Удивительные факты о спасе на крови. Восемь удивительных фактов о спасе на крови Кто по легенде спас

ТАМ НА КАНАЛЕ, ЗА ЛЕСАМИ…

За неприглядной коробкой из дерева и металла Спас на Крови скрылся в июле прошлого года. Строительные леса выросли вокруг центрального купола храма, который находился в аварийном состоянии. Кирпичная кладка пострадала, часть черепицы была утрачена, а покрытый эмалью купол «пестрел» сколами и трещинами. В течение полугода реставраторы возвращают памятнику архитектуры былую красоту и величие.

24 января на объекте побывали журналисты и вице-губернатор Петербурга Игорь Албин. Чиновник ознакомился с ходом работ и поднялся к главному шатру, который расположился на высоте восьмидесяти метров. Чтобы до него добраться, пришлось преодолеть несколько сотен ступенек. Несмотря на это, чиновник остался доволен проверкой.

На данном объекте все делается по самым высоким стандартам качества. Это касается культуры производства, это касается подбора материалов и даже установки техлесов. Работа на высоких отметках – это сложная работа, в условиях неблагоприятной ветровой обстановки, - сказал вице-губернатор. - Конечно, хотелось бы, чтобы работы максимально быстро завершили, мы сняли строительные леса и гости Петербурга, жители города наслаждались великолепием храма Воскресения Господня, Спаса на Крови.

КАК РЕСТАВРИРУЮТ?

Сейчас специалисты очищают поверхность шатра от столетней пыли и копоти и укрепляют дошедшую до наших дней историческую эмаль. Полностью заменить ее реставраторы не могут. Чтобы нанести новое покрытие и обжечь его в печи, необходимо демонтировать купол. Кроме того, строители меняют сгнившие опоры и ремонтируют кирпичную кладку. Отдельное внимание они уделяют черепице, которую потрепала капризная петербургская погода.

До этого последняя реставрация была закончена 20 лет назад, - рассказал заместитель директора по эксплуатации ГМЗ «Исаакиевский собор» Борис Подольский. - С тех пор прошло 20 лет. За это время кровля оказалась в аварийном состоянии, возникла угроза намокания несущих конструкций шатра. Поэтому нам пришлось разобрать черепицу, после чего мы обнаружили аварийное состояние кладки кокошников шатра и стальной обрешетки. К слову, черепицу с дефектами мы заменим. Она изготовлена в Петербурге и уже прошла необходимые испытания.

ДО 2025 ГОДА

Первый этап реставрации обойдется городу в 78 миллионов рублей. Согласно планам, он должен был завершиться в марте 2018 года. Однако во время работ были выявлены проблемы, на устранение которых уйдет чуть больше времени. Точно неизвестно, когда Спас на Крови вновь предстанет перед горожанами во всей красе. Ориентировочно строительные леса с центрального шатра снимут летом 2018 года, к Чемпионату мира по футболу. Но на этом работы не закончатся.

После центрального шатра реставраторы перейдут на другие купола собора, затем предполагается реставрация фасадов. По предварительным оценкам, работы закончатся к 2025 году, их стоимость составит около 250 миллионов рублей, - уточнил вице-губернатор Албин.

СПРАВКА «КП»

Спас на Крови открыли и освятили в 1908 году. Но спустя двадцать лет закрыли и передали Обществу политкаторжан. В блокаду Ленинграда храм использовали как городской морг. А потом в этих же стенах был склад для декораций Малого оперного театра. В 1956 году власти заговорили об уничтожении здания для спрямления автомобильной дороги вдоль канала, но общественные протесты предотвратили снос. Позднее храм Воскресения Христова объявили филиалом Исаакиевского собора. С конца 1990-х он стал принимать посетителей в качестве музея, а в 2004 году здесь, спустя 70 лет, прошла первая божественная литургия. В прошлом году Спас на Крови вошел в рейтинг самых знаменитых культурных объектов мира и стал самой популярной достопримечательностью России .

Собор Спаса-на-Крови - это одна из самых главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Его построили при довольно драматических обстоятельствах, а его история стала не менее трагичной.
Со знаменитым сооружением связано немало мистики. К примеру, таинственным образом он смог избежать разрушения. Более того, говорят, в нем находится икона, способная открыть будущее…


Спас-на-Крови. Фото 1910 г.
Для многих удивительно расположение храма - он буквально висит над каналом, разорвав набережную. Как такое могло получиться в городе, который застраивался, используя самые строгие архитектурные каноны.
Утром 1 марта 1881 году российский император Александр II, как обычно посетил развод войск в Михайловском манеже, а после него поехал домой в Зимний дворец. Его путь проходил рядом с Екатерининским каналом (сейчас это канал Грибоедова). Внезапно к его карете подбежал какой-то человек и бросил в нее сверток.

