Остров пасхи гипотезы. Тайны острова Пасхи разгаданы: Научное подтверждение действительности

Почему столько загадок связано с островом Пасхи? С маленьким островом, который затерялся в Тихом океане, до которого плыть - не доплыть. С островом, когда-то населенным аборигенами-дикарями, не чуждым в определенный исторический период каннибализма? Может быть благодаря своему названию, которое он получил в 1722 году, в Пасхальное воскресенье, когда был открыт для европейцев голландским мореплавателем Роггевеном? Или виной этому гигантские статуи, смотрящие вглубь острова каменными взглядом? Как знать... Но разгадывают загадки его по сей день, и много их еще осталось, есть над чем голову ломать….

Настоящее имя острова - Рапа Нуи . Теперь он входит в состав Республики Чили и его площадь составляет 165 кв.км. Находится он в Юго-Восточной части Тихого океана и отдален от ближайшего берега Южной Америки на 3590 км. На острове имеется всего один населенный пункт, который и является его столицей - это Анга-Роа. Есть небольшой порт и аэродром, куда прилетают авиалайнеры из Чили. Также есть полоса специально подготовленная NASA для возможной аварийной посадки Шаттлов. Население сегодня составляет около 6000 человек. Остров Пасхи включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Рапа Нуи имеет вулканическое происхождение и форму прямоугольного треугольника, обращенного своей гипотенузой на Юго-Запад. В каждом углу этого треугольника возвышается кратер от потухшего вулкана, заполненный водой. Кратер Теревак - самый высокий из них. На острове нет деревьев. Но когда-то они были и образовывали целые леса. Возможные причины исчезновения лесов разные - это и, как сейчас принято говорить, "неэффективная хозяйственная деятельность", так и длительная засуха. Исчезли деревья и, как следствие обеднела почва, что повлекло за собой значительное сокращение населения. Более плодородные почвы находятся на внутренней части кратеров, где растет тростник, и на севере острова, где выращивают батат и ямс. Дождевая вода быстро уходит под землю, образуя подземные реки, уносящие ее в океан. Источником пресной воды являются озера в кратерах вулканов, водохранилища и колодцы.

Базальт, риолит, обсидиан, трахит - основные горные породы, а отвесные скалы в бухте Ханга-Хоону состоят из красного цвета лавы. Самый теплый месяц в году - январь, самый холодный - август. Климат тропический, теплый, но не жаркий. Это обусловлено близостью холодного течения Гумбольдта и отсутствием земель между островом Пасхи и Антарктидой.

Предположительно, остров был впервые обнаружен европейцами в 1687 году, когда, берега "таинственной земли" наблюдали с корабля английского капера Эдварда Дэвиса. Это событие описал, находившийся на борту, лекарь Лионель Вафер. Но координаты были записаны не точно, команда не высаживалась на берег, судно из-за того, что его преследовали испанцы, прошло мимо. Поэтому официально считается, что остров был открыт в 1722 году, голландским мореплавателем Якобом Роггевеном. Так как это произошло в Пасхальное воскресение, 5 апреля, то отсюда появилось и название - остров Пасхи . Роггевен подробно описал жителей острова, сильное впечатление на него произвели огромные статуи, обнаруженные на побережье. Местные жители крайне воинственно отреагировали на прибытие чужаков, произошла стычка, в ходе которой было убито девять рапануйцев.

Следуещее упоминание о Рапануи датируется 1774 годом. В этом году на остров прибыл испанский корабль под командованием капитана Фелипе Гонсалеса де Аедо. Испанская колониальная администрация, находящаяся в Перу, намеревалась включить эти земли в состав Южно-Американских колоний. Видимо не найдя на острове ничего примечательного, особенно так горячо любимого конкистадорами золота, испанцы вскоре о Рапа Нуи забыли и более никогда прав на него не предъявляли. Но не забыли о нем путешественники и мореплаватели. В разное время на острове побывали: Джеймс Кук (12 марта 1774), Жан Франсуа Лаперуз (1787), Юрий Федорович Лисянский на шлюпе "Нева" (1804), Отто Евстафьевич Коцебу на бриге "Рюрик" (1816).

1862 год один из самых трагических в истории острова. В бухте Анга-Роа высадились работорговцы из Перу. Около 1500 рапануйцев были захвачены и проданы в рабство, в том числе и все те кто умел читать кохау ронгоронго. Кохау ронгоронго - это деревянные таблички с письменами на языке местных жителей. Только вмешательство правительства Франции и епископа Таити Флоренти Этьен Жоссану, обратившихся к правительству Перу, позволило вернуть домой 15 оставшихся в живых островитян. Они завезли оспу, в результате зпидемии к 1877 году население сократилось до 111 человек. Не осталось ни одного человека, владевшего письмом и умевшего читать ронгоронго. Письменность жителей острова Пасхи до сих пор не разгадана. Среди лингвистов нет единого мнения даже в определении ее типа, не говоря о чтении табличек.

Серьезные научные исследования на острове стали проводиться только в XX веке. Особый след в изучении культуры и истории Рапа Нуи оставил норвежский ученый Тур Хейердал. Прежде всего речь шла о том когда и откуда появилось население. Для того, чтобы ответить на эти вопросы в 1955 -1956 году была организованна экспедиция. Был проведен ряд археологических раскопок, а также с помощью местных жителей выполнен натурный эксперимент по высечению из скалы и перемещению на побережье статуи моаи. После работы экспедиции было опубликовано большое количество научных материалов, которые дали ответы на некоторые вопросы, связанные с островом. Основываясь на данных раскопок и радиоуглеродного анализа, Хейердал высказал гипотезу о том, что первые жители прибыли на Рапа Нуи в VI веке из древнего Перу, а поселенцы с островов Полинезии появились гораздо позже. В пользу этой теории говорит и тот факт, что каменные статуи на острове весьма похожи на статуэтки, найденные в Андах, а также некоторую внешнюю схожесть письма рапануйцев с письменностью индейцев куна. Существуют и другие теории заселения острова, в частности меланезийская и полинезийская. Каждая теория основывается на определенных исторических и научных фактах и имеет в научной среде, как последователей, так и противников. Вообщем это очередная тайна острова Пасхи , которую еще предстоит разгадать.

