Отдых в кулябе, лучшие цены на туры в куляб. Карта Куляб со спутника — улицы и дома онлайн Куляб и современный Таджикистан

Куляб – город, который находится в Хатлонской области Таджикистана, который является одним из самых древних городов страны. Находится в 203 километрах к юго-востоку от Душанбе. Климат: сухой, умеренный, резко континентальный. Средняя температура летом составляет +25 градусов, а зимой столбик термометра часто опускается до отметки –5 градусов.

Транспорт

Для передвижения по городу можно использовать такси, маршрутные такси, автобусы.

Достопримечательности

Стоит посетить исторический музей и Мавзолей Мир Саида Али Хамадони.

Развлечения

Вы можете отправиться в кинотеатр, музей, театр, картинную галерею, ресторан, кафе.

Отели

В Кулябе находятся отели категории 3-5*. Доступны президентские номера и апартаменту типа «полулюкс» и «люкс». Кроме того, можно найти бюджетные варианты размещения.

Рестораны

В ресторанах Куляба подают суп из конины, суп-лапшу с мясом, голубцы, шашлыки с мясом и овощами, халву, хворост, рубленые котлеты, слоеные булки с начинками, плов. Из напитков популярностью пользуются чаи, фруктовые отвары, вина.

Магазины

В Кулябе можно купить вышитые картины, одежду в национальном стиле, посуду, ножи с декоративной росписью, украшения, специи, чай, сувениры.

Город, ц. Кулябской обл., Таджикистан. Возникновение названия связывают с тадж. кулоба озерная вода или кулоб заболоченные места, плавни, заросли; окрестности города в прошлом были заболочены. Географические названия мира: Топонимический словарь … Географическая энциклопедия

КУЛЯБ - город (с 1934) в Таджикистане, в долине р. Яхсу, в 202 км от Душанбе. 79,3 тыс. жителей (1991). Заводы: по производству аккумуляторов, хлопкоочистительные и др.; пищевая промышленность. Педагогический институт. Театр. Историко краеведческий музей … Большой Энциклопедический словарь

куляб - сущ., кол во синонимов: 1 город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Куляб - (Куль аб) бекство и город в южной части бухарского ханства,на правом берегу Аму Дарьи, в бассейне К. Дарьи (Аксу), небольшогоправого притока Аму. Поверхность волнистая, а на СВ гористая. Климатумеренный, зима мягкая и дождливая, лето жаркое.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Куляб - КУЛЯБ, город (с 1934), областной центр в Таджикистане, в долине реки Яхсу, в 203 км от Душанбе. 79,3 тыс. жителей. Промышленность: хлопкоочистительная, пищевая (маслобойная, молочная, мясная); производство аккумуляторов и другое. Педагогический… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Куляб - город (с 1934) в Таджикистане, в долине р. Яхсу, в 202 км от Душанбе. 79,3 тыс. жителей (1991). Заводы: по производству аккумуляторов, хлопкоочистительный и др.; пищевая промышленность. Педагогический институт. Театр. Историко краеведческий музей … Энциклопедический словарь

Куляб - (в 1939 55 центр Кулябской области) город в Таджикской ССР. Расположен в долине р. Яхсу (бассейн Пянджа), у подножия хребта Хазратишох, в 203 км к Ю. В. от г. Душанбе, с которым соединён железной и автомобильной дорогами. 40 тыс. жителей… … Большая советская энциклопедия

Куляб - (Куль аб) бекство и город в южной части Бухарского ханства, на правом берегу Аму дарьи, в бассейне К. Дарьи (Аксу), небольшого правого притока Аму. Поверхность волнистая, а на СВ гористая. Климат умеренный, зима мягкая и дождливая, лето жаркое.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Куляб - город, ц. Кулябской обл., Таджикистан. Возникновение названия связывают с тадж. кулоба озерная вода или кулоб заболоченные места, плавни, заросли; окрестности города в прошлом были заболочены … Топонимический словарь

Куляб (значения) - Куляб: Куляб город в Таджикистане Куляб аэропорт в Таджикистане. Куляб бекство Бухарского эмирата … Википедия

