Богоявленский кутеинский монастырь орша. Свято-Богоявленский Кутеинский мужской монастырь, г

Орша расположена в Витебской области в 220 километрах от Минска. Добраться на машине можно за 2 часа 30 минут. Ходят рейсовые автобусы. Билеты онлайн смотрите , стоимость около 13 рублей.

Удобный способ поезд. Орша – крупный железнодорожный узел. Подобрать ЖД билеты можно вот .

Не забывайте про попутки, через сервис .

Коллегиум Иезуитов в Орше

Одной из главных достопримечательностей города Орша можно смело назвать строение, датированное 17 веком – Коллегиум Иезуитов . Здание реконструировано в соответствии с первоначальным обликом.

Именно здесь, в здании коллегиума, расположился Наполеон Бонапарт во время войны 1812 года. Именно тут получили образование известные люди того времени.

Иезуитский коллегиум был построен еще в начале 17 века в стиле барокко. Изначально здание использовалось для проведения сеймов. Однако через несколько лет, король Сигизмунд III передал здание иезуитам, где было организовано первое учебное заведение. Через столетие здание было перестроено в камне. Стены вместили в себя музыкальную школу, аптеку и даже городской театр. Здание постепенно достраивалось, и на втором этаже появилась декоративная башня с часами.

В 1820 году коллегиум был закрыт из-за запрета на деятельность иезуитов. Долгие годы в здании находилась городская тюрьма. А после помещения пришли в негодность и были разворованы.

В конце 20 века весь комплекс был полностью отреставрирован. Археологи нашли остатки фундаментов коллегиума и монастыря. Сегодня в здании расположилась художественная галерея и выставочный зал и детская библиотека.


Водяная мельница

В историческом центре находится водяная мельница, построенная в 1902 году. Еще в 18 веке деревянная мельница в Орше была действительно очень прибыльной среди всей губернии. К сожалению, здание, которое привлекает туристов со всей Беларуси, не является оригинальным.

Построенная в начале 20 века мельница из красного кирпича впитало в себя особенности архитектуры того времени, сохранив только оригинальное местоположение. Фасад здания украшен круглым окном, по периметру которого выложена дата построение.

В начале 90-ых годов прошлого века благодаря программе «Возрождении» была проведена реконструкция мельницы. Теперь внутри этого красного здания находится этнографический музей.

В архитектурной композиции мельницы также присутствует арочный мост начала 20 века.

Части строений монастыря Базилиан

Сам монастырь Базилиан до наших дней не дошел. На берегу реки, в центре города Орша, сохранились лишь руины жилого комплекса монастыря .

Построенный в середине 18 века, сейчас в крайне плачевном состоянии.

Историки утверждают, что храм был основан базилианцами во второй половине 18 века.

При монастыре также был храм, который получил название костела Опеки Богоматери. В 1842 году он был переосвящен и в стенах храма расположился православный Свято-Покровский мужской монастырь.

Однако в 1967 году этот уже православный храм был взорван. На сегодняшний день частично сохранились только стены жилого комплекса при монастыре.


Заброшенный корпус монастыря Францисканцев

На улице Доминиканская, находится заброшенное здание, которое раньше было жилым корпусом монастыря. Сейчас заброшенный монастырь францисканцев не используется и постепенно разрушается. Возле главного входа находится небольшая мастерская.

О том что эта постройка памятник архитектуры напоминает небольшая табличка “Каштоунасць”.

Бывший монастырь

Там, где сегодня расположилась Троицкая церковь (Церковь Святого Духа) – ранее располагался Кутеинский монастырь. Он был основан в Орше в 1623 году. Название монастырь получил не случайно. Здание монастыря было заложено на месте слияния двух рек Днепр и Кутеинка.

Через несколько лет, во время основания монастыря, чудесным образом была явлена икона, которая сегодня считается покровительницей всей Орши – икона Божией Матери. Вокруг ее чудотворных свойств ходит множество легенд. Поговаривают, что она приносила исцеление и утешение каждому страждущему. Сегодня эта икона находится в Свято-Ильинском храме Свято-Успенского женского монастыря в Орше.

