Выставки и музеи в кремле. Патриаршие палаты с церковью двенадцати апостолов Патриарший дворец музея кремля

И включает в себя Патриарший дворец, служивший резиденцией для патриархов и митрополитов, и их домовую церковь Двенадцати апостолов.

История строительства

Первый дом для главы русской церкви был возведен в Кремле в 1325 году при московском князе Иване Калите. Это была деревянная постройка. По благословению московского митрополита, святителя Ионы, в 1450 году были воздвигнуты каменные палаты, а через год рядом была сооружена первая церковь Ризоположения, служившая домовым храмом московских митрополитов. В 1589 году после учреждения в России патриаршества митрополичьи палаты стали именоваться патриаршими.

Во время московских пожаров 1473, 1493 и 1626 годов палаты горели, но были заново отстроены.

В 1652 году после смерти патриарха Иосифа, по предложению царя Алексея Михайловича, на патриарший престол был возведен Никита Минин (Патриарх Никон). По его инициативе началось строительство нового Патриаршего дворца.

Описание

Патриаршие палаты строились в 1653-1658 годах. Для работ были приглашены лучшие мастера каменных шатровых храмов - Антип Константинов и Бажен Огурцов. Росписи внутренних помещений выполнили живописцы Ярославля и Костромы , а также лучшие царские иконописцы.

Первый этаж здания занимали дьяки многих приказов, также здесь находились хозяйственные помещения. На втором этаже располагались церковь во имя апостола Филиппа и парадные залы, в том числе Крестовая палата, или Мироварня (здесь готовилось миро, ароматическое масло, используемое для крещения и освещения храмов). Архитектура Мироварни уникальна - зал площадью 280 кв. метров был перекрыт сводом, не имеющим центральной опоры.

На третьем этаже находились покои патриарха Никона.

Существует легенда, что на четвертом этаже, где было лишь две комнаты, прятался от стрельцов малолетний Петруша, будущий император Петр Первый. От этих событий у него и сохранился нервный тик, возникавший в минуты сильного волнения.

По тем временам, трехэтажная постройка была огромной. Здание сооружено единым блоком и даже церковь Двенадцати апостолов составляет единое целое со всем строением. Храм, находящийся на уровне второго этажа, расположен на красивых проездных арках.

По своей красоте и роскоши Патриаршие палаты не уступали царским Теремным покоям. Позже, когда патриарха судили, Патриарший дворец был представлен как пример его необычайной гордыни и желания сравняться с царём.

На протяжении всей своей истории Патриаршие палаты много раз изменялись. Реконструкция была проведена после сильного пожара 1682 года. В это же время Филипповская церковь была перестроена в новый храм Двенадцати апостолов, ставший домовой церковью церковных иерархов.

Стены храма были украшены необычайно красивой росписью, пол покрыли керамической плиткой, а установленный иконостас, первоначально предназначенный для Вознесенского монастыря Кремля, был великолепен.

Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов - один из лучших памятников русской архитектуры XVII в., в облике и интерьере которого отразились сложные взаимоотношения светской и духовной властей страны.

История Патриаршего дворца и церкви Двенадцати апостолов

Успешное формирование русского единого государства с центром в стало причиной переезда в этот город в 1325 г. митрополичьего двора из постепенно приходящего в упадок . Своим актом митрополит Пётр признал главенствующую роль московских князей в собирании русских земель.

Первый дворец митрополита находился у . Позднее для него было выбрано место ближе к . Первоначально деревянный при митрополите Ионе в 1450 г. он был перестроен в камне вместе с домовой . Во время пожара 1473 г. комплекс значительно пострадал, но вскоре был восстановлен в прежнем виде. В 1589 г. на Руси вводится патриаршество и спустя 6 лет при патриархе комплекс был значительно обновлён с сохранением общей традиционной планировки.

События Смутного времени катастрофически отразились на состоянии патриаршего дворца. Во время бурных событий 1612 г. он обгорел и понёс значительные утраты. Пожар 1626 г. ещё больше усугубил положение. На восстановление старого здания потребовалось несколько лет, но он уже не удовлетворял ни требованиям времени, ни уровню притязаний первосвященника Русской православной церкви. В середине XVII в. патриарх получил разрешение на перестройку палат. Участок для строительства был существенно расширен за счёт подаренных царём части земель усадьбы Годуновых. Строительные работы по возведению новых Патриарших палат и Церкви Двенадцати апостолов продолжались в 1653-1655 гг. Руководство работами находилось в руках зодчих Антипа Константинова, Давида Охлебинина, а затем мастера из Тараса Тимофеева. Ряд исследователей называют имена и других зодчих, занятых на строительстве: А. Макеева, Б. Огурцова и других.

