Легенды о древнем городе тире. Исполнение библейских пророчеств

Тир (скала) – название древнего знаменитого финикийского города, на который многократно указывается в Свящ. Писании и у классических авторов (). По свидетельству Иосифа Флавия, основан за 240 лет до храма Соломонова. При разделении Обетованной Земли Тир находился на границе колена Асирова, но им владели его первоначальные жители, и он долгое время управлялся своими собственными царями. Имена некоторых из них указаны в Свящ. Писании (; ). В царствование Давида и Соломона между тирянами и евреями существовал особенно дружеский союз, и, несомненно, он много благоприятствовал торговым сношениям евреев, так как тиряне издавна уже славились своей морской торговлей.

Роскошь, нечестие и идолопоклонство тирян неоднократно с особой силой обличались пророками, предсказывавшими за это конечную гибель Тира (, , , и др.). Некоторые из этих библейских предсказаний, и преимущественно находящихся в кн. пр. Иезекииля, отличаются особенной своей силой, ясностью и полнотой. В них указывается на могущество Тира, на его разнообразную и громадную торговлю, его богатства, роскошь и др.

Тир не был так древен, как Сидон, но он стал выше его. Он состоял из двух отдельных частей: одна из них находилась на скале или небольшом острове, вблизи от берега, а другая на материке; но которая из них древнее – вопрос спорный. Часть Тира, находившаяся на материке, называлась Пале-Тир, или старый Тир, она простиралась вдоль берега на 7 миль, а островной Тир имел 22 стадии в окружности; впрочем, по мнению большинства толкователей, часть Тира, находившаяся на материке, древнее первой. О ней упоминает уже Иисус Навин, как об укрепленном городе (). При городе находились две гавани, одна на северной части, называвшаяся Сидонской , а другая на южной – Египетская . Громадный канал, проведенный через весь город, соединял между собой обе эти гавани.

О Тире неоднократно упоминается в Библии в царствование Давида и Соломона, как на это указано уже выше. Хирам, царь тирский, вступил в союз с Давидом и Соломоном и доставлял им кедровые деревья, плотников и каменщиков для построения храма и дворца в иудейской столице. С помощью Хирама Соломон завел флот на конце Эланитского залива Чермного моря, неподалеку от Елафа, в идумейском городе Ецион-Гавере, и вместе с тирскими мореходцами евреи отправлялись в Офир, вывозя оттуда множество золота, серебра, драгоценных камней слоновой кости и пр. Через несколько времени по смерти Соломона дочь тирского ц. Ефваала, Иезавель, была выдана замуж за израильского ц. Ахава.

О торговых сношениях тирян с израильтянами ясно пишет пр. Иезекииль (). Но вместе с возвышением тирян, с увеличением их богатства и славы возрастали и умножались их пороки и беззакония. В своей надменности и безмерной гордости Тир говорил в сердце своем: я бог, и восседаю на седалиле божием в сердце морей (). Одни только имена Иезавели и ее дочери Гофолии, тирянок по происхождению, уже достаточно свидетельствуют о том жалком состоянии, в каком находилась нравственность тирян при царях израильских. Вообще же о глубоком нравственном упадке Тира пр. Иезекииль пишет следующее: Ты печать совершенства, полнота мудрости и вечной красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; ты был помазанным херувимом; ты был совершен в путях твоих. Но от обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей, ты осквернил святилища твои... За то вот Я на тебя, Тир, говорит Господь, подниму на тебя многие народы, и разобьют стены Тира, и разрушат башни его; и вымету из него прах его, и сделаю его голою скалою. Местом для расстилания сетей будет он среди моря и будет он на расхищение народам (; ). Все это в свое время исполнилось.

Когда Тир расселил многие колонии в разных местах и основал Карфаген, когда его владычество на море было безопасно, он в первый раз в собственной земле своей вошел в столкновение с одним сильным азиатским завоевателем, Салманассаром, ц. ассирийским, и затем с Навуходоносором, ц. вавилонским, который, осадив его, держал в осаде, по сказанию некоторых, тринадцать лет, и, наконец, – с знаменитым царем Македонским, Александром, от которого вытерпел снова ужаснейшую осаду. Хотя он с громадными усилиями и издержками построил огромную земляную плотину от Тира на материке до Тира на острове, несмотря на это, город после семимесячной обороны был взят приступом. Взятие города сопровождалось страшными последствиями; он был сожжен; 10 000 из его народонаселения предано смерти, а 40000 – проданы в рабство. Плотина, сооруженная Александром Македонским, осталась в виде руин еще доселе, как незабвенный памятник древнего Тира, и посредством оной остров сделался полуостровом. Подчиненный некоторое время власти Селевкидов, Тир вслед за тем подпал под власть римлян; но он уже никогда не мог возвратить себе прежнего блеска и величия.

В средние века Тир неоднократно осаждали крестоносцы, и затем им некоторое время владела Венецианская республика. Тир, существовавший на материке во дни пророков во всем своем величии и богатстве, в настоящее время совершенно исчез, и от него, за исключением обломков разрушенного водопровода, не сохранилось ни малейших следов; камни и бревна, из которых он был построен, и даже самый прах и мусор его лежат на дне морском, куда их бросил грозный завоеватель. Рыбаки новой деревушки, стоящей на древнем острове, под названием Сур или Сор , буквально, согласно с пророчеством, расстилают здесь свои сети на песке, которым покрыта поверхность плотины. В ней до 3 000 жителей, и она, по пророчеству Иезекииля, стоит ныне бедною, пустою, уединенно на острове, среди необозримого моря, как единственная представительница древнего, некогда славного, богатого и надменного Тира.

Да, повторим опять, пророческие указания на Тир в библейских книгах многочисленны и разнообразны: так, напр., в кн. пр. Иезекииля () перед нашими глазами проходит оживленная панорама в последовательном порядке с кораблями и торговлей Тира, с его торговыми рынками и биржами, с его разнообразными предметами ввоза и вывоза, с его различным народонаселением из многих и далеких стран; наконец, с его громадными богатствами, роскошью и великолепием. Он вывозил из Хеврона сенаирские кипарисы для устроения своих помостов и ливанские кедры для устройства мачт на своих кораблях. Из дубов васанских он делал весла свои. Из Греции, или Греческих островов, доставлялась ему слоновая кость для украшения судов его; из Египта – узорчатые полотна на паруса и флаги; голубые и пурпурового цвета ткани – из Полонеза для покрывал. Из Сидона и Аравии стекались в него гребцы; но у Тира были и свои знатоки морского дела, и он ставил их кормчими. Богатый Фарсис платил ему за товары его серебром, железом, свинцом и оловом. Из Греции и стран, граничащих с Понтом, он получал невольников, невольниц и медную посуду, из Армении лошадей, строевых коней и лошаков. С берегов Персидского залива и лежащих на оном островов доставлялись в Тир слоновая кость и черное дерево. Из Сирии он получал пурпуровые ткани, виссон, кораллы и рубины; из Иудеи и земли Израилевой – пшеницу, масло, мед и бальзам; из Дамаска – вино хелбонское и белую шерсть; из Каменистой Аравии и от князей кидарских – ягнят, баранов и козлят; из Савы и Раемы – все лучшие благовония; из Индии – золото и драгоценные камни; из Месопотамии, Харана, Вавилонии ассирияне привозили в Тир все предметы самой утонченной роскоши. Но довольно.

Для нас, чад нового Израиля, более интересны указания на этот славный некогда город, встречающиеся в Новом Завете. Жителей Тира, несмотря на все их нравственные недуги, Господь Иисус Христос находил более способными к восприятию истин спасения, нежели каковы были некоторые из иудеев. Если бы в Тире и Сидоне, говорит Он, явлены были силы, явленные в вас, т. е. в городах Иудейских, Хоразине и Вифсаиде, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. Но говорю вам , присоединил Спаситель жителям упомянутых городов, что Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам ( ).

Из кн. Деяний св. апостолов видно, что в Тире рано образовалась Христианская . Ап. Павел, возвращаясь в Иерусалим, после третьего своего путешествия, на пути своем остановился в Тире, нашел здесь учеников, т. е. верующих, и пробыл у них семь дней. Отшествие его из Тира, по словам свящ. писателя книги Деяний св. апостолов, походило на отшествие отца семейства: все верующие с женами и детьми провожали его за город и на берегу, преклонив колена, молились, испрашивая апостолу от Господа счастливого пути ().

В 196 г. по Р. X. в Тире была епископская кафедра; в этом же городе, в III в., окончил свою жизнь знаменитый .

Такова судьба Тира и таковы-то жалкие следы его прежнего величия и славы!

Тир (собственно Цур, букв. «Скала»), приморский город-государство в Финикии (современный Сур в Ливане). Согласно преданию и археологическим данным, основан около 28 в. до н. э. протофиникийцами-ханаанеями (см. Ханаан). Существовал как самостоятельная городская община, позднее город-государство, где царская власть должна была считаться с сильной общинной организацией. С древних времен город, малодоступный для противника, не располагавшего мощным флотом, состоял из двух частей - поселения на материке (Ушу) и островной цитадели, где в случае опасности укрывалось население. Основным центром городской жизни был храм бога-покровителя города Мелькарта .

