Михайловский сад платный или нет. История

Михайловский сад – один из редчайших памятников ландшафтной архитектуры XVIII – первой трети XIX в.в., представляющий собой уникальное сочетание двух разных стилей ландшафтного искусства на одной территории – регулярного («французского») и пейзажного («английского»). Это также пример блестящего решения архитектурного ансамбля здания Михайловского дворца и природного ландшафта Михайловского сада, подчиненного замыслу зодчего К.И. Росси. Михайловский сад можно считать одним из самых ярких и характерных примеров влияния смены садово-паркового стиля в ландшафтной архитектуре.

Михайловский сад входит в комплекс объемно-пространственной композиции центральной части Санкт-Петербурга, включающий Летний сад и Марсово поле. За длительный период своего существования сад неоднократно менял свою планировку, подчиняясь новым веяниям моды и вкусам владельцев.

Михайловский сад в истории Петербурга

Первоначально на территориях нынешних Летнего, Михайловского и Инженерного садов располагались сельские поселения, поместье и охотничьи угодья ротмистра Конау – об этом свидетельствует план 1698 года. В 1716– 1717 г.г. архитектор Ж-Б. Леблон по заказу Петра I выполнил Генеральный план трех Летних садов. Первый и Второй сады находились на территории существующего Летнего сада. Третьим был сад, где в начале XVII века находился дворец Екатерины I. Михайловский сад входил в состав Третьего Летнего сада и назывался «шведским».

План Леблона, утвержденный самим Петром Великим был, по существу, проектом создания единого грандиозного дворцово-паркового ансамбля.

Северо-восточная часть, где находился дворец Екатерины I, была парадной. Изображение дворца в плане почти полностью повторяет план центральной части Верхних палат Петра I в Петергофе. Вблизи дворца находились пирамидально подстриженные ели. Аллея каштановых деревьев вела к большому партеру с трельяжной беседкой, фигурным бассейном с фонтаном и скульптурой.

Юго-западная половина сада изначально имела планировку регулярного плодового сада – сада русского Двора с плантациями в боскетах, где выращивались кусты крыжовника, смородины, вишневые деревья, душистые травы и коренья. Там же находились оранжереи, парники, теплицы и погреба, в которых выращивались различные южные экзотические растения и фрукты.

Во времена правления Анны Иоановны на территории «шведского» сада имелись участки с «запасными» кленовыми деревьями, т. е. питомником. Там же был устроен «ягдгартен» – небольшой охотничий участок, где содержались в особо огороженных местах зайцы и олени для придворной охоты.

Проект Растрелли

В 1741 году императрица Елизавета Петровна предложила Ф.Б. Растрелли выполнить проект нового Летнего дворца на месте дворца Екатерины I и сада при нем. В апреле 1743 года Ф.Б. Растрелли представил проект сада-лабиринта, украшенного скульптурой и фонтанами. За дворцом был распланирован еще один парадный участок с двумя фигурными прудами, фонтаном и узорным кружевным цветником. «Шведский сад» был несколько изменен. Территория была разбита на геометрические участки пересечением продольных и поперечных аллей, выкопаны пять прямоугольных прудов в центре. Таким образом, можно сказать, что Третий Летний и «шведский» сады стали еще одним образцом русского садово-паркового искусства XVIII века.

В 1800 году в связи с началом строительства Михайловского замка дворец Елизаветы Петровны сносится. Территория, прилегающая к замку, полностью включает «растреллиевский» и «шведский» сады. В «растреллиевском» саду сохраняются два фигурных пруда с линейной посадкой деревьев по их периметру. В «шведском» саду сохранилось четыре пруда, которые соединялись между собой подземным каналом, продолженным до западного фигурного пруда.

Третий Летний сад стали называть Верхним Летним или Михайловским. Планировка «шведского» сада и его назначение как плодового сада – в западной части и прогулочного – в восточной части не меняется. К сожалению, в таком виде ансамбль Михайловского замка просуществовал недолго. После трагических событий 11 марта 1801 года замок перестает существовать как императорская резиденция. Царская семья выезжает из замка, а парк и каналы постепенно приходят в запустение.