В конце XVII в. наверху Патриаршего дворца возвели небольшое помещение - Петровскую палатку. По легенде там скрывался будущий император во время стрелецкого бунта 1682 г. С 1721 г. после упразднения патриаршества в комплексе разместилась Синодальная контора, ведавшая церковными делами. В ноябре 1917 г. Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов пострадали больше других строений Кремля. В результате артиллерийского обстрела были пробиты стены здания и разрушены внутренние помещения. По этой причине первоначальный интерьер комплекса не сохранился.

После закрытия Кремлёвских соборов в 1918 г. в Патриаршем дворце и церкви Двенадцати апостолов разместилась экспозиция Музея прикладного искусства и быта XVII в. В советский период Патриаршие палаты и домовый храм патриархов неоднократно становились предметом тщательного исследования и реставрации. В 1920 г. была восстановлена вторая арка проезда во двор комплекса. Уже в 1922 г. первоначальный вид был возвращён северной галерее, связывающей церковь и патриаршие палаты. В 1955-1957 гг. и 1963-1966 гг. удалось восстановить значительную часть древних росписей и первоначальных архитектурных форм.

Патриаршие палаты

Рассказы экскурсоводов музея, подкреплённые большим количеством подлинных и уникальных экспонатов, глубоко раскрывают различные аспекты жизни российского общества, истории страны и церкви в XVII в. Развитие декоративно-прикладного искусства, история архитектуры и различных школ иконописи иллюстрируется уникальными экспонатами музея. Сложные взаимоотношения церкви и государства, глубокие внутрицерковные противоречия и повседневная жизнь состоятельных горожан - всё это выразительно показано в экспозиционных залах.

В отдельную тему выделяется рассказ о повседневной жизни Московских патриархов. День первосвященника, как и многих его современников, начинался ранним утром. В шесть часов, после первой службы патриарх приступал к текущим делам. В Крестовой палате его ожидали многочисленные челобитчики. Прошения о назначениях и благословениях, жалобы и споры рассматривалась до десятичасовой литургии. В праздники она проходила в Успенском соборе, а в будни - в домовой церкви или в том храме, откуда патриарх получал приглашение. В полдень приходило время обеда. В скоромные дни на стол патриарха подавалось до 30 блюд, в дни постов - только 10. В течение всего обеда специальный служитель за аналоем читал жития святого текущего дня. Временами его подменяли певчие. Обед заканчивался благодарственной молитвой и ритуалом сбора крошек со стола. Если патриарха не занимали гости, до пяти часов наступало время послеполуденного отдыха. После вечерней службы, патриарх возвращался к домашним, «келейным» делам. Заканчивался день первосвященника около полуночи.

Первый этаж здания некогда занимали хозяйственные службы дворца. Здесь же размещались различные управленческие подразделения Московской патриархии. Сегодня самое большое помещение на этом этаже используется для проведения временных выставок. На второй этаж посетители дворца поднимаются по узкой крутой лестнице, ведущей к Крестовой палате.

Первым залом музея считаются парадные сени Патриаршего дворца. Здесь патриарх встречал своих гостей и отсюда выходил на к народу. В дни праздников в этом помещении собирались все служившие у первосвященника дьяки и дворяне. В наши дни в сенях развёрнута историко-мемориальная экспозиция музея. Среди экспонатов в витринах представлены предметы богослужения и личные вещи, принадлежавшие патриархам Иосифу, и Никону.

Крестовая палата

Давний спор о главенстве духовной и светской власти, принявший в середине XVII в. ожесточённый характер, неожиданно вылился в архитектурное соперничество двух дворцов. Крестовая палата Патриаршего дворца стала своеобразной альтернативной знаменитой . Главный зал дворца патриарха превзошёл её по архитектурному решению перекрытия. Это помещение площадью 280 кв. м. не имеет центральных опорных столбов. Свод Крестовой палаты поддерживается только стенами, что стало большим шагом вперёд в развитие русской архитектуры. Палата производила неизгладимое впечатление на гостей патриарха. После её посещения Павел Алеппский сделал такую запись в своём дневнике: «Зал поражает своей необыкновенной величиной, длиной и шириной, особенно удивителен обширный свод без подпор посередине». Пол палаты покрывали цветные изразцы, а окна застеклялись пластинками тонкой слюды. Оконные решётки украшали яркие цветы, изготовленные из атласной ткани.

