Разумовский пансион. Городская усадьба разумовского

На берегу Мойки, рядом с барочным Строгановским дворцом, расположен яркий образец раннего классицизма — дворец графа Разумовского. Это красивое здание можно и не заметить, прогуливаясь по набережной на отдыхе в СПб, ведь оно стоит в глубине парадного двора с памятником К. Д. Ушинскому и скрыто за деревьями и монументальными каменными воротами с колоннами и полукруглым фронтоном.


Резиденция К. Г. Разумовского, последнего гетмана Войска Запорожского, возведена зодчими А. Ф. Кокориновым и Ж. Б. Валлен-Деламотом в 1762-1766 годах. Ранее на этом месте находился деревянный особняк, созданный Ф. Б. Растрелли в 1739-м для графа Фридриха фон Лёвенвольде. После воцарения Елизаветы граф впал в немилость, его осудили и отправили в ссылку, а имущество конфисковали.



Дворец Разумовского получил традиционный для городской усадьбы вид здания, расположенного в глубине садового участка. От набережной дворец был отделен каменной оградой с большими воротами, а на получившемся пространстве был обустроен сад. Симметричный фасад дворца украшен шестью колоннами коринфского ордера и выступающим ризалитом по центру здания, которые увенчаны антаблементом и ступенчатым аттиком, окна обрамлены лепниной и фигурными наличниками, а свободное пространство декорировано барельефами.

Дворец К. Г. Разумовского - одно из лучших достижений русского зодчества 1760-х гг. По плановой и объемной композиции, частично искаженной в результате перестроек, произведенных в XIX столетии, он близок к подобным сооружениям в загородных царских резиденциях.


Парадный двор отделяла от проезжей части набережной высокая каменная ограда с монументальными воротами в центре по проекту архитектора Д. Квадри. Архитектурное решение ворот весьма своеобразно. Фасады ограды и ворот членятся ионическими колоннами. Над средней более широкой проезжей частью антаблемент лишен архитрава и изогнут в полуциркульную дугу.

Решетка со стооны Казанского собора.

Парадные ворота, сооружённые в 1760-х годах, были сохранены. Но их дополнили упомянутым выше изображением пеликана, т.к. Здесь был сиротский приют.

В скульптурно-орнаментальном оформлении фасада широко использованы тонко прорисованные барельефы.

Не менее интересно задуман садовый фасад с сильно выступающими боковыми ризалитами, колоннадой из четырех коринфских колонн в центре и лепными деталями, повторяющими мотивы, использованные в декоративном оформлении главного фасада.

Фасад со стороны внутреннего сада выполнен в сходном стиле и украшен изящными барельефами и лепниной


В XVIII веке на территории усадьбы был разбит сад, протянувшийся до Казанской улицы, от которой его отделяет ажурная ограда работы А. Н. Воронихина.

Архитекторы и владельцы усадьбы.

Ф. Б. Растрелли построил деревянный дворец для графа Рейнгольда-Густава Левенвольде, приближённого императрицы Анны Иоанновны. Рядом находилась усадьба его любовницы Н. Ф. Лопухиной, потому Левенвольде и выбрал этот участок.

Рейнгольд Густав Лёвенвольде.

фаворит Екатерины I, влиятельный придворный в правление Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны, обер-гофмаршал (1730)

Н. Г. Чернецов. Вид дачи П. В. Лопухиной 1823 г.

Современный вид.

После прихода к власти императрицы Елизаветы Петровны Левенвольде был отправлен в ссылку, а дворец перешёл в казну. В 1743 году она подарила усадьбу своему бывшему фавориту А. Я. Шубину. Однако Шубин, как бывший фаворит, посчитал для себя небезопасным находиться в Санкт-Петербурге, потому уехал из столицы

В 1749 году участок перешёл во владение гетмана Украины и президента Академии наук Кирилла Григорьевича Разумовского. В 1760 году деревянное строение из-за ветхости было разобрано.


В газете "Санкт-Петербургские ведомости" находилось следующее объявление: "Графа К. Г. Разумовского деревянный дом на каменном фундаменте желающим разобрать, перевезти и поставить на Крестовском острову... явиться могут в домовой канцелярии". В 1762 году архитектор А. Ф. Кокоринов начал строить новое каменное здание. К 1766 году работу закончил Ж. Б. Валлен-Деламот

Хозяин дома устраивал для знати балы и маскарады на которые собралось до 2000 человек гостей, но в тоже время не обделял вниманием бедноту. По большим праздникам вокруг дворца собиралась толпа людей и их оделяли милостыней.

Александр Филиппович Кокоринов 1769 Портрет работы Д. Г. Левицкого

10 июля (29 июня - ст. ст.) 1726 года родился Александр Филиппович Кокоринов - выдающийся русский зодчий XVIII века, первый директор императорской Академии Художеств,

впоследствии - ректор Академии, директор и организатор воспитательного училища, талантливый педагог, заложивший традиции русского классицизма в архитектуре XIX века, автор современного здания Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

С 1740 года учился в Тобольске, затем, приехав в Москву вместе с семьёй архитектора И. Я. Бланка, продолжил обучение в архитектурной школе Д. В. Ухтомского. С 1754 года жил в Санкт-Петербурге. С 1761 года директор, с 1765 — профессор, а с 1769 — ректор Императорской Академии художеств.

