Хива, Узбекистан — все о городе с фото. Открыть левое меню хива Национальная узбекская одежда

Хива от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы о Хиве.

  • Горящие туры в Узбекистан
  • Туры на Новый год по всему миру

Старинный город Хива когда-то был центром и красивейшим местом Хорезмского ханства. Его богатое наследие, сохранившееся до наших дней, делает Хиву одним из интереснейших городов современного Узбекистана. Множество объектов Старого города внесено ЮНЕСКО в Список Всемирного наследия человечества, и Хиву по праву можно назвать городом-музеем. Турист найдёт здесь многочисленные памятники мусульманской архитектуры, а также археологические сайты, которые датируются рубежом эр и даже более ранними периодами. Внутренний, Старый город Хивы - это уникальное место с зашкаливающей плотностью достопримечательностей на квадратный метр, причём имеющих огромную не только историческую, но и эстетическую ценность. Но даже и Внешний город очень интересен, хотя и не так хорошо сохранился, в отличие от дошедшего до нас практически в первозданном виде Внутреннего.

Совсем немногие постройки Ичан-калы были утеряны с течением веков, а того, что сохранилось, с лихвой хватило бы на целую книгу.

Немного истории

Согласно преданию, Хива появилась на месте колодца, который был выкопан одним из трёх сыновей Ноя и давал поразительно вкусную воду. Этот колодец до сих пор считается одной из городских достопримечательностей. Основан Хейвак, как назывался колодец и тогдашний город, был два с половиной тысячелетия назад и с течением веков стал одним из процветающих центров в Хорезме. Позднее Хиву захватывали арабы и сельджуки, правящие династии менялись, а в 1220 г. город стёрли с лица земли орды Чингисхана.

Столицей Хивинского ханства город стал в 1598 г. После этого он начал быстро развиваться и вскоре был одним из крупнейших религиозных центров мусульманского Востока. В 18-19 веках здесь было выстроено множество прекрасных памятников архитектуры, религиозных и светских сооружений. В 1873 г. Хиву взяли российские войска. Второй подъём Хивы относится к началу 20 века, когда город развивался уже под Российской империей.

Как добраться

Хива расположена примерно в 35 км к юго-западу от Ургенча и в 10 км от границы с Туркменистаном.

Поиск авиабилетов в город Ташкент (ближайший а/п к Хиве)

Погода в Хиве

Популярные отели Хивы

Развлечения и достопримечательности Хивы

Главная достопримечательность города - Ичан-кала. Это Старый город Хивы, который был обнесён толстой стеной с комплексом защитных укреплений. Мощные оборонительные сооружения Ичан-калы возводились сотнями лет, и сегодня здесь можно увидеть конструкции, относящиеся к 14 веку. На территории сохранились дворцы и бастионы, мечети с минаретами, медресе и усыпальницы, банные комплексы, постоялые дворы и т. д. Можно сказать, что Ичан-кала - это потрясающе самобытный город в городе.

Древнее сказание сообщает, что крепость Ичан-кала строилась из той же глины, которую использовал пророк Мохаммед для строительства Медины.

Исторически Хива делилась на две части, и Ичан-кала была одной из них, Внутренним городом. Её отделяли от внешнего (Дишан-кала) стены высотой до 10 м и толщиной до 6 м. Общая протяжённость этих укреплений превышала 2,5 км. Зубчатые стены с бойницами для стрелков делали из саманных кирпичей, и в них на всём протяжении были встроены круглые башни. Башни по обе стороны от городских ворот также были укреплены, и на них были расположены обзорные галереи.

Эта несокрушимая цитадель была выстроена преимущественно в 16 веке, когда Хива стала столицей Хорезма. Но в действительности и город, и укрепления вокруг него существовали здесь ещё в 5 веке, и часть этих конструкций была использована при возведении крепостных стен.

Ичан-кала стала первым памятником в Средней Азии, поставленным ЮНЕСКО под охрану в качестве объекта Всемирного наследия.

Совсем немногие постройки Ичан-калы были утеряны с течением веков, а того, что сохранилось, с лихвой хватило бы на целую книгу. Правда, большая часть современных сооружений была выстроена уже в 19 веке. В плане Ичан-кала представляет собой почти ровный прямоугольник с воротами на каждой из сторон. Особенно примечательны Палван-Дарваза в восточной стене крепости, выстроенные в 1806 г. Иначе их называли «невольничьими» из-за работоргового рынка, который находился прямо у них. Эта монументальная конструкция в виде островерхой арки с двумя круглыми башнями по бокам и галереей наверху между ними. Башни венчают купола пятиметрового диаметра, а общая высота ворот превышает 50 м. Левее ворот расположена цитадель Куня-Арк, которая когда-то была автономной от Ичан-калы и служила резиденцией хорезмского хана.

Всего вместе с шестью медресе Внешнего города в Хиве насчитывается 30 исторических медресе и более 10 минаретов в совокупности.

Своё название Палван-Дарваза получили в честь народного поэта Палвана Махмуда, очень чтимого в Хиве. Его усыпальница - самая монументальная в городе, и уже семь веков с лишним к ней стекаются паломники. Этот мавзолей был выстроен ещё в 13 веке, хотя нынешний его облик относится к 19 веку. Мавзолей поражает воображение высоким двойным куполом, деревянной дверью, украшенной богатой резьбой, резными же каменными айванами и потрясающими майоликами, выполненными в традиционных цветах в 1825 г.

Особая прочность приписывается местной глине, которую добывают с соседнем озере Говук-куль. Из неё были слеплены многовековые кирпичи, которыми выложен старинный колодец Хейвак на территории Ичан-калы. В наше время глину продолжают использовать местные умельцы-гончары.

Пройдя в одни из ворот, гости оказываются посреди плотной застройки Ичан-калы с узкими улицами, где на совсем небольшой площади сконцентрировано огромное количество достопримечательностей. Это медресе Мохаммад Амин-хана, медресе Мохаммад Рахим-Хана II, медресе Алла-Кули-хана (первая половина 19 века) и медресе Шергази-хана (первая половина 18 века); минарет Кальта-Минар, дворец Таш Хаули 19 века постройки, мавзолей Саида Алауддина. Все эти постройки зачастую изысканно украшены знаменитыми хивинскими растительными орнаментами, вырезанными по камню или дереву либо выложенными сине-бело-голубой мозаикой.

Легендарная Хива - туристическая «визитка» современного Узбекистан а - живая наследница и последняя столица великой цивилизации древнего Хорезм а . И хоть основные «туристические объекты » здесь достаточно «молоды » (XVIII-XIX вв.) сам город имеет весьма солидный возраст, и его судьба неразрывно связана с возникновением, становлением и упадком могущественного государства Хорезм шахов .

Хива расположена на западе Хорезм ской области в самом сердце пустыни Каракум на левом берегу Амударьи . В разные временные эпохи она называлась поразному, и Хорасмией , и Хварезмом , долгое время носила название Хорезм .

О возникновении города и его названия бытует множество легенд так или иначе связанных с именем Сима - сына небезызвестного библейского Ноя . Самая правдоподобная рассказывает о том, что город возник вокруг колодца в V-IV вв, выкопанного по его приказу. Вода в колодце, названном Хейвак , имела особенный неповторимый вкус и оставалась прохладной даже в самый сильный зной. На благословенном месте сначала обосновался караван-сарай , со временем разраставшийся и наконец, превратившийся в город.

Кстати, этот колодец и сегодня можно увидеть у северо-западной стены Ичан-Калы .

