Город мертвых верхняя балкария. «город мертвых» в Кабардино-Балкарии

После полётов и обеда настал черёд "культурной программы" - отправились отдать дань предкам нынешних жителей Кабардино-Балкарии. Дмитрий повёз нас в"Город мёртвых".
Выше по ущелью Чегема от места, где проходят полёты парапланеристов

дорога проходит селение Верхний Чегем, прежнее название — Эльтюбю (Эль-Тюбю) — "Селение на дне долины", где мы ненадолго остановились у моста через Жилгы-Су, притока Чегема. Ущелье Джилги-Су рассекает селение на две части.

Проскочить мимо без остановки было невозможно, поскольку это тоже очень интересное место

Во-первых, это родина народного поэта Кабардино-Балкарии Кайсына Шуваевича Кулиева.

Там Кулиев когда-то жил,
там была его колыбель,
там осталась сакля его
на берегу реки Жылгы-Су.

Этот памятник является центром селения, возле него него собираются местные жители отметить праздники и торжественные события.

Во-вторых, Верхний Чегем - музей под открытым небом. Он представляет большой интерес для археологов. В центре стоит сторожевая башня XVII в., напоминающая башни Сванетии.

Это сторожевая башня рода Малкоруковых.

Но кое что от нас Дмитрий в этом селении утаил:
Тут же, у моста стоит «камень позора», к которому, по преданиям, в средневековье привязывали преступников. По речке Джилги-Су, впадающей в Чегем слева, заметны остатки греческих храмов, вырубленных в скалах. В один из бывших храмов, располагавшийся в пещере, ведет плохо сохранившаяся тропа в виде лестницы, вырубленной в скале. Это тропа так и называется - "Греческая лестница". Здесь, в горном массиве Кызла-Кюйгенкая (с балкарского "Скала сгоревших девушек"), находится грот Кала-Тюбю - древняя стоянка человека (13 - 15 тысяч лет).
Путь в теснину опасен и крут,
Камни срываются в горный поток,
На высокой скале вдоль стены
По тропе придешь к письменам.
Недалеко от грота - древнее городище "Лыгыт", которое относится к VIII-X вв. нашей эры, с подземным деревянным водопроводом.
А, быть может он этого и сам не знал... Значит, есть повод побывать здесь ещё раз с более подробной экскурсией! А вот магазинчиком местным полюбовались...

Постояв у головы Кайсына Кулиева, осмотрев башню и окрестные скалы, отправились дальше и, через небольшое время, стал виден древний некрополь, он же "Город мертвых", обнесённый низкой стеной, сложенной из ничем между собой не скреплённых камней.

В "Городе мертвых" сохранилось восемь наземных мавзолеев, (кешенэ), четыре из которых прямоугольные с двускатной крышей,

А другие четыре - восьмигранные с куполообразной,

А так же огороженные небольшими каменными стенами древние грунтовые родовые могилы без каких-либо опознавательных знаков.

Некрополь относят к XI - XIV вв. нашей эры. Поражает суровость и грандиозность окружающего пейзажа. Испытываешь священный трепет.

Над селом стоят кешэнэ,
между склепами по земле
расстелились плотным ковром
можжевеловые кусты.

Склепы, видимо, разграблены, некоторые разрушены, непонятно, людьми или разбушевавшейся стихией.

Заглянув внутрь одного из уцелевших кешенэ

Через ничем не прикрытое небольшое окно,

и осмотрев пол и пространство под куполом, убежаешься - они пусты. Стены изнутри, как можно видеть, оштукатурены.

Если задуматься, то загадочного много. Было ли там на самом деле хоть что-нибудь, как это что-то туда помещали и как после извлекли, остаётся непонятным. Очень уж окошки малы...

Галина Владимировна подняла с земли пару камней, собираясь взять на память,

Но, по зрелому рассуждению, решила, что пусть уж остаются где были, негоже из этого места что-нибудь забирать...

Дмитрий не только поднимал нас под облака и привёз в это место, но и стал нашим экскурсоводом.

