Цепной мост сечени. Цепной мост (Будапешт) - обзор, история и интересные факты Что было раньше

Из всего, что воздвигает и строит человек, повинуясь жизненному инстинкту, на мой взгляд, нет ничего лучше и ценнее мостов.
Иво Андрич

Доводилось ли вам задуматься о том, какая всё-таки позитивная вещь - мосты! Они соединяют, они сближают. Они честно служат по прямому назначению, а заодно - совершенно добровольно! - символизируют взаимопонимание, переход к чему-то новому, путь к объединению. Мост - символ, сооружение, соединяющее два берега, два мира, два начала. Для венгерского народа мосты стали символами прогресса и пробуждения нации.

Сегодня без мостов, соединяющих гористую Буду и равнинный Пешт воедино, немыслимо существование Будапешта. Каждый из мостов имеет свою историю, свой стиль. Даже характер у каждого моста свой, как бы странно это не звучало.

Сегодня я приглашаю вас прогуляться по самому старому из них - Цепному мосту Сечени, который по праву считается одним из самых красивых мостов Европы.

Цепной мост Сечени (Széchenyi lánchíd), построенный в 1849 году, соединяет две исторических части Будапешта — Буду и Пешт. Этот мост стал первым постоянным мостом через Дунай не только в Будапеште, но и на всём венгерском отрезке реки.

Мост назван в честь известного венгерского деятеля XIX века, мецената и политика , вложившего немало средств и сил в его сооружение.


У идеи о строительстве моста было так же много противников, как и сторонников. Главным аргументом против строительства был тот факт, что венгерские инженеры на то время не имели никакого опыта ни в проектировании, ни в строительстве мостов через широкие и полноводные реки. Высказывались опасения, что опоры моста не выдержат мощного дунайского течения, и он просто рухнет в воду в короткий срок. Опасались того, что в период таяния перед мостом будет скапливаться большое количество льда, и это станет причиной наводнения. Жители Будапешта помнили опустошительные разрушения больших наводнений 1775 и 1838 годов, так что их опасения были далеко не беспочвенными. Но более весомой причиной была, конечно, причина материальная: предполагалось, что всем, кто захочет воспользоваться мостом, в том числе и гражданам высшего сословия, нужно будет платить пошлину в городскую казну.

Городская легенда гласит, что якобы в декабре 1820 года гусарский капитан Иштван Сечени получил известие о смерти отца. Намереваясь успеть в Австрию на похороны, он срочно отправился в дорогу, которая проходила через Пешт. Но на Дунае из-за оттепели началось таяние льда, и переправа стала далеко не безопасным мероприятием. Прождав подходящих условий для переправы с 29 декабря до 5 января и опоздав на похороны отца, граф Сечени поклялся построить мост. Никаких документальных подтверждений этого факта не существует, однако именно граф Сечени стал главным идейным вдохновителем и организатором строительства моста, создав в 1832 году Общество по строительству моста (Hídegylet).

Главной задачей Общества стало решение политических и экономических проблем, возникавших в ходе подготовки строительных работ, а также формирование положительного общественного мнения, пропаганда всех тех выгод, которые принесло бы городу и горожанам соединение Буды и Пешта.

Сечени полагался в этом на помощь состоятельных и влиятельных лиц австро-венгерской империи. Самую большую материальную лепту внесли богатый греческий купец Анастасий Дерра (Derra Anasztáz) и известный венский банкир Дьёрдь Шина (Sina György), основавший впоследствии Аукционерное общество «Цепной мост» (Lánchíd Részvénytársaság).

Дьёрдь Шина (Sina György) или иначе Георг Симон фон Сина

Георг Симон фон Сина (20 ноября 1783, Ниш, Османская империя, — 18 мая 1856, Вена, Австрия) — австрийский предприниматель и банкир греческо-аромунского происхождения, барон.

Арому́ны (арумы́ны, македонские румыны, цинцары, влахи, куцовлахи, каравлахи, самоназвание — arumâni, armâni, rămăni, aromâni или makedonji-armânji) — народ, проживающий в южной части Балкан.