Изначально Хива вовсе не являлась столицей государства, это был большой торговый город , расположенный на одной из караванных дорог Великого Шелкового Пути между Мервом и Ургенчем , тогдашней столицей Хорезм а (Гургандж , ныне Куня-Ургенч ). Но сама природа вмешалась в ее судьбу. В 1598 году Амударья проявила свой крутой нрав и отступила от Ургенча (Гурганджа ), что с ней случалось и раньше, на протяжении веков река несколько раз меняла свое русло, но на этот раз произошла трагедия. Небывалая засуха и невозможность восстановить город после разрушительного похода Тамерлана заставила правящего хорезмшаха перенести столицу на новое место. Так Хива стала столицей, а Хорезм Хивинским ханством . Сегодня в 150 км от Хивы на территории современного Туркменистан а покоятся древние руины некогда великого Ургенча (Гурганджа ).

Время переноса столицы было не самым лучшим для Хорезм а . Но со временем период упадка прошел, и Хива за короткое время сумела завоевать статус духовного, научного и культурного центра исламского мира .

После кровопролитных войн и внутренних междоусобиц Хивинское ханство сильно обеднело, и местные правители пополняли казну за счет бесчисленных набегов на сопредельные государства (Персию и южные районы России), пробавляясь откровенным грабежом торговых миссий и продажей в рабство захваченных пленников. В Хиве и Бухаре были самые большие невольничьи рынки. До середины XIX в. по свидетельству ученых, это было «грабительское государство ».

По этой причине в 1873 г. в ходе крупной военной операции Российская империя аннексировала часть Хивинского ханства . Город Хива был взят российскими войсками и вошел в состав Амударьинского отдела Туркестанского края . Работорговля была пресечена.

В 1919 г частями Красной Армии была свергнута власть последнего Хивинского хана .

Сегодняшняя Хива - музей под открытым небом , по праву претендующий на звание «восьмого чуда света ». И это оправданно, ни один туристический город не донес до наших дней свои сокровища в таком первозданном виде.

Сохранившаяся архитектоника Хивы позволяет утверждать, что строилась она по принципу характерному для всех городов-крепостей древнего востока. Ядром города служил деловой центр или шахристан, а на окраинах располагались торговые и жилые пригороды - рабады, обнесенные высокой городской стеной.

Внутренняя крепость Хивы (шахристан ) - вмещает все самое интересное в этой туристической Мекке . Древнее городище площадь, которого превышает 26 га, имеет очень плотную застройку, поэтому все памятники, большинство из которых датируются XIX веком, расположены очень компактно. Глинянная стена длинной более 2 км и толщиной до 6-ти метров имеющая четверо ворот, ориентированных по сторонам света, отделяет шахристан от рабада. В Ичан-Кале сохранилось около 60-ти исторических сооружений.

Попавшим во внутренний город через западные ворота (Ата-Дарваза ) путешественникам открывается замечательный вид. По левую сторону находится древняя цитадель , некоторые фрагменты которой относятся к пятому веку. По правую сторону располагается Медресе Мухаммад Амин-хана. Немного впереди виднеется грандиозный минарет . А ближе к центру высится Медресе Мухаммад Рахим-хана II .

Ближе к восточным воротам (Палван-Дарваза ) расположены дворец Таш Хаули и медресе Алла-Кули-хана . На южной стороне городища, недалеко от ворот (Таш-дарваза ), находятся медресе Шергази-хана , восхитительный мавзолей Палван Махмуда , мавзолей Саида Аллауддина , а также минарет и мечеть Ислам Ходжа .

Комплекс всех построек Ичан - Калы не воспринимается как целостный ансамбль, ведь он создавался по мере жизненной необходимости. Но даже в таком разноплановом скоплении строений просматривается живописность архитектурных масс и завораживающее разнообразие силуэтов. А самое главное, он ярко иллюстрирует, каким был в древности феодальный восточный город.

Кстати, архитектурный заповедник вовсе не является «мертвой » экспозицией, на территории комплекса проживает 30 семей городских ремесленников, а во многих архитектурных сооружениях открыты выставки и музеи.

Внешняя крепость (рабад ) - Дишан-Кала сохранилась не так хорошо, как шахристан. От нее, к сожалению, остались только ворота, да полуразрушенные фрагменты внешней стены. Дишан-Кала была построена по приказу Алла-Кули-хана в 1842 году для защиты города от набегов туркменских племен. Более 200 тыс. человек приняли участие в строительстве, и за три года возведение внешнего укрепления было закончено. Общие габариты Дишан-Кала очень внушительны: длина стены-5650м, высота -8м, толщина стен у основания -4-6м. Примечательно, что глину для постройки брали совсем недалеко, всего в 2-х км от города в местечке Говук-куль . Сегодня на этом месте плещется большое озеро, считающееся святым. Глина из этого места по сей день востребованна местными гончарами и по рассказам специалистов обладает отличными качествами. Недаром, как гласит молва, пророк Мухаммад, когда строил Медину , присылал за глиной именно в эти места.

Еще много чего можно рассказать о легендарном городе, но поверьте мне, описывать Хиву словами бесполезно, ее нужно смотреть! Полюбоваться парящими минаретами, побродить по кривым переулочкам, вымощенным щербатым камнем, восхититься резными деревянными колоннами изумительных медресе, отдать должное похожей на кружева мозаике величественных мавзолеев и просто прикоснуться рукой к шершавой поверхности вековых глинобитных стен - вот где она - восточная сказка!

Достопримечательности Хивы

Древняя цитадель, расположенная недалеко от западных ворот Ичан-Калы (Ата-Дарваза) являлась когда-то ядром древнего города. На территории сохранились руины замка Акших-баба, объединявшего несколько дворов с внутренними постройками. Среди них: курныш-хана (приемная хана), летняя мечеть, монетный двор и пристроенное позже здание гарема. Внимание привлекают легкие резные деревянные …

Медресе Мухаммад-Аминхана (1851-1855гг.) Некогда самое крупное духовное училище (не только по размеру, но и по масштабу) во всей Средней Азии находится несколько южнее ворот Ичан-калы (Ата-Дарваза). В свое время на содержание служителей культа, прислуги и студентов, из казны выделялись огромные суммы. Медресе вмещало 125 келий-худжр, расположенных по периметру двора в два этажа, несколько …

Неоконченный минарет, богато украшенный цветной майоликой имеет диаметр 14,5 м и высоту 26 м. Находясь рядом с Медресе Мухаммад-Аминхана, составляет с ним единый архитектурный ансамбль. Минарет задумывался как самое высокое строение Хивы, но не был достроен в связи со смертью правителя Мухаммад-Аминхана. В народе бытует поверь, что так Аллах покарал правителя, ведь достоверно известно, …

Архитектурный памятник в Ичан-Кале, находящийся несколько восточнее площади Куня-Арк. Мухаммад Рахимхан II (1847-1910) - просвещенный правитель Хивинского ханства, философ и поэт, известный в народе под литературным псевдонимом Фируз. Ярый поборник литературы и искусства, Фируз впервые в Средней Азии ввел литографическое издание книг. Здание медресе включает в себя два двора. Наружный …

Один из самых ранних памятников исторической части Хивы. До настоящего времени дошел в несколько искаженном и перестроенном виде. Первоначальный облик и точная дата строительства являются предположительными. Доподлинно известно, что шейх Саид Алауддин умер, судя по надписи на могиле в 1303г, но мавзолей мог быть построен только во второй половине XIVв, так как его строительство связывают …

Пятничная мечеть - самое значимое здание в мусульманском городе и предмет особой заботы градостроителей. Среди известных мечетей Средней Азии, Хивинская Джума мечеть отличается архаичностью и излишней традиционностью. Это огромный (45х55м) прямоугольный зал, под плоской крышей, окруженный глухой стеной, имеющей три входа. В южной стене размещена михрабная ниша, указывающая направление …