Никакой подробной (и даже краткой) научной информациии о "Городе мёртвых" в интернете найти не удаётся, по крайней мере я не обнаружил... Специалисты молчат, так что на самом-то деле не понятно, чем эти кешенэ являются, поэтому пользуюсь пересказами чужих мнений и представлений, возможно ошибочных...

И этого тоже мы не увидели:
Напротив селения, на правом берегу Чегема, видны стены средневекового караван-сарая, одной из гостиниц, стоявших на древнем торговом пути, который когда-то проходил по горам Кавказа.
Караваны давно прошли
Из Китая - в небытие.
В обрамлении облаков
Спят легенды давних времен.

Обходя склепы, вновь попали под дождь. Какой же он был холодный! Но, как только, отправившись в путь обратный, оказались у паропланодрома, тучи разошлись и появилось солнце. Действительно, уникальное место! В целом, если не придираться к отдельным деталям, поездка удалась. Возможны повторения в будущем.

Чегемское ущелье - уникальный природный объект, известный водопадами, тесниной и историческими памятниками, в частности древними селениями. Кроме того, здесь когда-то проходил важный отрезок Великого Шелкового пути, соединяющий Кабардино-Балкарию с другими регионами мира. Возле реки Чегем находится село Верхний Чегем, которое делится на две части ущельем Джилги-Су. Раньше на месте села было поселение предков балкарцев, которое называлось Эль-Тюбю . Дословно с тюркского языка оно переводится как селение на дне долины, что указывало на его географическое расположение. Возле поселения был открыт некрополь - этот город мертвых постоянно привлекает к себе внимание гостей республики и местных жителей.

Первые поселенцы в Эль-Тюбю

Археологи нашли здесь стоянки человека, которым около 15 тысяч лет. Следы жизнедеятельности обнаружены в гроте Кала-Тюбю , ставшем пристанищем для первых жителей этой местности. Позже - в VI -X веках - тут был построен деревянный город, имеющий водопровод. Спустя столетия деревянные постройки заменены на каменные. В Эль-Тюбю не было особой планировки города, что обуславливалось близостью гор и необходимостью защищаться от нападок соседей. С этой целью возведены башни, в которых проживала знать. Подобные строения были характерной особенностью многих кавказских селений, но до наших дней сохранились лишь немногие из них.

Город-некрополь

Особенности местности не позволяли хоронить умерших людей в земле, поэтому недалеко от Эль-Тюбю строились склепы и усыпальницы, постепенно превратившиеся в отдельный город. Они построены в течение X -XVII веков рядом с более древним кладбищем. До наших дней дошло всего восемь мавзолеев: шесть из них сохранились очень хорошо, другие два находятся в полуразрушенном состоянии. Склепы имеют уникальную форму - прямоугольные и восьмиугольные конусы. Они выложены из камня. Техника кладки применялась древняя - камни обтесывались и крепились между собой известкой. Снаружи и внутри они побелены и отштукатурены.
По своему типу могилы можно поделить на насыпи (земляные и каменные), ящики (каменные), могильницы с квадратными окнами на востоке, склепы двух видов. К первому относятся склепы-кешене, имеющие высокую крышу и окно на восточной стороне. Второй тип склепов представлен восьмиугольниками, у которых есть ступенчатая высокая крыша. Кешене были построены гораздо раньше, чем восьмиугольные склепы.
Могилы и склепы имеют высоту около шести метров, тонкий карниз, ложный свод. Стены неправильные, выпуклые, с изогнутыми гранями. На крышах сделаны шишки из камня. Погребения в могилах и склепах были совершены по мусульманским обычаям. В городе мертвых археологи нашли остатки сосудов, металлические предметы XI -XII веков, серебряные украшения, глиняную посуду.

Почему горы?

Некрополь окутывают тайны и легенды. Местное население верит, что здесь хоронили титанов, которые жили тысячи лет назад. Место для их захоронения было выбрано не случайно. Считается, что горы находятся на границе бессмертия и здоровья, поэтому древние поселенцы жили очень долго и практически не болели. Подобные легенды подкреплены реальными фактами: некоторые потомки аланов праздновали 200-й (!) день рождения. Но жители современного села Верхнего Чегема стараются не ходить в некрополь, боясь духов умерших предков. Согласно еще одной легенде, рядом со склепами были откопаны останки людей, имевшие десятиметровую скелетную структуру, но археологическими исследованиями это не подтверждено.

