Народное предание о происхождении названия жигулевских гор. Жигулевские горы

День 3. Жигулевские горы

Жигулевские горы - красивейшее место: со своими скалами, утёсами, крутыми обрывами, глубокими оврагами, балками, лесами спускающимися к подножию Волги.

Есть легенда о об этом необычном и загадочном месте, откуда взялись Жигулевские горы и Волга образуя Самарскую Луку. Самарская Лука примечательна и интересна тем, что Волга при огромной массе и силе водного потока не пробила сложенный мягкими породами перешеек в районе Переволок, а огибает Жигулевские горы огромной петлей (на карте отмечено синей линией)

Согласно одной из легенд, давным-давно жили-были два неразлучных брата: Сокол (левый берег Волги) и Жигуль (правый). Каждый из них слыл отважным и мужественным воином. Всякая девушка почла бы за честь стать женой любому из них. Только и не думали братья свататься. Полюбилась им обоим прекрасная Волга-колдунья и забыли они думать о ком-нибудь другом. Будто хмельным любовным зельем опоила витязей колдовка. Кружила им головы красой и нежным голосом, а сама думала лишь о Каспии. Мудр и хорош собой был Каспий, давно манил он к себе Волгу, обещая любовь и богатства, и задумала она сбежать к нему.

Прознали о том Жигуль и Сокол — разгневались на обманщицу. Заперли они колдунью, а чтобы пленница не сбежала, усадил Сокол своего пса охранять темницу. Заспорили братья — кто возьмет Волгу в жены, да только как под венец идти без согласия невесты. И решили Жигуль и Сокол добиться ответа от Волги. Пусть сама выберет себе из них мужа, а не выберет — так и света белого не увидит.

Опечалилась Волга. Испросила она времени до утра, чтобы подумать, а когда наступила ночь, запела грустно. Полились слова колдовскими переливами, звенели в ночи, заплакали, и не заметно стало клонить братьев в сон. Уснул Жигуль, уснул Сокол, и только верный сторожевой пес не смыкал глаз. Все смотрел он, да принюхивался, и рычал на молодую колдунью, стоило ей лишь шевельнуться. К утру же одолела колдовская дремота и сторожевого пса.

Но лишь ступила Волга один шаг, как поднял голову сторожевой пес и успел залаять: «Тип-Тяв!» Бросилась тогда молодая колдунья между проснувшимися братьями. Превратилась она в реку широкую, Жигуль и Сокол стали горами высокими, а собака Сокола стала кручей у подножья своего окаменевшего хозяина. Никто теперь не мог помешать красавице. Далеко унеслись её бурные волны и влились в объятия мудрого Каспия. Ведь ради возлюбленной стал он глубоким морем.

С тех пор так и стоят братья-богатыри, разлученные рекой Волгой, и лежит у ног Сокола его верная собака, которую до сих пор зовут Тип-Тяв.

1. Гора Тип-Тяв (в легенде Жигуль). На склоне горы виден старый известняковый карьер. Сейчас работы на заброшенном карьере перенесены выше по реке Сок

2. Серная гора (в легенде Сокол). Серная гора высотою 250 метров над уровнем моря получила своё название от Серного городка, образованного в 1720 году для добычи серы. Сейчас запасы серы истощились

3. Жигулевские Ворота - это самое узкое место на средней Волге. Ширина реки, зажатой горами составляет 925 метров. До Великой Отечественной войны здесь планировалась стройка Жигулёвской ГЭС, но после войны стройка была перенесена вверх по течению

4. Верблюд - гора на берегу Волги между селом Ширяево и поселком Гаврилова Поляна. Известное место тренировки скалолазов и альпинистов

5. Жигулевские горы являются растущими. По различным оценкам, их высота возрастает примерно на 1 см в 100 лет

6. Вверх по течению от Ширяево находятся старые брошенные каменоломни

7. На Самарской Луке, между селами Ширяево и Богатырь ежегодно летом проводится Грушинский фестиваль

8. Карьер известкового камня на Липовой Поляне в районе поселка Богатырь

9. Карьер открытого типа и в настоящее время действующий

10. Добытую щебенку тут же отправляют на баржи через грузовой причал

11. Богатырь - рабочий поселок на берегу Волги. Получил название от расположенного под горой одноименного известкового завода

12. Множество легенд и преданий связано с Царёвым курганом. Одни рассказывают, что татарский князь Мамон с семью татарскими царями плыл по Волге вверх. Он хотел пройти и покорить всю Россию, но внезапно умер. Воины, которых было огромное множество, сносили на его могилу землю шапками и щитами, и оттого образовался курган

13. Самарская Лука благодаря множеству шахт, штолен, пещер в горах до сих пор служит отличным укрытием. Известно, что в начале 1990-х годов из колонии сбежала группа уголовников и скрывалась в одной из пещер Луки почти целый год до того, как место их пребывания смогла обнаружить милиция

Еще в начале ХХ столетия тогда еще безвестный самарский инженер Глеб Максимилианович Кржижановский (рис. 1)

выдвинул проект сооружения ГЭС в самом узком месте Средней Волги - в Жигулевских воротах (рис. 2).

Проект вызвал в Самаре настоящий переполох. О накале страстей говорит хотя бы такой факт: 9 июня 1913 года в город Сорренто, что в Италии, где в то время жил владелец всех Жигулевских земель граф Владимир Петрович Орлов-Давыдов (рис. 3),

пришла телеграмма от архиерея Самарского и Ставропольского Симена. В депеше тот слезно умолял графа: «…призываю на Вас Божию благодать, прошу принять архипастырское извещение: на ваших потомственных исконных владениях прожектеры Самарского технического общества совместно с богоотступником инженером Кржижановским проектируют постройку плотины и большой электрической станции. Явите милость своим прибытием сохранить Божий мир в Жигулевских владениях и разрушить крамолу в зачатии».

