Львы дворцовой пристани. Сторожевые львы на адмиралтейской набережной Львы в искусстве

Дворцовая пристань - парадный спуск к Большой Неве в Питере, созданный по проекту Карла Росси в первой четверти XIX века и декорированный статуями львов.

На набережной Невы против восточного крыла Адмиралтейства , увенчанного стройным золотым шпилем с корабликом, находится гранитная Дворцовая пристань, декорированная двумя медными статуями сторожевых львов.


Дворцовая пристань находится в непосредственной близости к Адмиралтейству, Дворцовому мосту и Зимнему дворцу. Сейчас пристань используется как причал прогулочных катеров, в 2004 году использовалась как остановка водного автобуса. С начала XX века к пристани пришвартован плавучий ресторан. Пристань представляет из себя широкий гранитный лестничный спуск к Большой Неве. Она состоит из двух маршей по восемь ступеней, марши разделены между собой небольшой гранитной площадкой. Эта площадка по краям имеет два выступа, выходящих к реке. За этими выступами со стороны берега находятся гранитные пьедесталы львов. Монотонность вертикального параллелепипеда пьедестала разделена неширокими выступами. Сам лестничный спуск с боков ограничен парапетом набережных.


Дворцовая пристань была Начала строиться в 1820-1824 годах. Она находилась в месте выхода Дворцового проезда к Неве. Сейчас на этом месте расположен въезд на Дворцовый мост. Пристань была построена по чертежам архитектора Карла Росси в рамках проекта по благоустройству территории у Зимнего дворца после строительства арки Главного штаба. Курировал работы сам император Николай I Строил пристань инженер А. Д. Готман. Одновременно с этими работами был построен Петровский спуск у западного павильона Главного Адмиралтейства. Предложенные Росси статуи львов являются точной копией флорентийских львов. Моделями для литья являлись гипсовые слепки с оригинала, которые хранятся в Академии Художеств. Такие же львы были установлены Карлом Росси у Михайловского дворца.


После того, как все детали пристани были утверждены, в строительстве пристани наступила пауза, которая до сих пор не объяснена историками. С 1828 по 1832 год в деле строительства пристани не было подвижек, и с конца 1832 года события происходили одно за другим. В начале мая 1832 года Николай I сделал свой выбор: он распорядился установить на нижнем спуске к Большой Неве две порфировые вазы, присланные в дар шведским королём в 1830 году, а наверху поместить на высоких пьедесталах мраморные статуи Геркулеса и Флоры из Таврического дворца. В конце месяца царь меняет своё решение и далее работы ведутся по проекту Росси, 31 мая 1832 года высочайшему вниманию поданы все детали проекта. 5 июня 1832 года на Александровском чугунолитейном заводе запущена работа над фигурами львов и постаментами. В сентябре 1832 года статуи львов были установлены на Дворцовой пристани одновременно с порфировыми вазами. В конце 1832-начале 1833 года П. К. Клодту была поручена работа над диоскурами, но они не сместили с постамента ни львов ни вазы. А статуи Геркулеса и Флоры в 1862 году были установлены в Александровском саду.

Это, пожалуй, самые популярные в Санкт-Петербурге сторожевые львы. Тонко вычеканенные из листовой меди царственно-величавые статуи грозных зверей хорошо видны отовсюду, а их профили четко прорисовываются на фоне темно-серой глади Невы и бледной голубизны чистого неба.


