Что такое образовательный туризм. Образовательный туризм как специфический сектор туристского бизнеса

Лекция №6

Образовательный туризм - весьма распространенный вид туризма, когда во время поездок турист совмещает отдых с обучением.

В общем смысле можно выделить три направления, или три рынка обучающего туризма:

> языково-обучающие туры;

> спортивно-обучающие туры;

> профессиональное обучение.

Остановимся подробнее на языково-обучающих турах.

Туры с изучением иностранных языков очень популярны среди клиентов различных возрастов - от детей и их родителей, покупающих туры для детей с; целью облегчения изучения языка, до взрослых предпринимателей, интересующихся разговорным бизнес-языком для проведения различных переговоров.

Языковые программы рассчитаны на детей с 5-летнего возраста. Но предложения для таких маленьких детей пока что не имеют большого спроса, а вот школьников 10-17 лет родители отправляют учиться гораздо охотнее. Градация языковых туров по возрасту следующая: школьники, студенты взрослые (причем последние составляют 10 % всего потока).

Совмещение языковой подготовки с отдыхом и туризмом в стране изучаемого языка дает очень хорошие результаты. Такие туры организуются в основном в страны, где национальными языками являются распространенные в мире языки в качестве наиболее употребляемых - в Англию, США, Францию, Испанию, Германию, Италию, Португалию. Есть, конечно, и исключения, когда английский язык с успехом можно поучить в Ирландии, на Мальте и т.д.

Языковые курсы могут быть: интенсивные и общие (стандартные, бизнес-курсы, подготовка к международным экзаменам; курсы на каникулах (сочетание развлечений с изучением языка); обучение один на один и в группе; академические курсы, направленные на поступление в университет.

Наиболее популярно на сегодняшний день изучение английского языка, затем следует немецкий, испанский/итальянский. Следом за ними чдуг предложения по изучению французского и португальского языков. Эти языкн достаточно часто употребляются в мире как средства межнационального общения. Реже, но все же встречаются предложения по изучению восточных языков во время специальных туров в Азию - китайского, фарси, японского. Но это скорее исключение, чем правило.

Средняя продолжительность туров - 2-3 недели.

Языково-обучающие туры могут быть индивидуальными и групповыми (чаще всего -это группы бизнес-языка, группы школьников).

Основные программы обучающих туров - это учебные и экскурсионно-познавательные. В ряде случаев встречаются и спортивные программы (в основном в детско-юношеских турах).

Учебные программы - специальный курс обучения языку в аудиториях, лингафонных кабинетах.

Занятия языком могут быть организованы на разных уровнях: для начинающих, для совершенствующихся и т.д.



Все программы включаю в себя по 2-4 аудиторных часа (45 минут) занятий иностранным языком в день. Первая половина дня при этом посвящена изучению иностранного языка, вторая половина дня предусмотрена для развлечений, досуга, занятий спортом и экскурсий.

Предлагаются также туры с интенсивным изучением языка с программой 20-30 часов языка в неделю.

Экскурсионно-познавательные программы включают в себя изучение культуры и достопримечательностей страны посещения, ее истории и литературы. Одной из форм обучения может быть посещение театров.

В зависимости от продолжительности тура и места размещения туристов в программу могут быть включены спортивные программы (занятия теннисом, конным спортом, плаванием, греблей на каноэ и т.д.). в основном спортивные программы зависят от возможностей той школы или колледжа, на базе которых организуется тур по обучению языку. Среди учащихся устраиваются различные состязания по спорту и викторины, что также косвенно подталкивает их к языковой практике во время этих мероприятий. Курсы изучения иностранных языков и занятия спортом - эта форма обучающих туров приобретает все большую популярность в мире (особенно среди молодежной клиентуры).