Крестовая палата существовала и в старом Патриаршем дворце. Так традиционно называли помещение с небольшим иконостасом, перед которым устанавливали деревянный крест. Из-за этой традиции она и получила своё название.

Палата служила для проведения торжественных приёмов, праздничных обедов, здесь проходили церковные Соборы. В этот зал приходили в день своих именин русские государи с праздничным пирогом и получали благословение от предстоятеля церкви. В ней же на закате своей карьеры патриарх Никон предстал перед судом Вселенских патриархов.

Приготовление мира

После обрушения в 1760 г. Успенской церкви, Крестовая палата с 1763 г. стала главным местом варки миро для всех храмов страны. Причина такой «централизации» была самая прозаическая. В провинции было очень сложно достать редкие ингредиенты непростого состава мира. В него входит около 50-ти ароматических трав, жидкостей и масел. Основу состава мира составляет высококачественное оливковое масло, куда добавляется белое виноградное вино, три вида ладана, мастика, базилик, кардамон, масло гвоздики, коры, розмарина, муската, лепестки розы, корень кардамона и многое другое.

Процесс приготовления мира проходил в строгом соответствии с отработанным веками ритуалом. Чин мироварения непременно проходил в Великий Понедельник на Страстной седьмице. Прежде всего, проходил обряд освящения воды и окроплялись все подготовленные ингредиенты. Каменный очаг был устроен прямо посреди палаты. На него устанавливались два котла: один для варки, второй для слива приготовленного продукта. Сначала в кадь заливалась святая вода, а затем постепенно оливковое масло и белое вино. Огонь в очаге патриарх собственноручно разводил. Сам процесс варки продолжался три дня и сопровождался непрерывным чтением Евангелия.

В Великий вторник в кадь добавлялось вино и ароматические ингредиенты, а на следующий день ещё раз вино и елей. Елей должен был непременно сварен в четвёртую седьмицу Великого поста. Освещение полученного мира проходило в Успенском соборе в Великий Четверг, куда он доставлялся в особом сосуде - алавастре. По преданию, первоначально он принадлежал апостолам. После разлива состава, патриарх ещё трижды благословлял каждый сосуд, зачитывал молитву и добавлял немного старого мира. Освещённое миро поступало в патриаршую ризницу, откуда рассылалось по приходам и монастырям.

Современная музейная экспозиция Крестовой палаты включает произведения декоративно-прикладного искусства и личные вещи первых людей государства. Это богатые оклады икон и разнообразная богослужебная утварь, царская посуда. В коллекции личных вещей серебряный ковш и сковорода царевны . В обширном собрании часов XVI-XVII вв. есть экземпляры, принадлежавшие и , патриарху Филарету. Довольно много предметов церковного облачения, которыми пользовался патриарх Никон. Это белый клобук, сшитый по греческим образцам, саксос, посох, украшенный цветной эмалью и камнями. Рукоятка посоха в форме змеи символизирует мудрость Церкви.

Библиотека патриарха

Основу собрания библиотеки патриаршего дворца составили древнеславянские и византийские книги и рукописи. Особо ценный документальный фонд образуют личные письма предстоятеля церкви и русских правителей.

Продолжая традицию, заложенную в XV в. царевной , русские государи регулярно пополняли библиотеку ценными рукописями и книгами. К началу XVI в., по словам посетившего Москву ученого монаха Максима Грека, это было одно из крупнейших книжных собраний в Европе.

Большой вклад в развитие библиотеки лично внёс патриарх Никон. По его настоянию было единовременно приобретено около 500 рукописей из греческих монастырей. За счёт собственных «келейных» средств патриарх приобретал для своей библиотеки книги и рукописи у провинциальных монастырей . Вплоть до 1917 г. книжный и рукописный фонд библиотеки был открыт для всеобщего пользования. После революции патриаршая библиотека была национализирована.

