Парусные корабли XV века. Особенности конструкций парусных кораблей Сетка натянутая под бушприт морское как называется

Фламандская каракка – ванты


Ванты ― растяжки, которые удерживают мачту, чтобы не упала, чего доброго.
А. Некрасов. Приключения капитана Врунгеля



Модель каракки из Нюрнберга (Schlüsselfelder Schiff ), серебро, позолота, 1503 г. Автор предположительно Альбрехт Дюрер-старший.


Конструкция крепления вант грот-мачты к корпусу фламандской каракки необычна. Первые несколько снастей крепятся непосредственно к борту, остальные – к широкому русленю.

Появление широкого горизонтального русленя на гравюре, которая, как полагают, относится к периоду свадьбы Карла Смелого и Маргариты Йоркской в 1468 году, с детальным изображением юферсов на нем – достаточно необычно. Ванты в тот период крепили в основном на палубе или непосредственно на бортах, а способы, которыми их набивали, распознать на имеющихся изображениях было невозможно (о вант на галерах и связанных с этим процессом терминах можно прочитать в одном из наших прежних постов). Обычно художники ограничивались какими-то непонятными зигзагами. Одним из первых достоверно датируемых (1493 год) изображений горизонтального русленя является гравюра Михаэля Вольгемута «Улисс и Цирцея» в «Нюрнбергской хронике» Хартмана Шеделя.


Гравюра по дереву из Нюрнбергской хроники Шеделя (Schedel"schen Weltchronik ), лист 41 recto


Но и на ней устройство для набивания вант – это лишь какие-то зигзаги вокруг снастей.

Необычность изображения фламандской каракки подкреплена отличием стиля этой гравюры от стиля других сохранившихся работ Мастера WA: изображение каракки никак не соотносится с периодом 1468 года, а больше соответствует стилю последних работ Мастера, приходящихся на 1485-1490-е годы. Возникшую проблему можно разрешить, предположив, что оригинальное изображение, изготовленное к свадьбе, было переделано в более поздние годы. Если еще раз взглянуть на увеличенное изображение каракки в районе крепления вант


то можно рассмотреть следы удаленного фрагмента изображения между грузовым портом в борту каракки и русленем над ним.Частично удаленная деталь видимо представляла собой грузовой порт, который был расположен выше и ближе к корме, чем порт на окончательном изображении. Перемещение порта на новое место можно легко объяснить. Погрузка тяжелых предметов через грузовой люк в борту зачастую осуществлялась с помощью талей на грота-рее, которая использовалась как грузовая стрела. Широкий руслень, как он изображен на гравюре, расположенный сразу же над старым изображением порта, делал погрузку через этот порт невозможным. Видимо, руслень является более поздним дополнением на гравюре, и вместе с ним были внесены изменения и в расположение грузового порта.

Теперь о самом способе крепления вант. Рассмотрим вкратце его эволюцию. Увеличение размеров парусных кораблей и рост в связи с этим сил натяжения стоячего такелажа требовали новых способов набивания вант. Всего можно отметить три таких способа. Первый был подобен методу, который используется при натягивании струн музыкальных инструментов. Концы вант наматывали на колышки (подобно колкам на скрипке). Натяжение снастей осуществлялось с помощью барашков, прикрепленных на этих штифтах, что также очень смахивает на прием настройки струнных инструментов. Хорошую иллюстрацию к этому варианту можно увидеть на гравюре Ганса Буркмайра (1511 год), находящейся в книге комментариев страсбургского проповедника Гайлера фон Кайзерсберга к поэме Себастьяна Бранта «Корабль дураков » .


Таким образом, в этом случае натяжение вант осуществлялось с помощью своеобразного ворота, небольшого брашпиля, снабженного, как полагают некоторые исследователи (H. H. Brindly, 1913), храповым механизмом (храповик с собачкой). Впрочем, нельзя исключать. что штифты удерживались в необходимом положении с помощью обычного фрикциона, что было более естественным в ту эпоху. Следует отметить, что других изображений подобного способа натяжения вант не найдено, поэтому выдвинута гипотеза, что изображение воскрешает давно забытый, возможно, исторически первый, способ.

