Замок кастель-дель-монте в италии. Замок «Чуда мира» - Кастель-дель-Монте Кастель дель монте


Кастель-дель-Монте - это довольно загадочное строение, истинное назначение которого ныне никому не известно. Что это за замок без рва и вала, без моста и помещения для хранения запасов на случай осады, без кухни и конюшни, но зато с порталом, напоминающим церковный?

Это один из самых выдающихся замков времён императора Фридриха II. Ещё одно название замка - «Корона Апулии».

Кастель-дель-Монте расположен в Апулии в 16 км от города Андрия, в месте под названием «Terra di Bari» на невысоком холме рядом с монастырем Santa Maria del Monte на высоте 540 м над уровнем моря. Считается, что замок был выстроен на месте древней крепости, от которой, правда, не сохранилось каких-либо следов.


Строительство замка упоминается лишь в одном документе дошедшем до наших дней. Он датирован 29-м января 1240 г. и в нем указано, что император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен (нем. Friedrich II von Hohenstaufen) приказывает губернатору и судье Richard de Montefuscolo купить известь, камень и все необходимое...
Впрочем, далее из документа не совсем понятно, что имеется в виду - начало строительства или какие-то финишные работы. В пользу последней версии говорит еще один документ, выпущенный в 1241-1246 гг. - Statutum de reparatione castrorum (список укреплений, которые требуют починки). В нем Кастель-дель-Монте указан как уже построенный замок.


К сожалению, не сохранилось каких-либо достоверных свидетельство того, что Фридрих II когда-либо отдыхал в замке или использовал его в качестве охотничьей резиденции.
Император был одним из самых образованных людей своего времени, знал греческий, арабский и латинский языки. При дворе Фридриха устраивались математические состязания, в которых принимал участие Фибоначчи, что возможно, в какой-то мере повлияло и на строгие архитектурные формы Кастель-дель-Монте.

В 1250 г. Фридрих II умирает и замок переходит к его сыновьям.
В 1266 году, после того как сын Фридриха Манфред проиграл в борьбе за трон Сицилии и Неаполя и умер, малолетние дети Манфреда - Фридрих, Генрих и Энцо - были заточены в замке победителем этого противостояния Карлом Анжуйским на долгие 33 года.
Впоследствии замок был почти заброшен и лишь изредка использовался в качестве места для проведения свадебных церемоний.
В середине XVII века Кастель-дель-Монте в последний раз служил как убежище для знатных семей, нашедших здесь спасение от чумы.

В Кастель дель Монте два этажа с плоской крышей. Снаружи замок представляет собой правильный восьмиугольник, сторона которого 16,5 метров. На каждом углу здания находится восьмиугольная башня. Строго посередине высоты по всему периметру проходит небольшой карниз, который разделяет этажи друг от друга. Второй карниз отделяет цоколь здания и проходит на высоте около 2 метров. Внутренний двор - это также правильный восьмиугольник, высота стен которого, считая от поверхности внутреннего двора, - 20,5 метров, высота угловых башен немного больше.


Каждый угол венчается восьмиугольной башней, внутренний двор, также имеет восемь углов. Весь архитектурный замысел тесно связан с цифрой восемь, которая в нумерологии считается символом бесконечности и мира, занимает посредническую позицию между миром Земли и Неба. Это заставляет думать об особом предназначении замка, возможно, он был обсерваторией средневековых времён, возможно, в нём занимались алхимией или оккультизмом.


Панорама внутреннего двора Кастель-дель-Монте

Главный вход обращен строго на восток. С противоположной, западной стороны находится второй вход. Всё здание построено из шлифованного известняка, а обрамления окон, колоны и порталы - из мрамора. Каждая сторона внешней стены имеет два окна - одно одноарочное на первом этаже и другое двухарочное на втором этаже. Только окно, выходящее на север, на втором этаже имеет три арки.


Три выхода на первом этаже ведут во внутренний двор. Помимо этого, на втором этаже также находятся три двери, которые вели на деревянный балкон, к сожалению, несохранившийся до наших времен. Также в стенах есть другие небольшие окна, благодаря которым свет проникает в каждое помещение через внутреннюю и внешнюю стены.