Придельная церковь святого апостола Филиппа

На третьем этаже дворца располагались жилые комнаты патриарха. В малой крестовой палате хранились священные реликвии, принадлежавшие главе русский церкви, в том числе, перст Василия Великого. Отсюда можно было пройти в небольшой храм святого апостола Филиппа. Он располагался над трапезной домовой церкви. На престоле храма когда-то стоял алавастр, старинный сосуд для мира, привезённый из Византии. В специальном шкафчике в алтаре хранились священные мощи. В особых случаях от них отделялись маленькие кусочки и зашивались в платы для литургии, которые рассылали в новые храмы. В настоящее время эти помещения закрыты для посещений туристами.

Церковь Двенадцати апостолов

Церковь Двенадцати апостолов самое позднее культовое здание на Соборной площади. Она построена в середине XVII в. при патриархе Никоне как домовый храм главы Русской православной церкви. Первые годы истории церкви загадочны и туманны. Исследователи расходятся во мнении по поводу освящения храма. Некоторые источники указывают, что патриарх Никон намеревался посвятить церковь Святой Троице. Ряд историков считают, что до 1680 г. храм простоял безымянным и был освящён только патриархом Иакимом. Другие исследователи придерживаются версии, что первые годы своего существования храм был посвящен апостолу Филиппу.

Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов сквозь века пронесли представления наших предков о прекрасном. Этот памятник архитектуры, дополненный развёрнутой в его стенах экспозицией Музея прикладного искусства и быта XVII в., создаёт целостное представление об архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве отдалённого периода истории России.


Древнее здание гражданского зодчества Патриаршего дворца было расположено на Соборной площади в Кремле Москвы с северной стороны Успенского собора. Это сооружение включало: две домовые церкви – «Двенадцать апостолов» и «Апостола Филиппа», Крестовую (Мироварную) палату, монашеские кельи и личные покои патриарха. Палаты построены по указу патриарха Никона в 1653-1655 годах русскими мастерами. Именно их туристы видят на Соборной площади в Московском Кремле. Дошедший до наших дней комплекс, занял место старого храма Соловецких чудотворцев и часть двора Бориса Годунова.

Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов в Московском Кремле.

Четырехэтажное здание Патриарших палат и собор – стиль московской архитектуры XVII века с элементами владимиро-суздальского зодчества. В 1681 году при патриархе Иоакиме церковь «Апостола Филиппа» после пожара 1680 года была перестроена, заново расписана и освящена во имя святых Двенадцати апостолов.

Патриаршие палаты

Первый этаж Патриарших палат был отдан под хозяйственные нужды. Второй этаж занимали парадные помещения. Третий этаж – личные покои патриарха.


Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов. Московский Кремль.

Главное парадное помещение второго этажа Патриаршего дворца – Крестовая палата. Крестовая палата – перекрытый одним сомкнутым сводом без подпор огромный зал, площадью 280 кв. метров. Крестовая палата – это приемный зал патриарха. Здесь проходили заседания Священного собора, патриархи организовывали пиры для русских царей, проводили встречи с иноземными послами. С 1763 года в Крестовой палате варили церковное масло миро (печь сохранилась). Миро готовили для церковных обрядов всей Руси. Для духовенства Крестовая палата имела такое же значение, как Грановитая палата для светской власти. Гражданское сооружение в два этажа Грановитой палаты (1487-1491 годы) – приемный зал царского двора на Руси, площадью 495 кв. метров и высотой 9 метров.


Грановитая палата. Вид с Соборной площади Московского Кремля.

Среди Музеев Московского Кремля особо выделяются Патриаршие палаты с церковью «Двенадцать апостолов».

Сегодня второй этаж Патриарших палат – это Музей «Прикладного искусства и быта России XVII века».

В составе Музея русской культуры XVII века находятся:

  • Экспозиция в Крестовой (Мироваренной) палате Патриаршего дворца (10 витрин). Художественные изделия XVII века (посуда, ювелирные изделия, предметы царской охоты, мебель XVII века), церковные облачения патриархов и личные вещи;
  • Трапезная Патриарших палат. Пять витрин: лицевое шитье (витрины 13, 14,15,16); в витрине 17 выставлено орнаментальное художественное шитье России XVII века;
  • Экспозиция в кабинете Приказных палат Патриаршего дворца. Два помещения рассказывают в предметах быта об убранстве комнат богатых москвичей;
  • Выставочный зал в Одностолпной палате Патриаршего дворца.