Исторически между флигелями Адмиралтейства до постройки набережной находилась Адмиралтейская пристань. Первые идеи оформления спуска к Неве у Зимнего дворца в продолжение Дворцового проезда к Неве выдвигались ещё до засыпки Адмиралтейского рва в 1817 году. Первым сохранившимся прочтением пристани стала работа архитектора Л. Руска, созданная ещё до засыпки Адмиралтейского рва как часть проекта набережной между зданием Адмиралтейства и Зимним дворцом. Она представляла собой красивую пристань-лестницу, которая была украшена четырьмя скульптурными композициями, которые представляли собой аллегорические женские фигуры на круглых пьедесталах, с лежащими каменными львами, обращенными в сторону дворца. Другой проект сохранился в отделе эстампов Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. Он представляет собой рисунок неизвестного художника, изображающий пристань с двумя парами лежащих львов. Следующее предложение исходило от известного скульптора В. И. Демут-Малиновского. Он создал модель «Конь с водничим», которая не получила одобрения и была отклонена. Но на её базе возникла новая идея - украсить пристань конными группами наподобие скульптурной группы «Кони Марли», которая находится в Париже при въезде на Елисейские поля. Скульптурные композиции изображали исполинских бешеных коней, со свирепым взглядом и оскалом зубов и развевающейся гривой. Кони влекут за собой водничих, кажущихся в сравнении с животными малорослыми. Скульптурные группы были созданы в 1745 году скульптором Гийомом Кусту. В трактовке Кусту кони олицетворяют животное начало, символизируют стремительную неукротимую свирепость и поэтому изображены гигантами рядом с малорослыми водничими.От имени Петербургской Академии художеств был отправлен запрос о возможности получения малых моделей коней Марли. На первый запрос не было реакции и в 1827 году во Францию был отправлен повторный запрос. В ответ К. П. Брюллов в феврале 1828 года присылает из Парижа в Академию художеств небольшой рисунок одной из конных групп. В начале марта в Санкт-Петербург поступают малые бронзовые копии обеих групп, а 5 октября прибыли алебастровые для создания по ним больших моделей. Комиссия, запросив расходы на отливку композиций в металле, оценила стоимость 32 тысячи рублей за группу непомерно дорогой. Модели коней Марли изготовлены не были, начались поиски более доступного варианта.

В проекте Дворцовой пристани архитектор хотел установить нижним ярусом статуи львов и верхним - статуи диоскуров работы П. К. Клодта. Скульптор получил правительственный заказ на выполнение двух скульптурных групп для украшения пристаней Адмиралтейской набережной в конце 1832 - начале 1833 года. Летом 1833 года скульптор изготовил модели для проекта, и в августе того же года модели были утверждены императором и доставлены для обсуждения в Академию художеств. Члены академического совета выразили полное удовлетворение работой скульптора и было решено выполнить обе первые группы в полном размере. После этого успеха в работе над этим проектом наступила вынужденная пауза, обусловленная тем, что Клодт завершал работу над скульптурной композицией Нарвских ворот. Этот перерыв закончился в середине 1830-х, и работа над проектом была продолжена. Император Николай I, курирорвавший проект пристани, не одобрил сочетание львов и лошадей. Вместо Диоскуров на пристани были установлены вазы, а диоскуры были установлены на Аничковом мосту.Вазы были выполнены из полированного порфира на Эльфдаленской гранильной фабрике в Швеции. Чугунные пьедесталы отлиты на том же заводе и по тому же проекту, как и для львов: на Александровском чугунолитейном заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя. До установки на этом месте вазы хранились в Таврическом дворце.


Сейчас пристань со львами находится на Адмиралтейской набережной у восточного павильона Адмиралтейства (рядом с Дворцовым мостом). По мнению краеведов и блогеров, эти львы являются самыми знаменитыми львами Санкт-Петербурга .

После последней перестройки пристань со львами, находясь рядом с Дворцовым мостом, составляет единый архитектурный ансамбль с его южным спуском. Фигуры львов выполнены методом чеканки из листовой меди, они изготовлены в 1832 году на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге. Их изготовил мастер И. Пранг по модели скульптора И. П. Прокофьева . На том же заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя для львов отлиты чугунные пьедесталы с волютами .

Описание

Дворцовая пристань представляет из себя широкий гранитный лестничный спуск к Большой Неве . Наверху лестницы, возвышаясь над уровнем берега находятся гранитные пьедесталы львов. Монотонность вертикального параллелепипеда пьедестала разделена неширокими выступами. Сам лестничный спуск с боков ограничен парапетом набережных, который плавно переходит в пьедестал.

Лев в символике

Льва называют «Царём зверей». Традиционный символ мощи, воплощающий силу солнца и огня.

Лев в мифологии

В египетской мифологии - символ божественной власти и царского достоинства, у ассирийцев и греков львы считались спутниками богинь, в раннехристианском искусстве лев поочередно символизировал святого Марка, святого Иеронима и даже самого Христа - как «льва от колена Иудина».

Модели львов

Сохранилась трёхсторонняя переписка между Карлом Росси , директором Санкт-Петербургского Александровского чугунолитейного завода М. Е. Кларком и министром императорского двора П. М. Волконским .