Внутренние помещения замка представляют собой 16 правильных трапеций, и расположены по восемь на первом и втором этажах. Гардеробные, туалеты и винтовые лестницы находятся в угловых башенках. Примечательно, что винтовые лестницы закручиваются, как правило, вправо, так как это необходимо для обороны здания. Здесь же, напротив, винтовые лестницы закручиваются влево, будто повторяя форму панциря улитки.

Все помещения обоих этажей имеют одинаковую форму, однако они отличаются расположением дверей. Два зала, расположенных на первом этаже, соединены с улицей восточным и западным порталами, но они не имеют выхода во внутренний двор крепости, а соединяются с другими залами. Залы, имеющие несколько дверей, называются проходными.


Также в крепости есть четыре концевых зала по два на первом и втором этажах, имеющих лишь одну дверь. В каждом концевом зале есть камин и вход в туалет, который расположен в смежной с залом башне. Уборные комнаты всегда хорошо проветривались через отверстия в стенах и омывались водой из баков, которые были установлены на крыше замка. Один из конечных залов на втором этаже называют тронным залом. Окно в нём выходит на восток и находится над главным порталом. В этом зале отсутствует камин и проход в туалет.
При этом в замке нет ни спален, ни жилых комнат, ни кухни, ни комнат для прислуги.


В помещения второго этажа солнечный свет прямо проникает дважды в сутки круглый год, а в помещения первого этажа прямые солнечные лучи проникают только летом. Таким образом, верхняя часть крепости представляет собой огромные солнечные часы. Два дня в году - во время летнего и зимнего солнцеворота солнечные лучи равномерно распределяются между всеми помещениями на первом этаже.
Так, первый этаж мог служить жителям замка в качестве календаря, а все сооружение может рассматриваться как неординарный астрономический прибор.




В 1876 году замок купило государство, его отреставрировали и привели в порядок. В 1996 году Кастель дель Монте был внесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия.
И теперь каждый желающий может полюбоваться на Кастель дель Монте, замок похожий по форме на корону, в которой короновался Фридрих II и находящийся в абсолютно стратегически невыгодном положении среди открытого пространства.


Кастель дель Монте. Апулия.

Т.е. Замок на горе, был возведен в XIII веке императором Фридрихом II.
Это один из самых загадочных замков мира, полный тайн и символов.
Когда-то здесь возвышалась церковь Санта Мария-дель-Монте, от которой не осталось и следа, в 1240 году Фридрих II приказал построить на этом холме замок. Император умер в 1250 году, т.е. на строительство грандиозного замка отводилось всего 10 лет.
Кто был архитектором, по чьему проекту возвели массивное сооружение неизвестно, неизвестно также его предназначение.
Фридрих II находился в дружеских отношениях с Великим магистром тевтонов Германом фон Зальцем. В некоторых литературных источниках говорится о том, что и сам император достиг высших кругов посвящения и даже председательствовал «за круглым столом» в 1228 году, где собрались представители всех рыцарских орденов, как христианских, так и мусульманских.
Постройка замка явно не обошлась без влияния тамплиеров и является философской конструкций, материальным воплощением математических, астрономических и эзотерических знания.
В замке прослеживается четкая связь с цифрой 8.
В плане представляет собой восьмиугольники, расположенные на двух этажах.


Кастель дель Монте. Апулия.

Восьмиугольник – символическая фигура, переходное состояние между квадратом – символом земли и кругом – символом неба.
Углы восьмиугольника огибают башенки тоже с восьмью гранями, подобные тем, что строили тамплиеры.
Восемь трапециевидных комнат первого этажа идентичны восьми комнатам второго этажа, в башенках крутятся против часовой стрелки винтовые лестницы (хотя в других постройках того времени все лестницы строились по часовой стрелки).


Кастель дель Монте. Апулия.

Почти все комнаты имеют сообщающиеся двери и создают впечатления бесконечного лабиринта.
В замке нет ни спален, ни жилых комнат, ни кухни, ни комнат для прислуги.


Кастель дель Монте. Апулия.

