процессий. Древние ацтеки придавали большой ритуальный смысл самому процессу восхождения на пирамиду. Ступени к храму считались ступенями к небу. В центре города располагался целый комплекс храмовых построек известной нам уже формы ступенчатой пирамиды со знаменитым храмом - Пирамидой Кецалькоатля.

Украшенная многочисленными рельефными изображениями бога - Пернатого Змея со сверкающими глазами из обсидиана, пирамида производит жутковатое впечатление даже на современного человека, несмотря на свою относительно небольшую высоту - всего около 21 метра. Раньше храм, как вероятно и остальные храмы, был оштукатурен и раскрашен яркими красками. Великий город ацтеков погиб в 7 веке под ударами неизвестных захватчиков, был полностью разграблен и сожжен. Столицей другого индейского племени - тольтеков (возможно, именно они и разрушили Теотиуакан) - был город Тула. Тольтеки владели Мексикой с 10 по 12 века, после чего их цивилизация тоже погибла. Главным божеством в Туле был Кецалькоатль. Изображение этого Пернатого Змея - символа Утренней Звезды, некогда покинувшего Мексику, встречается в постройках Тулы постоянно: он обвивает колонны, мрачно и строго смотрит на нас с рельефов. В Туле сохранилась 40-метровая Стена Змей, на которой изображены страшные змеи, заглатывающие человеческие скелеты. Кецалькоатлю посвящен главный храм города, на верхней ступени которого стоят каменные исполины - воины со знаком Пернатого Змея на груди, в головных уборах из перьев, некогда застывшие под тяжестью перекрытия храма. Их высота 4,6 метра, и они являются символическим изображением Кецалькоатля в образе Утренней Звезды. Мрачное впечатление рождается и от других таких же отрешенных изображений на рельефах различных построек Тулы. У подножия храма достойным внимания является также "колонный зал" - крытое помещение для общественных собраний. И, конечно, в Туле были площадки для игры в каучуковый мяч, что составляло часть религиозного ритуала тольтеков.

Аналогичные постройки можно обнаружить и в другом центре тольтеков - городе Чичен-Ица, который до 10 века был одним из важнейших центров культуры майя, а затем его захватили тольтеки. Самой знаменитой постройкой Чичен-Ицы является пирамида, посвященная Кукулькану, известная также как Большой храм или "Кастильо". На гранях этой девятиступенчатой пирамиды, символизирующей времена года, расположены огромные крутые лестницы, насчитывающие по 91 ступени каждая. Ступени лестниц символизируют календарь: времена года, месяцы и дни. Лестницы очень точно сориентированы по сторонам света, что имело особое значение в дни астрономических праздников. В дни весеннего и осеннего равноденствия лучи солнца так освещают каменные рельефы храма, что кажется, будто Пернатый Змей оживает, начинает извиваться и выползать из своего укрытия. В Чичен-Ице тоже была площадка для игры в мяч, самая большая во всей Мексике. Ее размеры 83 х 27 метров. С двух сторон она замыкалась стенами, а еще с двух - храмами. Возможно, что целью игры было попасть мячом в каменное кольцо в верхней части стены. Игра в мяч была не просто спортивным состязанием. Многие археологические открытия указывают на то, что она явно была связана с человеческими жертвоприношениями. На стенах, огораживающих площадку, рельефно изображены обезглавленные люди. Вокруг площадки расположились 3 платформы: платформа "Венеры" (Кецалькоатля) с гробницей Чак-Мооля, платформа Орла и Ягуара с храмом Ягуара, а также платформа Черепов. Огромные статуи Чак- Мооля изображают его полулежащим, с блюдом для жертвоприношений на животе. На платформе Черепов были установлены колья, на которые нанизывали отрубленные головы жертв.

Если архитектура дает нам достаточно информации о структуре общества, в котором она зародилась и развилась, то пластические искусства, в особенности скульптура, позволяют нам яснее понять и глубже проникнуть в различные сферы общества майя. Пластические искусства дают нам серию достоверных образов, через которые раскрывается панорама жизни того общества.

Техника

Майя знали и применяли в большей или меньшей степени все скульптурные приемы: резьбу, барельеф и горельеф, круглый и моделированный объем. Для изготовления мелких предметов применяли обсидиан, кремень, нефрит и другие твердые или мелкозернистые камни, а также раковину и кость. В крупных скульптурах использовали главным образом известняк и иногда дерево. Их орудия изготовлялись из твердых пород камня; при их помощи они резали, ваяли, сверлили; полирование достигалось посредством каменной пыли, песка и воды. Многие, если не все скульптуры раскрашивались в различные цвета; следы такой росписи иногда встречаются до сих пор.

Скульптура могла украшать детали зданий (панели, плиты, притолоки, косяки, колонны, лестницы), могла быть элементом, функционально связанным с постройкой (алтари, святилища, троны), или являться частью таких архитектурных комплексов, как площади, платформы и храмы.

Темы

Скульптура, как и искусство в целом, должна была воплощать темы, способствующие упрочению существующей системы: жизнь божеств, создавших эту систему и следивших за ее правильным функционированием, и власть тех, кто считался представителями этих божеств на земле.