Сначала Росси запросил Кларка о возможности изготовления таких статуй, а затем, видимо получив ответ, 20 октября пишет П. М. Волконскому:

Донесение министру императорского двора:

(на заводе хороших мастеров нет, а) …от искусства приготовления таковых моделей зависить будет совершенство фигур… гораздо бы лучше заказать сделать оные модели известным художникам

В ответ министр предложил скульптору осмотреть и измерить мраморных львов Трискорни , которые находятся у подъезда дома военного министерства , с целью

Архитектор выполнил указания министра: осмотрел и даже зарисовал мраморных львов, но по результатам работы высказал своё категорически отрицательное отношение к навязываемому ему варианту:

Высказывание Карла Росси:

…львы сии по малости их для сего назначения будут казать безобразие

После этого в оформлении Дворцовой пристани наступил довольно длительный перерыв, причины которого историкам остались неизвестными.

Создание скульптур

…государь хочет знать, сколько будет стоить отливка двух львов по имеющейся в заводе модели…

Эти доводы Кларка сдвинули дело с мёртвой точки: медные львы для Дворцовой пристани были созданы. Их изготовил мастер И. Пранг по модели скульптора И. П. Прокофьева . Чугунные пьедесталы с волютами отлиты для львов на том же заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя .

Государь повелел сделать двух львов чеканкой и четыре постамента из чугуна для львов и ваз

Львы установлены на Дворцовой пристани как украшение в сентябре 1832 году .

Сохранность и реставрация

Первые сведения о снятии львов с постаментов относятся к -1914 годам и связаны со строительством Дворцового моста . Историки логично предполагают, что снятые львы были отреставрированы.

Сохранность львов позволила им продолжить украшать Дворцовую пристань в то время, как самые пострадавшие памятники отправились на реставрацию.

Скульптуры были отправлены в реставрационные мастерские в начале 1950-х годов : сперва один, а за ним и другой были отправлены на восстановление и вскоре снова украсили Дворцовую пристань.

Внеплановая реставрация

Медного льва отправили на срочный ремонт в реставрационные мастерские. Необходимые для этого средства были предоставлены Российской партей жизни , проект курировал председатель Совета Федерации , лидер партии Сергей Миронов .

Вывоз льва на реставрацию был оформлен как театральное действо . «Врачи»-реставраторы в белых халатах осмотрели больного льва, они перебинтовали его и краном погрузили на «КАМАЗ », задрапированный под машину «Скорой помощи». На опустевшем постаменте льва заменили люди, одетые львами.

Реставрация продолжалась около 3 месяцев и обошлась в сумму около 300 тысяч рублей.

На период реставрации место скульптуры вначале заняла пластиковая копия - «солнечный» лев Бонифаций , расписанный участниками «Юношеской восьмерки». Впоследствии этот лев был продан на аукционе за 1,5 млн. рублей, деньги были перечислены на счета Научно-практического центра по оказанию помощи ВИЧ-инфицированным детям и беременным женщинам.

Позже на постаменте находилась фигура льва, собранная из воздушных шариков.

В 2007 году в рамках той же инициативы была отремонтирована вторая скульптура. Восстановление обошлось в 262 тыс. рублей и было закончено к сентябрю 2007 года. На постамент была водружена плоская копия льва.

Реставрационные работы

Технология реставрации покрытия включает в себя расчистку, грунтовку и непосредственно реставрацию. Особенностью реставрационных работ в Санкт-Петербурге является то, что очень важно качественно обработать скульптуры, так как лакокрасочное покрытие в нашей среде держится не более трёх-четырёх лет. в процессе проведения работ были выявлены следы предыдущих реставрационных работ - на скульптурах обнаружилось много слоев краски. Кроме того, после расчистки на фигурах львов оказалось много дырок и вмятин.

Кроме комплекса восстановительных работ, было выполнено укрепление конструкции внутренним трубчатым каркасом. В оболочках полых скульптур были прорезаны отверстия и установлены латунные трубки.

Реставраторы убеждены в прочности созданной конструкции:

Теперь скульптуры будет сложно сломать, конечно, если не лупить по ним 10-ти килограммовой кувалдой!