Другим возможным способом набивания вант являлся способ закрутки снасти. Для понимания его сути рассмотрим вантовые тросы, которые существовали в то время. В принципиальном плане существуют два типа витых тросов: левого спуска и правого спуска. В 1973 году для обозначения этих двух типов навивки троса даже был введен особый международный стандарт ISO 2:

Прописной латинской буквой S обозначались тросы левого спуска, а прописной Z – правого. Эти буквы были выбраны потому, что направление линии в их средней части соответствует направлению пряди в соответствующем тросе. Для нас удобнее, думаю, будет другое правило: если смотреть вдоль троса, то для троса левого спуска прядь, удаляясь от наблюдателя, идет в левом направлении, а для правого, соответственно, в правом. (Для знатоков нарезного оружия здесь прямая аналогия с определением направления нарезки ствола: правого – «слева, вверх, направо» (исторически это Россия, США и др.) и левого (Англия, Франция и пр.)) Тросы правого спуска наиболее распространены, и, как правило, именно они использовались для изготовления вант.

Если трос правого спуска (a) «закручивать» против часовой стрелки (b), то он становится короче, натяжение ванты возрастает, если по часовой стрелке (c) – трос удлиняется. Это свойство витых тросов использовалось для набивки вант.

К нижнему концу ванты, прошедшему через отверстие в борту, прикрепляли клеванту (о клевантах мы уже ). Вращая клеванту в желаемом направлении, увеличивали или уменьшали натяжение вант.

Существуют изображения и даже модели парусных кораблей с подобным способом набивания вант. К примеру, в иллюминированной Псалтыри Латтрелла (1320–1340) на миниатюре к псалму 89 как раз показаны ванты с клевантами.


Luttrell Psalter (British Library), фрагмент миниатюры к псалму 89


Ну и конечно, замечательная серебряная модель каракки из Нюрнберга, фотография которой приведена в начале поста, а увеличенное изображение приводится ниже.

Кольхаузен (H. Kohlhausen. Nürnberger Goldschmiedekunst des Mittelalters undder Durerzeit 1240 bis 1540 , Berlin, 1968) делает предположение, что возможный автор модели Альбрехт Дюрер-старший в качестве образца для нее взял гравюру фламандской каракки Мастера WA. Однако имеется одно препятствие: на модели Дюрера использован способ крепления вант с помощью клевантов, а на фламандской каракке, как мы видели, использованы юферсы и руслень.

И, наконец, рассмотрим третий способ натяжения вант – с помощью блоков. Первоначально ванты набивали с помощью одношкивного блока, дающего, как известно, двукратный выигрыш в силе. Дальнейшее усовершенствование этого способа привело к замене простого блока парой юферсов – бесшкивных блоков с тремя сквозными отверстиями в щеках, расположенными в виде треугольника, через которые проводят лопари талрепа (см. приведенное выше увеличенное изображение фламандской каракки в районе вант). Новая конструкция теоретически позволяла добиться пятикратного выигрыша в силе.

Исторически введение юферсов по времени совпадало с введением руслений для их крепления: усиление натяжения вант в новом способе их крепления грозило отрывом обшивки борта, поэтому крепились блоки уже не за борт, а на специальной горизонтальной доске – руслене. Первоначально эта доска крепилась к борту пластью, вертикально. Такой способ крепления мы видим, например, на каракке с картины Ганса Мемлинга «Семь радостей Марии»


Ганс Мемлинг (Hans Memling) Семь радостей Марии (1480). Старая мюнхенская Пинакотека

Художник в пределах одной огромной доски изобразил восемнадцать разных эпизодов из жизни Марии и Христа. Нас интересует сцена на заднем фоне, изображающая погрузку волхвов и их лошадей на корабли (на обратном пути из Святой Земли после поклонения Христу).

Разрешения имеющихся репродукций с этой картины не хватает, чтобы в деталях разглядеть корабли на горизонте. Приведем поэтому иллюстрацию из статьи A. W. Sleeswyk The Carrack of Hans Memling (1987)


Каракки волхвов (1480)

Хотя и на этом изображении мы особенно не различаем интересующих нас деталей, предлагается поверить на слово, что на левом корабле крепление вант осуществляется через юферсы, которые укреплены на доске, плоскостью своей прижатой к бору корабля.