Михайловский дворец

В 1819 году начался новый этап формирования садов. На месте старых оранжерей, примыкавших с юга к Верхнему Летнему саду, К.И. Росси по заказу Александра I выполняет один из самых масштабных ансамблей – проект Михайловского дворца для Великого князя Михаила Павловича, перепланировку Михайловского сада и благоустройство площади перед южным фасадом дворца. Окончательный проект перепланировки сада у Михайловского дворца был высочайше утвержден в апреле 1822 года. Над этим объектом К.И.Росси работал вместе с архитектором А.А. Менеласом, которому и предписывалось немедленно приступить к воплощению проекта.

К.И.Росси сохраняет уникальную водную систему прудов Михайловского сада и Воскресенского канала Михайловского замка, дополнив ее строительством подземного коллектора, соединившего большой пруд с рекой Мойкой. Вокруг Михайловского замка по проекту К.И.Росси высаживается каре из двух рядов стриженых деревьев. Характерной особенностью композиции Михайловского сада, которую отразил в своем проекте К.И.Росси, было сохранение планировки отдельных участков по проектам Ж.-Б.Леблона и Ф.Б.Растрелли. К.И.Росси создал образцовый «английский» сад, в котором с большой выразительностью использованы все основные планировочные приемы пейзажного стиля, взятые из английской ландшафтной архитектуры 1715 – 1760 годов.

Масленый луг

В Михайловском саду, перед фасадом дворца Росси расположил обширный луг («Масленый» луг) неправильной овальной формы, обрамленный аллеей, вписанный в сетку регулярной планировки. Другой типичный прием планировки “английского” сада – использование прудов с неправильно очерченными берегами. Именно поэтому архитектор превратил бассейны геометрической формы в живописные пруды, берегам которых придал извилистые «природные» очертания, малые прямоугольные пруды в центре сада были засыпаны. В саду появился еще один традиционный элемент пейзажного парка – павильон с пристанью на берегу реки Мойки, расположенный на месте фундамента первого деревянного дворца Екатерины I.

К.И.Росси сохранил при перепланировке систему аллей, составляющую основу композиции. Аллейные посадки были частично сохранены и дополнены живописными группами деревьев. На территории Михайловского сада было много цветников и красивоцветущих кустарников.

Михайловский сад в XX веке

В 1902 г. малый восточный пруд обмелел и был засыпан. В связи с постройкой Храма Воскресения Христова (арх. И. Макаров и А. Парланд) значительно сократилась западная часть сада. В 1922 г. сад переименован в «Сад МОПРа» (Международная организация помощи борцам революции). Бывший Михайловский сад под этим «поэтичным» названием приобрел статус городского парка. «Масленый» луг пересекла поперечная дорожка, были построены площадки под эстраду и павильоны, на которых организовывались выставки, детские площадки. В 1961 г. в саду построили городской туалет, а затем – теннисный корт. Все посадки деревьев и кустарников проводились хаотично. Разрастающиеся деревья закрывали садовый фасад самого дворца и перспективу от дворца на Марсово поле. С каждым годом исчезали черты великолепного исторического ландшафта.

Проведенные в 2000 году обследования показали, что сад находится в критическом состоянии. Проект реконструкции выполнен Государственным Институтом архитектуры (ГИА) в Санкт-Петербурге в 2001 году. За основу взят план архитектора К.И. Росси 1826 года. В соответствии с проектом саду предлагалось вернуть историческое значение комплекса Михайловский дворец – Михайловский сад. Принцип реконструкции был основан на сохранении по периметру сада регулярной французской планировки, а в центре – пейзажного английского стиля.

Михайловский сад является едва ли не самым известным парком центральной части Санкт-Петербурга, и соперничать в популярности с ним может, наверное, только расположившийся неподалеку Летний сад. Свою историю Михайловский сад ведет еще с петровских времен, а участие в его устройстве принимали самые именитые мастера садово-парковой архитектуры - Бартоломео Карло Растрелли и Карл Иванович Росси.

Как добраться

Ближайшие к саду станции метро - «Невский проспект» и «Гостиный двор». Мы рекомендуем выходить на «Невском проспекте», чтобы прогуляться по набережной канала Грибоедова и полюбоваться прекрасным храмом Спаса на Крови, построенным в память об императоре Александре II.