Прогремел взрыв, но никого не задело. Невредимый царь смог выбраться из кареты и подойти к раненому юноше, который, уже связанный, лежал на снегу. Им оказался народоволец Рысаков. Но в этот момент к императору подбежал Гриневицкий, второй убийца, который бросил бомбу.
Террористы на всякий случай подстраховались. Вновь раздался взрыв, который оказался мощнее предыдущего. Александра вместе с убийцей отбросило к решеткам канал. Это оказалось концом.
В прошлом Александру II предсказывали, что именно восьмое покушение на его жизнь станет роковым. До этого на жизнь царя покушались уже шесть раз. Он смог пережить седьмое, но восьмое стало фатальным.
Мундир, в который был одет 1 марта 1881 года, в день своей гибели император Александр II. Ирония истории. Император был одет в мундир Лейб-гвардии саперного батальона и погиб от саперного средства - заряда ВВ...
Гибель императора стала потрясением для всей России. Уже на следующий день после смерти императора было решено установить на месте его гибели временную часовню. Александром III был объявлен конкурс на проект храма, который вобрал бы в себя черты русской архитектуры церквей XVII века.
Строительство Храма Воскресения Христова. Фото 1900-1906 г
Был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни, архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев). После трагической смерти императора отцу Игнатию во сне якобы явилась Богородица и показала основы будущего храма.
Строительство собора затянулось на 24 года. Оно было завершено только в 1907 году.

Император Николай II и Императрица в сопровождении свиты и роты Дворцовых гренадер идут с крестным ходом вдоль «Спаса на крови». Петербург. 1907 г.
Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров. В соборе было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689 лампочек.

Спас-на-Крови. Фото 1910 г.
Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это и повлияло на его внутреннее убранство, поражающее своей красотой. Мозаичная коллекция собора является одной из крупнейших в Европе.
Более чем 7000 кв.м. пространства храма были украшены мозаичными фресками, созданными знаменитыми художниками Нестеровым и Васнецовым.

В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную лучшими мастерами. В качестве декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания.
Самым значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра. Хорошо сохранились фрагменты решетки набережной, плит тротуара и даже булыжники мостовой, на которые упал, истекая кровью, император.
Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза.

Спас-на-Крови. Фотограф С.М.Прокудин-Горский 1905-10 г.
Высота самого высокого купола храма - 81 метр. Это число символизирует год гибели царя. Купола покрыты позолоченными листами и разноцветной эмалью. От Михайловского сада собор Спас на Крови отделяет уникальная ограда. Исполнена она в 1903-1907 годах по проекту Альфреда Парланда.


Сразу после освящения храма Спаса-на-Крови стали появляться мистические легенды. Многие говорили, что иногда можно расслышать стоны убитого императора. А простой люд верил, что новый храм может уберечь от бед. Была даже своеобразная молитва-заговор:
Спас, Спас-на-Крови!
Спаси нас, спаси!
От дождя, от ножа,
От волка, от дурака,
От ночной мороки,
От кривой дороги…
Собор сильно пострадал в годы советской власти. Как и многие другие церкви города, вскоре после революции он был закрыт и долгое время использовался как склад.
Еще ходило поверье, что этот собор невозможно разрушить. Вскоре оно получило подтверждение. В 1938 году власти приняли решение взорвать храм Спаса-на-Крови, назвав его «объектом, который не имеет художественной и архитектурной ценности. В стенах были просверлены отверстия, туда уже заложили взрывчатку. Но началась Великая Отечественная война, поэтому все взрывники были в срочном порядке отправлены на фронт.
В блокаду в храме разместился морг, в котором находились замороженные тела ленинградцев, погибших от голода или от обстрелов. Но снаряды и бомбы чудесным образом пролетали мимо собора, как будто он и вправду был заговоренным.