Во внутреннем дворике находился восьмиугольный фонтан или бассейн, высеченный из цельного куска мрамора. По замыслу фонтан символизировал Святой Грааль и служил для обряда «слезы Господа», т.е. обряд «крещение в мудрости», который практиковали тамплиеры. Под фонтаном находилась огромная цистерна для сбора дождевой воды, также в нее шла вода из пяти других цистерн, находившихся под пятью из восьми башен. Цистерны были объединены в гидросистему и использовались для канализации. Это один из старейших образцов средневековой канализации, сохранившейся до наших дней.
Детали интерьера продолжают тему восьмерок: 8 четырёхлистных цветков на правом карнизе тимпана портала и 8 таких же - на левом; 8 листьев на капителях всех колонн; 8 листьев на ключе свода. В разных залах имеются украшения из 8 листьев подсолнечника, 8 листьев аканта или инжира.
Число 8 - особое. Это символ бесконечности и посредник между небом и землёй.
Если следовать этой версии, то совсем не замок, а храм тайных знаний с главным входом, похожим на церковный портал и повернутый на восток на встречу восходящему солнцу.
Положение солнце вообще играет важную роль в конструкции замка, так в полдень в день осененного равноденствия стены внутреннего дворика отбрасывают тень точно равную длине двора, а в дни зимнего и летнего солнцестояний возникают идеальные прямоугольники, обрисовывающие стены замка так, что сам он оказывается точно в центре.
Завершают картину два льва, сидящие на колоннах у входа и смотрящие на горизонт в те точки, где восходит солнце в летнее и зимнее солнцестояние.
Если не увлекаться эзотерической версией, то можно вспомнить, что Фридрих II был большим любителем соколиной охоты и даже написал книгу с собственными иллюстрациями, посвященную орнитологии и охоте на птиц, первый научный труд в этой области времен Средневековья.
Император любил охотиться в этих местах, и Кастель дель Монте мог быть охотничьим замком, который использовали также для торжественных событий. Например, свадьбы его дочери Виоланты с графом Казерты Риккардо Сансеверино.


Кастель дель Монте. Апулия.

Многие века оставался заброшенным. В 1876 году замок купило государство, его отреставрировали и привели в порядок. В 1996 году был внесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия.
И теперь каждый желающий может полюбоваться на , замок похожий по форме на корону, в которой короновался Фридрих II и находящийся в абсолютно стратегически невыгодном положении среди открытого пространства.

November 27th, 2013

Замок дель Монте (Castel del Monte) одиноко возвышается на уединенном холме Западной Мурдже в пустынной местности города Андрия провинции Бари, на высоте 560 метров над уровнем моря. Современное название замковый комплекс получил лишь в конце XV века, первоначальное название не сохранилось. Назван замок Кастель дель Монте был в честь одноименного старинного поселения у подножия холма, на котором находился небольшой монастырь Санта-Мария-дель-Монте. Часто местные жители Андрии называют его «Короной Апулии».

Средневековье ― огромный исторический период, связанный с масштабными событиями и значительными изменениями во всех сферах жизни, как отдельных государств, так и целых наций Европы и Азии. Это время падения Римской империи и начавшегося вслед за этим Великого переселения народов, которое в дальнейшем, на протяжении многих веков, будет служить благодатной почвой для возникновения бесчисленных культурных, языковых и религиозных конфликтов между германскими и романскими народами, ранее проживавшими на территории некогда единой империи. «Темные века» как небезосновательно назовет эту эпоху знаменитый итальянский поэт Петрарка, несмотря на глобальные потрясения, без которых в истории своего развития не обходилась еще ни одна цивилизация, станет и временем великих преобразований.

Как никогда ранее, церковь в лице Папы Римского обретет небывалую власть и могущество, с которой придется считаться всем, от обитателей глухих поселений и жителей просвещенных городов до монархов и королей. Это время расцвета идеалов монашества и безграничной власти инквизиции, сеющей одинаковый ужас в души, и закоренелых еретиков, и самых набожных прихожан. Время рыцарства и непрекращающихся столкновений, когда христиане проливали кровь друг друга в постоянных междоусобных войнах, и время Великих крестовых походов, когда на полях сражений в борьбе за священный Иерусалим не меньше проливалось крови мусульман и крестоносцев.