Команда реставраторов состояла из четырёх человек, столько же участвовало в демонтаже. Срок проведения работ составил около месяца.

Львы в искусстве

Само месторасположение львов, на парадной Дворцовой пристани , окружённой зданиями Адмиралтейства и Зимнего дворца , обращённой к Неве , обусловила внимание к ней со стороны деятелей искусства.

Петербург по праву считается одним из красивейших городов мира, немалую толику величия которого составляют обитающие в городе многоликие скульптуры львы. Невзирая на капризы переменчивой погоды и в целом несвойственный для их ареалов обитания климат, царственные животные вольготно чувствуют себя в туманной Пальмире, расположившись едва ли не на каждом углу. История умалчивает об истории их появления на просторах северной столицы, однако принято считать, что мода на львов во всех ее проявлениях (гранитные, чугунные, мраморные и бронзовые скульптуры львов) получила широкое распространение в первой трети ХІХ века с проникновением в русскую архитектуру стиля классицизма. Не подвергая сомнениям высказывания ученых мужей, заметим лишь, что факты львиной миграции имели место и ранее.

Поговаривают, что первые львы появились на берегах Невы вскоре после основания города, ибо Государь Император Петр І в поисках лучшего открыл в Европе не только чудеса судостроения, но и архитектурные изыски. Петербургские львы представлены завидным многообразием форм и размеров, неизменно привлекая обитателей и гостей города не только внешним видом, но и связанными с ними многочисленными историями и перипетиями событий.

Пожалуй, одними из наиболее популярных львиных старожилов Петербурга являются львы Дворцовой пристани. Искусно вычеканенный из меди царственно-величавый грозный зверь с ощеренной в мощном рыке пастью, открывающей взгляду недруга устрашающие клыки – вот она скульптура льва сторожевого во всей красе. Знаменитая львиная пара – объект неизменного внимания жаждущих увидеть Петербург собственными глазами, но мало кто знает, какая череда случайностей определила их внешний вид и саму возможность обитания на берегах Невы.

Находящаяся в центре столицы, да еще и неподалеку от царской резиденции, пристань требовала достойного оформления. Его Величеству предлагались различные варианты декоративного решения вплоть до копии исполинских конных групп наподобие находившихся в Париже у въезда на Елисейские поля, однако определяющим для принятия окончательного вердикта стал финансовый отчет директора Александровского чугунолитейного завода М. Кларка.

В ответ на запрос, сколько же будет стоить купить статую льва в количестве, необходимом для украшения пристани, Кларк сообщал, что изготовление методом литья и чеканки из листовой меди по уже имеющимся на заводе моделям позволит значительно ускорить и удешевить как производство, так и установку декоративных стражей. Невзирая на протесты архитектора К. Росси, взывавшего к благоразумию Государя Императора, ибо, с его точки зрения, львы, взятые за основу, ничтожно малы для оформления набережной, Николай І утвердил проект. Ведь казна не бездонна, а незадолго до этого «имперским финотделом» уже была выделена баснословная по тем временам сумма для приобретения настоящего шедевра древнеегипетской архитектуры, призванного украсить столичные берега.

Однако вернемся ко львам Дворцовой пристани. Прототипом, против которого так рьяно выступал К. Росси, послужили львы Трискорни, охранявшие вход в военное министерство. Насколько фантастически прекрасным может быть мраморный лев, Петербург не раз убеждался на примере именно этой пары. Крупноголовые с тяжелыми завитками непокорной косматой гривы, покоящейся на поджаром мускулистом теле, царственные животные заставляют посетителей почтительно задержаться у входа в здание. Мощная лапа одного из зверей покоится на шаре, а взор обращен к не менее грозному сопернику, чьи выпущенные когти подхватывают выскользнувший шар. На постаменте указана и фамилия автора, и год, и место создания мраморных красавцев, однако это дает больше вопросов, нежели ответов.

Наиболее талантливым из семьи скульпторов Трискорни был Паоло, а экономически успешным – Августин. Но поскольку Паоло посчастливилось стать более известным, авторство младшего брата не всегда афишировалось. Кроме того, Паоло всегда подписывал свои работы именем, а не только фамилией семьи, а на постаменте фигурирует лишь фамилия. Кто же, в конечном итоге, является автором знаменитых петербургских львов? И где прохлаждалась мраморная пара с года своего создания (1810) до постройки особняка (1817), который была призвана охранять? Не лишним будет упомянуть, что хотя композиция и внешний облик зверей был несколько видоизменен, приписывать Трискорни полное авторство шедевра – значит погрешить против правды, так как за основу взяты скульптуры флорентийской площади.