Мемориальный комплекс, выросший при небольшом светском кладбище позади Джума мечети, тесно связан с именем Пахлаван Махмуда. Поэт, философ, борец за свободу, непревзойденный мастер по шитью шуб, Пахлаван Махмуд (1247—1326) похоронен в своем доме-мастерской. Мастер был своеобразным талисманом города, и со временем вокруг его мавзолея разрослось целое кладбище знатных фамилий - его …

Восточные бани – хаммомы имеют глубокие исторические и технологические традиции строительства. Бани в Хиве, построенные при Абулгазихане в 1657г относятся к их числу. Хаммомы представляют особый интерес для истории зодчества Хивы, поскольку являются самым ранним памятником архитектуры подобного назначения. Памятник имеет народное прозвище – бани Анушхана. Традиционно …

Одно из крупнейших духовных учебных заведений Хивы медресе Аллакулихана находится между тимом (торговый пассаж) и восточными воротами Ичан-Калы. Своим главным фасадом она выходит во двор частично сохранившейся мечети Ходжамбердибия (1688г.) Портал вновь построенного медресе разделил руины мечети надвое, за что в народе ее прозвали «хурджум» - «сума переметная». Специалисты …

Дворец Таш-хаули («каменный двор») был выстроен по приказу Аллакулихана и органично вписался в комплекс построек у восточных ворот (Палван-Дарваза). Сложный организм дворцовых и жилых помещений отгорожен от любопытных глаз высокой кирпичной стеной, увенчанной зубцами. Вначале была построена южная часть дворца, включавшая в себя двор приемов - Арз-хаули (судилище, вспомогательные …

В начале XIX в. Ислам-Ходжа, бывший в ту пору главным визирем Хивинского ханства начинает строительство на юго-востоке Ичан-Калы. Его цель построить ансамбль, состоящий из медресе и минарета. Комплекс был построен в течение 2-х лет и воплотил в себе лучшие традиции древнего зодчества. Башня минарета имеет 9,5 м в диаметре и 57м в высоту, причем следуя древним традициям, набирая высоту, минарет …

Один из немногих архитектурных памятников Дишан-Калы был отстроен Мухаммад-Рахим-ханом II для своего сына - Асфендияра в 1906-1912 гг. Для архитектуры дворца характерно смешение европейского и нацианального стилей, что объясняется модными тенденциями градостроения той эпохи. Сооружение включает в себя приемную, помещение судилища, жилые строения и медресе. Отделкой потолков, рам и паркета …

Минарет находится в восточной части Дишан-Калы, рядом с комплексом Сейид-бия, включающего в себя мечеть, минарет и двухэтажное медресе. Сооружение представляет интерес, прежде всего тем, что разительно отличается от традиционного типа хивинских минаретов, значительно сужающихся к верху. Минарет Палван-Кари - редкий тип абсолютно прямого, цилиндрического минарета. Трудно сказать, …

В самом центре Хивы находится знаменитая на весь мир великолепная средневековая цитадель Ичан-Кала, что означает "внутренний город". Археологи полагают, что основанием стен Ичан-Кала частично служат остатки древнего фортификационного сооружения, датируемого пятым веком. Большинство архитектурных шедевров Хивы сосредоточено в Ичан-кале. Почти сразу же привлекает внимание необычный …

Или по камню. Это надгробие Исфандияр-хана 17 века, но самая характерная форма каменной резьбы, которую можно увидеть в Хиве - белые основания колонн, узоры которых как бы переходят в узоры деревянных столбов, одинаково тонкие и сложные.

Самое сильное впечатление в хорезмском искусстве на меня произвела именно деревянная резьба, которую я поставил бы, да простят меня патриоты, даже выше русской. При этом казалось бы - где дерево, а где Хорезм? Но видимо в том-то и дело, что дерево было здесь редким и благородным материалом, как в Европе слоновая кость, и потому его декор стал выскоим искусством. Конечно, деревянная резьба встречается и в других уголках Средней Азии, но - не столь совершенная:

Самые распространённые образцы - двери, колонны и потолки.

Причём с давних времён:

Хотя местные столяры и резчики не теряют сноровки и ныне - деревянный ширпотреб Хивы тоже очень хорош. Чаще всего это подкоранники, а вот например ещё и кухонные доски:

Столярные мастерские в старых хивинских медресе на каждом шагу, я навскидку вспомню две или три штуки:

В общем, Хива не зря имеет репутацию одного из мировых центров столярного искусства:

А в музее старые токарные станки. Где-то слышал гипотезу, что русская деревянная резьба начиналась с оформления речных деревянных судов, ходивших по Волге, и лишь с их упадком "перекинулась" от разбредшихся мастеров на дома. По Волге ходили торговать именно что с Хивой - так не отсюда ли резьба вообще пришла в Россию, может быть через Золотую Орду, как шатёр ("хорезмский купол")? Косвенно в пользу этой версии говорит то, что богаче всего резьба как раз-таки в бассейне Волги.

Отсюда (по другой версии - напротив, из Голландии) в Россию попала и мода на изразцы - ведь нашим центром этого искусства был Ярославль, где расходились пути в Европу (через Архангельский порт) и Азию (по Волге). За звание хорезмского искусства №1 с деревянной резьбой могла бы поспорить керамика, и именно изразцы оказались её самым живучим видом:

В том числе характерные "птички", которые хорезмийцы считают зороастрийским символом, видимо упрощенным вариантом "крылатого Солнца" фаравахара :

Хорезмская керамика безумно красива, и да простит меня , но по-моему совершеннее бухарской. Есть у неё и свой классик - мастер Абдулла по прозвищу Джинн, отделывавший в начале 19 века ханские дворцы, лучшие медресе и мавзолеи. Тонкие бело-голубые небесные орнаменты выглядят действительно как что-то не от мира сего. Но настоящей хорезмской керамики осталось очень мало - солёная глина тяжела в обаботке, а изделия из неё хрупки, как фарфор, поэтому знающих её секреты гончаров в наше время единицы, а изразец (который повесил на стену и любуешься) элементарно конкурентоспособнее тарелки (которую уронил да разбил). Как я понимаю, керамика на развалах - это в основном лишь стилизации, а то и вовсе вездесущий риштан (то есть керамика Ферганской долины, самая массовая в Узбекистане):

А в общем, как я понимаю, хорезмская керамика тем, что я описал, не исчерпывалась и была весьма разнообразна - вот её образцы в музеях, в том числе набор для приготовления лекарств из трав в правом нижнем углу:

Наконец, третье из главных искусств Хивы - хорезмская ювелирика, которая мне показалась гораздо красивее бухарской... да и не мне одному. Написано о ювелирной школе Хорезма - её жанрах, истории, символике - очень много (например, вот или вот , а ), и как бухарцы спорят с туркменами за ковёр (туркменский или бухарский он, то есть), так и хорезмийцы - за ювелирное искусство: все виды хивинских украшений имеют свои аналоги и туркмен или каракалпаков, а лучшая их коллекция хранится и вовсе в музее Нукуса. Возможно, хорезмское серебро - это что-то сродни "золоту скифов", которое делалось мастерами из оседлых городов, но в традиции кочевников. "Мужской" аналог ювелирики - гравировка клинков и украшение рукоятей, но я их почему-то не видел.

Делали в Хорезме свои и ткани, будь то шёлк, хан-атлас или местная полосатая ткань алоча, причём одни (например, хлопковая ткань) считались женским ремеслом, другие (например, шёлк) - мужским. Не знаю, живо ли это сейчас, по крайней мере на базарах и сувенирных развалах я каких-то особенных тканей не припоминаю.