Безусловно, чтобы получить даже приблизительное представление о Средневековье, занявшем в истории человечества без малого девять веков, потребуется знакомство с куда более обширными сведениями. Но и упоминание этих нескольких знаковых событий позволяет получить представление о времени и условиях, в которых был построен во многом загадочный и по-своему уникальный замок Кастель-дель-Монте. А для того чтобы лучше разобраться в особенностях архитектуры замка или его истинном предназначении, а возможно, и попробовать найти разгадки на некоторые тайны, которыми щедро окутан Кастель-дель-Монте, стоит обратить внимание и на непосредственного владельца замка, личность которого представляется настолько же колоритной, насколько и противоречивой.

Об этом человеке, чье властолюбие и жестокость не знали границ, можно рассказать многое, но и упоминание лишь одного факта из его бурной жизни дает весьма четкое и наглядное представление о неоднозначном характере и нраве этой личности. Так, никогда не питая глубоких религиозных чувств и всячески оттягивая свое участие в очередном Крестовом походе, этому человеку все же удалось добиться, казалось бы, невозможного ― быть отлученным от церкви и, несмотря на папскую анафему, одержать победу в Крестовом походе и вернуть христианскому миру Иерусалим. Речь идет ни о ком другом, как об императоре Священной Римской империи, правителе Германии, короле Сицилии и Иерусалима Фридрихе II Гогенштауфене.

Строительство замка упоминается лишь в одном документе дошедшем до наших дней. Он датирован 29-м января 1240 г. и в нем указано, что император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен ( нем. Friedrich II von Hohenstaufen) приказывает губернатору и судье Richard de Montefuscolo купить известь, камень и все необходимое …

…pro castro quod apud Sanctam Mariam de Monte fieri volumus…

(для замка, который мы хотим возвести рядом с церквью Св. Марии на холме).

Впрочем далее из документа не совсем понятно, что имеется в виду — начало строительства или какие-то финальные работы. В пользу последней версии говорит еще один документ, выпущенный в 1241-1246 гг . - Statutum de reparatione castrorum (список укреплений, которые требуют починки). В нем Кастель-дель-Монте указан как уже построенный замок.

В качестве места для будущего строительства очередного замка Фридрих II выбирает Апулию, регион, входящий в тот период в состав Сицилийского Королевства (ныне регион провинции Бари на юге Италии), где он, собственно, вырос и прожил все свое детство и юность. Согласно бытующему преданию, Castel del Monte (от итал. «замок на горе» или «замок горы») был построен на месте руин покинутого монастыря Святой Марии, а точнее, на небольшом возвышении в виде холма, расположенного посреди безлюдной равнинной местности (в 16 км от города Андрия), позже получившей название Terra di Bari. Отсюда и происхождение первоначального названия замка Сastrum Santa Maria de Monte, которое сохранялось за ним на протяжении долгого времени.

Начало строительства замка приходится на 1240 год, а окончание работ датируется 1250 годом, то есть по странному (а возможно, и чисто случайному) совпадению завершение Кастель-дель-Монте совпало с годом смерти Фридриха II. Что, даже отбросив напускную таинственность, невольно наводит на мысль о некой символичности, ведь следом за кончиной императора вскоре исчезнет и весь дом Гогенштауфенов. А одним из самых ярких напоминаний о великой династии южногерманских королей и императоров Священной Римской империи остается как раз таки замок Кастель-дель-Монте, неизменно возвышающийся над равнинной местностью Апулии на протяжении вот уже почти 800 лет.

Согласно сохранившимся письменным свидетельствам известно, что Фридрих II отдавал предпочтение возведению объектов и сооружений исключительно военного назначения. Поэтому неудивительно, что за время своего правления он успел отстроить более 200 замков и крепостей и при этом был упомянут в качестве основателя только одной церкви в Альтамуре. О страсти императора к оборонным укреплениям даже ходили легенды, будто придворные вельможи порой умоляли своего правителя сделать, наконец, перерыв и не строить такое количество новых замков. Но объяснить подобное жертвование духовными потребностями своего народа в угоду чисто практических военных целей нетрудно, достаточно лишь вспомнить о непростых и непримиримых взаимоотношениях между императором и Римским Папой.