Львы красивейшей флорентийской Piazza della signoria дали жизнь не только львам Трискорни, но и гипсовым скульптурам, установленным на главной лестнице Академии художеств, медным львам дворца в Стрельне, чугунным изваяниям Елагина и Михайловского дворцов и потрясающим воображение статуям Львиного каскада. Хотя порой авторство последних предписывается скульптору И. Прокофьеву, однако подробный перечень работ профессора сторожевых львов не включает, а допущение сие основано на путанице в документах, в которых гипсовые слепки флорентийских львиных форм соседствуют со слепками тритонов работы И. Прокофьева. Как бы там ни было, но копии флорентийских предводителей животного царства не менее прекрасны, нежели оригиналы, а роскошным гривам первых в Петербурге чугунных львов Елагина дворца могли бы позавидовать самые яркие красавицы империи.

Львы Петербурга без труда вписались в насыщенную жизнь столичной аристократии, влияние которой было настолько велико, как шутили петербуржцы, что даже застывшие изваяния порой меняли свой облик. О философствующих львах у дома Лаваль ходили легенды далеко за пределами града Петра Великого. Помилуйте, ну как тут не увлечься высокими материями, ежели в дом захаживают такие светлые головы – А. Пушкин, Н. Карамзин, А. Грибоедов, М. Лермонтов и многие другие. И хозяйка дома, и сам дом, и его задумчивые львы производили столь неизгладимое впечатление, что «высокий дом на берегу Невы» не преминул упомянуть в своей поэме «Русские женщины» Н. Некрасов.
Львы Лаваль необычны не только выражением задумчивых морд, но и в целом декоративным решением. Их головы, шея и часть спины покрыты незатейливым платком, украшенным симметричными бороздами, напоминающим традиции изображения древнеегипетских сфинксов, популярность которых значительно возрастет после военных кампаний Наполеона Бонапарта в Египте и Сирии.

Архитектура Петербурга сложна, многогранна и славится бессчетным количеством впечатляющих памятников и монументов, однако многообразие именно этих сооружений позволяет говорить о музее под открытым небом – музее петербуржских мостов. Соединяя воедино огромный город, эти жизненные нити были не простым слиянием камня и металла, а творением рук человеческих, призванным не только упрощать свободу передвижения, но и украшать просторы северной столицы. Многие из них создавались совместными усилиями команд инженеров, архитекторов, проектировщиков, скульпторов, художников, однако три моста являются поистине гениальным результатом союза двух творческих гениев – инженера Г. Треттера и скульптора П. Соколова, создавших Львиный, Банковский и Египетский мосты.

Работы над возведением Львиного и Банковского мостов велись практически одновременно, поэтому неудивителен факт двойного использования тандемом ряда технических и декоративных решений. Оба моста представляют собой контрастное единение ажурной ограды с массивными чугунными изваяниями попарно расположенных животных, посаженных мордами друг к другу и держащих в пасти свисающие вдоль перехода толстые стальные тросы.

Несмотря на кажущуюся монолитность, состоящие из двух половин изваяния полые и прячут под прорисованными выпуклыми мускулами и впившимися в постамент мощными лапами крепления висячего сооружения. Сторожевые львы Львиного моста несут свою службу уже многие годы, но о том, как невыносимо тяжела вверенная им ноша, свидетельствует лишь неестественно захлестнутый на исполинскую спину напряженный хвост.
Покой Банковского моста и близлежащей округи охраняют иные создания – грифоны. Отдавая дань древним легендам о мифических существах с головой и крыльями орла и телом свирепого льва, скульптор П. Соколов водрузил на находившиеся неподалеку от Ассигнационного Банка пьедесталы именно грифонов. Как и львы Львиного моста, грифоны Банковского были отлиты из чугуна, но орлиные крылья с тонко проработанным оперением были отчеканены из красной меди и покрыты красным, а затем сусальным золотом – символом того богатства, которое и были призваны охранять.