Конечно же исследованиями занимался не только Тур Хейердал. Ученые из России, Британии, Франции, Бельгии, США - Раутледж, Лавашери, Метро, Энглерт, Шапиро, Бутинов - изучали не только историю, быт, культуру, но и пытались разгадать главную загадку - статуи Моаи. Что представляют из себя эти статуи? Это голова и часть торса до пояса, высеченные из цельного куска скалы. Все они смотрят вглубь острова. Некоторые остались незаконченными и «пребывают» в каменоломнях с незапамятных времен. То, что статуи острова Пасхи это часть какого-то культа, предмет для поклонения - не вызывает никаго сомнения. Но как они попали на побережье, ведь изготавливали их в глубине острова, в каменоломнях. Существует легенда о том, что они передвигались самостоятельно. У жителей Рапа Нуи даже есть для этого слово, которое буквально переводится «двигаться медленно», определяющее движение Моаи. Моаи - громадны. Высота их от 4 до 20 метров, вес - от 20 до 90 тон. Нескорые имеют на голове красную шапку. Существует несколько версий о том, как они доставлялись на побережье. По первой версии - использовали деревянные салазки, по второй - круглые камни, которые подкладывали под статуи.

Что представляет собой современный остров Пасхи? Это вполне цивилизованный остров со спутниковой связью и интернетом, где взрослые работают, а дети учатся. Преподавание в школах ведется на двух языках: рапануйском и испанском.Там есть больницы, поликлиники, магазины и гостиницы. Есть крупная библиотека и антропологический музей. Есть и Церковь.

Теперь остров Пасхи - это еще и центр туризма. Туристы стороной его не обходят. Жаль, что получить высшее образование на острове невозможно. Для этого молодежь отправляется на Большую землю.

Ежегодно на острове Пасхи проводится фестиваль «Тапати», достаточно зрелищный, несколько своеобразный, на котором обязательно проводятся традиционные соревнования рапануйцев.

Об острове Пасхи с его знаменитыми каменными истуканами знают практически все, кто интересуется загадками древней истории нашей цивилизации. Огромные каменные статуи, до сих пор не расшифрованная письменность кохау ронго-ронго, загадочные птицелюди, якобы обитающие в подземельях острова, - это только некоторые из тайн небольшого клочка суши, затерявшегося в безбрежном океане.

Загадка Земли Дэвиса

Почти на протяжении двух столетий испанские, английские и голландские мореплаватели бороздили просторы Тихого океана, надеясь открыть «Терра инкогнита аустралис » - «неведомую Южную землю». Однако вместо «большого приза» - предполагаемого внушительного материка - они становились первооткрывателями десятков и сотен островов самого различного размера, как необитаемых, так и населенных. В неудачах никто не видел особой трагедии, океан был настолько велик, что надежда открыть на его просторах нечто более значительное, чем заурядный остров, оставалась еще долгое время.

В 1687 году на поиски Южного материка отправился английский флибустьер Эдвард Дэвис на корабле с довольно любопытным названием - «Удовольствие холостяка». От берегов Южной Америки Дэвис направил свой корабль к островам Галапагос. Примерно в 500 морских милях от берега Чили он открыл низкий песчаный остров, в 20 милях к западу от которого виднелась довольно протяженная и высокая полоса суши. Удивительно, но Дэвис не стал обследовать открытые им земли, а продолжил свой путь, видимо, надеясь найти что-либо более значительное.

Так возникла загадка «Земли Дэвиса», ведь после флибустьера и команды его корабля этих земель больше никто не видел. Открытые Дэвисом острова не раз пытались отыскать, но все попытки оказались тщетны. Был ли это мираж, или открытые Дэвисом острова за короткое время погрузились в водную пучину? А может, флибустьер не очень точно определил координаты обнаруженных им земель и позже его острова были открыты другими мореплавателями?

Каменные статуи изумили голландцев

Именно при поисках Земли Дэвиса голландским адмиралом Якобом Роггевеном был открыт знаменитый остров Пасхи. В апреле 1722 года, в Пасхальное воскресенье, три голландских фрегата приблизились к ранее неизвестному европейцам острову, который адмирал Роггевен, командующий флотилией, назвал островом Пасхи в честь святого дня. С первого взгляда было ясно, что к Земле Дэвиса этот остров никакого отношения не имеет. Голландцы были поражены увиденными на берегу гигантскими каменными статуями, часть которых к тому времени уже была повалена.

Роггевен записал в судовом журнале:

«Эти каменные статуи сначала привели нас в изумление, ибо мы не могли понять, как люди, у которых не было ни тяжелых, толстых бревен, чтобы сделать орудия, ни достаточно прочных канатов, смогли воздвигнуть статуи, обладающие высотой по крайней мере в тридцать футов и соответствующей тому шириной».

Фридрих Беренс, спутник Роггевена, сделал любопытное наблюдение, касающееся жителей острова. Туземцы, по его свидетельству,

«колеру были коричневого, наподобие испанцев, но находились среди них и более черные и даже совсем белые, а также немало красных, как бы обожженных солнцем. Уши у них были такие длинные, что свисали до плеч; некоторые носили в ушах в виде особого украшения белые клубни».

Такие различия в цвете кожи могли говорить о заселении острова с нескольких направлений, хотя, исходя из его размеров, это было маловероятным.

Увы, первая же встреча с европейцами окончилась для островитян трагедией: голландцы решили примерно наказать их за мелкие кражи и расстреляли несколько человек. В последующие годы на остров все чаще заходили корабли, их визиты обычно оканчивались для его жителей эпидемиями болезней, насилием и прочими несчастьями. Самое страшное произошло 12 декабря 1862 года, когда на остров нагрянули перуанские работорговцы, они увезли с острова 1000 самых здоровых мужчин и женщин. После протестов общественности оставшихся в живых (всего 100 человек!) вернули на остров, однако они привезли с собой оспу. Из 5000 островитян уцелело всего 600 человек! Умершие унесли с собой в могилу и разгадку многих тайн острова.

Последний фрагмент затонувшего материка?