В те времена Папская область во что бы то ни стало стремилась обезопасить себя и свои владения от посягательств Священной Римской империи, и поэтому между каждым новоизбранным папой и императором всегда сохранялись крайне напряженные отношения. И даже первое и второе отлучения от церкви Фридриха II (в 1227 и 1239 гг.) и прозвище «настоящего антихриста», крепко закрепившееся за императором, едва ли способны показать ту враждебность и ненависть, которую питали друг к другу, пожалуй, на тот момент два самых могущественных правителя католического мира. Поэтому борьба Фридриха II и папы Григория IX за центральную часть Италии, со временем переросшая в открытое и ожесточенное противостояние, просто не могла не отразиться на политике, проводимой императором. Тем загадочней на фоне постоянных войн и восстаний, которые вел и подавлял Фридрих II, выглядит его задумка строительства замка Кастель-дель-Монте, который, по сути, ни замком, ни крепостью не является.

За основу двухэтажного строения Кастель-дель-Монте была взята совершенно нестандартная форма правильного восьмиугольника, благодаря которой замок и остается единственным фортификационным сооружением с такой необычной планировкой. Причем среди всех средневековых замков Западной Европы. Что, собственно, затрудняет, а нередко и ставит в тупик современных исследователей, занятых поиском достоверных аналогов, которые в XIII веке могли бы вдохновить Фридриха II на строительство столь необычного для своей эпохи сооружения. Но зная о хорошем знакомстве императора с менталитетом восточных людей (особенно сарацинов), его терпимости к чужим культурам и религиям и о его крайнем свободомыслии, можно предположить, что прообразы будущего Кастель-дель-Монте могли быть позаимствованы Фридрихом II из мусульманского мира, во время его Крестового похода на Святую землю.

С этой версией часто связывают мечеть Купол Скалы, построенную в Иерусалиме еще в VII веке н.э. и также имеющую форму восьмиугольника. Возвращаясь к замку, стоит обратить внимание, что помимо восьмиугольных стен высотой 25 метров к каждому из углов замка примыкают восьмиугольные башни, чьи вершины возвышаются над землей немного выше — на 26 метров. Как легко заметить, число углов и, соответственно, башен Кастель-дель-Монте равняется восьми, но и на каждом из двух этажей замка располагается по восемь одинаковых залов, а присмотревшись к украшениям помещений, можно обнаружить еще и частое восьмикратное повторение деталей внутреннего орнамента.

И словно этого повторения цифры 8 показалось малым, внутренний двор замка, который вполне мог иметь форму круга или квадрата, также представляет собой все тот же восьмиугольник. Отсюда и неудивительно возникновение прочной ассоциации замка Кастель-дель-Монте с таинственной цифрой 8, которая постоянно служит объектом повышенного интереса и историков, и приверженцев нумерологии, и обычных любителей тайн и загадок.

Из-за своей внешней схожести замок Кастель-дель-Монте часто называют «короной Апулии». И в самом деле, это сравнение представляется справедливым, и не только благодаря внешнему подобию, но и потому, что Фридрих II носил именно восьмиконечную корону. Так что замок и его характерная форма могли служить в качестве символа власти императора, которую тот пожелал запечатлеть «в камне». Строго говоря, при строительстве замка были использованы только известняк (основа) и мрамор (колонны, отделка окон и порталов), но это нисколько не нарушает версию замка-символа, а скорее даже наоборот, только лишний раз подтверждает ее. Мрамор как строительный материал, бесспорно, обладает массой достоинств, но едва ли подходит для возведения таких мощных оборонных укреплений, как замки, крепости или форты.

Таким образом, происхождение цифры 8 во многом связывают непосредственно с архитектурой замка Кастель-дель-Монте. Правда, существуют и другие предположения, ведь эту же цифру можно увидеть и в украшенном восемью лепестками перстне Фридриха II, а заглянув в историю различных культур и учений, можно еще и найти собственное толкование символизма цифры 8, как олицетворение власти, богатства, успеха или удачи. Но оставим, наконец, цифры и перейдем непосредственно к особенностям обустройства замка, который с равным успехом можно было бы назвать охотничьей резиденцией, памятником, своеобразной обсерваторией или даже культовым сооружением.