После войны храм использовался для хранения декораций Малого Оперного театра. А в эпоху Хрущева «Спас-на-Крови» опять хотели уничтожить. На этот раз под предлогом начала строительства транспортной магистрали. И хотя в те времена в Ленинграде было взорвано примерно сто церквей, «заговоренный» храм остался невредимым.
Появились слухи, что этому помогла кровь погибших ленинградцев, пропитавшая все стены здания. А кое-кто уверен, что собор защищен от разрушения символами равносторонних крестов в круге, которые украшают кокошники окон. Якобы, это защитный знак, дошедший к нам из древности.
Спас-на-Крови. Фото 1963 г.

В 1970 году началась реставрация храма Спаса-на-Крови, были установлены леса. Но реставрация надолго затянулась, все привыкли к виду храма, окруженного лесами. А в середине 80-х пошли разговоры о пророчестве - якобы, советская власть продлится до тех пор, пока остаются леса вокруг Спаса-на-Крови. Сняли их как раз накануне путча в августе 1991 года.
Есть предание, что в храме находится икона, на которой, если пристально смотреть, проступают роковые для истории России даты: 1917, 1941, 1953, а также еще какие-то, пока нечеткие. Вполне возможно, что они относятся к будущим событиям, но пока никто не смог их расшифровать.

Леса вокруг Спаса на Крови стояли так долго, что стали легендой Санкт-Петербурга, если не его достопримечательностью. И даже вошли в культуру: к примеру, Розенбаум в своей песне "Покажите мне Москву, москвичи..." поет о том, что мечтает снять леса со Спаса на Крови. В народе говорили, полушутя-полусерьезно, что как только уберут эти леса, рухнет весь Советский союз. Удивительно, но в 1991 году леса были разобраны, хотя к ним не прикасались десятилетиями. А в августе 1991 года произошли знаменитые события, положившие конец советской власти в России.

Подводные кресты

Спас-на-крови стоит прямо на канале Грибоедова. Для того, чтобы храм мог устоять, и воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на 8 метров.
Этот канал, согласно легенде, сыграл немалую роль в восстановлении собора. Существует рассказ о том, как кресты Спаса на Крови "крестились" водой канала. Говорят, что чтобы спасти их от большевиков, в советское время жители Петербурга спрятали их... на его дно. А когда храм наконец-то стал реставрироваться, то один петербуржец, "случайный прохожий", рассказал команде реставраторов о том, где могут быть кресты, и указал место. Водолазы действительно нашли спрятанные святыни, и те вернулись на свои купола.

Морг и хранилище декораций

Советская власть, как известно, не щадила памятники церковной архитектуры и мозаики. Спас на Крови не был снесен, хотя решение о его разборке и было принято: он проходил в списках как объект, «не представляющий никакой художественно-архитектурной ценности». Говорят, что в стенах уже были просверлены отверстия, приготовлены заряды взрывчатки. Но грянула война, и взрывников отправили на фронт.
Во время войны и Ленинградской блокады в храме находился - не много не мало - районный Дзержинский морг, и храм будто бы во второй раз оправдал свое название - "На Крови".
Чуть позже здание арендовал Малый Оперный театр, чтобы устроить там хранилище своих декораций.

Освященная брусчатка

Собор Спаса на Крови, или Воскресения Христова на Крови, построен, как известно, в память о трагической гибели российского императора Александра ІІ. На этом месте 1 марта 1881 года в императора Александра Второго бросил бомбу террорист-народоволец Игнатий Гриневицкий. Свидетельства этих событий хранятся в соборе до сих пор: внутри находятся камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II, плиты тротуара рядом и часть решетки Екатерининского канала

Не только евангельская символика

Удивительно, но даже пропорции храма Воскресения Христова символичны: высота его центрального сооружения - 81 метр, и это число было выбрано в напоминание о годе гибели государя Александра II – 1881. Второй по выcоте купол - 63 мeтра, символ возрaста убиенного императора. Символика чисел вообще свойственна православию, и ее можно найти также в избранном зодчими количестве куполов и других деталях.
Двадцать красно-гранитных памятных табличек установлены в цоколе храма. На них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года. Также на храме можно найти двуглавого орла, а на колокольне - гербы русских городов, губерний и уездов. Крест колокольни Спаса на крови венчает вызолоченная царская корона.

