Еврейский квартал в праге на карте. Путеводитель по Праге: еврейский квартал «Йозефов

Совершая прогулку по Праге и минуя Староместкую площадь, попадаешь в необычный квартал, отличающийся своей архитектурой от других районов города. Этот район имеет древнюю историю и носит название район Йозефов, или Еврейский квартал.

Еврейские поселения на территории Старой Праги появились еще в X веке и спустя столетия создали свою городскую общину – гетто, с законами, органами управления, религиозными и прочими укладами жизни. Так образовался Еврейский город. В 1850 году старые и кривые улочки еврейского квартала сменили новые здания, выстроенные в разных архитектурных стилях. Лишь несколько зданий сохранили свой исторический облик, среди которых 6 синагог, здание ратуши, церемониальный зал, а также старое еврейское кладбище. Обновленному району дали официальное название – город Йозефов, во славу австрийского монарха Иосифа II, чье правление прославилось уравнением прав евреев с христианским населением.

Исторические здания Еврейского квартала являются экспозиционными объектами негосударственного Еврейского музея Праги и, безусловно, заслуживают внимания туристов.

Староновая синагога – значимая достопримечательность, древний образец готической архитектуры XIII в. и единственная действующая синагога Йозефова.

Майзелова синагога , изначально построенная в стиле ренессанса, а позже – в барочном стиле, действует в качестве музея. Экспонаты Майзеловой синагоги посвящены истории евреев Чехии и Моравии.

Еврейская ратуша , возведенная в конце XVI в., имеет фасад в стиле рококо и примечательна небольшой башней с еврейскими курантами, на которых стрелки циферблата идут в непривычную для всех часов сторону.

Испанская синагога впечатляет своим неподражаемым внешним обликом, декорирована мавританскими формами. Внутреннее устройство синагоги с испанскими мотивами также покорит своим художественным оформлением и величием. Синагога имеет музейные экспозиции. Здесь же по субботам проводятся богослужения.

Клаусова синагога выстроена в стиле барокко, имеет в главном зале экспозицию, материалы которой знакомят с обычаями и семейными традициями еврейского народа. Кроме того, Клаусова синагога – это еще и хранилище редких книг и рукописей.

Еврейское кладбище расположено по соседству с Клаусовой синагогой. Это самое старое сохранившееся еврейское кладбище с захоронением, датируемым 1439 годом. Надгробные плиты довольно близко находятся друг к другу, т.к. погребать евреев разрешалось только на территории еврейского квартала. Кроме того, новые захоронения делали поверх старых, устанавливая надгробия нижних слоев над верхним. Так образовалось почти 12 слоев надгробий, 12 тыс. погребений.

Церемониальный зал был открыт при кладбище для проведения похоронных процессий. Сейчас в здании расположена выставка Еврейского музея, знакомящая с особенностями погребения и поминальными обычаими евреев.

Пинкасова синагога посвящена жертвам Холокоста. На внутренних стенах синагоги нанесены памятные записи с датами жизни, городом проживания убитых нацистами евреев. Примерно 80 тыс. имен.

Есть еще Юбилейная или Иерусалимская синагога – новое здание постройки 1905-1906 годов, оно находится за пределами исторического Еврейского района, вблизи Главного ж/д вокзала Праги.

"Тиха и спокойна смиренная Влтава, множество судеб она повидала". Прогуливаясь по красивейшей набережной, любуясь белоснежными лебедями, даже не заметите, как перейдете в район, мало отличающийся, на первый взгляд, от остальных. Кажется, такие же узкие улочки, дома, но немного присмотревшись, увидите на них звезды Давида, необычные, странные часы, где на старинном циферблате вместо цифр расположены напротив стрелки иудейские буквы.
Непривычное зрелище создает впечатление повернувшего вспять времени, открывающего странички истории бывшего еврейского гетто, окруженного ореолом мистики, мифов, ставшего легендой. Йозефов - единственное в Европе место - живой свидетель многовековой культуры древней нации.