Особенностью хорезмского ткачества было отсутствие вышивки (и соответственно своей школы сюзане) - всё делалось только через обработку самой ткани, и даже узоры в основном создавались при помощи набойки.

Так что золотое шитьё - веяние скорее бухарское, а вот резная дверь - это точно Хорезм:

Хивинские халаты - честно говоря, моих познаний не хватило бы на то, чтобы отличить их от бухарских, но думаю, намётанному глазу отличия были бы видны с первого взгляда.

Более всего из хивинского костюма мне (а судя по количеству развалов с этим добром, и не только мне) запомнились шапки, в первую очередь огромные папахи - говорят, летом в них не жарко, а зимой они надёжно защищают от морозов и ветров, и в той же Бухаре, где климат куда мягче, были попросту не нужны. Хорошо помню, как на дореволюционных фотографиях путешествия по железной дороге через Среднюю Азию граница нынешних Узбекистана и Туркмении была заметно именна по тому, как сменился головной убор - туркменские папахи против узбекских тюбетеек. Но Хорезм всё-таки ближе к Туркмении:

И здешние ковры хотя и входят в "бухарское" семейство (как уже говорилось, бухарский и туркменский ковёр в широком смысле - это одно и то же) с его геометрическими орнаментами (в противоположность растительным орнаментам самаркандских и персидских ковров), всё же вид у них какой-то более "туркменистый". Самыми "хивинскими" мне запомнились такие вот красные и фиолетовые ковры с сетью розеток в рамке орнамента:

Вот такой сюжет в одном из музеев - на фоне хорезмского ковра и неожиданно на него похожего самаркандского сюзане сидят фигуры хорезмийцев в традиционных костюмах и с традиционными музыкальными инструментами. Впрочем, больше, чем сама по себе музыка славятся хорезмские танцы , образы которых археологи находили ещё во фресках древних крепостей. Самый известный - воинственный "лязги" (что-то общее с лезгинкой?), но вообще тут было огромное количество жанров, порой весьма экзотических. Например, "цирковые" танцы на тарелке, на натянутом канате, на ходулях, с факелами, с жонглированием (в том числе ножами, тарелками или факелами), со всякими предметами на голове и многим другим. Или "ракс" - танцы сродни пантомиме, через которые рассказывается история или совершается гадание. Ещё очень запомнился "танец сломанных пальцев" - по легенде, давным-давно одна танцовщица перед самым своим выступлением в ханском дворце сломала пальцы на ноге, и понимая, что в противном случае ей не сносить ещё и головы, буквально на ходу сочинила новый танец, тут же вошедший в традицию.

Что же касается инструментов, то в общем-то все их я видел - на кадре выше это дойра ("узбекский бубен"), дутар (двухструнный щипковый инструмент) и похожий на гусли канун . На кадре ниже - струнный танбур , духовой сурнай или буламан и смычковый гиджак . Не опознал только духовой инструмент с кадра выше. Подробно о музыкальных инструментах и жанрах, в том числе знаменитых узбекских макомах, есть очень хороший пост (с фотографиями из этого же зала!). Цветастое сюзане же на заднем плане - скорее всего с другого конца Узбекистана, из Сурхандарьи.

Само собой, своя в Хорезме и кухня... правда, попробовать её оказалось не так-то просто, в хоть сколько-нибудь приличных местах всё надо заказывать заранее, а то, что есть "здесь и сейчас" - обычно банальные плов-самса-шашлык-лагман. В Каракалпакии, помню, всё облизывался на вывески "балык-куырдак" (то есть жареная с овощами амударьинская рыба), но там, само собой, заказать заранее у меня не было времени. А вот в Хиве "зелёный лагман" шют-аш (по-моему, с обычным лагманом у него общего немного) и тухум-береки - вареники с яйцом внутри, неожиданно вкусные:

А вот хорезмский плов заранее заказывать обычно не надо, но в противоположность бухарскому он считается самым простым - рис, лук и мясо, да и то не всегда: здесь плов - еда, а не действо. В целом же, как мне показалось, кухня в Хорезме скуднее, а готовят тут в среднем хуже, чем в Центральном Узбекистане - пустыня... Отдельным впечатлением можно назвать хорезмский чай - попробовав его впервые, я подумал, что его заваривают на минералке, но в Хорезме просто такая вода.

Как ни странно, ещё к хивинским ремёслам можно отнести фотографию. Видимо просто Хива столь фотогенична, что первый фотограф и кинооператор тут объявился ещё в годы Хивинского ханства под русским протекторатом - это был хивинец Худайберген Деванов , в 1908 году направленный в Петербург и там освоивший фото- и кинодело. В том же году он снял две киноленты - "Виды Туркестана" и "Памятники архитектуры нашего края", а в Хиве его фотографиям посвящён целый музей в той самой Русской школе с кадра №14. Увы, сохранилось из его наследия далеко не всё: в 1938 Деванов был арестован и сгинул в лагерях, а часть его архива была уничтожена.
Где-то на окраинах сохранился и его дом, но я туда идти поленился.

И уж тем более была в Хиве и своя школа книгопечатания и каллиграфии со специфическим оформлением заглавных страниц в сине-зелёно-фиолетовой гамме. Но мне больше запомнился паспорт жителя (не "гражданина", а "подданного"!) Хивинского ханства:

А вот один из символов Хивы на переломе - редчайшие в истории (ещё подобное было вроде бы в Монгольской империи и в непризнанных государствах Китайского Туркестана) шёлковые банкноты Джунаид-хана и Хорезмской Советской Народной республики:

Историю падения Хорезма я уже рассказывал не раз. Хивинское ханство сменилось Хорезмской Советской Народной Республикой, включавшей Туркменскую автономную область со столицей в Ташаузе, и именно по этой линии она и разделилась между Узбекистаном и Туркменией, войдя в 1924 году в состав СССР. Последним обрубком стал Хорезмский округ, упразднённый в 1929 году, а возрождённый в 1932-м со столицей уже в Ургенче. Хива так и осталась райцентром у края оазиса, в нескольких километрах от границы и Каракумов; сюда не дошла железная дорога - лишь показанный в прошлой части троллейбус. Но из столицы став райцентров, Хива не превратилась в город-музей типа Суздаля, и я не мог в ней отделаться от мысли, что нахожусь в большом городе, уж всяко бОльшем, чем Ургенч.
Далее несколько фотографий ширпотреб-интерьеров хивинских кафе и гостиниц:

Тут на заднем плане хивинская арба - этот образец местного деревянного зодчества я показывал в обзоре Хорезма:

А вот на вопрос "расскажи про людей" - честно говоря, рассказать-то и нечего. Хорезм - он такой, по духу своему безлюдный, и чисто внешне жители Хивы не обладают тем колоритом, каким мне запомнились бухарцы. Сами типажи тут как-то космополитичнее и глобализованнее, я бы даже сказал - ровнее, чем в Центральном Узбекистане. Так что напоследок - снова взгляд с минарета на чужие дворы.

Из следующих 6 частей 4 будут про Ичан-Калу, и для начала прогуляемся вдоль её глиняных стен.
Муйнак. У засохшего моря...

Незнакомые слова и непонятные ситуции - см. по ссылкам ниже.

Резкоконтинентальный

Население Названия жителей Часовой пояс Официальный сайт


(рус.) (англ.) (нем.) (фр.)

Окружённый мощными стенами исторический внутренний город Хивы - жемчужина Хорезмского оазиса - объявлен ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия .

История

Легенда об основании города повествует, что город вырос вокруг колодца Хейвак, вода из которого имела удивительный вкус, а колодец был выкопан по приказу Сима , сына библейского Ноя . В Ичан-Кала (внутренний город Хивы) и сегодня можно увидеть этот колодец. Хива была одним из городов древнего Хорезма , который представлял собой крупное государство, расположенное на западе Центральной Азии, южнее Аральского моря.

