Искусственные острова в кольском заливе. В баренцевом море создадут четыре искусственных острова

МОСКВА, 17 июн — РИА Новости. В Баренцовом море появятся четыре искусственных острова — председатель правительства Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании земельных участков в Кольском заливе для Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. Это часть масштабного проекта по освоению газовых месторождений Ямала, который разрабатывает компания "Новатэк".

Договор на строительство будет заключен между Росморречфлотом и ОАО "Кольская верфь" (дочерним предприятием "Новатэка").

Центр предназначен для изготовления морских комплексов по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа, а также для ремонта и обслуживания морской техники и оборудования, используемых для освоения морских нефтегазоконденсатных месторождений.

Создаваться острова будут за счет собственных средств "Кольской верфи", объем капитальных вложений составит более 25 миллиардов рублей. Соответствующее разрешение Росморречфлота предприятие уже получило.

"Cтроительство центра позволит создать около 10 тысяч рабочих мест только на самой верфи, увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней, привлечь в регион дополнительные инвестиции, развивать новые высокотехнологичные производства", — отмечается в документе.

Стратегический инвестиционный проект

Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений планируется создать в селе Белокаменка Мурманской области к концу 2020 года. Первый сухой док должен быть сдан в эксплуатацию в первой половине 2019 года.

В начале июня на Петербургском международном экономическом форуме "Новатэк" подписал меморандум о взаимопонимании в отношении заключения специального инвестиционного контракта с Министерством промышленности и торговли и правительством Мурманской области, закрепляющий намерения сторон о заключении трехстороннего специального инвестиционного контракта по созданию Кольской верфи.

"Для эффективного развития огромной ресурсной базы Крайнего Севера, снижения себестоимости строительства и повышения конкурентоспособности наших будущих СПГ-проектов мы считаем крайне важным создание Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в России. С помощью Кольской верфи мы планируем добиться максимальной локализации СПГ-заводов на основаниях-платформах гравитационного типа и их готовности к производству продукции", — заявил тогда председателя правления "Новатэка" Леонид Михельсон.

Губернатор Мурманской области Марина Ковтун в свою очередь отметила масштабность запланированного объема инвестиций — более 50 миллиардов рублей на первую очередь. Поэтому проекту присвоен статус стратегического инвестиционного проекта Мурманской области, пояснила она.

По словам Ковтун, решение о строительстве центра было принято еще и потому, что в области параллельно реализуется проект комплексного развития Мурманского транспортного узла, который обеспечит западный берег Кольского залива железной дорогой.

Газ с Ямала

Ямал является богатейшим местом по запасам газа. По словам губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Кобылкина, с учетом ресурсов полуострова Гыдан на Ямале возможно производить более 70 миллионов тонн СПГ. "Новатэк" ведет в регионе активные работы.

Так, модули, которые будут производить на Кольской верфи, предназначены для нового центра по производству сжиженного природного газа, который "Новатэк" планирует построить на полуострове Гыдан.

Его ресурсной базой станет Утреннее нефтегазоконденсатное месторождение с запасами более 1,2 триллиона кубометров. Концепция проекта предполагает строительство комплекса на платформах в Обской губе вблизи береговой линии полуострова.

Этот завод СПГ станет вторым на Ямале. Первый "Новатэк" уже строит в рамках проекта "Ямал СПГ", который реализуется на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. Общая мощность завода составляет 16,5 миллиона тонн в год. Всего планируется построить три линии, первая из них должна быть введена в эксплуатацию уже в этом году, а на полную мощность предприятие выйдет в 2019 году.

Морской порт Сабетта обеспечит круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Для перевозок СПГ строятся новейшие танкеры-газовозы — первый из них недавно получил имя в честь французского предпринимателя, главы нефтяной компании Total Кристофа де Маржери, который погиб в 2014 году при катастрофе в аэропорту "Внуково", а всего должно быть построено 15 таких судов.