Примерное в это же время на территории монастыря был построен деревянный Богоявленский храм. Также была возведена еще одна церковь в честь рождения Христа. Во второй половине 19 века она была переосвещена в честь Святой Троицы.

Кутеинский монастырь прославился благодаря своей культурно-просветительской деятельности. В стенах монастыря находились и школа, и библиотека, и мастерская художников-иконописцев. Кутеинский монастырь славился своими мастерами и их приглашали в другие города и области. Даже Московское государство вызывало к себе плотников, каменщиков, граверов и других мастеров своего дела. В монастыре находилась самая главная в то время типография, которая издавала книги на белорусской кириллице.

В первой половине 17 века монастырь приютил более 200 монахов. Благодаря их деятельности было открыто множество других православных монастырей. Однако в 1655 году монахи были вынуждены перебраться в Иверских монастырь из-за возникшего притеснения православных униатами.

Богоявленский собор, который находился на территории монастыря, полностью сгорел в 1885 году. Интересен и тот факт, что в начале 20 века монахи нашли древний пещерный монастырь в честь Воскрешения праведного Лазаря. Были найдены пещеры, ниши и коридоры.

После распада советского союза началось восстановление Монастыря. В 1995 году, по окончанию реставрации, в стенах бывшего монастыря была освещена Свято-троицкая церковь. В стенах храма расположились мастерские по деревянной резьбе и иконописи, создаются иконостасы и многое другое.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В Орше, было бы несправедливо не сказать ни слова об оршанском Кутеинском Богоявленском монастыре.

Оршанцы получили от патриарха иерусалимского Феофана грамоту на основание православного мужского монастыря в 1620 году. Большую часть денег собрали простые жители Орши и Могилева — члены православных братств. Государственные документы на строительство были выданы в Варшаве на имя крупного белорусского православного магната Богдана Статкевича-Заверского и его жены Елены Соломерецкой. В связи с этим М. Батюшков сообщал: «Старорусская православная фамилия Стеткевичей в XVI- XVII вв. владела обширными поместьями в Оршанском повете, известна по своим представителям на разных служебных постах, преимущественно в Беларуси, по своим родственным связям с княжескими фамилиями Друцких-Горских, Огинских и Соломерецких, особенно преданностью православию и благотворением на пользу православной церкви».

Строительство монастыря началось в 1623 г. под Оршей в живописном уголке векового леса возле устья речушки Кутеинки. По названию реки монастырь стал называться Кутеинским. Строительство возглавил писатель, печатник, религиозный деятель, патриот белорусской земли, иеромонах Иоиль Труцевич, ставший впоследствии игуменом монастыря.


Одним из первых появился Богоявленский собор. Почти на 40 метров возвышался четырехсрубный крестово-купольный храм. Три сруба имели форму пятигранников, четвертый был квадратным. Большой купол завершал строение, меньшими куполами заканчивался каждый отдельный сруб. Вход в храм архитекторы выполнили в виде красивой открытой галереи. Верующих поражал величественный шестиярусный резной позолоченный иконостас главного престола. Художники расписали тесаные стены внутри храма 38 многофигурными композициями на библейские и евангельские темы. В 1635 г. собор был освящен киевским митрополитом Петром Могилой. Позднее он напишет в письме к Саковичу: «Посмотри еще и на Белую Русь, там, под Оршей, в Кутеинском монастыре найдешь по крайней мере 200 братий, подражающих житию ангельскому».
В 1885 г. собор сгорел от удара молнии и более не восстанавливался.

Документальные источники подтверждают, что одновременно с главной святыней монастыря строились многочисленные жилые и хозяйственные помещения. Под Богоявленским собором находился храм Воскрешения Праведного Лазаря — пещерный подземный храм, площадью около 11 квадратных метров. Он имел крестообразную форму с низким каменным сводом. В алтарной части на месте престола стоял низкий деревянный крест, обложенный камнем.