А тайн на острове предостаточно! Английский этнограф Макмиллан Браун в своей книге «Загадки Тихого океана», посвященной Пацифиде, большое внимание уделил острову Пасхи. По его мнению, данный остров являлся последним фрагментом затонувшего материка, на котором сохранились памятники культуры исчезнувшей цивилизации. Браун называл остров своеобразным «мавзолеем» королей и знати, когда-то царствовавших на Пацифиде. В каменных истуканах он видел скульптурные портреты самых знатных жителей поглощенного водой материка. Ученый обращал внимание и на до сих пор не расшифрованную письменность кохау ронго-ронго, существовавшую на острове.

Браун полагал, что последними фрагментами Пацифиды были острова, открытые Дэвисом, которые затонули в период между 1687 и 1722 годами, когда Роггевен нашел в этом районе только небольшой остров длиной всего 22 и шириной 11 километров. Этнограф полагал, что катастрофа, разрушившая Пацифиду и отправившая ее на дно океана, произошла внезапно. Об этом по его мнению, их продолжение в результате катастрофы оказалось под водой.

Английский ученый, как и другие сторонники Пацифиды, указывал на наличие на ряде островов Океании развалин древних построек и даже каменных изваяний. Например, на Маркизских островах обнаружены довольно крупные статуи, чем-то напоминающие изваяния острова Пасхи. Даже на крошечном острове Питкерн найдены каменные скульптуры. Может, правы исследователи, считающие острова Океании осколками Пацифиды?

Остров нераскрытых тайн

Увы, согласно данным геологов, остров Пасхи никогда не был частью материка, правда, когда-то из-за извержения вулкана часть острова затонула, но назвать ее очень большой нельзя. Несколько лет назад на этом загадочном острове побывал со своей группой известный российский исследователь профессор Эрнст Мулдашев. Ему удалось сделать на острове ряд любопытных открытий. Ученый, например, изучил загадочные пещеры острова, в которых уже погибло около 60 исследователей. Если верить местным жителям, в этих пещерах живут таинственные птицелюди.

В интервью журналисту «АиФ» об одной из таких пещер Эрнст Мулдашев рассказал следующее:

«Эта пещера находится на высоком обрывистом берегу острова. Прямо из обрыва начинается труба, уходящая вглубь прибрежного холма. Диаметр её составляет около 1,5 метра. На сломах заметно, что стены трубы изготовлены из материала, похожего на керамику, серого цвета, толщиной около 20 см. В местах поворота трубы видны дополнительные вставки из того же материала. На стенках трубы кое-где выгравированы непонятные иероглифы, а также изображения птицелюдей».

Поразительно, но такую трубу из искусственного материала и такими параметрами вряд ли могли создать аборигены острова Пасхи!

Самое интересное, что заползший в пещеру Эрнст Мулдашев в глубине трубы увидел красные светящиеся глаза, тут его напарник закричал о многочисленных странных шарах, буквально облепивших профессора. Их он увидел на экране цифровой камеры. Исследователи поторопились покинуть пещеру; выбравшись из нее, они почувствовали сильную слабость и долго приходили в себя. Красные глаза в глубине трубы однозначно говорили о том, что рассказы о птицелюдях имеют под собой какую-то основу, в пещерах острова явно обитают некие загадочные существа.

По данным Эрнста Мулдашева, на острове сейчас 887 каменных истуканов, изготовленных из вулканического туфа, причем самый большой из них достигает высоты 22 метра (с 7-этажный дом!) и весит 300 тонн. Исследователь считает, что каменных статуй было изготовлено гораздо больше, об этом говорят валяющиеся на острове обломки истуканов. Представляется крайне важным наблюдение Мулдашева о том, что постаменты статуй, так называемые аху, выполнены из очень твердой породы, выходов которой на острове не наблюдается. Значит, этот камень добывался где-то вне острова?

Не слишком ли много загадок и странностей для такого небольшого островка? Как на нем оказались люди разного цвета кожи, зачем островитяне проделывали гигантский объем работы по изготовлению, перемещению и установке огромных каменных статуй, зачем им нужна была письменность, что за птице-люди обитают в подземельях острова? На все эти вопросы гораздо легче ответить, если считать, что остров Пасхи на самом деле является осколком Пацифиды. А может, так оно и есть?

Остров Пасхи - одно из самых изолированных мест в мире. Клочок земли площадью 164 квадратных километра и материк разделяют 3,5 тысячи километров, а ближайший обитаемый остров Питкэрн находится в 2200 километрах от острова. Открывшие в 1722 году остров голландские мореплаватели обнаружили на нем людей, по уровню технического развития находящиеся на стадии каменного века, и сотни огромных статуй, над происхождением и предназначением которых ломает головы не одно поколение ученых. Мы же решили разобраться, почему прекратилось строительство каменных великанов и куда пропали коренные жители острова.

По всему острову в общей сложности разбросано 887 статуй. Высота их варьируется от 2-х до 22 метров, а весят моаи от 20 до 80 тонн. Большинство статуй было высечено в каменоломнях вулкана Рано Рараку из крупноблочного тахилитового базальтового туфа или туффита. Но несколько статуй были сделаны из другого камня, такого как трахит, красная базальтовая пемза, базальт и муджиерит. 255 статуй размещены на церемониальных и погребальных платформах аху. 45 % всех моаи (397 каменных изваяний) сосредоточено в районе вулкана Рано Рараку, при этом часть из них так и не вырублена до конца.

Считается, что для рапануйцев статуи олицетворяли богов, от которых зависела погода и урожай. Рядом с идолами они жгли костры и устраивали танцы, чтобы задобрить своих покровителей.

По всему острову в общей сложности разбросано 887 статуй.

Строительство истуканов сказывалось на лесных ресурсах острова. Перемещение статуй с помощью камней, веревок и бревен и ритуальные костры рядом с ними привели к обезлесению острова. Высаживанием новых деревьев никто не занимался. Когда запасы древесины окончательно истощились, на острове начался голод Между «длинноухими» поселенцами из Перу и «короткоухими» полинезийцами началась война. Статуи сбрасывали с пьедесталов, больше не веря в их силу. Предполагается, что ввиду недостатков ресурсов на острове начал развиваться каннибализм.

Процесс самоуничтожения некогда изолированной экосистемы и ее коренных жителей усугубили мореплаватели. После открытия голландцами остров превратился в место паломничества моряков, мечтавших своими глазами увидеть «первобытных» людей и гигантские каменные изваяния. Для острова и его жителей контакт с цивилизацией стал не менее губительным, чем междоусобные войны.