Продолжим эту тему в следующий раз.

- (голланд. boegspriet, от boeg изгиб, искривление, и spriet шест). Мачта, ставящаяся наклонно к передней части корабля. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БУШПРИТ бугшприт, наклоненная над носом и… … Словарь иностранных слов русского языка

Горизонтальный или наклонный брус, выступающий с носа парусного судна. Служит для вынесения вперед носовых треугольных парусов (кливеров и стакселей) с целью улучшения маневренных качеств судна и частично для крепления фок мачты. Военно морские… … Морской словарь

БУШПРИТ, бугшприт муж., мор. передняя мачта на судне, лежащая наклонно вперед, за водорез. Продолжение бушприта: утлегарь, а поперечное дерево: блиндарей. Паруса на бушприте треугольные: фор стенги стаксель, кливер и бом кливер. Толковый словарь… … Толковый словарь Даля

Бугшприт, мачта, рангоут Словарь русских синонимов. бушприт сущ., кол во синонимов: 3 бугшприт (1) мачта … Словарь синонимов

- (от англ. bowsprit) горизонтальный или наклонный брус, выступающий за форштевень парусного судна. Служит главным образом для крепления носовых парусов … Большой Энциклопедический словарь

И БУГШПРИТ, бушприта, муж. (от голл. boeg нос корабля и spriet шест) (мор.). Брус, выступающий наклонно впереди носа корабля. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Дерево, выдвинутое за борт в носу судна горизонтально или под некоторым углом. Наибольший угол к горизонту доходит до 35°. Б. бывает или неподвижный, или вдвижной, т. е. такой, которого забортная часть может быть уменьшаема вдвиганием ее внутрь… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

А; м. [голл. boegsprit] Мор. Горизонтальный или наклонный брус, служащий для вынесения вперёд носовых парусов. * * * бушприт (от англ. bowsprit), горизонтальный или наклонный брус, выступающий за форштевень парусного судна. Служит главным образом … Энциклопедический словарь

Бугшприт (англ. bowsprit, голл. boegspriet), выступающий за Форштевень судна горизонтальный или наклонный брус. На парусных судах Б. служит для выноса вперёд носовых парусов (кливеров), благодаря чему увеличивается общая площадь… … Большая советская энциклопедия

М. Горизонтальный или наклонный брус на парусном судне, служащий для вынесения вперёд носовых парусов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Набор "Море Чудес. Корабль-призрак" (147261) , . Вашему вниманию предлагается интерактивный аквариум "Корабль призрак" . В наборе: аквариум, мачта, нос корабля (2 шт.), бушприт, передняя палуба (бак), перила (6 шт.), средняя палуба…
  • Развивающая аудиоэнциклопедия. Корабли. Водный транспорт (аудиокнига MP3) , А. Лукин. Серия "Транспорт" включает четыре диска, послушав которые, дети узнают много нового о самолетах и дирижаблях, автомобилях и велосипедах, кораблях, метро и железной дороге. В этом выпуске: Как…

Величественно рассекающего морские волны - поистине завораживающее зрелище. Сейчас увидеть его воочию можно, разве что на параде парусных кораблей в Амстердаме, проходящего раз в пять лет. Несколько столетий назад наблюдать за парусником было привычным делом среди прибрежных жителей. Чем массивнее корабль, тем большее количество парусов необходимо для его быстрого и плавного хода. У парусника сложная конструкция, и каждая мачта на нем имеет свое предназначение. Рассмотреть строение парусного корабля можно с самой передовой его детали.

Брус в авангарде парусника

В дословном переводе с голландского языка бушприт - это "наклонный шест". Конструкция представляет собой вынесенный вперед носовой брус парусного судна. Иными словами, бушприт - это рангоутный брус, являющийся продолжением носа корабля и выступающий за форштевень. Он играет роль передней мачты и устанавливается наклонно под углом 30-36 градусов. Изначально он состоял из одной секции. В последствии на больших кораблях он стал составным: в качестве его продолжения устанавливался утлегарь, а за ним следовал бом-утлегарь. Как у любой мачты, заднее основание бушприта называется шпор. Передний конец именуется ноком, как у гика, гафеля или рея.