Меценат, финансировавший возведение многочисленных архитектурных памятников в Австрии и Греции.

Г. С. фон Сина происходил из состоятельной купеческой фамилии, торговавшей тканями. В Вену приехал вместе со своим отцом, Симоном Георгом Синасом. Фон Сина инвестировал капиталы семьи преимущественно в транспортные предприятия — финансировал создание пароходных обществ, железнодорожных компаний, строил мосты через Дунай, основал бумажные фабрики в районе Нёйзидлер-Зе (ныне — Moldi Group). В банковской сфере деятельности его главнейшим конкурентом было семейство Ротшильд.

В годы Наполеоновских войн Сина кредитовал австрийское правительство, за что впоследствии получил обширные земельные владения в Нижней Австрии, Венгрии, Чехии и Моравии. Поддерживал материально новообразованное в 20-е годы XIX столетия Греческое государство, был послом Греции в Австрийской империи.

По заказам Г. С. фон Сины известный датский архитектор Теофил фон Хансен построил ряд великолепных общественных зданий в Вене и в Афинах.

Для того, чтобы расширить свои знания в области строительства мостов, граф Сечени вместе со своим другом графом Дьёрдем Андраши отправился в Англию, где познакомился с работами самых знаменитых проектировщиков и строителей мостов того времени. Принимая во внимание возможные заторы льда, наводнения, скорость течения и прочие факторы, один из специалистов Томас Телфорд (Thomas Telford) предложил Сечени строительство цепного варианта моста - по типу построенного им в 1826 году висячего моста через пролив Менай, соединивший остров Англси с основной территорией Уэльса.

Сечени согласился с предложенным техническим решением и пригласил для конструкторских работ английского инженера Уильяма Тёрни Кларка (William Tierney Clark). Строительные работы возглавил молодой шотландский инженер Адам Кларк (Adam Clark), с которым граф Сечени познакомился в 1834 году. Тогда Адам Кларк работал на машиностроительном заводе Hunter & English, где Сечени приобрел специальные механизмы для работ по углублению русла Дуная. Что интересно, оба Кларка - просто однофамильцы, никаких родственных связей, даже дальних, между ними не было. Кстати, через некоторое время Адам Кларк выучил венгерский язык, переехал на постоянное место жительства в Будапешт и женился на венгерке.


28 июля 1840 года была забита первая свая у пилона на будапештской стороне. Работа по забиванию свай заняла целых два года! Для этого из Англии прибыли опытные рабочие вместе со своими семьями, а всего на этом этапе было задействовано более 800 человек. Что интересно - уже тогда была существенная разница в оплате рабочих: англичане получали 24-25 форинтов в неделю, а венгры - только половину этой суммы.

Когда были закончены работы по подготовке к строительству основания моста на будайской стороне, 24 августа 1842 года было устроено празднование по случаю заложения первого камня, на котором присутствовал эрцгерцог Иосиф, наместник венгерского короля, а также более сотни почётных гостей.

Чугунные литые украшения моста и цепные тросы были заказаны и изготовлены в Англии. Установка цепных тросов, поддерживающих мост, была одним из завершающих этапов работы. К сожалению, тут не обошлось без несчастного случая. Одиннадцать отрезков тросов установили без проблем, а последний из них рухнул в Дунай на понтон, с которого специалисты, в том числе и граф Сечени, наблюдали за работой. Все они упали в воду, одного из рабочих задело тяжёлой цепью, и он погиб.

Затем строительство моста было приостановлено из-за начавшейся национально-освободительной революции. Воюющие стороны стремились завладеть ещё незаконченным мостом, чтобы не допустить противника к переправе. В январе 1849 года австрийская армия вошла в город. По мосту на пештскую сторону переправили 70 000 солдат, конный эскадрон и 270 пушек. Однако венгерская армия успешно наступала, и австрийцы решили вернуться в Буду, намереваясь взорвать якорные цепные узлы.

