Введение в профессию. Небесные вакансии: авиация и работа в аэропорту Организация аэропортовой деятельности что за программа

Практически у всех самолеты и аэропорт ассоциируются с романтикой и интересными путешествиями. Безусловно, трудоустроиться в аэропорту мечтают многие, ведь это возможность построить себе хорошую карьеру. Выясним, как начать работать в воздушной гавани, а также варианты вакансий, которые открываются перед молодыми специалистами.

Сотрудники службы охраны

Перед тем как устраиваться, нужно определиться с вакансией. Для одних требуется высшее образование, а для других – нет. Кроме образования, для серьезной должности не помешает стаж работы, а также дополнительные знания. К примеру, знание английского языка хотя бы на разговорном уровне необходимо для тех, кто регистрирует пассажиров, а также для работников пункта валют и персонала ресторана. Дополнительным преимуществом будет знание других языков, особенно азиатских.

Перед тем как поступить в штат сотрудников, нужно пройти специальное обучение или курсы. Далее кандидатов ожидает испытательный срок, который зачастую составляет не менее одного месяца. Если молодой работник покажет себя с лучшей стороны, то его принимают на работу. Нужно понимать, что работа в аэропорту – это не только интересно, а и очень ответственно.

Вам необходимо не только вовремя приходить на работу и выполнять свои непосредственные обязанности, но и порой работать сверх нормы, без дополнительного гонорара. Также нужно быть готовым к ночным сменам, сложному графику, конфликтам, которые нередко возникают в аэропорту, и т. п. Зачастую аэропорт находится далеко от города, поэтому надо быть готовым к тому, что на работу придется долго добираться. Далеко не все авиаузлы обладают транспортом, который развозит персонал по домам.

Найти подходящую вакансию можно на официальном сайте того или иного аэропорта . Как правило, менеджеры по персоналу публикуют на своем ресурсе горячие вакансии. Требования ко всем четко расписаны, поэтому вы сразу поймете, подходит ли вам предложение. После этого вам нужно связаться с менеджером либо отправить на электронный адрес свое резюме. Если вы заинтересуете представителя компании, то он назначит вам собеседование. На собеседовании зачастую задают следующие вопросы об:

  • образовании;
  • опыте работы;
  • навыках и умениях по конкретной должности;
  • общие вопросы, чтобы понять, разбираетесь ли вы в сфере, в которой планируете работать.
  • возможно также, что спросят: чем вас привлекает работа в аэропорту?

Далее у вас могут попросить распечатанный вариант резюме . Если все в порядке, вам предложат пройти подготовительные курсы и испытательный срок. При успешном прохождении вы станете работником аэропорта.

Молодежь осваивает профессию работника ВПП

Кто работает в аэропорту: профессии

Те, кто желают работать в воздушных воротах, часто задаются вопросом: кем можно работать в аэропорту? Как мы говорили, все зависит от образования. Увы, без высшего образования вас не возьмут на престижную должность. Перед теми, кто не имеет высшего, открываются исключительно такие вакансии:

  • Грузчики. Они занимаются разгрузкой багажа. Для того чтобы поступить на эту работу, нужно быть молодым, сильным и желательно спортивным. Берут на эту должность только мужчин.
  • Уборщицы. Обычно эту работу выбирают женщины, причем немолодого возраста. В их обязанности входит уборка всего комплекса.
  • Мойщики. Они, в отличие от уборщиц, моют только салоны самолетов и их наружную часть. Мытье пола в их обязанности не входит.
  • Заправщики. Это также вариант для мужчин. Заправщики непосредственно заправляют воздушные судна горючим. Надо сказать, что это довольно ответственная работа, поэтому абы кого на нее не берут.

Если говорить о том, кем можно работать девушке в аэропорту, причем без образования, то это, конечно, работа продавцом. Зачастую в аэропортах огромное количество магазинов, куда требуются ответственные работники. Достаточно иметь полное среднее образование и пройти курсы для получения данной должности . Однако продавцом в аптеку без соответствующего образования не возьмут. Только людей, окончивших медицинское училище, берут на такую работу.

Если у вас имеется высшее медицинское образование, вы также можете претендовать на должность медика в санитарную часть аэропорта. Тем, кто имеет среднее медицинское образование, разрешается мыть полы в санчасти, подготавливать растворы и инструменты для врачей.

Подробнее о вакансиях

Мы рассмотрели далеко не весь список профессий в аэропорту. Все знают, что в аэропортах есть кафе и рестораны. Именно поэтому для данных заведений всегда требуются порядочные сотрудники. Перед работниками открывается целый список вакансий:

  • повар;
  • кондитер;
  • мойщик посуды;
  • официант;
  • бармен;
  • пекарь.