Появление евреев в Праге

Иудеи поселились здесь задолго до возникновения чешской столицы, но были изгнаны кельтами. В 730 г. княжна Либуше предрекла, что на берегах Влтавы появится угнетенный народ, верующий в единого Творца. Королю необходимо отнестись к нему милосердно, ибо внесет он в страну милость Божью.
Спустя столетие, действительно, в Чехии появилась община иудеев, бежавшая из Киевской Руси. Правитель, вспомнив пророчество, взял их под защиту, предоставив левобережную сторону под застройку. Народ жил обособленно, спокойно, сооружая город, тяжело трудился, занимаясь торговлей, богател, не глядя на разыгравшиеся средневековые страсти. Распускавшиеся о нем сплетни были причиной кровавых столкновений. Гонимые иноверцами, несчастные старались спрятаться от расправы в построенной при кельтах синагоге, считавшейся самой старой в Европе. Поговаривают, когда вспыхнул первый пожар, на шпиле увидели двух голубей, исчезнувших, когда огонь загасили. С тех пор она стала духовным центром здешнего народа.
Самой известной личностью в общине когда-то слыл Мордехай Майзель, сделавший очень много для единоверцев. Родившись в бедной семье, ему посчастливилось разбогатеть, он много жертвовал на благотворительность, став личным банкиром императора Рудольфа. В его распоряжении была вся собственность монарха. На деньги Майзеля построили баню, дом для сирот, вымостили улицы, возвели ратушу, две синагоги, назвав одну его именем. Поговаривают, что правитель был влюблен в его красавицу-жену, рано ушедшую из жизни.
Много рассказывают о проживавшем здесь известном потомке царя Давида мудром Иегуде Бецалеле, назначенном Рудольфом II на должность верховного раввина. Согласно преданию рабби Леву судьба предназначила защищать свой народ от клеветы, незаслуженных подозрений христиан. С этой целью он создал из глины искусственного человека Голема, вдохнув в него жизнь.
Однажды, когда соотечественникам снова угрожало изгнание, мудрец решительно направился к Карлову мосту, желая встретиться с проезжающим там владыкой. Остановившись, поджидал приближающийся королевский экипаж. Разъяренная толпа забросала его булыжниками, грязью, но все это в полете превращалось в цветы. Пораженный увиденным зрелищем, монарх остановился, решив выслушать Бецалеля. В тот же день правитель издал указ, запрещающий совершать насилие над евреями. Отныне каждый отвечал сам за себя, представ перед судьями.
В XIII в. общину переселили в специально отведенный городской участок, окруженный стеной. Так родилось гетто. Заселившие его не имели единых прав с пражскими жителями вплоть до 1848 г. Благодаря Йосифу II, именем которого назван квартал, иудеи, согласно принятой конституции, получили равные права с остальными пражанами: могли переселяться в другие районы, что многие и сделали.
Как ни странно, благодаря Гитлеру кварталу Йозефов удалось сохраниться до наших дней. Фюрер оставил его, мечтая создать там экзотический музей исчезнувшей нации. В качестве экспонатов свозились туда предметы культа, ценные документы со всей страны. Сегодня Йозефов представляет собой уникальнейший памятник еврейской культуры, равного которому не существует в Европе.
Хотите познакомиться с фантастическим уголком Праги, где каждый камешек дышит историей, древними сказаниями, воздух пропитан магией, а по улицам разгуливают призраки, удивляя и порой пугая прохожих? Тогда начните обзор с давнего сооружения в стиле готики, привлекающего многочисленных туристов.

Староновая синагога

Долго не могли определиться с местом ее постройки, помог случай: детишки, игравшие на холме, подобрали несколько кирпичей, видимо, от фундамента. Они напомнили старцам о забытом предании, гласящем, что ангелы принесли сюда камни от разрушенного храма в Иерусалиме. Это подтвердили находящиеся в стране иерусалимские ученые, посоветовав заложить здесь фундамент похожего дома Божьего. По легенде свод должен был опираться на 2 колонны, вниз спускаться 9 ступеней. Тогда не будут страшны войны, пожары, наводнения, столетия простоит он, радуя взор. Может, это и неправда, но построенная в 1270 г. святыня функционирует и сегодня, давая душевный покой, умиротворение верующим. Вначале дали ей название "Новая", после появившихся в более поздний период строений добавили уточнение - старо.
Ведущие вниз ступеньки означают смирение пред Всевышним, ведь писание говорит: "Из глубины взываю к тебе, Господи". Вдоль стены располагаются каменные скамьи. Над входом перед главным нефом изображены 4 закрученные виноградные лозы - олицетворение рек, текущих в библейском рае. С правой стороны входящие видят на стенке надпись, гласящую: "Бойся Бога, соблюдай его заповеди, в этом все для человека". Ниже - часы, показывающие время проведения молитв.
Внутреннее пространство состоит из двух нефов. Свод поддерживаются двумя восьмигранными колоннами. Между ними - бима, с нее читаются свитки Торы. Сводчатые потолки напоминают христианские церкви. Из 12 узеньких стрельчатых окошек льется дневной свет. Освещение усиливают свисающие бронзовые люстры. На высоте 5 ступеней расположен Ковчег, пред ним - кафедра, откуда ведется служба.
Ходят слухи, что останки Голема сохраняются на чердаке синагоги. Они и сегодня имеют силу, но доступ закрыт. Многие верят в существование бессмертного существа. Рассказывают о появляющемся безбородом мужчине, проходящем по улице и растворяющемся на виду удивленной толпы. Живет он якобы в комнате, не имеющей входа. Любители приключений разыскали каморку, пытались проникнуть через крышу, однако, веревка всякий раз обрывалась, смельчаки погибали.
Рядом в красивом зеленом сквере установлена статуя Моисею, отлитая из бронзы в стиле модерн скульптором Билеком. Поставили ее в 1937 г. Коленопреклоненный человек пишет на свитке слово "Адам", символизирующее людей, которым искал Землю Обетованную. В период оккупации фашистами Праги изваяние расплавили, но по сохранившейся чудом гипсовой модели восстановили, в 1947 г. она вновь заняла прежнее место.
Недалеко от скульптуры находится семейное здание для молитв, построенное известным, почитаемым всеми Майзелем. Когда ему исполнилось 62 г., приобретя довольно внушительный земельный участок, он принял решение осуществить давно задуманное - приблизиться к Богу.