К счастью, решительный Адам Кларк, по приказанию которого были затоплены камеры с удерживающими мост цепными тросами, смог помешать этому плану. Через несколько недель мост хотели разрушить отступавшие венгерские войска, Кларк вступил в переговоры с главнокомандующим венгерских войск Генрихом Дембинским и убедил его не сжигать мост после отступления, пострадал только настил.

Торжественная церемония открытия моста, который на то время был одним из крупнейших в Европе, состоялась 20 ноября 1849 года. К сожалению, инициатор постройки граф Иштван Сечени на ней не присутствовал: последние годы жизни он находился в венской клинике, где в 1860 году покончил с собой.

Имя своего создателя Цепной мост получил накануне празднования 50-летней годовщины со дня начала строительства.

Адам Кларк по случаю открытия моста получил две тысячи форинтов в качестве премии. Более того, ему было пожаловано звание венгерского дворянина, которое он отклонил, сославшись на свой шотландский титул. Однако он до самой смерти бережно хранил табакерку из чистого золота, подаренную ему королём Венгрии Фердинaндом V.

В 1866 году, когда Адама Кларка хоронили, на цепном мосту висели траурные флаги.

Общая стоимость строительства составила огромную по тем временам сумму - 4,4 миллиона форинтов. Эта цифра в тринадцать раз превышает затраты по стоительству Национального музея.

Плата за использование моста составляла: для пешеходов 1 крайцар (1/100 форинта), для пешеходов с грузом 2 крайцара, для сопровождавших животных пастухов 3 крайцара, для возниц 5 крайцаров, для возниц, перевозящих большие грузы 10 крайцаров.

Львы работы скульптора Яноша Маршалко на каждом из входов на мост были установлены несколько позже, в 1852 году.

Со львами связаны многочисленные городские легенды.

Самая известная из них гласит, что во время торжественного открытия скульптур один мальчик из толпы горожан, ученик сапожника, громким выкриком обратил внимание горожан на отсутствие в львиных пастях языков. Согласно легенде, скульптор Янош Маршалко не смог вынести такого прилюдного позора и, пристыженный публикой, бултыхнулся с моста в Дунай, успев крикнуть мальчику, упрекнувшему его: «Пусть у твоей жены будет такой же язык, как у моих львов!». Однако скульптор вовсе и не собирался накладывать на себя свои умелые руки. Более того, на протяжении долгих лет с улыбкой выслушивал все претензии по поводу созданных им каменных животных и всегда отвечал примерно так: "Поймите, львы - это не собаки, которые в жару тут же вываливают свои языки". Так что языки у львов есть, просто снизу их не видно, а сам Маршалко спокойно дожил до старости.

Решение восстановить мост было принято весной 1947 года.

Строительные работы были завершены 20 ноября 1949 года, ровно сто лет спустя после первого открытия моста.

Когда наступает вечер, мост загорается сотнями огней: вершина и части основания опор освещены отражателями, а главные цепи и края тротуаров на входе украшены лампочками, чтобы подчеркнуть классическую форму моста.


Самая узнаваемая будапештская картинка, не правда ли?

Цепной мост - архитектурный шедевр, считающийся символом города. Это сооружение впечатляет не только своей архитектурой, но также и историей, так как объединил два города, разделенных друг от друга рекой - Буду и Пешт

Мост был построен по инициативе графа Сечени, его также называют мостом Сечени в честь знаменитого венгра. Для проектирования был приглашен архитектор из Великобритании Уильям Кларк, построивший ряд мостов через Темзу. Открытие моста состоялось в 1849 году, его длина составляла 375 метров, а ширина - 16 метров. На то время он был одним из самых больших в Европе, и до сих пор остается одним из самых красивых мостов мира


Цепной мост вошел в историю, как первый постоянный мост через реку Дунай, соединившим два города. Именно это объединение и дало толчок развитию Будапешта, сделав из провинциального города настоящим развитым мегаполисом. Сам же мост является самой популярной достопримечательностью Будапешта

Были в истории моста и печальные страницы - во время Второй Мировой войны немцы разрушили мост во время отступления. Открыли его заново после масштабной реставрации и расширения, в 1949 году