При строительстве фортификационных сооружений эпохи Средневековья первостепенное значение всегда уделялось способности замка или крепости противостоять любым атакам и их возможностям выдерживать длительные осады. Но, обратившись к истории Кастель-дель-Монте, можно обнаружить странную особенность ― вокруг замка никогда не копались рвы и даже не насыпались земляные валы. Помимо этого, в замке не найти складских помещений, где в случае осады следовало бы сберегать запасы продовольствия. С другой стороны, присмотревшись к замку, наравне с небольшими окнами можно заметить и узкие щели бойниц, устроенных по периметру всех башен. Значит, тот немногочисленный гарнизон, который мог бы разместиться во внутренних помещениях, все-таки мог рассчитывать на хоть какое-то преимущество (помимо внушительных стен) во время обороны замка. Но тогда становится совершенно непонятно, почему винтовые лестницы в башнях Кастель-дель-Монте закручены «не в ту сторону». Согласно одному из правил «замкостроительства», винтовые лестницы должны подниматься с этажа на этаж по направлению часовой стрелки.

Это обеспечивает защитникам замков более выгодное положение, так как атакующим солдатам приходится подниматься по лестнице и при этом вести бой в неудобной позиции. А дело все в том, что солдаты, идущие на штурм замка, лишаются возможности наносить наиболее сильные удары своим основным оружием ― мечами, ведь для этого требуется размахнуться справа налево, в то время как солдаты, защищающие замок, благодаря закрученности лестницы и более высокому на ней положению будут постоянно находиться несколько правее. Так что нестандартное (против часовой стрелки) направление винтовых лестниц Кастель-дель-Монте получило бы хоть какое-то оправдание, только если бы замок осаждали войска, состоящие исключительно из левшей. Или, что более очевидно, Фридрих II таким способом лишний раз подчеркнул необоронное предназначение замка.

Среди увлечений императора особое место занимала соколиная охота, которой он посвящал немало своего свободного времени. И на основе собственных наблюдений и экспериментов Фридрих II даже написал трактат «Искусство охоты с птицами». Так, исходя из страсти императора к охоте, возникает предположение о возведении Кастель-дель-Монте в качестве охотничьей резиденции. Но под сомнение подобную мысль ставят крайняя роскошь и непомерное богатство внутренней обстановки, которой мог похвастаться замок к моменту своего завершения. Еще одно назначение Кастель-дель-Монте связывают с особенностями ориентации его входов и окон по сторонам света.

Главные ворота замка выходят точно на восток, а запасные расположены строго в противоположном — западном - направлении. Что касается окон, как внешних, так выходящих во внутренний двор, то они обустроены таким образом, что помещения второго этажа освещаются прямым солнечным светом в течение всего года, а восемь залов первого этажа именно во время летнего и зимнего солнцестояния получают естественное и, что интересно, абсолютно равномерное освещение. Отсюда родилась версия о замке как средневековой обсерватории или огромном астрономическом календаре.

Свой вклад в появлении на свет куда более сакральных причин строительства, а также и самого предназначения Кастель-дель-Монте делают сторонники оккультизма и мистицизма. Они придерживаются той точки зрения, что последователи каких-либо тайных учений или обществ, скрытых от глаз непосвященных (к которым мог бы принадлежать Фридрих II), использовали замок для проведения своих ритуальных или религиозных обрядов.

Прямых доказательств подобной версии, конечно, не найти, но многие туристы после посещения замка нередко указывают на те странные и необычные ощущения, что они испытывают, впервые оказавшись внутри Кастель-дель-Монте. Возможно, на людей производят впечатление массивность и внушительность сооружения или древность замка и его многовековая история, от которой поневоле должно захватывать дух. Но кто знает, не дает ли о себе знать некая таинственная энергетика, еще не утратившая своей силы и по-прежнему хранящаяся в стенах Кастель-дель-Монте?

Ну и в завершение лишь краткого знакомства с наиболее известным средневековым замком Италии, если все-таки отвлечься от потусторонних сил, стоит напомнить, что Кастель-дель-Монте вскоре после смерти Фридриха II послужит в качестве тюрьмы для его внуков. Затем, утратив былое значение и величие, после многочисленных разграблений замок лишится и прежнего блеска, и своей строгой красоты. На протяжении веков восьмиугольная крепость, памятник могущества рода Гогенштауфенов, охотничья резиденция императора, культоастрономическое сооружение станет убежищем, где местная знать будет искать спасения от эпидемий чумы, не раз вспыхивающих по всей Европе и добиравшихся до самых южных регионов Италии.