Книги

  • Таджикистан. Памир. Практический и транспортный путеводитель , Антон Кротов , Это первый практический путеводитель по самой высокогорной стране СНГ. Как попасть в Таджикистан на поезде, самолете, на своей машине или автостопом? Как самостоятельно передвигаться внутри… Категория:

А за каменистым саем Теболай дом почти конструктивистского облика открывает и начинается центр Куляба:

Конечно же, это базар, причём местами довольно эффектный:

До базара и довезли меня те скоростные ребята, к которым я подсел в Хульбуке. Напротив торжища я увидел гостиницу "Хатлон", и сразу направился туда, не имея ни сил, ни желания искать что-то получше. "Хатлон" оказался разом и худшей, и самой дорогой гостиницей поездки. За отреновированным фасадом скрывались мрачные коридоры и неуютные номера общажного вида, причём номера все по умолчанию были трёхместными, и после некоторого торга мне пришлось заплатить за ночь 120 сомони (около 1000 рублей). Обслуживали всё огромное здание худенький паренёк-администратор, в своём "аквариуме" смотревший иранское кино, и похожая на мумию старая горничная, почти не понимавшая по-русски. В номере я не нашёл ни полотенца, ни мыла, и если полотенце мне принесли сразу, то мыло - лишь через полчаса, причём - в упаковке, то есть горничная просто сходила за ним на базар. Я купил, как собирался, минералки, кефира и активированного угля, и приготовился к очень малоприятной ночи. Ночь оказалась ещё хуже, потому что периодически в номере пропадала вода. Пару раз я ходил к администратору, тот посылал горничную что-то чинить, но это помогало это ненадолго. В конце концов мне предложили перебраться в другой номер, и перебравшись, я понял, что бельё мятое да пахнущее чужим телом. Я вернулся за бельём в первый номер, и мои опасения подвердились: горничная просто заправила постель, нисколько не смутившись тем, что здесь только что лежал человек с весьма неаппетитным симптомами, полночи гнавший от себя мысли о холере и прочей местной заразе. Под утро, однако, меня отпустило, и выселившись (оставлять вещи этим разгильдяям не хотелось), я пошёл гулять.

Из окна "Хатлона" открывался вид на самую гущу базара. Я мог бы сфотографировать его в мягком попутном вечернем свете, но вечером я не смог заставить себя выйти даже на балкон:

Но и в контровом свете можно оценить красоту мозаик базарного павильона:

Помимо гостиницы напротив рынка и одно из зданий университета - полноценная, между прочим, сталинка:

За которым - обширная площадь с пафосным Мемориалом 2700-летия Куляба. Откуда такая дата - никто толком не знает, просто в 2006 году так решили, предварительно наверное как следует поторговавшись, 3000 лет писать или 2000 ("2500, и это моё последнее слово! -Нет, 2700! Ладно, по рукам. Пусть будет 2700. Но не больше (с)! ". Напрашивается ещё и такая и мысль: в 2700 лет традиционно оценивают возраст Самарканда, и не захотел ли в какой-то момент Рахмонов, чтобы его родной город был старше, чем у Каримова?

Мемориал весьма внушителен. Слева (откуда мы приши) - музей:

Ниже проспекта - реплика цитадели, похожая на все те в Душанбе:

Хорошо видно, как зелёные махалли обрываются в пойму Яхсу, а конец невысоких гор вдали отмечает её стрелку с Сурхобом. Тут есть весьма занятная путаница: дело в том, что Сурхоб - это верховья Вахша, а здешнюю реку на советских картах обозначали как Кызылсу - и то, и другое значит "Красная вода" по-таджикски и по-узбекски соответственно. Но так как тюркской топонимике в гордом арийском Таджикистане не место, теперь в стране два Сурхоба, один из которых с Вахшем соотносится последовательно, а другой - параллельно.
В светском Кулябе, в отличие от религиозного Кургана-Тюбе, мечеть стоит на довольно-таки видном месте, но в целом при всей набожности жителей, мечетей в Таджикистане мало и какого-то единого стиля у них не сложилось:

Крупные здания на другой стороне проспекта - это и есть центр Куляба:

Пара необычных советских многоэтажек, неплохие ашханы на каждом шагу...