Изолированная экосистема превратилась в место паломничества моряков.

С собой моряки завозили неизвестные ранее островитянам болезни и невиданные для них предметы. Высаживающиеся на остров вместе с моряками крысы уничтожали последние семена пальм. В 19 веке многих рапануйцев забрали в рабство. В результате и без того малочисленное население острова к 1877 году сократилось до 111 человек.

СМОТРЯЩИЕ В НЕБО

Крошечный клочок суши в Тихом океане не дает покоя ученым уже не одно столетие. Его население, установив почти тысячу каменных истуканов-моаи, куда-то исчезло, бросив еще не завершенные. Казалось, что работы были прекращены внезапно. А горстка оставшихся туземцев ничего не могла рассказать о судьбе своих соплеменников.

Но тот факт, что на острове Пасхи существовала развитая цивилизация, сомнений не вызывает. Главное свидетельство ее существования - эти самые истуканы. По мнению большинства исследователей, дикарям было не под силу и не по уму изваять памятники весом в несколько десятков тонн и высотой от 3 до 20 метров. А главное - аккуратно расставить их по всему острову.

Такую работу могли проделать только инопланетяне, - выдвигает самую фантастическую гипотезу известный швейцарский путешественник и писатель Эрик фон Дэникен. - Неспроста глаза статуй смотрят в небо.

По мнению писателя, пришельцы попали на этот остров из-за поломки своего корабля. Пока ремонтировали, развлекались - ваяли собственные бюсты. Поэтому у моаи такие нечеловеческие вытянутые лица. Починив корабль, космические гости улетели, оставив многие статуи незаконченными.

Не менее экстравагантную версию в своей "Тайной доктрине" выдвигала философ и оккультист Елена Блаватская. Она считала, что остров Пасхи был частью Лемурии - мифической страны. В ней жили, помимо лемурийцев, еще и атланты - жители, спасшиеся с затонувшей Атлантиды. И те и другие были согласно легендам гигантами от 7 до 18 метров. Поэтому для них изготовить и установить 10-метровых истуканов не составляло труда. Но случился чудовищный потоп, о котором говорится в местных легендах: "С неба и изнутри земли обрушились молнии, пришла большая вода, и не стало ничего видно вокруг". А разгневанный бог Увоке довершил катастрофу, "расколов землю" своим огненным посохом. Остров так быстро затонул, что никто не успел спастись. Однако, пишет Блаватская, через несколько веков этот клочок земли поднялся со дна, что в общем-то характерно для островов вулканического происхождения. И даже статуи сохранились на нем почти в первозданном виде. Но многие, конечно, попадали со своих пьедесталов.

КРЫЛАТЫЕ ЛЮДИ

Третья версия, которой придерживаются большинство ученых: по вине местных жителей на острове Пасхи случилась экологическая катастрофа, превратившая райский уголок в пустыню.

Численность островитян росла, и они стали вырубать лес быстрее, чем тот мог восстанавливаться, - рассказывал телеканалу "Дискавери" американский биогеограф Джаред Даймонд. -

Деревья выжигали, освобождая землю для ведения сельского хозяйства, топили ими, использовали в строительстве. И вскоре возник дефицит еды и воды. Лес перестал задерживать влагу, началась засуха, иссякли родники и ручьи. Почва утратила былое плодородие. Во время этого упадка туземцы и стали возводить моаи, для того чтобы умилостивить богов. Но божества не помогли. Крах высокоразвитой цивилизации довершило людоедство.

Однако некоторые ис­сле­дователи-мистики предполагают, что до сего дня сохранился некий клан коренных жителей острова, который скрывает от непосвященных древние знания предков. Например, они могут сохраняться в древней письменности туземцев - ронго-ронго. Знаки, выгравированные на гладкой поверхности дощечек, а также рисунки - крылатые люди, странные двуногие существа, фантастические животные, спирали - ученые до сих пор не могут расшифровать. Один из местных жителей однажды признался исследователям, что предки покарают каждого, кто раскроет бледнолицым секрет письма.

И вот всем этим будоражащим воображение гипотезам суждено рухнуть, уступая место сухим научным фактам.

ЗАРАЗА ИЗ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Археологи Карл Липо из Университета штата Калифорния и Терри Хант из Гавайского университета (США) написали книгу "Статуи, которые ходили: Разгадка тайны острова Пасхи". Они доказывают, что высокоразвитая цивилизация там никогда не существовала. Хотя истуканов изготавливали сами туземцы. Моаи были нужны для отпугивания врагов с моря и для магических ритуалов.

Статуи высекали в карьере потухшего вулкана Рано-Рараку из вулканического туфа - пепла, уплотнившегося после извержения. И перетаскивали их на побережье с помощью бревен, канатов и деревянных катков. Различные эксперименты доказали: такой способ транспортировки реален. Так, 12 островитян, используя две жерди в качестве рычагов и несколько канатов, подкладывая под чуть сдвинувшуюся 20-тонную статую камешки, смогли установить ее за 18 дней.

Кроме того, ученые определили, что статуи не были брошены впопыхах. Оказалось, что каждую лежащую на обочине дороги статую дополняет плита-постамент. Просто она ушла под землю.

Когда же моаи стояли вдоль дорог, то олицетворяли стражу, охранявшую путь к жерлу Рано-Рараку - входу в иной мир.

А вот исчезать туземцы стали не до, а после прибытия колонистов из Голландии в 1722 году, - уверял на презентации книги доктор Липо. - Они скоропостижно умирали. Европейцы заразили их целым букетом недугов - венерическими заболеваниями, дизентерией, проказой, туберкулезом, оспой. В итоге болезни и уничтожили пасхальцев.

По словам ученых, не было и никакой экологической катастрофы, которой так сегодня любят козырять члены "зеленого" движения. Мол, остров Пасхи - уменьшенная модель нашей планеты, которую ждет такая же участь, если бездумно расходовать природные ресурсы.

Вырубка деревьев не была единственной причиной опустошения, - убежден доктор Хант. - Пасха никогда не была тропическим раем.