Майзелова синагога

Строительством в 1590 г. занимался известный архитектор Иуде Кореф. На осуществление плана потребовалось два года. Открытие приурочили к празднованию Симхат Тора. Большая вместимость, роскошь внутреннего убранства изумляют. Через 100 лет возникший пожар забрал возведенную в камне мечту основателя, оставив в напоминание лишь имя заказчика.
Изначально архитектура, отвечающая традициям эпохи Возрождения, предполагала здание из трех нефов, которые смогли восстановить, но общие размеры сократили вдвое. Парные колонны, поставленные рядами, поддерживают женский отсек. Осталась неизменной мехица, представляющая собой балкон. Восстановление шло в популярном для того времени стиле барокко, разбавленном неоготикой. Остроконечные очертания постройки, дополненные по углам причудливыми башенками, устремляются в небеса. На купольную крышу достроенного вестибюля установили звезду Давида. Изменился и интерьер. Украшенный позолотой свод придал пространству воздушности, невесомости, сделав атмосферу праздничной.
В кровавую войну немцы превратили молельню в склад, где собирали со всей страны мебель, культовые предметы, домашнюю утварь для будущей бесчеловечной по замыслам выставки. Преступным планам не суждено было осуществиться, собранные сохранившиеся вещи легли в основу экспонатов этнографического отдела музея. В коллекции много изделий из текстиля, серебряная посуда, большая библиотека, освещающая историю жизни здешнего населения. Останавливает, восхищая, оригинальный кувшин для вина, разукрашенный резьбой, выполненный в форме сапога натуральной величины. Привлекает внимание флаг - подарок Фердинанда II диаспоре за оказанную помощь в борьбе чехов со шведами. На нем вышито прекраснейшее изречение: "Слушай, Израиль! Когда плачет сердце, слышит лишь Бог…"
Стоит посмотреть изумительный храм Божий, расположившийся в самом сердце квартала, получивший название благодаря испанским иудеям, спасавшимся в Праге от преследующей их инквизиции, построившим здесь в XII ст. весьма скромное здание для общения с Всевышним.

Испанская церковь

Необыкновенно красивая, квадратной формы, самая младшая святыня в восточном экзотическом оформлении напоминает, скорее, мечеть. Величие подчеркивается венчающим центральным куполом. Изысканная внутренняя отделка изумляет орнаментами, выполненными в растительных и геометрических мотивах, присущих исламу. Резные фигурки украшают двери, перила. На стенах - великолепные фрески. Лепнина, мозаичный пол, блеск позолоты приводят в восторг. Витражные окошки пропускают преломленные лучи солнца, завораживает с восточной стороны "Ковчег торы" и витраж формой шестиконечной звезды. Рядами расставлены скамейки для прихожан. В приятной прохладе при удивительной акустике торжественно звучит музыка органа, проникающая в душу.
Неоднократно дом горел, разрушался, подобно птице Феникс, поднимался, воскресал, становясь краше с помощью различных дополнений. В 1935 г. помещение по инициативе архитектора Карела Пецанека расширили. После фашистской оккупации храм находился длительный период в запустении, его хотели снести, лишь благодаря работникам Института по охране памятников удалось избежать уничтожения. После реконструкции по пятницам здесь проводят мессу. Организована выставка, знакомящая с историей нации, с коллекцией книг писателей-евреев, среди них - произведения Франца Кафки, которому установили неподалеку памятник. Предоставлена чудесная возможность насладиться звучанием классических произведений, провести обряд бракосочетания.

Удивительная скульптура гению пера

Скульптурная композиция, установленная в 2003 г., притягивает неординарностью, заставляя призадуматься. На бестелесной фигуре пустого костюма, идущего по улице, утопающего по щиколотку в основе постамента, сидит немецкоязычный писатель-иудей Кафка. На первый взгляд видимое кажется абсурдным, не поддающимся никакой логике. Что желал сказать Ярослав Рон, изваявший скульптуру? Возможно, хотел показать человека, сумевшего подняться над собой или убедить, что костюм - всего лишь внешняя оболочка, главное не в ней? Об этом знал только скульптор, давший тему для размышления. Установили необыкновенное детище Рона на месте, где раньше стояли ворота, ведущие в гетто. Случайное совпадение или намек, что все люди равны на чешской земле?
Улица Широка приведет к уникальному памятнику жертвам нацизма. Миновать, пропустить - невозможно, тысячи устремляются сюда, чтобы отдать дань памяти погибшим в кровавой мясорубке войны. Поклониться девушкам, так никогда и не родившим, помянуть юношей, потерявших своих невест, принести горсть конфет детишкам, не наевшимися ими сполна.