Групповые туры с размещением в летних лагерях, кемпингах, колледжах позволяют изучать язык среди своих сверстников, не слишком отрываясь от обычной среды. Здесь обучающие программы сочетаются со спортивными и досуговыми мероприятиями. Это так называемые развлекательно-образовательные туры, в которых обучению обычно отводится далеко не глинная роль. Этот вид поездок очень нравится школьникам, когда они встречаются со своими сверстниками разных национальностей и общаются с ними на изучаемом языке.

Распространенным предложением является организация языковых туров для бизнесменов. Для взрослой клиентуры основной причиной обучения является необходимость владения одним или несколькими иностранными языками. Взрослая аудитория отправляется в поездки за счет своих фирм и предприятий, индивидуально или с семьей. Любимыми турами данной категории являются туры, сочетающие курсы по интенсивной программе с большой культурной программой.

Главная особенность подготовки языково-обучающего тура исключительно индивидуальный подход: школы и учебные программы подбираются для каждого человека с учетом его языкового уровня, образования, возраста.

Организацией языково-обучающих туров занимаются в основном специализированные рецептивные туроператоры. Они заключают договоры с местными учебными заведениями (университетами, институтами, колледжами и т.д.) на использование учебной базы, работу преподавателей и использование методических пособий. Обычно у рецептивного туроператора по обучающим турам имеются договоры не с одним, а с несколькими учебными заведениями, предоставляющими несколько разные условия обучения и других услуг (размещение, досуг, спорт и т.д.), а значит, и большой выбор для туристов.

Перед началом обслуживания необходимо подготовить методическое обеспечение для выдачи туристам: программы обучения, учебники, разговорники, карты города, путеводители на изучаемом языке. Обычно этот набор входит в стоимость тура.

Размещение туристов языково-обучающих туров может быть разнообразным: гостиницы, общежития при колледжах, даже турбазы. Однако наиболее предпочтительным для индивидуальных туристов является размещение в семьях местных жителей. Это обеспечивает «принудительную» разговорную практику, а также «проникновение в дух нации». Кроме того, размещение в семьях чаще обходится дешевле, чем в гостиницах. При желании старшие дети окажут помощь по дому семье, в которой они живут, и тогда плата за жилье практически сводится на нет. Проживание в семье удобнее и даже безопаснее, особенно для маленьких детей. А главное - эффективнее в отношении совершенствования языка, так как обучающемуся приходится общаться на языке не только на занятиях, но и в семье.

К подбору семей, в которых размещаются обучающиеся, необходимо подходить особенно тщательно. С семьями туроператор заключает специальные договоры на размещение туристов, в соответствии с которыми семья предоставляет туристам отдельную комнату и завтрак (в отдельных случаях и ужин). Проживание детей в семьях контролируется специальными менеджерами. Обычно эти семьи сотрудничают с туроператорами не один год и имеют хорошую репутацию и опыт в приеме детей.

Если студенты размещаются в общежитиях (гостиницах), следует проверить, есть ли условия для занятий.

Если тур групповой, то на всем протяжении тура с группой туристов должен работать руководитель группы из направляющей страны, свободно владеющий изучаемым языком. Назначает его (по договоренности с принимающей фирмой) направляющая сторона.

Группы по изучению языка должны состоять максимум из 12 человек. Однако с точки зрения отправки да и организации транспортных экскурсий более рентабельны группы по 30 человек. Поэтому при организации учебных занятий большие группы приехавших туристов разбиваются на подгруппы.

Программы среднего образования в европейских школах и колледжах занимают значительное место у образовательных операторов МУЦ, «Инсайт-Лингва», «Гармония», ИТЭК, «Элитур-Клуб» и других, причем безусловное предпочтение отдается Великобритании, за которой следуют Ирландия, Швейцария, Испания, Германия, Франция, Мальта. Ежегодно по этим программам компании отправляют на учебу 20-30 детей.

Как правило, иностранцы учатся за рубежом в частных школах-пансионах с высоким уровнем обучения и безопасности, постоянным курированием, хотя некоторые компании оформляют старшеклассников (от 16 лет) с хорошим знанием языка в государственные школы (например, в Германии).