Работы Кокоринова знаменуют переход от барокко к классицизму. Участвовал в проектировании и строительстве здания Императорской Академии художеств в Петербурге (1764—1788, совместно с Ж. Б. М. Валлен-Деламотом).

Скончался от «водяной болезни» неустановленного происхождения, исповедан в Симеоновской церкви и похоронен на Сампсониевском кладбище.

По другим данным — вследствие необоснованных обвинений в хищении финансовых средств, покончил жизнь самоубийством на чердаке здания Академии художеств и погребён на Смоленском кладбище.

Существует также легенда, ставшая частью современного петербургского фольклора, о том, что Кокоринов покончил с собой от переживаний в связи с выговором, который ему сделала Екатерина II, когда, посетив новооткрытую Академию Художеств, случайно запачкала своё платье, задев свежевыкрашенную стену.

Жена — Пульхерия Григорьевна Демидова, дочь Г. А. Демидова; на её сестре Наталье был женат архитектор И. Е. Старов.

Валлен-Деламот Жан-Батист Мишель (1729-1800) - французский архитектор.

В 1759 году по приглашению графа И. И. Шувалова прибыл в Россию и стал первым профессором зодчества петербургской Академии трех знатнейших художеств. Постройки Валлен-Деламота — характерные образцы раннего русского классицизма, так называемый стиль Людовика XVI, ставший эмблемой первых лет царствования Екатерины II.

Помимо здания Академии художеств (Университетская наб.,17), выстроенного в совместно с Кокориновым, к его творениям принадлежат также Гостиный Двор (Невский пр., 35), дворец графа Чернышева (на месте Мариинского дворца), Малый Эрмитаж (Дворцовая наб., 36), католическая церковь Св. Екатерины (Невский пр., 32),

дворец графа Чернышева (на месте Мариинского дворца), Малый Эрмитаж (Дворцовая наб., 36), католическая церковь Св. Екатерины (Невский пр., 32), дворец графа К. Г. Разумовского (наб. р. Мойки, 48, совместно с Кокориновым), проект фасадов Новой Голландии и ее арки (совместно с Чевакинским). Много работал в Зимнем дворце (Дворцовая наб., 34). Среди учеников Валлен-Деламота были русские архитекторы В. И. Баженов, И. Е. Старов. В 1775 году архитектор вернулся во Францию.

История дворца

В 1781 году Разумовский продал свой дворец польскому графу К. П. Браницкому и уехал из Санкт-Петербурга. Граф Браницкий прожил здесь до 1798 года, после чего уехал из России. Дворец Разумовского был продан в казну за 450 000 рублей. Только что выкупленный дворец был передан Воспитательному дому, созданному по указу Павла I от 2 мая 1797 года.

Альбом. Изд. фот. К. Буллы

После того, как граф Разумовский покидает Санкт-Петербург, в 1798 году дворец был выкуплен в казну и на его территории открыли Воспитательный Дом, куда стали брать на попечение безродных младенцев, подкидышей и детей-инвалидов до достижения ими 9-летнего возраста.


Фасад со стороны сада.

За домом был посажен прекрасный сад, в котором росли яблони, липы, а также декоративные растения. Кстати, часть сада сохранилась и до наших времен.

Двор-курдонер со стороны Мойки был засажен деревьями и кустарниками в 1862 году. В 1865 году садовый мастер И. Альвардт и архитектор Г. Х. Штегеман реконструировали сад, примыкающий к Воронихинской ограде .

Только что выкупленный дворец был передан Воспитательному дому, созданному по указу Павла I от 2 мая 1797 года. Покровительствовала ему жена императора Мария Фёдоровна, первым руководителем стал И. И. Бецкой.

Воспитательный дом предназначался прежде всего для обездоленных детей: сирот-подкидышей, инвалидов. На фасадах зданий и на арке у входа можно видеть скульптурное изображение пеликана. Это символ, отражающий предназначение находящегося здесь учреждения. В 1797 году Воспитательному дому был передано соседнее здание - дом №50 на набережной Мойки. В 1798 году для Воспитательного дома помещения дворца Разумовского были перепланированы.

В Воспитательный дом принимали детей-подкидышей в возрасте до 10 месяцев. В год сюда поступало сирот до 8 000 душ, кормилиц нанимали свыше 9 000 человек. По достижении девяти месяцев, ребёнок отдавался в добропорядочную семью, на чьём доме помещалась табличка "П.В.Д".


За воспитанием ребёнка продолжали следить вплоть до вступления его в брак, или до того, как он сам станет родителем. Деньги на организацию такой работы брали из доходов от продажи игральных карт. Также императором Павлом I был издан указ, по которому в фонд Воспитательного дома поступало 10% от доходов императорских театров.