Главной же бедой, уничтожившей леса, стали крысы, которых привезли с собой колонисты. Грызуны быстро размножались и поедали семена пальм.

В целом складывается такая картина: люди, приветствовавшие голландцев, и те, что создали моаи, - это один и тот же народ, одна и та же цивилизация, - подытожил доктор Липо. - В пользу этого есть убедительный аргумент: если бы эти статуи кто-то другой изваял исторически раньше, то сегодня они сильно выветрились бы.

МНЕНИЕ СКЕПТИКА

Эти ревизионисты полностью игнорируют местные предания. Так, если исходить из сохранившихся здесь легенд и находок археологов, то картина получается иная. Одно из преданий гласит, что на острове когда-то жили длинноухие люди, мочки ушей которых из-за тяжелых украшений вытягивались до плеч. В подчинении у длинноухих - местной правящей элиты - были короткоухие - рабочие, которые изготовляли каменных истуканов. Когда к 1680 году население острова выросло и земля уже не могла прокормить всех, то короткоухие восстали и перебили почти всех длинноухих. А поскольку без "правящей руки" простые работяги не смогли придумать, как выжить, то вскоре погибли и сами. О войне и междоусобицах свидетельствуют обнаруженные исследователями наконечники стрел и дротики из обсидиана - их тысячи. Конфликт привел и к низвержению и надругательству над каменными идолами - многим поотбивали носы.

Версия же Липо и Ханта отрицает сам факт существования подобного разделения пасхального общества, а также гражданскую войну и ее последствия. Получается, что ученые просто проигнорировали все данные аргументы, поскольку они не укладывались в их исходную концепцию.

Что же касается сохранности статуй, то, как показывают данные археологов, изучавших культуры Мезоамерики, спрессованный вулканический пепел, из которого моаи изготовлены, достаточно медленно поддается ветровой эрозии. Поэтому-то статуи и выглядят "моложе" своих лет.

Тур Хейердал

«Меня интересуют темы по археологии - история раскопок, описание и фотографии находок. В. Карельский, г. Иваново».

Скульптуры у подножия вулкана Рано Рараку наполовину ушли в почву.

Археологи нашли неизвестный ранее тип статуи.

Обсерваторию на вершине вулкана Рано Као окружали культовые сооружения с высеченными на выходах лавы изображениями птицечеловека.

Первые поселенцы превосходно владели техникой обработки базальтовых глыб. Этот тип кладки был самым ранним на острове Пасхи.

Коленопреклоненная статуя на острове Пасхи (Ранний период).

Коленопреклоненная статуя в Тиауанако (Перу).

Раскопки опровергли предположения, на острове нет почвенного слоя.

Подъем статуи. Статуя почти выпрямлена.

«Интересуюсь историей народов, археологией»,- пишет тов. Бессонова из Перми.

Рассказать о древних циклопических сооружениях просит В.Пулатов (г. Одесса).

Писем, в которых наши читатели просят систематически публиковать в журнале статьи по истории и археологии, очень много. Мы помещаем отрывок из статьи известного зарубежного исследователя Т. Хейердала о его раскопках на острове Пасхи. Полностью статья будет напечатана в книге «Наука и человечество. 1963».

Основные массивы суши, окаймляющие Тихий океан, были заселены древними выходцами из Азии задолго до того, как первые мореплаватели вышли в центральную часть Тихого океана на поиски неведомых океанских островов. Располагая простейшими мореходными средствами, древний человек с азиатского континента проник через Индонезию на юго-восток - в Австралию и Папуа-Меланезию, а через район Берингова моря на северо-восток - в Северную, потом Центральную и Южную Америку. Это происходило за много тысяч лет до нашей эры. Так выходцы из Азии заселили все побережье Тихого океана задолго до того, как были созданы корабли, способные воспользоваться ветрами и течениями или противостоять им, господствующим в бескрайних просторах исполинского океана, который охватывает половину окружности земного шара.

Последней обширной областью, которую заселило человечество, был мир океанских островов в центре огромной водной равнины. Незадолго до нашей эры суда аборигенов устремились в эту часть океана, доставляя первооткрывателей на все необитаемые острова, где они и жили в безопасности и изоляции до тех пор, когда европейцы обнаружили путь в Америку, а затем с ветром и течениями устремились открывать, или, вернее, вновь открывать, острова Великого океана.

Самым уединенным из этих островков был тот, который его первые обитатели назвали Те-Пито-о-те-Хенуа - «Пуп Земли», а Роггевен, европеец, открывший его вновь в 1722 году, перекрестил в остров Пасхи - в честь дня, когда приплыл сюда. Подойдя близко к берегу, голландцы, к своему удивлению, увидели людей, которых посчитали примитивными представителями культуры каменного века. Эти люди лежали ничком на земле, головой в сторону восходящего солнца. Перед огромными человекоподобными изваяниями были зажжены костры. На головах величественных идолов были водружены грандиозные цилиндры из красного камня. Сотни таких скульптур возвышались над безлесным островом, где не было видно даже деревьев, которые могли бы быть использованы для транспортировки и подъема изваяний.

Этих смиренных идолопоклонников и их вездесущие громадные монументы окружала лишенная растительности каменистая равнина с редкими клочками возделанной земли, где росли бататы и бананы. Над ними возвышались поросшие тралом и папоротником склоны потухших вулканов, мертвые кратеры которых были единственными на острове хранилищами пресной воды. Со всех сторон островка в море обрывались отвесные скалы, на которые обрушивался прибои; под ними было очень мало мест, пригодных для высадки на берег.

Созданный еще до появления на Земле человека подводным вулканическим извержением, этот клочок суши одиноко поднимался из пучины океана на пути течений, вечно движущихся от Южной Америки - в 2 тысячах миль отсюда к востоку, мимо ближайшего населенного островка - в 1 600 милях к западу, и оттуда к берегам Азии - еще за 7 тысяч миль.

Естественно, перед учеными и вообще широкой публикой встал вопрос: каким образом на этот в высшей степени изолированный островок первоначально попала цивилизация?

Косвенным способом к решению этой проблемы приступили в конце прошлого столетия, начав изучение устных преданий островитян. В первой половине нашего века состоялось первичное археологическое обследование острова, и началось изучение местного населения, его культуры и языка.