Основная цель получения среднего образования за границей -последующее поступление в университет. Для зачисления в хорошую школу необходимы знание языка (при необходимости можно окончить подготовительные курсы), хорошая успеваемость на родине, финансовая состоятельность семьи.

Условия обучения и проживания в зарубежных школах могут существенно различаться. Так, школы и пансионы Великобритании и Ирландии известны своими спартанскими традициями. Здесь жизнь «школяра» четко регламентирована, предусмотрено проживание в комнатах по 10, а в Ирландии - и до 70 человек, занятия спортом проводятся на улице в любую погоду, неукоснительно соблюдаются школьные правила, на занятиях требуется самостоятельная разработка темы.

Провести учебный год в школе за рубежом можно с помощью обменной программы. Ученики посещают занятия в школе и живут обычно в семьях. По окончании учебного года они получают справку о пройденном обучении.

Контрольные вопросы:

1.Дайте характеристику видам образовательного туризма.

2. Возраст туриста в этом виде туризма.

3. Особенности организации туров для несовершеннолетних людей(детей). Визовые формальности. Особенности размещения.

4. Роль досугово-развлекательных и экскурсионных программ в этом виде туризма.

5. Дайте характеристику мировым центрам образовательного туризма.

Образовательный туризм - это вид туризма, в котором сочетаются отдых и образовательная деятельность. Изучение иностранного языка, других наук (экономики, маркетинга, менеджмента), кулинарии может быть главной или второстепенной целью этого вида отдыха. Целью образовательного туризма может быть также повышение квалификации (в профессии или какой- либо сфере деятельности) и возможность удовлетворить свою любознательность.

Образовательные туры могут отличаться по первопричине и тематике тура. В туре может быть предусмотрено образование с элементами отдыха. Примером такого тура могут быть языковые курсы, обучение в заграничных образовательных учреждениях, посещение выставок и музеев, исторические экскурсии, экскурсия на работающие предприятия, семинары и конференции, выездные курсы по повышению квалификации.

Второй вид туризма предусматривает отдых с элементами образования. Это может быть культурный, гастрономический, религиозный и другие виды туризма, в которых есть обучающие и образовательные мотивы. По тематике тура наиболее распространенным видом образовательного туризма является языковой тур, цель которого - изучение английского языка в конкретной языковой среде. Эти туры популярны среди студентов и школьников. Такой тур может длиться 10 дней или 3-6 месяца. Кроме изучения английского языка, в таком туре проводят интересные экскурсии, спортивные мероприятия, гастрономические программы. Как правило, языковые туры проводят во время каникул, это может быть хорошим подготовительным этапом для того, чтобы продолжить образование в учебных заведениях за границей.

Следующий тур называется «Академический год». Этой программой предусмотрен культурный обмен между странами Европы (например, между Россией и США). Продолжительность тура составляет 9 - 11 календарных месяцев. Цель тура - изучить иностранный язык, культуру и традиции, включая также изучение общеобразовательных предметов. По плану тура проходят школьные или университетские занятия, кроме того, культурные, спортивные и экскурсионные мероприятия. По тематике образовательные туры могут быть спортивно-обучающими. Цель тура - занятия и обучение некоторым видам спорта. Это может быть обучение дайвингу и серфингу, гольфу и теннису, верховой езде, парусному спорту, катанию на лыжах сноуборде и другие.

Целью образовательного тура может стать повышение квалификации, сюда относятся туры профессионального обучения. Выездные курсы, стажировки и семинары не связаны с получением дохода в стране временного пребывания (это место обучения). Такой тур может длиться и несколько дней, и несколько месяцев. Для работников туристических фирм, например, такой тур предусматривает знакомство с отелями и экскурсионной программой какого - либо курорта. Большинство путешествий тематического тура выполняет познавательную функцию. Сюда относятся исторические экскурсии, кулинарные и астрологические курсы, курсы тайского массажа или боевых искусств и так далее.