Приемный зал Императорского воспитательного дома. Прием прошений от женщин, желающих отдать детей. Санкт-Петербург. 1913. Фотоателье К. К. Буллы

Грудное отделение Императорского воспитательного дома. Санкт-Петербург. 1913. Фотоателье К. К. Буллы

Воспитательницы Воспитательного дома с детьми младшего возраста. 1913.

Воспитательный дом. Занятия в школе нянь. 1913. Фотоателье К.К. Буллы.


Позже учреждение было преобразовано в Николаевский женский сиротский институт, а с 1903 года — в Императорский Женский педагогический институт. Такая направленность дворца сохранилась и поныне — сегодня в нем размещается педагогический университет имени А. И. Герцена.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Николаевского сиротского института

Год постройки: Между 1829 и 1834

Домовая церковь усадьбы графа К.Г. Разумовского

Проект здания храма разработал в 1829 г. арх. Д. Кварди. После его смерти в 1832 г. строительство возглавил П. С. Плавов, который изменил первоначальный проект и разработал отделку двусветного зала. Работы закончены в начале 1834г. В феврале 1834 г. храм освятили во имя Покрова Пресвятой Богородицы.


Внутри красивую церковь украшали мощные композитные колонны и пилястры белого искусственного мрамора, сделанного известным мастером Г. Т. Трубниковым. С мрамором хорошо сочеталась золоченая бронза, из которой были изготовлены изящные подсвечники и богатое паникадило. Образцом ампирной вышивки являлась великолепная плащаница. В храме хранилось парадное платье Императрицы Марии Феодоровны, много содействовавшей призрению сирот в стране. Переделка в 1887 арх. Н. Н. Ковригиным интерьеров, похоже, не коснулась церковных помещений.

Трехэтажное отдельностоящее здание церкви соединялось с главным корпусом переходом. Зал украшен колоннами и пилястрами коринфского ордера, облицован искусственным мрамором.


Нынешний вид. Автор фотографии: Виктор Мудров Снято: 27 ноября 2011


Автор фотографии: Андрей Агафонов Снято: 1 апреля 1997

Церковь закрыта в 1918; ликвидирована в 1922; утварь взята в Музей отжившего культа и Музейный фонд; иконостас оставлен на месте. В 1937-1938 здание переделано под клуб нынешнего Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.


В 1839-1842 годах для института был построен новый корпус (наб. р. Мойки, 50). В 1868 году перед ним был установлен памятник И. И. Бецкому работы А. Лаверецкого, копия работы датского скульптора Я. Замельгака.

Ива́н Ива́нович Бецко́й (3 февраля 1704, Стокгольм — 31 августа 1795, Санкт-Петербург) — видный деятель русского Просвещения, личный секретарь императрицы Екатерины II (1762—1779), президент Императорской Академии искусств (1763—1795), инициатор создания Смольного института и Воспитательного дома. Возглавлял комиссию по каменному строению в Санкт-Петербурге и Москве.

. В 1903 году на здесь было образовано первое в России педагогическое учреждение - Императорский Женский педагогический институт.

В 1918 году институт переименовали в Первый Педагогический. Затем здесь же возникли Второй и Третий институты, другие самостоятельные учебные заведения. В 1922-1925 годах на их базе был создан Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена.

Внешний вид дворца почти полностью соответствует годам постройки, а вот внутренние помещения неоднократно переделывались под нужды часто менявшихся владельцев, поэтому оригинальная отделка интерьеров до наших дней не сохранилась.

Использованы только собственные фотографии - дата съемки 13.04.2015

Адрес : Ул.Казакова, д.18-20, стр.1, м."Курская"