И старый чинар посреди тротура. Его возраста 302 года (но не знаю, в каком году повесили табличку), обхват 796см, а высата (именно так) - 21 м. За деревом - торговый центр, а в нём гостиница "Чинар", куда я перебрался на вторую ночь:

Здесь был по крайней мере недавний ремонт, по крайней мере лифт, а в номерах явно свежее бельё и работающий душ, где пропадала периодически только горячая вода, а не вся вода вообще. Обещали даже вай-фай, но он, как оказалось, есть лишь на первом этаже, и по этому поводу я таки сторговался на скидку - вместо 100 сомон меня поселили за 80. Когда я заселялся, на рецепшене был толковый мужик-администратор, судя по солидному виду он же и директор, а под вечер, когда нашлись не помню какие уже косяки, на месте оставалась лишь мучительно ловившая вай-фай горничная - в общем симпатичная худенькая чернявая девица, немного понимавшая по-русски. Немного - потому что, переписываясь по смартфону с неким парнем борцового вида (муж, жених, любовник?), на большинство моих вопросов она лишь совершенно гоповским тоном переспрашивала "Чё?!", причём явно не из вредности. Борцового вида парень же не помеха, если он в телефоне - к ночи гоничная постучалась в мой номер и предложила "массаж", от которого я отказался даже без высокоморальных рефлексий: после тяжёлой прошлой ночи и дня на ногах мне хотелось лишь спать.

На кадре выше - вид из окна гостиницы (и эти сопки - уже Памир, набирающий высоту от краёв к середине крайне медленно). На кадре ниже - следующий дом по проспекту. В целом, Куляб выглядит гораздо скромнее и провинциальнее Кургана-Тюбе, и действительно в нашем понимании не очень-то похож на областной центр.

Здесь симпатичная девушка, которую я забыл сфотографировать, представилась ведущей местного телеканала и было начала брать у меня короткое интервью, но быстро поняла, что я не в том состоянии, да и лицо после ночи в "Хатлоне" явно не отличалось фотогеничностью.

В парке полно народу, несколько чайхан и ещё бог весть что:

С разных сторон парка телецентр, хукумат и Дом культуры, у которого в тот день молодёжь репетировала что-то ко Дню Независимости:

ДК глядит на пустынную площадь выше парка:

Полноценного театра, коими комплектовались даже города типа или , в советском Кулябе не было. Зато был пединститут (1945-53), в 1992 году ставший Кулябским университетом. Он и знаимает другие три стороны площади:

Для нестоличного среднеазиатского города Куляб весьма богат сталиансом, и основной его ансамбль - вузовский:

Кампус выглядит весьма солидно:

И только Рудаки, имени которого университет, стыдливо притаился на задворках:

А на дальней стороне парка блестит золотыми куполами мавзолей Мир Саида Хамадани , в основе своей средневековый (то ли рубежа 14-15 веков, когда святой умер, то ли 1590-х годов - по некоторым сведениям, могилу перенесли сюда по велению бухарского хана), а снаружи совершенно зановоделенный, и золотых куполов я больше нгиде в Средней Азии сходу и не припомню. Али бин Шихабуддин из Хамадана (город в Иране) жил в 14 веке, был известным суфием ордена Кубравия, и более всего прославился тем, что своими проповедями обратил в ислам Кашмир. Умер он во время хаджа на территории Афганистана, и точно не знаю, почему похоронен был именно здесь. По словам уже упоминавшегося Андрея Манчева, в Кашмире человека, посетившего Куляб, готовы на руках носить за один тот факт, что его взгляд касался этого мавзолея:

Парк разбит, конечно же, на месте кладбища, посреди которого и стоял мавзолей. Под навесом сохранено самое красивое надгробие, привезённое сюда из Индии - под ним покоился сын местного бека Мухаммед бин Шейх Абдулла.

Ещё на площади у мавзолея есть музей да пара грандиозных чинар:

Не знаю, на чьи деньги тут навели марафет - свои ли, Индии, Пакистана? Ещё в Кулябе есть как минимум иранская и азербайджанская школы - с зарубежными связями у "кулябского клана" всё хорошо.