Около 1468 Тир был покорен фараоном и вошел в азиатские территории Египта (около1355-1300 под хеттским влиянием). Первоначально уступал соседнему Сидону , после разгрома которого «народами моря» около 1175 (вызвавшего также массовое переселение сидонян в Тир, так что все южные финикийцы, включая тирян, впоследствии именовались «сидонянами»; возможно, пришельцы поначалу даже доминировали в Тире) выдвинулся на первый план. В конце 12 - начале 11 века Тир осуществляет первый этап финикийской колонизации Средиземноморья [колонии в Испании (Гадир, современный Кадис), Африке (Утика , Ликс), Сицилии и на некоторых островах Эгеиды], превращаясь в средиземноморскую морскую державу.

Около 1075 Египет утрачивает власть в Азии, и для Тира наступает эпоха независимости. К началу 10 века цари Тира подчиняют Сидон, в память о его могуществе принимают титул «царей сидонян» (в значении «всех финикийцев вообще») и контролируют всю Южную Финикию. Наибольший расцвет Тиро-Сидонского царства падает на время правления Хирама I (969-936), превратившего Тир в неприступную крепость. Хирам укрепил средиземноморскую державу Тира, купил часть Галилеи и включил в тирскую сферу влияния некоторые города Кипра. Заключенный им союз с Израилем, царем которого в это время был Соломон , существовал около столетия. В 10 в. Тир превращается в крупнейший торговый центр Средиземноморья, живущий прежде всего за счет морских перевозок, пиратства и продажи пурпура, стекла, рабов. В 9 в. финикийцы были изгнаны греками из Эгеиды. Узурпатор Итобаал (с 879) упрочил положение Тира и возобновил колонизацию Западного Средиземноморья (в том числе Сардинии), где появилось много новых финикийских центров (в том числе Карфаген , 823).

В 743 Тир признал зависимость от Ассирии (до этого в 876 - около 780 уплачивал дань), однако чрезмерная дань и попытка Ассирии отторгнуть от Тира все его владения в Финикии (725) привели к войне (724-720), в результате которой Элули Тирский наконец признал ассирийскую власть, но возвратил себе все утраченное. Новое восстание Элули (около 704) окончилось осадой Тира ассирийцами, бегством царя за море и потерей всех финикийских городов, ранее подвластных Тиру (701). После признания (около 696) ассирийского верховенства Тир неоднократно восставал, навлекая на себя новые ассирийские походы, в 644 был разгромлен в своей материковой части Ашшурбанипалом . На рубеже 8-7 вв. до н. э. утратил заморские владения (хотя представления о старшинстве Тира сохранялись вплоть до 5 в. до н. э.).

Около 630 в результате резкого ослабления Ассирии в войне со скифами Тир вновь становится фактически независимым городом, его купцы контролируют торговые пути Средиземноморья, вплоть до восточно-центральной Малой Азии, Южной Аравии, Испании, и, может быть, даже Британии. Однако вторжение в регион египтян (начало 610-х), а затем и вавилонян (605) поставило Тир между двух огней. Выступивший на вавилонской стороне и потесненный египтянами, Тир перешел на сторону последних (588), но 13-летняя осада (около 587-575), организованная царем Вавилона

Вопрос о местоположении Тиры в течение длительного времени оставался спорным 1 . Окончательное ее местоположение было установлено Э. Р. Штерном 2 в начале XX в., обнаружившим в результате раскопок 1900 и 1912 гг. на территории дворов Аккерманской крепости и прикрепостной площади мощный слой античного периода. Раскопки Тиры не были систематическими и носили эпизодический характер. В 1918, 1927-1930 гг. исследования проводились румынскими археологами 3 , в 1932, 1935, 1940 гг.- ученым хранителем б. Аккерманского музея В. А. Шахназаровым. После Великой Отечественной войны к систематическим исследованиям Тиры приступил Институт археологии АН УССР. С 1945 по 1950 гг. работы велись под руководством Л. Д. Дмитрова 4 . В 1953, 1958-1960 гг. эти раскопки были продолжены под руководством автора 5 .

Литература, посвященная истории города невелика. Результаты послевоенных раскопок опубликованы не полностью.

Основанная на правом берегу Днестровского лимана Тира занимала весьма выгодное географическое положение. Ученые определяют дату возникновения Тиры различно. Одни 8 - В. Н. Юргевич, Е. Миннз, М. Эберт, Э. Диль 7 , П. Никореску относили возникновение Тиры к VII-VI вв. до н. э. ; другие 8 - Э. Р. Штерн, А. Н. Зограф, Л. Д. Дмитров 9 и В. Д. Блаватский 10 считают, что о Тире как о городе можно говорить лишь с V в. до н. э.

1 И. А. Стемпковский. Исследования о местоположении древнегреческих поселений. СПб., 1826, стр. 21-23; П. В. Беккер. Тирас и тириты. ЗООИД, т. II, 1848, стр. 418, 419: Ф. К. Б р у н. О местоположении Тираса. ЗООИД, т. III, 1853, стр. 49; его же. Черноморье, ч. I. Одесса, 1879, стр. 3-13.
2 Э. Р. Штерн. О последних раскопках в Аккермане. ЗООИД, т. XXIII, 1901, стр. 33-61; его же. Раскопки в Аккермане летом 1912 г., ЗООИД, т. XXXI, 1913, стр. 92-101.
3 Р. Nicorescu. Scavi е Scoperte a Tyras. «Ephemeris Dacoromana», II, 1924, p. 378-415; его же. Fouilles de Tyras. «Dacia», III-IV, 1933, p. 557-601.
4 Л. Д. Дмитров. Білгород-Дністровська археологічна експедиція. АП УРСР, т. II, 1949, стр. 39-52; его же. Розкопки в м. Білгород-Дністровському в 1947 р. АП УРСР, т. IV, 1952, стр. 59-64; его же. Основні підсумки Ізмаїльської археологічної експедиції 1949-50 pp. АП УРСР, т. V, 1955, стр. 111-123.
5 A. I. Фурманьска. Археологічні памъятки Тіри перших століть нашої ери. «Археологія», т. X, 1957, стр. 80-93; А. И. Фурманская и Е. В. Максимов. Раскопки в Белгороде-Днестровском. КСИА АН УССР, т. 5, стр. 64-67; А. І. Фурманська. Розкопки Тіри в 1958 р. АП УРСР, т. XI, стр. 123-138.
6 Т. Д. Златковская. О начальном периоде истории Тиры. CA, 1959, № 2, стр. 61.
7 Е. Diehl. RE, s. v. Tyras, Stuttgart, 1860.
8 T. Д. Златковская. Указ. соч., стр. 61.
9 Л. Д. Дмитров. Тіра. «Нариси страдодавньої історії УРСР», Київ, 1957, стр. 271.
10 В. Д. Блаватский. Процесс исторического развития античных государств в Север-

41

Сведения древних авторов о Тире очень скудны. По словам Псевдо-Скимна (vv. 798-803): «Река Тира, глубокая и обильная пастбищами, доставляет купцам торговлю рыбой, а грузовым судам безопасное плавание. На реке лежит соименный город Тира, основанный милетянами».

Последнее подтверждается тем, что жители Тиры пользовались милетским календарем, сохранившимся в надписях из сел Чобручи и Коротного и почти полностью совпадающим с календарем Милета и его колоний 11 . Между тем, основание милетских колоний на западном и северном побережье Черного моря относится к VII-VI вв. до н. э., а к концу VI в. до н. э. процесс колонизации этих берегов был в основном завершен. Появление крупных поселений на берегах Днестровского лимана в это время подтверждают и раскопки Роксоланского городища 12 . Все это позволяет считать, что Тира, как и ближайшие ее соседи - Ольвия и Ист-рия, была основана не позднее VI в. до н. э., что, впрочем, археологическими данными подтверждается пока недостаточно. Упоминаемые в литературе находки ионийской керамики 13 и найденная в 1960 г. ручка ионийского кувшина 14 VI в. до н. э. лишь косвенно подтверждают вероятность этой даты.

Данные раскопок и случайные находки монет, античной керамики, памятников скульптуры позволяют определить, что в древности город занимал площадь свыше 20 га. Остатки древней Тиры находятся под средневековой аккерманской крепостью, прикрепостной площадью и ближайшими к крепости улицами. Прилиманная часть города разрушена как водами лимана, так и позднейшими сооружениями. Акрополь занимал возвышенное и защищенное место, где позднее была сооружена средневековая крепость.

Некрополь города до сих пор не обнаружен.

Местоположение так называемой Скифской могилы и могилы у с. Салганы 15 позволяет высказать предположение о том, что в первые века нашей эры некрополь находился па берегу лимана в 1,5-2 км к юго-юго-востоку от города.