Проект самарского инженера

Граф счел идею Кржижановского сумасбродной и даже не подумал вернуться в Россию по столь незначительному поводу. Он лишь поручил своему управляющему в Самаре дать категорический отказ на такое строительство. Однако в то время Орлову даже в кошмарном сне не могло присниться, что всего лишь через семь лет после обнародования проекта, в феврале 1920 года, решением Советского правительства была образована Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО), а Г.М. Кржижановский назначен ее председателем. А 23 декабря 1920 года он выступил со своим знаменитым докладом о плане ГОЭЛРО на VIII Всероссийском съезде Советов, где проект получил безоговорочное одобрение делегатов (рис. 4).

Но только лишь в 1930 году ЦК ВКП (б) принял постановление, в котором Госплану СССР поручалось «повернуться лицом к Волгострою, составить проект, выявить все возможности его сооружения». Предполагалось, что уже 1 апреля 1932 года Совнаркомом СССР будет утвержден проект такого строительства, чтобы в 1937-1938 годах важнейший народнохозяйственный объект был принят в эксплуатацию.

В связи со сказанным выше уже в начале 1931 года в Жигулевские горы прибыли особые изыскательские партии института «Водно- и инженерно-геологические исследования для Волгостроя», которые работали здесь под общим руководством инженера Александра Сергеевича Баркова (рис. 5).

Отряды геологов изучали потоки подземных жигулевских вод, уточняли внутреннее строение горных массивов, наносили на карту разнообразные карстовые структуры, в первую очередь малоизученных пещерных систем, некоторые из которых, как тогда выяснилось, пронизывали всю горную толщу Жигулей чуть ли не насквозь. Вывод геологов был однозначным: из-за громадного числа подобных трещин, пустот и полостей почти сразу же после сооружения плотины начнется утечка воды из водохранилища в обход гидроузла (рис. 6, 7, 8).

А подобный катаклизм вызовет почти мгновенное затопление не только всей территории Самары, но и множества других городов, находящихся ниже ее по течению Волги.

Именно благодаря этим подробнейшим изысканиям геологов из группы А.С. Баркова правительство СССР уже после Великой Отечественной войны было вынуждено отказаться от проекта возведения ГЭС в Жигулевских воротах, и перенести ее строительство на 80 километров выше по течению Волги – в район города Ставрополя. Здесь, как известно, впоследствии и началось сооружение гидроузла, в то время крупнейшего в мире.

В течение 1931–1933 годов геологическая партия обследовала горные долины Жигулей в районе сел Гаврилова и Липовая Поляны, а также подножие южных отрогов Жигулей - Шелехметских гор, что выходят к Волге между селами Винновка и Шелехметь. Горные инженеры через пещеры смогли проникнуть в систему подземелий Самарской Луки, куда до них еще ни разу не ступала нога изыскателя.

Разведочные работы в подземных лабиринтах, которые вели геологи Баркова, должны были развенчать многие мифы и легенды Самарской Луки. Однако на деле все вышло с точностью до наоборот. Во время своих путешествий по жигулевским недрам изыскатели почти сразу же столкнулись с загадочными и необъяснимыми явлениями, о неразглашении сведений о которых они в свое время дали подписку компетентным органам. Лишь через многие десятилетия геологи рискнули кое-что рассказать об увиденном. Например, незадолго до своей кончины в 1989 году один из бывших сотрудников московского института «Водно- и инженерно-геологические исследования для Волгостроя» (уже давно не существующего) Николай Соколов передал представителю «Авесты» некоторые свои рукописи, в которых говорилось о тех незабываемых подземных путешествиях 30-х годов. Вниманию читателей предлагаются фрагменты данной записи в авторской обработке.

«Пещера была наполнена голубоватым сиянием…»

«В 1931 году лето выдалось исключительно жарким и сухим. Волга сильно обмелела. То тут, то там из воды поднялись песчаные острова. Чтобы подойти к пещере, которую мы собирались исследовать, нам пришлось долго лавировать между отмелями, прежде чем удалось подвести лодку к скале вблизи от расселины.

Нам повезло - благодаря крайне низкому уровню воды в реке удалось пройти в пещеру, почти не замочив мешков и даже не загасив фонарей. Сразу же за выступом пол пещеры резко обрывался вниз, а потолок уходил куда-то вверх, образуя большой зал, наполненный водяной пылью. Наш путеводный поток, преодолев узкое место, стремительно расширялся, и, срываясь с каменного выступа скалы, падал в подземное озеро, закручивая его воды небольшим водоворотом.

Слабый свет наших фонарей не позволил нам увидеть целиком весь зал, но все же было заметно, что потолок пещеры здесь очень неровен и неустойчив. Прямо над нашими головами, ежеминутно грозя упасть, нависали огромные каменные глыбы. Двигаясь по камням, мы легко поднялись к одному из самых широких отверстий. За ним начиналась сухая галерея, которая была метра четыре в высоту и метров шесть в ширину. Она закончилась узким отверстием неправильной формы, выведшим нас в большой зал. На этом участке пути мы остановились на отдых и пообедали.

Во время обеда в обвальном зале обнаружился весьма ощутимый сквозняк. Следовательно, воздух в этот зал не только входил, но и выходил через какое-то еще неизвестное нам отверстие. Поиск нового хода также занял немало времени, но в конце концов нам все-таки удалось обнаружить довольно узкую щель, уходящую куда-то вниз и в глубину горы.

При движении по узкому извилистому лазу каждый из нас где-то впереди все время слышал какой-то ровный непонятный шум. А когда все мы выбрались из лаза, то явственно различили тихий звон, похожий на колокольный. При этом источник звука не был виден - ведь свет наших фонарей проникал далеко не в каждый уголок зала. Казалось, этот звон рождается где-то в глубине горы и наполняет всю пещеру.