Шедевры

Коллекция мозаик Собора Спаса на Крови в Петербурге - одна из крупнейших в Европе. Мозаиками покрыты более 7-ми тысяч квадратных метров здания храма, и изготовление этих шедевров задержало окончание работ над храмом и его освящение на десять лет! Среди изготовителей эскизов к мозаикам известнейшие русские мастера - Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин. Мозаичный в Спасе на Крови даже иконостас.
Храм изначально строился как электрифицированный, и освещали его 1689 электроламп. Мозаики в таком освещении должны были смотреться по-особенному. Кроме этого технического новшества - электричества, в храме были и другие, например, в его разноцветные куполa искусно вмонтирована систeма молниeотвода.

Таинственная икона

Правда это или нет, никому не известно, но в связи со Спасом на Крови постоянно говорят о таинственной иконе, находящейся в этом соборе, на которой якобы зашифрованы поворотные для истории России даты: 1917-й - год Октябрьской революции, 1941-й - год начала Великой Отечественной войны, 1953-й - год смерти Иосифа Сталина. Кроме этих дат, на удивительной иконе проступают еще какие-то, пока нечеткие и, возможно, относящиеся к будущему. Существует ли эта икона на самом деле или является выдумкой мистически настроенных граждан, мы не знаем, однако экскурсоводы храма любят рассказывать его посетителям эту историю.

Храм, построенный в память о гибели Александра II по проекту архитектора Альфреда Парланда, считается одной из главных достопримечательностей города на Неве. Однако горожане не знают, что Спас-на-Крови хранит множество мистических загадок и тайн — рассказываем, как храм превратился в морг и повлиял на распад СССР, где хранится икона, способная предсказывать будущее, и почему кресты хранятся под водой.

Подводные кресты Спаса-на-Крови


В свое время месторасположение храма сыграло немаловажную роль в его истории: поговаривают, что дабы спасти убранство храма от большевиков, горожане сняли с него кресты и опустили их на самое дно канала Грибоедова. Впоследствии, когда опасность миновала, а Спас-на-Крови начали реставрировать, но никак не могли отыскать кресты, которые венчали храм, произошел любопытный случай: случайный прохожий, знавший легенду, подошел к команде реставраторов и посоветовал поискать убранство в воде. Рабочие решили попробовать и отправили бригаду водолазов обследовать дно - ко всеобщему удивлению кресты оказались именно там, где указал незнакомец.

Сказ о том, как храм на развал Советского союза повлиял


Еще одна любопытная легенда, связанная со Спасом-на-Крови и материализации мысли, имела место быть уже в самом начале 90-х. Долгое время одна из главных достопримечательностей города на Неве десятилетиями стояла в строительных лесах, что породило немало анекдотов и даже нашло отражение в стихах и песнях. На волне среди горожан существовало ироничное поверье, мол, что как только со Спаса снимут леса, рухнет весь Советский союз. Кому-то может показаться небылицей, а кто-то спишет на стечение обстоятельств, но факт остается фактом: в 1991 году храм "освободили" от строительных лесов, а чуть позднее, в августе того же года, пришел конец Советской власти.

Крупнейшая коллекция мозаик в Европе


Многим известно, что один из главных храмов Северной столицы является настоящим музеем мозаик, ведь под его крышей собрана богатейшая и крупнейшая коллекция мозаик, над которой трудились известнейшие отечественные мастера - Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин и другие. Стоит заметить, что мозаики - основной декор храма, ведь даже иконостас Спаса-на-Крови мозаичный. Также может показаться любопытным, что именно из-за того, что произведения искусства делали очень долго, открытие храма и его освящение оттянули на добрый десяток лет.

Блокадный морг и «Спас-на-картошке»


Ни для кого не секрет, что в военные времена (и при советской власти) церкви и храмы города работали в непривычном для них режиме - где-то оборудовали коровники или размещали предприятия. Так, во время блокады Спас-на-Крови превратился в самый настоящий морг. В районный Дзержинский морг, коим на время стал храм, со всего города свозились тела погибших ленинградцев, подтверждая его историческое название. Кроме того, одной из функций достопримечательности в те нелегкие времена стало хранение овощей - некоторые горожане с чувством юмора даже прозвали его «Спасом-на-картошке». По окончании войны Спасу-на-Крови опять-таки не вернули религиозной функции, напротив - его начали использовать как хранилище декораций Малого Оперного театра, который нынче известен как Михайловский.

Тайны нумерологии и Спас-на-Крови


Магия чисел действительно существует, и петербургский храм вполне успешно доказывает это - например, экскурсоводы, желающие добавить некого мистического шарма, частенько обращаются к нумерологии и рассказывают о том, что высота центрального сооружения составляет 81 метр, что это в полной мере соответствует году гибели Александра II, а еще одно число 63 - не только высота, на которую вздымается один из куполов, но и возраст императора в момент покушения на его жизнь.