История

В шведское время на территории Михайловского сада находились различные сельскохозяйственные постройки, поместье и охотничьи угодья. В 1712 году здесь началось строительство дворца для супруги Петра I, Екатерины. Дворец находился на месте нынешнего павильона Росси.




В 1716-1717 годах Петр I приказал создать план трех Летних садов. Первые два находились на территории современного Летнего сада , а третий располагался на месте дворца Екатерины. Как раз его частью и был современный Михайловский сад.

В 1741 году Растрелли приступил к постройке дворца на месте современного Инженерного замка. Но уже в 1796 Павел I приказал снести дворец и построить новый. Архитектором был назначен Василий Иванович Баженов, знаменитый по проектированию ансамбля московской императорской резиденции «Царицыно». В 1800 году Михайловский (Инженерный) замок был освящен.





В 1819 году Карл Росси приступает к постройке Михайловского дворца, в саду архитектором также была осуществлена масштабная перепланировка. В это же время на берегу реки Мойки был построен павильон, ныне называемый именем великого архитектора.


В XX веке сад подвергся хаотичной застройке и был изменен до неузнаваемости. Территория парка была сокращена в 1902 году в связи с постройкой храма Спаса на Крови. С 1922 года Михайловский сад назывался «садом МОПРа» (Международная организация помощи борцам революции). Здесь располагалась площадки для выступлений и выставок, детские площадки и даже теннисный корт.
В 2000-х годах сад подвергся глобальному обновлению и восстановлению по проекту Карла Росси 1826 года. Сейчас парк относится к Государственному Русскому музею .





Недалеко от Михайловского сада находятся известнейшие петербургские достопримечательности - Летний сад , Марсово поле , Инженерный замок и, конечно же, главная магистраль города - Невский проспект.

Если кратко, в целом:

Михайловский сад считается одним из лучших парков Санкт-Петербурга. Объект расположен в историческом центре города, рядом с Михайловским замком, Михайловским дворцом, музеем этнографии и Корпусом Бенуа, входящим в структуру Русского музея.

Восточная оконечность парка выходит на улицу Садовую, северная – к Мойке и Марсову полю. На западе Михайловский сад упирается в собор Спаса на Крови.

Туристов парк заинтересует своей ухоженностью, исторической значимостью, интересными достопримечательностями в саду и неподалеку от него.

До основания города на Неве участок, занимаемый Михайловским садом, являлся собственностью шведского дворянина. Победив шведов, император Петр I приказал возвести на этом месте дворец и разбить рядом сад.

Замок, получивший название «Золотые хоромы», а также парк вокруг него, царь подарил своей супруге. Именно поэтому первоначальное наименование Михайловского сада было Царицын сад.

Для ублажения слуха императрицы в парке выпустили 50 соловьев, доставленных в Петербург из центральных губерний страны. В восточной части сада были построены подземные хранилища для вина. В искусственных прудах разводили редкие виды рыбы, в оранжереях зрели апельсины, мандарины и даже ананасы.

Ухаживал за Царицыным садом немецкий садовник Г. Фохт. Этот человек заведовал всеми императорскими садами, именно благодаря ему в Петербурге научились выращивать экзотические фрукты к царскому столу.

В 1741 г. на участке, занимаемом сейчас Михайловским замком, развернулось строительство Летнего дворца. Когда здание было готово, царица со свитой переехала в него из «Золотых хором». Именно в этот период сад стал регулярным, его назначение сменилось с практического (выращивание фруктов, ягод, рыбы) на развлекательное и культурное. Вдоль тенистых аллей установили статуи из финского мрамора, кустарники выровняли, деревья подстригли. Берега прудов, до того неровные, получили строго округлую форму.

В саду было установлено множество беседок и павильонов, устроены цветники и клумбы. В центральной части парка появился парк аттракционов и большая баня.

В 1796 г. царь Павел I приказал снести Летний дворец. На освободившемся месте самодержец возвел Михайловский замок. Павел I собирался также построить дворец для своего сына, Михаила Павловича, но этим планам не было суждено сбыться – император был убит заговорщиками в собственной спальне.