Согласно археологическим данным, Хива была основана более 2500 лет назад. В древности город был известен под названием Хейвак. По преданию Хива была основана одним из пророков. В своей истории город пережил ахеменидское завоевание и периоды расцвета, когда границы древнего Хорезма простирались до Колхиды.

Хива не была изначально столицей Хорезма . Историки говорят, что в 1598 году, Амударья (большая река, истоки которой находятся на Памире , на высоте 2495 м) отступила от прежней столицы Ургенч (в прошлом Гургандж). Амударья , протекая по территории ханства, впадала в Каспийское море по старому руслу, известному как Узбой , снабжая жителей водой, а также обеспечивая водный путь в Европу. В течение веков река радикально меняла своё русло несколько раз. Последний поворот Амударьи в конце XVI века погубил Гургандж. На расстоянии 150 км от современной Хивы, недалеко от населенного пункта Куня-Ургенч (территория Туркмении), что означает «старый Ургенч», находятся руины древней столицы.

Во второй половине XI века Хива оказалась в зависимости от Сельджукидов . В 1097 году к власти пришла династия Ануштегинидов .

На протяжении нескольких веков правители Хивинского ханства совершали вооружённые грабительские набеги на соседние регионы (Персию и угоняли людей в рабство (туркменские налетчики похищали крестьян и продавали их на базарах в Хиве и Бухаре)).

Археологическое и культурное значение

В списке ценностей общечеловеческого значения Хорезм занимает особое место, как крупный очаг мировой цивилизации и один из важных центров на Великом шелковом пути . В 1997 году Хива отпраздновала своё 2500-летие.

К числу уникальных ценностей мирового значения относятся архитектурные памятники Хивы, по праву снискавшей титул «города-музея».

Облик современной Хивы формирует в основном архитектура периода Хивинского ханства конца XVIII - начала XX веков . Но ведущиеся здесь археологические раскопки показывают, что в основании ряда сравнительно «молодых» остатков зданий лежат древние слои, относящиеся к III и ещё более ранним векам до н. э.

Обзор архитектурных памятников Хивы



Большинство архитектурных шедевров Хивы сосредоточено в её городском ядре - Ичан-кале. Это «город в городе», обнесенный мощными крепостными стенами, в которых четверо ворот - по каждой стороне света. От западных ворот к восточным пролегла одна из главных магистралей, вдоль которой сосредоточены основные монументальные сооружения.

Со смотровой башни Ак-Шейх-бобо Ичан-кала виден как на ладони. Привлекает внимание необычный силуэт минарета Кальта-Минар , словно срезанный до середины. Массивный ствол его, изысканно украшенный широкими и узкими поясами глазурированного кирпича, свидетельствует о том, что он замышлялся грандиозным, величественным сооружением, главной вертикалью города. Но после смерти правителя, при котором сооружался минарет, он так и остался недостроенным, получив имя Кальта - Короткий.

Совсем рядом с Кальта-Минаром - медресе Мухаммад Амин-хана , крупнейшее из сохранившихся здесь зданий высших богословских учебных заведений. Особенность его архитектуры - сдвоенные худжры - кельи для проживания студентов. Замечательно украшают здание пояса цветных кирпичных наборов, майоликовые облицовки.

На территории Куня-Арка - Старой крепости - расположен дворец Мухаммад-Рахим-хана , с богатым и необычным декором внутреннего убранства: стены зала отделаны резьбой по ганчу с окраской. Соседнее двухэтажное здание - это гарем. Здесь множество богатых палат, жилых комнат.

Удивительна по красоте мечеть Джума (X век, 1788) На входных дверях её сохранилась датировка строительства: 1778-1782 годы. Но вот 210 колонн мечети, поддерживающие кровлю, имеют возраст гораздо старше - от XII до XV веков. Колонны примечательны своей удивительной стройностью, богатой орнаментальной резьбой. Они были доставлены сюда с других древних построек и потому многие колонны уникальны и внешне не похожи на друг на друга.

У ворот Палван-Дарваза находится целый ансамбль зданий. Особое место занимает здесь главный дворец хивинских ханов Таш-Хаули . Неповторимы архитектура его многочисленных апартаментов, декоративное убранство. Здесь и орнаментальная резьба по дереву, и майоликовые облицовки, и фигурные картуши…

Дворец Курныш-хана предназначался для пышных приемов. Когда-то здесь в тронном зале стоял деревянный трон, украшенный чеканкой по серебру на красном фоне. Здание имеет прекрасный айван с колоннами. Дворец также примечателен богатейшей майоликовой облицовкой стен с затейливыми орнаментами.

Мемориальный комплекс Пахлаван-Махмуда выстроен в память о почитаемом хивинском поэте, который после смерти был канонизирован как святой покровитель города.

Рядом 45-метровый минарет Ислам-Ходжа, увенчанный сквозным фонарем с куполом наверху.

Во внешней части города - Дишан-Кала тоже немало старинных памятников архитектуры.

См. также

Напишите отзыв о статье "Хива"

Примечания

Литература

  • Захидов П. Ш. Хива. Путеводитель. - Ташкент: Издательство ЦК КП Узбекистана, 1980. - 64 с.
Исторические исследования
  • Жуковский С. В. = Сношенiя Россiи съ Бухарой и Хивой за послѣднее трехсотлѣтiе. - СПб. , 1915. - 225 с.
  • Руссов С. В. = Путешествiе самарскаго купца Рукавкина, въ 1753 году, съ прiобщенiемъ разныхъ извѣстiй о Хивѣ съ отдаленныхъ временъ доныне.. - СПб. : Типография Министерства Внутренних дел, 1840. - 56 с.