Повар в ресторане обычно не занимается выпечкой, поэтому для этого есть отдельные сотрудники. Повара готовят горячие блюда, салаты, десерты и т. п. Практически все эти вакансии требуют среднего специального образования. Лишь официантом, барменом и мойщиком можно стать, окончив только школу. Вакансии, связанные с военной службой, имеют главное место в аэропорту. Речь идет о таких профессиях:

  • охранник;
  • контроллер;
  • работник по проверке документов;
  • работник, который досматривает багаж и т. п.

Также в аэропорту всегда требуются менеджеры, кассиры, прорабы, визуализаторы, планировщики, кабельщики-спайщики, мастера по газодымозащите и т. п.

Плюсы и минусы работы в аэропорту

Безусловно, работа в воздушной гавани имеет массу преимуществ. Однако все зависит от конкретной должности. Конечно, уборщицей мало кто желает работать, но заработная плата такого работника в аэропорту несколько выше, чем в любом другом заведении. В среднем уборщицы там получают 13-15 тыс. рублей . Данный вариант подходит для женщин, которые давно на пенсии. В целом, достоинства трудоустройства в аэропорту такие:

  • оплачиваемые больничные и отпускные;
  • стабильная работа;
  • конкурентная заработная плата;
  • дружный и большой коллектив;
  • возможность найти хороших друзей, а также спутника жизни;
  • льготные кредитные программы;
  • карьерный рост;
  • частые премии.

Минусы такие:

  • длительный рабочий день;
  • ночные смены;
  • возможные конфликтные ситуации;
  • огромная ответственность (особенно у тех, кто проверяет багаж, и регистрирует пассажиров);
  • отдаленность от дома, так как аэропорты зачастую находятся далеко от центра города;
  • угроза жизни, поскольку в аэропортах могут быть теракты.

Для того чтобы стать работником авиаузла, нужно не только иметь соответствующие знания, желание и диплом, но и обладать такими качествами, как доброжелательность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, сдержанность и ответственность. Только тот работник, который соответствует всем этим параметрам, может добиться высоких результатов и получать высокую заработную плату.

Если вы уверены в своих силах, у вас всегда есть возможность откликнуться на ту или иную вакансию, и ожидать решения работника по персоналу. Не стоит переживать, если вас не взяли на желаемую должность. Постарайтесь хоть кем-то устроиться в аэропорту, а также выполняйте свои обязанности на совесть. Тогда вполне возможно, что вас заметят и пригласят на желаемый пост.