Усадьба Разумовского - памятник архитектуры классицизма - была построена в 1799-1803 гг. архитектором А.А. Менеласом, а затем в 1842 г. существенно перестроена и расширена архитектором А.Г.Григорьевым.
Это один из редких образцов московского деревянного классицистического зодчества, сохранившихся после пожара 1812 г. Усадьба графа Разумовского - это типичная богатая городская усадьба екатирининской эпохи, с обширным парком с прудами, парадным подъездым двором и некогда великолепным и богатым усадебным дворцом.
Первоначально центральный корпус с большими угловыми выступами и полукруглыми галереями заканчивался отдельно стоящими флигелями (при позднейших перестройках эти части были соединены). Центральная часть дома отмечена глубокой нишей и парадным входом на втором этаже, к которому ведут две открытые лестницы между двумя ионическими портиками.
В комплекс усадьбы входят также два служебно-гостевых флигеля (1842 г., архитектор А.Г.Григорьев) и обширный парк площадью около 40 га, доходивший до р.Яузы.
В 1812 г. при пожарах во время захвата Москвы армией Наполеона усадьба не пострадала, поскольку была временной резиденцией маршала Мюрата и её тщательно охраняли.
А.К.Разумовский - известный государственный деятель, попечитель Московского университета, один из основателей Царскосельского лицея, министр народного просвещения с 1810 по 1816 г.
А.К.Разумовск прожил в своей московской резиденции два года после отставки с государственной службы.
После смерти графа в 1822 г. усадьба стала приходить в запустение. В 1826 г. в коронацию Николая I в нём останавливалась вдовствующая императрица Мария Фёдоровна со своим двором.
В 1827 г. в одном из флигелей усадьбы жил польский поэт Адам Мицкевич.
В 1829 г. здесь поселили персидского принца Хозрев-Мирзу с посольством, приехавших извиняться за убийство Грибоедова.
В 1833 г. усадьбу выкупил Московский Опекунский совет для размещения «приюта для призрения сирот обоего пола чиновников, умерших от холеры».
С тех пор в продолжение почти всего XIX в. в бывшем дворце находились всякого рода благотворительные и учебные учреждения. В 1834 г. из приюта был создан Московский Александровский сиротский институт для детей обоего пола, называвшийся в обиходе «Разумовским пансионом».
В 1842 г. комплекс усадьбы был расширен А.Г.Григорьевым. Тогда же открылось «малолетнее отделение Института обер-офицерских сирот».
Позже, в 1867 г., там же обосновались фельдшерская школа на 300 питомцев Воспитательного дома и богадельня на 100 престарелых женщин.
В Александринское сиротское отделение, в просторечии называвшееся Разумовским пансионом, летом 1876 г. отдали А.И.Куприна, пробывшего там до 1880 г., когда он поступил во 2-й кадетский корпус. С пансионом связан его первый литературный стихотворный опыт.
Несмотря на многочисленных хозяев, революцию дворец и парк встретили во вполне сносном состоянии. Но с приходом советской власти начались злоключения усадьбы, пережившей даже захват Москвы Наполеоном. Во времена СССР здесь разместился институт физкультуры и его общежития, в результате чего с территории парка изчезли пруды, засыпанные под спортплощадки. В 1970-х г. во дворце поселился НИИ физической культуры, общежитий и шумных студентов не стало, зато в центральной части была сооружена сауна.

Бывший завод «АРМА» Завод «Общества освещения Москвы текучим газом» основан в 1865 г. английскими предпринимателями по заказу Московской Городской Думы. Через три года в городе зажглось более 3000 фонарей.
По линии переулка сохранились его конторский корпус и рабочая казарма (архитектор Фёдор Дмитриев), а по задней границе владения - собственно газгольдеры, четыре впечатляющих цилиндрических здания 20-метровой высоты и 40-метрового диаметра (архитектор Рудольф Бернгард). До сегодняшнего дня сохранились круглые кирпичные здания четырех газгольдеров (резервуаров для хранения газа), а также здания других цехов завода.
В советские годы Газовый завод был предприятием первостепенной государственной значимости и до середины XX в. обеспечивал газом всю столицу.
В 1950-х г.г. на заводе организовано производство газового оборудования: плит, счётчиков и другой техники.
В 1990-х г.г. на заводе стали выпускать газозапорную арматуру, а само предприятие было переименовано в завод «АРМА».
В 2002 г. производство было остановлено, а пустующие цеха завода заселяют арендаторы. Постепенно завод стал местом притяжения творческих людей и светской публики.


Фото 1 - И.А.Иванов. Дом графа А.К.Разумовского на Гороховом поле, 1809 г.
Фото 2 - состояние усадьбы Разумовского в начале 2000-х г.г.

ул.Земляной Вал, 29. Здание в стиле модерн


ул.Земляной Вал, 5-7/1. Доходный дом купца И.Я.Фокина. Доходный дом 1898–1901 г.г. Архитектор Э.Р.Нирнзее. Заявленный объект культурного наследия. В 1903 г. в доме Фокина открыта "четвертая народная столовая Общества поощрения трудолюбия".

ул.Земляной Вал, 5-7/1. Доходный дом купца И.Я.Фокина

ул.Земляной Вал, 5-7/1. Доходный дом купца И.Я.Фокина. Отделка фасада

ул.Земляной Вал, 6. Кирпичный жилой дом постройки 1906 г. Архитектор П.П.Розанов. Архитектура с использованием мотивов модерна. Оконные проемы обложены разно­цветной керамикой, что придает дому нарядность. До революции домом владел Александр Мотылёв - известный московский фотограф.


ул.Земляной Вал, 4. Кирпичный жилой дом постройки 1900 г.


Старая Басманная ул., 5. Бывший доходный дом Н.Козлова. Построен в 1907 г. Архитектор К.Л.Розенкампф.


Старая Басманная ул., 11/2 стр.1. Бывшее здание управления Московско-Курской и Нижегородско-Муромской железных дорог. Здесь находились как управление службы дорог, так и квартиры. Построено в 1898-99 г.г. Архитектор Н.И.Орлов (автор проекта старого Курского вокзала), инженер М.А.Аладьин.


Старая Басманная ул., 10, стр.2. Бывший жилой дом усадьбы Пантелеева. Построен в 1874 г.


Старая Басманная ул., 15 стр.2. Бывший доходный дом персидского подданного Аджи-Мамеда Усейна Ага-Аминезарбы. Жилой дом в стиле модерн с характерными деталями в виде женских голов. Построен в 1902 г., архитектор В.В.Шауб.