На современном этапе археологических исследований Тиры воссоздать общую социально-экономическую историю города пока еще трудно. В настоящей работе мы попытаемся на основании литературных сведений и нового археологического материала наметить лишь в общих чертах ход исторического развития города.

Ранний этап истории города (VI-V вв. до н. э.) мало известен. Строительные остатки VI-V вв. до н. э. пока не найдены. В настоящее время мы располагаем лишь единичными находками вещей VI - начала V в. до н. э. и относительно большим количеством материала второй половины V в. до н. э. Это преимущественно чернолаковая и краснофигурная аттическая керамика, указывающая на связи Тиры с Афинами, особенно усилившиеся в конце V в. до н. э. Вряд ли следует объяснять расширение этих связей результатами экспедиции Перикла в Понт и предполагаемым некоторыми учеными включением Тиры в число членов Афинского морского союза. Последнее вообще весьма сомнительно.

ном Причерноморье. Сб. «Проблемы истории Северного Причерноморья в античную эпоху», М.,1959, стр. 13, 14.
11 В. Н. Юргевич. Открытая в 1867 г. в с. Чобручи греческая надпись древнего города Тиры. ЗООИД, т. VI, 1867, стр. 15. В. В. Латышев. О календарях Ольвии, Тиры и Херсонеса Таврического. «ΠΟΝΤΙΚΑ», СПб., 1909, стр. 25-40; F. Bilabel. Die ionische Kolonisation. Leipzig, 1920, S. 70.
12 M. C. Синицын. Роксоланское городище по раскопкам 1958-1960 гг. Доклад, прочитанный 18 марта 1961 г. на Научной сессии Одесского Государственного университета и Одесского Государственного археологического музея, посвященный итогам полевых археологических исследований 1960 г.
13 Э. Р. Штерн. Раскопки в Аккермане летом 1912 г., ЗООИД, XXXI, стр. 100; Р. Nісоrescu. Scavi е Scoperte..., р. 383-384.
14 Фонды Ин-та археологии АН УССР, инв. № 328.
15 Л. Д. Дмитров. Основні підсумки Ізмаїльської археологічної експедиції 1949-50 pp. стр. 117.

42

Осветить вопрос о характере экономики Тиры этого этапа нелегко, так как вещевой материал почти полностью отсутствует. Можно лишь согласиться с высказанным Т. Д. Златковской 16 предположением о сельскохозяйственном характере экономики Тиры раннего времени и мнением А. Н. Зографа о том, что хозяйство Тиры «как сложившегося городского организма, строилось преимущественно на земледелии и торговле хлебом» 17 . И действительно, типология ранних монет Тиры с изображением Деметры, колоса, венков из колосьев свидетельствует о развитии земледелия, изображения взнузданного коня и быка- о немаловажном значении скотоводства. Учитывая местоположение Тиры между Ольвией и западнопонтийскими городами, взаимные связи которых посредством каботажного плавания подтверждаются рядом памятников, представляется возможным предполагать, что в экономике города на этом раннем этапе определенное значение имела и посредническая торговля.

Большой интерес представляет вопрос о взаимоотношениях Тиры с населением Поднестровья. Результаты раскопок позволяют утверждать, что ко времени появления греческих переселенцев, среднее и частично верхнее Поднестровье было заселено оседлым земледельческим населением. Местных поселений VII-VI вв. до н. э. на Нижнем Днестре мы не знаем. Картина расселения племен в этой части Причерноморья становится более ясной лишь с IV в. до н. э. При исследовании поселений Среднего Поднестровья памятников античной культуры раннего периода до последнего времени обнаружено не было. И лишь недавно, в 1958-1960 гг. при раскопках земледельческого поселения у с. Иване Пусте Мельнице Подольского района Тернопольской области, О. Д. Ганиной обнаружено небольшое количество фрагментов амфор второй половины VI - начала V в. до н. э. Необходимо также учесть и отдельные находки античного материала из курганов Западной Подолии 18 и юга Молдавии 19 .

Если на этом раннем этапе по своим размерам и количеству населения Тира представляла собой город менее значительный, чем ближайшие ее соседи Ольвия и Истрия, то, несомненно, начальный этап ее истории подготовил расцвет экономики и культуры города на последующем, втором этапе его развития (V-III вв. до н. э.). Раскопки последних лет дают возможность проследить рост городской территории с конца V - начала IV в. до н. э. Открытые на крепостной площади подвальные помещения зданий IV в. до н. э. свидетельствуют о включении этой площади в состав города в V-IV вв. до н. э. Город был расположен террасообразно, причем поперечные улицы шли вдоль лимана, а продольные - перпендикулярно. На этой площади в IV в.до н. э. размещались общественные здания. Однотипные планы подвальных этажей зданий, разделенных небольшим переулком (шириной в 1,60 м), большие размеры самих помещений позволяют рассматривать их как общественные здания. Для строительства в Тире, так же как и в Ольвии, характерно сооружение подвальных этажей. Стены подвальных помещений сложены на выровненной скале, причем в материке были вырублены специальные котлованы, к стенам которых вплотную примыкали бутовые кладки подвалов, изнутри облицованных плитами. Плиты уложены на глиняном растворе, почти насухо. Стены этих помещений отличаются монументальностью (толщина наружных стен 0,80 м, а внутренних - более 1,0 м) и тщательностью квадровой кладки из хорошо отесанных прямоугольных плит.

Эпиграфические памятники этого времени позволяют судить о государственном строе, экономических связях и культурной жизни города.

Надпись конца IV-III вв. до н. э. 20 представляет собой декрет совета и народно-

16 Т. Д. Златковская. Указ. соч., стр. 66 сл.
17 А. Н. Зограф. Античные монеты . МИА, № 16, М., 1949, стр. 111.
18 T. Sulimirski, Scytowie na Zachodniem Podolu. Lwow, 1936, str. 119.
19 A. И. Мелюкова. Памятники скифского времени лесостепного среднего Поднестровья. МИА, № 64, М., 1958, стр. 90.
20 П. О. Карышковский. Материалы к собранию древних надписей Сарматии и Тавриды. ВДИ, 1959, № 4, стр. 112.

43

го собрания о награждении золотым венком некоего гражданина Тиры с последуюющим увенчанием его во время всех празднеств совместно с другими «благодетелями» за доблесть и благожелательность к народу. Наряду с советом и народом упомянуты также коллегия архонтов и агонофеты, т. е. обычные для греческого полиса органы власти и должностные лица. Данная надпись наряду с другой почетной надписью конца III-II вв. до н. э. 21 свидетельствует о дальнейшем росте имущественного неравенства, о выделении богатых граждан, оказавших «благодеяния» городу.

Ко второй половине IV в. до н. э. относится начало чеканки собственной монеты города Тиры. В отличие от Ольвии, но подобно большинству других городов Причерноморья, первые монеты Тира чеканит из серебра 22 . К концу III - началу II в. до н. э. появляются золотые статеры лисимаховского типа, что свидетельствует, по мнению А. Н. Зографа 23 , о попытке Тиры выйти на арену более широких торговых связей. Это предположение А. Н. Зографа вполне подтверждается упомянутой надписью, в которой засвидетельствованы связи Тиры с Ольвией, Кизиком и Родосом.

Сельское хозяйство по-прежнему остается основой экономики города. К этому времени относится возникновение большинства поселений на прилегающей к городу территории: у нынешнего с. Перемояшое, у с. Швденне-Сарии, Семеновки. Ряд поселений возникает к югу от Тиры у с. Шабо, Будаки и в других местах. По материалам разведок сотрудников Одесского музея 24 , поселения западного берега Днестровского лимана датируются IV-II вв. до н. э.; из них наибольший интерес представляет поселение у ст. Бугаз (Затока). Поселение IV-II вв. до н. э. было обнаружено и вблизи каменного карьера, между Белгород-Днестровским и с. Салганы. Античная керамика встречается вдоль всего побережья лимана. Появление этих поселений свидетельствует о расширении сельскохозяйственной округи города, усиленном развитии сельского хозяйства и, возможно, даже о его специализации.

Ряд данных свидетельствует о развитии различных ремесел. У пригорода Переможного в довоенные годы были открыты керамические обжигальные печи, в них были найдены амфоры с клеймом ΔΙΟΝΥΣΙΟ[Υ] на ручках. В небольшом количестве найдены формы для изготовления терракот.

Единичные литейные формы, медные и железные шлаки указывают на развитие металлообрабатывающего ремесла. Находки пряслиц свидетельствуют о ткацком ремесле. Широкий размах городского строительства позволяет предполагать существование местных каменотесов и строителей.