Странно, но по мере нашего продвижения по пещере колокольный звон постепенно пропадал. В зале было влажно - с высокого потолка падали большие водяные капли, которые неизменно ложились в давным-давно выдолбленные щели, вытесняя из них воздух. Возможно, именно такое падение капель и порождало тот волшебный колокольный звон, который нам слышался в передней части этого зала.

Здесь оказалось заметно холоднее, чем в ранее пройденных нами подземельях. Кое-где вдоль стен пещеры даже лежал лед. Встречный ветер заметно усилился, и в нашей легкой одежде его с трудом можно было перенести. И тут галерея повернула в сторону почти под прямым углом. Мы остановились, зачарованные открывшейся нам картиной. Впереди лежал огромный зал, заполненный странным голубоватым мерцанием. Оно было столь ярким, что легко проглядывалось все окружающее пространство. Оказалось, мы стояли перед обширным ледяным полем слабой фиолетовой окраски.

Ближе к стенам пещеры лед поднимался вверх, образуя систему правильных кубиков. Вскоре мы приблизились к одному из огромных ледяных блоков, освещенных все тем же голубоватым сиянием. И здесь все остолбенели: из глубины ледяного панциря на нас смотрел… громадный медведь. Встав на задние лапы, он словно бы тянулся вперед, как будто стремился достать до непрошеных пришельцев.

Когда первое потрясение от встречи с замороженным медведем прошло, мы все, словно зачарованные невероятным зрелищем, пошли дальше по залу - от глыбы к глыбе. Удивительно, но страха ни у кого из нас не было - может быть, от непомерной усталости. Чем дальше мы шли, тем больше замерзших экспонатов этого странного подземного музея нам встречалось. Вот перед нами в глыбе льда возник еще один медведь, вот какая-то огромная птица, вот лось, олень, еще один медведь, и еще какие-то вовсе уж непонятные звери… Настоящий подземный пантеон!

Как все эти животные попали сюда? Как они оказались вмороженными в эти почти правильные ледяные кубы? Сколько времени они простояли в этом загадочном подземелье? Ответов на все эти вопросы мы не находили.

Сколько мы еще шли по пещере после этого, сказать трудно. Может быть, час, а, может быть, несколько часов: ощущение времени почему-то исчезло. Но вдруг на полу пещеры появилась незамерзшая вода. Тут мы увидели маленький ручеек, из которого жадно напились.

Отдохнув несколько минут, мы пошли вдоль ручейка в одну из боковых галерей. Ход постепенно сужался, а на полу появились мелкие камешки, натеки глины, и, наконец, сухие листья деревьев. Стало быть, поверхность земли где-то совсем близко! И в самом деле - пройдя всего несколько поворотов, мы увидели выход из маленькой пещеры. Оказалось, что эта пещера выходила на дно какого-то малозаметного лесного оврага у подножия большой горы. Судя по длинным теням от деревьев, долгий летний день подходил к концу. Итак, наше подземное путешествие закончилось» (рис. 9, 10).

Ледяная кунсткамера в недрах Жигулей

Но еще более удивительным выглядит рассказ другого сотрудника особой партии Волгостроя Виктора Агеева, который при его жизни по вполне понятным причинам также не мог быть опубликованным. А в таинственные пещеры Жигулей этот человек попал следующим образом.

Как уже было сказано, в начале 30-х годов геологи из особой партии А.С. Баркова занимались изучением Ширяевских штолен в Жигулевских горах (рис. 11, 12, 13).

Но в дальнем малоизвестном штреке группа вдруг неожиданно попала под обвал. В конце концов наружу выбрались все, кроме Агеева. Двухдневные поиски его тела под завалами ничего не дали, и геолога совсем уже было собрались занести в список погибших, как вдруг через несколько суток Агеев объявился сам, спустившись в Ширяево с противоположного склона Жигулевских гор. Но когда начальник особой партии А.С. Барков услышал его повествование о подземном путешествии, он посоветовал больше никому об этом не рассказывать. Лишь незадолго до своей смерти, которая случилась в середине 80-х годов, Агеев разрешил записать свои воспоминания одному из куйбышевских краеведов, поставив, однако, условие, что записки будут опубликованы только после его смерти. Поэтому лишь сейчас отдельные фрагменты его рассказа предлагаются вниманию читателя.

«Когда неожиданно случился обвал, знакомый выход из штольни оказался заваленным. Я стал пробираться вперед по узкому лазу, где раньше никогда не ходил ни я сам, ни кто-либо из известных мне исследователей. Рано или поздно я все же надеялся выйти на поверхность, потому что с собой у меня был запас консервов и сухарей, а также спички и фонарь с комплектом резервных батарей.

После долгих блужданий под землей я в конце концов вышел в обширный зал, отдельные углы которого были заполнены льдом. В темноте этот лед светился слабым голубоватым сиянием. И тут произошло что-то странное - мое сознание словно отключилось, исчезли чувства страха и голода. Я вошел в узкий коридор, у стен которого стояли огромные ледяные блоки, тесно прижатые друг к другу. Это были именно отдельные блоки, а не сплошная ледяная стена.

Самое удивительное, что сердцевину каждой из этих громадных колонн занимало некое существо, словно вмороженное в лед. Таких ледяных кристаллов здесь, видимо, было много тысяч, и внутри каждого из них неподвижно висели невиданные, фантастические монстры.

Описать эти существа чрезвычайно трудно. Мне запомнилась большая голова, нависающая над телом, огромные фасеточные глаза навыкате, крупная надлобная шишка, маленькие, прижатые к животу руки с тремя пальцами. Туловище - что-то вроде мягкого кокона, свернутого в трубочку и также поджатого к животу (рис. 14).