Предназначение конструкции

Основной целью бушприта является вынос вперед передних косых треугольных парусов - кливеров. За счет данной конструкции увеличивается парусная площадь корабля, что способствует лучшей управляемости и более высокой маневренности. Кроме того, бушприт частично используется для крепления фок-мачты. На этом функции его не заканчиваются, т.к. он также необходим для крепления и подъема носового якоря. Таким образом, бушприт корабля - это многофункциональная мачта плавательного средства.

Размеры передней мачты

Для кораблей разного профиля длина бушприта была различной. Как правило, на купеческих судах длина передней мачты была равна трем пятым длины грот-мачты. На кораблях, предназначенных для ведения морского боя, длина его приравнивалась к восьми девятым длины фок-мачты. В диаметре носовой брус был сопоставим с диаметрами фок- и грот-мачт средних размеров. При этом толщина бушприта уменьшалась от основания к ноку почти в два раза.

Иногда нос корабля украшался гальюнной (или носовой) фигурой, которая обычно располагалась над бушпритом и изображала, чаще всего, русалку, привлекательную девушку или голову льва. Примечательно, что с другой стороны на том же свесе размещались уборные для экипажа.

Материал отредактирован и предоставлен
Александром Бойцовым
mailto:[email protected]
Буду очень признателен за ЛЮБУЮ
Предоставленную информацию по
Шняве Заложена в 1703г.
Спущена на воду 24.09.1704г.,
Строители: Петр Михайлов, Иван Немцов

Исполнение

Бушприты судов по исполнению были подобны мачтам. Их изготовляли составными, по меньшей мере из двух штук. Врезанные друг в друга стволы деревьев делали сначала восьмиугольными, затем 16- угольными и наконец круглыми. Тросовые вулинги скрепляли бушприт. Их число соответствовало числу вулингов нижней мачты. Угол возвышения бушприта, по разным данным составлял от 30 до 36 градусов.

Длина и диаметр бушприта . По Д. Стилу суда, с количеством пушек менее 80 имели длину бушприта в 3\5 длины грот-мачты. Диаметр бушприта для судов, с количеством пушек менее 50, был равен диаметру грот-мачты. Уменьшение этого диаметра составляло на первой четверти 60\61, на середине 11\12, на третьей четверти 4\5, на конце 5\9. Шпор бушприта имел 6\7 его диаметра.

УТЛЕГАРЬ

В английских ВМС утлегарь ставили над бушпритом. Длина утлегаря составляла от 7\10 до 5\7 длины бушприта. Диаметр - 7\8" на каждый ярд его длины. Этот диаметр относился к внутренней трети утлегаря, т.е. от шпора до эзельгофта. Далее к ноку он уменьшался: в первой четверти 40\41, во второй 11\12, в третьей четверти 5\6 и на ноке 2\3 диаметра. После 1735 г. шпор по длине в 3,5 диаметра стали делать восьмиугольным. В 1,5 диаметрах от нока утлегаря помещали заплечики (стоп) для фор-брам-штага. Заплечики приблизительно до 1775 г. представляли собой параллельное утоньшение, повёрнутое в корму. Сразу же после заплечиков был вертикальный вырез шкив-гата со шкивом для горденя "кливер- ринга". Другой шкив-гат со шкивом находился в 1,5 диаметрах от шпора и был расположен горизонтально. Он служил для фала утлегаря. В задней части шпора находилось ещё одно горизонтальное отверстие для найтова утлегаря.

Бушпритный эзельгофт . Его длина составляла 5 диаметров утлегаря, ширина- 2 диаметра утлегаря + 1\2 диаметра гюйс-штока, толщина-4\9 ширины. В нём имелись четырёхугольное отверстие для бушприта и круглое для утлегаря. Отверстие для утлегаря на 3\4 превосходило его диаметр, чтобы его можно было оббить кожей.