Образовательный туризм развивается во многих странах, особенно популярны языковые туры. Для студентов и школьников созданы специальные программы для того, чтобы привлечь внимание к изучению языка и традиций зарубежных стран. Стали популярными образовательные туры в страны Азии. Экономические семинары проходят в Японии и Сингапуре, курсы разных видов массажа - в Таиланде, религиозные истины буддизма изучают в Индии, боевые искусства - в Китае.

Информация о курсах менеджера по туризму:

Туристические курсы ознакомят вас с видами путешествий: познавательным туризмом, активным, оздоровительным, образовательным. Также курсы обучения туризму научат вас разрабатывать и выбирать туристические программы для клиентов. Это качество как раз ценится в менеджерах по туризму больше всего. Вы научитесь организовывать туры за рубеж, на отдых, экскурсионные маршруты, комбинированные и индивидуальные поездки, автобусные туры, морские и речные круизы, образовательные и зимние туры, поездки для школьников, бизнес и шоп–туры.

В чем полезные стороны обучения менеджеров по туризму

Основные темы изучаемые на курсах менеджмента туризма

Туризм обучение состоит из довольно обширной программы, включающей в себя девятнадцать тем, каждая из которых рассматривается очень подробно. Оканчиваются курсы менеджер по туризму зачетом, который поможет вам подытожить полученные вами знания. Наша школа туризма первой темой рассмотрит правовые аспекты туристического бизнеса. Это нормативная база, терминология, а также органы государственного управления туризмом. Менеджер по туризму обучение включает в себя рассмотрение всех участников туристского процесса. Сюда входят турфирмы, гостиницы, рестораны, экскурсионные бюро, туроператоры, турагенства и, несомненно, клиент. Важной составляющей отношений туроператор-клиент является договор на туристическое обслуживание.

Образовательный туризм по сей день считается одним из популярных направлений, и его популярность все еще растет. Огромное количество людей хотят учиться за границей, ведь это так же престижно, как и тогда, когда эта цель туризма только развивалась, только сейчас путешествовать может любой желающий, а не тот, кому это позволено.

Сейчас, в какой-то степени, это даже сближает народы разных стран. С каждым годом, путешествующих с этой целью становиться все больше и больше и чаще всего учиться за границу едет молодежь. Собственно на них и ориентирован этот вид туризма. С помощью такого обучения намного проще устроиться на работу, найти себя в жизни.

Хоть образовательный туризм и подразумевает под собой учебу, сейчас, турфирмы так же подразумевают под этим и отдых. Большинство таких туров включают в себя не только экскурсионные и языковые программы, но и развлечения, какие как прогулки, походы в кафе, так же, если страна находиться на границе с морем, то какие-либо морские прогулки и тому подобное. В целом, человек может организовать свой досуг так, что бы во время этой поездки он мог не только учиться, но и отдыхать.

Основные программы таких туров обычно учебные и экскурсионно-познавательные. Можно указать три основных направления обучающего туризма:

1. Языково-обучающие туры.

2. Спортивно-обучающие туры.

3. Профессионально-обучающие туры.

В соответствие с темой курсовой работы необходимо более подробно рассмотреть языково-обучающий туризм

Такие туры очень популярны среди разных возрастных категорий - от детей, для которых приобретают туры с целью облегчения изучения языка, до их родителей, интересующихся разговорным бизнес-языком, для проведения различных переговоров.

Языковые программы разрабатываются для детей с пятилетнего возраста, но спрос на них не большой. Большой спрос на такие туры начинается для школьников от десяти лет, которых родители с большой охотой отправляют учиться за границу. Такие туры различаются по возрасту: школьники, студенты, взрослые, количество которых составляет около десяти - пятнадцати процентов из всего потока.

