Общественный транспорт дрездена. Евгений ковалев Старый дрезден из окна трамвая dvd

Если нашему человеку кто-нибудь сказал бы сегодня, что-то типа "хочешь доехать быстро и без проблем? Садись в трамвай.", то он бы конечно же в это не поверил. На трамвае и быстро? Не, не слыхал. Он же тормозит на каждом светофоре, а еще всякие чудаки (читай "мудаки") на своих клячах на пути выезжают, занимают их для левого поворота и хрен им что сделаешь...

Автор этих строк в 2009-м году чтобы успеть на праздничный фуршет, проходивший в Горном Институте в Петербурге , ехал на трамвае две остановки ровно 50 минут ! К началу праздника я так и не успел, а впечатление о питерском трамвае осталось неизгладимое - больше я им не пользовался.

Увы, но такова правда нашей сегодняшней трамвайной жизни:(
Но есть и такие города в Европе, где трамвай находится в большом почете, его все уважают, ему все уступают и им все пользуются! Речь идет о немецком Дрездене

Под катом пара слов о дрезденском трамвае...


Для начала о схеме трамвайных путей. Продумана она с немецкой четкостью и логичностью, и остается только диву даваться, насколько продуман каждый поворот, каждая остановка...

во всем городе не сыщешь улицы, которая была бы отрезана хоть от одной магистрали, всегда в пределах десяти минут пешего хода есть остановка. Чтобы в этом убедиться, достаточно поглядеть на густую схему трамвайных путей (желтые линии), пронизывающих весь город


Говорят что при создании данной схемы применялись какие-то хитрые формулы, мол существует некая “волна”, временная волна, “поймав” которую, можно проехать из одного конца города в другой не ожидая транспорта ни минуты. Все будет подходить друг за другом - не важно, трамвай или автобус.

До недавнего времени по городу курсировали старые чешские Татры, а несколько лет назад их заменили новые трамваи немецкого производства. Собирают их, кстати, недалеко от Дрездена

Над Эльбой...

Вот что меня удивило больше всего в дрезденском трамвае, так это уважение к нему со стороны местных властей. У нас до такого на вряд ли додумаются. А именно:
- занимать трамвайные пути более чем на 5 минут ни в коем случае нельзя, в противном случае тебя ожидает немалых размеров штраф. Даже если случилось ДТП, будь любезен - вытолкни свою машину с путей и не доставляй неудобств другим:)
- на рабочем пульте трамвая установлена специальная кнопка, с помощью которой водитель может делать все светофоры по пути своего следования зелеными и таким образом наверстывать возможные отставания от графика.

Вот уж действительно - забота о людях! За это гражданам-немцам большое уважение от меня!

Есть в Дрездене еще один особенный вид транспорта - грузовой трамвай! Вживую я его не видел, но Википедия показывает его таким

В следующий раз, будучи в Дрездене, обязательно разыщу такой пепелац:)

О прочих особенностях местного трамвая я писать, пожалуй, не стану. В сети предостаточно информации о том где и как купить билеты на проезд, о тарифных зонах, о расписания и интервалах движения... Теперь просто фотографии дрезденского трамвая на фоне городских достопримечательностей


Центр современного Дрездена представляет собой странное зрелище – бессистемно раскиданные разномастные здания, большие пустыри, плохо организованные площади, по сути являющиеся теми же пустырями.


Нет, конечно, восстановлены знаменитые дрезденские постройки: Цвингер, королевский дворец, Брюльская терраса, вот даже спустя 60 лет – Frauenkirche. Но это капля в море большого города.


Глядя на центр Дрездена, задаешься вопросом: а существовал ли хоть какой-нибудь послевоенный градостроительный план? участвовали ли, вообще, в этой стихийной застройке архитекторы? зачем так истерзали тело города, сломав историческую сетку улиц?


А ведь Дрезден был одним из красивейших городов Германии. Был. До 13 февраля 1945 года.


У нас дома есть удивительные DVD-фильмы «Старый Дрезден из окна трамвая». Уж не знаем, для каких целей они предназначались, но сохранились архивные кинопленки со съемками дрезденских улиц, сделанные в 1920-х годах из кабины вагоновожатого на нескольких трамвайных маршрутах, причем на протяжении всей трассы от начальной точки маршрута до конечной остановки.


Только представьте себе, вы сидите в трамвае, а мимо проплывают неширокие людные улицы с плотной многоэтажной застройкой, бульвары, нарядные площади…


Воодушевившись увиденным в фильмах, мы сделали попытку отыскать хоть какие-нибудь крохи и, призвав на помощь фантазию, совершить прогулку по несуществующему Дрездену.