Михайловский дворец был построен в 1825 г. архитектором К. Росси. Именно в этот период Царицын сад был переименован в Михайловский.

Владелицей дворца и парка стала Елена Павловна – супруга Михаила Петровича Романова. В этот период в саду были устроены английские лужайки, созданы дорожки для верховой езды, выкопаны новые пруды.

Весной 1881 г. произошло историческое событие, бросившее тень на Михайловских сад: неподалеку от парка народовольцы убили императора Александра II. В память о царе-освободителе на месте его гибели был построен грандиозный собор Спас на Крови. От парка храм было решено отделить решеткой. Решетка Михайловского сада стала самой известной в Петербурге – это настоящее произведение искусства.

В 1898 г. сад стал публичным: петербуржцы очень полюбили это место и использовали его для прогулок, встреч и отдыха на лоне природы.

В революционные годы за Михайловским садом никто не ухаживал, и он начал быстро приходить в упадок. Лишь в 1924 г. в парке были проведены небольшие реставрационные работы. В 1939 г. в саду построили спортплощадку и летнюю эстраду.

В 1999 г. Михайловский сад был передан в управление Русскому музею. В 2000 г. началась масштабная реконструкция объекта: парк был восстановлен согласно чертежам К. Росси.

В наше время Михайловский сад – идеальное место для туристических прогулок. Здесь невероятно красиво и тихо, каждая аллея, беседка и скамейка дышат историей, напоминают гостям об имперской эпохе в истории России.

Достопримечательности Михайловского сада

Уникальная по способу и качеству исполнения, решетка Михайловского сада, была создана архитектором А. Парландом, чтобы отделить Храм Спаса на Крови от парка. Состоит решетка из переплетенных между собой кованных цветов и листьев, выполненных столь искусно, что они кажутся настоящими.

Каждый сегмент решетки размещен между двумя круглыми колоннами, облицованными красным кирпичом. Всего таких колонн тридцать шесть.

Парланд изготовил решетку в «русском стиле», что поначалу вызвало критику и неприятие в обществе. Впрочем, впоследствии большинство недовольных признали, что такое стилевое решение прекрасно сочетается с архитектурным обликом Спаса на Крови и западной части Михайловского сада.

В советское время решетку частично разобрали: с нее были удалены короны и императорские вензеля. К 90-м годам 20-го в. произведение искусства подошло в печальном состоянии: больше половины деталей были утрачены. Благодаря меценатам решетку удалось полностью восстановить по чертежам Парланда.

Павильон Карла Росси

На месте «Золотых хором» Екатерины I великий архитектор Карл Росси построил красивейший павильон в стиле классицизм, который располагался на берегу реки Мойки и являлся пристанью для лодок.

Строительство продолжалось с 1823 по 1825 гг. Павильон представляет собой два помещения квадратной формы, объединенные в единый ансамбль с помощью крытой колоннады из восьми дорических колонн. У павильона построена небольшая набережная-пристань. При ее возведении Росси использовал редкие породы гранита.

К набережной причаливали лодки императрицы и ее свиты. В помещениях павильона отдыхающих уже ждали накрытые столы с чаем, сладостями и фруктами. Царица и ее фрейлины развлекались здесь, играя в карты и кости.

В 2000-ом г. в центральной части колоннады был установлен бюст К.И. Росси. Оригинальный макет монумента выполнил в середине 19 в. архитектор Н. Пименов.

Михайловский сад на улице Бахрушина сейчас единственный общедоступный парк в административном районе Замоскворечье. Здесь проходят районные праздники в День города, на Новый год, в День Победы и по случаю других памятных дат.

Михайловский сад был основан в XVIII веке, тогда это был обычный для Москвы частный сад в глубине купеческого владения. Точно такие же сады были по соседству, во владениях №№ 11, 16 или 21 на улице Бахрушина. В 1812 году пожар уничтожил все деревянные здания в окрестностях, и сразу же хозяева начали восстанавливать свои постройки. Именно тогда сложилась планировка купеческих садов Замоскворечья. Такой она оставалась до начала XX века. К 1898 году на краю будущего Михайловского сада стоял двухэтажный полукаменный дом с антресолями, выходивший фасадом на улицу Бахрушина (Лужнецкую). За домом были небольшие хозяйственные постройки. Сад занимал большую, восточную часть участка и выходил на современную Татарскую улицу.