Примерно с XVII века замок постигнет незавидная участь быть покинутым и доживать свои последние дни в полном запустении. Но, к счастью, спустя почти 200 лет медленного и потому незаметного разрушения о заброшенном замке вновь вспомнят. В 1876 году следом за объединением Италии в единое государство в замке Кастель-дель-Монте начнутся реставрационные работы, а в 1996 году замок войдет в число исторических объектов, охраняемых фондом Всемирного наследия ЮНЕСКО. (whc.unesco.org/en/list/398)

И хотя сегодня замок Кастель-дель-Монте превратился в историческую и туристическую достопримечательность, он по-прежнему служит живым напоминаем целой династии Гогенштауфенов, подарившей миру таких великих правителей, как Конрад III, Фридрих I Барбаросса и Генрих VI.

Кастель дель Монте - это самый известный средневековый замок, который полон тайн и различных символов. Он размещен в южной стороне Италии и в переводе означает «замок на горе». Данная постройка относится к временам правления императора Фридриха II Гогенштауфена, который возвел ее в XIII столетии.

С незапамятных времен на холме существовала церквушка Санта Мария-дель-Монте, которую уничтожили, не оставив и следа. Именно здесь и был сооружен замок, что своим необычным видом привлекает множество современных туристов.

Ученые определили, что замок возводился в течении десяти лет. Но, до сих пор остается загадкой, кто был главным архитектором этого необычного грандиозного сооружения, также неизвестно прямое назначение данной постройки. Припускают, что Кастель дель Монте хранит в себе тайну точных наук древнего народа, среди которых астрономия и математика. Данный замок преподносит цифру восемь, которая замечается во всем. В форме восьмиугольника выстроено все здание, что вмещает два этажа. По граням восьмиугольной постройки размещено ровно восемь башен, которые придерживаются все тех же восьми углов. На каждом этаже насчитывается ровно восемь комнат, а в самих башнях имеются винтовые лестницы, раскручивающиеся против часовой стрелки, что не привычно для построек данного периода. Данный замок не имеет комнат для определенного назначения, все они соединены между собой арочными проемами.

Кастель дель Монте включает внутренний дворик, на котором размещен фонтан в виде восьмиугольника, что высечен с мрамора. Этот фонтан принимал непосредственное участие в некоторых обычаях тамплиеров.

Украшением замка служит декор, что также продолжает тему числа восемь. Здесь можно насчитать ровно такое количество листьев на колонах, на ключе свода, а здешние подсолнухи содержат восемь лепестков. Это число не простое, ведь оно выступает в роли посредника между небом и землей. В виде декора также сооружено два льва, что размещены при входе на колонах.

Если учесть тот факт, что император Фридрих II был поклонником охоты на соколов, и даже посвятил этой теме один из своих письменных трудов, то можно припустить, что именно Кастель дель Монте выполнял роль охотничьего замка. Здесь также проходили очень важные события, среди которых свадьба дочери правителя.

Достаточно долгое время Кастель дель Монте был в полном забытье. В 1876 году им начало распоряжаться государство, именно тогда замок был отреставрирован и приобрел ухоженный вид.

В списки всемирного наследия ЮНЕСКО данная достопримечательность попала в 1996 году. В наше время замок Кастель дель Монте, что имеет большое сходство с царской короной, могут увидеть все желающие.

О замке

Замок дель Монте (Castel del Monte) одиноко возвышается на уединенном холме Западной Мурдже в пустынной местности города Андрия провинции Бари, на высоте 560 метров над уровнем моря. Современное название замковый комплекс получил лишь в конце XV века, первоначальное название не сохранилось. Назван замок Кастель дель Монте был в честь одноименного старинного поселения у подножия холма, на котором находился небольшой монастырь Санта-Мария-дель-Монте. Часто местные жители Андрии называют его «Короной Апулии».

Историки полагают, что Castel del Monte был задуман как охотничья резиденция, однако внутреннее убранство комнат было слишком богато задекорировано и обставлено роскошной мебелью для подобных целей.

Кастель дель Монте - это двухэтажное сооружение с плоской крышей. Внешне дворец представляет собой правильный восьмиугольник с длиной каждой из сторон, равной 16,5 метрам.

На каждом из углов возвышается великолепная восьмиугольная башня. Ровно по центру высоты по всему периметру замкового комплекса протянулся узкий карниз, который выполняет функцию визуального разделения этажей. Верхний карниз отделяет цоколь дворца и находится на высоте 2 метров.