Свято-Троицкий храм Кутеинского мужского Богоявленского монастыря был построен в XVII в. в стиле белорусского барокко.
До наших дней храм пережил несколько реконструкций и действует с 1993 г.

С конца XVI в. крупные и влиятельные мужские православные монастыри получали статус лавры. Белорусской лаврой называли современники и Кутеинский Богоявленский монастырь.

В книге «Рай мысленный» (1656) от имени патриарха Никона о Кутеинской обители говорится так: «Слышав же аз от многих известно, яко и там благочестие сияет. Беже тамо Лавра Велика, Свято-Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса, завома Кутейно, близ славно града Орши, иж бысть глава и начало общему житию во всей Белой Руси».

Кутеинский комплекс значительно расширился в 1631 г., когда мать Богдана Статкевича-Заверского княгиня Анна Огинская на реке Кутеинке, неподалеку от мужского монастыря, основала Успенский женский монастырь. Он состоял из нескольких деревянных церквей и собора Успения Пресвятой Богородицы, который сгорел в 1635 г., а через 20 лет был возрожден в камне в стиле барокко. Также были построены водяная мельница и мост.

Наиболее значительные события в истории Кутеинской лавры произошли в середине XVII в. Монастырь еще не был полностью построен, но о нем уже знали далеко за пределами Оршанщины. Здесь по инициативе Иоиля Труцевича была создана иконописная мастерская, работала мастерская по переписыванию и переплету книг. В них трудились талантливые мастера: художники, резчики по дереву, чеканщики, граверы.
(Кутеинские ремесленные мастерские существуют и сейчас. Снова, как когда-то, там пишутся иконы, проектируются и изготавливаются иконостасы, царские врата, церковная мебель)

Игумен занимался не только религиозной, но и просветительской деятельностью. При его активном участии в монастыре была открыта братская школа. Нехватка книг была одной из главных проблем в обучении и сохранении белорусского языка и культуры. Была необходимость в собственной типографии, и для ее открытия в Кутейно имелись хорошие условия. В 1630 г. И. Труцевич пригласил в монастырь печатника Спиридона Соболя — продолжателя дела Ф. Скорины.

С. Соболь учился в Киевской академии, знал языки, в 1628 г. в типографии Киево-Печерской лавры издал три книги. Приехав в Оршу, он быстро наладил дело и уже в 1630 г. напечатал «Брашно духовное» и «Молитвослов». Монахи с удовольствием ему помогали: резчики вырезали из дерева тексты, чеканщики украшали переплеты книг, граверы создавали книжные гравюры. Учиться этому мастерству приезжали в монастырь издалека.

Самая известная с древних времен оршанская книга была издана в 1631 г. и называлась так: «Букварь сиреч, начало учения детям начинающим чтению из- выкати. В Кутейне изобразися. В типографии Спиридона Соболя». Название книги по краям страницы обрамлял орнамент.

Учебная часть «Букваря» начиналась со старославянского алфавита, 44 буквы которого, большие и маленькие, печатались вначале в обычном, а затем в обратном порядке. Есть в учебнике данные об ударении, знаках препинания, о склонении существительных и прилагательных, об искусстве стихосложения.

Спиридон Соболь понимал важность принципа единства обучения и воспитания и отдельный раздел книги посвятил христианским заповедям, которые дополнил еще одной: оставаться верным православию. Начинался и заканчивался «Букварь» молитвой.

Кутеинский «Букварь» был небольшим по размерам и насчитывал всего 80 страниц. Их нумерация отсутствовала, ее заменяли кустоды в правом нижнем углу страницы (это первое слово или слог, с которого начиналась следующая страница). «Букварь» был недорогим и красивым. Печатник использовал простые, но выразительные средства: наборный орнамент на титульной странице, гравюру Иисуса Христа с серафимами в начале книги, красивые заставки перед началом разделов, инициалы с растительным орнаментом.

Издание «Букваря» было событием в искусстве книгопечатания. Эта книга внесла значительный вклад в распространение просвещения в Беларуси, Литве, на Украине и за рубежом. На ней есть пометки на английском и немецком языках. Если бы Соболь ограничился изданием только одной этой книги, то все равно его имя было бы золотыми буквами вписано в историю белорусской национальной культуры.