Ссылки

  • (рус.) . Centralasia-travel.com. Проверено 1 мая 3013. .
  • на YouTube

Отрывок, характеризующий Хива

– Я приехал, графиня, просить руки вашей дочери, – сказал князь Андрей. Лицо графини вспыхнуло, но она ничего не сказала.
– Ваше предложение… – степенно начала графиня. – Он молчал, глядя ей в глаза. – Ваше предложение… (она сконфузилась) нам приятно, и… я принимаю ваше предложение, я рада. И муж мой… я надеюсь… но от нее самой будет зависеть…
– Я скажу ей тогда, когда буду иметь ваше согласие… даете ли вы мне его? – сказал князь Андрей.
– Да, – сказала графиня и протянула ему руку и с смешанным чувством отчужденности и нежности прижалась губами к его лбу, когда он наклонился над ее рукой. Она желала любить его, как сына; но чувствовала, что он был чужой и страшный для нее человек. – Я уверена, что мой муж будет согласен, – сказала графиня, – но ваш батюшка…
– Мой отец, которому я сообщил свои планы, непременным условием согласия положил то, чтобы свадьба была не раньше года. И это то я хотел сообщить вам, – сказал князь Андрей.
– Правда, что Наташа еще молода, но так долго.
– Это не могло быть иначе, – со вздохом сказал князь Андрей.
– Я пошлю вам ее, – сказала графиня и вышла из комнаты.
– Господи, помилуй нас, – твердила она, отыскивая дочь. Соня сказала, что Наташа в спальне. Наташа сидела на своей кровати, бледная, с сухими глазами, смотрела на образа и, быстро крестясь, шептала что то. Увидав мать, она вскочила и бросилась к ней.
– Что? Мама?… Что?
– Поди, поди к нему. Он просит твоей руки, – сказала графиня холодно, как показалось Наташе… – Поди… поди, – проговорила мать с грустью и укоризной вслед убегавшей дочери, и тяжело вздохнула.
Наташа не помнила, как она вошла в гостиную. Войдя в дверь и увидав его, она остановилась. «Неужели этот чужой человек сделался теперь всё для меня?» спросила она себя и мгновенно ответила: «Да, всё: он один теперь дороже для меня всего на свете». Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза.
– Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться?
Он взглянул на нее, и серьезная страстность выражения ее лица поразила его. Лицо ее говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь».
Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял ее руку и поцеловал.
– Любите ли вы меня?
– Да, да, – как будто с досадой проговорила Наташа, громко вздохнула, другой раз, чаще и чаще, и зарыдала.
– Об чем? Что с вами?
– Ах, я так счастлива, – отвечала она, улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала его.
Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею. Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежнее, было серьезнее и сильнее.
– Сказала ли вам maman, что это не может быть раньше года? – сказал князь Андрей, продолжая глядеть в ее глаза. «Неужели это я, та девочка ребенок (все так говорили обо мне) думала Наташа, неужели я теперь с этой минуты жена, равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим. Неужели это правда! неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово? Да, что он спросил у меня?»
– Нет, – отвечала она, но она не понимала того, что он спрашивал.
– Простите меня, – сказал князь Андрей, – но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя.
Наташа с сосредоточенным вниманием слушала, стараясь понять смысл его слов и не понимала.
– Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, – продолжал князь Андрей, – в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной и, ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы… – сказал князь Андрей с неестественной улыбкой.
– Зачем вы это говорите? – перебила его Наташа. – Вы знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила вас, – сказала она, твердо уверенная, что она говорила правду.
– В год вы узнаете себя…
– Целый год! – вдруг сказала Наташа, теперь только поняв то, что свадьба отсрочена на год. – Да отчего ж год? Отчего ж год?… – Князь Андрей стал ей объяснять причины этой отсрочки. Наташа не слушала его.
– И нельзя иначе? – спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение.
– Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! – вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. – Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. – Она взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.
– Нет, нет, я всё сделаю, – сказала она, вдруг остановив слезы, – я так счастлива! – Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту.
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.

Обручения не было и никому не было объявлено о помолвке Болконского с Наташей; на этом настоял князь Андрей. Он говорил, что так как он причиной отсрочки, то он и должен нести всю тяжесть ее. Он говорил, что он навеки связал себя своим словом, но что он не хочет связывать Наташу и предоставляет ей полную свободу. Ежели она через полгода почувствует, что она не любит его, она будет в своем праве, ежели откажет ему. Само собою разумеется, что ни родители, ни Наташа не хотели слышать об этом; но князь Андрей настаивал на своем. Князь Андрей бывал каждый день у Ростовых, но не как жених обращался с Наташей: он говорил ей вы и целовал только ее руку. Между князем Андреем и Наташей после дня предложения установились совсем другие чем прежде, близкие, простые отношения. Они как будто до сих пор не знали друг друга. И он и она любили вспоминать о том, как они смотрели друг на друга, когда были еще ничем, теперь оба они чувствовали себя совсем другими существами: тогда притворными, теперь простыми и искренними. Сначала в семействе чувствовалась неловкость в обращении с князем Андреем; он казался человеком из чуждого мира, и Наташа долго приучала домашних к князю Андрею и с гордостью уверяла всех, что он только кажется таким особенным, а что он такой же, как и все, и что она его не боится и что никто не должен бояться его. После нескольких дней, в семействе к нему привыкли и не стесняясь вели при нем прежний образ жизни, в котором он принимал участие. Он про хозяйство умел говорить с графом и про наряды с графиней и Наташей, и про альбомы и канву с Соней. Иногда домашние Ростовы между собою и при князе Андрее удивлялись тому, как всё это случилось и как очевидны были предзнаменования этого: и приезд князя Андрея в Отрадное, и их приезд в Петербург, и сходство между Наташей и князем Андреем, которое заметила няня в первый приезд князя Андрея, и столкновение в 1805 м году между Андреем и Николаем, и еще много других предзнаменований того, что случилось, было замечено домашними.
В доме царствовала та поэтическая скука и молчаливость, которая всегда сопутствует присутствию жениха и невесты. Часто сидя вместе, все молчали. Иногда вставали и уходили, и жених с невестой, оставаясь одни, всё также молчали. Редко они говорили о будущей своей жизни. Князю Андрею страшно и совестно было говорить об этом. Наташа разделяла это чувство, как и все его чувства, которые она постоянно угадывала. Один раз Наташа стала расспрашивать про его сына. Князь Андрей покраснел, что с ним часто случалось теперь и что особенно любила Наташа, и сказал, что сын его не будет жить с ними.
– Отчего? – испуганно сказала Наташа.
– Я не могу отнять его у деда и потом…
– Как бы я его любила! – сказала Наташа, тотчас же угадав его мысль; но я знаю, вы хотите, чтобы не было предлогов обвинять вас и меня.
Старый граф иногда подходил к князю Андрею, целовал его, спрашивал у него совета на счет воспитания Пети или службы Николая. Старая графиня вздыхала, глядя на них. Соня боялась всякую минуту быть лишней и старалась находить предлоги оставлять их одних, когда им этого и не нужно было. Когда князь Андрей говорил (он очень хорошо рассказывал), Наташа с гордостью слушала его; когда она говорила, то со страхом и радостью замечала, что он внимательно и испытующе смотрит на нее. Она с недоумением спрашивала себя: «Что он ищет во мне? Чего то он добивается своим взглядом! Что, как нет во мне того, что он ищет этим взглядом?» Иногда она входила в свойственное ей безумно веселое расположение духа, и тогда она особенно любила слушать и смотреть, как князь Андрей смеялся. Он редко смеялся, но зато, когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху, и всякий раз после этого смеха она чувствовала себя ближе к нему. Наташа была бы совершенно счастлива, ежели бы мысль о предстоящей и приближающейся разлуке не пугала ее, так как и он бледнел и холодел при одной мысли о том.
Накануне своего отъезда из Петербурга, князь Андрей привез с собой Пьера, со времени бала ни разу не бывшего у Ростовых. Пьер казался растерянным и смущенным. Он разговаривал с матерью. Наташа села с Соней у шахматного столика, приглашая этим к себе князя Андрея. Он подошел к ним.
– Вы ведь давно знаете Безухого? – спросил он. – Вы любите его?
– Да, он славный, но смешной очень.
И она, как всегда говоря о Пьере, стала рассказывать анекдоты о его рассеянности, анекдоты, которые даже выдумывали на него.
– Вы знаете, я поверил ему нашу тайну, – сказал князь Андрей. – Я знаю его с детства. Это золотое сердце. Я вас прошу, Натали, – сказал он вдруг серьезно; – я уеду, Бог знает, что может случиться. Вы можете разлю… Ну, знаю, что я не должен говорить об этом. Одно, – чтобы ни случилось с вами, когда меня не будет…
– Что ж случится?…
– Какое бы горе ни было, – продолжал князь Андрей, – я вас прошу, m lle Sophie, что бы ни случилось, обратитесь к нему одному за советом и помощью. Это самый рассеянный и смешной человек, но самое золотое сердце.
Ни отец и мать, ни Соня, ни сам князь Андрей не могли предвидеть того, как подействует на Наташу расставанье с ее женихом. Красная и взволнованная, с сухими глазами, она ходила этот день по дому, занимаясь самыми ничтожными делами, как будто не понимая того, что ожидает ее. Она не плакала и в ту минуту, как он, прощаясь, последний раз поцеловал ее руку. – Не уезжайте! – только проговорила она ему таким голосом, который заставил его задуматься о том, не нужно ли ему действительно остаться и который он долго помнил после этого. Когда он уехал, она тоже не плакала; но несколько дней она не плача сидела в своей комнате, не интересовалась ничем и только говорила иногда: – Ах, зачем он уехал!
Но через две недели после его отъезда, она так же неожиданно для окружающих ее, очнулась от своей нравственной болезни, стала такая же как прежде, но только с измененной нравственной физиогномией, как дети с другим лицом встают с постели после продолжительной болезни.