К началу второй половины нашего столетия на острове Пасхи все еще не проводилось ни систематических археологических раскопок, ни сбора проб для пыльцевого анализа. Такое упущение со стороны ученых объясняется тем, что речь идет об исключительно бесплодном острове, на котором, казалось бы, не могло накопиться достаточно гумуса, чтобы скрыть следы древних культур. Исследователи считали, что из-за отсутствия почвы не в чем производить раскопки. Кроме того, удаленное положение острова Пасхи заставило ученых прийти к выводу, что выходцы из Азии могли попасть на него лишь в последнюю очередь и, следовательно, срок его обитаемости должен быть короче, чем у любого другого тихоокеанского острова.

Оба эти предположения не казались автору статьи обоснованными. В 1937-1938 годах, проводя исследования на Маркизских островах, я обратил внимание на то, как в результате деятельности человека и его домашних животных островок Мотане уже в историческое время превратился из покрытого густым тропическим лесом в лишенный почти всякой растительности, кроме травы. Пока на острове Пасхи не были проведены палеоботанические исследования, мы не могли судить, был или нет на острове лес до появления европейцев.

Далее, поскольку выходцы из Азии заселили все окаймляющие Тихий океан материки до прибытия человека на остров Пасхи, нельзя было с уверенностью утверждать, что первое трансокеанское плавание па остров Пасхи непременно происходило наиболее длинным путем, против пассатов и идущих на запад течений, а не кратчайшим путем - из близлежащей Южной Америки, с попутными ветрами и течениями. Если же люди двигались из Южной Америки, то очень вероятно, что остров Пасхи встретился им раньше других; в таком случае он обитаем сравнительно давно.

До наших раскопок на острове Пасхи в 1955-1956 годах здесь побывали только две археологические экспедиции. В составе первой - частной английской экспедиции 1914 года под руководством миссис К. Рутледж - не было профессиональных археологов, и они не пытались проводить стратиграфические раскопки. Тем не менее популярная книга путевых очерков К. Рутледж изобилует важными наблюдениями и была до недавнего времени главным источником сведений об археологии поверхностных слоев острова Пасхи.

В 1934 году на остров прибыла франко-бельгийская экспедиция, но француз-археолог в пути скончался, и единственный оставшийся археолог А. Лавашери сосредоточил свои усилия на изучении петроглифов. Одновременно французский этнограф А. Метро проводил этнографические наблюдения над современными островитянами. Кроме того, изучением археологии поверхностных слоев и этнографии занимался миссионер-капуцин С. Энглерт, живущий на острове Пасхи с 1935 года.

Не располагая данными для научной датировки, первые исследователи острова Пасхи чисто умозрительно заключили, что на этот уединенный восточный форпост человек мог попасть не раньше XII века (Метро), XIII века (Лавашери), XIV века (Рутледж) или XVI века (Энглерт).

Не было единогласия и в решении знаменитой загадки острова Пасхи. Рутледж и Энглерт утверждали, что на острове есть следы культурной стратификации (напластований) и что древние каменные сооружения можно разделить на два типа. Они пришли к выводу, что на этот клочок суши попали одна за другой две различные культуры, и видели подтверждение этому в местных легендах. Возражая им, Лавашери и Метро говорили, что на острове нет никаких признаков стратификации, что местная археология однородна, что на острове была только чисто полинезийская культура. Легенды пасхальцев они отвергали, заявляя, что они нарочно сочинены, чтобы объяснить происхождение большого рва - того самого рва, который, согласно преданиям, вырыли люди для огромного оборонительного костра. Метро и Лавашери считали ров природным образованием.

Огромные инженерные работы, проведенные первыми обитателями острова Пасхи, поразили воображение Рутледж, и она заключила, что проблема остается загадочной. Однако Метро решил загадку просто. Он предположил, что полинезийцы, привыкшие к резьбе по дереву, прибыв сюда с лесистых островов на западе, не нашли на безлесном острове Пасхи дерева и поэтому перешли на обработку камня, очень быстро развили самую совершенную в мире технику мегалитической кладки (мегалиты - древние сооружения из больших камней) и воздвигли самые большие скульптуры из всех, созданных каким-либо из неолитических народов Земли.

Не было единого мнения и о том, как древние скульпторы транспортировали и поднимали исполинские изваяния, для чего создавались эти идолы и почему пасхальцы не поклонялись полинезийским богам Тане и Тангароа, а исповедовали совершенно иную религию, а также почему они не применяли общеполинезийских изделий.

Было очевидно, что поверхность острова Пасхи не может поведать всей истории драматических событий и хитроумных замыслов, осуществленных на самом уединенном в мире острове. Чтобы глубже проникнуть в загадку и поискать скрытые ключи к таинственному прошлому пасхальцев, я решил привезти на остров группу квалифицированных археологов и провести первые стратиграфические раскопки; несмотря на господствующее убеждение, что на острове нет почвенного слоя, я надеялся что-нибудь найти под поверхностью. Важной задачей было исследование стратификации архитектуры, а также сбор в ключевых точках острова образцов угля для радиокарбонового анализа.

На бесплодном острове Пасхи нет ни единого ручья, но дождевая вода скапливается в трех потухших вулканах - Рано Као, Рано Рараку и Рано Орои. Много веков ветер сносил в открытые кратерные озера пыльцу островной растительности; изучение наслоившейся здесь, хорошо сохранившейся ископаемой пыльцы должно было помочь реконструировать историю пасхальной флоры. Для этого по краям озер Рано Као и Рано Рараку был заложен ряд скважин глубиной до восьми метров. Впоследствии образцы были исследованы и определены профессором У. X. Селлингом, руководителем палеоботанического отдела Национального музея естественной истории в Стокгольме.

Исследование пыльцы показало, что когда - еще до нашей эры - на здешние берега впервые ступил человек, безлесный ныне остров Пасхи был покрыт деревьями и кустарниками многочисленных видов. На острове были ручьи, и поверхность пресных кратерных озер еще не была затянута водной растительностью, вокруг озер высились пальмы и девственный лес.