Проспект уходит дальше, мимо гарнизона 201-й дивизии, в 2015 году перебазировавшимся отсюда в Душанбе. В самом Кулябе войны не было, а ближайший к городу бой развернулся 13 июля 1993 года, когда на 12-ю погранзаставу Московского погранотряда у кишлака Сари-Гор напали боевики с территории Афганистана: из 48 человек на заставе 25 погибли в бою, другие сумели прорваться к подкреплению. О том, что из Куляба гарнизон выведен, я знал, но всё же не рискнул фотографировать воинскую часть, так что и последний кадр - со двора мавзолея.
. Проспект Рудаки.в серии о Ферганской долине .
. Обзор и оглавление.

Куляб находится в долине р. Яхсу, в 203 километрах от Душанбе. Своими достопримечательностями Куляб привлекает к себе немало туристов. Название город получил от таджикского слова, которое переводится как «озерная вода» либо «заросли, заболоченное место».

Появление Куляба

Первые упоминания о Кулябе дотируются 13 веком. После этого многие столетия город был важным культурным, торговым, экономическим и политическим центром в Хатлонской области Таджикистана. Куляб (Таджикистан) имел взаимовыгодные связи со многими странами Запада и Востока.

Средневековье

В Средневековье город был главным в Бухарском ханстве. В Кулябе работало много школ и высших учебных заведений. Постоянно и быстрыми темпами развивались ремесла и торговля. Вели активную работу научные и литературные объединения. В период с 17 по 19 вв. в городе проживало сорок поэтов. Вошедшие в историю: Насех, Шохин, Бисмил и некоторые другие.

Куляб и современный Таджикистан

Г. Кулябполучил статус городав 1934 г. Он стал крупнейшим населенным пунктом в Восточной Бухаре. В городе насчитывалось 20 кварталов. Многообразные ремесла находились на высоком уровне по качеству и производительности. Самыми востребованными были:

  • ткачество;
  • столярное и ювелирное дело;
  • кожевенное и гончарное производство;
  • производство металлических изделий (ножей, конской сбруи и т.д.).

Соответственно, был богат базарами Таджикистан. Куляб - город, в которомбыстро развивалась торговля. Очень дорого оценивались кулябские вышивки, имевшие неповторимые узоры и расцветку. Это были действительно художественные шедевры.

Местные достопримечательности

Интересными достопримечательностями может порадовать туристов Таджикистан. Город Куляб известен уникальной горой Ходжа Мумин, которая находится от него всего в 22 километрах. Гора состоит из разноцветных кристаллов соли. На ее месте миллионы лет назад плескались волны древнего моря Тетиса. На морском дне постоянно откладывались соли. Их в свою очередь прессовали сдвигающиеся породы. В результате соль ложилась пластами в одном месте и постепенно образовывала природный столб. Потом отложения немного растеклись в стороны, и получилась настоящая гора. На сегодняшний день купол соляной горы возвышается над поверхностью почти на километр, а еще 4 уходят в недра земли.

Не только этим интересна гора. Туристов притягивают ее пещеры. Они полностью состоят из соляных разноцветных переливающихся сталактитов. При этом в пещерах можно услышать удивительную природную музыку. Она издается раскачивающимися от ветра сталактитами.

Еще одна достопримечательность, которой может похвастаться Таджикистан (Куляб), - это мавзолей мир Сайида Али Хамадони. Мемориальный комплекс расположен в центре города. Мавзолей окружает парковая зона с величественными вековыми чинарами.

Останки покоящегося в мемориальном комплексе человека принадлежат поэту, мыслителю и философу. В мавзолее также похоронены его сын и другие родственники вместе со смотрителем мемориала и его мечети - шейхом Шоки Толикони. Он жил в Толукана.

Здание построено в традициях Средневековья. Сначала мавзолей имел 3 портальных входа с купольным залом, который был разнообразно декорирован. Усыпальница и мечеть пристроены к мемориалу значительно позже. Изначальная постройка датируется пятнадцатым веком.

В 1970-х гг. мемориальный комплекс (Таджикистан, Куляб) был отреставрирован. Работы проводились с целью максимального сохранения первозданности старинного памятника. Рядом с ним находится надгробие. На нем выгравированы надписи на персидском и арабском языках. Надгробие украшено геометрическим орнаментом.