Старая Басманная ул., 15 стр.2. Деталь внешнего декора.


Гороховский пер., 6/1 стр.2. Главный дом городской усадьбы А.Е.Александрова. Памятник архитектуры XVIII-XIX в.


ул.Земляной Вал, 2/50. Дом построен по проекту А.Г.Туркенидзе на месте снесенной церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи (от нее до наших дней сохранилась лишь колокольня, выходящая на Покровку).


ул.Казакова, 3 стр.1. Кирпичный жилой дом. Построен в 1880 г.


ул.Казакова, 8а. Бывшее железнодорожное депо


ул.Казакова, 8а. Бывшее железнодорожное депо


ул.Казакова, 8. Бывший Московский драматический театр им.Н.В.Гоголя. В 1925 г. при Центральном комитете профсоюза железнодорожников был организован «отраслевой» театр, называвшийся Передвижным театром драмы и комедии. В 1931 г. переименован в Московский театр транспорта (МОСТТ); с 1959 г. он назывался Московским драматическим театром им.Н.В.Гоголя. В 1943 г. театр получил своё постоянное помещение на улице Казакова. Это здание дореволюционной постройки - бывшее железнодорожное депо.


ул.Казакова, 13. Научно-исследовательская часть МИИГАиК (университет гиадезии и картографии). История университета началась в 1779 г., когда в Москве открылось Константиновское землемерное училище при Межевой канцелярии. С 1873 г. институт размещается по нынешнему адресу, в бывшем владении Демидовых.


История усадьбы начинается с того времени, когда на правом низменном берегу Яузы у впадения ручья Кукуй, в местности, изобиловавшей прудами и протоками, жил датский купец Давид Бахарт, или, как его звали в Москве, Гаврило Олферьев, установивший торговые связи между Данией и Россией в 1635-65 годах. В начале XVIII века бывший Бахартов двор принадлежал канцлеру Гавриле Ивановичу Головкину, одному из самых приближенных к Петру I сановников, руководившему внешней политикой России - он был государственным канцлером и президентом Коллегии иностранных дел. Позже усадьба перешла к его сыну Михаилу, который после восшествия на престол Елизаветы Петровны в 1741 году был обвинен в измене и сослан в Якутию, а усадьба была конфискована и перешла в казну. Ею распорядилась сама императрица, подарив огромную усадьбу своему фавориту и тайному мужу Алексею Разумовский, очаровавшему веселую императрицу красотой и прекрасным голосом - он был певчим в придворной капелле. Жил он большей частью в Петербурге, где и умер в 1771 году. Прямых наследников у него не было, и московский дом перешел к брату Кириллу Григорьевичу, бывшему генерал-фельдмаршалом, малороссийским гетманом и президентом Академии наук.

Усадьба стала обстраиваться только после его кончины, когда перешла к старшему сыну гетмана графу Алексею Кирилловичу, сделавшему солидную карьеру - он был камергером и сенатором. В 1795 году Разумовский вышел в отставку, переселился в столицу всех отставных сановников Москву и зажил в ней большим барином. Ему принадлежали дворец на Воздвиженке , построенный для его отца, может быть, самим Баженовым, и небольшой дом напротив , на углу Шереметевского переулка. В 1800 году граф Разумовский решил продать эти владения и переехать в отцовскую усадьбу на Яузе, где он задумал создать роскошный дворец и парк. Деревянный дворец для него был возведён А. А. Менеласом в 1799-1802 годах.

Большой деревянный дворец стоит в глубине парадного двора, ограниченного по бокам двумя двухэтажными кирпичными флигелями и , выходящими на красную линию улицы. Центральная часть дворца выделяется богатой обработкой сдвоенных колонн на выдвинутых вперед портиках и прекрасного рисунка полукруглой лоджией с кессонированным полукуполом и дверью в центре, куда ведут два марша лестницы. Эта часть дворца была по желанию владельца построена из дубовых брусьев, поставленных вертикально. Тут находилась хозяйская спальня, ибо тогда полагали, что значительно полезнее для здоровья жить в деревянном, а не каменном доме. Дом отделали с необыкновенной даже для тех расточительных времен роскошью, и истратили на него более миллиона рублей. Дорогие зеркала, бронза, позолота украшала дворец, стены многих комнат порывали редчайшие гобелены, а подоконники делались из ляпис-лазури, ценного поделочного камня. Жозеф де Местр писал о дворце Разумовского, что он „превосходит всё, что можно видеть в этом роде в Европе”. По роскоши с дворцом соперничал обширный парк площадью более 28 десятин, раскинувшийся по обеим берегам Яузы, полный редких растений, с беседками, статуями, с целой системой прудов и каналов. Этот парк, доходивший до реки Яузы, славился как „место, которое прелестью неискусственной природы заставляло бы посетителя забывать, что он в городе”.

При Александре I А. К. Разумовский вернулся на государственную службу, став министром народного просвещения. Страстью его была ботаника, которой он всерьез занимался, создав прекрасные коллекции как в московской усадьбе, так и в своей подмосковной в Горенках .