Крестовая палата экспонирует облицованную мрамором печь в виде креста для миро. Внутри нее устроили три котла. В XIX веке над печью установлена резная деревянная золоченая сень на восьми колоннах.

Серебряная кадь для миро весом 200 кг – подарок императрицы Екатерины II Великой патриарху в 1767 году.

Церковь «Двенадцать апостолов»

Церковь «Двенадцать апостолов» использовалась для проведения повседневных служб, кроме больших праздников. Две сквозные арки под храмом – въезд с Соборной площади на Патриарший двор. Русский иконостас собора «Двенадцать апостолов» перенесен из церкви кремлевского Воскресенского монастыря в 1929 году. Золоченая рама иконостаса храма – образец художественной резьбы по дереву конца XVII — начала XVIII в стиле русского барокко. В ней размещены иконы XVI-XVII веков, которые несут глубокий духовный смысл. В центральном барабане, который поддерживает купол церкви «Двенадцать апостолов», в 1978 году обнаружена живопись XVII века. Шатровая золоченая сень над престолом церкви появилась в 1998 году. Церковь «Двенадцать апостолов» восхищает изразцовым полом.


Вид на Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов с Соборной площади Московского Кремля.

В церкви «Двенадцать апостолов» представлена выставка икон, рассказывающая об эволюции иконописи XVII века художников Москвы и городов России (работы придворных изографов Федора Зубкова и Симона Ушакова).


Царь-Пушка и церковь Двенадцати апостолов на территории Московского Кремля.

Экскурсия по Патриаршим палатам – знакомство с эпохой русского средневековья, традициями, семейными ценностями, с укладом жизни и обрядами русского дома. Посетители Патриарших палат видят изразцовую печь, слюдяные «окончины» в церкви «Двенадцать апостолов», рукописные книги, нарядные сундуки, поставцы с драгоценной посудой, старинные часы.

21 ноября 2011 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение Патриарших палат в Московском Кремле, расположенных в подклете Грановитой палаты. Палаты, предоставленные в пользование Патриарху Московскому и всея Руси Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым, после завершения реставрационных работ будут использоваться во время проведения официальных мероприятий с участием Предстоятеля Русской Церкви - встреч, переговоров, приемов .

От редакции . Таким образом, исторические Патриаршие палаты в Московском Кремле останутся музейными помещениями, и при Патриархе Кирилле статус Патриарших палат присвоен … подклету?!

Первыми посетителями Патриарших палат , как сообщается на официальном сайте пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, стали Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, прибывшие в Москву для участия в торжествах по случаю 65-летия со дня рождения Его Святейшества. Высоких гостей встречал Святейший Патриарх Кирилл:

UPD . 21 ноября 2011 г. 16:39 патриаршая пресс-служба распространила следующее сообщение: «Рассказав гостям о состоявшемся событии, Его Святейшество подчеркнул, что сей день - особый в летописи присутствия Патриарха в этом историческом месте России. Напомнив, что в прежние века местом проживания Патриархов Московских был Кремль (в историческом Патриаршем дворце в настоящее время располагается музей, кроме того, в нем время от времени проходят церковные мероприятия), Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «Поскольку та резиденция не очень удобна для работы , на государственном уровне было принято решение о постоянном месте для пребывания Патриарха Московского и всея Руси на территории Кремля. И сегодня утром мы освятили эти помещения»: http:// www. patriarchia. ru/ db/ text/1749942. html

Как говаривали прежде на Руси, наверху - царь, а внизу - псарь:-)


Для справки : Нижний этаж Грановитой палаты представляет собой хозяйственный подклет из 5 помещений, изначально не имевший входов со стороны Соборной площади. В 1990-е гг. подклет Грановиой палаты уже был отреставрирован. В 2011 г. была начата новая реставрация подклета (см. фото ) с участием питерского ООО "Рестауро СПб", где впервые используется гидравлическая известь "Сент-Астье" (StA NHL3,5)

Фрагмент интерьера подклета Грановитой палаты 20 января 2005 г . именно здесь, в Патриарших покоях Грановитой палаты Московского Кремля, состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Президентом Эстонии Арнольдом Рюйтелем, на которой присутствовал Президент России Владимир Путин (см. фото ).