Чем дальше я шел по коридору, тем больше размерами становились ледяные блоки. Заключенные в них монстры тоже были все крупнее и крупнее. Здесь я встретил несколько кристаллов, внутренность которых была затянута паутинкой тонких трещин. Около таких кристаллов я ощущал непонятную печаль.

Так я шел по этому мрачному паноптикуму час, другой, потом и третий. И тут вдруг я увидел, что ледяной коридор раздваивается. В левом, насколько хватал глаз, тянулись все те же однообразные кубы с глазастыми уродцами. А вот в правом стояли ледяные кристаллы с почти такими же монстрами, но на их головах почему-то уже не было надлобной шишки.

Тут мое тело, несколько помедлив, выбрало правый коридор. Дальше большой временной кусок просто выпал у меня из памяти, однако сохранилось смутное ощущение, что я все-таки шел куда-то вперед по тому же ответвлению. Следующим сохранившимся воспоминанием была картинка небольшого расширения коридора, в центре которого на полу словно бы лежали два солнечных зайчика, наложенных один на другой. Поскольку обойти их не было никакой возможности, я ступил в центр светящегося пятна. В тот же момент что-то чудовищное со всего размаха ударило меня по голове, и после этого снова наступил провал в памяти.

Очнулся я уже на вершине Поповой горы, что находится примерно километрах в десяти от Ширяева. Мое лицо обдувал свежий ветер, а в глаза бил солнечный свет. Еще в момент включения сознания мне показалось, что рядом со мной сидела большая собака, но вот за это я поручиться не могу. Уже потом я узнал, что мое путешествие под землей заняло пять суток» (рис. 15).

Что же это было?

Вот какое у него мнение на этот счет:

При анализе приведенных выше текстов сразу же возникает вопрос: насколько они достоверны? Несмотря на всю невероятность описанных явлений и событий, давайте тем не менее попробуем рассуждать строго научно.

Само существование значительных подземных пустот в карстовых породах Самарской Луки - факт бесспорный. Но существовали ли пещеры, описанные участниками походов по жигулевским подземельям, и существуют ли они по сей день - вот вопрос! Ведь известно, что строительство каскада волжских гидроэлектростанций во второй половине ХХ века в корне изменило весь гидрологический режим реки на территории Самарской области. В частности, уровень воды у плотины Волжской ГЭС имени В.И. Ленина (ныне Жигулевская ГЭС) поднялся на 29 метров, в Саратовском водохранилище у Самары - на 5 метров, а у Сызрани - на 11 метров. Без сомнения, поднявшаяся вода залила все подземные пустоты, а возросшее давление воды наверняка разрушило всю описанную выше пещерную систему вместе с ее содержимым.

Что касается фиолетового свечения в подземелье, то сам факт его обнаружения глубоко под землей может вызвать у непосвященного человека вполне понятное сомнение. А между тем именно фиолетовая окраска льда указывает на наличие в нем значительных включений радия. Именно распад этого радиоактивного химического элемента и должен вызвать устойчивую ионизацию воздуха, и, следовательно, свечение его и окружающих горных пород.

Наличие радия, урана и прочих радиоактивных химических элементов в недрах нашей области, в том числе и в окрестностях Самарской Луки, уже подтверждено новейшими геологическими исследованиями. Предполагается даже, что некоторые урановые и радиевые пласты, залегающие сравнительно недалеко от поверхности земли, могут быть основой для разработки этого нового для Самарской области полезного ископаемого.

Еще большее недоверие вызывают описания подземных путешествий по загадочным ледяным «кунсткамерам». Между тем нечто подобное нам уже продемонстрировали пещеры горной системы Кугитанг в Туркменистане, открытые спелеологами в 1984 году (рис. 17, 18, 19).

Тогда об этой находке подробно писали многие центральные газеты. В пещерах Кугитанга попавшие в них животные мумифицировались - так почему же в жигулевских пещерах здешние невольные узники не могли оказаться замороженными в ледяных глыбах? Ведь о наличии льда в жигулевских подземельях ученые и краеведы сообщали не раз. Впервые, кстати, упоминание о ледяных пещерах Жигулей встречается в монастырском географическом путеводителе издания 1689 года. А в начале ХХ века составители подробной гипсометрической карты Жигулевских гор описали в этих местах множество пещер, внутри которых даже в разгар лета нашлись целые ледяные залежи. В частности, топограф М. Ноинский в 1902 году отметил возникновение «подземного прохода в очень глубокую ледяную пещеру близ села Подгоры».

Что касается медведей, то раньше они действительно водились на территории Самарской Луки и Жигулевских гор. Однако последние упоминания о встрече с ними в этих местах относятся к девяностым годам XIX века. Тем не менее уже в ХХ столетии в пещерах Жигулей не раз находили останки доисторических медведей - в частности, в 60-х годах в подземельях около села Ширяево (рис. 20).

Раскопки здесь вела экспедиция под руководством известного советского археолога Отто Николаевича Бадера (рис. 21).

Сложнее обстоит дело с описаниями ящероподобных монстров, вмороженных в глыбы льда. Однако и этому факту можно найти современное объяснение. В 70-е годы прошлого века канадский палеонтолог Дейл Рассел, изучая останки ископаемых ящеров из рода стехонихозавров, живших в юрское время (то есть около 150 миллионов лет назад), пришел к выводу, что у представителей этой группы размер головного мозга за очень короткий период увеличился в десять с лишним раз. Сейчас уже установлено, каков примерно должен быть облик этого гипотетического монстра. У него выделялась большая голова, разросшаяся за счет сильно увеличившегося мозга. Передвигаться он должен был на двух ногах, и при ходьбе его тело занимало вертикальное положение - так же, как и у современного человека. При этом его верхние конечности преобразовались в руки с тремя пальцами, один из которых сильно противопоставлялся двум остальным. Рост - от 1,3 до 1,5 метра. Одним словом, почти полное совпадение с описанием, сделанным заблудившимся в подземелье геологом. Таких гипотетических разумных динозавров называют серпентоидами (рис. 22).