Осенью 1812 года при пожарах во время захвата Москвы армией Наполеона усадьба не пострадала, поскольку была временной резиденцией маршала Мюрата и её тщательно охраняли.

В 1816 году граф Разумовский вышел в отставку с поста министра народного просвещения Российской империи и переехал в Москву. Его дом продолжал оставаться самым примечательным домом на улице. Летом граф давал для знати балы и гулянья в парке. В «Путеводителе по Москве» 1831 года указывалось, что на лугах парка для знатных гостей графа устраивался показательный сенокос, на котором крестьяне и крестьянки в праздничных одеждах косили и убирали сено, пели песни, а по окончании сенокоса и угощения танцевали и водили хороводы. Слишком дорогостоящее содержание дворца и огромные долги тяготили графа, и несколько раз просил он императора Александра I купить имение за 850 тысяч рублей, из которых 800 тысяч сразу уходили на оплату долгов.

После смерти графа в 1822 году усадьба стала приходить в запустение. В 1826 году в коронацию Николая I в нём останавливалась вдовствующая императрица Мария Фёдоровна со своим двором. Летом 1827 года в одном из флигелей усадьбы поселился великий польский поэт Адам Мицкевич, сосланный в Россию за участие в студенческом кружке, члены которого мечтали о независимости своей родины. В 1829 году здесь поселили персидского принца Хозрев-Мирзу с посольством, приехавших извиняться за убийство Грибоедова. Старший сын Разумовского Пётр, известный своим беспутством и расточительной жизнью, с давних пор живущий за границей, успел наделать столько долгов, что великолепную усадьбу вскоре пришлось продать за бесценок. Мало что осталось тогда от великолепия графской усадьбы - прекрасный сад разросся, заглох и был больше похож на запущенный лес. В 1828 году её владельцем стал купец из Одессы М. Е. Юрков, и богатые коллекции стали распродаваться за бесценок, а то и просто расхищаться.

В 1833 году усадьбу выкупил Московский Опекунский совет (игравший тогда роль земельного банка) для размещения «приюта для призрения сирот обоего пола чиновников, умерших от холеры». С тех пор в продолжение почти всего XIX века в бывшем дворце находились всякого рода благотворительные и учебные учреждения. В 1834 году из приюта был создан Московский Александровский (Александринский) сиротский институт для детей обоего пола, называвшийся в обиходе «Разумовским пансионом». В 1842 году комплекс усадьбы был расширен А. Г. Григорьевым. Тогда же открылось «малолетнее отделение Института обер-офицерских сирот», переименованное в Александринское сиротское малолетнее отделение. Позже, в 1867 году, там же обосновались фельдшерская школа на 300 питомцев Воспитательного дома и богадельня на 100 престарелых женщин.В 1876-86 годах тут находилась учительская семинария, некоторое время отдавали здание внаём. В 1882 году здесь находилось малолетнее отделение Александровского сиротского дома, а в 1884 году - малолетнее отделение Николаевского сиротского института. С 1901 года в здании усадьбы поместилось «убежище государыни императрицы Марии Федоровны для заслуженных воспитательниц учреждений Императрицы Марии».

После Октябрьской революции собственность была экспроприирована советской властью. 29 мая 1918 года в бывшей усадьбе Разумовского по распоряжению Ленина был открыт Московский институт физической культуры. В здании разместились общежития и учебные аудитории для студентов. Пруды были засыпаны, вместо них устроены стадионы и спортплощадки. В декабре 1920 года институт получил статус центрального института - Государственный центральный институт физической культуры (ГЦИФК). В октябре 1941 года институт был перевезен в Свердловск, где и продолжил работу до 1943 года. По возвращении в Москву в феврале 1943 год 280 студентов и 51 преподаватель приступили к учёбе. При этом производился ремонту помещений, спортивных площадок, стадиона и гимнастических залов. В 1945 году на кафедре теории и методики лыжного спорта была развернутая музейная экспозиция. Постепенно она переросла в Лыжный музей, более 30 лет его главным хранителем был М. А. Аграновский. Сам институт возобновил свою деятельность в 1946 году: были восстановлены педагогический и спортивный факультеты, возобновила набор школа тренеров, создавались научно-исследовательские кружки при кафедрах.

В 1968 году начался перевод института из здания усадьбы на улице Казакова в новое здание на Сиреневом бульваре . Однако к началу занятий окончательно были готовы только главный и спортивный корпуса. Кафедра анатомии длительное время оставалась в здании бывшей усадьбы, где располагался и анатомический музей, без которого невозможно было полноценное изучение этого предмета. Переезд в новое здание был окончательно завершен к середине 1970-х годов. После арендатором стал Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры (ВНИИФК), началось превращение в сооружение, удобное для размещения лабораторий ВНИИФКа, а в центральной части главного дома соорудили баню-сауну для личного пользования руководства. Баня функционировала более 10 лет, за это время с фасада отлетела штукатурка, и начали разрушаться кирпичные стены.