Как добраться до могильников Эль-Тюбю

Кавказские горы имеют много пешеходных троп, но гористая местность не позволит пешком дойти до могильников. Следовательно, из Нальчика до Чегемского ущелья стоит ехать только на автотранспорте. Далее дорога проходит по горам - тут уж лучше пройтись пешком. Хотя до горного села Булунгу ходит из Нальчика автобус. Поселение Верхний Чегем или Эль-Тюбю находится совсем рядом - на расстоянии пяти километров. Рекомендуется посещать некрополь в теплое время года, поскольку в горах часто происходят обвалы и схождение ледника. В зимнее время температура не слишком низкая (достигает -12 градусов), но происходит серьезное обледенение троп и дорог - это не только значительно затрудняет поход к могилам, но и создает опасности для самих посетителей!

МКОУСОШ №2 с. Верхняя Балкария

История моего села

ХульчаеваФатиматХаруновна

Должность: Учитель географии

КБР, Черекский район, с. Верхняя Балкария

Из древних чудесных камней

сложите ступеньки грядущего.

Н.К. Рерих.

Многогранная человеческая деятельность преобразует окружающий мир, создает материальные и духовные ценности, формирует моральные идеалы и мировоззрения общества. Погруженные в сиюминутное заботы, мы еще нередко, не отдаем себе отчет в том, что нынешние творения рук и разума человека завтра, через год и десятилетия будут восприниматься потомками как неопровержимые и наглядные свидетельства нашей эпохи.

С этих позиции оценивая дела и письма людей, их мировоззрения и нравственные принципы мы должны признать равнозначными памятниками истории культуры и человечества.

Выдающиеся умы человечества не раз выражали справедливую мысль о том, что, не зная прошлого, нельзя понять настоящее и предвидеть будущее. Наше прошлое сформировало не только сегодняшние проблемы, нои нас самих, обогащенных накопленным человеческим опытом. Без знания прошлого невозможно самосознание и самоощущение человека, выработка надежных ориентиров в бурлящем потоке сегодняшних событии. Все в наши дни возбуждает небывалый интерес к правде истории, к социальной памяти народов, спрессованной в историческом прошлом.

Занимаясь в кружке «Юный географ – исследователь» мы посчитали своим долгом начать свою работу с изучения истории своего села. В ходе работы мы осознали, что взяли большую ответственность, но решили не отступать. Изучая нужную литературу, встречаясь со старожилами села, нам удалось собрать кое-какой материал.

Село наше самое отдаленное, оно находится на границе с Грузией и является одним из исторически населенных пунктов республики. Об этом свидетельствуют исторические памятники: башни, склепы, могильники. Верхняя Балкария состояло из 18 аулов:Зылгы, Зарашкы, Темукуево, Нижний Чегет, Тебен эль, Верхний Чегет, Коспарты,Глашево,Мукуш, Мухол, Шаурдат, Сауту, Фардык, Курнаят, Кюнлюм, Чегет эль, Шканты, Туура– Хабла.

У каждого аула есть своя красота, своя судьба, своя история.

Аул Кюнлюм 1936г.

Ужасный гул остался позади.

Как вкусен белый хлеб с водою горной!

Вкуси покой и радость обрети,

Душа бедой испытанная черной!...

Аул Кюнлюм 2006г.


Земля это была освоена очень давно. Башни, которые сохранились до наших дней, говорят о существовании здесь во время раннего средневековья, феодального строя, а это говорит о том, что здесь долгое время господствовал классовый строй, люди делились на бедных и богатых. Таубиями считались следующие фамилии: Абаевы, Мысыкаевы, Айдаболовы, Амирхановы, Шахановы, Замхотовы, Биевы, Кучуковыит.д.

Башня Абаевых в ауле Кюнлюм.

Среди бесчисленных развалин

По обе стороны реки

Стоят две башни, и печальны

Две белокаменных сестры…

По ним не ходят часовые

Не лают псы сторожевые

В них вековая тишина

Не пробуждаются от сна

Довольны мирною судьбою

В них ныне нет вражды былой

Но раковые были дни

Чему свидетели они…

Башня Амирхановых в ауле Шканты.