Пинкасова синагога

По легенде ее основатель был нищим. Но судьба иногда делает неожиданные, непредсказуемые виражи, преподнося богатство довольно странным образом, как произошло с Пинкасом. Однажды, шутки ради, в открытое окно ему подбросили мертвую обезьяну, желудок которой был набит золотом. Божий дар? Возможно, но отнюдь не чудо. Животное принадлежало богатому магнату, любившему пробовать золотые монеты на зуб. Обезьянка, просто передразнивая, подражая, заглатывала их. Переполнив желудок, четвероногая шалунья умерла. Слугам хотелось подшутить над бедняком, посещавшим хозяина. Могли ли они предположить, что вместе с трупом подбрасывают средства для строительства храма?
В 1535 г. разбогатевший внезапно еврей именно на эти деньги построил небольшую аккуратную молельню для семейства, превратившуюся в дальнейшем в помещение ритуальных услуг. Теперь оно выполняет основное предназначение, став мемориалом соотечественникам, пострадавшим в Холокосте, относясь к Национальному музею. Это вечное напоминание живым не допустить на планете подобного безумства.
На стенах, служащих мемориальной доской, увековечены имена 77 297 чешских иудеев, 15 000 - дети разных возрастов, зверски замученные, убитые в застенках концлагерей. Но это еще не все. Здесь выставлены картины, рисунки тех, кому не позволили нацисты насладиться миром детства, повзрослеть, осуществить заветную мечту. Они навсегда остались в юном возрасте - дети-узники концлагеря Терезин.
Выставка познакомит с женской галереей, относящейся к XVII в., старинной ванной, использующей ранее для ритуалов омовения. По большим праздникам здесь происходят богослужения.
Увлекательное путешествие продолжается, впереди ждет встреча с новыми, не менее впечатляющими местами. Густые, заросшие травой тропинки, печально склонившиеся деревья, словно монашенки, оплакивающие кого-то. В шорохе листвы слышен невнятный шепот тысяч, погребенных здесь

Клаусова молельня, старое иудейское кладбище

Вспыхнувший в 1689 г пожар сжег дотла находящуюся рядом с Садом мертвых синагогу. Вместо нее по инициативе Соломона Халиша Коэна решили построить другую, небольшую, отсюда родилось ее название. Слово "claustrum", переведя с латыни, означает маленькая. Надпись на иврите привлекает внимание, на русском читается: "Это врата к Господу, сквозь них проходят справедливые".
По периметру стояли раньше сидения, предназначенные прихожанам, в центре - квадратная бима. Верхняя галерея отведена женщинам. Внутри прохладно и уютно: просторные витражные окна, чудесная лепнина придают особый шарм.
Главный неф знакомит с предметами одежды и картинами, помогающими понять лучше праздники нации, молитвы, истоки иудаизма. Женская половина позволяет увидеть эпизоды будничной повседневной жизни матери, жены: уход за членами семьи, ведение хозяйства. Показан обряд рождения, традиция обрезания, свадьба с присущими народу обычаями, процесс развода.
Здесь располагается старое кладбище, смотрящееся немного непривычно, жутко. Крошечный участок земли вмещает в себя более 100 тыс. захоронений, 12 тысяч надгробных плит, тесно прижавшихся между собой. Умерших было гораздо больше, чем свободных земельных участков, поэтому людей хоронили друг на друге в несколько слоев.
Переплетенный лабиринт разных судеб, от которых остались постаревшие камни, вызывающие грустные мысли. Многие от старости накренились, время стерло имена, воспоминания. По сохранившимся надгробным символам, словно по книге, можно узнать род занятий умерших, давно позабытых.
Говорят, раньше здесь хоронили животных. Однажды кто-то подбросил убитую собаку с целью осквернить святыню. Мудрый Лев не позволил выбросить труп, сказав, что, любое мертвое тело, попавшее на кладбище, должно быть предано земле, пса похоронили. Правда ли это? Никто не знает, даже истина успела зарасти травой.
Могила рабби Лева расположена здесь же. Тысячи паломников посещают ее, это место не менее людно, чем метро в часы пик. Ходят слухи, что и сейчас мудрец, сидя в могиле, читает старинные рукописи. Так будет до тех пор, пока не появится последний его правнук, положив на могилку цветок розы, не произнесет: "Большой раввин, вопрос решен", - тогда лишь, вздохнув, он обратится к Творцу с просьбой призвать к себе, тело тут же станет прахом. Люди кладут ему записки с просьбой исполнить желание. Говорят, он никому не отказывает.
На Марианской площади великой мистической персоне установлена статуя. Лев изображен с маленькой внучкой, выглядывающей из-под полы его хитона. Как ни странно, именно малышка подарила ему прекрасную розу, в капельке росы которой поджидала его смерть.
Турист, созерцающий могильные камни, на какое-то мгновение сливается со спрятавшейся за ними духовностью. Живой, стоящий здесь, он становится ее материальным воплощением. Каждый приобретенный сюда билет есть не что иное, как неоспоримое доказательство величайшей ценности исчезнувшего мира еврейской Праги. Это так, но пора отправляться дальше.

Высокая синагога

Возведенная в 1568 г. необычная постройка в стиле готики не выделяется по высоте. Тогда откуда название? Объяснение простое: она совмещена с ратушей. Молельный зал размещен на втором этаже, попасть туда можно было только через зал заседаний, расположенный внизу. Создатель проекта - Панкратий Родер. Финансировал строительство Мордехай Майзель, подаривший ей частицу священной Торы, хранимую на протяжении столетий. Изначально здесь судьбы людские вершили старейшины.
Выразительность фасаду придавала пластика, вычурные орнаменты. Устремленные ввысь своды заканчивались восьмиконечной звездой, внизу поставлены бирмы в окружении скамей. Три просторных окошка с северной стороны пропускали дневной свет. Множественные рельефы, рисунки, фризы, подчеркивали богатый вид молитвенного зала. Самое яркое украшение - два сверкающих позолоченных ангельских крыла на большом узорчатом щите.
Святыня не единожды переживала разрушения, особого ущерба нанес пожар 1689 г. Архитектору Павлу Байеру пришлось поднимать ее практически из пепла, восстановить полностью, к сожалению, не удалось. С южной стороны достроили галерею для женщин, на окна установили ажурные деревянные решетки, фасад стал более простым, сделали отдельный вход в молельню. Облик ее после произведенных ремонтных работ значительно изменился. Богослужения проходили вплоть до 1941 г. В войну нацисты использовали помещение, как и большинство других, под склад.
Окончательные работы по реконструкции, придавшие современный вид, закончились в 1996 г. По сей день в одной стороне продолжают вести службу, другая отдана музею, где выставлены священные писания, реликвии, различные украшения из серебра, вызывающие восторженность.
Аура многовекового присутствия евреев зависла над чешскими улицами, словно серебристый туман, прячась в закоулках старых домов, каждом камешке, подобно руке кукловода в кукле. Обратив взор на примыкающее сооружение, непременно сумеете ощутить ее.