Но вот явился человек. Изучая пыльцевые образцы, мы видим, как первичный лес был сведен, а озерную гладь стали постепенно занимать появившиеся только теперь водные растения. С прибытием человека впервые по берегам пресных водоемов был посажен полигонум-типично южноамериканское растение, которое жители Анд и пасхальцы применяли как лекарственное. Вместе с ним на остров попал чрезвычайно важный камыш тотора, также типично южноамериканское пресноводное растение, не известное ни в Старом Свете, ни на других тихоокеанских островах. С их появлением флора острова начала резко меняться. Оба растения быстро распространялись и вскоре частично покрыли большинство кратерных озер плавучим ковром.

Одновременно люди начали жечь первые на острове костры, и немного спустя растительность стала исчезать. Впервые с чистой до тех пор почвой и остатками пыльцы смешиваются частицы золы. Они свидетельствуют об ограниченных лесных пожарах, которые устраивали пришельцы, чтобы расчистить участки для жилых построек и культовых сооружений. Исконный лес исчезал, его место занимали причудливые храмы и монументы из долговечного камня. Эти сооружения, позднее разрушенные или перекрытые другими, дали нам в руки самые надежные ключи для изучения уровня культуры первых островитян и последующей локальной эволюции.

Четверо археологов нашей экспедиции - Э. Н. Фердон, У. Меллой, А. Шельсволд и К. С. Смит - начали с раскопок жилья и культовых платформ. И все они, независимо друг от друга, обнаружили чередование двух различных культур с различной архитектурой и различными религиозными воззрениями. На смену этим культурам пришла война и период упадка-это было непосредственно перед появлением на острове Пасхи первых европейцев. Датировка по радиоуглероду показала, что человек пришел на остров Пасхи по меньшей мере на тысячу лет раньше, чем предполагала современная наука.

Три последовательно сменяющие друг друга периода в археологии острова Пасхи были названы: Ранний, Средний и Поздний.

Ранний период

Люди, которые первыми достигли острова Пасхи, явно прибыли из области, где занимались не столько резьбой по дереву, сколько обработкой камня. Они валили деревья, чтобы добраться до скальных пород. Эти первые поселенцы уже были искусными каменотесами. Они превосходно владели техникой обработки огромных глыб твердого базальта. Плиты в кладке, имевшие квадратную, треугольную или многоугольную форму, тем не менее прилегали друг к другу так плотно, что между ними нельзя было просунуть лезвия ножа. Раскопки показали, что этот тип кладки был на острове Пасхи самым ранним, а не поздним, не завершением местной эволюции, как заключил умозрительно Метро.

Эта совершенная мегалитическая техника не была известна ни на одном из тысяч тихоокеанских островов, лежащих дальше на запад. Такое совершенство, такую технику и стиль мы видим только в специализированной каменотесной культуре древнего Перу- на материке, который является ближайшим соседом острова Пасхи на востоке. Назначение пасхальских сооружений было скорее эстетическое или культовое, чем функциональное, и последующие поколения островитян то ли не могли, то ли не хотели развивать своеобразное высокое искусство ранней пасхальской эпохи.

Первые поселенцы использовали свое умение для сооружения огромных платформ наподобие алтарей, необходимых для солнечного культа. Традиционно выложенный, гладко полированный фасад был очень точно астрономически ориентирован по отношению к точке восхода солнца в пору летнего солнцестояния или равноденствия.

Интерес к движению солнца проявлялся и в том, что на вершине Рано Као, самого высокого на острове вулкана, первые пасхальцы соорудили солнечную обсерваторию, специально приспособленную для того, чтобы отмечать годовое движение солнца. Эта обсерватория была совершенно занесена землей, и мы обнаружили ее во время раскопок, которыми руководил Фердон. Обсерваторию окружало культовое сооружение с солнечными символами, высеченными на выходах лавы. Пасхальские ритуалы сопровождались возжиганием костров. Считается, что солнечный культ и солнечные обсерватории не характерны для полинезийской культуры,- они также более всего типичны для древнего Перу как инкской, так и доинкской поры.

В солнечной обсерватории, а также на расчищенных и выровненных площадках позади широких, астрономически ориентированных мегалитических платформ ранние обитатели острова Пасхи воздвигали крупные человекоподобные каменные скульптуры. Эти скульптуры заметно отличались от более внушительных бюстов, которые позднее прославили остров и были неизвестны науке, пока раскопки не обнаружили их существования. Вот один тип: небольшая, сплющенная четырехугольная голова с неглубоко вырезанными чертами лица - огромными выпученными глазами, надутыми щеками, изогнутыми бровями, переходящими в У-образный нос. Второй, не менее традиционный тип: прямоугольная колонна, на сторонах которой намечалась рельефом человеческая фигура во весь рост, с короткими ногами и руками, опущенными так, что пальцы встречаются ниже пупа. Третий тип: реалистическое изваяние коленопреклоненного человека, сидящего на пятках; руки лежат на коленях, овальное лицо с козлиной бородкой обращено в небо.

Ни на одном другом острове не было таких скульптур, зато все три типа характерны для Тиауанако - культового центра солнцепоклонников доинкского Перу.

Четвертая, последняя разновидность послужила прототипом больших изваяний следующего пасхальского периода. Эта разновидность представляет чисто местный стиль и эволюцию, близких ей изваяний нет ни на, материке, ни на других островах.

Пока еще мы не знаем точно, когда именно человек впервые увидел лесистые берега острова Пасхи. Но карбоновая датировка показывает, что около 380 года искусные военные инженеры руководили обширными работами, создавая мощное оборонительное сооружение на его восточной оконечности. Окаймленный отвесными скалами, полуостров Поике был отрезан от остальной части острова специально вырытым рвом глубиной в 12 футов, шириной около 40 футов и длиной почти в 2 мили. Гравий и земля, выброшенные из рва, образовали защитный вал с проходами для контратак. Если отбросить предположение, что первые поселенцы острова Пасхи готовились обороняться против врагов, которые могли отправиться за ними в погоню через океан, остается только заключить, что остров был заселен задолго до того, как начались столь обширные работы.

Этот занесенный песком ров прежние экспедиции, не проводя раскопок, сочли естественным понижением местности, хотя пасхальские предания настойчиво указывали, что ров был вырыт легендарными «длинноухими» для обороны.