Загадочная икона


Кроме знаменитого призрака набережной канала Грибоедова, бытует еще одна мистическая и таинственная легенда (не доказанная и не опровергнутая): якобы под крышей Спаса-на-Крови есть икона, на которой проступили роковые для российской истории годы - значится там 1917, 1941 и не только. Считается, что икона обладает силой и способна предрекать поворотные даты для истории России, ведь на полотне проглядываются и другие нечеткие силуэты чисел - возможно, они проступят по мере приближения новой трагедии.

Кровавая мостовая


Ни для кого не секрет, что Спас-на-Крови построили на месте, где 1 марта 1881 произошло последнее покушение на императора Александра II. Естественно, сразу же после трагических событий Городская дума предложила возвести здесь небольшую часовню, однако новый император Александр III наказал часовней не ограничиваться и построить на этом месте великолепный храм. Также государь распорядился оставить внутри будущего собора нетронутый участок мостовой, где пролилась кровь его отца.

Спас опять в лесах

На храме Спаса-на-Крови вновь установили леса, «украшавшие» его весь позднесоветский период. С окончания большой реставрации собора прошло всего около десяти лет. Возобновить работы пришлось из-за опасений за состояние центрального шатра здания-памятника.


ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Собор Воскресения Христова был построен в русском стиле в 1883 - 1907 годах по проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). После закрытия храма в 1929 году его сначала собирались взорвать, но затем решили открыть внутри музей партии «Народная воля». В войну в соборе был морг. Впоследствии здание использовалось под хранилище овощей и театральный склад, который, случалось, горел.

Только в 1968-м церковь признали объектом культурного наследия. Двумя годами позже храм передали в качестве филиала нынешнему пользователю - музею-памятнику «Исаакиевский собор». После этого началась его затяжная реставрация. Здание так долго стояло в лесах, что вошло благодаря этому в массовую культуру. «Хочу придать домам знакомый с детства вид. Мечтаю снять леса со Спаса-на Крови», - пел молодой Александр Розенбаум. Разобрали леса уже после горбачевской перестройки.

Как объясняют в музее-памятнике, в ходе длительных реставрационных работ заменили большую часть черепицы, которой покрыта крыша собора. При этом черепица над главным шатром, как сочли специалисты, была в удовлетворительном состоянии и тогда ее лишь подлатали.

Но в конце концов стало очевидно, что и здесь требуется более основательный ремонт. Недавно центральный шатер взяли в леса.

По данным «СПб ведомостей», главная задача предстоящих работ - реставрация металлоконструкций кровли и ее герметизация, замена черепицы, реставрация эмалированных медных листов. Последний раз подобные работы производились в 1978 году, нынешние рассчитаны на два года.

Утраченные фрагменты черепицы воссоздадут по историческим образцам. Кроме того, будут усилены металлоконструкции кровли (проект усиления разрабатывал специализированный институт «Ленпроектстальконструкция»).

К началу 2019 года должны быть завершены работы по реставрации фонарика на куполе самого Исаакиевского собора, и он освободится от лесов. Сейчас под «тепляком» идут работы по очистке фонарика от пыли и ржавчины. Проведена разборка части креста и наружной медной обшивки, они отправлены в реставрационные мастерские. В связи с нынешними работами во внутренней части фонарика демонтирована скульптура голубя, который находится под куполом. Она имеет вес 84 кг и размах крыльев более 2 метров. Птице также предстоит профилактическая реставрация, после чего она вернется на историческое место.

Конкурсы на реставрацию обоих храмов выиграла фирма «Возрождение Петербурга». Она уже не в первый раз работает на объектах музея-памятника. Завершить ремонт должны к декабрю 2018 года.


Комментарии

Самое читаемое

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Публикации по теме

  • Городская усадьба разумовского Городская усадьба разумовского

    На берегу Мойки, рядом с барочным Строгановским дворцом, расположен яркий образец раннего классицизма — дворец графа Разумовского. Это...

  • Пляжи нячанга Вьетнам нячанг волны Пляжи нячанга Вьетнам нячанг волны

    Сегодня мы продолжаем рассказ о пляжах Нячанга. На прошлой неделе мы посетили пляж Парагон (Paragon). Это пляж одноименного отеля на юге...