13 июля 2011 г., после Литургии в храме Двенадцати апостолов в Патриарших палатах Московского Кремля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял католическую делегацию во главе с архиепископом г. Тренто Луиджи Брессаном в Мироваренной палате Патриаршего дворца: Этот дипломатический приём в Крестовой (Мироваренной) палате Патриаршего дворца стал первым в истории Церкви после упразднения патриаршества на Руси. Все последние 20 лет там, посреди музейной экспозиции, проходили лишь концерты и конференции с приглашением различных церковных организаций. Более того, после приёма делегации Римско-Католической Церкви Патриарх Кирилл провёл в Крестовой (Мироваренной) палате рабочее совещание с заместителем главы Администрации Президента России А.Д. Бегловым и депутатом Государственной Думы РФ от Ярославской области, первым заместителем председателя комитета по международным делам .

Для справки : Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов были построены русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым в 1653-1655 гг. для патриарха Никона. Первый этаж дворца занимали хозяйственные службы, третий - личные покои патриарха. Особое место в дворце занимала Крестовая палата на втором этаже - парадный приемный зал Патриарха Никона, в котором проходили заседания Священного Собора. Здесь Патриарх принимал Царя и послов иностранных держав. В 1763 г. здесь стали совершать варение мира. После упразднения патриаршества во дворце разместилась Московская Синодальная контора. 13 июля 2008 г., в день праздника Собора славных и всехвальных двенадцати апостолов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Литургию в церкви Двенадцати апостолов (см. фото ).

Предыдущая фотография Следующая фотография

Дорога к Соборной площади со стороны Александровского сада ведет через высокие арки в подклете церкви Двенадцати апостолов, примыкающей к Патриаршим палатам. Здесь несколько веков помещались личные покои главы русского православия, его канцелярия и сокровищница. Ни одно здание Московского кремля не перестраивали так часто и кардинально, в этих белокаменных стенах бушевали пожары и нешуточные страсти, роскошь отделки соперничала с царским дворцом.

Еще при Иване Калите в кремле поставили избу для митрополита Петра. Только в 1450 г. началось строительство каменных палат возле церкви Ризоположения , ставшей домовым храмом святого Ионы, первого русского митрополита, не назначенного в Константинополе. На исходе 15 века их уничтожил страшный пожар. Восстановление подворья длилось больше века и было завершено только патриархом Никоном. Уже после его низложения возвели церковь Двенадцати апостолов, придавшую законченность комплексу Соборной площади.

Архитектура Патриаршего дворца

Здание представляет собой конгломерат из объединенных в одно целое построек разного времени, потому их общий стиль определить весьма сложно. Барабаны церкви Двенадцати апостолов такие же, как на Архангельском соборе, обращенный к площади фасад отделан подобно Успенскому храму, который старше на несколько веков. Глаз сразу замечает несовпадения пропорций и асимметричность расположения окон, вызванные многократными перестройками. Современники поражались смелому решению зодчих Крестовой палаты, чей огромный свод не имеет центральной опоры. Роскошная отделка парадного зала стала причиной обвинения патриарха Никона в грехе гордыни.

Музей в Патриарших палатах

Второй этаж огромного здания занимает экспозиция, где демонстрируются предметы искусства и быта 17 века. В Парадных сенях выставлены одежда, ризы и вещи патриарха Никона. На стендах Крестовой палаты, предназначенной для торжественных приемов и церковных соборов, красуются коллекции дворцовой посуды, охотничье оружие Ивана Грозного, богатейшее собрание старинных часов. Другое название зала - Мироваренный: до 1917 г. в огромном серебряном чане, подаренном Екатериной II, на специальной печи под особые молитвы происходило таинство сотворения ароматического масла - мира, которым совершалось помазание на царство, освящение новых зданий и кораблей.

В Приказной палате можно увидеть письменный прибор и шахматы царя Алексея Михайловича, подлинный букварь его внука Алексея Петровича, нарисованный знаменитым художником того времени Карионом Истоминым. Реконструирован интерьер жилых комнат - деревянные столы, стулья, резное кресло, окованные сундуки и облицованная изразцами огромная печь погружают экскурсантов в быт высшего духовного и светского сословия 17 века.

Редчайшее собрание расшитых предметов церковного обихода - престольных покровов, завес для царских врат, настенных пелен - находится в Трапезной палате. Золотошвейное искусство переживало свой расцвет как раз в 17-18 веках, художники и мастерицы оставили нам великолепные образцы своего ремесла. В церкви Двенадцати апостолов выставлены редкие иконы старинного дониконианского и нового письма.

Публикации по теме