Как заявлял министр энергетики России Александр Новак, запуск "Ямал СПГ" на полную мощность позволит увеличить объем экспорта газа более чем на 10 процентов и повысить долю России на мировом рынке СПГ до 8-9 процентов.

Зачем тратить огромные деньги, чтобы создавать искусственные насыпи в Кольском заливе?

Материал комментируют:
Игорь Юшков
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании четырех искусственных островов в Кольском заливе Баренцева моря. Насыпать их будет ООО «Кольская верфь» (дочернее предприятие ОАО «Новатэк»). Соответствующий документ опубликован на сайте правительства. Из него следует, что «Кольская верфь» собирается заключить договор с Росморречфлотом. А острова насыпаются не просто так, а для реализации проекта под названием «Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений».

Ранее сообщалось, что «Новатэк» инвестирует в проект более 25 миллиардов рублей. Проектом предусмотрено создание специализированной верфи, способной производить уникальные морские объекты - железобетонные платформы гравитационного типа для СПГ-заводов, буровые и добычные платформы для шельфовых проектов западного сектора Арктики и крупнотоннажные сооружения для обеспечения работы Северного морского пути. Предполагается, что строительство Центра позволит создать около 10 тысяч рабочих мест, увеличить налоговые поступления в бюджет, привлечь в регион дополнительные инвестиции и способствовать процессу импортозамещения и локализации технологий.

Острова планируют создать рядом с селом Белокаменка Мурманской области. Они будут возводиться в рамках проектов «Арктик-СПГ-1» и «Арктик-СПГ-2», предполагающих, в частности, освоение месторождение Гыдана в Обской губе Карского моря. Строительство верфи может начаться до конца года, первые плавучие СПГ-заводы будут заложены в 2018 году. Возведение Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений планируется завершить к 2020 году.

Первый вопрос, который возникает при ознакомлении с данной информацией - зачем вбухивать миллиарды в строительство новых островов? У нас ведь не Япония, где не хватает земли.

Жители Мурманской области скептически комментируют новость. Вот что пишет в «Фейсбуке» журналист из города Полярный Игорь Опимах: «Все читали? Медведев распорядился построить в Баренцевом море четыре острова. На сайте правительства уточняют: в среднем колене Кольского залива. Похоже, что хана придет губе Рослякова и особенно губе Грязной, там мелко, самое то - засыпать осушку и профанфарить: мы создали искусственные острова.

Действительно, затея со строительством островов вызывает много вопросов, - говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. - Изначально проект был заявлен иначе - предполагалось, что работы по сжижению газа буду вестись на берегу Кольского залива в посёлке Белокаменка. Там планировалось построить два сухих дока, заложить основания для установок по сжижению газа. Эти установки должны были доставить в Обскую губу, соединить в единый завод СПГ, газ для которого будет поставляться с месторождений в этом районе. В частности, с Гыданского полуострова.

«Новатэк» уже выиграл несколько аукционов по разработке месторождений газа, предварительно пролоббировав условие, что газ с этих месторождений необходимо сжижать. А так как кроме этой компании никто в России строительством заводов СПГ особенно не занимается, то «Новотэк» является единственным, по сути, участником данных аукционов.

Теперь, чтобы осваивать полученную ресурсную базу, компания озаботилась строительством того, что официально называется «Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений». Хотя что там будут строить - непонятно. Сначала говорили - будет только нижняя часть той самой плавучей платформы. Потом - что будет некая верхняя надстройка. Но зачем для этого необходимы искусственные острова - понять сложно. Тем более что сумма выделяется на это очень большая.

«СП»: - В целом проект «Арктик-СПГ» дорогой?

Изначальный смысл проекта строительства Центра в Кольском заливе был как раз в том, чтобы реализовывать его в довольно развитом районе Заполярья. То есть развить и модернизировать что-то, что уже построено, сэкономив на этом. Иначе можно было создавать всё с нуля ближе к месту газодобычи - на Ямале.