Время было безжалостно к оршанскому букварю: уцелела только одна такая книга. Она хранится в Национальном музее Украины (г. Львов). А ее искусную копию, выполненную художником Петром Драчевым, можно увидеть в Оршанском музее истории и культуры.

Научив оршанских монахов печатному делу, Спиридон Соболь через два года уезжает из Орши. Его дело продолжалось уже под руководством И. Труцевича, который писал предисловия к каждой новой книге. Типография печатала не только церковную, но и научно-просветительскую литературу. За 25 лет существования этого культурного центра в нем было издано около 20 разных книг.

Мало кому известно, что единственная лавра на территории современной Беларуси находилась ранее в Орше. В 1917 году она окончательно утратила своё значение. Сейчас на её месте — скромный Богоявленский Кутеинский мужской монастырь.

Несмотря на все невзгоды в прошлом, обитель продолжает жить. Сейчас здесь три монаха, инок и послушник. Как и в старину, они несут свой крест и возносят молитвы к Богу в Свято-Троицком храме, отреставрированном в середине 90-х годов XX века. В последнее время храм преобразился, в нём появилось немало прекрасных икон. В 2012 году был отреставрирован иконостас, а в прошлом году произошла замена кровли и был сделан парапет.

У Свято-Троицкого храма есть свои давние традиции. По словам прихожан, в нём чувствуется благодать. Храм живёт полноценной приходской жизнью. В нём совершаются богослужения и церковные таинства, возносится молитва «О Богохранимой стране нашей», «О граде сем и верою живущих в нем».

Два года тому назад на пожертвования оршанцев Владимира и Наталии Панасенко на территории монастыря появилась новая колокольня. Звон девяти отлитых в Москве колоколов, разного звучания и тональности, слышен далеко над Днепром. Перекрывая уличный шум и гудения автотранспорта, он несёт в мир очистительную «молитву в бронзе». Звонить в колокола, наряду с монахом Авраамом, хорошо получается у отрока Захарии, ученика второго класса одной из средних школ города Орши.

В Кутеинской обители побывали в своё время многие святые. Это святитель Георгий Могилёвский (Конисский), преподобномученик Афанасий Брестский, святитель Пётр Могила, Мелетий Харьковский. В 2012 году по благословению игумена Сергия (Константинова) мастерами-иконописцами в Унитарном предприятии Витебской епархии «Ремесленные мастерские «Кутейна» была написана икона в честь этих святых. Сегодня образ находится в Свято-Троицком храме с северной стороны.

Наследницами славных церковных традиций являются прихожанки Нона Дунина, занимающаяся иконописью, и Валентина Кузнецова, поющая на клиросе. Сейчас в мастерской «Кутейна» работают 4 иконописца, 4 резчика и 4 столяра. Есть малярный участок. Работы кутеинских мастеров можно встретить не только в Беларуси, но и в Санкт-Петербурге, Москве, Магадане и в других городах России и Украины.

Приход имеет свою библиотеку. Когда мы слышим словосочетание «монастырская библиотека», наше воображение рисует помещение со старинными фолиантами, рукописями и свитками, до которых и дотрагиваться страшно. А что же на самом деле представляет современная монастырская библиотека, скажем, в Кутеинской обители? Недавно для неё было выделено специальное помещение. Заведующей книжным фондом стала Галина Юркевич. Монастырская библиотека насчитывает около 1,5 тысячи книг разной тематики. Значение православной книги состоит в том, чтобы помочь познать читателям Слово Божие. Галина Андреевна не ограничивается только выдачей литературы. Она создала музейный уголок по истории Кутейны. Такой музейный уголок — единственный в нашем городе. Центральное место в нём занял действующий печатный станок. В 80−90-е годы минувшего века на территории монастыря проводились раскопки. Найденные ценные экспонаты размещены здесь. Также в музейном уголке представлены старинные церковные книги и факсимильное издание «Букваря» Спиридона Соболя 1631 года издания.