Боги - абстрактные существа - изображались символически: в виде человека, животного, растения, а также геометрически, иероглифически или путем сочетания элементов разных форм. Одной из наиболее частых форм изображения была маска, в которой сливались черты человека и животного. Маски делали из камня или чаще из штука. Они были частью орнаментации храмов и размещались в тех местах, где были наиболее заметны: на гребнях, фризах, углах фасадов, над входами. Но они встречаются и на алтарях, на основаниях стел, на надписях, а также украшают одежду и атрибуты изображенных лиц.

Если на монументе изображался лишь один персонаж, то обычно черты его лица были идеализированы и он всегда был пышно одет. Если же в сцене участвовали несколько персонажей, то правитель располагался выше других; часто он стоял или восседал на ком-либо из подданных или пленников, а его поза демонстрировала его превосходство.

Занимаясь восславлением правящего класса в целом, древние скульпторы обычно не стремились к индивидуализации изображаемых лиц. Однако мы полагаем, что многие персонажи имеют портретное сходство с действительно существовавшими правителями и жрецами. Что же касается простых людей, рабов и пленников, то скудость и простота их одежды, а также поза, приданная им скульптором, без всякого сомнения, указывают на их низкое положение.

Классические стили

Двойственный характер искусства майя, отражавший социально-политическую структуру общества, в котором правила теократия, соединявшая гражданские и религиозные полномочия, а также специфика географических, исторических и политических факторов, в особенности территориальное разделение на автономные государства, объясняют различие стилей, развившихся в области майя. В этих стилях в зависимости от региональных традиций преобладали статичное или динамичное, символическое или реалистическое, божественное или человеческое начала.

При изучении скульптуры мы будем придерживаться деления, аналогичного использованному для архитектуры: для классической эпохи в центральной и северной зонах стили Петен, Мотагуа, Усумасинта, Паленке, Рио-Бек, Ченес и Пуук; затем мы рассмотрим постклассические стили северной зоны и отдельно, из-за ее специфических условий, южную зону.

Петен

С конца доклассического периода нам известна в Петене постройка E-VII в Вашактуне, лестничные блоки которой были украшены масками из штука, символизировавшими, в форме голов змей и ягуаров, некоторые божества. На протяжении всего классического периода сюжеты орнаментов фризов и гребней из штука всегда носили религиозный характер.

С начала этого последнего периода правители Петена изображались в торжественной позе, пышно одетыми и с тщательно детализированными элементами их одежды и атрибутами высокого ранга. На самых древних стелах в профиль изображалось все тело, позднее только ноги и лицо и, наконец, только лицо. Сюжеты резных деревянных притолок главных храмов отражают ту же тему восславления правителей. Фигуры сопровождаются иероглифическими надписями, в которых, вероятно, указаны имя, титул, дата рождения и важнейшие события, происшедшие за время правления этих лиц, Некоторые теотиуаканские мотивы, такие, как лицо бога Тлалока и "знак года", появляются в V или VI в. в качестве украшений. Названия главных центров Петена мы упомянули, когда речь шла об архитектуре.

Мотагуа

Среди различных стилей майя классического периода стиль долины Мотагуа особенно отличается от остальных. Наиболее многочисленные скульптурные монументы, почти целиком относящиеся к позднему классическому периоду, сохранились в Копане.

Анализируя монументы Копана, многие из которых датированы календарными надписями, Татьяна Проскурякова проследила эволюцию стилей искусства на различных этапах. Но, несмотря на эту эволюцию, в скульптуре Копана заметно сильное влияние традиций, поддерживавшихся на протяжении веков. Эволюция затронула только технику исполнения, но не изменила тематику и не нарушила основных характеристик стиля.

Персонажи, изображенные на стелах, вероятно, представляли самую высокопоставленную группу общества. На их монотонно повторяющихся лицах застыло выражение торжественности и спокойного безразличия. Тем не менее многие из них, по-видимому, имеют портретное сходство с реально существовавшими людьми. Их статичные позы, вероятно, соответствуют существовавшим канонам, так же как и изображение тела, представленного во фронт, в пышных одеждах, оставляющих открытыми лишь ноги и лицо.

Самое значительное изменение заключается в переходе от барельефа к горельефу. На стелах более позднего времени персонажи выглядят как бы прислоненными к каменному блоку, поэтому их можно видеть как в профиль, так и анфас. Делались даже попытки изобразить ноги в наклонном положении. Руки сложены на груди, при этом в более древних скульптурах предплечья даны почти в вертикальном положении, а позднее - в горизонтальном. В руках персонаж всегда держит иерархический атрибут в виде "ритуальной полосы" (символа неба), завершающейся на обоих концах змеиной головой. На самых древних стелах этот атрибут располагался вертикально; позднее он стал занимать горизонтальное положение.

Одежда необычайно богата, и скульптор точно воспроизводит ее самые мелкие детали. Бросаются в глаза огромные головные уборы, украшенные маской какого-то животного из семейства кошачьих или несколькими масками, наложенными одна на другую. Всевозможные дополнительные элементы этого убора выполнены с невероятной тщательностью, с каким-то страхом перед пустым пространством. Часто стелы покрыты изображениями со всех четырех сторон - персонажи на больших поверхностях и иероглифические тексты на боковых гранях камней.