Каждый аул имел своего таубия, например, Абаевыгосподствовали в Кюнлюме, Амирхановы и Кучуковы в Шканты, Айдаболовы, Биевы и Занхотовы в Коспарты и в Зылгы. Удельные владения Занхотовы имели в Псыгансу. Шахановы господствовали в Мухоле, а Мысыкаевы в Фардык.Туура – Хабла, Кюнлюм, Шканты являлись местом, куда собиралась знать Балкарии и обсуждались политические вопросы и решались проблемы округа.

Эту историю мы услышали от сторожило нашего села Мусукова Х.Давным- давно из Грузии через перевал по неизвестным обстоятельствам в Верхнюю Балкарию перешли четыре брата: Мусака, Рахай, Рахайта и Дебо. Обосновались они в местечке, которое по сей день называется Мусака. Некоторое время они жили вместе, потом они разошлись во мнениях.Мысык остается в балкарии, Рахай уходит в Безенги, Дебо в Кабарду, а Рахайта возвращается обратно в Г рузию. Однажды Мусака выходит на охоту под вечер, издалека он замечает огонь рядом с какой-то башней, ему стало интересно, кто там живет и он пришел к очагу, где приняли его девять братьев и одна сестра. Подружившись с хозяевами, он вместе с ними ходит на охоту и против неприятеля. Всегда отличаясь умом и хитростью, привлекает к себе внимание красавицы сестры. Но и, в конце концов, они влюбляются вдруг друга, но гордые братья не соглашаются на брак единственной своей любимой сестры с пришельцем неизвестного происхождения. Тогда они вступают в заговор, приговорив, братьев на смерть ради личного счастья. Злой умысел влюбленные привели в исполнение следующим образом. Покос сена на поляне под названием «Зына» начинался торжественно. Заговорщики решили воспользоваться этим и до этого решили, что они покорились воле братьев, и гость скоро уедет. Коварная сестра сама приготовила ко дню покоса самый крепкий напиток из ячменя под названием сыра. В день торжества сама отправилась на место покоса и сильно напоила своих братьев, так, что они тут же крепко заснули. Тогда Мысака убивает их всех. Женившись на девушке, Мысака завладел землей и другим имуществом. Позже это место начали заселять и другие люди.

Это место и сегодня называется Зына. Сейчас она заселена людьми и находится на этом месте центральная мечеть, архитектура, которой занимает первое место в республике.

Центральная мечеть Верхней Балкарии.

Здесь же находится администрация села, больница, музыкальная школа, отделение связи, МОУСОШ №1,т.е. Зына является центром села.

Склеповые могильники в районе Верхняя Балкария под названием « Город мертвых» были отмечены очень давно. По преданию в могильниках прятались люди больные чумой и халерой, в надежде не заразить остальных. Заболевший добровольно приходил сюда доживать свои дни. В городе мертвых есть уголок, который называется Ашамиш оба. По преданию там захоронены отец, который осмелился перечить своему бийю, не дав, согласие на брак со своей несовершеннолетней дочкой. Он был зверски убит. И могила дочери, которая узнав, что бий принеся приговор в исполнение, убив отца завладев ею, сбросилась со скалы.

Хорошо сохранились склепы (кешенеле), которые были построены в 10-14 в.в. Почти все эти склепы имеют свою легенду. Склепы строились по особому назначению, если кто- то умирал, часто это была не замужняя девушка, то его хоронили в склепе отдельно от общего кладбища. Склепы строили люди из благоустроенных семей. Например, склеп в ауле Мухол был построен женихом девушки, которая умерла в день своей свадьбы от укуса паука.

Склеп в Коспарты построил некий Атабиев База сестре своей жены Занхотовой.

Склеп в Шканты построили семь братьев своей единственной сестре, которая умерла до замужества.

Кешене в ауле Шканты


По преданию в склепе нельзя находиться и уносить что-либо, иначе, беда постигнет семью.