Мост считают не только символом Будапешта, но и символом независимости Венгрии, так как именно на нем в 1989 году происходили массовые демонстрации, завершившиеся падением коммунизма. Цепной мост для Будапешта и его знамение для города можно сравнить с

Обновлено 24/12/2019

Мосты Будапешта непременно заслуживают отдельного поста и он перед вами. Вообще, мосты отдельное явление для любого города, где они есть. А еще это значимый ориентир, важный соединитель двух частей города, да и просто в каждом отдельном случае образчик какого-то стиля архитектуры. Все эти функции мосты Будапешта успешно выполняют, а еще являются местом посиделок, местом, где устанавливаются мировые рекорды, местом, откуда можно сделать шикарные фотографии.

Знакомство с Будапештом и его достопримечательностями можно с мостов, каждый из которых соединяет два когда-то независимых города — Буду и Пешт. Через Дунай на территории венгерской столицы перекинули свои рукава восемь мостов , два из которых являются железнодорожными. Особого интереса для туристов не представляют. Оставшиеся шесть мостов это настоящие шедевры мирового строительства и архитектуры. Я расскажу о четырех из них:

  1. Цепной мост.
  2. Мост Эржебет.
  3. Мост Маргит.
  4. Мост Свободы.

В самом конце статьи помещена карта всех автомобильных мостов Будапешта, в том числе тех, история которых особо ничем не примечательна. Речь о мостах Петофи и Арпад.

Цепной мост Сечени

Цепной мост, названный в честь Иштвана Сечени (Széchenyi lánchíd) (кто этой такой я писал в ) представляет собой увеличенную копию моста Марло, который построен в одноименном британском городе. Этот мостстал первым в городе, вот почему довольно трудно переоценить его значимость для горожан и экономики страны. Открытие переправы состоялось в середине XIX века, и на тот момент она считалась одной из самых длинных в мире. Центральный пролет моста составлял 202 метра.



Львы, украшающие мост, были добавлены не сразу, а только через три года после открытия моста. Их создал скульптор Янош Маршалко. С ним и с львами связана интересная история.

Якобы скульптор забыл сделать языки львам и после того как их установили в начале моста среди горожан пошли слухи и пересуды. От стыда скульптор бросился в Дунай, пожелав мальчишке, который упрекнул его, чтобы у его жены вырос такой же язык, как и у львов. А ведь языки у львов есть, да еще какие. Просто снизу они не видны, поскольку животные лежат на каменном блоке высотой в три метра.


Цепной мост является одним из самых узнаваемых символов города, ведь его возведение для девятнадцатого века было очень сложным, но, несмотря на это, вот уже второе столетие мост радует не только горожан, но и многочисленных туристов. Кстати, знаете ли вы, что он был взорван фашистами, когда те отступали из Будапешта? На восстановление моста ушло несколько лет , а его повторное открытие состоялось спустя сто лет после первого – в 1949 году.






Как добраться до моста Сечени

Мост находится прямо напротив холма, на котором стоит Королевский дворец. Его можно пройти пешком или проехать на общественном транспорте.

По мосту проходят маршруты:

  • Автобусы 16 и 105;
  • мимо моста курсирует трамвай №2 со стороны Пешта и трамваи 19 и 41 со стороны Буды.

А вот небольшое видео моста Сечени, снятое и смонтированное мной. На нем видно как зажигается подсветка моста — волшебное зрелище!

Мост Эржебет

А вот мост Эржебет (Erzsébet híd) на начало его строительства считался самым длинным транспортным мостом города и мостом в Европе. Первоначально планировалось, что мост будет выглядеть как цепной, однако в целях безопасности, после окончания Второй мировой войны, было принято решение, сделать его вантовым. Если внимательно посмотреть на мост, то нет в нем архитектурных излишеств и особенных украшений, но гордость за это архитектурное творение теплится во многих сердцах горожан.