Как мы уже отмечали выше, к концу VI - началу V в. до н. э. следует отнести начало экономических связей Тиры с населением Поднестровья. Клад металлических предметов V--IV вв. до н. э. (шлемы, кнемиды, светильники), найденный в Олонешты, близ ст. Бессарабская (хранятся в музее в г. Кишиневе), вероятно, попал сюда также через Тиру, как и более ранние предметы. В IV-III вв. до н. э. эти связи становятся более регулярными и интенсивными. На поселениях появляется античная керамика (например, на Сахарнянском городище, на поселениях у сел Выхватинцы, Голерканы) 25 . На Бутученском городище, Оргеевского района, на поселении вблизи этого городища 26 и у с. Роксоланы, расположенного на противоположном берегу, почти напротив Тиры, найдены монеты Тиры IV-III вв. до н. э. 27

21 А. И. Фурманская. Новый эпиграфический памятник из Тиры. СА, 1960, № 4, стр. 173-179.
22 А. Н. Зограф. Монеты Тиры, стр. 19-26.
23 Там же, стр. 27.
24 И. Б. Клейман, К. И. Ревенко. Археологічні спостереження на західному березі Дністровського лиману. МАПП, в. II, Одесса, 1959, стр. 118.
25 А. И. Мелюкова. Указ. соч., стр. 95 сл.
26 О находках этих монет нам любезно сообщил Л. Л. Полевой в 1959 г.
27 А. Г. Сальников. До питання про торговельні зв’ язки стародавніх поселень на узбережжі Дністровського лиману з Греціею в VI-II ст. до н. е. МАПП, в. III, Одесса, 1960, стр. 31.

44

Среди монет Истрии, Ольвии, Херсонеса, Пантикапея, найденных на Каменском городище, встретилась также монета Тиры второй половины IV в. до н. э. 28

Рост сельскохозяйственной округи города и установившиеся регулярные связи с населением Среднего Поднестровья обеспечили экономическую базу развития широких связей Тиры. Тира продолжала торговать с Афинами. В конце V и в течение IV в. до н. э. в Тиру поступает краснофигурная и чернолаковая посуда; а в III в. до н. э. аттический импорт вытесняется сосудами, орнаментированными росписью нанесенной разжиженной желтой глиной и белой краской по темному фону, изготовлявшимися в городах Малой Азии. Тира торговала с Фасосом, Гераклеей, Синопой, Родосом, Кизиком, Книдом, Ольвией, Херсонесом и, по-видимому, с городами Боспора, в которых встречены серебряные монеты Тиры 29 ; кроме того, единичные фрагменты боспорской черепицы найдены в Тире. Количество фасосского импорта в Тире и прилегающих к ней поселениях не очень велико; датируется он IV-III вв. до н. э. 30 Ввоз гераклейских амфор датируется тем же временем.

Херсонесские клейма в Тире относятся в основном к III в. до н. э. Импорт синопской черепицы, архитектурных деталей и амфор датируется в основном IV- II вв. до н. э., а ввоз из Родоса, превышающий ввоз из других центров,- III-II вв. до н. э. Много найдено в Тире и колесообразных клейм неизвестного происхождения.

Из монетных находок засвидетельствованы монеты Истрии, Ольвии, Том. Монеты Тиры IV-III вв. до н. э. найдены в Херсонесе. Надпись конца III - начала II в. до н. э. из Тиры свидетельствует о том, что в конце рассматриваемого этапа Тира была непосредственно связана и с Кизиком; сужение ее экономических связей начинается, по-видимому, в начале или даже в середине II в. до н. э.

Датировка косских клейм, найденных в Тире, точно не установлена; по утверждению E. М. Штаерман, Тира поддерживала тесные связи с Косом во все периоды античности 31 , однако количество косских клейм в Тире невелико и, судя по клеймам, связи Тиры с Косом относятся в основном ко времени позднего эллинизма (II в. до н. э.).

О культуре Тиры этого времени можно судить по городскому строительству, терракотовым изделиям, единичным памятником скульптуры и монетам.

Изображения на монетах 32 и отдельные эпиграфические памятники этого времени позволяют сделать вывод о распространении тех или иных культов. Из античных божеств на монетах Тиры чаще всего встречаются изображения Деметры. Нередко встречаются также изображения Аполлона, Диониса, Геракла. О существовании в Тире культа Аполлона-врача свидетельствует надпись III в. до н. э.- посвящение Аполлону-врачу 33 . Монеты Тиры были найдены и в главных центрах культа Ахилла Понтарха 34 (на о-ве Ловке и на Тендре). Позднеэллинистические монеты свидетельствуют о распространении в городе культов Асклепия и Гермеса. Найдена в Тире и герма Приапа 35 - покровителя виноградарства и садоводства.

Данные раскопок и нумизматические материалы последних двух веков до нашей эры, предшествующих нашествию гетов, отражают постепенное нарастание экономического кризиса Тиры.

Во II в. до н. э. наблюдаются перестройки пришедших в упадок зданий; при этом используются остатки старых стен, к которым пристраиваются новые. Перестраи-

28 Б. Н. Граков. Каменское городище на Днепре. МИА, № 36, М., 1954, стр. 146, табл. VIII, 6.
29 А. Н. Зограф. Монеты Тиры, стр. 57.
30 Раскопки А. Г. Сальникова на городище у с. Швденне-Сария в 1960 г.
31 E. М. Штаерман. Указ. соч., стр. 44.
32 А. Н. Зограф. Монеты Тиры, стр. 44 сл.
33 П. О. Карышковский. Материалы к собранию древних надписей..., стр. 116.
34 А. Н. Зограф. Находки монет в местах предполагаемых античных святилищ на Черноморье. CA, VII, 1941, стр. 153.
35 Р. Nicorescu. Scavi е Scoperte..., р. 382, fig. 7.

45

ваются и подвалы. Кладка стен небрежная и состоит из плохо обработанных камней разных размеров. Горизонтальность рядов кладки местами не выдержана. Между большими плитами вклинивается и мелкий бутовый камень, а иногда и куски мрамора. Ухудшение техники кладки следует объяснять еще и тем, что самой кладке большого значения не придавалось: стены богатых домов покрывались расписной штукатуркой. Раскопками 1960 г. открыто помещение богатого дома. На полу его - обвал кровли, состоящий в основном из синопских черепиц III-II вв. и единичных экземпляров еще IV в. до н. э., под ними лежали куски расписной штукатурки с орнаментом: растительным и зооморфным. На некоторых фрагментах роспись воспроизводит рисунок мрамора с прожилками; другие покрыты темной краской. Аналогичная стенная роспись открыта и в Ольвии в 1960 г. Подобная роспись стен известна в Пергаме, Приене, на Делосе, в Александрии в III-II вв., на Боспоре (Пантикапее, Фанагории) 36 и соответствует так называемому второму помпеянскому стилю.

За последние годы открыты подвалы с вкопанными в них амфорами и собраны многочисленные фрагменты амфор позднеэллинистического времени. Преобладают родосские, меньше синопских; хотя среди привозной черепицы преобладает синопская, встречаются и фрагменты косских амфор. Последние найдены вместе с обломками светлоглиняных и красноглиняных амфор с двуствольными ручками из центров Южного Причерноморья. В составе керамики преобладают обломки чернолаковых и буролаковых малоазийских расписных сосудов, «мегарские» чаши и сосуды ольвийского производства.

В середине II в. до н. э. круг внешних связей Тиры сужается. Тем не менее к этому времени еще относится декрет города Томы II-I вв. до н. э. в честь гражданина Тиры Нила, свидетельствующий о связях Ольвии и Том и о посреднической роли Тиры в торговле этих городов. В разрушенных зданиях позднеэллинистического времени встречаются монеты г. Амиса и Тиры митридатовского времени (120-63 гг. до н. э.). Типология одной из серий монет Тиры этого времени, как было отмечено еще А. Н. Зографом, совпадает с типологией групп монет последней митридатовской чеканки Пантикапея 37 . Это обстоятельство вместе с упомянутыми находками в Тире монет Амиса того же времени может свидетельствовать о подчинении Тиры Митридату VI Евпатору. Наряду с сокращением торговых связей материалы этого времени отражают наличие в Тире местного ремесленного производства. Так, среди фрагментов керамики можно выделить сосуды местного производства, изготовленные по типу позднеэллинистических: шаровидные чаши, двуручные кувшины, с применением лощения в обработке поверхности. В небольшом количестве встречаются медные и железные шлаки и единичные металлические предметы.

Статуэтка из рога благородного оленя, водившегося в Поднестровье, изображающая женщину в местном остроконечном головном уборе, указывает на наличие в городе местных мастеров-костерезов.

Особенно обращает на себя внимание в позднеэллинистических комплексах обилие лепной керамики гетских форм: дакийские вазы, одноручные кружки, миски с почти черным или серовато-коричневым лощением, в то время как ранней лепной керамики конца VI·-V вв. до н. э., близкой скифским формам, найдено очень мало. Появление гетских форм керамики, близких к найденным в поселениях Поднест-ровья, относится к IV-III вв. до н. э. Аналогичные формы сосудов известны в Ольвии, на Козырке (гетские кружки), на поселениях Нижнего Днепра в Золотой Балке, Гавриловне и даже на поселениях Среднего Поднепровья. Лепная керамика из Тиры ближе всего керамике поселений Подуцавья.