Эпоха грюндерства в Германии сопровождалась строительным бумом. Как грибы после дождя появлялись общественные здания, банки, церкви, доходные дома. Солидные и крепкие, перегруженные декором и скульптурой, они продолжили традиции существующей в городе ренессансно-барочной архитектуры.


В районе Aussere Neustadt сохранился образец комплексной застройки площади Martin-Luther-Platz (1879-98 г.г., Ernst Giese & Bernhard Paul Weidner). В центре площади размером 75х160 м в скверике возвышается церковь Мартина Лютера / Martin-Luther-Kirche.




По периметру площади плечом к плечу стоят 4-х и 5-этажные жилые дома.





В принципе, кварталы эпохи грюндерства Дрездена не сильно отличаются от аналогичных во многих европейских городах.















Недалеко от площади есть улица Bautzner-Strasse / Баутцнер-штрассе.






В одном из домов этой улицы находится знаменитый «Молочный магазин братьев Пфунд», основанный в 1891 г. и сохранивший вид, который он получил в 1910 г. В 1997 г. магазин занесен в Книгу рекордов Гиннеса как «лучший и красивейший молочный магазин мира».



И это не случайно. Только представьте себе интерьер с 250 (!!!) квадратных метров расписанной вручную плитки производства Villeroy & Boch!


Одно плохо – в магазине не приветствуется фотографирование, а потому в нашем архиве есть только один снимок с улицы и пара кадров внутри.







Даже уличная арка, ведущая во двор, тоже отделана плиткой.






Для иллюстрации удивительных интерьеров молочной Пфунд приведем несколько фотографий из купленной брошюрки.




Во время реставрационных работ:




Так выглядели почти пустые прилавки во время экономического кризиса в ГДР в середине 70-х.




А так выглядит эта молочная сегодня.





Детали интерьера:




















В те же 1870-1880-е годы строится престижный район вилл, так называемый «Швейцарский квартал», остатки которого можно разыскать среди дрезденских «хрущевок» (Leubnitzer Strasse, Altenzeller Strasse).























Когда-то в этом солидном районе находились и дипломатические резиденции.


Бывшее здание Российской дипмиссии (Lucasstrasse, 6) построено в 1897 году (арх. Ludwig Wilhelm Lippold).




В нескольких минутах ходьбы от нее стоит Русская православная церковь (Fritz-Löffler-Strasse, 19). Храм построил в 1872-74 г.г. архитектор Harald Julius von Bosse, он же Гаральд Эрнестович Боссе, оставивший значительный след в архитектуре Санкт-Петербурга.



До Второй мировой войны в этом районе были еще англиканская и американская церкви, но восстановили, по понятным соображениям, только русскую. Правда сейчас она оказалась стоящей на «островке» посреди широкой автомобильной магистрали.


А вот евангелическую церковь Св. Луки / Lucaskirche (Lucasplatz, 1891 г., арх. Georg Weidenbach) в 1960-е годы восстановили в упрощенном виде.





Рядом с церковью Св. Луки находится странный объект – полуразрушенные внешние стены, крыши нет, внутри лес деревьев, а на стене – знак памятника архитектуры…











Впрочем, нашего человека таким состоянием памятника не удивишь!


К началу 20-го века Дрезден обзавелся новыми вокзалами. На месте Богемского вокзала появился монументальный Главный вокзал / Hauptbahnhof (1892-97 г.г., арх. Ernst Giese, Paul Weidner).






Внушительный фасад из песчаника венчает стеклянный купол.








Наверху – скульптурная группа «Саксония».




Сбоку к зданию вокзала примыкал Королевский павильон, позже переоборудованный под кинотеатр.






На месте Силезского вокзала выросло здание вокзала Нойштадт / Bahnhof Neustadt (Schlesischer Platz, 1, 1898-1901 г.г., арх. Osmar Dürichen).




Кстати, оба вокзала были и остаются сквозными. Чтобы железнодорожные пути не стали препятствием для уличного движения и трамваев, рельсы уложены на высоких виадуках.




Рядом с вокзалом Нойштадт сохранился металлический виадук - ровесник вокзала.


В 1899 году в дрезденском районе Нойштадт на месте военных казарм появился Крытый рынок / Markthalle Neustadt (Ritterstrasse/Metzer Strasse, арх. Edmund Bräter). Здание отреставрировано в 2000 г.





