«Новотэк» не раз заявлял, что «Арктик-СПГ» будет на треть дешевле, чем «Ямал-СПГ», который уже реализуется. Удешевление планировалось достичь за счёт расположения заводов по сжижению газа на гравитационных платформах. Видимо, на примере «Ямала-СПГ» они поняли, что строительство завода на суше в условиях вечной мерзлоты - недешёвое удовольствие. Тем более в условиях, когда вечная мерзлота тает, и земля под заводом СПГ может превратиться в болото.

А ещё значительную часть оборудования приходится завозить самолётами. Совсем недавно на Ямале приземлился очередной «Руслан» с 70 тоннами оборудования на борту. Всё это сложно и дорого.

Кроме того, в проекте «Ямал-СПГ» очень разноплановая кооперация: технологию по сжижению газа брали у американцев, сами установки по сжижению собирались в Китае, которые после этого везли на Ямал в порт Сабетта.

Думаю, что как раз проектом по строительству плавучего завода СПГ «Новатэк» пытается привлечь инвесторов. Однако когда реализовывался проект «Ямал-СПГ», углеводороды стоили дорого, поэтому инвесторов найти было несложно. Сейчас - иная картина. Компания пытается сэкономить, сделав проект чисто внутрироссийским. И заодно создать Центр по технологиям СПГ. То есть, с одной стороны, они стремятся вписаться в программу импортозамещения, а с другой - привлечь иностранных инвесторов. Таким образом, появляется шанс получить от государства денег, которые как бы пойдут на развитие мурманского транспортного узла.

Я думаю, что «Новатэк» хочет ещё реабилитироваться в глазах правительства России в том смысле, что «Ямал-СПГ» практически полностью был реализован на импортном оборудовании и при участии зарубежных компаний - немецких, американских, китайских, - российского там было не так много. При том, что строительство порта Сабетта и дноуглубительные работы велись за государственный счёт. То есть имела место «национализация издержек» и «приватизация» прибыли от проекта. В этот раз хотят показать, что всё будет иначе, однако никто до сих пор внятно не объяснил, для чего нужны насыпные острова. То есть «экономный» проект начинается с сомнительных трат.

«СП»: - Как на проекте «СПГ-Арктик» могут отразиться санкции? Известно, что США наложили запрет на поставки оборудования для добычи углеводородов на шельфе?

Санкции пока касаются только добычи нефти, хотя часто трудно разделить её от добычи газа. Обычно эти виды углеводородов соседствуют. Европейцы ещё при администрации Барака Обамы уговорили американцев, чтобы те не облагали санкциями газовую отрасль России. К тому же месторождения, которые разрабатывает «Новатэк» сейчас, в основном находятся в Обской губе и считаются не шельфовыми, а просто морскими. Тем не менее, насколько я располагаю информацией, по этому проекту все поставки уже завершены. Компания торопилась закупить оборудование вперёд на тот случай, если американцы всё же обложат санкциями и газодобывающую отрасль в России.

«СП»: - Государство несёт риски, если проекты частной компании «Новотэк» окажутся нерентабельными?

Государственное участие в компании чуть меньше 10%. Если говорить о проекте «Ямал-СПГ», государство выделило на его реализацию порядка 300 миллиардов рублей. Если предположить, что по причине резкого снижения цен на углеводороды добыча арктического газа долгое время будет нерентабельной и компания обанкротится, то возвращение этой суммы государству - довольно проблематично. Кроме того, на довольно долгое время «Новатэк» освобождён от выплаты экспортных пошлин, от НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Пока что государству очень немногое достаётся от арктических проектов «Новатэка».

Пока информации о проекте до нас доводится крайне мало, - говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. - Думаю, что в детали посвящены буквально единицы специалистов, приближённых к руководству «Новатэка». Известно, что ставка будет сделана не на стационарный СПГ на берегу, а на плавающую платформу. Но для чего при этом нужны насыпные острова, да ещё так далеко от места газодобычи - совершенно непонятно. Например, компания Royal Dutch Shell реализует подобный проект с плавучим заводом СПГ в Австралии, но никаких островов для этого насыпать не планирует.