Еврейская ратуша

До XIX в. два здания были неразделимы: в синагоге молились, очищались душой, по соседству - административный и культурный центры, где заседали старейшины, судили нарушителей закона раввины.
Возведение ратуши началось в период расцвета иудейской общины в 70-х гг. XVI ст., когда численность жителей в гетто достигла 7 000, что составляло 30% от всего пражского населения. Здешний мэр Майзель, считавшийся богатейшим человеком столицы, выделил для строительства собственные деньги. В 1586 г. работы завершили. Пережило строение пожары, разрушения, чудом уцелело при фашизме, перестраивалось, менялось.
Что особенного, привлекательного в сооружении, возведенном в стиле рококо? Поднимите вверх голову. Уникальная башня, достигающая почти 28 м в вышину, необычной формы заставит приостановиться любого, замерев на миг. Ее позволил поставить в 1648 г. монарх Фердинанд III в благодарность нации, помогавшей оборонять Карлов мост при шведской осаде. Глядя на нее, любой воскликнет: "Это же шляпа рядового шведского солдата только большущего размера". И не ошибется. Верхушка украшена сияющей на солнце золотой звездой Давида, видимой издалека.
Поражают размещенные часы с римскими цифрами, а над центральным фасадом - еще одна их парочка с обратным ходом, воспеваемая мастерами пера. Вместо цифр на циферблате - непонятные символы - написанные на иврите буквы. Странно, стрелки идут в обратном направлении. Как это понимать? Объяснение простое: израильтяне делают записи справа налево, по этому правилу работает и часовой механизм. Его сделал королевский пражский часовщик Ландесбергер. Далеко не каждому удастся определить по ним время.
Жаль, что туристам здесь позволяют посещать исключительно только кошерный ресторан. Но в этом есть преимущество: сполна сможете оценить вкус здоровой пищи еврейского народа: фаршированную рыбу вам подадут на блюде со свежими овощами, нашпигованная баранья ножка ароматом ошеломит, вызовет желание вкусить хотя бы кусочек. Насытившись, почувствуете, как градус вашего настроения взлетит вверх. Печальные впечатления от посещения кладбища потихоньку растают, оптимизм гонимой всеми нации переполнит, и захочется воскликнуть: "Жизнь прекрасна!"
Подошло к концу путешествие по Йозефу кварталу, приоткрывшему завесу собственной жизни. Но дивный каменный цветок под названием Прага, бережно хранящий волшебную музыку веков, манит новыми неразгаданными тайнами, снова зовет, и не хватает сил устоять перед этим зовом.

Еврейский квартал – комплекс еврейской культуры европейского значения, одно из самых посещаемых туристических мест в Праге. Его облик сохранился с XIX века, хотя есть здания и более старых построек.

Пражский Еврейский квартал или Йозефов (Josefov) расположен между Влтавой и Староместской площадью. Современный Йозефов – это престижный район, застроенный респектабельными особняками. Его облик сохранился со времен перестройки 1893-1913 гг., хотя есть здесь здания и более ранних эпох.

История квартала

До середины XIII в. пражские евреи жили разрозненно, однако по распоряжению властей они были вынуждены покинуть свои дома, поселившись в отдельном квартале. В XVI веке квартал стали именовать «пражским еврейским гетто». Современное название появилось в 1850 году – до того времени район называли Еврейским городом.

Легенда о Големе

С этим кварталом связана легенда о Големе. Защитник еврейского народа, легендарный рабби Лёв, по указанию с небес решил сотворить гиганта для защиты иудеев от нападок христиан. Ночью, при свете факелов, он вылепил из глины могучее существо – Голема. Смерть и разрушения творил глиняный исполин в христианских кварталах Праги. Император обратился к рабби с просьбой усмирить безудержное чудовище. Тот послушался, но не уничтожил свое создание, а лишь обездвижил его. Говорят, что спящий Голлем и ныне лежит на чердаке Староновой синагоги. Он может вновь ожить и выйти, если еврейское население Праги будет подвергаться гонениям.

Карта достопримечательностей Еврейского города в Праге

Староновая синагога

Староновая синагога (Staronová synagoga) – старейшая в Праге. Она существует со средних веков. До сих пор этот храм является главным религиозным центром всех пражских евреев. Время почти не изменило его раннеготический облик.

На главной улице Йозефова квартала – , стоит скульптура Моисея, работы Ф. Билека. Бронзовая фигура пророка олицетворяет Ветхий завет и заботу о благе человечества. Нацисты уничтожили статую, отправив на переплавку, но гипсовая модель сохранилась. После окончания войны скульптура была восстановлена.