Хорошие результаты дает совмещение отдыха и туризма с языковой подготовкой. Такие туры в основном организуют в страны, в которых национальный язык является одним из распространенных и более употребляемых, в таких как Англия, США, Франция, Испания, Германия, Италия и Португалия, а так же, Ирландия и Мальта и многие другие.

Языковые курсы разделяются на виды, такие как:

· интенсивные и общие (стандартные);

· бизнес-курсы;

· подготовительные (к международным экзаменам);

· курсы на каникулах (сочетание изучение языка и развлечений);

· индивидуальное и групповое обучение;

· академические курсы (направленные на поступление в университет);

На данный момент самым популярным считается изучение английского языка, за ним следует немецкий, далее испанский и итальянский, затем французский и португальский. Эти языки часто употребляются в мире как средства межнационального общения. Сейчас набирают обороты предложения по изучению восточных языков, во время специальных туров в Азию - японского, китайского и корейского.

Стандартная продолжительность туров - две-три недели.

Чаще всего языково-обучающие туры бывают индивидуальными и групповыми. Как правило, такие туры рассчитаны на школьников и на взрослых, для обучения бизнес-языку.

Основные программы обучающих туров - это учебные и спортивные программы.

Учебные программы - специальный курс обучения языку в аудиториях и других оборудованных классах. Занятия проходят для учеников с разным уровнем: для начинающих, для совершенствующихся и так далее.

Каждая программа включает в себя два-четыре академических часа занятий иностранным языком в день. Первая половина дня посвящена обучению, другая половина предусмотрена для досуга, развлечений и занятий спортом.

Экскурсионно-познавательные программы подразумевают под собой изучение культуры и достопримечательностей страны посещения.

Групповые туры с размещением в колледжах, лагерях и так далее, позволяют изучать язык вместе со сверстниками, не отрываясь от обычно среды общения. Таким образом, обучающие программы сочетаются с досугом и спортивными мероприятиями. В таких, групповых поездках, главная роль отводится не обучению. Такие поездки привлекают школьников и студентов. Они встречаются со своими сверстниками различных национальностей и общаются с ними на изучаемом языке.

Одним из распространенных предложений является организация языковых туров для предпринимателей и бизнесменов. Для этой возрастной и профессиональной категории главной целью такой поездки является обучение, причиной которой является необходимость знания одного или нескольких языков. Такие поездки обычно организуются фирмами и предприятиями потенциального туриста. Такие поездки возможны на индивидуальной основе или с семьей. Турами данной категории являются туры, сочетающие в себе большую культурную и интенсивную языковую программу.

Одна из особенностей подготовки языково-обучающего тура - индивидуальный подход: учебные программы подбираются для человека с учетом его языкового уровня, возраста и образования.

Организацией таких туров обычно занимаются специализированные рецептивные туроператоры, которые заключают договоры с местными учебными заведениями на использование учебной базы, работу преподавателей и использование методических пособий. Обычно такие туроператоры имеют заключенные договоры с несколькими учебными заведениями, предоставляющие разные условия обучения и других услуг, что в будущем предоставит большой выбор для туристов.

Размещение для туристов языково-обучающих туров может быть разнообразным: гостиницы, общежития при колледжах, турбазы. Но самым предпочтительным остается размещение в семьях местных жителей. Это обеспечивает неизбежную языковую практику для туристов. Так же размещение в семье обходится намного дешевле, чем в гостиницах. Плата может свестись на «нет», в случае если турист будет оказывать помощь по дому семье, в которой они живут. Проживание в семье безопаснее и удобнее, а главное эффективнее, в отношении совершенствования языка, так как придется общаться на изучаемом языке не только в учебном заведении, но и в семье.