38 АДЖ, стр. 119, сл., табл. XXXVIII - XLI; В. Д. Блаватский, Фанагорийская стенная роспись. МИА, № 57, М., 1957, стр. 168 сл.
37 А. Н. Зограф. Монеты Тиры, стр. 30.
46

Если упадок торговли, сокращение торговых связей, прекращение жизни на всех близлежащих поселениях свидетельствуют об экономическом кризисе, переживаемом городом с середины или со второй половины II в. до н. э., то разрушенные и не восстановленные здания, в засыпи которых преобладают материалы II-I вв. до н. э., указывают на особо тяжелые времена, переживаемые городом в этот период. Кризис города был связан с общим кризисом эллинистического мира. Спустя два десятилетия после поражения Митридата VI Евпатора Тира, как и Ольвия, подверглась нападению гетов. Разрушением Тиры гетами около середины I в. до н. э. завершается первый период ее истории.

История Тиры последующих веков характеризуется политическим, экономическим и культурным влиянием Рима. Судя по данным раскопок последних лет (1958- 1960 гг.), город сравнительно быстро оправился после нашествия гетов. Керамический материал - амфоры рубежа нашей эры, фрагменты сосудов типа terra nigra, terra sigillata с клеймами первой половины I в. н. э. малоазиатских и галльских мастерских, подобные найденным в Ольвии, позволяют говорить о быстром восстановлении городской жизни в начале нашей эры. Восстановление города начинается с перепланировки городской территории. Разрушенные здания эллинистического времени на первой террасе засыпаются. Мощный пласт засыпи (около 3 м) подстилает жилые и хозяйственные сооружения римского времени. Раскопанные жилые дома, хозяйственные постройки, улица, водостоки дают представление о планировке города, благоустройстве и домостроительстве.

Богатые дома этого времени состоят из пяти-шести помещений и одного или двух внутренних дворов. Средний размер зданий - около 120 кв. м. В плане они представляют собой вытянутый с севера на юг прямоугольник, длинные стены которого одновременно являлись подпорными стенами террас. Размеры помещений 15-25 кв. м, дворов - 11-20 кв. м. Помещения между собой не сообщались, и имели выход во внутренний дворик, а оттуда - на улицу. Дворы чаще всего вымощены плоским камнем, изредка вымостка поправлялась обломками стенок амфор. Во дворах сооружались каменные цистерны с желобами для сбора дождевой воды и водостоки, соединявшиеся с уличными сточными каналами.

Кладка стен свидетельствует об упадке каменотесного и строительного дела. Стены сложены на глине из необработанных камней разных размеров. Фундаменты стен из больших каменных плит, выбранных из разрушенных зданий более раннего времени. Полы земляные, крыши двускатные, черепичные. Как и в зданиях эллинистического времени здесь наблюдаются перестройки, часто и перепланировки (в одном из помещений западного здания был обнаружен домашний жертвенник). Найденные в глинистой подсыпке под зданием II-III вв. н. э. монеты Адриана позволяют считать, что такая перестройка была произведена в 20-40 х гг. II в. н. э. Наблюдается постепенное ухудшение техники кладки стен.

Хорошо сохранилась улица II-III вв. н. э., вымощенная большими прямоугольными плитами, по краям которых уложены мелкие камни и даже обломки керамики. Протяженность сохранившейся части улицы - 27 м, ширина 2,5 м. Под улицей проходил водосточный канал, стенки которого состояли из больших вертикально поставленных плит, ложе его выложено такими же плитами.

Эпиграфических памятников Тиры первых веков нашей эры, в сравнении с предыдущим периодом, гораздо больше (37 надписей). Некоторые надписи Ольвии и Херсонеса для истории Тиры также представляют интерес, дополнительно освещая взаимоотношения этих городов с Тирой.

В декрете в честь Коккея (181 г. н. э. 38) упоминаются обычные магистраты и органы городского самоуправления: архонты, совет и народное собрание. Из другого

38 IPE, I 2 , № 2.
47

документа-надписи из Короткого (201 г. н. э. 39) мы узнаем о фактическом ограничении Римом прав городского самоуправления. Подтверждая прежний обычай освобождения городской общины тиритов от пошлин, надпись сообщает, что новопринятые граждане будут пользоваться этими привилегиями лишь в том случае, если правители провинции особым декретом подтвердят их права гражданства. Из этих надписей видно, что основные должности занимала богатая романизованная часть греческого населения и римляне. Секретарем совета (булэ) в 181 г. был римлянин Валерий Руф, архонтом-эпонимом в 201 г.- римлянин П. Элий Кальпурний.

Надпись из Коротного, как и другая плохо сохранившаяся надпись начала III в. н. э., найденная в самой Тире 40 , представляет собой послание римского правителя провинции, в котором говорится о торговых судах, пошлинах, надчеканках на монетах; упоминаются также и «варвары». Эти надписи важны при оценке значения торговли в экономике города II-III вв. и. э. Кроме того, они свидетельствуют о внимании, которое уделялось Римом прибрежным греческим городам, в том числе и Тире, в экономическом и стратегическом отношении игравшим важную роль во внешней политике Римской империи, в ее экспансии на Восток, начавшейся со времени Нерона. Города эти служили опорными пунктами на границах империи в борьбе с варварскими племенами, наступавшими с Востока. Включение Тиры в сферу политического влияния Рима подтверждают монетные находки 41 .

Следует, однако, признать, что установившиеся политические взаимоотношения с Римом благоприятствовали восстановлению жизни города в начале нашей эры.

57 г. н. э., как видно из приведенных выше надписей, считается первым годом нового летоисчисления Тиры. После крымской экспедиции Плавтия Сильвана зависимость Тиры от Рима усилилась. В правление Домициана в Тире возобновилась регулярная чеканка медной монеты, по внешнему виду не отличающейся от обычной монеты городов, входивших в состав Римской империи. Императорская чеканка Тиры продолжалась с отдельными перерывами до правления Севера Александра.

Ряд латинских надписей начала II в. н. э. из Тиры и клейма на черепицах подтверждают пребывание в городе римских гарнизонов частей I Италийского, XI Клавдиева и V Македонского легионов 42 , задолго до включения его в состав римской провинции Нижней Мезии. В папирусе, относящемся к концу правления Траяна, указывается, что в Тиру, в состав римского гарнизона, расквартированного в городе, были отправлены два всадника когорты I Hispanorum Veterana 43 . Тем не менее, город описывается как лежащий вне провинции (extra provinciam). Таким образом, Тира формально еще долго оставалась независимым городом и была включена в состав провинции лишь при Антонине Пие, что подтверждается как надписью из Коротного, так и монетами Тиры 44 . В составе провинции она оставалась вплоть до конца правления Севера, когда из города был выведен римский гарнизон.

II в. и первые десятилетия III в. н. э. характеризуются новым непродолжительным расцветом экономики города. Торговля, по-видимому, занимает значительное место, и не только посредническая между западнопонтийскими городами и Ольвией, но h с населением Поднестровья. Экономические связи западнопонтийских городов с Ольвией и роль Тиры в укреплении этих связей засвидетельствованы ольвийским декретом II - начала III в. н. э. в честь Феокла, сына Сатпра 45 , и нумизматически

39 Там же, № 4.
40 P. Nicorescu. Scavi е Scoperte..., p. 394-396; П. О. Карышковский. Материалы к собранию древних надписей..., стр. 115.
41 А. Н. Зограф. Монеты Тиры, стр. 31.
42 Е. В. Максимов. Новый памятник первых веков нашей эры в Тире. КСИ А АН УССР, 5, 1955, стр. 80-82.
43 G. Cantacuzène. Un papyrus latin relatif â la défense du Bas Danube. «Revue historique du Sud-Est européen», V, № 1-3, 1928, p. 38 сл.
44 A. H. Зограф. Монеты Тиры, стр. 15.
45 IPE, I 2 , № 40.

48

ми находками. В Тире встречаются ольвийские монеты I, II, III вв. н. э. Значение Тиры как посреднического торгового пункта и существование сухопутного пути впервые века нашей эры подтверждаются известным итинерарием 46 (подорожной), начертанным красками на кожаном щите воина, найденном в Дура - Европос. В нем обозначена переправа через Дунай, затем дорога через Тиру на Ольвию и Херсонес.

О связях с Херсонесом говорят найденная в Тире монета Херсонеса III в. н. э. 47 и обломок мраморной плиты из Херсонеса с надписью 51 [έν]/Τύρα τα [πόλει]; по мнению В. В. Латышева, это - часть декрета, составленного в честь лица, имевшего какое-то отношение к Тире 48 . Другой обломок надписи аналогичного содержания был найден в Херсонесе после войны 49 . Некоторым подтверждением этих связей могут служить и найденные в здании II - начала III в. н. э. красноглиняные горшочки, украшенные растительным орнаментом и с греческими надписями белой краской πεΐνε εύφραίνou , считающиеся изделиями херсонесских мастерских 50 .