Многочисленные зооморфные алтари (змеи, хищники семейства кошачьих, черепахи, головы мифических животных) и мотивы, являющиеся частью архитектуры, дополняют богатую копанскую скульптуру. Теотиуаканский элемент маски бога Тлалока может в некоторых случаях украшать головной убор или свисать с набедренной повязки.

В Киригуа, городе, вероятно зависимом от Копана, развивался стиль, напоминавший копанский по крайней мере в тематике и композиции, но не в технике, так как она была ограничена барельефом (за исключением лиц важных персонажей). В Киригуа не было попыток получить круглый объем, за исключением зооморфных алтарей. "Ритуальная полоса" целиком заменена скипетром бога дождя и солнечным щитом. Примечательны зооморфные изображения и некоторые связанные с ними алтари, богатый декор которых отличается заметным динамизмом.

Усумасинта

В долине Усумасинты в скульптуре появляется новый элемент батального характера.

По-видимому, этот район, расположенный на западной границе области майя, чаще других подвергался нашествиям чужеземцев. Но войны могли быть и следствием междоусобиц или внутренних беспорядков. Эти различные альтернативы кажутся одинаково вероятными. Во всяком случае в скульптуре часто встречаются сцены войны, выполненные в реалистичной и динамичной манере.

У изображенных персонажей, несмотря на их богатую одежду, просматривается силуэт тел. Они оживленно разговаривают с равными себе или отдают распоряжения подчиненным, угрожают, борются, захватывают пленников на поле брани, судят их или убивают, показывают атрибуты своего высокого ранга вассалам, которые демонстрируют им свое смирение, председательствуют на советах, получают какие-то предметы из рук их жен, совершают ритуальное кровопускание, то есть предстают перед нами живыми людьми, наделенными высокими полномочиями.

Применяемая техника - это всегда барельеф. Рисунок сделан уверенно и энергично, тела хорошо прорисованы, пропорции их более или менее естественны, композиции групп очень удачны, движение иногда лишь намечено, но нередко выражено со всем доступным им реализмом.

Пьедрас-Неграс, Йашчилан, Бонампак, Хонута, Баланкан, Моралес, Эль-Карибе, Ла-Амелия, Ла-Флорида, Ла-Мар, Алтар-де-Сакрифисьос, Сейбаль - основные памятники, относящиеся к этому району. В некоторых из них теотиуаканские элементы (маски Тлалока и "знак года"), указанные нами для Петена и Мотагуа, представлены также в качестве украшений головных уборов, щитов, набедренных повязок. В Сейбале чужое присутствие проявляется на некоторых поздних стелах, на которых физический тип персонажей уже не майяский, хотя их одежда и сохраняет прежний характер; мексиканский календарный иероглиф Сипактли, связанный с одним из персонажей, предполагает имя семьи Сипаке, правившей, согласно историческим источникам, в чонтальском районе, откуда вышли группы со смешанной майя-мексиканской культурой, наводнившие большую часть области майя в конце классического периода.

Паленке

Как мы сказали в разделе об архитектуре Паленке, этот центр, несмотря на то что он находится в бассейне Усумасинты, создал очень своеобразное искусство, отличающееся во многих аспектах от того, что развилось в остальном районе - как в скульптуре, так и в архитектуре. Поэтому мы его и рассматриваем отдельно. Художники Паленке обрабатывали известняк плоским неглубоким рельефом и, кроме того, имели особый интерес к формованию штука, очень пластичного материала, особенно соответствовавшего их утонченному вкусу. Они совершенно не воспринимали круглый объем, о котором мы знаем лишь по редким фрагментам предметов как в камне, так и в штуке.

Их также не волновало возведение стел и других монументов, таких, как алтари, кроме небольшого числа прямоугольных или округлых столов. Их каменные барельефы образуют панели, полосы, плиты, вмонтированные в конструкции, главным образом во внутренние стены зданий. Изделия из штука также являются частью построек, украшая снаружи их основания, колонны, фризы, гребни, а внутри стены. Маленькие плиты, прекрасно гравированные острым, вероятно из обсидиана, резцом, несут образы божеств и иероглифические надписи, тонко прочерченные легкими линиями. Тело из штука моделировалось обнаженным, одежда, едва его прикрывавшая, и украшения накладывались позже; наконец, они раскрашивались в разные цвета, следы которых кое-где сохранились до сих пор: красный - для тела и лица, черный - для волос и голубой -для украшений и атрибутов.

Основными разрабатываемыми темами были композиционные группы, хотя встречаются и отдельные персонажи на колоннах, и головы внутри медальонов. Сцены изображают восхождение повелителя на трон, почитание важных персонажей или религиозных символов, целую иерархию вассалов, ритуальные танцы, человеческие жертвоприношения, символические композиции, подразумевающие смерть и возрождение, религиозные и астрономические мотивы, иероглифические тексты календарного и исторического содержания. Головы из штука, украшающие фризы, гребни и стены, отразили, без сомнения, с поразительным реализмом черты тех людей, которые господствовали в политической и религиозной жизни Паленке.