Председатель правительства России Дмитрий Медведев утвердил план первоочередных мероприятий по созданию в Баренцевом море Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений — искусственных островов, на которых будут проводиться работы по добыче газа, а также эксплуатации и ремонту морской техники.

«Центр предназначен для изготовления морских комплексов по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа (СПГ) и стабильного газового конденсата на основаниях гравитационного типа, морских добычных комплексов, а также ремонта и обслуживания морской техники и оборудования, используемых для освоения морских нефтегазоконденсатных месторождений», — указывается в сообщении кабмина.

Также в документе поясняется, что строительство искусственных земельных участков в акватории Кольского залива необходимо для размещения объектов центра. Искусственные земельные участки будут создаваться за счет собственных средств ООО «Кольская верфь». Объем капитальных вложений по проекту составит более 25 млрд рублей.

«ООО «Кольская верфь» получены разрешения Росморречфлота на создание искусственных земельных участков на водном объекте. Подписанным распоряжением ООО «Кольская верфь» определено лицом, с которым Росморречфлотом будет заключен договор о создании четырех искусственных земельных участков в Кольском заливе Баренцева моря», — поясняется в тексте.

Кроме того, в пояснительной записке говорится, что строительство центра позволит создать около 10 тыс. рабочих мест только на самой верфи, увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней, привлечь в регион дополнительные инвестиции, а также развивать новые высокотехнологичные производства.

Административным адресом объекта будет значиться село Белокаменка закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области. Помимо этого, рекомендовало федеральным органам исполнительной власти, органам власти Мурманской области и местного самоуправления помогать в сокращении сроков оформления земельных участков для строительства центра, а также сроков проведения экспертиз и выдачи разрешений. Местным властям также было предложено рассмотреть вопрос о предоставлении налоговых льгот по налогам.

Строительство в Белокаменке будет вестись в рамках проекта «Арктик-СПГ», который предполагает производство 16,5 млн т сжиженного природного газа в год. Ресурсной базой для него послужат месторождения Гыдана. Зампред правления НОВАТЭКа Денис Храмов ранее говорил, что в совокупности с «Ямал-СПГ» (второй проект компании по сжижению газа аналогичной мощности) «Арктик-СПГ» сможет занять около 7% мирового рынка сжиженного газа.

В июле 2015 года министр природных ресурсов России обратился к премьер-министру с письмом, в котором выступил с инициативой о пересмотре существующих ограничений доступа негосударственных компаний к Мурманскому газовому месторождению в Баренцевом море.

По словам Донского, после указа президента России о либерализации доступа к шельфу подавало на рассмотрение в правительство предложения на эту тему, однако окончательное решение принято не было. Президент , которой наравне с «Газпромом» были выданы документы, дающие право на разведку и разработку месторождений, ранее выражал протест против появления других компаний на шельфе.

По мнению директора Small Letters , шельфовое месторождение в Мурманске будет эффективно только в виде проекта, ориентированного на экспорт сжиженного природного газа. На данный момент разрешением на экспорт СПГ обладают , «Роснефть» и «Ямал СПГ».

Годом ранее сообщалось, что «Газпром» и «Роснефть» получили права на два участка шельфа.

В августе 2014 года «Газпром» получил право пользования Хейсовским участком недр площадью 83 590 кв. км, расположенным в Баренцевом море. Прогнозные ресурсы по нефти — 393,7 млн т (геологические ресурсы) и 118,1 млн т (извлекаемые ресурсы), по газу — 2081,4 млрд куб. м, по конденсату — 32,6 млн т (геологические ресурсы) и 22,8 млн т (извлекаемые ресурсы). Тогда же «Роснефти» были предоставлены права на пользование Притаймырским участком недр площадью 20 619 кв. км в море Лаптевых. Притаймырский участок имеет прогнозируемые геологические ресурсы нефти 348,6 млн т, извлекаемые ресурсы — 104,6 млн т, газа — 362,8 млрд куб. м.