Виолина . Позади эзельгофта помещалась виолина. Она представляла собой диски, закреплённые по обеим сторонам бушприта, которые по внешнему краю были оформлены в виде двойной буквы В и сверху напоминали скрипку. В первые 40 лет английские виолины в каждом полукружии имели по отверстию. Через отверстия проводили стропы фор-стень и фор-стень-лось-штагов. Щеки виолины находились не в одной плоскости, а были установлены несколько наискосок, вверх по отношению к бушприту. Скос равнялся внутренней толщине виолины +1".

Размер виолины . Длина виолины должна была равняться длине эзельгофта. По Д. Стилу длина: 2,1\4 диаметра бушприта, ширина: 1\2 наибольшего диаметра. Толщина досок из вяза для изготовления виолины составляла 1\4 диаметра и наружу уменьшалась до 3\4 или 4\5 этой величины. Отверстия для проводки штагов были удалены от концов виалины на 1\4 её длины.

Виолин-блок . Имели длину 7\9 длины виолины, ширина их составляла 2" на каждый фут длины и толщина 7\8 их ширины. Отверстия для шкивов равнялись 2\7 длины блока и находились от его концов в 1\7 длины. Отверстия в блоке для аварийных штагов были четырёхугольные и не имели шкивов. Ширина шкив-гатов для шкивов равнялась 1\4 их длины. Эти блоки были "ванген"- щёковыми блоками и соединялись с бушпритом болтами, одновременно болты являлись осями для шкивов блока.

"Сёдла" и обоймы . К дальнейшему оснащению бушприта относились сёдла для утлегаря и ракс- бугеля блинда- рея и направляющая обойма для проводки бегучего такелажа. Седло утлегаря имело высоту в 1\6 диаметра бушприта и ширину в половину диаметра. Оно держало утлегарь параллельно бушприту. Для его крепления использовали железные бугели. Перекрытие утлегаря с бушпритом равнялось 1\3 длины утлегаря. Седло должно было держать утлегарь достаточно высоко над находившемся под ним седлом ракс- бугеля блинда- рея, чтобы бугель мог достаточно свободно двигаться. Направляющая обойма для бегучего такелажа была подобна седлу для ракс- бугеля (охватывала бушприт наполовину, высота и ширина её равнялись 1\8 диаметра бушприта), находилась перед вулингом бушприта и имела ряд горизонтальных отверстий для проводки части бегучего такелажа.

Вулинг-клампы . Это были рейки, принайтовленные по половине окружности бушприта, чтобы вулинг держался на месте. Длина их 1\2 диаметра бушприта, высота и ширина 1\4 этой длины.

Парусное вооружение

БЛИНД

Четырехугольный парус из парусины №2(№3) висел на блинда-рее. Его ширина от 9 дюймов внутрь от нок- клампов. Все шкаторины были прямыми.

Риф-банты . Два риф- банта шириной 8 дюймов располагались крестообразно. На английских судах они начинались сверху на кромке первого или второго полотнища и заканчивались на боковых шкаторинах на 27 дюймов выше шкотового угла.

Нашивки . Отсутствовали.

Ватер-гаты . На английских судах два ватер-гата диаметром 4-6 дюймов находились на втором полотнище, считая от внешнего угла, между риф-бантом и нижней шкаториной.

Кренгельсы . Риф-кренгельсы на нижних концах риф-бантов и два гордень-кренгельса на нижней шкаторине были удалены друг от друга на 1\3 ширины паруса.

Ликтрос . На судах первого ранга использовали ликтрос толщиной 3,1\4 дюйма по нижней и боковым шкаторинам и 1,3\4 дюйма по верхней; на судах 6- ого ранга- 2 дюйма и 1,1\2 дюйма.

– А что с ним разбираться? Просто наклонное бревно! – сказала Ксеня.

– Даже у "простого бревна" необходимо знать названия частей… Задний конец бушприта называется ш п о р, как у мачты. Передний – н о к, как у гика, гафеля или рея.

Шпор бушприта закрепляется между двумя крепкими брусьями (б и т е н г а м и), которые идут от палубы до самого днища. Кроме того, к форштевню бушприт притягивается специальной скобой, она называется в а т е р – в у л и н г.