С западной стороны надписи указано имя погребенного - Амира Мухаммада бин Шайха Абдуллы. Он был сыном царя Хатлона. Надгробный камень прямоугольный и весит приблизительно тонну. По легенде, материал был привезен на слонах из Индии. Мемориальный комплекс (Таджикистан, Куляб) - место паломничества не только местного населения. Мавзолей постоянно посещают тысячи туристов.

Также в городе можно посетить другие памятники культуры и истории. Например, мавзолеи Тилло Халлоджи и Ходжа Дурбод, крепость Калам Мир, городище Кофыркальа. А также природные объекты: горный массив «Чилдухтарон» и ущелье Сари Хосор.

Территория Кулябской долины занимает выгодное географическое положение. Плодородные почвы, обильно орошаемые многоводными горными реками и их притоками, привлекли оседлое и кочевое население в эти края.
Речные долины являлись основными местами поселения человека с древних времён. Археологи установили, что прежде здесь в пещерах жили люди эпохи каменного века. Были открыты также поселения людей, живших здесь около 2000 лет назад. В частности, обнаружены каменные зернотерки для растирания зерна в муку.
Территория современного Куляба VI-IV вв. до нашей эры входила в состав Ахеменидского государства. В результате ряда захватнических походов царь Ахменидов Кир овладел огромной территорией, куда входила и Бактрия.









В верховьях Аму-Дарьи, на территории нынешнего Северного Афганистана, Памира и в приамударьинских горных районах Таджикистана, где расположен современный Куляб, жили оседлые бактрийцы. В Бактрии еще в древние времена население занималось земледелием, скотоводством и другими отраслями сельского хозяйства.