Паленкские скульпторы отличались высоким техническим мастерством, тонкостью восприятия, строгостью и элегантностью стиля. Их искусство значительно отличается от искусства Копана, Петена и даже остального района Усумасинты. Человеческое тело изображалось почти нагим, в различных положениях (в рост, сидя, на коленях, на корточках); в профиль давалось все тело или только лицо. Убранство персонажей обычно состояло из простой набедренной повязки, элегантного головного убора (в виде плюмажа или короны из цветов), слабо обработанных ожерелий, ушных украшений и браслетов. Некоторые правители были одеты в плащи из перьев или из нефритовых пластинок, в юбки, украшенные едва намеченными ромбовидными мотивами, но тело всегда было видно почти целиком, что придавало естественность персонажам и сценам, в которых они участвовали.

При изображении черт лица заметно стремление к передаче портретного сходства, но одновременно можно увидеть и следование определенным канонам, которое проявляется, скажем, в деформации головы и в превращении складки от нахмуренных бровей в искусственную линию носовой дуги, продолжающуюся на части лба. Фигуры людей изящны, пропорциональны, и даже в самых статичных сценах положение рук, некоторая гибкость, легкий наклон головы создают ощущение естественности.

В целом можно сказать, что искусство Паленке отличает равновесие, естественность, реализм, сдержанный динамизм, строгость и утонченность.

Рио-Бек - Ченес

В главе об архитектуре мы рассматривали эти районы в отдельности. Однако что касается скульптуры, то можно сказать, что они входят в один и тот же стилистический район.

Обоим районам свойственно почти полное отсутствие отдельно стоящих скульптур. Мы находим лишь ссылки на пять или шесть стел из Рио-Бек, Пасьон-дель-Кристо и Печаля, сильно разрушенных и по стилю, видимо, испытавших влияние традиций Петена.

С другой стороны, скульптура функционально была связана с архитектурой. В чрезмерно перегруженном декоре фасадов храмов использовалось сочетание камня и штука. При этом толстый слой штука не только покрывал каменный каркас здания, но и добавлял детали, придававшие ему окончательную форму.

Основной мотив - маска бога дождя, наличие которой на фасадах тесно связано с отсутствием поверхностных вод и скудостью дождевых осадков. Маска может занимать большую часть фасада по его вертикали, при этом ее широко раскрытый рот соответствует входу. Большие глаза, нос, свисающий поверх притолоки, клыки, спускающиеся вертикально, параллельно косякам дверного проема, производят устрашающее впечатление.

Декор состоит из масок, выполненных анфас или в профиль и расположенных на колоннах по углам, а также из стилизованных змей, волют, решеток, столбиков, изображений крестьянских хижин и иногда фигурок людей.

Элемент маски, закрывающей весь фасад, пасть которой служит входом в храм, известен нам особенно в стиле Пуук (Ушмаль и Чичен-Ица) и в Копане.

Пуук

Район, носящий это название, занимает западную половину штата Юкатан и северную половину штата Кампече. Он включает многочисленные центры, из которых наиболее важны такие, как Эцна, Ушмаль, Кабах, Сайиль, Лабна, Шлабпак, Шкалумкин, Шкулок, Ошкинток, Чакмультун.

В Пууке продолжала существовать традиция воздвигания стел, в то время как в Рио-Беке и Ченесе, как мы уже говорили, она была отвергнута. На этих памятниках, главным образом в середине и конце позднего классического периода, изображались какие-то знатные, пышно одетые персонажи. Т. Проскурякова выдвинула предположение о возможном существовании регионального слабо исследованного стиля. Многие предметы были найдены в плохой сохранности, разрушенные природными стихиями или применением подсечно-огневого земледелия.

Кроме стел скульптурной резьбой покрывались колонны, опорные столбы, косяки и притолоки, главным образом барельефами, сюжеты которых прославляли правителей. Самые поздние монументы обнаруживают стиль, находящийся уже в упадке, - фигуры на них грубо прочерчены, непропорциональны и анатомически искажены; композиция жесткая или грубо выполненная в тех случаях, когда скульпторы намеревались показать движение. Рисунок неуверенный, и многие мелкие детали одежды обозначены нарезными линиями, а не рельефом, с преобладанием прямых линий над кривыми. В Ушмале и Кабахе тольтекские черты являются свидетельствами первых вторжений чужеземцев в IX в.

Традиция отдельно стоящей скульптуры не характерна для стиля Пуук; особый отпечаток стилю этого района придает архитектурная скульптура и конкретно - орнаментация фриза фасада. Если в других районах (Петен, Усумасинта, Паленке) на фризе обычно располагалось лишь несколько масок из штука, то в Пууке он превращается в богатейший каменный орнамент, контрастирующий с гладкими стенами. Сделать такую работу можно было только с помощью многочисленных каменщиков. Это была коллективная творческая работа, выполняемая для всей общины, так как ее целью было не прославление отдельных лиц из правящего класса, а восславление бога дождя Чаака, особенно почитаемого в этих безводных местах.

Изображение Чаака в виде маски, многократно повторенной с минимальными вариациями, достигает своего апогея в одном здании Кабаха, фасад которого целиком покрыт сотнями его образов от цоколя до карниза.