Чуть выше Города мертвых есть поляна, где проводились соревнования, место это так и называется Зиришки от слова «Зариш-Чариш» т.е. «Соревнования». Сегодня там сделали стадион, где проводятся всякие турниры и мероприятия села.

Выше над уровнем моря, почти на три тысячи метров расположен Уштулу, который долгое время служил туристической базой. Уштулу переводится, как Ючтул. Там жил охотник, который имел три жены, в надежде родить сына или дочь, но детей у него так и не было. Жили они вместе и дружили, даже после смерти мужа не захотели покинуть то место. За это и дали название «ючтулкъатынтургъанжер». «Тул» переводится, как «бездетный», юч–три.

Население, которое заселяет территорию верхней балкарии, называют себя «таулула». Таулула из покон веков жили за счет своего труда. Они занимались и занимаются земледелием, животноводством, рукоделием,


Золото купит четыре жены,

Конь же лихой не имеет цены:

Он и от ветра в степи не отстанет,

Он не изменит, он не обманет.

До проникновения ислама они были язычниками и поклонялись различным предметам: «Раубазытерек» (дерево), камень, молния. Жители Шауурдат поклонялись дереву Раубазы. Даже после проникновения ислама, когда срубили дерево, некоторые из них перехватили кто по ветке, кто по щепке и спрятали у себя дома. Даже в наши рассказывают, как после смерти одной женщины, родственники нашли в ее сундуке ветку от этого дерева.

Сегодня Верхняя Балкария состоит из четырех аулов: Малкъар, Мухол, Шауурдат, Чегет. Протяженность села 7.5 км, имеется более 1000 дворов, количество жителей 5тысяч человек. Имеется четыре школы. Две из них средние, Дом культуры, Дом Быта, отделение связи, Сбербанк, Противопожарная служба, Кафе «Дых тау». В этом селе каждая тропа, каждый камень, каждый мост могли бы быть началом для большого рассказа.

Село Верхняя Балкария.

О как хорош наш день: леса, холмы,

Вершины. Облака. Деревья. Мы!

В заключении хочу сказать словами русского ученого В.О. Ключевского (1841-1911), касаясь вопросов истории русского народа, он писал, что начальные моменты истории надобно искать, прежде всего, в памяти самого народа. Воспоминания, по его мнению, не бывают случайными, беспричинными, поскольку «народ есть население, не только совместно живущие, но совокупно действующие имеющий общий язык, общие судьбы. Поэтому народной памяти обыкновенно надолго удерживаются события, которые коснулись всего народа, в которых весь он принял участие и через это участие почувствовал себя единым целым.


Литература

  1. И.М. Мизиев «Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая.13-18в.в.

  2. Мисост Абаев «Балкария»

  3. История Балкарии и Карачая в трудах Исмаила Мизиева

  4. Любительские фотографии участников кружка.

  5. Рассказы сторожил селения Верхняя Балкария.(Рассказчики:Атабием М.М., Мусуков Х., Шаутаева К.Г.,Хульчаева М.Л., Мамаев А.Л., Бичиев С.Х.)


дорога проходит селение Верхний Чегем, прежнее название - Эльтюбю (Эль-Тюбю) - «Селение на дне долины», где мы ненадолго остановились у моста через Жилгы-Су, притока Чегема. Ущелье Джилги-Су рассекает селение на две части.

Проскочить мимо без остановки было невозможно, поскольку это тоже очень интересное место

Во-первых, это родина народного поэта Кабардино-Балкарии Кайсына Шуваевича Кулиева.



Там Кулиев когда-то жил,
там была его колыбель,
там осталась сакля его
на берегу реки Жылгы-Су.

Этот памятник является центром селения, возле него него собираются местные жители отметить праздники и торжественные события.

Во-вторых, Верхний Чегем — музей под открытым небом. Он представляет большой интерес для археологов. В центре стоит сторожевая башня XVII в., напоминающая башни Сванетии.

Это сторожевая башня рода Малкоруковых.