Вконтакте

2 УДК (075.8) ББК О37я7 М 36 Рецензенты: Соснин П. И. – заведующтй кафедрой «Информационные системы и технологии» Ульяновского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации; Гортиков В. А. – директор Международного аэропорта «Ульяновск-Восточный» Махитько В. П., Захарова И. В. Введение в специальность «Организация аэропортовой деятельности»: учебное пособие. – Ульяновск: УИ ГА, 2017. – 108 с. Рассмотрены объекты аэропортового комплекса, процессы аэропортового обеспечения полётов, обслуживания воздушных судов, перевозок пассажиров и грузов. Изложены правовые основы организации аэропортовой деятельности. Описаны инженерные сооружения и оборудование аэродрома, нормативы его технической эксплуатации. Предназначено для обучающихся по направлению профессиональной подготовки «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов», профиль «Организация аэропортовой деятельности». УДК (075.8) ББК О37я7 © Махтитько В. П., Захарова И. В., 2017 3 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение……………………………………………………………………… Глава 1. Организационные основы деятельности аэропорта 1.1 Аэропорт – элемент авиационной транспортной системы.………..…. 1.2 Международные авиационные организации.…………………………. 1.3 Правовое регулирование работы аэропорта.………………..…………. Глава 2. Структура аэропорта 2.1 Генеральный план аэропорта…………………………………………… 2.2 Аэродром и его объекты……………………………………..….……… 2.3 Служебно-техническая территория аэропорта.…………..…………… 2.4 Аэровокзальный комплекс……….…………….………………….…… Глава 3. Аэропортовые услуги для авиакомпаний 3.1 Виды воздушных судов и аэропортового обслуживания……………... 3.2 Наземное обслуживание воздушных судов…………………………… 3.3 Планирование и координация использования воздушного пространства…………………………………………………… Глава 4. Технологии организации пассажирских перевозок 4.1 Обслуживание пассажиров в аэропорту…………………………….…. 4.2 Обработка багажа ………………………………………………………. 4.3 Комплектование коммерческой загрузки рейса………………………. Глава 5. Технологии организации грузовых перевозок 5.1 Грузовой комплекс аэропорта.. ………………………………………… 5.2 Обработка различных тиов грузов...….………..………………………. 5.3 Порядок загрузки и разгрузки воздушного судна.……………………. 5.4 Автоматизация оформления грузовых перевозок……………………... Глоссарий…………………………………………………………….………. Литература.…………………………………………………………….……. Приложения……………………………………………………….…………. 4 7 12 15 20 25 32 35 44 45 51 57 61 65 70 72 75 78 83 93 95 4 ВВЕДЕНИЕ Современный мир невозможно представить без авиасообщений. Преодоление за минимальное время расстояний между странами и континентами, глобализация мировой экономики, освоение труднодоступных регионов было бы невозможным без авиации. Аэропорты – это звенья транспортной инфраструктуры, которые связывают наземные перевозки и воздушное пространство. ХХ век начался уверенными шагами в небо. В 1903 году братьям Орвилу и Уилбуру Райтам удалось совершить устойчивый управляемый полёт на самолёте «Флайер-1». В 1904 году Н. Е. Жуковский открыл закон подъёмной силы крыла самолёта, разработал вихревую теорию воздушного винта, рассчитал основные профили крыла и лопастей винта. Первые аэропланы были лёгкими, для подъёма в небо им не требовалась большая скорость, для разбега было достаточно 300-900 м, поэтому в качестве лётного поля им подходили любые ровные площадки. Одной из таких площадок стало Ходынское поле в Москве, которое с 1910 года использовалось как аэродром. Коммерческие авиаперевозки берут начало в американском городке Санкт- Петербурге на западном побережье полуострова Флорида, где с 1 января 1914 года небольшой самолёт стал выполнять регулярные рейсы через залив Тампа. Первым в мире аэропортом считается Девау, построенный в Кениксберге в 1919 году. Он имел не только лётное поле, ангары для самолётов и помещения для пассажиров, но был оснащён стационарной авиационной метеослужбой, которая начала функционировать в 1921 году. За прошедшие с тех пор сто лет сеть аэропортов покрыла все континенты. Только гражданские перевозки осуществляют более 50 тысяч воздушных гаваней. Современный аэропорт – это сложный инженерный объект, обеспечивающий авиаперевозки пассажиров и грузов. Развитие аэропортов в Российской Федерации отражает тенденции развития отечественной экономики. Так в начале 90-х годов кризисное состояние в стране привело к сокращению пассажирооборота с 86 млн. пассажиров в 1991 году до 38 млн. в 1993 году. В тот период авиасообщение поддерживали более 1400 аэропортов, из которых в 2000-х годах осталось только четвёртая часть. В первую очередь прекратили существование небольшие аэропорты регионального значения, обслуживавшие местные воздушные линии в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. 5 Причинами этого стал отток населения из северных регионов и спад их хозяйственной деятельности. В 2000–2012 гг. средний темп роста пассажирских авиаперевозок составлял 11,4 % в год, рост грузовых перевозок – 6,1 % в год, и уже к 2013 году объём пассажирских перевозок составил 225,16 млрд. пкм, что превысило уровень 1990 года на 42 %. В 2008 году принята Концепция развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации. В ней выделяются аэропорты, которые формируют национальную опорную сеть воздушного транспорта. Они были отобраны по критерию социальной значимости и исходя из перспектив развития регионов их базирования. Для строительства и реконструкции объектов аэропортовой инфраструктуры данный документ предусматривал финансирование 1,74 млрд. руб., из которых 57 % – средства федерального бюджета, 24 % – средства бюджетов РФ и 19 % средств – частные инвестиции. Основным механизмом модернизации аэропортовой сети страны рассматривается государственно-частное партнерство. Государственная программа «Развитие транспортной системы Российской Федерации на 2013-2020 годы» включает раздел «Гражданская авиация» с финансированием 1678,9 млрд. руб. (в ценах соответствующих лет), в том числе 422,6 млрд. руб. из федерального бюджета, 32,3 млрд. руб. из бюджетов субъектов РФ, 1224,1 млрд. руб. внебюджетных средств. Госпрограммой запланирована реконструкция 102 взлетно-посадочных полос, по плану обновления парка воздушных судов до 2020 г. эксплуатантам будет поставлено не менее 418 единиц авиатехники. В итоге количество авиапассажиров вырастет до 86,1 млн. в год, количество пассажиров, отправленных из аэропортов РФ, возрастет до 76,6 млрд., грузооборот гражданской авиации вырастет до 5,9 млрд. т-км в год, объём перевезённых грузов – до 1,5 млн. тонн в год. Промежуточные результаты реализации этих планов отражают Приложения 1 и 2. Несмотря на неблагоприятные тенденции в экономике в последние годы, предприятия воздушного транспорта наращивают объёмы перевозок. При этом нужно отметить концентрацию авиарынков: 35 наиболее крупных авиакомпаний выполняют до 90% пассажирских перевозок, небольшие авиапредприятия объединяются, чтобы сохранять конкурентоспособность. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года, утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2015 № 1734-р, определяет направления развития транспортной системы страны, исходя из темпов социально-экономического 6 развития. Стратегия предусматривает строительство и реконструкцию автомобильных дорог, строительство высокоскоростных железных дорог, развитие инфраструктуры морских и речных портов, аэропортов и аэронавигационной системы. Развитие воздушного транспорта необходимо для хозяйственной деятельности государства. Поэтому данная отрасль требует подготовленных специалистов. Учебная дисциплина «Введение в специальность» имеет целью сформировать у обучающихся по профилю «Организация аэропортовой деятельности» знания об основных направлениях работы современного аэропортового комплекса. Данная дисциплина знакомит обучающихся с основами будущей профессии, с технико-экономическими показателями работы аэропорта, функциями его подразделений. Задачи дисциплины: сформировать знания о структуре аэропортового комплекса и взаимодействии его служб, процессы аэропортового обслуживания воздушных судов (ВС), обслуживания пассажиров, грузов, почты. Для закрепления знаний и формирования практических навыков обучающихся, каждый раздел учебного пособия содержит контрольные вопросы и практические задания. 7 ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЭРОПОРТА 1.1. Аэропорт – элемент авиационной транспортной системы Транспортная система обеспечивает связь регионов страны, их обмен ресурсами, хозяйственное взаимодействие предприятий. Поэтому развитие транспорта значимо для любого государства. При масштабах и природно-климатических особенностях нашей страны авиация является важным звеном транспортных цепочек. Она выполняет функции, которые не доступны другим элементам транспортной системы – автомобильному, железнодорожному, речному и морскому транспорту. Авиация Российской Федерации включает три сферы, дифференцируемые по функциональному назначению: а) государственная авиация обеспечивает нужды страны в целом – защиту государственных интересов, охрану границ, оборону, аварийно-спасательные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий; б) экспериментальная авиация используется для научно-исследовательской деятельности, при проведении опытно-конструкторских работ, испытании авиационной и иной техники; в) гражданская авиация удовлетворяет нужды граждан и юридических лиц, используя авиатехнику для перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты, для различных авиационных работ, учебных и любительских полётов, экскурсионных полётов и пр. Гражданская авиация подразделяется на два класса: - транспортная авиация осуществляет на коммерческой основе перевозку грузов, пассажиров, багажа и почты (по регулярным и нерегулярным маршрутам) и выполнение авиационных работ; - авиация общего назначения (АОН) осуществляет некоммерческие перевозки (деловые, частные, спортивные полёты), выполняет безвозмездно либо в частном порядке авиационные работы. Все названные формы использования воздушного пространства невозможны без авиационной инфраструктуры – комплекса взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, обеспечивающих функционирование авиации. Авиационная 8 инфраструктура включает аэродромы и аэропорты, центры и пункты управления полётами летательных аппаратов, объекты организации воздушного движения, места хранения авиатехники, пункты приема, хранения и обработки информации в области авиационной деятельности, центры и оборудование для подготовки летного состава, а также другие сооружения и технику, которые используются для обеспечения авиационного транспорта. Авиационная инфраструктура, авиатехника и эксплуатирующий их персонал составляют авиационную транспортную систему (АТС). Она имеет иерархическую структуру и состоит из четырёх взаимосвязанных подсистем (рис. 1.1): - система «экипаж – ВС»; - система «диспетчер – средства УВД»; - система технической эксплуатации ВС; - система обеспечения полётов. Рис. 1.1 Структура авиационно-транспортной системы АТС является человеко-машинной системой, элементы которой организационно связаны, действуют совместно, по единым стандартам. Элементами АТС являются воздушные суда и их экипажи, авиакомпании, аэродромы и аэропорты, организации по техническому обслуживанию воздушных судов и обслуживанию воздушного движения, учреждения по надзору за безопасностью полетов, комплексы наземных средств по Организация лётной деятельности Регулирование лётной деятельности Штурманское Аэродромное Режимно-охранное Аэронавигационное Метеорологическое Орнитологическое Инженерно-авиационное Организация перевозок Медицинское Радиосветотехническое Оперативное управление АСР и ПСР система «Э-ВС»: ВС ← экипаж система УВД: диспетчер → средства УВД система технической эксплуатации ВС система обеспечения полётов система обеспечения полётов 9 подготовке и обеспечению полетов, личный состав, занятый эксплуатацией и ремонтом авиатехники и наземных средств, авиационная администрация. Основным субъектом АТС является эксплуатант – гражданин или юридическое лицо, имеющее ВС на праве собственности, на праве аренды или ином