Дополняют орнаментацию только геометрические мотивы: решетка, простой или ступенчатый меандр, барабанчики, гладкие или с перевязями колонки, ломаные и зубчатые полосы, иногда образующие ромбы, змееобразные волнистые полосы. Эти элементы, гармонично сочетаясь, служат фоном, на котором эффектно выделяется изображение бога дождя. Изображения людей редки, за исключением тех, что появились в более поздний период под чужеземным влиянием.

Стиль Пуук встречается и за пределами этого района, на севере полуострова Юкатан (Цибилчальтун и Чичен-Ица). В ту же самую эпоху, в поздний классический период, этот стиль продолжал существовать и в Майяпане.

Подытоживая, мы можем сказать, что скульптурное искусство Пуука, являющееся составной частью архитектуры, имеет абстрактное содержание и геометрическую форму выражения. Это искусство, несомненно, религиозное, в котором человеческая личность уступает место божеству.

Постклассические стили

Мы уже говорили о нашествии в область майя чужеземцев в конце XI - начале XII в. Этому вторжению предшествовала еще одна волна, следы которой были обнаружены в Ушмале и Кабахе. Культура, которую принесли завоеватели, была, несомненно, тольтекской. Ее слияние с майяской культурой привело к созданию майя-тольтекского стиля, дожившего до прихода испанцев, хотя и растворившегося со временем в местной культуре.


Майя-тольтекский стиль. "Храм Воинов", Чичен-Ице

Кратко рассмотрим скульптуру трех памятников в постклассический период, располагавшихся в северной части Юкатана. Это Чичен-Ица, Майяпан и Тулум.

Чичен-Ица

В скульптуре еще в большей мере, чем в архитектуре, прослеживается захват Чичен-Ицы в середине XIII в. носителями тольтекской культуры. Нельзя утверждать, что в скульптурном искусстве все майяское исчезло - происходило не замещение одних стилей другими, а их слияние. Некоторые специфические детали были выявлены Т. Проскуряковой; они напоминают детали монументов классического периода, особенно то, что она относит к "школе Ошкинтока" (например, некоторые типы плюмажей). Наличие на тольтекских зданиях масок Чаака, идентичных маскам стиля Пуук, говорит о политической ситуации, когда пришлое меньшинство, захватившее власть, было вынуждено уважать символ веры огромного большинства порабощенного народа.

Независимо от того что темы, представленные в Чичене, имели тольтекское происхождение, в них видна рука выполнившего их майяского художника, отразившего в своей работе бесспорное превосходство над скульптором из Тулы. То же самое изображение (ягуар, орел, чак-мооль или воин) приобретает в Чичен-Ице благодаря более совершенной технике и более утонченному вкусу такое совершенство, которого не было у тольтеков. Особенно сильно это проявляется в некоторых скульптурах воинов, изваянных на косяках "Храма Ягуаров" в комплексе для игры в мяч. Их лица высечены с таким мастерством, какого никогда не достигали в тольтекской Туле.

Одна из характерных черт майя-тольтекского стиля, отличающая его от стилей центральной зоны, - это замена индивидуального изображения персонажей групповым.

Главные мотивы тольтекской культуры, привнесенные в Чичен-Ицу, следующие:

  • пернатые змеи, украшающие основания и платформы зданий;
  • колонны в виде гремучей змеи с головой, на земле, поднятым телом и "погремушкой" хвоста, согнутой для поддержания притолоки;
  • фигуры единичных воинов на опорах и косяках или целые процессии на "банкетах" и алтарях;
  • процессии ягуаров;
  • атланты, поддерживающие плиты алтарей;
  • знаменосцы;
  • орлы и ягуары, пожирающие сердца;
  • мотив "человек - птица - змея";
  • статуи лежащих людей, неудачно называемые "чакмоолями";
  • фигуры богов Кецалькоатля, Тескатлипоки, Тлалока, Тлалчитона-тиуха;
  • сцены жертвоприношения посредством вырывания сердца;
  • использование гравировки в форме барельефа или горельефа в зависимости от назначения монумента.

Майя-тольтекское искусство Чичен-Ицы воспроизводит многие новые концепции, навязанные завоевателями. Оно религиозного характера и отражает чуждую культуру, насильственно привитую на ствол майяской культуры. И тем не менее это искусство несет на себе неизгладимый след художественного гения майя.

Майяпан

Хотя все здания, остатки которых сохранились в Майяпане, относятся к позднему постклассическому периоду (XIII-XIV вв.), там прослеживается и более раннее искусство, современное стилю Пуук (VIII-IX вв.) - по наличию нескольких масок Чаака. Первоначально они украшали постройки того же стиля, но, после того как эти здания были снесены, маски были неумело восстановлены на постклассических постройках; многочисленные фрагменты масок и других мотивов с фризов стиля Пуук использовались как простой строительный материал для забутовки стен.

Некоторые стелы по своим надписям или стилю соответствуют концу позднего классического периода и демонстрируют родство со стелами Пуук или с теми, которые Т. Проскурякова связывает со "школой Ошкинтока". Они грубы по исполнению, и элементы одежды и головных уборов выполнены не рельефом, а нарезкой. Встречаются стелы, у которых пространство квадратной формы, подготовленное для иероглифического текста, не было проработано; некоторые памятники (более 25) остались гладкими. Можно предположить, что они были целиком или частично раскрашены по слою штука или какие-то важные события помешали их закончить. Некоторые фигуры имеют сходство с рисунками из Парижского кодекса.