На другом берегу Эльбы, у моста Мариенбрюкке / Marienbruecke, находятся построенные в 1907 г. здания производства и складов Табачной фабрики «Йенидце» / Jenidze (Weißeritzstr., 3, арх. Hermann Martin Hammitzsch). Сегодня здесь размещается отель, а в стеклянном куполе устраиваются концерты чтецов сказок!























Фрагмент ограды:



Вход с внутреннего двора:





Оформление входов в здание с улицы:












Окна на разных этажах – разные.




Во второй половине 19-го века началось активное строительство зданий для правительственных и муниципальных учреждений.


Министерство финансов (Carolaplatz, 1, 1890-94 г.г., арх. Otto Wanckel):




























Государственная канцелярия (Archivstrasse, 1, 1900-04 г.г., арх. Edmund Waldow, Heinrich Tscharmann):












Здание Полицейского управления (Schießgasse, 7, 1895-1900 г.г., арх. Julius Temper):













С фасада над входом в здание на пешеходов смотрят три персонажа.








Особенно впечатляет третий персонаж …




Новая Ратуша / Neues Rathaus (Dr.- Külz-Ring, 1905-1910 г.г., арх. Karl Roth, Edmund Bräter):





Комплекс Главного государственного архива / Hauptstaatsarchiv (Archivstrasse, 14, 1911-1915 г.г., арх. Ottomar Reichelt, Heinrich Koch) состоит из трёх зданий: хранилища, архивного управления и входного павильона.






Архивное управление и входной павильон - типичные представители эклектичного стиля.





А вот самое замечательное из всего комплекса здание хранилища – это уже порождение новых архитектурных тенденций.




Необычная форма здания обусловлена пятиугольным участком, отведенным для строительства.




Четкое вертикальное деление фасадов, широкие ленты окон, минималистский декор придают постройке основательность, но без ощущения тяжеловесности.





Пожарная часть «Нойштадт» / Feuerwache Neustadt (Louisenstrasse, 16, 1916 г., арх. Hans Erlwein) представляет собой длинное симметричное здание с двумя ризалитами и невысокой каланчой на крыше.







Между арками первого этажа медальоны с изображениями Молнии, Ветра, Воды, Стража и Поджигателя.










На фронтоне ризалитов барельефы «Пожар» и «Засуха».




Задний фасад здания пожарной части, выходящий на параллельную улицу, выглядит совсем скромно.





Построенный в 1911-13 г.г. Драматический театр / Schauspielhaus (Theaterstrasse, 2, арх. William Lossow, Hans Max Kühne) мало напоминает пышную Оперу: гладкие оштукатуренные стены плюс немного скульптуры.






Судя по сохранившимся или восстановленным дрезденским зданиям конца 19 – начала 20 в.в., излюбленными направлениями были необарокко и неоренессанс. Встреча с представителями саксонского югендштиля в районе Äußere Neustadt оказалась полной неожиданностью.



Три соседних доходных дома (Katharinenstrasse, 1,3,5) построил в 1902-03 г.г. один и тот же архитектор Friedrich Wilhelm Hertzsch.


Дом №1:

























Дом №3:









Дом № 5:



























Потом была обнаружена вилла с декором в стиле югенд (Zeunerstrasse, 82/84).
















Эта вилла стоит среди остатков построенного в начале 20-го века района малоэтажной застройки.





После Первой мировой войны буйство дрезденского архитектурного декора было укрощено, изобилие сменилось минимализмом. Эти изменения отчетливо прослеживаются в комплексе зданий Дрезденского Технического университета.




Огромный, похожий на замок корпус Георга Шуманна / Georg-Schumann-Bau (Münchner Platz, 1-3, 1902-1907 г.г., арх. Oskar Kramer) изначально был построен для Земельного суда, а университету отошел уже во времена ГДР.











Тоже совсем не маленький корпус Байера / Beyer-Bau (Georg-Bähr-Strasse, 1) построен в 1910-1913 г.г. Мартином Дюльфером (Martin Dülfer).






На фасаде облицовочный кирпич чередуется с цветным песчаником.






«Объемные» («гранёные») окна:



Скульптура:






Завершает здание высокая башня обсерватории.









Честно говоря, мы специально отправились к Техническому университету, чтобы посмотреть работы Мартина Дюльфера дрезденского периода. До этого нам были хорошо известны его мюнхенские постройки.