законном основании, использующее данное ВС и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта (ст.61 Воздушного кодекса РФ). Перевозчиком называют эксплуатанта, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки. Аэропорты постоянного базирования летательных аппаратов называются базовыми. Аэропорты, предназначенные для незапланированных посадок, называются запасными. По статусу выделяют три типа аэропортов: - аэропорты федерального значения обеспечивают воздушное сообщение между городами федерального значения Москвой, Санкт-Петербургом, Севастополем, между административными центрами субъектов Российской Федерации и международные маршруты; реестр данных аэропортов утверждается Правительством РФ; международным является аэропорт, который способен принимать ВС, выполняющие международные перевозки, оборудованный пунктами пограничного, иммиграционного, таможенного, фитосанитарного, санитарно-карантинного контроля; - аэропорты регионального значения – крупные и средние аэропорты, связывающие региональные центры; - аэропорты местных воздушных линий имеют основной объём перевозок на местных воздушных линиях (МВЛ) – трассах, проложенные между населенными пунктами в пределах территориального управления ФАВТ. При внутренних воздушных перевозках пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации. К международным воздушным перевозкам относят такие, пункты отправления и назначения которых расположены на территориях двух государств либо на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства (ст.101 ВЗК РФ). Аэропорт, как правило, объединяет несколько хозяйственных субъектов, выполняющих различные функции по обеспечению полётов. Главный оператор по оказанию услуг в аэропортах – это хозяйствующий субъект, имеющий сертификат аэропорта и свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к 10 эксплуатации. Оператор по оказанию услуг в аэропортах – это хозяйствующий субъект, имеющий сертификаты на осуществление аэропортовой деятельности, имеющий и (или) использующий на любом законном основании комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, и (или) аэровокзал, и (или) другие объекты инфраструктуры аэропорта, предназначенные для оказания комплекса или части услуг в аэропортах (Постановление Правительства РФ №599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» от 22.07.2009, ред. 31.01.2012). Имущественный комплекс аэропорта включает земельный участок, объекты недвижимости, движимое имущество, имущественные права, объекты интеллектуальной собственности. Не все объекты аэропорта могут быть переданы в собственность хозяйствующим субъектам. Лётное поле, взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов, перроны, радио- и светосигнальное оборудование не подлежат приватизации, могут находиться только в государственной собственности. Технологический процесс аэропорта включает четыре взаимосвязанных между собой технологические линии по обслуживанию следующих потоков: 1) пассажиры и их багаж; 2) поток грузов и почты; 3) поток прилетающих и вылетающих ВС; 4) поток материальных ценностей, необходимых для производственной деятельности аэропорта. Для обслуживания каждого из этих потоков аэропорт имеет соответствующие службы, оборудование, здания. Работа данных служб и составляет содержание деятельности аэропорта. Организация аэропортовой деятельности осуществляется системой обеспечения полётов. Эта подсистема АТС выполняет следующие функции: - аэродромное обеспечение полётов заключается в постоянном поддержании аэродрома в состоянии, пригодным к приёму-выпуску ВС; - инженерно-авиационное обеспечение предполагает контроль и подержание ВС в исправном состоянии; - штурманское обеспечение полётов ВС состоит в том, что второй пилот или штурман получает информацию для прокладки маршрута и расчёта полета на основе перечней воздушных трасс и аэродромов со схемами маневров и заходов на посадку, 11 сборников информационных данных для полетов по МВЛ, оперативных данных об изменениях состояния аэродромов; - радиотехническое обеспечение осуществляется посредством аэродромных и трассовых радиолокаторов, радиопеленгаторов, которые обеспечивают связь ВС в полёте и УВД; - светотехническое обеспечение позволяет осуществлять посадку ВС ночью и в плохих метеоусловиях; - метеорологическое обеспечение заключается в том, что экипаж ВС получает устную консультацию или документы с прогнозом погоды в районе аэродрома (если полёт длится более 2 часов); эти сведения предоставляются авиакомпаниям Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на основе договора; на аэродроме также имеется собственный пункт замера и наблюдений за фактической погодой, который необходим для деятельности аэропортового комплекса; - обеспечение орнитологической безопасности имеет целью исключение условий для столкновения ВС с птицами в зоне 15 км вокруг аэропортов; - медицинское обеспечение предполагает контроль состояния здоровья экипажа за 2 часа до вылета и ежеквартально (ВЛЭК); - аварийно-спасательные и поисково-спасательные работы (АСР и ПСР). Система обеспечения полётов как элемент АТС имеет две группы организационных функций : а) организация перевозок – это процессы продажи перевозки, регистрацию пассажиров и организацию их посадки, прием и доставку на борт багажа, груза, почты, расчёт загрузки воздушного судна, его обслуживание при отправке и прибытии на место; б) оперативное управление текущей деятельностью аэропорта – это координация работы всех систем обеспечения полётов, всех структур аэропортового комплекса, исходя из требований безопасности полётов и их регулярности. Внешняя координация АТС осуществляется посредством сложившейся в стране и в мире структуры органов власти, отвечающих за регулирование лётной деятельности и организацию лётной деятельности. На основе их требований и решений строится работа аэропортов и аэродромов, отношения авиакомпаний и потребителей авиатранспортных услуг, работа АОН и структур УВД на национальном и международном уровнях.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ

(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(РОСАВИАЦИЯ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

Аэропорты и аэропортовая деятельность

Методические указания

по изучению дисциплины и выполнения курсовой работы

Для студентов по направлению подготовки

«Эксплуатация аэропортов и обеспечение полётов воздушных судов»

(очная и заочная форма обучения)

Учебно-методическим советом

Университета

АЭРОПОРТЫ И АЭРОПОРТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Методические указания по изучению дисциплины и выполнения курсовой работы для студентов ФААП, ФЛЭ, КФ, ЗФ по направлению подготовки «Эксплуатации аэропортов и обеспечение полётов воздушных судов».

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации».

Ил. нет, табл. 2, Библ. 15.

Составитель: В.А.Колясников, доцент, кандидат технических наук

Рецензенты: Панфёров В.В., профессор, доктор технических наук.

О.В.Куржумов, начальник аэродромной службы ОАО ООО «Воздушные ворота северной столицы».

Введение

Аэропорты, как комплекс зданий и сооружений, являются одними из основных составляющих системы воздушного транспорта. Используя комплекс зданий и сооружений аэропортов главные операторы и операторы аэропортов предоставляют комплекс услуг по наземному обслуживанию воздушных судов (далее ВС) физических и юридических лиц, обслуживанию пассажиров, обработке грузов, почты и багажа. Для обеспечения полетов ВС авиационных предприятий и физических лиц необходимо обеспечить эксплуатационное и техническое содержание объектов аэропортов в соответствии с требованиями нормативных правовых документов РФ, обеспечить выполнение всех видов аэропортовой деятельности в соответствии с установленными технологическими процессами и иметь профессионально подготовленный персонал.

Основной целью курса “Аэропорты и аэропортовая деятельность ” является изучение научных и практических основ функционирования воздушного транспорта мира и РФ, организации функционирования главных операторов и операторов аэропортов как части системы воздушного транспорта, получение практических знаний по организации функционирования операторов аэропортов при наземном обеспечения полетов ВС, техническом и эксплуатационном содержании зданий и сооружений, входящих в комплекс аэропорта.

Дисциплина «Аэропорты и аэропортовая деятельность» является одной из профессиональных для профиля «Организация аэропортовой деятельности» по направлению подготовки «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полётов воздушных судов.

  1. Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям и умениям выпускника

В результате изучения и освоения курса бакалавр по организации аэропортовой деятельности должен:

знать:

    термины и определения в области воздушного транспорта в части организации и обеспечения технического и эксплуатационного содержания элементов аэропортовых комплексов;

    классификацию аэропортов;

    требования, предъявляемые к аэропортам;

    состав и назначение элементов генерального плана аэропорта;

    методы расчета пропускной способности аэропорта и его элементов;

    нормативную правовую базу по организации функционирования операторов аэропортов и предоставляемым услугам по видам аэропортовой деятельности;

    виды аэропортовой деятельности;

    правила и процедуры организации аэропортовой деятельности;

    организацию взаимодействия аэропортовых служб при обеспечении и выполнении полетов воздушных судов.

Уметь:

    применять нормативные правовые документы по организации функционирования операторов аэропортов и предоставляемым услугам по видам аэропортовой деятельности;

    выполнять правила и процедуры организации аэропортовой деятельности;

    соблюдать требования технологических карт по эксплуатационному содержанию элементов аэропортового комплекса.

Владеть:

    навыками применения нормативных правовых документов по организации функционирования операторов аэропортов и предоставляемым услугам по видам аэропортовой деятельности;

    навыками применения нормативных правовых документов по эксплуатации аэропортов;

    навыками выполнения правил и процедур организации аэропортовой деятельности;

    теоретическими основами технического и эксплуатационного содержания зданий и сооружений аэропортов и их элементов.

Объем аудиторной учебной программы дисциплины составляет 108 часов (три зачётные единицы).

- 117.50 Кб

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(РОСАВИАЦИЯ)

ФГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСОКЙ АВИАЦИИ»

Реферат на тему:

«Неавиационная/непрофильная деятельность в маркетинге авиапредприятия»

Выполнила:

Студентка 3 курса, ФАМ

692 уч. группы

Дорохина М.И.

Проверил:

Либерман П.Ю.

Санкт-Петербург

2011

1. Введение…………………………………………………….. .………………3

2. Деятельность аэропорта……………………………………………………. ……4

3. Виды услуг аэропорта………………………… ……………………………….....6

4.Неавиационная деятельность аэропорта «Домодедово».………………… ..……10

  1. Введение

Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.

Любой аэропорт нельзя рассматривать автономно, вне общей авиатранспортной сети, т. к. каждый аэропорт должен иметь адекватного партнера на другом конце воздушной линии с соответствующим техническим оснащением и возможностями. Аэропорт является местом пересечения различных видов деятельности и интересов различных партнеров. Именно здесь партнеры объединяют свои виды деятельности для осуществления воздушных перевозок. Партнерами по аэропортовой деятельности являются те, кто оказывает услуги, а также пользователи услугами аэропорта, которым относятся, прежде всего, авиакомпании. Происходящие в мире процессы приватизации способствуют формированию в отраслях ГА различных авиационных предприятий с различными формами собственности, и аэропорты не являются исключением.