При подготовке Москвы к Олимпиаде 1980 года дворец был включен в список олимпийских объектов и к концу 1979 года помещения были полностью освобождены. Начались строительные работы, которые нельзя было назвать реставрационными. К Олимпиаде не успели и работы были прекращены на долгие годы. После 1980 года в здании усадьбы находились различные спортивные организации Госкомспорта СССР. В начале 1990-х годов с созданием различных новых руководящих структур физкультуры и спорта в этих помещениях, наряду с ВНИИФКом, находился Национальный фонд спорта и его структуры.

Приблизительно с середины 1990-х годов Госкомитет по спорту стали уплотнять в связи с дальнейшим вселением в здание структур Академии Художеств. В начале 1999 года главное здание усадьбы было передано Российской академии художеств З. К. Церетели. Через несколько месяцев, в июле 1999 года, произошёл пожар, значительно повредивший часть главного здания.

С осени 2008 года в здании усадьбы располагается Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации. Музей физической культуры и спорта на территории усадьбы занимает три чердачные комнаты общей площадью 50 м² под офисные помещения. Музей переезжал в усадьбу под твёрдое обещание руководства Госкомспорта СССР передачи ему нескольких залов центральной части дворца Разумовских после их реконструкции и ремонта. Ныне центральная часть находится в ещё худшем состоянии, чем в 1990-е годы. Помещение на территории усадьбы, на которое претендует музей, в советские времена являлось столовой и актовым залом, а сейчас пустует.


Прямо в центре Москвы, недалеко от шумного Курского вокзала, находится одно из наиболее интересных зданий Москвы, некогда великолепный и богатый дворец городской усадьбы графа Алексея Кирилловича Разумовского. Известный государственный деятель, попечитель Московского университета, один из основателей Царскосельского лицея, министр народного просвещения с 1810 по 1816 год, прожил в своей московской резиденции два года после отставки с государственной службы. Именно в это время в его подмосковном имении, селе Горенки, расцвел уникальный Ботанический сад, считавшийся одни из чудес Москвы.
Усадьба Разумовского была построена в 1801-1803 гг. архитектором А.А. Менеласом, а затем в 1842 году существенно перестроена и расширена архитектором А.Г. Григорьевым. Это типичная богатая городская усадьба екатирининской эпохи, с обширным парком с прудами, парадным подъездым двором и центральным, главным усадебным дворцом.

Главный дом представляет собой двухэтажное строение, с прямоугольной центральной частью, выделенной мезонинным этажом с большим арочным окном, сдвоенными колоннами и львами на выдвинутых портиках, и полукруглыми крыльями, заканчивающимися павильонами кубической формы.
Парадные залы, гостиные и картинная галерея располагались в центральной части здания, а жилые комнаты находились в крыльях. Прислуга обитала в нижнем цокольном этаже.


Усадьба была типичной по планировке, однако не совсем типичной по «содержанию». Достаточно сказать, что на ее обустройство было затрачено более 4 млн. рублей, сумма по тем временам фантастическая! Залы были отделаны бронзой и дорогими гобеленами, украшены специально заказанными для нового дома саксонскими и севрскими сервизами. Библиотека графа, известного масона и мистика, поражала воображение обилием средневековых книг.
Парк при усадьбе не уступал в великолепии дому — оранжереи с экзотическими растениями, роща апельсиновых деревьев, четыре пруда с карпами, многочисленные цветники и аллеи услаждали взор графа.


Однако содержание столь богатой усадьбы влетало в копеечку. Известно, что граф пытался продать имение в казну, чтобы расплатится с долгами, однако получил отказ. После смерти Алексея Кирилловича усадьбу унаследовал старший сын, Петр, однако от отца он перенял лишь тягу к великолепию и расточительность, но не государственный ум. И успел наделать к моменту получения наследства столько долгов, что усадьбу пришлось немдленно продать за бесценок. В 1828 году ее владельцем стал одесский купец Юрков, постепенно распродавший уникальную бесценную обстановку по московским антикварным салонам.
Славный род Разумовских пришел в упадок так же быстро, как и взлетел к вершинам богатства и могущества. Петр Алексеевич скончался в бедности в Одессе, а блистательная усадьба его отца пошла, что называется, по рукам.


Сначала ее выкупил Опекунский совет для устройства сиротского приюта, затем там располагались школа фельдшеров, богадельня, семинария, а с 1901 дом престарелых, или точнее «убежище государыни императрицы Марии Федоровны для заслуженных воспитательниц учреждений Императрицы Марии».
Несмотря на многочисленных хозяев, революцию дворец и парк встретили во вполне сносном состоянии. Но с приходом советской власти начались злоключения усадьбы, пережившей даже захват Москвы Наполеоном. Во времена СССР здесь разместился институт физкультуры и его общежития, в результате чего с территории парка изчезли пруды, засыпанные под спортплощадки. В 1970-х во дворце поселился НИИ физической культуры, общежитий и шумных студентов не стало, зато в центральной части была сооружена сауна. Можно представить, какой эффект это оказало на состояние дворца!