Здоровье и характер князя Николая Андреича Болконского, в этот последний год после отъезда сына, очень ослабели. Он сделался еще более раздражителен, чем прежде, и все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушивались на княжне Марье. Он как будто старательно изыскивал все больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее. У княжны Марьи были две страсти и потому две радости: племянник Николушка и религия, и обе были любимыми темами нападений и насмешек князя. О чем бы ни заговорили, он сводил разговор на суеверия старых девок или на баловство и порчу детей. – «Тебе хочется его (Николеньку) сделать такой же старой девкой, как ты сама; напрасно: князю Андрею нужно сына, а не девку», говорил он. Или, обращаясь к mademoiselle Bourime, он спрашивал ее при княжне Марье, как ей нравятся наши попы и образа, и шутил…
Он беспрестанно больно оскорблял княжну Марью, но дочь даже не делала усилий над собой, чтобы прощать его. Разве мог он быть виноват перед нею, и разве мог отец ее, который, она всё таки знала это, любил ее, быть несправедливым? Да и что такое справедливость? Княжна никогда не думала об этом гордом слове: «справедливость». Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе – в законе любви и самоотвержения, преподанном нам Тем, Который с любовью страдал за человечество, когда сам он – Бог. Что ей было за дело до справедливости или несправедливости других людей? Ей надо было самой страдать и любить, и это она делала.
Зимой в Лысые Горы приезжал князь Андрей, был весел, кроток и нежен, каким его давно не видала княжна Марья. Она предчувствовала, что с ним что то случилось, но он не сказал ничего княжне Марье о своей любви. Перед отъездом князь Андрей долго беседовал о чем то с отцом и княжна Марья заметила, что перед отъездом оба были недовольны друг другом.
Вскоре после отъезда князя Андрея, княжна Марья писала из Лысых Гор в Петербург своему другу Жюли Карагиной, которую княжна Марья мечтала, как мечтают всегда девушки, выдать за своего брата, и которая в это время была в трауре по случаю смерти своего брата, убитого в Турции.

— древней страны, которой нет уже. Но есть Узбекистан. Среди многочисленных городов Хорезма лишь Хива выдержала невзгоды истории и природы. В этом регионе случались войны, а полноводная река Амударья, с одной стороны являющаяся источником для жизни, с другой стороны часто становилась причиной разрушений и гибели многих людей. Амударья известна своим непостоянством. Меняя свое русло, река уходила от цветущих земель, а города вскоре превращались в развалины. Но Хива продолжала жить .

За свою многовековую историю город Хива неоднократно переживал подъемы и упадок в экономике и культуре, попадал в руки иноземных захватчиков, а жители его находились под гнетом правителей, феодальной отсталости и религиозного мракобесия.

По результатам переписи 1924 года в Хиве было чуть больше 400 дворов и 18145 жителей. Город состоял тогда из 5 мелких административно — территориальных единиц, так называемых «мечетей-каумов». Ныне население Хивы существенно увеличилось.

До недавнего времени город Хива оставался лишь центром хлопководческого района. Однако, за последние годы появились два фактора, стимулирующие новый экономический подъем города:

  • во-первых газопровод Бухара - Урал, трасса которого включила в сферу своего снабжения земли Узбекистана;
  • во-вторых, бурное развитие туризма в стране явилось толчком к возрождению города и его памятников.

Город Хива представляет собой единственный по сохранности и концентрации архитектурных объектов выдающийся монумент средневекового градостроительства и архитектуры .

В Хиву приезжают тысячи людей со всех уголков земли. Хива - город-заповедник, город-музей народного зодчества. Для россиян, как мне кажется, пока очень экзотический туризм. В смысле мало кто сюда едет, свежи в памяти рассказы вынужденных переселенцев о религиозных фанатиках в Центральной Азии, враждебно настроенных к славянам. Но всё проходит…. Осталось наладить регулярные рейсы.

Город Хива. Немного истории

Время образования города Хива точно не установлено, его возраст получается не известен.

Дошедшее до нас слово «Хива» встречается в арабских географических трудах 10-го века как название одного из населенных пунктов на караванном пути между Гурганчом (ныне Куня Ургенч) и Мервом (ныне Мары), более ранние сведения о городе не известны.

Хива расположена на равнине, но на границе с пустыней. Когда-то в древности через эту местность был проведен канал Хейканик из Амударьи, который служил не только для орошения обширной территории, но и для снабжения водой населенных пунктов древнего государства. Вероятно, возникновение канала при наличии подземных вод, от которых питаются колодцы, способствовали возникновению поселения.

Народная легенда связывает основание города со временами пророка Ноя. Легенда говорит, что сын Ноя Сим приказал вырыть колодец на месте будущего города. И ныне в древней части города, в Ичан-кале, показывают глубокий колодец которому, как утверждают хивинцы, столько же лет, сколько и городу.

Хива выстояла в веках, но непрерывно существовала на одном месте. Ввиду чего приходилось ломать или реконструировать старые строения, отжившее и ненужное.

Именно поэтому в современной Хиве большинство памятников относятся к ХVIII-ХIХ вв. Более ранние памятники единичны, а археология города Хива пока не изучена.

Хива стала столицей государства лишь с 1556 г. при Дустхан ибн-Буджчи. Однако ее интенсивное развитие начинается при Арабмухаммедхане (1602- 1623), когда начали строить монументальные сооружения.

Сокровища архитектуры Хивы - жемчужины Хорезмского оазиса, с каждым годом влекут к себе все больше туристов.

Достопримечательности и архитектурные памятники Хивы

Мавзолей Пахлаван Махмуда

Город Хива был родным для Пахлаван Махмуда. А он считался святым покровителем Хивы. Жил на рубеже 13-14 веков. Пахлаван Махмуд перенял от отца профессию скорняка, шил шубы, и по одной из легенд, на месте нынешнего мавзолея, когда–то располагалась его мастерская.

Хивинцы уважали и любили Пахлаван Махмуда. Огромная физическая сила принесла ему славу непобедимого борца в кураш. И по сей день, профессиональные борцы Ирана, перед поединком, обращаются с молитвой к святому Пахлаван Махмуду. Дошли сборники стихов, написанные им, в них он прославлял свободу, справедливость, осмеивал лицемеров и ханжей.

Со временем вокруг захоронения Пахлаван Махмуда вырос некрополь. Здесь стали хоронить хивинских ханов и и их близких родственников. Высокий кирпичный портал открывает вход во двор мавзолея. На старинных резных дверях выведена надпись, которая гласит, что портал построен в 1701 году Шах-Нияз-ханом.

Строительство мавзолея над могилой Пахлаван Махмуда было начато при Мухаммед-Рахим-хане в 1810 году, а завершено в 1835 году, в правление Алла-Кули-хана. Здесь работали прекрасные хивинские мастера Муллааддин Мухаммадмурад, Нурмухаммад Каландар-оглы, Мухаммаднияз Абдалжаббар-оглы и Абдулла Джин.

Над мавзолеем высится высокий яйцевидный купол, прекрасна его внутренняя отделка. На стенах вязью, на фарси, выведены стихи, принадлежащие Пахлаван Махмуду (поэтический псевдоним Пиръервали). Изразцы покрывают все пространство мавзолея, причем сочетание синего фона и белых линий растительного орнамента настолько гармонично, что придает узорам легкость и прозрачность.