Большую часть скульптурного материала из Майяпана дает архитектурная орнаментация: змеевидные колонны, в которых гладкий ствол был, видимо, покрыт штуком и раскрашен; хвосты гремучих змей, согнутые под прямым углом для поддержания притолок, выполненные в камне, как и головы змей, были найдены у подножия платформ или на верхних платформах. Все эти архитектурные детали имитировали змей Чичен-Ицы.

Типичны также человеческие фигуры в натуральный рост, сделанные в горельефе из штука и прислоненные к колоннам. Некоторые фигуры и человеческие головы были снабжены шипами для крепления. Встречаются элементы, выполненные в стиле майя классического периода. Изображения таких животных, как обезьяны, ягуары, собаки, ящерицы, украшали косяки и колонны. Небольшие алтари имели форму черепахи с человеческой головой.

Мотивы черепахи, нанесенные краской на слой штука, дополняли декорацию зданий. Скульптурное искусство Майяпана, как и всего Юкатана, было религиозно-символическим. Оно, как и архитектура, несло следы эпохи упадка, когда пытались копировать тольтекское искусство, в то время как еще сохранялась майяская классическая основа. В стиле Майяпана отчетливо видно родство со стилем восточного побережья Юкатана.

Тулум

На восточном побережье полуострова Юкатан находятся многочисленные памятники. Назовем некоторые из них, перечисляя с севера на юг: Эль-Меко, Нисукте, Плайя-дель-Кармен, Пальмуль, Акумаль, Шельха, Танках, Тулум, Шкарет, Пунта-Солиман, Чак-мооль, Ичпаатун, помимо тех, что расположены на островах Мухерес, Канкуне и Косумеле. Они имеют общие характерные черты, и мы ограничимся лишь самым известным и исследованным - Тулумом.

В этом районе известно мало отдельно стоящих скульптурных монументов. Некоторые из них находятся в Тулуме. Стела 1 имеет дату VI в. н. э., в то время как керамика определенно датирует этот памятник поздним постклассическим периодом (XIII-XV вв.); мы считаем, что стела была первоначально поставлена в другом центре, возможно, в Танкахе, который был обитаем с более раннего времени и находится едва ли в 5 км севернее Тулума.

По своей композиции она связана с классической скульптурой майя:

  • богато одетый персонаж, тело которого изображено во фронт, лицо - в профиль;
  • длинная юбка, похожая на юбки некоторых паленканских жрецов;
  • "ритуальная полоса" из гибкого материала, висящая на груди, как на самых древних стелах Копана.

Остальные образцы каменной скульптуры, вероятно, все современны Майяпану.

Характерным для скульптуры Тулума и в целом для всего побережья является широкое использование штука и его включение в архитектуру. Главные формы скульптуры, все достаточно грубо реализованные в штуке, таковы:

  • змеевидные колонны, у которых штуковая облицовка была раскрашена, голова находилась на полу, а "погремушки" хвоста были приподняты и держали притолоку;
  • человеческие фигуры, стоящие или сидящие в нишах над входами;
  • "ныряющее" божество с головой, направленной вниз, ногами, разведенными вверху, с ладонями, соединенными над лицом, с руками и плечами, снабженными крыльями (вероятно, это изображение мексиканского мотива заходящего солнца);
  • маски в барельефе, расположенные на углах фризов между двумя горизонтальными багетами и иногда разрезанные ими;
  • человеческие головы в барельефе или горельефе на внутренних стенах;
  • падающий человек, схваченный перевитой полосой;
  • статуя типа "чакмооль", найденная на одном памятнике с этим названием;
  • головы змей для украшения балюстрад, найденные в Нисукте.

Скульптура восточного побережья имеет религиозно-символический характер. Она обладает чертами, позволяющими говорить о региональном стиле, достаточно близком майяпанскому в том, что касается тольтекских имитаций, но по технике исполнения она стоит ниже, чем классическая скульптура майя.

Южная зона

Южная зона сыграла очень важную роль в формировании цивилизации майя, так как она была связующим звеном между ней и ольмекской культурой, от которой она, как и остальные культуры Мезоамерики, частично происходит.

В течение доклассического периода были обитаемы памятники Тихоокеанского побережья, Гватемальского нагорья и Чьяпаса - Бильбао, Исапа, Каминальгую и Чьяпа-де-Корсо. Сцены, выгравированные на камнях до 6 м высотой, а также типично ольмекские фигурки из нефрита найдены на побережье современного штата Чьяпас (Пихихиапан, Окосокоаутла).

В конце того же периода (поздний доклассический и протоклассический) из больших блоков высекались колоссальные головы, более грубые, чем в Ла-Венте и других ольмекских памятниках. Стал развиваться так называемый стиль Исапы, тоже прибрежного памятника (на границе Чьяпаса с Гватемалой). Известны многочисленные стелы, происходящие по большей части из самой Исапы, а также из Санта-Маргариты, Сан-Исидро-Пьедра-Парада, Бильбао, Эль-Бауль, Эль-Хобо, Монте-Альто, Абах-Такалик, Чокола и из высокогорных Чьяпа-де-Корсо и Каминальгую. Этот стиль очень сходен с Ла-Вентой и Монте-Альбаном-1, в силу чего его ольмекское происхождение и установлено. В то же время он содержит черты, которые позднее станут классическими в скульптуре майя.