Предполагается, что примерно 70 миллионов лет назад в результате космической катастрофы (скорее всего, падения на нашу планету крупного астероида) динозавры очень быстро исчезли с лица Земли, уступив свое место млекопитающим и птицам. Однако вполне возможно, что немногочисленные группы этих существ все же смогли сохраниться до более поздних времен в отдельных укромных уголках планеты - так называемых рефугиумах. Одним из таких убежищ вполне могла стать пещерная система, сложившаяся около 15 миллионов лет назад в глубине Жигулевских гор и их отрогов.

Как относиться к рассказам геологов 30-х годов – это личное дело каждого исследователя. Однако стоит отметить, что повторить все описанные выше путешествия по жигулевским подземельям ныне уже вряд ли удастся. Наверняка большинство из них уже разрушены после того, как поднялся уровень воды в Куйбышевском и Саратовском водохранилищах. Поэтому исследователям было бы весьма интересно получить новые подтверждения в отношении опубликованных выше сведений о пещерах Самарской Луки.

Огненные шары над рекой Усой

О загадочных обитателях жигулевских подземелий и связанных с ними видениями говорится почти во всех местных легендах и преданиях. В частности, в один ряд со «столбами света» следует поставить и призрачные явления, которые не только проходят «красной нитью» через все жигулевские сказания, но и до сих пор наблюдаются в ряде точек Самарской Луки. Наиболее известный из них - так называемый мираж «Мирного города», который упоминает в своей книге еще голштинский путешественник Адам Олеарий, посетивший Поволжье в семнадцатом веке. Другое название того же явления - «Крепость пяти лун», «Белая церковь», «Фата-моргана» и так далее.

На Самарской Луке и в Жигулевских горах по сей день стоят деревеньки, история которых насчитывает уже несколько сотен лет. Это, например, села Шелехметь, Ширяево, Подгоры, Валы, Торновое, Аскулы и многие другие (рис. 23, 24, 25).

Сведения об их самых первых жителях теряются где-то в глубине веков, и потому даже известный путешественник Петр Паллас, побывавший в здешних краях в 1768 году, уже тогда называл эти села «старинными». Неудивительно, что за сотни лет общения с дикой жигулевской природой здешние крестьяне довольно часто сталкивались с чем-то таинственным и непонятным, и это затем оставалось в памяти народа в виде легенд и быличек.

Например, местные предания гласят, что не только в нынешние, но и в прежние времена люди не раз видели над Самарской Лукой некие летающие огненные шары и другие непонятные объекты, природа которых для ученых до сих пор остается неясной. В связи с этим очень привлекательной для аномальщиков точкой самарского края по сей день остается урочище Гремячее - горный массив в Сызранском районе, который находится близ села того же названия.

Здесь, в Рачейских горах, на самом краю Жигулевской дислокации, находится исток реки Усы, которая довершает Самарскую Луку до почти полного водного кольца. Здешние горы по высоте уступают только самым высоким вершинам Жигулей, а на их склонах между причудливыми скалами-останцами еще в незапамятные времена образовалось множество пещер, карстовых воронок и провалов (рис. 26-30),

из которых бьют родники. Вот с этими-то местами и связано множество легенд и мифов, выводящих исследователей на еще одну таинственную подземную расу.

Согласно местным преданиям, в здешних пещерах вот уже много тысяч лет живет карликовый народ, который здешние чуваши называют «уйбеде-тюале». Это словосочетание можно перевести как «человек - мохнатая обезьяна», а также как «человек-филин» (рис. 31, 32, 33).

Говорят, что даже в наше время эти странные существа хоть и редко, но все же встречаются людям в здешних горах. Представьте себе карлика ростом не выше пупка среднего человека, но с огромными глазами и с лицом, покрытым не то шерстью, не то перьями. Понятно, что кто-то из числа встретивших такого «ужастика» называли его обезьяной, другие - филином. Вот так у чувашей и появилось имя этого загадочного подземного народа.

Еще одно не менее загадочное явление Жигулевских гор выглядит так. По словам местных жителей, над урочищем Гремячее по сей день иногда можно видеть странные огненные шары примерно двухметрового диаметра и с хвостиком. Говорят, что те из сельчан, которые прожили здесь два-три десятка лет, хотя бы раз в своей жизни видел это загадочное явление. По-чувашски их именуют «патавка-бусь», что как раз и означает «огненный шар».

Как рассказывал собирателям фольклора один из очевидцев этого явления, «патавка-бусь» обычно летает медленно и недалеко от поверхности земли. Но самая невероятная часть этой легенды гласит, что эти огненные шары могут… превращаться в человека! Якобы сельчанам известны конкретные случаи, когда такие воплощенные в людей мужского пола пришельцы приходили в деревню, где они… сожительствовали с местными женщинами! А дети, родившиеся от этого странного брака, либо умирали, либо быстро превращались в легендарных подземных человечков «уйбеде-тюале».

Другая группа жигулевских мифов и легенд касается подземного мира этих волжских гор, который для ученых и по сей день остается настоящей «терра инкогнита». В частности, очень интересны былины о неких призрачных человечках, внезапно появляющихся из-под земли и также внезапно исчезающих. О них говорится, что эти белые карлики «так прозрачны, что сквозь них видны деревья». В местных быличках они описываются так: «Человечек маленького роста, с костлявым телом, с кожей, покрытой чешуей, с огромными глазами, мертвящим взглядом и таинственным свойством к перемещению сознания из тела в тело». Последние слова, видимо, означали наличие у подземных жителей телепатических способностей.