К подбору семей относятся особенно тщательно. Семьи с которыми заключают специальные договоры на размещение и завтрак (в некоторых случаях и на ужин), обычно сотрудничают с туроператорами не один год и имеют хорошую репутацию и опыт в приеме детей. Так же, проживание детей контролируется специальными менеджерами. Вообще, рекомендовано и используется на практике, размещение двух детей из разных стран в одну семью, для создания условий, вызывающих необходимость общения на изучаемом языке.

Если тур групповой, то это сразу же подразумевает то, что вместе с группой будет сопровождающий, свободно разговаривающий на языке страны пребывания.

Группы по изучению языка, в основном, состоят из двенадцати человек, однако более рентабельно отправлять 30 человек, с точки зрения экскурсионных программ. Поэтому при организации учебных занятий большие группы туристов разбиваются на подгруппы.

Спортивно-обучающие туры так же распространены во всем мире. Среди них присутствуют такие туры с обучением гольфу, теннису, конному спорту, серфингу, катанию на горных лыжах, гребле, яхтовый и парусный спорт, подводное плавание, водные лыжи и многое другое. В таких турах главной задачей является предоставление возможности научится определенному виду спорта.

Занятия выбранным видом спорта осуществляются по специальной обучающей программе под руководством опытных инструкторов. Как правило, инструкторами являются профессиональные спортсмены и тренера. Иногда такие услуги являются платными.

Как правило, первая половина дня, в таких турах, отдана обучению и занятиям спортом. Предоставление дополнительных услуг, таких как бассейн, сауна, массаж, дискотеки, фестивали, конкурсы - обязательно.

Спортивно-обучающие программы, как правило, ставят во вторую половину дня - между завтраком и обедом. При разработке такой программы обращается внимание на дозированность нагрузки. После обеда, обычно, идет экскурсионная программа и свободное время. Так же, во время спортивных туров, необходимо обеспечить для туристов прокат и продажу инвентаря.

Размещение в течение спортивно-обучающих туров производится в гостиничных предприятиях, которые приспособлены для занятий и обучений спорту. Наличие медпункта и возможность оказать срочную медицинскую помощь - необходима.

В завершении тура между туристами могут быть устроены мини-соревнования по изучаемому виду спорта.

Сейчас начинают формироваться рынки на обучающие туры, на так называемое профессиональное обучение - менеджмент, маркетинг, компьютерные технологии, туризм, дизайн, гостиничное и банковское дело, право. В целом это называется повышение квалификации. На все это начинает возрастать спрос и туристские фирмы начинают разрабатывать соответствующие туры.

Такое понятие, как образовательный туризм, появилось в 18-м веке, когда дети из английских состоятельных семей выезжали в Европу. Считалось, что для получения наиболее полного образования и хорошего воспитания молодой человек обязательно должен совершить путешествие, длилось оно порядка двух-трех лет. До сих пор туризм остается неформальным способом получения новых знаний и полезного опыта, а значит, несет образовательный характер.

Существует несколько видов образовательного туризма:

Можно выделить три направления, или три рынка обучающего туризма:

  • Ш языково-обучающие туры;
  • Ш спортивно-обучающие;
  • Ш профессиональное обучение;

Языково-обучающие туры. Туры с изучением иностранных языков очень популярны среди клиентов различных возрастов - от детей и их родителей, покупающих туры с целью облегчения изучения языка, до взрослых предпринимателей, интересующихся разговорным бизнес-языком для проведения различных переговоров.

Один из самых популярных - путешествие за границу для изучения иностранного языка. Такая поездка объединяет курсы английского языка и знакомство с культурой страны. Иногда целью ставится получение предметных, общеобразовательных или специальных знаний. Разработаны специальные учебные программы, как для взрослых, так и для школьников. Дети от восьми до семнадцати лет могут приехать в Англию на летние каникулы. Для взрослых есть интенсивные курсы обучения, которые длятся всего несколько недель. Помимо того что каждый день проходят занятия, можно пообщаться с людьми, для которых изучаемый язык - родной. Когда вокруг все говорят на английском (или любом другом), учишься гораздо быстрее. Языковые курсы могут быть: интенсивные и общие (стандартные); бизнес-курсы, подготовка к международным экзаменам; курсы на каникулах (сочетание развлечений с изучением языка); обучение один на один и в группе; академические курсы, направленные на поступление в университет.