В IV веке до нашей эры Александр Македонский, после разгрома державы Ахеменидов, вторгся в пределы Центральной Азии. Весной 329 года он захватил почти всю Бактрию, и греческие войска через Термез и Кабадиян направились в район современного Куляба. Исторические факты говорят о том, что Александр завоевал территорию верховьев Амур-Дарьи, а после этого двинулся к столице Согда Мараканду.
В Бактрии очень часто вспыхивали восстания против Александра. В области Хутталян «как тогда называли район между Пяджем и Вахшем» в местности Бубасену повстанцы во время борьбы против Александра держались дольше всего. Этому благоприятствовал горный характер районов. Местности Бубасену отождествляется с районами Куляба и Бальджувана. Отстаивая свою независимость, народ храбро сражался против иноземных захватчиков. Но и за военного превосходства врага и измены местной знати сопротивление повстанцев было сломлено.
Для того чтобы создать опорные пункты греко-македонской колонизации, Александр построил в Бактрии ряд городов - форпостов. Один из них был, воздвигнут в Хутталене, и ему по примеру многих других аналогично возникших городов было дано название Александрия на Оксе.
Даже в десятом веке нашей эры, по мнению ученных в Хутталяне был известен город по имени Сикандра – восточная форма имени Александр. По мнению известного таджикского ученного Бободжона Гафурова город Александрия на Оксе (Аму-Дарьи) находился предположительно в районе нынешнего Куляба. Бактрия имела широкие культурные связи с Грецией и Индией. Во II веке нашей эры в государстве Хутталь стал очень быстро, распространятся буддизм, который прочно держался там до VIII века. Укрепившись, буддизм стал, распространятся отсюда в сторону Гисарской долины и вместе с этим начала распространятся индийская культура. О том, что сюда проник буддизм, говорят некоторые источники, где указывается, что даже в VII в. население этого края поклонялось Будде. Подтверждением этому служит найденная в Хатлонской области 13-метровая статуя Будды, которая сейчас выставлены в музее института истории Академии наук Республики Таджикистан.
В II в. до нашей эры часть Центральной Азии было заселена племенем тохаров. Поэтому территория, расположенная в верхнем течении реки Аму-Дарьи, получила название Тохаристан. Эта территория делилась на несколько мелких независимых или полу независимых государств одна из которых называлась Хутталян (Хатлон).
В IV в. нашей эры приходить к концу процесс распада Кушанского царства. К этому времени племена тохаров уже смешались с местным населением. На месте распавшегося государства Кушан, в том числе и в Бактрии (Тохаристане), устанавливается власть Эфталитов.
Тохаристан формально входил в состав государства Эфталитов а фактически был самостоятельным государством. Под напором нашествия кочевых тюрок в VI веке государство Эфталитов приходит в упадок и возникает тюркские каганат, куда входила вся Центральная Азия, включая территорию современного Куляба.
По сообщению некоторых источников, Тохаристан был разделен на 24 мелких полу самостоятельных владений, которые номинально подчинялись тюркскому каганату. Хуталян являлся одной из саммых развитых частей Тахаристана. Здесь, например, был развит горный промысел и добыча золота.
Страна Хутталь занимала территорию между Пянджем и Вахшем. Хутталь как самостоятельное государство, по мнению исследователей, возник в IV в. нашей эры. Постепенно он становится сильным государством и занимает одно из первых мест в торговле между отдельными районами Центральной Азии.
Особенностью экономической жизни страны было развитое скотоводство и особенно коневодство. Хутталь прославился в то время разведением лошадей. Хуттальская лошадь воспевалась в арабско-персидской поэзии. Лошади были предметом поставки в культурные оазисы Центральной Азии и считались самыми лучшими.
Местные жители занимались и охотой. Они заслуженно признавались прекрасными охотниками, и охота была постоянным занятием для многих из них.
Столицей Хутталия согласно исследованиям ученных был Хульбук, который находится на территории нынешнего Восейского района в окрестности современного кишлака Курбан –Шаид что подтверждают археологические раскопки. Хульбук был одним из крупнейших городов в Центральной Азии. Его центральная часть занимала площадь около 70 гектаров, а в юго-западной стороне возвышалась цитадель. При раскопках были обнаружены остатки богато украшенного дворца правителей Хутталия. Обильный подземный материал X-XII веков примерно ориентирует исследователей относительно времени наиболее интенсивной жизни города.
С наибольшей роскошью отделывались монументальные постройки- дворцы и мечети. Дворец правителей Хутталя был украшен великолепной резьбой. Интересен дворцовый комплекс XI столетия, вскрытый археологами в Хульбуке. Находки газневидских монет подтверждают факт вхождения этих районов в ту эпоху в состав Газневидского государства.
В лёсовых толщах вблизи Бальджувонского района таджикский археолог В.А. Ранов раскопал каменные орудия, древнейшие из найденных в Центральной Азии, их возраст 850 тысяч лет. Он же открыл уникальную стоянку неандертальцев в Дангаринском районе у пещеры Огизкичик с очагами, около которых обнаружено 15 тысяч обуглившихся панцирей черепах. Среди других находок в Кулябском регионе – алтари храмов времен зороастризма, у которых тысячи лет назад горел священный огонь.