Мартин Дюльфер / Martin Dülfer , ведущий и очень успешный архитектор мюнхенского югендштиля, в 1906 году переехал в Дрезден, где возглавил кафедру Высшего Технического училища (так раньше назывался Технический университет). Архитектор скончался в Дрездене в 1942 году в возрасте 83 лет. Его вдова погибла во время бомбежки в феврале 1945 года, тогда же сгорел и весь личный архив архитектора, его проекты и чертежи.


Корпус Фритца Фёрстера / Fritz-Förster-Bau (Mommsenstrasse, 6) построен в 1917-1926 г.г. тем же Мартином Дюльфером, а кажется, что совсем другим человеком.






Здание имеет строгие геометрические формы.



Фасад, расчлененный лопатками, облицован клинкерным кирпичом.







Скромные украшения в виде «плетенок» из кирпича.




И только извилистый орнамент напоминает о былом увлечении архитектора модерном.





Хороший образец дрезденской архитектуры 1920-х годов – «Городской Совет на Театральной улице» / Stadthaus Theaterstrasse (Theaterstrasse, 11-13, 1922-23 г.г., арх. Ludwig Wirth) - закругленное шестиэтажное здание, облицованное темным искусственным камнем.






Первый дрезденский «бизнес-центр» - Hochhaus (Albert-Platz, 2a, арх. Hermann Paulick) – возведен в 1929 году.




Одно из лучших дрезденских зданий этого периода – Немецкий музей гигиены / Deutsches Hygiene-Museum (Lingnerplatz, 1, 1928-30 г.г., арх. Wilhelm Kreis).










Хотя все эти постройки разрознены и разбросаны, все же они дают представление о том, как выглядел Дрезден до февраля 1945 года – большой, богатый, хорошо обустроенный город, за несколько часов превратившийся в ничто …


К сожалению, восстать из пепла Дрездену так и не удалось. Какие-то градостроительные планы в 1950-е годы всё-таки были, даже началась их реализация.


В 1952 году перед архитекторами была поставлена задача создания обширной площади для демонстраций. Выбор пал на старейшую площадь Дрездена Altmarkt / Старый Рынок. Площадь увеличили в три раза, в результате чего с карты города исчезли прилегающие к ней улицы.


Вдоль западной и восточной сторон площади построили семиэтажные жилые дома с магазинами и ресторанами в нижних этажах (Altmarkt, 1953-56 г.г., арх. Herbert Schneider, Johannes Rascher).







Западную сторону площади замыкает бывшее здание универмага «Центрум» / “Centrum” (Altmarkt, 25, 1956 г., арх. Alexander Künzer).






На северной стороне площади предполагалось строительство высотки по типу московской, но проект осуществлен не был.



На её месте в 1962-69 г.г. появился Дворец Культуры / Kulturpalast (Schloßstrasse, 2, арх. Wolfgang Hänsch, Herbert Löschau, Heinz Zimmermann), компактое здание из стекла и бетона.




На фасаде, обращенном к Schloßstrasse, большое панно «Путь кумачового стяга» / “Weg der roten Fahne”.












Южная сторона площади оставалась незастроенной до 2000-х годов.


На месте узкой улицы, проходящей через центр города с запада на восток, проложили широкую магистраль (Wilsdruffer Strasse). Видимо, на этой улице планировалось создание единого ансамбля, но успели застроить всего несколько участков, а остальное бросили на произвол судьбы.




В разных частях города в 1950-е годы появилось несколько неплохих по архитектуре зданий. Например, Высшее училище техники и экономики, бывшее Высшее училище транспорта (Friedrich-List-Platz, 1, 1954-60 г.г., арх. Richard Paulik, Friedrich Wilhelm Wurm).








Но «погоды» в городе они не сделали.


Кстати, на площади Albert-Platz сохранился еще один свидетель той эпохи – павильон-остановка.




В 1960-е годы сделали еще одну попытку создать парадный ансамбль, обустроив торгово-пешеходную улицу – Prager Strasse / Пражская.




Когда-то это была самая нарядная улица Дрездена: красивые дома, дорогие модные магазины, изысканные кафе. Сейчас по одной стороне торцом к улице стоят три панельных здания отелей. Между ними – низкие «стекляшки» с магазинами и заведениями общепита.




По другой стороне на 240 метров протянулся кажущийся бесконечным монотонный 12-этажный жилой дом.






Слегка оживляет пейзаж фонтан.