В Кольском заливе Баренцева моря будут созданы четыре искусственных острова. Соответствующее распоряжение 15 июня подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев. Возводить новые острова поручено компании «Кольская верфь».

На самих островах будет функционировать Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, где создадут комплексы по морской добыче полезных ископаемых.

«Центр предназначен для изготовления морских комплексов по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата на основаниях гравитационного типа, морских добычных комплексов, а также ремонта и обслуживания морской техники и оборудования, используемых для освоения морских нефтегазоконденсатных месторождений», — уточняется на сайте кабмина.

«Кольская верфь» является дочерним предприятием компании «Новатэк», которая решила инвестировать в проект 25 млрд рублей. Проект поможет создать около 10 тыс. рабочих мест и привлечёт новые инвестиции в регион.

Опыт имеется

Россия начала создавать искусственные острова ещё несколько веков назад как для расширения своей территории, так и в военных целях. В начале XVIII века в Азовском море был насыпан остров Черепаха, где была расположена цитадель. Позже остров потерял своё стратегическое значение, но до сих пор во время отлива можно увидеть его части.

И сегодня в России активно идёт создание искусственных земельных участков. Директор природоохранных программ «Зелёного патруля» Роман Пукалов отметил, что в России уже имеются подобные успешные проекты. Так, в Керченском проливе были созданы насыпные дамбы во время строительства Крымского моста.

«Были подобные проекты, та же самая Тузлинская коса, которая идет от Тамани в сторону Керчи — это во многом искусственное сооружение. Когда строили Керченский мост, коса расширялась, досыпалась и видоизменялась», — объясняет эксперт.

  • globallookpress.com
  • Serguei Fomine

Мост через Керченский пролив соединит Крым и Краснодарский край. Планируется, что он станет самым протяжённым в России. Его длина составит 19 км. Автомобилисты смогут опробовать новый мост уже в декабре 2018 года.

Строители уже завершили сборку железнодорожной арки.

Проекты для лучшей жизни

В 2006 году в Санкт-Петербурге началось расширение западной части Васильевского острова. Площадь новых территорий острова составит около 476 га. Проект под названием «Морской фасад» является одним из крупнейших в мире проектов по освоению прибрежной территории.

  • www.mfspb.ru

Расширение острова ещё не окончилось, но там уже функционирует специализированный морской порт, который пользуется популярностью у иностранных туристов.

В будущем на этой части острова также будут построены жилые дома, школы, больницы и коммерческие объекты.

Решение многих проблем

Как отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, для России это важный шаг, поскольку в настоящее время в нашей стране функционирует не так много подобных проектов. Кроме того, по мнению эксперта, искусственные земельные участки помогут упростить добычу природных ресурсов, так как на них будут расположены необходимые комплексы.

«Система строительства искусственных островов является наиболее выигрышной, потому что это поможет решить многие проблемы, связанные с инфраструктурой», — полагает эксперт.

Эколог Роман Пукалов отмечает, что для такого строительства требуется не только хорошо продуманный проект, но и независимая экологическая экспертиза.

«Кольский залив — это природная среда, нужно очень внимательно посмотреть, как идёт течение по самому заливу, не будет ли это препятствовать движению водных организмов, в какой срок будут производиться работы, чтобы избежать фактора беспокойства в нерестовый период. Это нужно всё очень внимательно продумать», — говорит эколог.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании в Кольском заливе Баренцева моря четырёх искусственных островов. По мнению экспертов, это значительно упростит разработку находящихся в этом регионе месторождений полезных ископаемых. Впрочем, это не первый подобный проект в России. RT выяснял, для каких ещё целей создаётся новая суша.