История моста частично схожа с мостом Сечени. Он был построен на рубеже веков (XIX и XX) как подвесной мост, но во время отступления фашистов его взорвали. Правда, в отличие от моста Сечени, восстановить первоначальный вид сооружения не удалось. В итоге получится тот мост, который можно увидеть в наши дни. Мост назван в честь императрицы Елизаветы Баварской (по-венгерски её имя звучит как Эржебет).


Эта монаршая особа, вошедшая в историю под уменьшительно-ласкательным именем Сиси, была супругой императора Франца Иосифа I, а также королевой-консорт Венгрии. Известно, что Елизавета очень любила венгерскую культуру, изучала историю страны, ее язык, читала литературу. За такую любовь венгры отплатили сторицей – сначала подарили ей целый дворец (находится в 30 километрах от Будапешта), а уже после ее смерти назвали в честь Елизаветы мост.


Знаете ли вы, что на мосту Эржебет был поставлен мировой рекорд по количеству целующихся? Это произошло в 2005 году. В акции приняли участие 5875 пар, что зафиксировали представители Книги рекордов Гиннесса.



Как добраться: со стороны Буды мост Эржебет находится у подножия холма Геллерт.

Месторасположение моста Эржебет

Мост находится у подножия холма Геллерт

По мосту проходят маршруты:

  • Автобусов 8, 8А и 112;
  • мимо курсируют трамваи 2 (со стороны Пешта) и 18, 19 и 41 (со стороны Буды);
  • в пешей доступности располагается станция метро Ференциек тере (Ferenciek tere).

Мост Свободы

«Мост на площади Вамхаз» или немного погодя – «мост им. Франца Иосифа», а с 1946 года – мост Свободы (Szabadság híd). Вот такой этот многоликий мост, ведь он всегда привлекал к себе туристов, поскольку с обеих сторон его украшают занимательные птицы. Некоторые туристы называют их грифами или грифонами, хотя на самом деле это турулы. Так в венгерской мифологии называют больших птиц, напоминающих сокола.


Турул был изображён на гербе Аттилы, а позже и на многих других венгерских геральдических знаках. Мост начали строить в конце XIX века, а в его открытии принимал участие император Франц Иосиф (отсюда одно из названий моста). Как и другие мосты, мост Свободы был взорван в 1945 году отступающими фашистами, но уже в следующем году был восстановлен.


В 2007 году его закрывали на реконструкцию, которая продлилась больше года. Сейчас мост работает в обычном режиме. Его общая длина превышает 330 метров, а ширина составляет 20 метров.


Как добраться до моста Свободы

Возле моста находится

  • Станция метро (линия M4) Фёвам тер (Fővám tér);
  • автобусы 15 и 115;
  • троллейбус 83;
  • трамваи 2, 47, 48 и 49.

С одной стороны моста расположен , с другой — .

Мост Маргит

Мост Маргит (Margit híd) является вторым старейшим мостом Будапешта (первым был построен мост Сечени). За его возведение отвечал инженер из Франции Эрнест Гуэн, а строительство моста началось в 1872 году.



Спустя четыре года по мосту было пущено движение. Особенность моста Маргит заключается в том, что он состоит из двух частей, которые соединяются на , стоящем посередине Дуная.


Как вы уже поняли из моего рассказа выше, все мосты, соединяющие две части венгерской столицы, были взорваны фашистами в 1945 году. Такая же судьба ждала и мост Маргит, но произошло это не в 1945 году, а еще осенью 1944 года. Причиной уничтожения моста стал случайный взрыв, унесший жизни более 600 человек. После трагедии большая часть моста обрушилась в реку, но затем была поднята и использована при его реконструкции.


С 2009 по 2011 года была проведена еще одна реконструкция моста.

Две половинки одного моста

Как добраться до моста Маргит

По мосту ходят:

  • Трамваи №4 и №6, рядом с ним находится конечная остановка трамвая №2.
  • автобусы: 9, 26, 91, 191, 226 и 291.

Напоследок хочется отметить, что все мосты, которые объединяют Будапешт в единое целое - это настоящие произведения искусства. Особенно они красивы вечером, когда загорается иллюминация. Например, в вечернее время мост Сечени выглядит вот так.