– Но ведь он же сверху, на палубе, а не у воды, – удивился Слава. – Почему же "ватер…"?

– Дело в том, что передняя часть форштевня, которой он рассекает воду, называется в о д о р е з о м. К нему-то и крепится ватервулинг… Вообще-то слово "вулинг" оначает "крепление из троса". Потому что именно тросами в прежние времена бушприты закреплялись на водорезе…

Видите, сколько всего связано даже с "простым бревном". Но простые, то есть из одного дерева бушприты бывают лишь на небольших судах. А мы строим п о л н ы й фрегат, со всеми деталями рангоута. Поэтому наш бушприт имеет два продолжения, они крепятся друг к другу б у ш п р и т н ы м и э з е л ь г о ф т а м и.

Вторая часть бушприта имеет название УТЛЕ ГАРЬ. А продолжение у т л е г а р я – БОМ-УТЛЕГАРЬ.

– Логичнее было бы "брам-утлегарь", – заметил Слава.

– Может быть. Но так уж повелось: "бушприт, утлегарь, бом-утлегарь".

Бушприт, утлегарь, бом-утлегарь!

Как хорошо по ним побегать! -

сочинил Антон Штукин.

– Иногда матросам приходится там и пробежаться, – согласился Яков Платонович. – Но делать это надо умело и осторожно. А то недолго оказаться в воде.

– Но ведь под бушпритом натягивают сетку! – воскликнула Ксеня. – Вот, на модели "Меридиана"…

– Да. Но так делалось не всегда. На старых больших парусниках бушприты были громадные – целые мачты! Попробуйте сделать сеть для такого великана! Да еще когда он ощетинивается длинными рангоутными отростками.

– Какими отростками? – удивился Антон.

– Иногда на бушприте крепится рангоутная перекладина, которая называется БЛИНДА-РЕЙ. "Блинд" в переводе на русский язык означает "слепой". В прошлые века к блинда-рею привязывался четырехугольный парус, который помогал при маневрировании тяжелого судна… Помогать-то помогал, но с палубы видно его было плохо, потому и назывался он слепым. Отказались от использования блинда еще в восемнадцатом веке. Но рей остался – для растяжки тросов, которые с боков держат бушприт. Впрочем иногда сейчас вместо блинда-рея, ставят два отростка – БЛИНДА-ГАФЕЛЯ.

А под бушпритом, примерно в том же месте, где крепится блинда-рей или блинда-гафели, часто ставится еще одна рангоутная деталь. Такой отросток, который смотрит наклонно или вертикально вниз. Это МАРТИН-ГИК. Почему "гик" – понятно. Он похож на мачтовые гики. А почему "мартин", я, по правде говоря, не знаю. Может быть его придумал кораблестроитель с таким именем…

Я знал одного курсанта, который любил сочинять стихи про паруса и бури. Помню такие его строчки:

Сошлись вода и небо в шумном споре,

И океан бурлил в кипеньи диком.

И наш корабль вперед летел над морем,

Распарывая гребни мартин-гиком…

Антоша Штукин завистливо вздохнул. Такие красивые стихи придумывать он еще не умел.

– А в конце сегодняшних занятий сделаем последний рангоутный рисунок, – сказал Яков Платонович. – Бушприт со всеми деталями. Я попробую начать, а ты, Слава, помогай…

Так они и сделали…

– Прямо настоящее развесистое дерево на корабельном носу, – сказал Вася.

– Да, – согласился Яков Платонович, отряхивая с ладоней мел. – А во времена Магеллана и Френсиса Дрейка на тяжелых судах вроде галеонов и старинных линейных кораблей на ноке утлегаря или бом-утлегаря ставили дополнительную мачту – с одним или двумя реями, с марсом. Она так и называлась – б у ш п р и т н а я м а ч т а.

А позади бизани на таких кораблях стояла иногда еще одна мачта – тоже маленькая, вспомогательная. Б о н а в е н т у р – м а ч т а. "Бонавентура" на некоторых языках значит "счастливая судьба". Наверно, моряки считали, что эта мачта сделает управление кораблем более удачным.

Публикации по теме