  • © Wikimedia / Tom Thiel

В Кольском заливе Баренцева моря будут созданы четыре искусственных острова. Соответствующее распоряжение 15 июня подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев. Возводить новые острова поручено компании «Кольская верфь»

На самих островах будет функционировать «Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений», где будут создавать комплексы по морской добыче полезных ископаемых.

«Центр предназначен для изготовления морских комплексов по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата на основаниях гравитационного типа, морских добычных комплексов, а также ремонта и обслуживания морской техники и оборудования, используемых для освоения морских нефтегазоконденсатных месторождений», - уточняется на сайте кабмина.

«Кольская верфь» является дочерним предприятием компании «Новатэк», которая решила инвестировать в проект 25 млрд рублей. Проект поможет создать около 10 тыс. рабочих мест и привлечёт новые инвестиции в регион.

Опыт имеется

Россия начала создавать искусственные острова ещё несколько веков назад как для расширения территорий, так и в военных целях. В начале XVIII века в Азовском море был насыпан остров Черепаха, где была расположена цитадель. Позже остров потерял своё стратегическое значение, но на сегодняшний день во время отлива всё ещё можно увидеть его части.

И сегодня в России активно идёт создание искусственных земельных участков. Директор природоохранных программ «Зелёного патруля» Роман Пукалов отметил, что в России уже имеются подобные успешные проекты. Так, в Керченском проливе были созданы насыпные дамбы во время строительства Крымского моста.

«Были подобные проекты, та же самая Тузлинская коса, которая идет от Тамани в сторону Керчи - это во многом искусственное сооружение. Строя Керченский мост, коса расширялась, досыпалась и видоизменялась», - объясняет эксперт.

  • globallookpress.com
  • © Serguei Fomine

Мост через Керченский пролив соединит Крым и Краснодарский край. Планируется, что он станет самым протяженным в России. Его длина составит 19 км. Автомобилисты смогут опробовать новый мост уже в декабре 2018 года.

Как сообщал RT, строители уже завершили сборку железнодорожной арки.

Проекты для лучшей жизни

В 2006 году в Санкт-Петербурге началось расширение западной части Васильевского острова. Площадь новых территорий острова составит около 476 га. Проект под названием «Морской фасад» является одним из крупнейших проектов в мире по освоению прибрежной территории.

  • © www.mfspb.ru

Расширение острова ещё не окончено, но там уже функционирует специализированный морской порт, который пользуется популярность среди иностранных туристов.

В будущем на этой части острова также будут построены жилые дома, школы, больницы и коммерческие объекты.

Решение многих проблем

Как отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, для России это важный шаг, так как на данный момент подобных проектов в нашей стране существует ещё не так много. Кроме того, по мнению эксперта, искусственные земельные участки помогут упростить добычу природных ресурсов, так как на них будут расположены необходимые комплексы.

«Система строительства искусственных островов является наиболее выигрышной, потому что это поможет решить многие проблемы, связанные с инфраструктурой», - полагает эксперт.

Эколог Роман Пукалов отмечает, что для такого строительства требуется не только хорошо продуманный проект, но и независимая экологическая экспертиза.

«Кольский залив - это природная среда, нужно очень внимательно посмотреть, как идет течение по самому заливу, не будет ли это препятствовать движению водных организмов, в какой срок будут производиться работы, чтобы избежать фактор беспокойства в нерестовый период. Это нужно все очень внимательно продумать», - говорит эколог.

Публикации по теме

  • Городская усадьба разумовского Городская усадьба разумовского

    На берегу Мойки, рядом с барочным Строгановским дворцом, расположен яркий образец раннего классицизма — дворец графа Разумовского. Это...

  • Пляжи нячанга Вьетнам нячанг волны Пляжи нячанга Вьетнам нячанг волны

    Сегодня мы продолжаем рассказ о пляжах Нячанга. На прошлой неделе мы посетили пляж Парагон (Paragon). Это пляж одноименного отеля на юге...