Темы, представленные на стелах, имеют мифологический характер и включают человеческие фигуры, реальных и мифологических животных, растения, геометрические и символические мотивы, большое число волют. Наиболее широко применявшаяся техника - барельеф, но есть также алтари и другие монументы, выполненные в круглом объеме. Обычна связь стелы и алтаря. Тематика богата по разнообразию композиций:

  • человек, который, видимо, ловит рыбу или несет воду (мотив воды изображается постоянно);
  • "ныряющие" фигуры;
  • "древо жизни" в мифологическом комплексе;
  • антропоморфный бог в сопровождении змеи;
  • ягуар, подвешенный над огнем;
  • персонажи вокруг жаровни;
  • человек, падающий головой в воду;
  • крокодил, стоящий перед человеком, держащим птицу;
  • лежащий скелет, из живота которого выходит пуповина, поддерживающая крылатую фигуру;
  • сцены обезглавливания.

В некоторых случаях два человека, сидящие один против другого, разделены колонной с иероглифами. Стела № 1 из Эль-Бауля изображает персонаж, связанный с древней датой (36 г. н. э.), то есть эта стела старше первой, наверняка майяской стелы более чем на 260 лет. Другая стела того же центра изображает игрока в мяч, соответственно одетого и со звериной маской. Стела № 11 из Каминальгую представляет какое-то высокопоставленное лицо, пышно одетое и вооруженное, на основании чего мы можем думать, что уже с позднего доклассического периода правящий класс прославлял себя с помощью скульптурных монументов. Какое-то божество с крючкообразным носом, связанное с водой, вероятно, было предшественником майяского бога дождя.

Ранний классический период проявляется в южной зоне в том, что продолжают существовать такие центры, как Исапа, Чьяпа-де-Корсо и Каминальгую; этот последний испытал на себе сильные теотиуаканские влияния в основном в архитектуре и керамике. Что касается позднего классического периода, для него характерен своеобразный стиль района Санта-Лусия-Коцумальхуапа, который процветал в самой Санта-Лусии и в многочисленных местах нынешнего департамента Эскуинтла в Гватемале: Бильбао, Эль-Бауль, Пало-Гордо и др. В этом стиле просматриваются классические майяские, теотиуаканские, тотонакские и тольтекские элементы. Скульптурные монументы включают стелы, огромные обработанные камни с использованием барельефа и горельефа, а также круглого объема. Последней техникой выполнены головы людей, мифических существ и животных (змеи, попугаи, ягуары, обезьяны); все они снабжены выступами-шипами для вмуровывания в постройки.

  • игра в мяч, игроки, соответственно одетые и с каменными "ярмами" в качестве поясов;
  • человеческие жертвоприношения путем обезглавливания или вырывания сердца, связанные с этой игрой;
  • частое изображение мотива смерти в виде скелетов, черепов, людей с обнаженными ребрами;
  • человеческие фигуры, сидящие на троне, вероятно, портреты сановников;
  • грузные и толстощекие люди;
  • человеческие головы в змеиной пасти;
  • солнечный диск и "ныряющий" бог, объятый пламенем, представляющий, вероятно, солнце;
  • звери и мифологические существа - змеи, хищные птицы-сопилоты, олень-кошка, человек-рак, человек-орел и т. д.

В комбинации с этими темами часто встречаются своеобразные иероглифы, отличные от той системы, которую использовали майя классического периода, на этих иероглифах опознаются знаки двадцати дней мексиканского религиозного календаря. Добавим, что в этом регионе найдены многочисленные предметы, относящиеся к тотонакской культуре, так называемые ритуальные топоры и "ярма", гладкие или резные.

Постклассический период в южной зоне представлен очень скудно как в количественном, так и в качественном отношении. Из немногих экземпляров скульптуры, которые мы можем назвать, несколько были найдены при раскопках помещений, предназначенных для игры в мяч:

  • "метки" в форме человеческих голов в пасти змеи (Мишко-Вьехо),
  • круглые головы ягуаров с шипами, как и упомянутые "маркеры" (Чальчитан),
  • плита с грубым барельефом в центральной части одной из боковых стен комплекса для игры в мяч (Чичен),
  • антропоморфная фигура из штука, найденная в другом комплексе (Уиль).

Кроме того, известны несколько алтарей и одна стела из Тахумулько с изображениями ягуаров, орлов, солнечных дисков и грубых человеческих фигур, говорящих о явном вырождении стиля Коцумальхуапы. "Мексиканское" влияние в этих районах Гватемальского нагорья проявляется довольно ярко.

Скульптура южной зоны ясно отражает те влияния, которые в различные периоды оказали свое воздействие на сферу искусства майя: ольмекские, теотиуаканские, тотонакские, тольтекские, ацтекские; кроме того, она показывает, что классическая майяская скульптура доклассического периода выросла на традициях ольмекского искусства.