Весьма неординарное здание на Prager Strasse – Круглый кинотеатр / Rundkino (1970-72 г.г., арх. Gerhard Landgraf, Waltraud Heischkel), оказавшийся в результате нового строительного ажиотажа на полузадворках.






Круглая ротонда диаметром 50 метров и высотой 20 метров вносит приятное разнообразие в мир прямых углов. Первый этаж здания – стеклянный. На уровне второго этажа – навесной орнамент из металлического профиля.




Верх здания напоминает зебру – светлые полосы из белого эмалированного металла чередуются с темной поверхностью стен, оптически увеличивая высоту здания.


Увы, одно здание вид улицы не спасает...


В 2010-х в ансамбль Prager Strasse очень удачно вписался комплекс зданий торговой галереи "Centrum".




В 1970-е и 1980-е дрезденские архитекторы и строители, вообще, кажется, пустились во все тяжкие.





Потом грянуло объединение двух Германий, и созданные на волне хлынувшего в Дрезден капитала новостройки 1990-х и 2000-х внесли еще больший хаос.



Результат плачевен - пока Дрезден остается абсолютно безликим городом. «Король умер». И пока нет никакой надежды когда-нибудь продолжить: «Да здравствует Король!»

June 26th, 2012

На сегодняшний день нет более экологичного, бесшумного и удобного вида городского транспорта, чем трамвай. Трамвайные линии и бегущие по ним вагончики трамваев украсят и добавят атмосферы любому городу. В трамвай я влюблен еще с бессознательного возраста. Когда в конце 80-х мы с родителями жили в Шверине, прямо под окном нашего балкона проходила трамвайная линия по которой бегали красные чешские "Татры", распространенные в странах социалистического лагеря. Родители рассказывали, что я при их виде приходил в дикий восторг и оживление, показывал на трамвайчики пальцем и кричал: "вазя!"

Мне повезло жить в городе, в котором трамваи являются неотъемлемой частью городского пейзажа и сегодня я расскажу об истории трамваев Дрездена а также покажу фотографии с посещения дрезденского трамвайного музея.


История трамваев Дрездена берет свое начало 26 сентября 1872 года, когда в Дрездене была открыта первая конно-железная городская дорога, соединившая одну из площадей в центре города Pirnaischen Platz с зажиточным районом города Blasewitz. В ближайшие годы линия была расширена и 6 июля 1893 года в Дрездене был запущен первый электрический трамвай. Электрифицирована была часть линии от центральной площади Schloßplatz до района Blasewitz. Полная электрификация всех построенных на то время линий заняла почти 10 лет. Первые трамваи строились по образу вагончиков конно-железной дороги, а те в свою очередь использовались как прицепные вагоны к трамваям.

Двухэтажный вагончик дрезденской конно-железной дороги 1872г. (фото: http://www.deutschefotothek.de)

Построенный в 1895 году в Кёльне трамвай на конечной станции Schillerplatz в районе Blasewitz 1900г. (фото: Dresdner Verkehrsbetriebe AG)

Вернемся в дрезденский музей трамваев и начнем обзор с самого старого экземпляра коллекции.

309-тый был построен в 1902 году в Дрездене где и эксплуатировался включительно по 1965 год. Всего было построено 11 машин этой серии. Но из-за короткого рессорного хода подвески эти трамваи обладали жестким и неравномерным ходом, что существенно сужало их потребительские качества. Из-за чего большинство трамваев этой серии были переделаны в спецвагоны для эксплуатации в трамвайном хозяйстве или преждевременно распилены на металлолом.

Этот трамвай состоит из двух частей: моторного вагона и прицепного вагона, они отличаются также компоновкой салона.

Пульт управления трамваем:

Салон моторного вагона с продольным расположением скамеек:

Весь салон полностью деревянный и очень уютный:

Интерьер прицепного вагона, здесь уже более привычная для современных трамваев компоновка салона:

В первые десятилетия 20-го века в Дрездене активно развивается трамвайная сеть. Все больше районов города соединяются с центром трамвайным сообщением. Трамвай становится доминантным видом общественного транспорта в Дрездене.

В 1931-м году дрезденское трамвайное предприятие получает новые, на то время самые современные трамваи которые благодаря своим многочисленным техническим новшествам открыли новую эпоху в трамваестроении. Они получили имя "Щука" за характерную обтекаемую форму сильно зауженную по краям, которая придавала трамваю сходство с одноименной рыбой и помогала проще разминаться со встречным движением на поворотах.