Судьба «каменной лошади»

О некоторых выводах, которые следует из внимательного изучения приведенных выше мифов Самарской Луки, снова рассказывает президент неправительственной научно-исследовательской организации «Авеста» И.Л. Павлович (рис. 34).

С нашим краем связано огромное количество легенд, быличек, преданий, сказаний и так далее. Серьезные исследователи их практически не изучают, хотя легенды - это целый пласт нашего прошлого, имеющий глубокие исторические корни. Именно поэтому вот уже более 15 лет мы занимаемся изучением вот этой неофициальной, как бы скрытой в легендах и мифах истории нашего края. Предания и былины хороши еще и тем, что они являются творчеством лишь исключительно простого народа, столетиями сохраняясь в его памяти.

Мы не без основания полагаем, что вот такая «скрытая история» касается в первую очередь малоизученных самарских подземелий. Ведь подземный мир Жигулей, Самарской Луки и всей Самарской области в целом до сих пор изучен крайне слабо. Между тем в легендах и преданиях прошедших времен по сей день сохраняется интереснейшая информация о многочисленных пещерах волжских берегов, где жили не только разбойники и бродяги, но также колдуны и даже целые подземные народы.

Пока нет сведений о том, что какие-либо серьезные исследователи изучали возможность существования в подземельях Самарской Луки особой человеческой расы. Но разве приведенные выше легенды, а также археологические находки, не могут быть поводом для интереса ученых?

Наша группа не раз организовывала экспедиции и в Жигулевские горы, и в Сызранский район – в урочище Гремячее, которое находится неподалеку от села Смолькино. Именно в его окрестностях находится исток реки Усы. Здесь, на склонах Рачейских гор имеется множество пещер, причудливых каменных глыб, родников, провалов. Все они в сочетании образуют необыкновенно красивую местность, с которой связано множество легенд и мифов, выводящих исследователей все на ту же таинственную подземную расу.

От местных жителей мы еще раз услышали легенды об «уйбеде-тюале» и «патавка-бусь». Еще мы увидели несколько углублений в скалах, оставшихся после визита огненных шаров. Выглядят они именно как яма, а не как карстовый провал - словно ее аккуратно копали экскаватором, а потом гладко заровняли края. Точно же объяснить происхождение таких ям, думается, смогут только специалисты.

А неподалеку от села Гремячее местные жители показали нам огромный камень, куда по ночам якобы приходят для поклонения пещерные человечки. Эта скала даже внешне напоминает голову то ли филина, то ли обезьяны - в общем, «уйбеде-тюале». Правда, следов каких-либо обрядов около этого камня нам обнаружить так и не удалось.

Зато мы самостоятельно произвели обряд с другим камнем, которые местные называют «каменная лошадь» (рис. 35).

И правда, он был очень похож на лежащую на земле огромную лошадиную голову. Услышав от поехавшего с нами сельчанина, что если этот камень щедро полить водой, то вскоре над ним даже в засуху пойдет дождь, мы так и сделали: вылили на «каменную лошадь» весь свой запас из двадцатилитровой бутыли.

В этот момент стояла тридцатипятиградусная жара, а на небе не было ни облачка. Можете представить наше изумление, когда минут через двадцать после указанной процедуры над лесом вдруг появилась тучка, которая на глазах стала расти, а еще через несколько минут на нас и в самом деле пролились крупные дождевые капли!

Больше всех перепугался телеоператор: он начал кричать на участников эксперимента, что под таким ливнем он не сможет работать. Слава Богу, что дождь кончился быстро и так же внезапно, как и начался. Уже через мгновение тучка куда-то исчезла, а над лесом вновь ярко засияло солнце.

Описанная выше поездка в Рачейские горы состоялась в 2004 году (рис. 36, 37, 38).

А вскоре после первых репортажей об этой экспедиции к нам пришла печальная весть. Оказывается, в один прекрасный день некие предприимчивые дельцы приехали в горы с грузовиком и подъемным краном, после чего упомянутый камень в форме лошадиной головы попросту… исчез. Видимо, сейчас он лежит на даче какого-нибудь местного коммерсанта, который с гордостью показывает его своим друзьям. Однако вызвать дождь с его помощью похититель уже не сможет: он ведь не учел, что «каменная лошадь» показывает свои чудеса только в горах, в родной стихии.

Это красивейшее место в среднем течении Волги еще сотни лет назад получило название «Самарская Лука» - от слова «излучина». Больше всего известна северная, возвышенная часть этого волжского полуострова, которая издавна именуется Жигулевскими горами. По причине уникального разнообразия естественных ландшафтов, а также обитающих на ее территории представителей флоры и фауны Самарская Лука ныне внесена в каталоги ЮНЕСКО как природно-исторический памятник мирового значения, подлежащий всемерной охране (рис. 1-7).

Тайны подземных лабиринтов

Но при этом менее известно, что волжская излучина уже довольно давно внесена еще в один перечень мировых достопримечательностей, который составлен международными организациями, исследующими загадочные и аномальные явления на Земле и за ее пределами. Аномальщики считают, что Самарская Лука с Жигулевскими горами является одной из тех 10-12 точек на карте России, где необычные и во многом таинственные процессы проявляют себя в десятки раз чаще, чем в других районах планеты.

Из анализа жигулевских легенд и преданий, которые самарские фольклористы начали собирать еще в XIX веке, можно сделать вполне определенный вывод: со здешними загадками и «чудесами» местные жители вплотную познакомились еще сотни лет назад, когда русские люди впервые стали оседать на Средней Волге. Такие прибрежные села, как, например, Ширяево и Усолье, были основаны еще в XVII веке (рис. 8-10).