Наиболее популярно на сегодняшний день изучение английского языка, затем следует немецкий, испанский / итальянский. Следом за ними идут предложения по изучению французского и португальского языков. Эти языки достаточно часто употребляются в мире как средства межнационального общения. Реже, но все же встречаются предложения по изучению восточных языков во время специальных туров в Азию - китайского, фарси, японского. Но это скорее исключение, чем правило.

Средняя продолжительность туров - 2-3 неделиКак нам обустроить туризм? // Культура, №33, 2006. - 48с..

Языково-обучающие туры могут быть индивидуальными и групповыми (чаще всего - это группы бизнес-языка, группы школьников).

Основные программы обучающих туров - это учебные и экскурсионно-познавательные. В ряде случаев встречаются и спортивные программы (в основном в детско-юношеских турах).

Учебные программы - специальный курс обучения языку в аудиториях, лингафонных кабинетах.

Занятия языком могут быть организованы на разных уровнях: для начинающих, для совершенствующихся и т.д.

Все программы включают в себя по 2-4 аудиторных часа (45 минут) занятий иностранным языком в день. Первая половина дня при этом посвящена изучению иностранного языка, вторая половина дня предусмотрена для развлечений, досуга, занятий спортом и экскурсий.

Предлагаются также туры с интенсивным изучением языка с программой 20-30 часов в неделю.

Экскурсионно-познавательные туры включают в себя изучение культуры и достопримечательностей страны посещения, ее истории и литературы на языке страны в которую приезжает турист. Одной из форм обучения может быть посещение театров.

В зависимости от продолжительности тура и места размещения туристов в туре могут быть включены спортивные занятия (занятия теннисом, конным спортом, плаванием, греблей на каноэ и т.д.). В основном спортивные программы зависят от возможностей той школы или колледжа, на базе которых организуется тур по обучению языку. Среди учащихся устраиваются различные состязания по спорту и викторины, что также косвенно подталкивает их к языковой практике во время этих мероприятий. Курсы изучения иностранных языков и занятия спортом - эта форма обучающих туров приобретает все большую популярность в мире (особенно среди молодежной клиентуры).

Групповые туры с размещением в лагерях, кемпингах, колледжах позволяют изучать язык среди своих сверстников, не слишком отрываясь от обычной среды. Здесь обучающие программы сочетаются со спортивными и досуговыми мероприятиями. Это так называемые развлекательно-образовательные туры, в которых обучению обычно отводится далеко не главная роль. Этот вид поездок очень нравится школьникам, когда они встречаются со своими сверстниками разных национальностей и общаются с ним на изучаемом языке Как нам обустроить туризм? // Культура, №33, 2006. - 48с.

Распространенным предложением является организация языковых туров для бизнесменов. Для взрослой клиентуры основной причиной обучения является необходимость владения одним или несколькими иностранными языками. Взрослая аудитория отправляется в подобные поездки за счет своих фирм и предприятий, индивидуально или с семьей. Любимыми турами данной категории являются туры, сочетающие курсы по интенсивной программе с большой культурной программой.

Главная особенность языково-обучающего тура - исключительно индивидуальный подход: школы и учебные программы подбираются для каждого человека с учетом его языкового уровня, образования, возраста.

Организацией языково-обучающих туров занимаются в основном специализированные рецептивные туроператоры. Они заключают договоры с местными учебными заведениями (университетами, институтами, колледжами и т.д.) на использование учебной базы, работу преподавателей и пользование методическими пособиями. Обычно у рецептивного туроператора по обучающим турам имеются договоры не с одним, а с несколькими учебными заведениями, предоставляющим несколько разные условия обучения и других услуг (размещение, досуг, спорт и т.д.), а значит, и больший выбор для туристов.