Мосты Будапешта — особая достопримечательность венгерской столицы. Их посещение абсолютно бесплатно, а эмоций и впечатлений получаешь предостаточно.

Вы можете познакомиться со всеми мостами Будапешта, которые я отметил на карте. Маркер соответствует первой букве названия моста.

Всегда ваш, Даниил Привольнов.

Только до 16 февраля. Страховки путешественника со скидкой до 40%. Работает во всех странах мира. Годовая страховка для шенгена от 300 рублей! Проверить цены .

Drimsim - универсальная симка для путешественников. Работает в 197 странах! .

Ищите отель или апартаменты? Тысячи вариантов на RoomGuru . Много отелей дешевле, чем на Booking

Цепной мост Сечени входит в тройку самых узнаваемых и популярных достопримечательностей Будапешта. Наряду с Базиликой Святого Иштвана и Королевским дворцом, он пестрит со всех сувенирных открыток и, пожалуй, ни один турист не уезжает из столицы Венгрии без фотографии на его фоне. Мост соединяет две исторические части города — Буду и Пешт. В Буде его крайней точкой является площадь Адама Кларка, а в Пеште — площадь Рузвельта. Мост Сечени по праву считается одним из самых красивых мостов в Европе и визитной карточкой Будапешта.

История

Мост был возведен в 1849 году и стал первым и единственным постоянным мостом через реку Дунай на всей территории Венгрии. Цепным его назвали из-за массивных металлических цепей, что поддерживают дорожное полотно. Свое второе название «мост Сечени» получил в честь политика и мецената графа Иштвана Сечени, который выделил немало средств и вложил уйму сил в его строительство.

Когда возникла идея строительства моста, жители города разделились на противников и сторонников этого замысла. Главным аргументом против было отсутствие у венгерских инженеров опыта в строительстве и проектировании мостов через широкие и полноводные реки. Люди небезосновательно боялись, что новый мост попросту не справится с буйным нравом Дуная и обязательно обрушится. Опасались также, что в период таяния льдов под мостом начнут скапливаться ледяные глыбы, и это послужит причиной наводнения. Был еще один аргумент против: жители города понимали, что возведение моста требует колоссальных денежных вложений и предполагали, что в последствии, для передвижения по нему необходимо будет платить пошлину в городскую казну.

В 1832 году было создано Общество по строительству моста, главным идейным вдохновителем которого стал граф Сечени. По легенде, из-за отсутствия надежной переправы через Дунай, он опоздал на похороны своего отца, после чего и поклялся построить мост. В Общество входили состоятельные и влиятельные лица австро-венгерской империи, а главной их задачей было решение экономических и политических проблем, возникающих в ходе подготовки к строительству, а также пропаганда всех выгод, что принесет мост и формирование положительного общественного мнения на этот счет.

На поиски технического решения, граф Сечени отправился в Англию. Там он познакомился с инженером Уильямом Тёрни Кларком, которого и пригласил для проектирования моста. Непосредственно само строительство возглавил молодой шотландский инженер Адам Кларк, именно в его честь позже назовут площадь в Буде, на которую выходит западная часть Цепного моста. Не смотря на одну фамилию инженеры не являются родственниками, даже дальними.

Первые сваи были забиты в 1840 году. Для этого из Англии привезли 800 опытных рабочих вместе с семьями и целых два года они трудились над мостовыми сваями. Чугунные литые украшения, металлические цепи и тросы отливались в Англии. В общей сложности мост возводили на протяжении 10 лет с приостановкой строительства во время национально-освободительной революции. В общей сложности была потрачена немыслимая сумма по тем временам — 4,4 млн форинтов! Торжественная церемония открытия Цепного моста состоялась 20 ноября 1849 года. Интересно, что на открытии ни граф Сечени, ни Уильям Кларк не присутствовали, и даже ни разу не прошлись по своему уникальному инженерному творению.