Цивилизация ацтеков и майя расцвела на землях ранее принадлежавших загадочной исчезнувшей — «каучуковых людей» (т.е. «чёрные, как каучук, люди»), и всё же эта область Америки останется малонаселенной до 19-го века.

Ольмеки, исчезнувшие из истории около 1300 года до н.э. создали календарь , который известен нам, как календарь майя и майя. Воинственные племена майя позаимствовали большую часть культуры развитой цивилизации ольмеков…

Племена майя научились делать бронзовое оружие, серебряные украшения с камнями, художественную резьбу по камню, статуэтки и рисунки, а также позаимствовали и математические методы исчисления.
Племена майя поклонялись Солнцу — на алтаре с солярным символом — , майя приносили человеческие жертвы.

Изображённые , встречаются очень часто на архитектурных памятниках цивилизации майя.

Из вулканического камня, относящегося к 500 году н.э., древние майя создали изваяние божества, попирающего ногами символ подземного мира — крокодила. Бог изображён , его голову венчает корона, с символами направленными на 4 стороны света, на корону божества опираются небеса.

Great Mural Rock Art , Baja Mexico-7500 y.o. Туристы, побывавшие на экскурсии в Мексике, Канкун, в большой каменной пещере, смогут увидеть древнейшие рисунки, сделанные на стенах пещеры красной охрой. Учёные и археологи считают, что возраст изображений людей с поднятыми руками около 7500 лет.

Исследуя цивилизацию майя, археологи обнаружили множество интересных каменных и терракотовых статуэток.

Одна из них представляет божество с отверстием в груди, где можно увидеть еще 6 маленьких майя божеств – всего семь.

Племена майя были знакомы не только с жертвоприношениями человеческого сердца своим богам, но и с бальзамированием человеческого тела.

Так же, как и в Египте, где в ритуал захоронения фараона входило бальзамирование тела и сооружение вокруг него 7 покровов, гробов из разных материалов.

Таким образом, тело фараона было подготовлено к тайне вечной жизни и его воскрешению в ином мире.

В русской культуре тайна жизни сокрыта в матрёшке, имеющей также 7 оболочек.

Один из самых известных памятников в Копане – это Алтарь Q перед храмом 16. На каменном Алтаре запечатлена история династии первых царей из доколумбовой цивилизации майя , построивших государство с центром в Копан. Под алтарём Q, который представляет собой массивный квадратный камень, установленный на 4 камня цилиндрической формы, похоронены 13 ягуаров, принесённых в жертву.

На западной стороне алтаря Q изображен первый царь майя Яах-Кук-Мо (слева, под цифрой 1) передающий символ власти- Жезл, очень напоминающий своему приемнику царю майя Яах-Паку (Yax-Pac) (справа, 16 царю майя). Первый царь майя Яах-Кук-Мо (Yax-K’uk’ Mo’) потерял правую руку в бою, и держит жезл в левой руке. Современные изотопные анализы человеческих останков царя Яах-Кук-Мо (Yax-K’uk’ Mo’) показали, что он родом из Копан, в Тикаль, а не из Теотиуакана, города II в. до н. э. - VII в. н. э. в долине Мехико (Мексика).

На каждой из сторон Алтаря Q изображены 4 царя майя, таким образом, на Алтаре представлены первые 16 царей майя из династии Копан. Имена царей прочитаны на языке майя. Интересно, что некоторые наши современники видят в украшениях царей майя, детали, похожие на современные шлемофоны, наушники, а изображение царского жезла напоминает им взлетающую в космос ракету, что даёт им основание предположить, что майя — пришельцы их космоса.

Двор святилища майя в Копане украшен резными каменными стелами, установленными в честь знаменательных событий, прославляющих имя правящих царей майя. Каменные изваяния идолов похожи на скифские бабы или каменные менгиры, часто встречающиеся во многих европейских и азиатских цивилизациях.

На каменной стеле «C» нанесена дата её создания — это 5 декабря 711 г. н.э. Каменная стела обращена на восход и на заход солнца, так же, как и на встречает первые лучи солнца на востоке и провожает его за горизонт на западе. На западной стороне Стелы «C» изображена черепаха в форме алтаря, её называют «Космическая Черепаха», так как на её панцире изображены небесные созвездия,

В цивилизации майя есть и другие символы и ритуальные изображения, которые встречаются в культурах других европейских народов. Например, Священное Древо Жизни.

Священные круглые камни майя — алтари, также имеют своих «двойников» в других цивилизациях мира. У всех народов мира служили проводниками воли богов. Например, в древней Греции в храме Аполлона в Дельфах под деревом в священной роще лежал большой круглый камень, который называли «омвал», или «пуп земли». Стоя у священного камня омвала, дельфийские оракулы предсказывали судьбу царям и полководцам. В Италии, есть гигантские сооружения до-римской эпохи, называемые Нуры, и огромные округлые камни-«омвалы», считающиеся энергетическим местом силы. Когда речь заходит о священных мегалитах и валунах, почему то всегда первым делом на ум приходит камень, упоминаемый во многих русских сказках, и стоящий на распутье трех дорог. Подходя к камню всадник, решал какую дорогу жизни ему выбрать, в какую из сторон света ему поехать. В России знаменитый Синь-камень, который исполняет желания и перемещается по берегу Плещеева озера.



Публикации по теме