На территории монастыря находится колодец коловратного типа, который освящён и назван в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Сейчас в сельской местности редко встретишь колодец, а у нас в городе он имеется. Ежегодно на Светлой седмице, в пятницу, в день празднования иконы Божией Матери «Живоносный источник», после Божественной литургии совершается крестный ход к колодцу, где освящают воду.

В настоящее время в Кутеинской обители заканчивается строительство дома для трудников — людей, приезжающих на территорию монастыря потрудиться во Славу Божию.

Активное участие в жизни прихода принимает Галина Горбачевская. Она организует паломнические поездки по святым местам Беларуси, России и Украины.

В 2015 году с ознакомительной поездкой Кутеинский монастырь посетил епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, являющийся председателем Синодального отдела по делам монастырей и монашества Белорусского экзархата.

Работы по преображению Кутеинского монастыря рассчитаны на 10 лет. Для города Орши этот объект знаковый. Если он будет восстановлен, то непременно станет одной из главных достопримечательностей, не уступающей Мирскому и Несвижскому замкам.

Кутеинский Богоявленский монастырь, заштатный, близ города Орши, при овраге, где протекала река Кутеинка. Основан в 1623 году; приписан к Покровскому монастырю. При нем школа и иконописная.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».



Основан в 1623 г. как православный мужской монастырь на землях, подаренных шляхецким родом Стеткевичей. Располагался в Кутейно - юго-западной окраине Орши при слиянии рек Днепра и Кутеинки. Деревянный Богоявленский собор начал строиться в 1623 г., освящен в 1626 г. митрополитом Петром Могилой. Был пятикупольным, с пятиярусным иконостасом, имел два этажа и усыпальницу под спудом. Стены собора украшали росписи с изображениями 38 сюжетов Нового Завета. Другая церковь - в честь Рождества Христова - также была деревянной, двухэтажной. После реконструкции 1868 г. переосвящена в честь Святой Троицы. Монастырь был значительным духовно-просветительным центром и оплотом Православия в крае. При нем работала артель художников-иконописцев, которые имели там свою школу. В 1630 г. белорусский просветитель и книгопечатник Спиридон Соболь основал при монастыре Кутеинскую типографию, ставшую центром белорусского кириллического книгопечатания. Он издал: «Брашно духовное» (1630), «Букварь», «Молитвослов» (1631), «Часослов» (1632), «Новый Закон с псалтырью» (1632), «Лексикон Памвы Беринды» (1653) и др. Книги были искусно оформлены мастерами местной школы гравюры.

В 1654 г. по благословению патриарха Никона первый игумен Кутеинского монастыря Иоиль (Труцевич) с частью братии и типографией были переведены в Россию, в Иверский монастырь под Новгородом. После этого события значение монастыря уменьшилось, хотя жизнь там продолжалась. В 1764 г. обитель причислена к 3-му классу, а в 1842 отнесена к «заштатным» и приписана к Оршанскому Покровскому монастырю.
Деревянный Богоявленский собор сгорел от удара молнии в 1885 г. и больше не восстанавливался. Под его фундаментом в 1910-1912 гг. монахами был найден древний печерный монастырь в честь Воскрешения Праведного Лазаря. Большая печера имела 11 кв. м., было также много ниш и подземных переходов. Найден деревянный крест, укрепленный камнями. Второй раз печеры исследовались в 1926 г., обнаружены два коридора, многочисленные печеры и ниши. Теперь печеры засыпаны.

Свято-Богоявленский Кутеинский монастырь возрожден в 1992 г. Сохранившаяся Свято-Троицкая церковь переосвящена в Богоявленскую. В монастырском здании устроена Свято-Троицкая крестильная церковь.

http://sppsobor.by/bractva/vilna/publish/ruscalendar/9080



Свято-Троицкий Богоявленский мужской монастырь был основан в пригороде г. Орша (Кутейно) в 1623 году. Первая постройка - деревянный Богоявленский собор. Пятикупольный собор с пятиярусным иконостасом был возведен в 2 этажа. Его стены украшали росписи на 38 библейских сюжетов. Следующая церковь монастыря - Святой Троицы тоже была деревянной.