"Щука" на мосту Augustusbrücke 1937 год. (фото: Dresdner Verkehrsbetriebe AG )

"Щука" во многом была революционным трамваем. Впервые водитель трамвая получил сидячее место. До этого водители вынуждены работать стоя. Пассажирский салон укомплектовывался сиденьями обтянутыми кожей, а не деревянными лавочками, как это было прежде. Трамвай предоставлял на то время совершенно новый уровень комфорта для пассажиров. Это было время массового распространения автомобилей и чтобы выдерживать конкуренцию с автомобилем трамвай должен был не уступать ему по уровню комфорта.

"Щуке" принадлежит установленный мировой рекорд скорости среди трамваев. Во время тестового заезда трамвай разогнался до 98 км/час. Последняя "Щука" эксплуатировалась на линии №1 до 1972 года.

После бомбардировок Дрездена 13 и 14 февраля 1945 года 75% контактной сети было уничтожено. Также значительная часть путей была разрушена. Трамвайное сообщение в городе было возобновлено 12 мая 1945 года. Но из-за сильно поврежденного бомбардировками центра города восстановить трамвайные линии в центре удалось лишь к концу лета 1945-го. Часть трамвайных путей на окраинах города были разобраны на материалы для восстановления центральных трамвайных линий. Трамвайный парк понес также сильные потери, так 8 "Щук" были полностью уничтожены. Из-за нехватки средств в послевоенное время на новые трамваи перевозки на линии осуществлялись по большей части уцелевшими трамваями 1910-1930-хх годов выпуска.

Трамвайное сообщение на улицах разрушенного старого города, 1949 год. (фото: федеральный архив)

Трамвай фирмы MAN 1925 года выпуска на заново отстроенных центральных улицах, 1958 год. (фото: федеральный архив)

В 50-х годах город начал закупать новые более современные трамваи. Так в 1956 году в эксплуатацию были введены новые ГДР-овские трамваи Gotha ET 54 и ET 57, построенные на вагоностроительной фабрике города Готта. В последующие годы город закупал различные модели трамваев вагоностроительной фабрики Готта, которые к началу 60-х составляли основной парк дрезденского трамвайного предприятия.

"Щука" слева и Gotha ET 54 в правой части снимка:

Место водителя Gotha ET 54

В 1964 году в Дрездене в течении нескольких лет проходят испытания чехословацкого Трамвая Татра Т3. Дрезден стал своего рода тестовым полигоном для обкатки этих трамваев с целью определить пригодность этой модели к эксплуатации на восточно-германских трамвайных линиях. Из-за ширины этих трамваев 2,5 метра их применение было возможным лишь на отдельных участках, так как трамвайные линии восточной Германии были рассчитаны на меньшую ширину вагонов. В 1967 году в Дрезден для дальнейших испытаний поставляется прототип трамвая Тatra Т4D (специально разработанная модификация трамвая Тatra Т3 для восточной Германии с шириной 2,2 метра.) После успешных испытаний в 1968 году трамвайный парк Дрездена начинает пополняться новыми современными Tatra T4D, а позже эти трамваи закупают и другие крупные города ГДР такие как Лейпциг, Магдебург, Халле и Шверин.

Tatra T3 и его модификации стал самым массово производимым трамваем в мире и поставлялся во многие страны соц. лагеря. Всего с 1960 по 1989 год был выпущен 13 991 трамвай.

Некоторые Татры прошедшие модернизацию в 90-х годах до сих пор можно увидеть не улицах Дрездена. Это так называемые студенческие шаттлы (Studentenshuttle) - они осуществляют перевозки только по будням в периоды занятий в университетах города с интервалом примерно раз в два часа.

Первый прототип Татра Т4 1967-го года во дворе музейного депо.

Именно эта модель трамвая впечатлила мое детское воображение в конце 80-х в Шверине. Я до сих пор считаю этот трамвай одним из самых красивых представителей этого вида транспорта.

Татры 4D на улицах социалистического Дрездена. 1982 год. (фото: федеральный архив)

В 1986 году в Дрездене начались испытания прототипа новой чехословацкой модели Tatra T6A2D. И хотя в 1989 году в Дрезден был поставлен еще один трамвай этой модели, но в связи с изменениями в обществе переход на этот тип трамвая в Дрездене так и не состоялся. Один экземпляр Tatra T6A2D был в 1990 году переделан для экскурсий по городу и в 2000 году был передан дрезденскому музею трамваев.

Tatra T6A2D во дворе музейного депо.