О связях Тиры с западнопонтийскими городами, кроме упомянутого выше декрета в честь Феокла, свидетельствуют надгробие гражданина Тиры, найденное в Томах или в древнем Одессе 51 , и некоторые особенности, общие монетам Тиры и этих городов, например знаки ценности на монетах. Вместе с товарами из западнопонтийских городов в Тиру попадали и монеты фракийских царей. Общую картину внешних сношений Тиры в первые века нашей эры дополняет найденная в Тире редко встречающаяся монета, по определению П. О. Карышковского, чеканки фракийского, царя Римиталка, времени Августа. О значительной роли торговли в экономике города говорит и надпись II в. н. э., найденная на прикрепостной площади, т. е. между крепостью и лиманом. В ней говорится об уплате за фрахты известных товаров, доставлявшихся варварами, и о каких-то ограничениях для иностранцев 52 .

В Тиру на рубеже и в первые века нашей эры продолжает поступать в большом количестве пергамская краснолаковая керамика (кубки, блюда) и узкогорлые амфоры, происходившие, по-видимому, из центров южного Причерноморья; многие из них с клеймами и надписями красной краской. Таких амфор находят очень много также в Ольвии и Танаисе, причем встречаются и одинаковые клейма. Завозилась в Тиру и книдская краснолаковая посуда. На связи с Египтом указывает александрийская монета императорского времени 53 , амулеты, скарабеи и другие образцы мелкой египетской пластики. Эти находки можно сопоставить с найденной в Тире посвятительной надписью Серапису и Исиде 54 . На основании Ольвийского декрета в честь Феокла можно предполагать, что Тира в первые века нашей эры была связана со всеми упомянутыми в этой надписи городами. О связях с Милетом в первые века нашей эры свидетельствует найденное на Афинском акрополе надгробие с надписью: «Лафаейя тирянка, Гермей сын Эрота, милетянин». 55

В денежном обращении наряду с местной медью имели хождение римские серебряные денарии; наиболее ранние из них датируются 30-ми годами I в. до н. э.-

46 F. Cumont. Fragment de bouclier portant une liste d’etapes. «Syria», VI, 1925, p. 11 сл.
47 Э. P. Штерн. Раскопки в Аккермане летом 1912 г., стр. 96-97. Монета была неправильно датирована I в. н. э.; датировку уточнил В. А. Анохин.
48 В. В. Латышев. Греческие и латинские надписи, найденные в Южной России в 1901 г. ИАК, в. 3, 1902, стр. 23.
49 Г. Д. Белов, С. Ф. Стржелецкий и A. Л. Якобсон. Раскопки 1941, 1947 и 1948 гг. МИА, № 34, М.- Л., 1953, стр. 194. рис. 43; доклад Э. И. Соломоник на Ученом Совете Института археологии АН УССР в январе 1960 г. Текст надписи восстановлен Э. И. Соломоник.
50 Отчет К. К. Косцюшко-Валюжинича о его раскопках в Херсонесе. ОАК за 1896 г. СПб., 1898, стр. 187, рис. 567.
51 П. О. Карышковский Материалы к собранию древних надписей..., стр. 120, № 9 .
52 IPE, I 2 , № 3.
53 А. Н. Зограф. Монеты Тиры, стр. 60.
54 IPE, I 2 , № 5.
55 П. О. Карышковский. Материалы к собранию древних надписей..., стр. 121.

49

чеканки Марка Антония для римских легионов. В составе трех кладов, найденных в Тире,- римские серебряные монеты и медные монеты городской чеканки. Такой же по составу клад был найден в 1949 г. между Овидиополем и Роксоланами 56 . Наличие в составе кладов монет, чеканенных в течение двух и трех столетий свидетельствует о том, что эти монеты не выходили из обращения в течение длительного времени. Количество римских монет в кладах невелико (например, в кладе, найденном в 1958 г.,- 31 серебряный денарий и 150 монет Тиры).

Как и в предшествующий период, в римское время ведущее место в экономике города занимают хлебопашество и виноградарство. Свидетельством этому по-прежнему являются изображения на монетах и особенно надчеканки на монетах Домициана и Севера Александра в виде колоса и виноградной грозди. Материалы исследования поселений у сел Мологи и Чаиры II-начала III вв. н. э. указывают на расширение сельскохозяйственной округи города в это время. В самом городе, в домах находят зернотерки и большое количество крупных амфор, более 1 м высотой и около 2 м в окружности, с перегоревшими зернами пшеницы, проса и ячменя. Немалое значение имел и рыболовный промысел.

Для характеристики ремесленного производства города мы располагаем небольшим материалом. В Тире найдена одна керамическая печь, встречаются фрагменты бракованных амфор. В слое этого времени находят медные и железные шлаки. Металлических изделий найдено мало: небольшое количество бронзовых фибул II-III вв. н. э., единичные обломки зеркал сарматского типа; из хозяйственных предметов- медные ключи, железные замки, скрепы, дверные ручки, гвозди, ножи; из предметов вооружения - один железный наконечник копья. Встречаются и изделия из кости: накладки от рукоятей ножей, стили, иглы.

Есть все основания считать, что Тира и в первые века нашей эры была связана с поселениями Поднестровья. Недалеко от Тиры, у с. Тудорово открыт ряд поселений, где найдено большое количество фрагментов амфор. Поселения исследователи относят к памятникам черняховской культуры. В Воканьском сарматском могильнике найдена краснолаковая посуда 57 . Это - небольшие одноручные и двуручные горшочки, ничем не отличающиеся от производимых в Тире. Встречаются в Поднестровье и светлоглиняные узкогорлые амфоры. Все эти изделия, находимые на поселениях черняховской культуры в первые века нашей эры, завозились туда, несомненно, непосредственно из Тиры.

Монеты Тиры римского времени указывают на почитание культов Геракла и Диониса - главных божеств-покровителей императорского дома Северов. Большое распространение получают культы Кибелы и Сераписа. Находки монет Тиры на Березани, где в первые века нашей эры находилось святилище Ахилла Понтарха, свидетельствуют о почитании в городе этого божества.

Для изучения культуры Тиры этого периода дают материал найденные при раскопках предметы искусства, преимущественно мелкие скульптуры, как герма Диониса, фигурка Гигиен, часть торса Афины (?), скульптурная группа - две женские фигуры, сидящие в позе Кибелы, плита с изображением Артемиды-охотницы. Последние две находки имеют близкие аналогии в памятниках Западного Причерноморья. Изображение Артемиды грубой работы 58 на мраморной плите напоминает рельефы с изображением этой богини, найденные в Хараксе 59 в предполагаемых святилищах фракийских богов. Учитывая состав легионов, дислоцированных в городе, можно

56 П. О. Карышковский. Заметки по нумизматике античного Причерноморья. ВДИ, 1960, № 3, стр. 134.
57 Г. Б. Федоров. К вопросу о сарматской культуре в Молдавии. «Известия Молдавского филиала АН СССР», Кишинев, 1956, стр. 60.
58 P. Nicorescu. Scavi е Scoperte..., р. 393, fig. 8.
59 М. И. Ростовцев. Святилище фракийских богов и надписи бенефициариев в Ай-Тодоре. ИАК, в. 40, СПб., 1911, стр. 1-42, табл. V, 13.

50

думать, что такое святилище существовало и в Тире. Статуэтка пешего воина, изображающая, вероятно, одного из представителей местных племен, исполнена в манере позднеантичного искусства и отличается неправильными пропорциями человеческой фигуры, схематизацией и примитивностью исполнения 60 .

Перечень памятников скульптуры был бы неполным, если не вспомнить больших размеров статую римского воина-легионера II в. н. э., найденную в лимане еще до революции и хранящуюся в Одесском археологическом музее.

Найденные в Тире памятники скульптуры свидетельствуют о трех направлениях в искусстве Тиры римского времени: архаизирующее греческое, местное искусство греческих городов Северного и Северо-Западного Причерноморья и сильно варваризированное позднеантичное искусство периферии античного мира.

Как уже было отмечено выше, с IV-III в. до н. э. на территории города появляются разнообразные формы лепной керамики гетского облика. Количество этой керамики увеличивается к рубежу нашей эры. Нам представляется, что распространение этой керамики было связано п с изменением этнического состава населения города, происшедшим в связи с передвижениями племен, заселявших территорию Северного и Северо-Западного Причерноморья. Письменных свидетельств об этих переменах в Тире очень мало. Овидий, сосланный в Томы, в своих Tristia (V, 7, 10) изображает картину городской жизни, возможно, с некоторыми преувеличениями: «хотя на этом побережье перемешаны греки и геты, но все-таки оно больше заимствует от немирных гетов. Больше сарматского и гетского народа движется на конях взад и вперед по улицам». Примерно близкую картину можно было наблюдать, очевидно, и в Тире как в одном из ближайших к Томам городов. В Тире, как и в Ольвии и в других городах, зажиточные горожане роднились со знатными представителями племен, живущих близ города. На упомянутом уже надгробии, найденном в Томах или в древнем Одессе, сохранились имена родителей, поставивших надгробие сыну. Имя отца - Аврелий Гераклид, мать - Мадагава. Имя матери негреческое, Б. Н. Граков находит возможным отнести его к числу сарматских 61 .