Комплекс монастыря состоял из этих 2-х церквей, колокольни и хозяйственных построек. Монастырь стал духовно-просветительным центром. В нем была школа и артель художников-иконописцев. Известность получила и открытая при нем типография, где печатались духовные книги. Но позже ее перевели в Москву в Иверский монастырь, и значение Богоявленского монастыря как бы уменьшилось. В 1885 году деревянный Богоявленский собор сгорел в результате удара молнии. Под его фундаментом было обнаружено помещение 11 кв. м, много ниш и подземных переходов. Был обнаружен деревянный крест, укрепленный камнями. Сегодня эти проходы засыпаны.

В 1917 году монастырь закрыли, церковную утварь разворовали, колокольню и стены церкви разрушили, кельи монахов отдали под жилье, на территории монастыря устроили гараж. Возрождение монастыря началось в 1990 году. В 1995 году отреставрирован Свято-Троицкий храм, переосвящен в Богоявленский. В монастырском здании устроена крестильная церковь.

http://www.guidebook.by/architecture/



Монастырский собор - Богоявленский - представлял собой четырехсрубное крестно-купольное строение, три сруба были пятигранной формы. А на входе располагалась открытая галерея. Интерьер храма был богат своими росписями. В 1639 году в храме были расписаны стены 38-ю разными композициями, также был вырезан из дерева иконостас. Тут же на стенах висели портреты семьи Стеткевич, как основателей этого монастыря. А возле алтаря поместили мощи святых. Под фундаментом храма находился еще один храм, подземный - храм Воскресения праведного Лазаря. В 1778 году Богоявленский собор переконструировали. Но в 1885 году сгорел, после чего больше не воссоздавался.

Кроме основного храма в монастырь входили братская школа, больница, аптека, а в 1630 году была основана еще и типография, которая впоследствии стала одним из самых крупных центров белорусского книгопечатания 17 века. Но типография проработала всего 25 лет, в 1655 году все печатное оборудование вывезли из монастыря, как и резной иконостас. С каждым годом монастырь лишь приходил в упадок, а бесчисленные войны это только усугубили. Множество мастеров вышли из стен монастыря: художники, чеканщики, резчики по дереву, граверы - все они разъехались по городам России или были переведены в Москву. В начале 20-го века монастырь пытались возродить, но безуспешно.

Более или менее из всех монастырских строений сохранилась до наших дней Свято-Духовская церковь, правда, в перестроенном виде. Она была построена в начале 17 века и действует по сей день, являясь ценным памятником архитектуры барокко: пилястры, плоские арочные ниши, лепные оконные проемы. К сожалению, многие элементы церкви были утеряны, перестроены или разрушены: не сохранились резной иконостас и фрески мастера Григория, а также первоначальная крыша, но несмотря на это Свято-Духовская церковь все еще остается одной из самых интересных достопримечательностей города.

Координаты : 54°29′31″ с. ш. 30°24′48″ в. д.  /  54.49194° с. ш. 30.41333° в. д.  / 54.49194; 30.41333 (G) (Я)

Богоявленский Кутеинский монастырь - православный мужской монастырь в городе Орша , принадлежит Витебской епархии Русской православной церкви .

История монастыря

Благословение на строительство Свято-Троицкого Богоявленского мужского монастыря было получено в 1620 году от Патриарха Иерусалимского Феофана III. Монастырь расположился на окраине Орши близ впадения реки Кутеинки в Днепр .

Комплекс монастыря состоял из деревянного Богоявленского собора (), Свято-Духовской (с Троицкая) церкви и колокольни, хозяйственных построек, с трёх сторон был обнесен каменной стеной, остатки которой сохранились.