Прошло время и нагрузка на мост сильно возросла, и он был закрыт на реконструкцию в 1913-1915 годах для укрепления дорожного полотна и усиления стальных частей конструкции. Впоследствии, при отступлении фашистов в конце Второй мировой войны, мост был взорван. Уцелели лишь два опорных столба, поэтому в 1947-1949 годах Цепной мост Сечени по сути отстроили заново. Движение с берега на берег по нему восстановили 20 ноября, спустя ровно столетие после открытия.

Сегодня по мосту с одного берега Дуная на другой могут попасть как для пешеходы, так и автомобили, и плату за пользование как до войны, разумеется, не взимают. Жители города очень любят мост Сечени и каждый год 20 ноября празднуют его день рождения.

1 из 2

Архитектура

Мост состоит из шести пролетов, 375 метров в длину и почти 15 метров в ширину, поддерживается двумя речными пирсами по 48 метров каждый. Очень эффектно выглядит в ночное время — мощные прожекторы освещают опоры моста и верхние части, а по краю тротуаров и вдоль цепей загораются яркие лампочки, которые очень красиво подчеркивают его выразительную форму.

В 1852 году вход на мост с обоих берегов украсили скульптуры львов, выполненные Яношом Маршалко. Согласно преданию, если по мосту между львами пройдет женатый мужчина, который ни разу даже в мыслях не изменял своей жене, то львы зарычат. Еще одна забавная легенда связана с львиными языками, которые скульптор якобы забыл изобразить. Говорят, что в день торжественного открытия скульптур на мосту, ученик сапожника привлек внимание толпы к отсутствию языков в пасти у львов и Янош, не выдержавший унижения, бросился в Дунай. Конечно, в этой легенде мало правды. Скульптор спокойно дожил до старости, а когда выслушивал претензии, то отвечал, что львы не собаки и не высовывают языки в жару, они у них внутри пасти, и не видны снизу, так как львы расположены на постаментах в 3 метра высотой.

Достопримечательности рядом

На западном берегу Дуная, сразу за мостом начинается тоннель через Будайскую гору. Его длина аккурат совпадает с длиной самого моста, поэтому местные жителя любят шутить, что в случае чего, мост можно будет спрятать в тоннель. Рядом на площади Адама Кларка находится монумент в виде каменного нуля высотой 3 метра — нулевой километр. От этого места ведется отсчет расстояний по всей территории Венгрии. Тут же находится станция фуникулера к

Основные моменты

Шестипролетный мост протянулся на 375 м, имеет ширину 14,8 м и поддерживается двумя речными пирсами длиной 48 метров. В наши дни он является популярной туристической достопримечательностью, на которой стараются побывать все гости Будапешта. Изображение моста Сечени можно увидеть на страницах путеводителей и сувенирах.

Цепной мост в Будапеште выглядит очень эффектно при вечерней подсветке. Верхние части и основания опор освещают мощные прожекторы, а вдоль цепей и по краю тротуаров загораются яркие лампочки, свет от которых подчеркивает выразительную форму моста.

Со старым мостом связано множество легенд и городских традиций. Считается, что те, кто проплывает под ним на корабле, могут загадать желание, и оно обязательно сбудется. Жители города очень любят дунайский мост и часто называют его «Старой дамой». Ежегодно 20 ноября в Будапеште празднуют День рождения моста. В летние месяцы по субботам и воскресеньям Цепной мост закрывают для проезда и проводят на нем веселые ярмарки и представления.

История Цепного моста

Деньги на возведение Цепного моста выделил известный меценат и политик граф Иштван Сечени, поэтому конструкция получила его имя. Проект подвесного моста разработал инженер из Великобритании Уильям Тёрни Кларк, взяв за основу меньший по размеру подвесной мост через Темзу в британском городе Марлоу.

В середине XIX столетия венгерские специалисты не имели никакого опыта возведения больших мостов, в связи с чем идею строительства и поддерживали, и отвергали. Те, кто сомневался, считали, что новый мост не справится с буйным нравом Дуная и обязательно обрушится. Другие опасались, что под мостом будут накапливаться большие массы льда, они перегородят русло реки, и в городе возникнет наводнение. Однако граф Сечени решительно взялся за дело и создал специальное Общество по строительству моста. Оно решало возникавшие организационные вопросы, пропагандировало выгоды использования нового моста и формировало позитивное общественное мнение.