Представление об этническом составе населения Тиры в первые века нашей эры дает декрет в честь Коккея (181 г.) 62 . В нем перечисляются имена четырех архонтов и семнадцати свидетелей. Большинство из них носят греческие имена. Имена романизированных греков составляют более четвертой части упомянутых в надписи имен. Встречаются отдельные негреческие имена; некоторые из них фракийские. Однако основную, преобладающую часть населения все же составляли греки.

Лепная керамика первых веков нашей эры отличается от керамики предшествующего периода. Формы ее близки сарматской посуде, а отдельные типы, по определению М. А. Тихановой, аналогичны сосудам, встречаемым в Верхнем Поднестровье. Кухонная посуда вся лепная. Употребление этой керамики, как и натурализация всего хозяйства в конце этого периода, являются признаками русификации города, наблюдаемыми во всех городах Северного Причерноморья. Обильные следы пожарищ, прослеженные в процессе раскопок, свидетельствуют о тяжелой участи, постигшей город. Найденные в раскопанных зданиях монеты Севера Александра с надчеканками указывают на время гибели Тиры - 40-е годы III в. н. э. Вероятнее всего, город был разрушен готами.

Таким образом, античные города Северного Причерноморья, одни раньше, другие несколько позже, разделили общую участь всего античного мира, не сумевшего устоять перед наступлением варварских племен. Однако экономические связи Тиры с гето-фракийским миром не могли не отразиться на ускорении социально-экономического развития последних, на усилении среди них процесса классообразования.

60 А. И. Фурманская. Новые памятники скульптуры из Тиры. КСИА, в. 10, 1960, стр. 78-83.
61 Б. Н. Граков. Материалы по истории Скифии в греческих надписях Балканского полуострова и Малой Азии. ВДИ, 1939, № 3, стр. 312. Эта надпись переиздана и П. О. Карышков« к и м - Материалы к собранию древних надписей..., стр. 120, № 9. Разночтение в имени матери: Μοίόαγαΰα-Μαγαόϊυα в последнем издании, вероятно, опечатка.
62 IPE, I 2 , № 2.

Подготовлено по изданию:

Античный город / АН СССР. Институт археологии. - М. : Издательство Академии наук СССР, 1963.

Тир - ливанский город, основанный ещё в третьем тысячелетии до нашей эры финикийцами. Располагается неподалёку от израильской границы, в 20 км. Район находится под пристальным наблюдением израильских отрядов, но если обстановка спокойная, то нет никаких поводов для беспокойства и для опасений перед посещением города.

Тир - мать финикийских народов. Об основании города рассказывает одна легенда. Появление Тира связывают с финикийским богом Мелькартом, который был сыном богини Астарты. Согласно легенде именно на месте рождения Мелькарта и был заложен древний финикийский город. Эта же легенда сообщает о том, что ещё до появления первого поселения на месте Тира этот небольшой клочок земли свободно перемещался по Средиземному морю. Позднее по приказу Мелькара нашли то место, где он родился и принесли в жертву орла, когда на скалы островка упала кровь величественной птицы, остров остановился на расстоянии примерно 800 метров от берега. В 28 веке до нашей эры жители городка построили в честь Мелькарта храм, в благодарность за это он разрешил горожанам колонизировать достаточно большой участок побережья Средиземного моря. Перед входом в храм располагались две колоны из чистого золота 9 метров высотой каждая. По территории храма ходили босиком, ежедневно тут проходил ритуал жертвоприношения, который сопровождался танцами.

В 6 веке до нашей эры Тир был разрушен армией Навуходоносора, но своей цели завоеватели не достигли, они хотели получить золото, драгоценности, а большинство жителей успели собрать с собой всё имущество и перебраться на остров недалеко от Тира. Там был построен новый Тир. Материк, рядом с которым располагались эти два островка, был для них защитой от бурь. В 9 веке до н.э. острова соединили перешейком с материком по приказу царя Хирама, образовав тем самым искусственный мыс. Во времена Александра Македонского перешеек был разрушен, а на его месте построили мол, который был значительно больше перешейка. Македонский лично высыпал первые два ведра песка в основание дамбы. Все работы по строительству дамбы выполнялись вручную. В дно моря забивали стволы кедров, доставленные с гор Ливана, для полного обеспечения стройматериалами жителей вынуждали сносить свои дома. Таким образом, остров со временем превратился в полуостров. Кстати, стоит отметить, что Тир - единственный город, не сдавшийся Александру Македонскому без боя, жители предпочли кровопролитную войну унизительному миру и, как могли, сражались за честь родного города. Известны некоторые подробности сражений и примеры героических поступков жителей, дошедшие до наших дней. Когда корабли Александра Македонского встали на якоря, тем самым перегородив гавань, жители Тира вплавь добрались до них и перерезали канаты якорей. После этого случая по приказу Александра Македонского на всех кораблях верёвки заменили якорными цепями. Осада продолжалась семь месяцев, после чего всё же Александр Македонский захватил власть в свои руки. Значительная часть населения Тира была убита, а кому всё же удалось выжить, вскоре были проданы в рабство. Именно во времена правления Александра Македонского ливанский кедр стал редким деревом, это было вызвано тем, что Александр помимо строительства дамбы использовал кедр ещё и при изготовлении кораблей, кедровые леса массово вырубывали. Во времена Финикии Тир был известен своими стеклом и тканями. Торговцы Тира провели мирную экспансию Средиземноморья с цель найти источники сырья и рынки сбыта продукции. Именно Тир является первым городом, где начали использовать деньги - чеканные монеты. На развитии города сказывалось влияние Финикии. Тир достаточно быстро развивался. С Тира начинался ряд морских экспедиций по Средиземному морю, в том числе в Испанию и за пределы Гибралтара. В 18 веке город стал одним из важнейших поставщиков строительных материалов всего Средиземноморского побережья. В разные времена город был во власти разных стран и правителей, пережил немало событий, в память о которых остались интересные памятники, храмы, руины и прочее.

Тир также важный религиозный центр, именно здесь появились первые христианские общины. Упоминается город и в Библии как одно из мест, где побывал Иисус Христос, тут он совершил первое чудо.

С 1979 года Тир находится под охраной ЮНЕСКО, как город, относящийся к числу мировых сокровищ.

Сейчас старая часть Тира расположена на полуострове, а новая - на материке. Отелей в городе немного (около 2-3), но у туристов проблем с расселением не возникает, мест хватает всем. Цены на номера в гостиницах достаточно приемлемые.

Туристов в основном привлекают руины Тира периода Римской империи. До наших дней прекрасно сохранилась римская дорога, ведущая к Триумфальной арке, которая в римское время была входом в город. По обе стороны от дороги на протяжении всего пути есть множество саркофагов, высеченных из камня и мрамора. А одну из сторон дороги сопровождает акведук.

Во 2 в. на территории Тира был построен ипподром, руины которого хорошо сохранились. Ежегодно летом на ипподроме проходит фестиваль искусств. Во временны Римской империи ипподром вмещал 20000 зрителей, а его длина составляет 480 метров.

В Тире стоит также посмотреть Дворец Эшмуна, Колизей, два порта времён царя Хирама, развалины храма крестоносцев.

Пожалуй, самая колоритная часть Тира - рыбацкая гавань: тихая пристань, обилие рыбацких лодок, мастерские, где эти самые лодки делаю по технологии, которая неизменна на протяжении вот уже нескольких веков. Можно отдохнуть в одном из кафе или ресторанов, расположенных в гавани.

Пройдясь от рыбацкой гавани в сторону маяка, Вы увидите раскопки аль-Мина. Непременно прогуляйтесь тут и познакомьтесь с городом, каким он был много столетий назад. На входе расположена большая торговая площадь эпохи Римской империи, пройдя через площадь, на главной улице перед Вами предстанет театр. Когда-то здесь проходили водные игры. Театр представляет собой прямоугольное здание, сидения расположены в пять ярусов, а вокруг театра размещена система цистерн. За театром следует спортивный комплекс с банями, в котором проводили тренировки борцы. Очень интересное место - собор Св. Креста, построенный в 12 веке. Сейчас от него остались основание гранитные колоны, а раньше собор был местом коронации правителей Иерусалимского королевства. По некоторым данным, именно здесь захоронены останки Фридриха Барбароссы, выдающегося германского императора. Во времена существования Финикии на месте собора Св. Креста находился храм бога Мелькарта, который считался покровителем Тира.

Ежегодно в Тире проходит фестиваль, на котором выступают фольклорные исполнители со всего Средиземноморья. Проводят этот фестиваль на развалинах стадиона времён Римской империи. Если Вы желаете больше узнать о Востоке, его культуре, то непременно стоит посетить Фестиваль фольклорных исполнителей в Тире.