Внутренний двор замка Кастель дель Монте по форме соответствует очертаниям самого здания. Высота сооружения с внутренней стороны дворика составляет 20,5 метров, лишь угловые башни гордо вдаются ввысь. На крыше замка аккуратно в виде елочки выложена мощеная терраса, с которой открывается потрясающий панорамный вид на море.

Фасад центрального входа обращен на восточную сторону. На западной стене находиться второй запасной вход. Здание построено из отшлифованного известняка, и лишь круглые колоны, декоративные обрамления окон и фасады выполнены из качественного мрамора. Каждая из внешних стен имеет по два окна, на первом – одноарочное, на втором - двухарочное. Ярким украшением северной стороны на втором этаже является одно единственное окошко с тремя арками. Внутренние апартаменты по форме представляют собой правильную трапецию. В замке всего 16 полноценных комнат - по восемь на каждом этаже. Не смотря на то, что все апартаменты обладают сходной формой, отличаются они расположением дверей. Два больших зала замка Кастель дель Монте имеют выходы на обе стороны здания и соединяются с соседними залами, при этом они не имеют вход во внутренний двор. Помимо проходных помещений, имеются в крепости и концевые комнаты с одной дверью в коридор. Самым ярким из подобных помещений считается Тронный зал.

Угловые башни служат в качестве гардеробов, санузлов и винтовых лестниц. Причем обустройство уборных Castel del Monte доказывает высокий уровень санитарных норм в цивилизованном обществе Средних веков. Все туалеты хорошо проветривались по средствам шлицы, проделанной в стенах и промывались водой из баков, установленных на крыше. Интересным фактом является то, что лестницы закручиваются не традиционно в правую сторону, а в левую, подобно физиологии природы, как, например, закручивается вправо панцирь улитки.

Существует легенда, что романтический и загадочный Castel del Monte имеет потайной подземный восемнадцати километровый туннель в замок Ducale di Andria, и четырех километровый проход в крепость Кастелло ди Каноса (Castello di Canosa).

История

Замок Кастель дель Монте был построен Императором Священной Римской Империи Фридрихом II, который продумал для крепости яркий и оригинальный дизайн. До сих пор историки спорят о сроках строительства комплекса. По одним документам становится ясно, что указ Фридриха II вышел в 1237 году и гласит о строительстве нового замка в Санта Мария ди Монте.

Из других документов следует то, что указ короля датируется 1240 годом и побуждал отреставрировать крепость, ранее построенную Ломбардом Робертом Жискаром и его сыном Роджером Норманном в 1073 году.

В любом случае Кастель дель Монте приобрел современный вид при Фридрихе II и имеет сходство с другими укреплениями этой эпохи, рассчитанными на защиту от внешнего врага, такими как Барлетта, Бари, Бриндизи, Козенца, Джоя-дель-Колле и пр.

В 1266 в войне за господство над территориями Сицилии и Неаполя, был поражен и убит сын Фридриха Манфред. Это положило конец правлению швабской династии в Италии. Победитель битвы при Беневенто Карл Анжуйский заточил в замок несовершеннолетних детей Манфреда - Фридриха, Генриха и Энцо, где они провели целых 33 года. После этого замок Кастель дель Монте время от времени использовался для свадебных церемоний.

В 1459 году крепость перешла во владения знатной итальянской семьи сеньора Ферранте Арагонского. А в 1656 замок в последний раз служил резиденцией для спасающихся от чумы знатных семей Италии, которая свирепствовала в городе Андрия. А уже через некоторое время Castel del Monte опустел и лишь в XIX веке превратился в дом пастухов, местных разбойников и мародеров. В этот период замок был разграблен, драгоценные мраморные материалы были содраны со стен, а богатые скульптуры проданы.

В 1876 году укрепление перешло во владения знатной семьи Carafa, которая занялась его восстановлением и реконструкцией.

В настоящее время замок Кастель дель Монте является памятником средневековой архитектуры и открыт для посещения всех желающих туристов.

Информация для туриста

Время тура: ~ 30 мин
Время работы:
Март - сентябрь с 10.45 - 19.45. Октябрь - февраль 09.45 - 18.45, закрыто на Рождество и Новый год.

Публикации по теме