Высокая синагога

Высокая синагога (Vysoká synagoga), фото alfred lex

Высокая или Ратушная синагога (Vysoká synagoga) построена в 1568 г. Здание в позднеготическом стиле проектировал П. Родер. Молельный зал синагоги располагался наверху, на втором этаже. Внизу заседали совет Еврейской ратуши и суд раввинов.

Еврейская ратуша

Еврейская ратуша (Židovská radnice) стоит на пересечении улиц Красная (Červená) и (Maiselova). Сегодняшний облик рококо здание приобрело после реконструкции конца XVIII в. Внутри сохранились оригинальные барочные интерьеры. Сейчас ратуша закрыта для туристов – в ней базируются еврейские общественные организации. Пройти можно только в нижнее помещение кошерного ресторана.

Скульптура раввина Лева

Раввин Йехуда Лива бен Бецалель (рабби Лёв) – защитник еврейского народа, мыслитель и учёный, был увековечен скульптором Шалоуном. Статуя, изображающая рабби Лёва, установлена в 1910 г. на углу .

Майзелова синагога

Один из красивейших еврейских молельных домов Праги – Майзелова синагога (Maiselova synagoga). После реконструкции XIX в. здание приобрело неоготический облик. Сейчас оно не используется как молитвенный дом, а служит хранилищем экспонатов Еврейского музея и помещением для выставок.

Пинкасова синагога

Небольшая Пинкасова синагога (Pinkasova synagoga) сохранила готические и ренессансные черты, хотя много раз страдала от наводнений и подвергалась реконструкциям. Сегодня она является центром еврейской культуры и известным памятником жертвам Холокоста.

Клаусова синагога

Клаусова синагога (Klausová synagoga) расположена у Старого еврейского кладбища. Облик здания сохранился с 1880 г. В доме молитвы помещаются постоянные экспозиции Государственного еврейского музея.

Старое еврейское кладбище

Старое еврейское кладбище считается одним из наиболее значимых мировых памятников еврейской культуры. Здесь находятся захоронения периода 1439–1789 гг. – всего 12 000 надгробий. Под ними покоятся около 100 тысяч умерших. Многие могилы принадлежат выдающимся деятелям еврейской религии и культуры.

Зал прощания с усопшими

Зал прощания с усопшими

Возле входа на кладбище (у Клаусовой синагоги) находится церемониальный зал. Здание начала XX в. построено в неороманском стиле. В Зале прощания с усопшими работает выставка, на которой можно ознакомиться с таинством иудейских похоронных ритуалов.

Мемориальная доска Францу Кафке на доме, где он родился

Мемориальная доска Франца Кафки

В еврейском гетто родился Франц Кафка. Старый дом его на Майзеловой улице был снесен. На фасаде нового здания, возведенного после перестройки квартала, была укреплена памятная доска работы К. Гладика с рельефным портретом писателя.

Испанская синагога

Испанская синагога – мавританская жемчужина в столице Чехии

Испанская синагога (Španělská synagoga) – самая красивая в Еврейском квартале Праги. Она построена в восточном стиле, в подражание Альгамбре. Синагога действующая, однако в ней проводятся выставки и органные концерты.

Памятник Ф. Кафке

Иерусалимская синагога (Jeruzalémská synagoga)

Юбилейная или Иерусалимская синагога (Jeruzalémská synagoga) находится за пределами Йозефова. Это самый большой еврейский дом молитвы Праги, рассчитанный на 850 человек. Здание стилизовано в мавританском стиле. В Юбилейной синагоге проходят регулярные богослужения.

Все пражские синагоги и Еврейское кладбище объединены в комплекс Еврейского музея.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Каждый год тысячи представителей еврейской нации посещают Еврейский квартал в Праге. Дело в том, что Еврейский квартал (Židovské Město), или «Йозефов» (Josefov) — один из старейших и масштабнейших центров еврейской культуры в Центральной Европе. Евреи здесь жили, начиная с эпохи Средневековья, и, несмотря на жестокие погромы и многочисленные попытки изгнания и истребления, пражской еврейской общине удалось сохранить самые ценные памятники готической, ренессансной, барочной и современной архитектуры в Еврейском квартале.

Пинкасова синагога – строгая и элегантная

Пинкасова синагога (Pinkasova synagoga) – вторая из двух старейших синагог Еврейского квартала (№2 на ). Она была построена в начале 16 века и строилась несколько десятилетий, и с течением времени перестраивалась, поэтому ее архитектурный стиль однозначно определить трудно. Здесь барокко смешалось с архитектурой Ренессанса, и это смешение создало очень элегантную синагогу.

Сейчас Пинкасова синагога – музей, здание используется в качестве выставочного зала для экспонатов, так или иначе связанных с историей еврейского народа. Одним из самых интересных и трагических экспонатов этого музея являются стены – на них нанесены имена почти 80 тысяч чешских евреев, погибших от нацистских репрессий в годы Второй мировой войны в концлагерях. Также в Пинкасовой синагоге находится постоянно действующая выставка рисунков еврейских детей из концентрационного лагеря «Терезин».

Еще одной не менее значимой достопримечательностью Еврейского квартала Праги является Старое еврейское кладбище (Starý židovský hřbitov) (№3 на ). Это одно из наиболее хорошо сохранившихся еврейских кладбищ в мире. Вероятно, оно было основано в первой половине 15 века, старейшее надгробие датируется 1439 годом, последнее же захоронение состоялось здесь в конце 18 века.