После объединения Германии дрезденский трамвайный парк, состоящий на то время преимущественно из чехословацких Татр Т4D, был существенно модернизирован и перекрашен в цвета городского флага - сочетания черного с желтым. В модернизированные Татры были установлены электронные информационные табло и мягкие сидения, были улучшены системы вентиляции и отопления. Также было установлено новое электронное управление трамваями на основе тиристоров.

С 1995 по 1998 год Дрезден закупает 60 современных немецких низкопольных многосекционных трамваев NGT6DD. А с 2003 по 2010 год дрезденское транспортное предприятие приобретает еще 43 новейших 45-метровых низкопольных трамваев NGT D12DDС. Все трамвайные перевозки на сегодняшний день осуществляются в Дрездене парком из 166 современных низкопольных трамваев. Модернизированные Татры Т4D курсируют только на так называемой "студенческой линии Е3", во время больших футбольных матчей и прочих крупных городских мероприятиях в качестве дополнительных трамваев.

Современный дрезденский трамвайный парк:

Краткую историю дрезденского трамвая я рассказал. Теперь пару слов о самом музее. Он располагается на территории действующего трамвайного депо и занимает довольно обширную территорию с несколькими залами:

В музее есть небольшая закусочная где можно перекусить в перерыве между осмотром экспонатов:

Помимо непосредственно самих трамваев в музее представлены множество других экспонатов от табличек, указателей, вывесок, фонарей...

...проездных документов...

...униформы персонала...

...миниатюрных моделей дрезденских трамваев разных временных эпох...

и небольших миниатюрных инсталляций:

Компьютеризированное рабочее место работника транспортного предприятия в середине 80-х годов:

И конечно же трамваи. Много трамваев:

В отдельном павильоне собраны исторические автомобили и автобусы дрезденского транспортного предприятия. В основной своей массе это машины периода ГДР:

Я посетил музей трамваев в день открытых дверей и поэтому автобусы, которые должны были тоже находиться в автомобильном павильоне, были на выезде - катали посетителей музея. Также в этот день была возможность прокатиться по городу на одном из трех музейных трамваев. Две Татры, фотографии которых я привел выше, для меня особого интереса не представляли, а вот в удовольствии прокатиться на трамвае фирмы MAN 1913 года выпуска я не мог себе отказать.

Место водителя и пульт управления трамваем:

Поехали...

По дороге часто пересекались с другими курсирующими музейными трамваями...

... и автобусами.

Кондуктор:

Трамвай совершив кружок по старому городу вернулся обратно к депо:

и пошел на новый заход:

и напоследок парочку фотографий из трамвайного парка:

При подготовке статьи были использованы следующие источники.


Из Праги в Дрезден мы добирались на поезде, причём это был чешский поезд. Нельзя же себе отказать в удовольствии воспользоваться чешской железной дорогой! Тем более с такими попутчиками)) Подсел к нам странный весёлый немец. Поздоровался, спросил куда мы едем... А потом он начал считать. Ну ладно, пускай себе считает. Может он считает сэкономленные деньги. Однако, расчёты никак не прекращались. Затем он начал разговаривать с цифрами. Мы с Олей уже немного напряглись. Сначала цифры смешили германского гражданина, потом злили его и опять смешили. Пару раз он пытался пошутить, но плохое знание немецкого не помогало мне понять, над какой "лопатой" нужно смеяться. Уверен, что и хорошее знание немецкого тоже не помогло бы. Числами был исписан весь его блокнот, и он уже начал считать, используя билет на поезд. В мою голову начали закрадываться мысли, что когда расчёты будут закончены, он достанет из рюкзака топор и порубит нас на мелкие ломтики. Однако, после пересечения германской границы наш счетовод вышел из вагона и не вернулся, оставив багаж. Новые мысли посетили меня. В России РЖД предупреждает не оставлять багаж без присмотра в связи с угрозой террористических актов. А вдруг, а вдруг там взрывчатое устройство...?
Сквозь полупрозрачную сетку на сумке проглядывались бесконечные листочки бумаги, плотно заполненные рядами цифр. К счастью, в этот момент к нам пришёл кондуктор. Я вкратце поведал ему о странном пассажире. Кондуктор не на шутку перепугался, но когда я сообщил ему, что мужчина немного сумасшедший, махнул рукой и успокоил, типа он всегда багаж забывает.
Эх, когда-нибудь напишу мемуары о своих железнодорожных приключениях.