Помимо мостов и набережных, крылатые создания нередко встречаются в работах знаковых для истории строительства Петербурга архитекторов Дж. Кваренги и К. Росси. Поэтому если любознательный читатель испытывает желание познакомиться с иными представителями многочисленного семейства петербуржских грифонов, то может смело отправляться на прогулку по Невскому проспекту – место встречи мифических созданий от мала до велика. Ведь сторожевые львы Банковского моста далеко не единственные блюстители порядка и хранители богатств северной Пальмиры. Более того, не единственные львиноподобные мифические существа.

Просторы Петербурга стали пристанищем для созданий, по выражению древних египтян, мудрых как человек и сильных как лев – сфинксов. Хотя львы Петербурга наследуют скорее греческую, нежели египетскую традицию изображения этих мифических созданий – с телом льва, но головой и грудью женщины. Таковы сфинксы Египетского моста, Каменного острова и пристани Свердловской набережной у дома А. Безбородко, во дворе Горного института и на фонтанах Ж. Тома де Томон.

Однако Свердловская набережная и усадьба А. Безбородко известны не столько сфинксами, сколько не имеющей аналогов по красоте и монументальности львиной оградой. История гласит, что обустройство участка набережной напротив усадьбы проходило под чутким руководством архитектора Дж. Кваренги, ответственного за перестройку дома, однако ни автор, ни место отливки 29 довольно миролюбивых чугунных львов-близнецов, держащих в пасти провисающую цепь ограды, доселе неизвестны. Как и причины, почему же, собственно, их именно столько.

Подлинно египетским образчиком монументально-декоративной скульптуры являются два гранитных изваяния из Древних Фив, установленные на пристани у Академии Художеств и датируемые XV веком до н.э. По щучьему велению, по моему хотению, езжайте-ка вы, господа сфинксы, в славный град Петра Великого! Смех смехом, но если бы не веление судьбы, наследие фараонов украшало бы отнюдь не Петербург, а Париж. Начавшаяся в июле 1830 года буржуазная революция отвлекла французское правительство от скупок исторических ценностей, и, следуя желанию (и возможностям) государя императора Николая I, сфинксы отправились в северную столицу Российской Империи.

Улицы города на Неве стали пристанищем не только для классических европейских образчиков львиного декора и наследования традиций мифического изображения царя зверей, но и для непривычных русскому взгляду диковинных исполинов, неизменно влекущих как бывалых петербуржцев, так и толпы восторженных туристов. Три долгих года понадобилось гигантским львам «Ши-цза», чтобы добраться из далекой Маньчжурии в туманный Петербург и стать на стражу Петровской набережной. Дорога не из близких, да и шутка ли – почти 5 тонн общего веса и по 4,5 метра высоты на каждого из великанов потребовали немалых финансовых затрат. Изваяния установлены на набережной по просьбе спонсировавшего «поездку» щедрого дарителя – генерала Н. Гродекова, имя которого увековечено благодарными жителями на широком трехступенчатом постаменте, служащем основанием для китайских колоссов.

Признаться откровенно, гротескно выпяченная грудь и огромная пучеглазая голова с распахнутой от уха до уха пастью, демонстрирующей ряд мелких острых зубов, мало напоминает классическое львиное изображение, но дареному коню (ах, простите, льву) в зубы не смотрят. Не так давно петербуржские львы приняли в свои ряды еще одну экзотическую пару под стать «Ши-цза», приехавшую из далекой Поднебесной на трехсотлетие основания Петербурга и ставшую частью «Китайского сада дружбы» – дара городу от мэрии Шанхая. Одним словом, и дипломатические вопросы уладили, и «Ши-цза» теперь не будет одиноко.

Перефразируя слова известного классика, Нева – как много в этом слове для сердца львиного слилось…Многочисленное львиное семейство Петербурга, созданное усилиями Ф. Растрелли, К. Росси, Дж. Кваренги, Ж. Тома де Томона, П. Трискорни, А. Воронихина, П. Соколова, В. Демут-Малиновского и многих других «оставшихся за кадром» неизвестных творцов, успешно хранило город от непрошенных гостей. За более чем трехсотлетнюю историю града на Неве нога врага ни разу не ступила на благословенный гранит петербуржских набережных. Однако усилиями современных авторов львиная популяция растет, и кто знает, может быть, следующий представитель львиного прайда станет на защиту жилища нашего читателя…

Музыка: Jean - Yves Thibaudet - Love Letters

Петербург вполне можно назвать львиным городом,
ведь этих представителей семейства кошачьих —
из чугуна, гипса, мрамора и меди —
по питерским улицам разбрелось великое множество!