Поскольку у евреев не было возможности увеличивать территорию кладбища, им приходилось хоронить своих соотечественников одних над другими, слой за слоем увеличивая количество могил на кладбище. За три столетия существования на старом еврейском кладбище, по оценкам исследователей, упокоились около 100 тысяч евреев, захороненных в 12 слоях. Здесь сохранилось несколько тысяч надгробий, относящихся к разным историческим периодам. Надгробия делались из песчаника, розового или белого мрамора, и на них все еще можно прочесть имена и профессии.

На Старом кладбище похоронены и выдающиеся личности: Давид Ганс (еврейский астроном), Йосеф Дельмедиго (астроном, писатель). Самый знаменитый еврей, похороненный здесь - рабби Лёв, общественный авторитет, мыслитель и ученый, известный также как Магарал. Считается, что именно он создал пражского Голема, о котором существует так много легенд.

Клаусова синагога – высокая и величественная

Клаусова синагога (Klausová synagoga) – одна из старейших в Еврейском квартале (№4 на ). Еще в 16 столетии на месте современного здания располагались три небольших постройки с ритуальными функциями, уничтоженные пожаром в конце 17 века. После этого события было принято решение возвести новую синагогу. Это сооружение отличается от остальных храмов тем, что состоит всего из одного этажа, но «низкорослым» его назвать нельзя: внутри много свободного пространства, и высокие своды производят впечатление бесконечности и величественности.

В настоящее время богослужения в Клаусовой синагоге не проводятся, помещение используется как музей. Здесь можно побывать на выставке «Еврейские праздники, традиции и обычаи» и осмотреть другие экспонаты, имеющие непосредственное отношение к истории еврейской нации.

Майзелова синагога – грандиозная и изящная

Майзелова синагога (Maiselova synagoga) (№5 на ) была построена в самом конце 16 века на средства богатого еврея Мордехая Мойзеля, местного мецената. Здание получилось грандиозным: изящным внешне и необычайно красивым внутри. Однако во время пожара в Еврейском квартале в конце 17 века Майзелова синагога сгорела дотла. В ходе перестроек и реставраций она уменьшилась в размерах и приобрела свой современный утонченный неоготический облик.

Функционировало религиозное сооружение до прихода к власти нацистов, после окончания войны здесь разместилась экспозиция «Древнейшая история евреев в Чехии и Моравии» Пражского еврейского музея. В синагоге также есть специально оборудованные места для выставок и залы-хранилища невыставляемых экспонатов. В Майзеловой синагоге хранится более 150 тысяч экспонатов, рассказывающих о тяжелой жизни чешских евреев: книги, предметы быта, ритуальная и обрядовая посуда, а также в залах музея выставляются талантливые произведения местных художников и скульпторов.

Испанская синагога — юная и роскошная

Испанская синагога (Španělská synagoga) была построена позднее всех остальных религиозных сооружений Еврейского квартала (№6 на ), а именно во второй половине 19 столетия, строительство велось 25 лет. Но «долгострой» — не всегда плохо, синагога от этого только выиграла, она стала самой красивой в городе. В строительстве использовался изящный мавританский стиль, поэтому внешне синагога больше напоминает мечеть, нежели еврейскую церковь.

Сейчас Испанская синагога действующая, в ней проводятся богослужения и мессы. Кроме того, здесь можно посетить выставку, рассказывающую об истории еврейского народа, а также побывать на регулярно проходящих здесь концертах духовной музыки, и даже можно сыграть традиционную еврейскую свадьбу.

Еще одна достопримечательность квартала – Еврейская ратуша (Židovská radnice, №7 на ) – место, служившее центром общественной и культурной жизни пражской еврейской общины. Ратуша была сооружена в начале 17 столетия, а современный вид здание получило лишь в 20 веке. Самое примечательное в этом здании – небольшая башня, увенчанная шестиконечной звездой Давида. На башне есть любопытные часы с еврейскими цифрами и стрелками, идущими в обратном направлении, ведь на иврите пишут не слева направо, а наоборот.

Ратуша сохранила свой первоначальный вид и уцелела после разрушительной Второй мировой войны, и сейчас здесь располагаются общественные и культурные организации, национальные, политические объединения и движения. Осмотреть эту достопримечательность Еврейского квартала внутри невозможно, она закрыта для посещения.

Еврейский квартал в Праге – музей, рассказывающий о нелегкой и многогранной жизни чешской еврейской общины и один из самых посещаемых музеев в Чехии, уникальность которого в том, что на его территории со собраны экспонаты, повествующие о культурном наследии еврейского народа.

И, в заключении, невозможно не упомянуть самую необычную достопримечательность Еврейского квартала в Праге — памятник (№8 на ). Он открылся в 2003 году. Литератор восседает на плечах костюма, совершенно пустого и куда-то идущего. Этот монумент, созданный скульптором Ярославом Роном, очень символичен — расположили его на границе, конечно уже не существующей, Еврейского квартала и христианского мира, а граница эта проходит между ног «костюма».