На этой древней земле возникали и распадались могущественные государства: Бактрия, Греко-Бактрийское царство, Кушанское царство, Тохаристан.
Таджикский археологи много лет ведет раскопки городов Хутталя. В Хульбуке, столице Хутталя, найдены останки дворца правителя, в Манзаре – средневековая баня, в Сайеде – дворцовый комплекс и дом ремесленника. Данный объект является памятник истории и архитектуры.
Удивительный мир ушедших времен раскрылся здесь для изучения. Изделия из бронзы, водопроводные трубы, керамическая и стеклянная посуда, шахматы из слоновой кости, резные украшения из ганча. А многофигурные композиции, портрет девушки XI века, играющей на арфе, стали событием в археологии, так как после нашествия арабов в VII-VIII веках и распространения в Центральной Азии ислама запрещалось изображать людей и животных.
В XI-XII веках по неизвестным причинам люди покинули города Хутталя. Позже вместо разрушенного Хульбука возник новый город, который называется ныне Кулябом.
В XIII веке по земле Куляба прошел караван венецианского путешественника Марко Поло.
До середины 20-х годов прошлого века Кулябское бекство было отдаленной глухой окраиной Бухарского эмирата. Зерно вывозилось на арбах к пристани Файзабад-Кала на Пяндже и на каюках отправлялось вниз по реке.
Этнограф, археолог, путешественник А. Бобринский, посетивший Куляб в конце XIX века, писал: «В Кулябе и Бальджуане процветает серебряное дело, ткутся бумажные и шелковые материи, выделывается медная, деревянная и глиняная посуда. Кочевники валяют войлоки, ткут ковры, паласы, гилемы (ковры). Они же владеют большими табунами коней».
В далеком прошлом деспотичный гнет вызывал возмущение народа. Вот характерная страничка истории.
Несколько лет подряд в Кулябской и Бальджуанской долинах была засуха. 1885 год стал первым урожайным годом. Представители эмира потребовали от дехкан не только уплаты всех налогов за текущий год, но и выплаты недоимок за предыдущие. Это означало снова обречь народ на голод. Произошло столкновение между чиновниками и населением, которое в последующем переросло в восстание лидером которого стал дехканин Восе. Ныне Восейский район, который находится в 20 километрах от города Куляба, носит его имя.
В 1934 году в Куляб стал городом, и в 1956 году к нему была проведена узкоколейная железная дорога, которая соединяла Куляб с Термезом и Душанбе. Теперь на базе узкоколейки построена современная железная дорога, которая соединяет регион не только со столицей республики, но городами соседних государств - Узбекистана, Казахстана, Туркмении и Российской Федерации.
Рядом с гостиницей «Хатлон» находится автовокзал новое современное здание. Отсюда отправляются автобусы во все города и районы региона. От автовокзала хорошо видна гора Ходжамумин- у неё зеленные склоны с белыми пятнами на гребне. Но это не снег, а соль, сверкающая на солнце.
Напротив гостиницы «Хатлон» расположен большой восточный базар, где продаются в изобилии фрукты и овощи (абрикосы, яблоки, виноград, гранаты, грецкие орехи, фисташки). Как и в других городах республики, здесь по воскресеньям проводится большой базар. Ранним утром раскладывают свои товары продавцы многочисленных торговых лавок. Вокруг базара расположены большие и маленькие магазины, а также мастерские народных умельцев, которые изготовляют различные принадлежности быта и сельскохозяйственные инструменты.
Рядом с базаром – кафе «Бадахшан» и современное здание Дома быта «Наргис». Далее вдоль центральной улицы города расположенны гостиница «Куляб», торговый центр «Равшан», кинотеатр «Джавонон» («Молодежь»).
В краеведческом музее города Куляба имеется отделы природы, истории, промышленности, сельского хозяйства, народное творчества, изобразительное искусства, свыше 1500 экспонатов. В музее можно ознакомиться с историей края и современным её состоянием.
В Кулябе привлекают внимание ковры, сюзане, национальные платья, местный колорит жизнеустройства, самобытные традиции и обычаи. Один из путешественников так писал о кулябцах: «Одежде они придают пеструю раскраску, применяя не теряющие свежести краски». Во время свадьбы сюзане (национальная настенная вышивка) украшают весь дом, они могут висеть несколько месяцев. Оранжевые, фиолетовые, зеленые, черные вышивки. Узоры просты и наивны – похоже на детские рисунки. Жениху преподносят вышитые тюбетейки и кушаки. Женщины носят красные рубахи, головные платки с узорами.
Уникальным памятником истории и архитектуры является мавзолей выдающегося мыслителя и религиозного деятеля ХУ века Мир Саида Али Хамадони в городе Кулябе, куда совершают религиозное паломничество многие последователи почитающие его софистское учение.
Мавзолей Мир Саида Али Хамадони находится в центральном парке города рядом с краеведческим музеем. Поэт, философ, мыслитель Мир Саид из Хамадони (Иран) родился в 1314 году. В юности он учился у именитых арабских ученных. В 21 год отправился он в большое путешествие по разным странам. Жил после в Хамадони, написал много книг по философии, этики, эстетики. В 1379 году Тимур завоевал Хамадони, и ученый расстался с родными и учениками, уехав в Кашмир. Мавзолей был построен в конце XIV- начале XV века местными мастерами по иранскому проекту. Ученики Хамадони на большом прямоугольном камне выбили надписи об учителе и изречения из Корана. Из Кашмира на слоне камень – памятник доставили в Куляб. Он лежит неподалеку от мавзолея.