К Московской Олимпиаде началась спешная реставрация, однако закончить ее в срок не успели, и в результате дворец оказался на долгие годы (собственно по нынешний день) брошенным на произвол судьбы. Началось разграбление здания, элементов декора, сопровождаемое обычным вандализмом наших граждан…
В 1990-х годах власти вспомнили о существовании уникального памятника архитектуры, и…передали его в 1999-м году Академии художеств Церетели! «Художества» не заставили себя ждать, вскоре после этого случился пожар, нанесший огромный ущерб строению, а от нового владельца здания не удалось до сих пор добится не то что масштабной реставрации, но хотя бы консервации и возведения временной крыши взамен окончательно разрушенной. Зато в более-менее сохранившихся каменных флигелях в левой части здания усадьбы не замедлили поселиться различные арендаторы.

Излишне наверное говорить, что согласно спискам Москомнаследия, усадьба графа Разумовского, как и прилегающий к ней парк — это объект культурного наследия (ОКН) федерального значения. То, что этот уникальный объект буквально гниет заживо, никого, конечно, не волнует…


В своем рассказе я неоднократно подчеркивал «уникальность» дворца Разумовского. Пора наконец объяснить, в чем же именно она состоит. Дело в том, что центральная часть главного здания на самом деле деревянная, обработанная штукатуркой под камень. Деревянных строений, переживших пожар Москвы 1812 года, в столице практически не осталось. Во время захвата Москвы Наполеоном во дворце расположился маршал Мюрат, благодаря чему дворец ничуть не пострадал. Однако пережить головотяпство чиновников и «художников» различных мастей сложнее, чем пожар…
В последние годы ходит много разговоров о «реконструкции» и «воссоздании» усадьбы, появились признаки какой-то строительной работы, рабочие, тачки и таблички. Однако каких-то существенных изменений пока не заметно, чему, зная умение наших градостроителей под видом реконструкции сносить исторические объекты, возможно стоит даже порадоваться.

В центре Москвы на улице Казакова 18 стоит здание, которое когда-то раньше было богатым дворцом городской усадьбы. Этот дворец принадлежал известному государственному деятелю графу А.К. Разумовскому.

Возведение дворца

Дворец возводился с 1799 по 1802 года. Проектированием здания занимался зодчий А.А. Менелас. Он работал под руководством архитектора Н.А. Львова, которого считают основателем данного дворца. Во время Отечественной войны с Наполеоном, усадьба хорошо охранялась и не пострадала.

Убранство усадьбы

Дворец представляет собой двухэтажное здание, рядом расположен парк с прудами. В интерьере здания выделялись сдвоенные колонны и львы на портиках у парадного входа.

Парадные залы, гостиные и комнаты с большим количеством картин находились в центре здания, а комнаты для жилья располагались в боковых частях усадьбы. Планировка здания особо ничем не выделялась, однако на внутренний интерьер были потрачены большие деньги.

Внутренние залы были сделаны из бронзы и украшены дорогими гобеленами, а также выполненными по специальному заказу саксонскими сервизами. Подоконники были сделаны из ценного дорого камня. В библиотеке графа Разумовского было огромное количество средневековой литературы.

Необычный парк с апельсиновыми деревьями

Парк рядом с усадьбой тоже выделялся своей красотой и необычностью. На большой территории парка находилось несколько прудов с плавающими там карпами, большое количество аллей с цветущими там цветами. В парке даже росли апельсиновые деревья. В ходе прогулки по парку Вам, как и жителям того времени, понравится наблюдать за этой неискусственной живой природой.

Печальная судьба дворца Разумовского

Несмотря на всю красоту парка и дворца, содержание усадьбы обходилось графу дорого. Он не один раз пытался продать усадьбу, чтобы закрыть свои накопившиеся долги, но каждый раз это ему не удавалось.

В 1822 году после смерти графа, усадьбе уделяется меньше внимание. По наследству новым владельцем здания становится старший сын графа – Петр Разумовский. Долги становились всё больше, и в 1828 году усадьбу пришлось продать за бесценок купцу Юркову. Новый хозяин начал распродавать все ценности усадьбы по московским антиквариатам. Позже скончался от бедности и сын графа Пётр.

Метаморфозы графской усадьбы

В 1833 году усадьбу выкупил Опекунский совет, создав там приют для офицерских сирот.

В 1842 году усадьба была перестроена и расширена архитектором А.Г. Григорьевым. Позже туда начали заселять престарелых людей.

В 1918 году по распоряжению В.И. Ленина, в усадьбе был открыт Московский институт физической культуры. Внутри были сделаны общежития, классы для занятий учеников. Вместо прудов в парке построили спортивные площадки.

Судьба здания после пожара и в наши дни

Здание не раз меняло еще своих владельцев и использовалось для разных целей. В 1999 году произошел пожар, который нанес значительный ущерб зданию. Уцелевшие части здания с 2008 года стали принадлежать Министерству спорта и молодежной политики. Пострадавшую от пожара часть начали реставрировать, и на данный момент эти работы все еще не закончены.

Публикации по теме