Первое впечатление от композиции – абсурд и неприятие. Но если вспомнить самого Кафку и его жизнь в Праге, то все становится на свои места: чудаковатый, абсурдный писатель, потерявшийся в родном городе, так и не нашедший ориентира, кроме своих очень оригинальных идей. Несмотря на странность композиции, памятник прекрасно вписывается в облик города и отражает многогранность Праги.

Квартал Йозефов или Еврейский квартал - это один из крупнейших центров еврейской культуры в Центральной Европе. Расположен рядом со и представляет собой небольшой по размерам квартал с узкими улочками и дорогими бутиками. Здесь сосредоточены памятные объекты: синагоги, ратуша, кладбище, а так же памятники.

Основные объекты еврейского музея

Самым значимым объектом в квартале является (1), в котором можно узнать историю, культуру, традиции, а так же обычаи еврейского народа с момента появления в Праге (X век) и до сегодняшнего дня.

Музей был основан в 1906 году. Главной целью музея было сохранить ценности снесенных синагог.

Сегодня фонд музея насчитывает 40 000 различных экспонатов и 100 000 книг. Основная часть коллекция была собрана нацистами, при конфискации имущества чешских евреев в период с 1939 по 1944 год.

Большинство объектов в квартале относятся к , поэтому есть смысл приобрести единый билет и отправиться на детальное изучение. Советуем вам приобретать билет с посещением еврейского музея и Староновой синагоги, так вы не только сэкономите, но и увидите все доступные к посещению объекты. Нижеприведенные объекты относятся к Еврейскому музею.

Клаусова Синагога

Скульптура Моисея

Скульптура (10) расположена недалеко от Староновой синагоги. Это работа скульптора Франтишек Билека,датированная 1905 годом.

Долгие годы скульптура находилась на территории виллы скульптора и лишь спустя 32 года была установлена в Еврейском квартале.

Памятник Францу Кафке


Популярные экскурсии по кварталу

  • (75.00 €, 2 часа)
  • (15.00 €, 2 часа)
  • (175.00 €, 4 часа)

История квартала

Первые евреи в столице появились в X веке, именно поэтому пражское гетто считается самым древним в Европе. Изначально евреи, в основном мелкие торговцы, расселились в районе Вышеграда. К XIII веку чешская столица стала крупнейшим центром европейского еврейства, а уже в середине XIII века образовался отдельный квартал в Старом городе. Такая изоляция была специально организована властями, которые также отстранили евреев от участия в политической жизни страны и нередко провоцировали антисемитские погромы. В этот период в квартале появились Староновая синагога и Еврейское кладбище.

К началу XVII века численность евреев составляла 15 000 человек, что составляло 30% от населения столицы. Прага получила негласный статус «города трех народов» - здесь проживали чехи, немцы и евреи. Если до конца XIX пражские евреи говорили на идише, то до XX века на немецком, лишь в ритуальных целях использовался иврит. Лишь с двадцатого столетия евреи начали использовать чешский язык.

Главным раввином в 1597-1609 годы являлся Махарал, или в миру Йегуда Лёв Бен Бецалель, - один из величайших еврейских ученых столицы. Сегодня его могила на Еврейском кладбище является местом еврейского поломничества.

Жизнь пражских евреев не была так проста. Политическая ситуация евреев с австрийскими властями в XVIII веке была напряженная. Таким образом, по указу императрицы Марии Терезии, в 1745 году евреи были изгнаны из Праги, поскольку были опасения, что еврейская община примкнёт к прусской армии. Однако через три года, в 1748 году, евреям было разрешено вернуться в Прагу.

Лишь после революции 1848 года, евреи получили гражданские и политические права на чешской земле. Через два года, в 1850 году Пражское гетто официально получило статус административного квартала столицы, получив название «Йозефов», в честь императора Иосифа II, который издал указы, благодаря которым евреи получили равные права с христианами.

В конце XIX - начале XX веков большая часть квартала была уничтожена в связи с перепланировкой еврейских трущоб, однако большинство памятников архитектуры не были снесены. Сохранились следующие объекты: синагоги Староновая, Пинкасова, Майзелова, Клаусовая, Высокая, Испанская, так же Еврейская ратуша и Старое еврейское кладбище.

В начале XX века Прагу начали заселять коренные чехи, в связи с чем численность евреев составляла всего 10%.

Основная часть населения пражских евреев была уничтожена в ходе Второй мировой войны, во время Холокоста. Память о почивших сохранились в произведениях Франца Кафки, в романе Майринка «Голем», а так же в рассказе борхеса «Тайное чудо».

Квартал номер 5

Еврейский квартал зажат между и рекой . Его история началась в XIII веке, когда еврейскую общину в Праге заставили покинуть свои привычные дома и перебраться в один район, окруженный стеной. Так образовалось пражское еврейское гетто - своего рода город, где евреи обустраивали свою жизнь и развивали свою культуру, не имея таких привилегий, как остальные пражане.

Квартал был назван « » в память об Иосифе II, чьи реформы и патент веротерпимости облегчили евреям условия жизни. Благодаря конституции 1848 года они получили равные с жителями Праги права и возможность покидать гетто. Это разрешение привело к тому, что богатые евреи переселились в более престижные районы города, а сам «Пятый квартал» (таким был номер гетто согласно административному делению) пришел в упадок. Санитария в конце XIX века там была на нуле, и власти Праги решили устранить угрозу эпидемии. Было снесено 300 домов и уничтожено 20 средневековых улочек.

Публикации по теме