Хоть туристическая инфраструктура Тира не такая развитая, как, допустим, в Бейруте, Триполи, но посетить город всё-таки необходимо. Тир - древний город с богатой и интересной историей, формировавшейся на протяжении нескольких тысячелетий. И это не просто история города, это частичка истории всего Ливана и Ближнего Востока. Старая островная часть города и более новая материковая богаты интереснейшими памятниками, музеями, древними и средневековыми зданиями, руинами когда-то величественных сооружений.





Древний город Тир. Его история полна героизма и трагедий. Тир был единственным городом, который, в отличие от прочих финикийских городов, не сдался Александру Македонскому. Жители Тира предпочли унизительному миру жестокую войну. Последствия безумной отваги были ужасающими. Некогда многолюдные улицы опустели. Город превратился в царство мертвых.
Об основании Тира ходили разные легенды. Сами финикийцы называли свои город Цор, "скала", так как он находился на скалистом островке. Астарта нашла здесь упавшую с неба звезду и родила морского бога Мелькарта, будущего покровителя Тира. Легенды утверждают, что до основания первого поселения этот крошечный клочок земли бороздил воды Средиземного моря. Мелькарт, научивший ханаанеев строить корабли, приказал людям найти место своего рождения. Там они должны были принести в жертву орла, который боролся со змеем. Как только кровь орла окропила скалы, остров мгновенно остановился. Это случилось в восьмистах метрах от берега. С тех пор тирийские мореходы стали жертвовать Мелькарту, "морскому баалу", корабельные якоря. В XXVIII веке до н.э. горожане возвели в его честь храм. Перед ним стояли две девятиметровые колонны из чистого золота. Жрецы ходили по храмовой территории босиком. Ежедневные жертвоприношения сопровождались ритуальными танцами. В благодарность Мелькарт позволил жителям города колонизировать обширное побережье Средиземного моря.
Граждане колоний и метрополии в свою очередь приписывали своему покровителю создание всего, что особенно ими ценилось. По преданиям, именно Мелькарт научил людей добывать со дна моря пурпуроносных молюсков. После того как тело моллюска высыхало на солнце, в раковине оставалась капелька яркой жидкости. Капельки собирались. Из них делали краску, которой окрашивали ткань. Стоимость ее была невероятно высокой: купить отрез на тунику могли позволить себе разве что цари да их приближенные. Финикийские торговцы снабжали пурпуром греков и римлян, которые были убеждены, что их материк называется Европой благодаря финикиянке, дочери тирского царя Агеноре. Как известно, бык с печальными глазами похитил Европу, когда та гуляла на тирском берегу Средиземного моря.
В X веке до н.э. царь Хирам перестроил главное святилище города. Его окружили помещения для ночлега паломников. Во сне к ним приходил Мелькарт. Его прорицания о будущем расшифровывались тирскими толкователями сновидений. Богам тогда было невдомек, что всего через несколько веков Финикию посетит потомок Геракла и Ахилла, Зевсов сын, при рождении которого присутствовала сама Артемида. Этим сыном был Александр III, более известный под именем Александра Македонского. Перед началом похода он отправился в Дельфы к Аполлону, чтобы выслушать его мысли по поводу предстоящей акции. Дело было зимой, а Аполлон, как известно, улетал зимовать подальше от Дельф. Оракулы молчали. Так что спрашивать о будущем было некого. Александр попытался было затащить в храм аполлонову жрицу, чтобы та предсказала судьбу азиатского похода. Жрица, отбиваясь, выкрикнула: "О, Александр, ты думаешь, что ты непобедим?". Последнее слово успокоило македонского царя, и он с легким сердцем двинулся на Восток отвоевывать когда-то потерянные греками города. Весной 334 г. до н.э. армия длинноволосого, коротконогого, гладковыбритого и сладко пахнущего от масел Александра вероломно, без объявления войны, напала на персов. Македонянин начал войну практически нищим. После первой же битвы персидский царь Дарий пообещал Александру выплатить столько, сколько не смогли бы унести жители всей Македонии. Александр отказался. Он уже принял решение покорить финикийские города, которые обеспечивали кораблями и командой военный флот персов. Сделать это было очень легко, поскольку города-государства, конкурировавшие между собой на средиземноморских рынках, враждовали друг с другом. Библ сдался сразу. Этот город рассчитывал с помощью Александра вернуть былое могущество. Затем сдался Сидон. Его жители полагали, что при новом правителе они наконец-то увидят Тир, стоящий на коленях. Продвижение Александра от Сидона на юг было ненадолго остановлено тирийскими послами. Они возложили на голову завоевателя Финикии золотой венок и заявили о своей готовности покориться воле царя. Александр попросил послов передать тирийцам, что он желает принести жертвы Мелькарту в храме на острове. Тирийцы же посоветовали македонянину совершить жертвоприношение в Палетире, то есть в Старом Тире, городе на материке. Такого оскорбления полководец перенести не смог. Началась одна из самых продолжительных и упорных осад за всю историю войн. Александр Македонский решил соединить остров с материком при помощи дамбы. Он первым высыпал в ее основание два ведра с песком. Жителей Палетира заставляли сносить собственные дома, чтобы дамба не знала недостатка в стройматериалах. Все делалось вручную, без лошадиной тяги. С гор Ливана тащили кедровые стволы, которые забивались в морское дно. Так было положено начало хищническому истреблению финикийских лесов. Александр строил из кедра свой флот и так увлекся, что это дерево в Ливане до сих пор большая редкость. До прихода македонян горные склоны Финикии покрывала буйная растительность.
Дамбу до острова тянули семь месяцев, ровно столько же продержались и сорок тысяч жителей Тира. В июле 332 г. до н.э. войска ворвались в город. 6 тысяч финикийцев было зарезано, 13 тысяч продано в рабство. В назидание непокорным 2 тысячи оборонявшихся были прибиты к крестам. Кресты стояли вдоль главной дороги, и трупы не снимали с них несколько недель. Погибших же при штурме македонян (их было около четырехсот) хоронили согласно обряду, описанному Гомером в Илиаде: тела сжигали, кости омывали вином, заворачивали в пурпур и укладывали в гробницу вместе с оружием. Так погребли гомеровских Патрокла и Гектора.
Из Тира Македонский отправился покорять Египет. Эта страна манила к себе Александра непреодолимо. Народы Средиземноморья считали ее колыбелью самой уважаемой и самой древней культуры. Египтяне приветствовали царя как освободителя от персидского ига. Его объявили фараоном, сыном бога солнца Ра. Новый властелин приказал построить в Карнаке храм со святилищем в свою честь.
В 331 г. до н.э. победоносная армия возвратилась в Финикию. Александр разбил в Тире придворный лагерь. Царя навещали архитекторы, художники, скульпторы, писатели, философы, историки, поэты. В Тире жили родственники побежденных финикийских аристократов, самые благородные из гетер. В город стекалась дань с уже покоренных городов, здесь под председательством Александра вершился суд, здесь принимались послы иностранных держав. С начала похода прошло не более двух лет, треть мира была покорена, и Александр решил дать войскам отдохнуть от ратных дел. Праздность засасывала. С ней Александр боролся как мог. Он устраивал спортивные игры, наподобие греческих олимпиад. Особой популярностью пользовались гонки на колесницах, пятиборье, борьба и кулачный бой. Разыгрывались шуточные сражения между "друзьями" и "врагами". "Друзья", ведомые царем, неизменно выигрывали, правда, полководцу это не доставляло особого удовольствия. Солдаты обмазывали его овечьим пометом, сажали на осла и проходили мимо, напевая похабные песенки. Частенько в Тире устраивали театральные олимпиады. Сюда приезжали актеры из Италии, Малой Азии, Греции. Они читали стихи, ставили Еврипида и Софокла. Солдаты предпочитали уморительных лицедеев. Кожаными фаллосами они избивали женщин, совершали над ними театрализованные насилия, мочились и справляли большую нужду, занимались онанизмом прямо на глазах у зрителей. Актрисы исполняли что-то вроде канкана, обнажая при это""м все, что желала видеть публика. Александр полагал, что такой "фронтовой театр" помогает воинам избавиться от страха и тоске по родине. В мае 331 года до н.э. жажда приключений увела Александра из Тира дальше на восток.
Создав огромную империю, великий завоеватель умер то ли от болотной лихорадки, то ли от тяжелой формы похмелья, то ли от отравления. После смерти его империя распалась на части. Финикией управлял один из полководцев Александра Великого - Селевк. К этому времени греки составляли значительную часть населения Финикии. Они принесли с собой технический прогресс, преуспели в строительстве дорог, прокладке надежных водопроводов, ввели единую денежную систему. Одним словом, насадили здесь цивилизацию. Греческий язык распространился повсеместно. И кто знает, вышло бы христианство за пределы Иудеи, стало бы оно мировой религией без посреднической миссии греческого языка, без кровавых завоеваний Александра III, более известного под именем Александра Македонского.

Публикации по теме