Ко времени же вступления на престол Екатерины II (рис. 11)

На Самарской Луке уже насчитывались десятки сел, в том числе и поныне существующие Рождествено, Выползово, Подгоры, Шелехметь, Сосновый Солонец, Аскулы и другие. Впрочем, вольная жизнь местных мужиков закончилась довольно быстро: в середине своего царствования самодержица всероссийская подарила своему фавориту Григорию Орлову (рис. 12)

Всю Самарскую Луку вместе с селами.

За сотни лет общения с дикой жигулевской природой здешние крестьяне не раз сталкивались с таинственным и непонятным. А поскольку любая загадка всегда сильно будоражит человеческую душу, память о таких встречах сохранилась в последующих поколениях в виде легенд и быличек. Одним из самых первых собирателей жигулевского фольклора был Дмитрий Николаевич Садовников (1847-1883)- русский поэт, фольклорист и этнограф (рис. 13).

Он родился в Симбирске, здесь же учился в гимназии, в которой потом и служил педагогом. Садовников стал составителем наиболее полного и наилучшего в научном отношении сборника «Загадки русского народа», который вышел в свет в Санкт-Петербурге в 1876 году. Впоследствии он издал еще целый ряд книг о поволжском фольклоре, в том числе и сборники собственных стихов, основанных на народных текстах. Самым известным поэтическим произведением Садовникова считается стихотворение о Степане Разине «Из-за острова на стрежень», которое впоследствии было положено на музыку и быстро стало поистине народной песней.

Уже после его скоропостижной смерти в журнале «Записки Императорского Русского географического общества» вышла его уникальная работа «Сказки и предания Самарского края» (1884 год). Это был самый первый печатный обзор фольклора нашей губернии, в котором значительную часть заняли записи преданий и мифов, записанные со слов жителей сел и деревень, затерянных в Жигулевских горах.

Садовников сразу же отметил, что местные байки и былины изобилуют самыми невероятными чудесами. Хотя некоторые из жигулевских народных легенд в чем-то перекликаются с уральскими, башкирскими, мордовскими и татарскими сказаниями, все же большинство из них не имеет аналогов в устном народном творчестве народов всей Европейской России.

Особенно интересным оказался коллективный персонаж из этих сказаний – так называемые подземные старцы (рис. 14).

Согласно легендам, это таинственная каста отшельников, живущих в неведомых людскому глазу пещерах и обладающих скрытыми знаниями, а также удивительными способностями. Внешне они выглядят благообразными седыми старичками, которые могут неожиданно появляться и исчезать прямо на глазах у одинокого путника. И при этом у аномальщиков есть сведения, что легенды о таких же старцах можно встретить не только в Жигулях, но и в ряде других мест России, которые относятся к числу так называемых «географических точек с повышенной аномальностью».

По многим свидетельствам, подземные старцы из разных регионов нашей страны постоянно общаются между собой. Вот как, например, описываются эти загадочные подземные отшельники в романе «В лесах» П.И. Мельникова (Андрея Печерского) (рис. 15):

«Кирилловы горы расступаются… Выходят старцы лепообразные, в пояс судоходцам поклоняются, просят свезти их поклон, заочное целование братьям Жигулевских гор…» Стоит добавить, что Кирилловы горы находятся в Нижегородской области, у святого озера Светлояр, которое тоже считается одной из наиболее ярко выраженных аномальных зон России.

Во всех легендах таинственные старцы выступают в роли хранителей покоя в опекаемой ими местности. При этом отшельники стремятся сохранить в нетронутости здешнюю природу, а иногда и приходят на помощь жертвам нападений разбойников или несправедливо обиженным людям. Впрочем, бывает и так, что старцы выходят «в народ», чтобы сообщить какую-то важную, по их мнению, информацию. Это не обязательно предсказания о каких-то великих и трагических событиях, хотя есть сведения, что они, например, сообщали людям о грядущих первой и второй мировых войнах. Иногда старцы предоставляют миру и совсем «рядовые» сведения, обычно носящие морально-нравственный или даже экологический характер.

Есть один интересный факт, который тоже можно сопоставить с сообщениями о подземных отшельниках. В путеводителе куйбышевского краеведа А.В. Соболева (рис. 16)

«Жигулевская кругосветка», вышедшем в свет еще в 1965 году, есть такие строки: «В районе села Переволоки еще в конце XIX века обнаружили пещеры, входы в которые имели подобие дверей. Пещеры с окнами, в стенах ниши, потолок со сводом… Подобные пещеры окружали и соседнее село Печерское (его название и происходит от слова «пещера»), где крестьяне находили намогильные камни с арабскими надписями… В ходе раскопок найдены каменные погреба, железные цепи…»

Конечно же, сейчас ученый мир пока не располагает стопроцентно достоверными сведениями о существовании в подземельях Самарской Луки какой-то особой человеческой расы. Но разве приведенные выше легенды, а также археологические находки не могут быть поводом для интереса будущих исследователей?

Коварный ученик чародея

Оригинальную интригу в эти былины о загадочных подземных старцах вносит еще одно местное предание. Согласно ему, в очень давние времена, когда в этих местах еще не было ни единого человеческого жилья, в недрах Жигулей поселился некий маг и чародей – белый колдун (рис. 17).

Он ушел от людей, чтобы найти путь к вечному счастью, и в таинственной подземной тишине он занимался магией, результатом чего стало появление никем доселе невиданных волшебных вещей. В числе таких чудес, например, была удивительная летающая лодка, светящаяся в темноте, на которой маг не раз совершал полеты над горами, чем сильно дивил людей. Потом он придумал вечные часы с колокольным звоном, которые можно было заводить только один раз в сто лет. Но самым чудесным изобретением колдуна оказалась волшебная печь, которая могла превращать камни в золото.