Нам и сейчас очень мало известно об этих первых обитателях острова Пасхи, но мы знаем, что они принесли с собой высокоразвитую культуру, которая, естественно, сложилась вне острова и которая должна было прослеживаться в окружающих областях. Как мы уже видели, эта привезенная извне культура Раннего периода была очень своеобразной, отличной от других известных нам тихоокеанских островных культур.

Средний период

Около 1100 года, как показывает карбоновая датировка, первоначальной пасхальской культуре внезапно пришел конец. Некоторые из древних храмов и другие сооружения, в том числе солнечная обсерватория, были надолго оставлены и пришли в запустение. Но затем они были вновь заняты людьми и перестроены по иному плану, с применением совершенно иной техники кладки. Причина этого перерыва пока неизвестна. Возможно, на время этого междуцарствия весь остров был покинут людьми, а может быть, местные войны сократили население Раннего периода, так что осталась лишь кучка людей, обитавших в удаленных районах. Во всяком случае, после долгого перерыва прежние сооружения были заняты иной культурой, с другими религиозными представлениями; началось то, что мы называем вторым, или Средним, периодом в истории пасхальских культур.

В начале этого периода стали изготовляться огромные каменные изваяния, которые впоследствии привлекли к маленькому тихоокеанскому островку внимание всего мира. В эту эпоху основным стремлением и фанатической страстью пасхальцев стало вытесывание исполинских изображений предков, которые водружались на поднятых над уровнем земли родовых гробницах.

Изваяния Среднего периода отличаются чрезвычайно длинными, отвислыми ушами, возрождающими в памяти легендарных «длинноухих», которые, по словам пасхальцев, создавали эти статуи, пока не были почти поголовно сожжены в уже упомянутом оборонительном рву во время войны с «короткоухими». Сейчас на острове живет лишь один род, члены которого считают себя прямыми потомками «длинноухих»,- это род Атанов. Их происхождение подтверждают все островитяне, а также генеалогические исследования Энглерта.

Способы работы «длинноухих» скульпторов были сокровенной родовой тайной, которая передавалась от отца к сыну на протяжении двенадцати поколений. Благодаря хорошим, дружественным отношениям нашей экспедиции с пасхальцами секрет был нам открыт. Он подвергся проверке в практических экспериментах. По указаниям старшего из братьев Атанов была изваяна, перевезена и установлена на пьедестал одна статуя. Археологические исследования в сочетании с рассказами пасхальцев и нашими опытами позволили воссоздать методы работы ваятелей Среднего периода.

Статуи вытесывали прямо на склонах кратера с помощью грубо изготовленных рубил из твердого андезита; для облегчения работы породу поливали водой из сушеных тыкв. Под рыхлым, выветренным поверхностным слоем порода была очень твердой, и для изготовления статуи средней величины требовалось около года. В каменоломнях обрабатывались мельчайшие детали лица, рук, тела скульптуры вплоть до полировки ушных украшений и длинных изысканных ногтей. Но спина оставалась незавершенной до последнего момента и соединялась с каменным ложем наподобие киля.

Наконец, отделив спину, великана с помощью катков и канатов спускали вниз по крутому склону. При этом часто приходилось преодолевать обрывистые террасы и ниши, возникшие в результате предыдущих работ. Статую временно устанавливали где-нибудь у подножия вулкана. Для этого в накопившемся слое щебня из каменоломен вырывали уступ или яму, куда ставили ногами статую, поддерживая ее канатами в вертикальном положении. Теперь скульпторы впервые могли приступить к обработке спины. Ее обтесывали и полировали так же тщательно, как остальные части фигуры. Спереди статую не украшали никакими узорами: просто торс. Зато на спину часто наносили рельефные символы - дугу, напоминающую радугу, одно или два кольца.

Предание говорит, что пасхальских скульпторов, первооткрывателей острова, называли ханау-эпе - «длинноухие» - за их обычай удлинять мочки ушей, подвешивая к ним большие диски. Предков теперешнего населения в отличие от них называли ханау-момоко - «короткоухие».

На протяжении карау-карау, то есть двухсот лет, «короткоухие» смиренно трудились на «длинноухих», участвуя в строительстве огромных сооружений. Появились большие аху; из каменоломен Рано Рараку на могилы, принадлежавшие преимущественно «длинноухим», доставляли псе более крупные изваяния. Хотя между двумя народами происходили смешанные браки, всего лишь шесть из многих сотен скульптур на аху - с короткими ушами, у всех остальных мочки удлинены: они явно изображают «длинноухих».

Далее предание говорит, что двухвековой период мирного сотрудничества кончился, когда «длинноухие» заставили «короткоухих» очистить весь полуостров Поике на востоке от камней. Работа была уже завершена, и Поике в отличие от всего острова, черного от обломков лавы, сплошь покрылся зеленой травой, тогда «короткоухим» приказали точно так же очистить остальную поверхность острова. Но тут пришел конец их долготерпению. Все их племя, объединившись, восстало и загнало «длинноухих» на полуостров Поике, где те укрылись за длинным оборонительным рвом, который они наполнили хворостом, чтобы можно было зажечь костер, если «короткоухие» пойдут в атаку.

Предательство, совершенное старухой из племени «короткоухих», которая была замужем за одним из «длинноухих», позволило отряду «короткоухих» обойти ров, в то время как другие имитировали атаку с фронта. Пока «длинноухие» поджигали оборонительный костер, на них неожиданно напали с тыла и всех сбросили в огонь. Из взрослых мужчин пощадили только одного, Оророину; ему было разрешено продолжать род «длинноухих».

Если верить преданию, это произошло двенадцать поколений тому назад; специалисты по генеалогиям считают, что это должно было быть около 1680 года. Имена потомков Оророины сохранились до наших дней, вплоть до уже упомянутой ныне живущей семья Атанов, которых пасхальцы считают единственными происходящими по прямой мужской линии от столь могущественного прежде народа «длинноухих».

Между тем европейцы долго принимали занесенный песком ров на Поике за природное образование, и предание о костре не пользовалось доверием, пока наша экспедиция не произвела там раскопки. Исследование показало, что это-искусное сооружение человеческих рук. Вдоль всего рва найдены уголь и зола от огромного костра; радиокарбоновый анализ позволил датировать образцы примерно 1676 годом, что отлично совпадает с яркими преданиями пасхальцев.

Публикации по теме