Первые сваи забили в 1840 году. Для выполнения непростой задачи из Англии выписали 800 рабочих с семьями, которые трудились над мостовыми сваями целых два года. Чугунные украшения и цепи отливали в Англии. Все строительные работы продлились 10 лет и проходили под руководством инженера из Шотландии Адама Кларка. Позже в честь него назвали площадь в Буде, на которую выходит западная часть старинного моста.

Общие затраты на строительство составили колоссальную по тем временам сумму – 4,4 млн форинтов. Для того, чтобы попасть на другой берег реки, пешеходы платили 1 крайцар, шедшие с грузом – 2 крайцера, пастухи с животными – 3 крайцара, возницы – 5 крайцаров и перевозившие крупную поклажу – 10 крайцаров. Только через несколько лет в Киеве построили более крупный Николаевский цепной мост через Днепр, и к мостовой конструкции в Венгрии перестали относиться как к чуду света.

К концу XIX века нагрузка на проезжую часть сильно возросла, поэтому конструкцию вынуждены были укрепить. С 1913 по 1915 годы Цепной мост в Будапеште закрывали на реконструкцию, во время которой усилили стальную часть моста.

В конце Второй мировой войны, при отступлении, фашисты взорвали будапештский мост. Устояли только два опорных столба. В 1947-1949 годах старый мост отстроили заново. Примечательно, что движение с берега на берег было восстановлено 20 ноября, спустя столетие после открытия моста Сечени.

Легенды о львах с моста Сечени

В 1852 году оба входа к мосту Сечени украсили статуями львов, которые выполнил известный скульптор Янош Маршалко. Выразительные скульптуры напоминали бронзовых львов на Трафальгарской площади и быстро обросли городскими преданиями.

Согласно одному из них, когда проходила церемония торжественного открытия, ученик сапожника криками привлек внимание собравшейся публики к тому, что в пастях животных совсем не видно языков. Сконфуженный скульптор не вынес оскорблений и кинулся в реку с нового моста.

Конечно, в этом предании мало правды. На самом деле Маршалко терпеливо слушал претензии об отсутствии львиных языков и говорил всем, что львы не собаки, у которых в жару обязательно вываливаются языки. Языки у животных есть, однако они не заметны снизу, ведь львы установлены на каменных блоках, которые имеют высоту 3 метра.

Согласно другому преданию, если между статуями на Цепном мосту в Будапеште пройдет мужчина, который ни разу, даже в мыслях, не изменял своей жене, каменные львы грозно зарычат.

Достопримечательности рядом с мостом

С западной стороны, сразу за Цепным мостом, начинается тоннель через Будайскую гору, и его длина совпадает с длиной самого моста. Жители города шутят, что когда начнется сильный ливень, старый мост можно будет спрятать в подземный тоннель.

Рядом, на площади, носящей имя Адама Кларка, возвышается мемориальный знак в виде каменного нуля высотой 3 м. От этого места ведется отсчет расстояний по всей территории Венгрии и на дорогах этой страны. Здесь же находится станция фуникулера Будайской крепости.

На противоположной стороне моста, на площади установлен памятник графу Иштвану Сечени. За ним видно изящное здание, построенное в начале прошлого века в стиле модерн. Когда-то в нем размещалась страховая компания, а в наши дни – роскошный отель.

Как добраться

Цепной мост в Будапеште расположен в исторической части города, напротив холма, на котором стоит Королевский дворец. Он соединяет площадь Адама Кларка в Буде с площадью Рузвельта в Пеште. До моста нетрудно дойти пешком от станций метро «Kossuth Lajos Tér» и «Batthyány tér». Прямо к мосту Сечени подходят трамваи № 2, 19, 41, TH и DH, а также автобусы № 16, 105, 216, 916 и 990.

Публикации по теме