Когда вышли из здания вокзала, возник вопрос: "В какую сторону ехать?" Решил обратиться за помощью к местным. Коварные немецкие пенсионеры отправили нас в другую сторону от старого города, хотя я даже рукой направление показал и спросил: "Там альтштат?", но зато удалось посмотреть на город из окна трамвая. Доехали до другого железнодорожного вокзала и имели счастье лицезреть редкий дрезденский трамвай. Хорошо, что германские билеты действуют не на одну поездку, а по времени. Посмотрите: на часах уже почти полдень, а ни один музей ещё не посещён.

Несложно догадаться, что первым делом мы отправились в Цвингер.

Лично я хотел побывать в Дрезденской картинной галерее старых мастеров из-за "Спящей Венеры". Внутри запрещают фотографировать, поэтому картинка отсюда https://ru.wikipedia.org/wiki/Спящая_Венера

В музее фарфора также запрещают фотографировать (как же я устал от этих запретов), но знаете, в местных магазинах можно найти много фарфора, скопированного с экспонатов музея, разве что масштаб может отличаться. В-общем, если денег на музей не будет, в магазинах бесплатно можно увидеть часть экспозиции)) Я конечно шучу. Самые интересные экспонаты нигде больше, иначе как в музее, посмотреть невозможно.
Зайдя в один из магазинов фарфора, наблюдали трёх плачущих девушек. Одна была залита слезами так, что под ней уже образовалась лужа. Две другие утешали её: "Не плачь, он к тебе вернётся". "Нет, не вернётся, я его знаю!" Сначала мне показалось, что я уже на уровне подсознания понимаю немецкий язык, но нет, они по-русски говорили!
Цвингер хорош ещё и тем, что является неплохой смотровой площадкой. Например, отсюда открывается вид на Дрезденский замок-резиденцию (Dresdner Residenzschloss)

Фрауенкирхе (Frauenkirche) была разрушена во время бомбардировки британской авиацией 13 февраля 1945 года. Долгое время церковь оставалась в разрушенном виде, якобы как напомимание о войне. Только лишь в 1993 году началось её восстановление. Теперь как новенькая!


Трамваи в Дрездене очень удобные. Мы купили каждому билет "на день". Он действует в течении 4 часов на любой трамвай в любом направлении и цена за взрослый 4.50 евро, подростковый (до 16 лет) 2.70. Вроде так, если ничего не путаю. Сели мы на "любой" трамвай, движущийся в центр и поехали

Доехали до Альбертплац, там пришлось выйти, потому как мое внимание привлекли фонтаны, да и дождик на время прекратился

Два, на первый взгляд одинаковых, но совершенно разных фонтана находятся по обе стороны широкой улицы

Дождик прекратился и тут же все скамеечки вокруг фонтанов заполнились молодежью. Туристов в этой части города мало, они в основном тусуются в историческом центре.

Вокруг жилой массив, в основном малоэтажные дома

Около которых полно авто"динозавров"

И очень много зелени

И тут опять полил дождь, а в округе ни души

Мы еще немного покатались на трамвае, но ничего особо интересного не нашли. разве что балкон с...не знаю что это, но раз прикрепили, значит это кому-то надо

Вернулись в начало (или это конец?) Каролаплац, опять вышли из трамвая чтобы полюбоваться до отвратительности золотым памятником "Золотой всадник"

рядом со статуей забавные фонтаны

Ах да, статуя - это саксонский князь и польский король Август Сильный, одетый в римскую кольчугу, а смотрит он в направлении Польши. Золотой всадник является символом города. Рассказывают, что во время семилетней войны один прусский солдат ночью пытался отрубить подкову коня. Он, глупец, думал, что статуя на самом деле сделана из золота. У война, естественно, ничего не вышло, но следы он на памятнике оставил. Говорят, что если хорошо искать, то можно найти эти следы. Мы не нашли, как ни вглядывались

Вот он исторический центр города, через реку Эльбе

Вот там уже туристов предостаточно, на той стороне

Вообще, я люблю дождливую погоду, солнце не светит в объектив:) Главное, чтоб дождь не хлестал под косым углом

Ездили кататься и в другой район Дрездена, в спальных районах вообще ощущение, что все вымерли, да и интересного там абсолютно ничего нет

Потому мы вернулись в центр, еще чуток помокли под дождем

Я хотела еще покататься на этом древнем пароходе, но мои мужчины возмутились и сказали, что им пора домой, греться

Ну и ладно. Дошли до центральной трамвайной остановки (где-то у меня есть фотография, поищу и в следующий раз покажу), сели на трамвай и потрамваили домой

Публикации по теме