Но кое что от нас Дмитрий в этом селении утаил:
Тут же, у моста стоит «камень позора», к которому, по преданиям, в средневековье привязывали преступников. По речке Джилги-Су, впадающей в Чегем слева, заметны остатки греческих храмов, вырубленных в скалах. В один из бывших храмов, располагавшийся в пещере, ведет плохо сохранившаяся тропа в виде лестницы, вырубленной в скале. Это тропа так и называется – «Греческая лестница». Здесь, в горном массиве Кызла-Кюйгенкая (с балкарского «Скала сгоревших девушек»), находится грот Кала-Тюбю – древняя стоянка человека (13 – 15 тысяч лет).
Путь в теснину опасен и крут,
Камни срываются в горный поток,
На высокой скале вдоль стены
По тропе придешь к письменам.

Недалеко от грота – древнее городище «Лыгыт», которое относится к VIII-X вв. нашей эры, с подземным деревянным водопроводом.

А, быть может он этого и сам не знал… Значит, есть повод побывать здесь ещё раз с более подробной экскурсией! А вот магазинчиком местным полюбовались…

Постояв у головы Кайсына Кулиева, осмотрев башню и окрестные скалы, отправились дальше и, через небольшое время, стал виден древний некрополь, он же «Город мертвых», обнесённый низкой стеной, сложенной из ничем между собой не скреплённых камней.

В «Городе мертвых» сохранилось восемь наземных мавзолеев, (кешенэ), четыре из которых прямоугольные с двускатной крышей,

а другие четыре — восьмигранные с куполообразной,

а так же огороженные небольшими каменными стенами древние грунтовые родовые могилы без каких-либо опознавательных знаков.

Некрополь относят к XI – XIV вв. нашей эры. Поражает суровость и грандиозность окружающего пейзажа. Испытываешь священный трепет.

Над селом стоят кешэнэ,
между склепами по земле
расстелились плотным ковром
можжевеловые кусты.

Склепы, видимо, разграблены, некоторые разрушены, непонятно, людьми или разбушевавшейся стихией.

Заглянув внутрь одного из уцелевших кешенэ

через ничем не прикрытое небольшое окно,

и осмотрев пол и пространство под куполом, убежаешься — они пусты. Стены изнутри, как можно видеть, оштукатурены.



Если задуматься, то загадочного много. Было ли там на самом деле хоть что-нибудь, как это что-то туда помещали и как после извлекли, остаётся непонятным. Очень уж окошки малы…

Галина Владимировна подняла с земли пару камней, собираясь взять на память,

Один из самых доступных для посещения, но в то же время весьма живописный перевал Северного Кавказа, по дороге на который можно насладиться прекрасными видами гор.

1. Как я уже рассказывал, накануне вечером возле заднего левого колеса слышал какой-то слабый свист, похожий на писк комара, причём его можно было расслышать только с одного места: стоило чуть сдвинуться в сторону, как звук пропадал. Первым делом подумал было, что от тряски разболтался шланг газового баллона, но дело оказалось совершенно в другом.

И вот мы опять в Тырныаузе. Два шиномонтажа на въезде почему-то не работали в будний день, в обоих местах соседи сказали мне, что "хозяин, наверное, позже приедет", но когда это будет - непонятно.

Рядом была автомойка, на которой два очень вежливых молодых человека (во времена моей молодости на Кавказе общались, как бы так выразить мысль, несколько иначе, а тут прям - "спасибо/пожалуйста ", "хорошего вам отдыха ", "приезжайте к нам ещё " - в общем, после разговора остались самые приятные впечатления от встречи с ребятами) довольно подробно объяснили, как добраться до гаражей на боковой улочке в конце города, где шиномонтаж точно будет работать.

Там нас приняли без очереди ("ну вы же люди не местные, наверное, времени мало, вам дальше надо ехать ") и отремонтировали колёсо, за что мы тоже были весьма благодарны. Конечно, это происшествие слегка нарушило наши утренние планы, но, с другой стороны, мы ведь особо никуда не спешим, верно? Приключениями в дороге надо уметь наслаждаться.

2. И вот наш автобус снова возвращается в посёлок Былым, откуда в сторону Чегемского ущелья через перевал Актопрак ведёт короткая грунтовая дорога.

3. Поначалу были мысли, что мы туда не заедем, хотя осенью на Кавказ мы отправились на шипованной резине и, как оказалось, не зря. Впрочем, заснеженный участок длился совсем недолго.