См. также

Напишите отзыв о статье "Богоявленский Кутеинский монастырь"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Слюнькова И. Н. . - М .: Прогресс-традиция, 2002. - С. 70,91,96-100,127,135,137,156,160,493. - 600 с. - 2000 экз. - ISBN 5-89826-093-5 .
  • Аляксандр Ярашэвiч. Куцеiнская друкарня // БелЭн ISBN 985-11-0041-2 .
  • Аляксандр Ярашэвiч. Энцыклапедыя гісторыі Беларусі / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў (галоўны рэд.) i iнш.; Маст. Э. Э. Жакевiч. - Мн. : БелЭн , 1997. - Т. 4:Кадэты-Ляшчэня. - С. 321. - 432 с. - 10 000 экз. - ISBN 985-11-0041-2 .
  • Юрый Лаўрык. Куцеiнская друкарня // . - Мн. : БелЭн , 2005. - Т. 2: Кадэцкі корпус - Яцкевіч. - С. 172-173. - 788 с. - ISBN 985-11-0378-0 .
  • Тамара Габрусь. Куцеiнскi Багаялiўнскі манастыр // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т . - Мн. : БелЭн , 2005. - Т. 2: Кадэцкі корпус - Яцкевіч. - С. 173. - 788 с. - ISBN 985-11-0378-0 .
  • Юрый Лаўрык. Куцеiнскi кнiжны цэнтр // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т . - Мн. : БелЭн , 2005. - Т. 2: Кадэцкі корпус - Яцкевіч. - С. 173-174. - 788 с. - ISBN 985-11-0378-0 .
  • // / авт.-сост. С.Э. Сомов. - Мн. : "Четыре четверти", 2003. - С. 91-93. - 200 с. - (Наши духовные ценности). - 2500 экз. - ISBN 985-6089-85-9 .