В 1898 году это владение купил Митрофан Фёдорович Михайлов (1845 - после 1916). Его отец, Фёдор Семёнович Михайлов, происходил из мещан города Воронежа. В состав московского купечества Фёдор Семёнович вошёл в 1847 году. Занимались Михайловы производством шерстяных тканей. Фабрика Михайловых занимала корпуса, в которых впоследствии работала обувная фабрика "Парижская коммуна" (Кожевническая улица, 7, Кожевнический проезд, 1/6). Кроме своей промышленной деятельности М.Ф. Михайлов вёл общественную работу. Среди его должностей были и такие: член Совета Строгановского художественно-промышленного училища и совета Музея имени Александра II при училище, член совета Пятницкого городского попечительства о бедных. Кроме того Митрофан Фёдорович тратил большие суммы на ремесленное училище (1896 г. - 25000 рублей), на строительство жилых домов для рабочих и на три профессиональных училища (1916 г. - 300 000 рублей), увечным воинам Первой Мировой войны (1916 г.- 300 000 рублей).

Весной 1898 года М. Ф. Михайлов распорядился сломать все постройки на приобретённом участке. В саду остались стоять две беседки и колодец. Беседки часто делали просторные, с большими окнами, которые могли открываться в жаркую погоду. Фактически это были маленькие парковые павильоны. В такой беседке хозяин мог ночевать летом, чтоб избежать жары в перегретом доме. Часто в саду стояла небольшая баня. В 1899 году новый дом для М.Ф. Михайлова был построен. Его проектировал гражданский инженер Н.Г. Фалеев. Мы знаем дом сегодня как Центр детского творчества "Москворечье". На следующий год тот же Н.Г. Фалеев построил службы: каретный сарай, позже переоборудованный в гараж, конюшню на четыре стойла, погреб. В дальнем углу владения была теплица для теплолюбивых растений.

Дом имел в первом этаже террасу, на которую выходила дверь из столовой. С террасы небольшая лестница вела в парк. Так архитектор обеспечил дополнительную связь парка и дома. Интересно, что в наше время расширенная терраса служит сценой для выступлений во время праздников. Эта часть парка была отгорожена от Лужнецкой улицы каменной стенкой, чтоб взгляды прохожих не мешали хозяевам обедать и ужинать летом на террасе. Сегодня на месте глухой каменной ограды - главный вход в парк. В дальней части парка были устроены площадки для занятий спортом. В те годы большим успехом пользовались теннис, крокет, рассматривавшийся как спортивная игра, стояли качели, спортивные снаряды. Поблизости, у Бахрушиных, в саду был даже кегельбан (ныне боулинг).

После 1917 года, когда дом был национализирован, его занимали разные организации. Сад из частного и недоступного превратился в общественный парк. 2 мая 1942 года в Михайловском доме был открыт Дом Пионеров. Он существует под другим названием и сейчас. Сад стали называть Пионерским парком. Перед сценой, бывшей террасой, прямо по оси современного входа в парк, много лет работал фонтан: в глубокой чаше, ограждённой парапетом, стояли, прижавшись спинами, четыре морских конька. От фонтана перпендикулярно улице Бахрушина шла главная аллея, которая начиналась круглой клумбой. Одно время в центре клумбы стояла гипсовая фигура вождя - лучшего друга всех детей, физкультурников, спортсменов.

После 1991 года возникло новое название парка - Замоскворецкий парк, но оно было слишком общим, не отражало историю места и память о хозяевах сада - купцах Михайловых. Поэтому появилось и сразу завоевало популярность название "Михайловский сад". Историческая справедливость восторжествовала, память о благотворителях и организаторах большого шерстяного производства, построивших (не подозревая об этом) здание для Центра детского творчества "Москворечье", живёт на улице Бахрушина.

Михайловский сад - один из редчайших памятников ландшафтной архитектуры XVIII - первой трети XIX вв., представляющий собой уникальное сочетание двух разных стилей ландшафтного искусства на одной территории - регулярного или «французского» и пейзажного или «английского». Это также яркий пример архитектурного единства здания (Михайловского дворца) и природного ландшафта (Михайловского сада), созданный по замыслу великого зодчего Карла Росси.