Сегодня функционирование аэропортов осуществляется в различных организационных формах и статусах (федерального, регионального и местного значения).

Функции аэропорта могут быть классифицированы различными способами и распределяться между структурными подразделениями, службами, (отделами) аэропорта в различном сочетании. В крупных аэропортах функции более конкретизированы и распределены между соответствующими, порой многочисленными отделами и службами. Часть функций аэропорта (особенно наземное обслуживание) выполняются авиакомпаниями, концессионерами (специализированными коммерческими предприятиями с переданными им правами осуществления своей деятельности в аэропорту) или отдельными государственными организациями.

  1. Деятельность аэропорта

Аэропорты могут находиться в различных формах собственности и управляться (эксплуатироваться) различным образом: органами власти, корпорациями, а иногда и частной компанией. Авиакомпания - заказчик аэропорта и использует аэропорт на возмездной основе. Другой тип заказчика аэропорта - концессионеры, являющиеся для аэропорта реальным и существенным источником годового дохода.

В целях эффективного осуществления своей деятельности аэропорты, как правило, разделены на две отчетливые области:

Зоны деятельности аэропорта:

  1. Аэродром
  2. Общественная зона

1 - Аэродром (зона полетов) , где осуществляется интенсивное движение ВС, их стоянка и обработка, а также другие зоны, используемые таможенными, иммиграционными и другими органами (ведомствами), включая и систему обеспечения АБ.

2 -Общественная зона , включающая в себя области аэропорта для свободного доступа широкой публики.

Граница между общественной и летной зонами обычно определяется заграждающей меткой (ограждением) вокруг рабочих областей, в которых аэропорт, авиакомпании и концессионеры осуществляют авиационную деятельность по обеспечению воздушных перевозок.

В аэропорту отчетливо различаются четыре рабочих области зоны полетов:

1. Взлетно-посадочная полоса для обеспечения взлета и посадки ВС и необходимые для этого средства УВД;

2 Область перрона, где размещаются ВС для загрузки, выгрузки и наземного обслуживания;

3. Пассажирские терминалы для обработки и обслуживания пассажиров;

4. Взаимосвязанные сооружения и средства, необходимые аэропорту осуществления его деятельности.

Основная цель взаимодействия, деятельности рабочих областей зоны полетов аэропорта заключается в четком соблюдении разработанного технологического графика наземного обслуживания ВС, обеспечивающего выполнение расписания авиарейсов и эффективность деятельности аэропорта.

Формирование доходов аэропорта и их структура. В современных рыночных условиях доходы аэропортов формируются в основном от 2-х видов деятельности:

  1. Авиационная деятельность:

    Взлетно-посадочные операции

    Обслуживание пассажиров

    Места стоянок ВС

    Наземное обслуживание ВС

    Обеспечение безопасности

    Прочие авиационные доходы

  1. Неавиационная деятельность:

    Предоставление концессий (права на деятельность)

    Сдача в аренду помещений

    Розничная торговля

    Коммунальные услуги

    Парковка и аренда автомобилей

    Прочие неавиационные доходы

    3. Виды услуг аэропорта


Услуги оказываемые, аэропортом подразделяются на три вида: аэропортовые, неаэропортовые и услуги по неавиационной деятельности.

Аэропортовые услуги - услуги, связанные с предоставлением аэродрома, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос (ВПП) и аэродромного оборудования, мест стоянок, ангаров, услуг по авиационной безопасности (обеспечение пропускного и внутриобъектового режима, патрулирование перрона, охрана и досмотр воздушных судов, пресечение актов незаконного вмешательства (АНВ)), аэронавигационного обслуживания в зоне ответственности аэродрома.

Неаэропортовые услуги - услуги, связанные с продажей пассажирских и грузовых авиаперевозок, а также с организационным обеспечением полетов, техническим обслуживанием и ремонтом воздушных судов.

Под неавиационной деятельностью понимается широкая сфера работ, находящихся в зоне аэропортов: банков, гостиниц, бизнес-центров, автостоянок, магазинов, ресторанов и т. д.