* * *


У дачи Кушелева - Безбородко.


там же...
Откуда-то слышала, что здание охраняют 22 льва.
Насчитала, почему-то, 24, а именно:
с одной стороны 12, и подразумеваю, что с другой - столько же...))

Сколько же их на самом деле?

Вот, что говорит один официальный источник:
" 29 чугунных львов уселись в один длинный ряд вдоль металлической решетки, ограждающей территорию бывшей
усадьбы А.Г.Кушелева-Безбородко.
Решетка со львами была сооружена в конце 1790-х годов одновременно с пристанью, охраняемой четырьмя сфинксами.
Находятся львы у дома №40 по Полюстровской набережной.
Раньше они держали в пасти чугунную цепь." ......Эвона как!))


Банковский мостик на канале Грибоедова

Немного из истории:

Сам подвесной мост был построен в 1825-1826 годах по проекту Вильгельма фон Треттера. А появлением грифонов мост обязан П.П.Соколову.
Теперь возникает вопрос. Почему на Банковский мостик посадили именно грифонов?
Дело в том, что мост находится перед зданием бывшего Ассигнационного банка. А согласно мифологии обязанность грифонов - охранять сокровища. Вот и стерегли эти львы с орлиными крыльями золотые запасы Государства Российского. Между прочим, между горожанами бытует поверье, что если потереть лапу грифона, богатство вас не минует.
Предлагаю при случае проверить. ;) Если это правда, то в самом ближайшем будущем вы сможете купить тур на Домбай и провести там незабываемый отпуск.))


там же...


Там же...
Банковский мостик -
одно из красивейших мест Санкт-Петербурга, не правда ли?))
* * * * *

Дворцовая пристань.

Самый первый царь зверей прибыл в Санкт - Петербург еще в 1722 году
из Венеции — Петр I заказал его для скульптуры, символизирующей победу России над Швецией (этот монумент до сих пор красуется в Летнем саду).

Но больше всего львиных изваяний «завелось» в Санкт-Петербурге в XIX веке — тогда у домовладельцев было модно украшать ворота или ступени особняков парочкой солидных зверюг. Помимо домов хищники охраняют спуски к Неве и многочисленные мосты,
однако самые известные питерские львы поселились

В 1832 году на Дворцовой пристани напротив Адмиралтейства.

Изготовлены эти медные скульптуры по чертежам Карло Росси, а поскольку они парные, им нескучно — тем более что создатели снабдили их мячиками, в которые можно поиграть, когда никто не видит.
Но при свидетелях львы ведут себя очень даже серьезно:
выпускают когти и скалят зубы.
* * *


Дворцовая пристань.
Адмиралтейская набережная, рядом с Дворцовым мостом.


там же...


там же...


там же...
* * *


Лвиный мостик в створе Малой Подьяческой улицы,
Канал Грибоедова


там же


там же...


там же...

* * *

Шуваловский парк, дом1


там же...


В Петергофе


Дацан. Приморский проспект, 91.


Ши-Дза (китайский лев из Манджурии).
Петровская набережная, рядом с музеем "Домик Петра Первого"



Манежная площадь, Караванная улица, дом 1.


На Малой Садовой у входа во вьетнамский ресторан "Меконг"


Университетская набережная.
* * *


****

Набережная Мойки, 59,
Елисеевский Палас Отель


Там же
***


Набережная Макарова, дом 4


там же


там же
* * *


Невский проспект, 72,
у входа в гостиницу "Красный терем"
* * *


Павловск - пригород Санкт-Петербурга.
Большая каменная лестница.


там же...


там же
* * *

Проспект Ветеранов, 109.


Г. Пушкин - пригород Санкт-Петербурга.


Сторожевой лев на Исаакиевской площади.
* * *

Российский Этнографический Музей.
Подарок государства Израйль Санкт-Петербургу на 300-летие города.
Скульптура: длина - 3м, ширина - 2,5 м, высота - 2 м


У Елагина Дворца.