Подбираются соответствующие составляющие методического обеспечения для туристов: программы обучения, учебники, разговорники, карты города, путеводители на изучаемом языке. Обычно этот набор входит в стоимость тураЭкономика и организация туризма: международный туризм / под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. - М.: КНОРУС, 2005.-с. 45.

Размещение туристов языково-обучающих туров может быть разнообразным: гостиницы, общежития при колледжах, даже турбазы. Однако наиболее предпочтительным для индивидуальных туристов является размещение в семьях местных жителей. Это обеспечивает «принудительную» разговорную практику, а также «проникновение в дух нации». Кроме того, размещение в семьях чаще обходится дешевле, чем в гостиницах. При желании старшие дети окажут помощь по дому семье, в которой они живут, и тогда плата за жилье практически сводится на нет. Проживание в семье удобнее и даже безопаснее, особенно для маленьких детей. А главное эффективнее в отношении совершенствования языка, так как обучающемся приходится общаться на изучаемом языке не только в школе, но и в семье.

К подбору семей, в которых размещаются обучающемся, подходят особенно тщательно. С семьями туроператор заключает специальные договоры на размещение туристов, в соответствии с которыми семья предоставляет туристам отдельную комнату и завтрак (в некоторых случаях и ужин). Проживание детей в семьях контролируется специальными менеджерами. Обычно эти семьи сотрудничают с туроператорами не один год и имеют хорошую репутацию и опыт в приеме детей.

Размещают обучающихся в семьях по двое, желательно из разных стран - для стимулирования языкового общения (для создания условий, вызывающих необходимость общения на изучаемом языке).

Если студенты размещаются в общежитиях (гостиницах), проверяют, есть ли условия для занятий.

Если тур групповой, то на всем протяжении тура с группой туристов должен работать руководитель группы из направляющей страны, свободно владеющий изучаемым языком. Назначается его (по договоренности с принимающей фирмой) направляющая сторона.

Группы по изучению языка состоят максимум из 12 человек Квартальнов В.А., Зорин И.В., Каверина Т.П. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. -М.: Физкультура и Спорт, 2005.-с.17.Однако с точки зрения отправки да и организации транспортных экскурсий более рентабельны группы по 30 человек. Поэтому при организации учебных занятий большие группы приехавших туристов разбиваются на подгруппы.

Спортивно-обучающие туры. Такие туры также распространены во всем мире. Среди них можно назвать туры с обучением игре в гольф, теннис, конному спорту, серфингу, катанию на горных лыжах, гребле на каноэ и байдарках, яхтовый, парусный спорт, подводное плавание, водные лыжи и др. На таких турах самое главное - обеспечение возможности научиться выбранному виду спорта.

Обучающие спортивные программы - это занятия выбранным видом спорта по специальной обучающей программе под руководством опытных инструкторов.

Для туристов разрабатывается график спортивно-обучающих занятий. Как правило, это первая половина дня между завтраком и обедом. При разработке обучающей программы обязательно обращается внимание на дозированность нагрузки. После обеда - экскурсионно-познавательные мероприятия, свободное время.

Кроме того, в настоящее время формируются дополнительные рынки на обучающие туры, так называемое профессиональное обучение - обучение менеджменту, маркетингу, компьютерным технологиям, туризму, дизайну, гостиничному хозяйству, банковскому делу, праву - всему тому, на что есть спрос по обучению во время путешествий. Это можно назвать привычным словосочетанием - «повышение квалификации». Но только повышение квалификации во время путешествия при помощи туристских фирм.

Таким образом, можно утверждать, что образовательный туризм имеет огромный потенциал и, следовательно, можно составлять перспективы его развития на первые десятилетия XXI века.

Публикации по теме