Если подниматься в горы со стороны Былыма, то там есть только одно "неприятное" место - это переезд через небольшой ручей. На нём наш автобус словил диагональное вывешивание, и система электронной имитации блокировок начала... правильно, электронно имитировать блокировки, причём делала это не особо удачно, так как я выбрал не самую удачную траекторию, чтобы не приложиться днищем и бампером.

Впрочем, в дифференциале заднего моста у нас имеется механическая блокировка, включив которую с кнопки на торпедо, мы довольно легко проехали то место, правда, покрутив двумя колёсами в воздухе. Сфотографировать вывешенный автобус я почему-то не догадался, но нашёл видео этого ручья на Ютюбе.

4. Дальше по идеальной грунтовке резко начинаем подниматься вверх, и чем выше - тем интереснее виды вокруг!

5. Мы не застали эти места летом, из-за постоянных дождей сходили сели и смывали дороги.

6. Мы опоздали на "золотую осень", деревья уже давно сбросили свою листву.

7. Но, тем не менее, стояла отличная тёплая погода, а горы были раскрашены разными оттенками оранжевого цвета.

8. Именно такой Кавказ я мечтал показать жене и сыну. И, кажется, это у меня получилось!

9. Высота перевала всего лишь 1950 метров. Но когда ты едешь по той дороге, то кажется, что выше многих гор вокруг.

10. И, повторюсь, самое замечательное состоит в том, что дорога доступна практически для любого автомобиля, так что всю эту красоту вы можете увидеть собственными глазами! Если всё-таки не хочется переезжать через ручей, то можно подняться на перевал со стороны Чегемских водопадов.

11. Одинокий ослик и горы, у которых мы с женой углядели какое-то сходство с Доломитовыми Альпами. А в целом - тишина, минимализм и никого вокруг - всё как мы любим!

12. Спуск местами был даже интереснее подъёма.

13. Чегемское ущелье запомнилось нам старыми советскими табличками о необходимости высадить людей из салона.

14. И склонами гор, раскрашенными в закатные цвета. Что-то подобное доводилось видеть лишь в Киргизии, на Тянь-Шане.

15. И вот мы приехали в село Эльтюбю, или как было указано на въездном щите - Эл-Тюбю ("Селение на две долины"). Вроде как в балкарском языке нет мягкого знака. В 1944 году жители были депортированы, а село передано Грузинской ССР. Сейчас же до границы с Грузией ещё целых 20 километров. На фото родовая башня Малкоруковых, построенная мастерами из Сванетии. В фильме "Война" Алексея Балабанова была как раз именно она.

16. Но нам больше интересны средневековые захоронения - Город Мёртвых, который расположен чуть дальше по дороге. Проезда на автомобиле к ним нет, но это определённо к лучшему. Так что, оставив машину на обочине, отправились гулять пешком.

17. Это комплекс древних балкарских усыпальниц X-XIV веков.

18. Четыре прямоугольных мавзолея с двускатной крышей считаются более древними.

19. В то время как оставшиеся четыре - восьмигранные с куполообразной крышей - уже более поздние постройки. Ко всем мавзолеям можно свободно подойти пешком и заглянуть в крошечное окошко. Внутри оштукатуренные стены и... больше ничего. Пусто. Хотя как можно было проникнуть в усыпальницы, не разрушив их - непонятно, ведь окна маленькие даже для ребёнка.

20. Оглядываясь вокруг, понимаешь, что расположение этого места было выбрано не просто так. Кругом горы, величественные и суровые одновременно. Если честно, нам показалось там немного неуютно, так что, обойдя все мавзолеи и заглянув в каждый, решили больше не беспокоить их своим присутствием и отправились к машине. Если смотреть прямо, то будет перевал Думала. Местные рассказали, что несколько дней назад там выпал снег и подготовленная "буханка" не смогла его пройти. Хотя мы туда и не собирались. Посоветовали проехать дальше по ущелью, где через 10-12 километров пути будет водопад Абай-Су.

Но мы к тому времени что-то уже немного устали от водопадов, так что решение отправляться в обратную сторону и искать там место для ночлега показалось наиболее оптимальным.

Публикации по теме