Услуги по неавиационной деятельности оказываются авиакомпаниям, предприятиям, организациям и частным лицам и связаны с предоставлением в аренду зданий и сооружений, помещений и рабочих площадей, территорий и автостоянок, каналов и средств связи, информационных систем и технологического оборудования для выполнения наземного обслуживания, концессий на отдельные виды основной деятельности и права участия в совместной деятельности по авиационному профилю и др. За рубежом такие услуги приносят аэропортам до 60 % дохода. В аэропортах России этот показатель значительно ниже. Аэропорты - довольно выгодная торговая территория. Терминалы переполнены пассажирами, туристами, которым нечего делать в ожидании полета, кроме покупок. Авиакомпании предлагают пассажирам проходить регистрацию на рейс за 2 часа до вылета, что оставляет пассажирам много времени для посещения магазинов. Но аэропорты могут предложить пассажирам, особенно транзитным, и другие способы использования времени и денег. Организация отдыха транзитных пассажиров предполагает ряд услуг: они могут поиграть в казино (аэропорт «Schiphol» в Амстердаме), в виртуальный гольф, посмотреть кино и видеофильмы, поиграть и многое другое.

Интересно исследование, проведенное Международным советом европейских аэропортов (ACI Europe) по поводу основных источников получения доходов европейскими и североамериканскими аэропортами (рис.1). Данное исследование; выявили что, во-первых, европейские аэропорты получают вдвое от неавиационной деятельности больше доходов, чем североамериканские; во-вторых, и в Европе, и в Северной Америке доходы от авиационной деятельности практически равны доходам, полученным аэропортами от других источников их деятельности; в-третьих, рассмотрев эти источники, становится ясно, что в США и Канаде первое место в доходах аэропортов занимает парковка, тогда как в Европе на первом месте стоят доходы от работы магазинов, расположенных в терминалах.

Весьма разнообразны услуги, предлагаемые транзитным пассажирам в европейских аэропортах. Так, аэропорт «Schiphol» приглашает полюбоваться городскими или сельскими видами Голландии во время экскурсии на микроавтобусах.

Рис. 1 Структура доходов аэропортов Европы и Северной Америки

Не желающие покидать аэропорт могут позагорать в солярии, поправить фигуру в фитнес-центре, в гольф-центре отработать твердый и меткий удар, испытать удачу в казино. Постоянная трансляция объявлений и висящие всюду часы не дадут пропустить рейс. В аэропорту «Tempelhof» (Берлин) работает увеселительное заведение «La Ve en Rose». В нем постоянно проходят представления в стиле эстрадного кабаре. Рядом находится «Волшебный бар», напоминающий замок в Диснейленде. Его бармены уверяют всех, что владеют магией. В аэропорту «Frankfurt» (Франкфурт-на-Майне) в терминале № 1 работают дискотека, кегельбан, игровые автоматы, кинозалы. В терминале № 2 расположена сцена, где выступают местные группы.

Можно посетить выставку старых самолетов или присоединиться к экскурсии по аэропорту или вокруг аэропорта по монорельсовой дороге. Характерной чертой токийского аэропорта «Narita» является обилие электроники. Компьютерные игры для детей, компьютерные, аудиовизуальные программы для взрослых. Кроме того, любознательным пассажирам предлагается прогулка в расположенный поблизости ботанический сад и музей аэронавтики.

Немаловажным для пассажиров является вопрос о том, как удобнее добираться до аэропорта. В этом смысле многие, аэропорты работают в тесном сотрудничестве с железными дорогами. Как известно, перелет начинается не с аэропорта. Порой, чтобы добраться до него, пассажиру приходится тратить вдвое больше времени, чем на сам перелет. Чтобы решить эту проблему, аэропорты сотрудничают с железнодорожными службами. Так, организована доставка авиапассажиров в аэропорту «Schip-hol». Он соединен с Амстердамом высокоскоростной линией. Такие линии есть и в аэропортах Сингапура, Манчестера и Франкфурта. Во Франкфуре, например, поезд «Intercity» останавливается непосредственно в аэропорту. Из Лондона до аэропорта «Hitrow» курсирует специальный поезд «King Cross». Время в пути - 30 мин. Пассажиры, прилетевшие в аэропорт Цюриха или Женевы, могут спуститься на эскалаторе к терминалу, соединенному с железнодорожным вокзалом, и быстро уехать на сверхскоростном поезде в нужный город. Московский аэропорт «Домодедово» связан со столицей железнодорожной веткой. Экспресс от Павелецкого вокзала доставляет пассажиров до аэропорта за 35 мин.

Описание работы

Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.
Любой аэропорт нельзя рассматривать автономно, вне общей авиатранспортной сети, т. к. каждый аэропорт должен иметь адекватного партнера на другом конце воздушной линии с соответствующим техническим оснащением и возможностями. Аэропорт является местом пересечения различных видов деятельности и интересов различных партнеров. Именно здесь партнеры объединяют свои виды деятельности для осуществления воздушных перевозок. Партнерами по аэропортовой деятельности являются те, кто оказывает услуги, а также пользователи услугами аэропорта, которым относятся, прежде всего, авиакомпании. Происходящие в мире процессы приватизации способствуют формированию в отраслях ГА различных авиационных предприятий с различными формами собственности, и аэропорты не являются исключением.

Публикации по теме