Ссылки

  • на сайте Витебской епархии
  • на сайте sppsobor.by

Отрывок, характеризующий Богоявленский Кутеинский монастырь

Берг недаром показывал всем свою раненую в Аустерлицком сражении правую руку и держал совершенно не нужную шпагу в левой. Он так упорно и с такою значительностью рассказывал всем это событие, что все поверили в целесообразность и достоинство этого поступка, и Берг получил за Аустерлиц две награды.
В Финляндской войне ему удалось также отличиться. Он поднял осколок гранаты, которым был убит адъютант подле главнокомандующего и поднес начальнику этот осколок. Так же как и после Аустерлица, он так долго и упорно рассказывал всем про это событие, что все поверили тоже, что надо было это сделать, и за Финляндскую войну Берг получил две награды. В 19 м году он был капитан гвардии с орденами и занимал в Петербурге какие то особенные выгодные места.
Хотя некоторые вольнодумцы и улыбались, когда им говорили про достоинства Берга, нельзя было не согласиться, что Берг был исправный, храбрый офицер, на отличном счету у начальства, и нравственный молодой человек с блестящей карьерой впереди и даже прочным положением в обществе.
Четыре года тому назад, встретившись в партере московского театра с товарищем немцем, Берг указал ему на Веру Ростову и по немецки сказал: «Das soll mein Weib werden», [Она должна быть моей женой,] и с той минуты решил жениться на ней. Теперь, в Петербурге, сообразив положение Ростовых и свое, он решил, что пришло время, и сделал предложение.
Предложение Берга было принято сначала с нелестным для него недоумением. Сначала представилось странно, что сын темного, лифляндского дворянина делает предложение графине Ростовой; но главное свойство характера Берга состояло в таком наивном и добродушном эгоизме, что невольно Ростовы подумали, что это будет хорошо, ежели он сам так твердо убежден, что это хорошо и даже очень хорошо. Притом же дела Ростовых были очень расстроены, чего не мог не знать жених, а главное, Вере было 24 года, она выезжала везде, и, несмотря на то, что она несомненно была хороша и рассудительна, до сих пор никто никогда ей не сделал предложения. Согласие было дано.
– Вот видите ли, – говорил Берг своему товарищу, которого он называл другом только потому, что он знал, что у всех людей бывают друзья. – Вот видите ли, я всё это сообразил, и я бы не женился, ежели бы не обдумал всего, и это почему нибудь было бы неудобно. А теперь напротив, папенька и маменька мои теперь обеспечены, я им устроил эту аренду в Остзейском крае, а мне прожить можно в Петербурге при моем жалованьи, при ее состоянии и при моей аккуратности. Прожить можно хорошо. Я не из за денег женюсь, я считаю это неблагородно, но надо, чтоб жена принесла свое, а муж свое. У меня служба – у нее связи и маленькие средства. Это в наше время что нибудь такое значит, не так ли? А главное она прекрасная, почтенная девушка и любит меня…
Берг покраснел и улыбнулся.
– И я люблю ее, потому что у нее характер рассудительный – очень хороший. Вот другая ее сестра – одной фамилии, а совсем другое, и неприятный характер, и ума нет того, и эдакое, знаете?… Неприятно… А моя невеста… Вот будете приходить к нам… – продолжал Берг, он хотел сказать обедать, но раздумал и сказал: «чай пить», и, проткнув его быстро языком, выпустил круглое, маленькое колечко табачного дыма, олицетворявшее вполне его мечты о счастьи.
Подле первого чувства недоуменья, возбужденного в родителях предложением Берга, в семействе водворилась обычная в таких случаях праздничность и радость, но радость была не искренняя, а внешняя. В чувствах родных относительно этой свадьбы были заметны замешательство и стыдливость. Как будто им совестно было теперь за то, что они мало любили Веру, и теперь так охотно сбывали ее с рук. Больше всех смущен был старый граф. Он вероятно не умел бы назвать того, что было причиной его смущенья, а причина эта была его денежные дела. Он решительно не знал, что у него есть, сколько у него долгов и что он в состоянии будет дать в приданое Вере. Когда родились дочери, каждой было назначено по 300 душ в приданое; но одна из этих деревень была уж продана, другая заложена и так просрочена, что должна была продаваться, поэтому отдать имение было невозможно. Денег тоже не было.
Берг уже более месяца был женихом и только неделя оставалась до свадьбы, а граф еще не решил с собой вопроса о приданом и не говорил об этом с женою. Граф то хотел отделить Вере рязанское именье, то хотел продать лес, то занять денег под вексель. За несколько дней до свадьбы Берг вошел рано утром в кабинет к графу и с приятной улыбкой почтительно попросил будущего тестя объявить ему, что будет дано за графиней Верой. Граф так смутился при этом давно предчувствуемом вопросе, что сказал необдуманно первое, что пришло ему в голову.
– Люблю, что позаботился, люблю, останешься доволен…
И он, похлопав Берга по плечу, встал, желая прекратить разговор. Но Берг, приятно улыбаясь, объяснил, что, ежели он не будет знать верно, что будет дано за Верой, и не получит вперед хотя части того, что назначено ей, то он принужден будет отказаться.
– Потому что рассудите, граф, ежели бы я теперь позволил себе жениться, не имея определенных средств для поддержания своей жены, я поступил бы подло…
Разговор кончился тем, что граф, желая быть великодушным и не подвергаться новым просьбам, сказал, что он выдает вексель в 80 тысяч. Берг кротко улыбнулся, поцеловал графа в плечо и сказал, что он очень благодарен, но никак не может теперь устроиться в новой жизни, не получив чистыми деньгами 30 тысяч. – Хотя бы 20 тысяч, граф, – прибавил он; – а вексель тогда только в 60 тысяч.
– Да, да, хорошо, – скороговоркой заговорил граф, – только уж извини, дружок, 20 тысяч я дам, а вексель кроме того на 80 тысяч дам. Так то, поцелуй меня.

Наташе было 16 лет, и был 1809 год, тот самый, до которого она четыре года тому назад по пальцам считала с Борисом после того, как она с ним поцеловалась. С тех пор она ни разу не видала Бориса. Перед Соней и с матерью, когда разговор заходил о Борисе, она совершенно свободно говорила, как о деле решенном, что всё, что было прежде, – было ребячество, про которое не стоило и говорить, и которое давно было забыто. Но в самой тайной глубине ее души, вопрос о том, было ли обязательство к Борису шуткой или важным, связывающим обещанием, мучил ее.

Публикации по теме