Михайловский сад входит в комплекс объемно-пространственной композиции центральной части Санкт-Петербурга, включающей Летний сад и Марсово поле. За длительный период своего существования сад неоднократно менял свою планировку в соответствии с веяниями моды и вкусами новых владельцев.

Первоначально на территориях нынешних Летнего и Михайловского садов, сада вокруг Инженерного замка и Инженерного сквера располагались сельские поселения, а также поместье и охотничьи угодья шведского ротмистра Конау - об этом свидетельствует план 1698 г. В 1716-1717 гг. архитектор Ж.-Б. Леблон по заказу Петра I выполнил Генеральный план трех Летних садов. Первый и второй сады находились на территории ныне существующего Летнего сада. Третьим был сад, где находился дворец Екатерины I. Территория, на которой теперь располагается Михайловский сад, входила в состав третьего Летнего сада и называлась «шведским садом».

План Леблона был, по существу, проектом создания единого грандиозного дворцово-паркового ансамбля. Леблон включил в него все планировки, которые были лично утверждены Петром Великим. Cеверо-восточная часть территории, где находился дворец Екатерины I, была парадной. Изображение дворца в плане почти полностью повторяет план центральной части верхних палат Петра I в Петергофе. Вблизи дворца росли пирамидально подстриженные ели. Аллея каштановых деревьев вела к большому партеру с трельяжной беседкой, фигурным бассейном с фонтаном и скульптурой. Юго-западная половина сада изначально имела планировку регулярного плодового сада - сада русского императорского Двора с плантацией фруктовых деревьев, душистых трав, кореньев, где находились оранжереи, парники, теплицы и погреба, в которых выращивались различные экзотические растения и фрукты. Во времена правления Анны Иоанновны на территории «Шведского» сада имелись участки с «запасными» кленовыми деревьями, т. е. с питомником. Там же был устроен «ягдгартен» - небольшой охотничий участок, где содержались в особо огороженных местах зайцы и олени для придворной охоты.

В 1741 г. императрица Елизавета Петровна предложила Растрелли выполнить проект нового Летнего дворца на месте дворца Екатерины I и сада при нем. В апреле 1743 г. Растрелли представил проект сада-лабиринта, украшенного скульптурой и фонтанами. За дворцом был распланирован еще один парадный участок с двумя фигурными прудами, фонтаном и узорным кружевным цветником. «Шведский сад» был несколько изменен. Территория была разбита на геометрические участки пересечением продольных и поперечных аллей, в центре были выкопаны пять прямоугольных прудов. Таким образом, можно сказать, что Третий Летний и «Шведский» сады стали еще одним образцом русского садово-паркового искусства XVIII в.

По указанию Павла I дворец Елизаветы Петровны снесли, и на его фундаменте в 1787-1801 гг. выстроили Михайловский замок. Территория, прилегающая к замку, полностью включает оба сада - растреллиевский и «шведский». Проект замкового комплекса предусматривал сохранение двух фигурных прудов с линейной посадкой деревьев по их периметру. В «Шведском саду», согласно проекту, вместо пяти сохранилось четыре пруда, которые соединялись между собой подземным каналом, продолженным до западного фигурного пруда. Здесь надо особо отметить проектирование уникальной водной системы прудов и каналов.

Михайловский замок строился как неприступная крепость с разводными мостами, окруженная водой. Каналы (Воскресенский, Церковный и Обводные), окаймляющие замок и парадную площадь перед ним с конной статуей Петра I - грандиозный архитектурный ансамбль ХVIII в., не имеющий аналогов в мировой архитектуре. Третий Летний сад стали называть Верхним Летним и Михайловским. Планировка «Шведского» сада и его назначение как плодового сада (в западной части) и прогулочного парадного сада (в восточной части) не меняется. К сожалению, в таком виде уникальный ансамбль Михайловского замка просуществовал очень короткое время. После убийства Павла I замок перестает существовать как резиденция императорской семьи. Царская семья выезжает из замка, а парк и каналы постепенно приходят в запустение. В 1822 г. замок был передан Главному Инженерному училищу.