У здания Николаевской военной академии.
/автор фото утверждает, что это единственный ЛЕЖАЩИЙ лев в Питере.
Но по ходу дела, убедилась, что это нет так!)) /

* * *


Русский музей, он же Михайловский замок


там же...


там же...
* * *
А вот несколько львов, адреса которых мне неизвестны,
или львы попросту неузнаны.
Буду признательна, если подскажете!))

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4


У входа какого-то кафе...
...жалкая пародия! Но, это - личное мнение...

* * * Львы на фасаде зданий. * * *
К сожалению, все адреса указать не смогу.
Давайте просто полюбуемся!


Герб Юсупова на Юсуповском дворце



Каменноосторовский проспект, дом 9\2


...однако, решетка моста...(но, какого? - подскажите!)


Его прозвали "Целовальный Лев"))
Адрес помню не точно. Кажется, на Петропавловке..
(Кто знает, подскажите!)

А как же быть со сфинксами и гриффонами?
Давайте отнесем их тоже к разряду львов!))

Статуи львов были установлены на Дворцовой пристани как украшение в 1832 году. Сейчас пристань со львами находится на Адмиралтейской набережной у восточного павильона Адмиралтейства (рядом с Дворцовым мостом). По мнению краеведов и блогеров, эти львы являются самыми знаменитыми львами Санкт-Петербурга. После последней перестройки пристань со львами, находясь рядом с Дворцовым мостом, составляет единый архитектурный ансамбль с его южным спуском. Фигуры львов выполнены методом чеканки из листовой меди, они изготовлены в 1832 году на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге. Их изготовил мастер И. Пранг по модели скульптора И. П. Прокофьева. На том же заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя для львов отлиты чугунные пьедесталы с волютами.

Описание

Дворцовая пристань представляет из себя широкий гранитный лестничный спуск к Большой Неве. Наверху лестницы, возвышаясь над уровнем берега находятся гранитные пьедесталы львов. Монотонность вертикального параллелепипеда пьедестала разделена неширокими выступами. Сам лестничный спуск с боков ограничен парапетом набережных, который плавно переходит в пьедестал. Львы стоят на чугунных постаментах, повернув друг к другу тяжёлые лобастые головы. Грозные морды животных своеобразны и выразительны - львы изображены с полураскрытой оскаленной пастью и страшными клыками. На силу и ловкость хищника указывают широкая грудь, могучие лапы и стройное мускулистое тело с подтянутым животом. Львы опираются на шар передней лапой с выпущенными изогнутыми когтями.

Идея установки львов на Дворцовой пристани появилась в первом проекте Луиджи Руска (1717) и прошла красной нитью через все варианты оформления. Осенью 1828 года была предпринята попытка прояснить вопрос о декоративных статуях львов для пристани. Во всех исторических документах указывается, что рассматривалась установка точной копии флорентийских львов.

Модели львов

Сохранилась трёхсторонняя переписка между Карлом Росси, директором Санкт-Петербургского Александровского чугунолитейного завода М. Е. Кларком и министром императорского двора П. М. Волконским. Сначала Росси запросил Кларка о возможности изготовления таких статуй, а затем, видимо получив ответ, 20 октября пишет П. М. Волконскому: Донесение министру императорского двора: - 20 октября 1828 года В ответ министр предложил скульптору осмотреть и измерить мраморных львов Трискорни, которые находятся у подъезда дома военного министерства, с целью …постановления на пьедесталах у спусков к Неве Архитектор выполнил указания министра: осмотрел и даже зарисовал мраморных львов, но по результатам работы высказал своё категорически отрицательное отношение к навязываемому ему варианту: Высказывание Карла Росси: После этого в оформлении Дворцовой пристани наступил довольно длительный перерыв, причины которого историкам остались неизвестными.

Публикации по теме

  • Городская усадьба разумовского Городская усадьба разумовского

    На берегу Мойки, рядом с барочным Строгановским дворцом, расположен яркий образец раннего классицизма — дворец графа Разумовского. Это...

  • Пляжи нячанга Вьетнам нячанг волны Пляжи нячанга Вьетнам нячанг волны

    Сегодня мы продолжаем рассказ о пляжах Нячанга. На прошлой неделе мы посетили пляж Парагон (Paragon). Это пляж одноименного отеля на юге...