Ак-мечеть

Ак-мечеть представляет собой типичный образец квартальных мечетей, обычно сооружаемых для населения небольшого «микрорайона» известного под названием махалля или гузар. Центральное купольное помещение - ха (6,З5х635 м) окружено с трех сторон высокими многоколонными айванами.

Мечеть и минарет Джума

Самая крупная мечеть города Хива. Представляет собой обширный крытый двор с 227 деревянными колоннами. Длина двора 55 метров, ширина 43 метра. Известна только дата перестройки мечети в 1789 году, на средства знатного хивинца Абдурахмана Михтара. К этому времени относится и строительство минарета, возле мечети, ничем примечательным не отличающимся.

Деревянные колонны, собранные в мечети, разновременные. Особый интерес представляют 24 колонны, покрытые прекрасной резьбой по дереву, относящиеся к 10-12 вв.

В средневековом мусульманском мире значимость города порой определялась наличием в нем главной, то есть пятничной мечети. Архитектурно-художественное совершенство облика здания всегда было предметом особой заботы градоправителей. Каждый город старался превзойти другие по монументальности своей соборной мечети.

Среди известных мечетей Средней Азии Джума-мечеть в Хиве отличается традиционностью, даже архаичностью планировочно-пространственной структуры. В ней сохранились черты соборных мечетей тысячелетней давности. Это многоколонный, крытый плоской кровлей огромный прямоугольный зал (45х55 м), окруженный массивной глухой стеной с тремя входными дверями.

Посередине южной стены размещена михрабная ниша - место, указывающее направление поклонения молящихся. В зале царил полумрак, ибо немногочисленные люки - прорези на крыше совершенно недостаточны для освещения большого пространства.

Главную художественную ценность и примечательность соборной мечети, несомненно, составляют деревянные резные колонны, различные по габаритам, по архитектурной форме, по художественной отделке и по времени изготовления.

Распространено мнение, что неоднородность колонн возникла вследствие использования материалов с разрушенных зданий.

Часть колонн, наиболее ранних по времени, как будто привезена из Древней столицы Хорезма - Кята, погибшей под бушующими волнами Амударьи. Вероятно, имело место и другое: по народной традиции создание культовых зданий являлось богоугодным делом, и каждый верующий считал для себя честью сделать что-либо достойное для строительства мечети.

Строительство мечети

Каждый вносил свою лепту: один предлагал рабочую силу, другой приносил строительный материал, а состоятельные могли позволить изготовление и установку за свой счет резной деревянной колонны. В течение столетий многие колонны, в силу естественных причин, приходили в негодность. Их также постепенно заменяли другими. Таким образом, в многообразии колонн мечети нашли отражение отдельные этапы существования всего здания.

Ранние колонны мечети, судя по характеру и стилю надписей, орнаментов относятся к Х-ХIV вв. Архитектурная форма этих колонн исключительно интересна: в них ярко выражен сложившийся тип колонн древнехорезмского зодчества - базы «кузаги» со спускающимися листьями, граненые стволы, капители с раструбом, орнаментация в виде отдельных повторяющихся растительных мотивов.

Каждая деталь художественно продумана, и вся орнаментальная отделка дает представление о высоком мастерстве древних зодчих.

Ко второй группе относятся колонны, выполненные плоским рельефом. На одной из колонн сохранилась дата 1316 (1510 г. новой эры).

Уникальные колонны Джума-мечети нуждаются в тщательном и бережном уходе. Специалистами уже начата работа по чистке, защите от древесных вредителей, а где возможно, по укреплению и реставрации резьбы по дереву.

Ичан-кала

Восточные ворота Ичан-калы существенно отличаются от других ворот Хивы размерами и архитектурной формой. И не случайно народ назвал их «Богатырскими» - «Палван-дарваза». Над воротами сохранилась мраморная плита с исторической надписью, где год постройки определен словами и город Хива (шахри Хейвак -1221 (1806 г новой эры).

Несомненно, это год строительства первоначальных ворот, расположенных на линии крепостной стены. После завершения в 1835 году монументального медресе Аллакулихана к югу от него пристраивается шестикупольная крытая галерея - рыночный пассаж, тем самым выдвигая вперед начало ворот Палван-дарваза. Нынешние ворота относятся к концу 30-х годов ХIХ в.

В зоне Палван-дарваза при Аллакулихане произведены крупные градостроительные преобразования: построены медресе с 99 худжрами, караван-сарай и тим, завершено строительство дворца Ташхаули со сложной планировкой и многодворовой композицией.

Медресе Алла Кули-хана (1832 — 1835 гг.)

На сравнительно ограниченном пространстве зодчим удалось построить довольно крупное здание, которое очень гармонично вписалось в архитектуру старого города. К северному фасаду примыкают базар и караван-сарай, к южному — Ворота Палван-дарваза.

Главный западный фасад образует с расположенным напротив медресе Кутлу Мурад-инак ансамбль «кош». Медресе насчитывает 99 келий. Портал традиционно разделен на две части: в правой – находится мечеть, в левой – большая учебная аудитория.

В нескольких худжрах, расположенных в портальной части, была библиотека, основанная Алла Кули-ханом. Книги и учебники библиотеки были доступны для всех студентов Хивы. Майоликовая облицовка покрывает стены главного портала, дворовых фасадов.

Рисунок преобладает растительный, сочетание цветов синего, голубого и белого. Только южный портал выделяется орнаментом в виде переплетающихся колец.

Мечеть и бани Анушахана (1657 г.)

Город Хива известен своими банями. Глубокие исторические традиции имеют хаммомы – восточные бани. В Хиве бани были построены в 1657 году во времена правления Абулгазихана. Народное название хаммомов – бани Анушахана.

По традиции все хаммомы углублены в землю, одни только купола видны над поверхностью земли. Для чего нужна была такая оригинальность постройки? Просто таким образом достигалась теплоизоляция стен банного помещения. Обогрев восточной бани производился при помощи дымовых каналов, которые были проложены под полом помещений. Недалеко от котельной находились специальные колодцы, из которых брали воду для бани. Кроме основного помещения в восточных банях были еще и малые залы, каждый из этих залов выполнял определенные функции.

Если вы хотите совершить экскурсию по восточной бани, то вам для этого понадобится спуститься вниз по небольшой лестнице. Вы попадете в первое помещение хаммома, которое служило одновременно раздевальней и местом для отдыха. А чтобы попасть в центральный зал, где проходила процедура омовения, нужно пройти через анфиладу других залов. Когда баня функционировала, в каждом зале на пути к центральному температура постепенно повышалась. Вокруг основного зала находятся различные подсобные помещения.

Бани Анушахана были построены в период правления хивинского хана Абулгази в 1657 году. Возвратившись в Хиву после удачного похода на Кермине, Абулгазихан устроил великий пир и всенародно признал заслуги сына и по достоинству оценив их, дал ему знамя, литавры, войско, а также пожаловал крепость Хазарасп. Постройка бань в честь Анушахана видимо, были также одним из милостей, оказанных сыну со стороны Абулгазихана, потому что он в конце своей жизни, ещё будучи живым (в возрасте 60 лет) передал трон своему сыну Ануша. Такого поступка кроме Абулгазихана, не совершал ни один из властителей, правивших в Хорезме. После этого, хан отступив в уединение, написал довольно много произведений.

Конечно, это далеко не все архитектурные и исторические памятники города Хива. Здесь много других культовых сооружений, медресе и просто домов. Хива действительно редкий город, где везде древность и история вокруг.

Использованный источник http://uztour.biz/

Публикации по теме