В 1819 г. начался новый этап формирования садов. В этот период значительный вклад в преобразование садов внес архитектор К.И. Росси. На месте старых оранжерей, примыкавших с юга к Верхнему Летнему саду, Росси по заказу Александра I выполняет один из самых масштабных проектов - комплекс Михайловского дворца для Великого князя Михаила Павловича, перепланировку Михайловского сада и благоустройство площади перед южным фасадом нового дворца. Это был, по существу, последний дворцовый ансамбль, построенный в черте города. Окончательный проект перепланировки сада у Михайловского дворца, над которым Росси работал вместе с архитектором А. А. Менеласом, был утвержден императором в апреле 1822 г.

В 1823 г. император Александр I утвердил проекты Росси по перепланировке участка вокруг Михайловского замка. По проекту засыпается Церковный канал, уменьшаются размеры восточного фигурного пруда в Михайловском саду. Остается только Воскресенский канал вдоль южного фасада замка. Но при этом Росси сохраняет уникальную водную систему (пруды Михайловского сада - каналы Михайловского замка), дополняя ее строительством подземного коллектора, соединившего большой пруд с рекой Мойкой, обеспечив тем самым дополнительную циркуляцию воды. Вокруг Михайловского замка по проекту Росси высаживается каре из двух рядов стриженых деревьев.

Характерной особенностью композиции Михайловского сада в проекте Росси было сохранение планировки отдельных его участков по проектам Леблона и Растрелли.

К. Росси создал образцовый «английский» сад, в котором с большой выразительностью использованы все основные планировочные приемы пейзажного стиля, взятые из английской ландшафтной архитектуры 1715-1760 гг. Перед садовым фасадом Михайловского дворца Росси расположил обширный луг неправильной овальной формы, обрамленный аллеей и вписанный в сетку регулярной планировки.

Другой типичный прием планировки «английского» сада - использование прудов с неправильно очерченными берегами. Именно поэтому архитектор превратил прежние бассейны геометрической формы в живописные пруды разных размеров, берегам которых он придал извилистые «природные» очертания, а малые прямоугольные пруды в центре сада - убрал. В саду появился еще один традиционный элемент пейзажного парка - павильон с пристанью на берегу реки Мойки. Построенный на месте фундамента первого деревянного дворца Екатерины I, павильон предназначался для романтических встреч летними вечерами за чашкой чая или игрой в карты.

На территории Михайловского сада было много цветников и красиво цветущих кустарников. Самое ценное, что сохранил Росси при перепланировке - это система аллей, составляющая основу композиции. Аллейные посадки были частично сохранены и дополнены живописными группами деревьев. До революции сад являлся дворцовым садом и был закрыт для посещения горожан. Дальнейшая история Михайловского сада трагична, как и судьбы всех исторических территорий.

В 1902 г. малый восточный пруд обмелел и был засыпан. В то же время, в связи с возведением Храма Воскресения Христова по проекту архитектора А. А. Парланда и новой садовой ограды, значительно сократилась западная часть сада.

В 1922 г. сад переименовали в сад МОПРа (Международной организации помощи борцам революции). Бывший Михайловский сад под этим «поэтичным» названием приобрел статус обычного городского парка. Английский луг пересекла поперечная дорожка, были построены площадки под эстраду и павильоны, на которых в 1924 г. организовывались выставки. Позже эти площадки заменили на детские игровые площадки. В начале 1960-х гг. здесь было разрешено строительство теннисного корта и общественного городского туалета. В этот период все посадки деревьев и кустарников проводились хаотично. Разрастающиеся деревья постепенно закрывали садовый фасад Михайловского дворца и перспективу от дворца на Марсово поле. С каждым годом менялись черты когда-то великолепного исторического ландшафта.

Обследования 2000 года показали, что сад находится в критическом состоянии. Работы по реконструкции Михайловского сада были проведены в 2001-2007 гг.

Проект полной реконструкции основан на сохранении в центре сада пейзажного английского стиля, а по периметру - регулярной французской планировки. Он позволил воссоздать один из лучших садов в центральной части Петербурга и возвратил историческое значение комплекса «Михайловский дворец - Михайловский сад».

Публикации по теме