Большой интерес представляют для иностранных туристов достопримечательности красивых окрестностей древнего Хуталя ныне города Куляба. Особенно привлекательна гора Ходжамумин, уникальный природный памятник, которая сплошь состоит из чистой соли разных цветов, палевых и серых, голубовато зелённых и розовых.
Известный Венецианский путешественник Маркр Поло писал о солёной горе Ходжа Мумин так «…её соли так много, что хватит на весь свет, до окончания мира». В словах путешественника почти нет преувеличения, поскольку доказано, что запасы Ходжамумина могли бы обеспечить солью все человечество на многие сотни лет. Миллионы лет назад здесь была не земная твердь, а древнее море Тетис. На его дне отлагалась соль, на которую со всех сторон давили другие породы. В результате соль приняла форму огромного столба и растекалась в стороны. Купола горы ныне поднимаются вверх почти на километр, а толща соли в недрах земли еще 4 километра.
У подножия горы Ходжамумин находятся 160 источников. Очень интересно побывать и в пещерах горы, где звучит причудливая музыка, потому что ветерок перебирает длинные тонкие сталактиты, висящие у входа, и они начинают звенеть. Здесь находится одна из самых крупных пещер каменной соли – почти 350 метров длиной. Между глыбами соли течет ручей, белоснежные сталактиты и наплывы украшают проходы и залы. Эти пустоты в горе образовались от вымывания соли водой. Особенности горы позволяют развивать здесь спелео туризм, потому что ни на что не похожий подземный мир все больше привлекает туристов и никогда не забывается.
Один из древнейших городов Центральной Азии город Куляб в 2006 году будет отмечать свой юбилей 2700-летие, который станет знаменательным событием для страны.
Уникальными природными и рекреационными особенностями, а также разнообразной флорой и фауной отличаются Муминабадский, Ховалингский, Бальджуванский и Шурабадский районы Кулябского региона, где успешно можно развивать такие виды туризма как экологические туры, треккинги и фото охоту с привлечением возможностей местных сообществ.
В регионе при надлежащей организации, планировании и управлении экотуризм может быть важным источником экономических выгод в равной степени для государственных стуктур, туристских предприятий и местных общин. Более того, данный вид туризма может быть эффективным инструментом охраны природных и культурных ценностей. Однако при этом следует не допустить, чтобы организация экотуристской деятельности приводила к неоднозначным результатам и негативно воздействовала на окружающие экосистемы, флору и фауну и не ставила под вопрос устойчивое развитие экотуризма в целом.
В Муминабадском районе природный памятник «Чилдухтарон» (дословный перевод сорок красавиц) представляющий собой большой скалистый горный массив в виде силуэтов сорока девушек поражает воображение. Причудливые каменные силуэты создают впечатления, что это девушки застывшие в камне и существует много красивых легенд повествующих об этих удивительных каменных образованьях.
Другим наиболее привлекательным для развития туризма регионом является удивительное по своим природным ландшафтам местечко Сари Хосор, которое охватывает территорию Бальджуванского и частично Ховалингского районов. Решением Правительства Республики Таджикистан, данный регион объявлен зоной международного туризма и в настоящее время на основе принятой Государственной Программы здесь ведутся соответствующие работы по строительству инфраструктуры необходимой для развития туризма.
Сари Хосор представляет собой большое горное ущелье вдоль которого течет водный поток формирующий реку Яхсу. От города Куляба Сари Хосор находится на расстоянии 150 километров. Здесь по обе стороны ущелья можно увидеть обильные леса, состоящие в основном из плодовых деревьев (Орешник, Тутовник, Вишня, Черешня). Из животного мира в Сари Хосоре много медведей, диких кабанов, горных козлов (Сибирский козерог), дикобразов.
Наиболее привлекательным местом в Сари Хосоре является её знаменитый водопад, находящийся в кишлаке Мулокони куда в летний период съезжается множество горожан и туристов желающих полюбоваться красотами природы, подышать чистым горным воздухом и насладиться успокаивающим звуком водного потока текущего с высоты более 50 метров.
В целом Хатлонская область располагает достаточным туристским потенциалом на базе, которого целесообразно развивать следующие виды туризма:
- культурно-исторический туризм;
- горно-спортивный туризм;
- спелеотуризм;
- экотуризм и фото охоту.
Для развития туризма в области с приобщением членов местных сообществ к занятию туризмом и разработки в этой связи туристских программ и маршрутов следует базироваться на следующие основные культурно-исторические и природно-рекреационные объекты Хатлонской области с учетом использования, которых можно привлечь большое число иностранных туристов.

Публикации по теме