Старожилы этих мест, промышлявшие охотой, рыболовством и бортничеством, поначалу откровенно опасались таинственного жителя жигулевских подземелий. Сам чародей же очень редко показывался на глаза людям, и чаще всего это случалось во времена каких-либо тяжких испытаний. Например, однажды на берега Волги пришла тьма степных кочевников, которые перед этим разграбили и сожгли немало заволжских поселений. Мирные рыболовы и охотники при виде завоевателей в страхе бежали вглубь Жигулевских гор. И тогда волшебник, чтобы спасти селян от дикой орды, с наступлением ночи вылетел навстречу пришельцам на своей летающей лодке, которая испускала из себя таинственные зеленые лучи. Завидев прямо над собой нечто непонятное и сверкающее, кочевники в ужасе бежали обратно в свою степь, и с тех пор не осмеливались больше заходить в лесной жигулевский край.

Еще легенды рассказывают, что с помощью своего колдовства подземный чародей сумел продлить себе жизнь до нескольких тысяч лет, но достичь полного бессмертия так и не смог. Именно поэтому, почувствовав однажды приближение своего последнего часа, колдун решил-таки прервать свое затворничество и взял себе ученика, чтобы тот смог продолжить начатое им дело. Однако на свою беду этот маг и волшебник плохо знал людей, поскольку приглашенный им ученик оказался завистливым и жадным. Из всех таинственных машин ему больше всего приглянулась чудесная печь, превращавшая камни в золото. Ученик так торопился стать хозяином жигулевских подземелий, что однажды не выдержал, и, улучив момент, бросил в жерло магической машины не каменную глыбу, а своего учителя. Но когда он схватил вышедший из печи золотой слиток, в который превратился несчастный чародей, то убийца неожиданно для себя заболел странной болезнью, которая в течение всего лишь нескольких дней превратила молодого парня в лысого, кашляющего кровью старика, вскоре скончавшегося в страшных мучениях.

С тех пор, как говорит предание, в недрах Жигулевских гор и таятся удивительные творения погибшего колдуна. Найти их невероятно трудно, потому что дверь в подземелье всего одна, и открывается она лишь раз в сто лет, но только доброму человеку. Нашедший это подземелье должен завести волшебные часы, а в награду имеет право забрать из пещеры столько сокровищ, сколько сможет унести. По преданию, вход в загадочное капище в свое время находили Стенька Разин и Емелька Пугачев, и именно тогда, после посещения подземного царства, у них появились и силы, и золото для того, чтобы поднять народ против владычества темных сил.

Но если перевести на современный язык все названия из древней легенды, то мы с удивлением обнаружим, что эти чудеса сейчас хорошо знакомы каждому из нас. Судите сами: летающая лодка колдуна очень напоминает летательный аппарат – что-то вроде современного вертолета. Именно так, согласно описаниям, выглядят некоторые типы НЛО, которые очевидцы регулярно наблюдают в районе Самарской Луки. Вечными часами, которым одного подзавода хватает на сто лет, может быть любой механизм с изотопным источником питания, а печь, превращающая камни в золото – это, конечно же, ядерный реактор, где одни химические элементы переходят в другие.

Что же касается странного недуга, от которого в течение нескольких дней сначала захирел, а потом и вовсе умер в мучениях коварный ученик чародея, то он очень похож на острую форму лучевой болезни. Ведь известно, что от мощной дозы радиации человек действительно погибает очень быстро, и это, к сожалению, уже не раз было доказано во время ядерных взрывов и аварий. Однако существуют ли такие чудеса на самом деле, можно будет узнать только после новых исследований подземного мира Самарской Луки.

Хозяйка Жигулевских гор

Еще в XIX веке фольклористы обратили внимание на то обстоятельство, что большинство былин и сказаний Самарского края сходятся на одном и том же легендарном персонаже – Хозяйке (или Волшебнице) Жигулевских гор (рис. 18).

Согласно преданиям, она живет в таинственных пещерах в глубине горного хребта (рис. 19, 20, 21),

Лишь иногда появляясь на поверхности и показываясь людям.

Если ей в это время повстречается добрый молодец, то хозяйка может пригласить его к себе, в подземные чертоги, обещая сказочные богатства и вечную жизнь. Однако до сих пор все молодцы, встретившиеся волшебнице, отказывались от этих благ, и поэтому подземная владычица вот уже тысячи лет оплакивает свою тоску и одиночество. Эти слезы и текут из скалы в урочище Каменная чаша (рис. 22, 23),

Где находится единственный водный источник Жигулевских гор.

А еще в преданиях говорится, что подземной волшебнице служили таинственные существа – странные белые карлики. В быличках они именуются «чудью подземной». О них также говорится, что эти создания «так прозрачны, что сквозь них видны деревья». Они могли внезапно исчезнуть в одном месте - и тут же возникнуть в другом. Как и старцы, карлики могли, словно бы из-под земли, вдруг неожиданно появиться перед утомленным пешеходом, чтобы вывести его прямо к дому, а затем, сделав свое доброе дело, на его глазах словно бы раствориться в воздухе.

В легенде, записанной в середине XIX века уже упоминавшимся выше собирателем фольклора Д.Н. Садовниковым, местные жители описывают их так: «Человечек маленького роста, с костлявым телом, с кожей, покрытой чешуей, с огромными глазами, мертвящим взглядом и таинственным свойством к перемещению сознания из тела в тело». Последние слова, видимо, означали наличие у подземных жителей телепатических способностей.

Первопоселенцы Самарской Луки с осторожностью относились и к самой властительнице жигулевских подземелий, и к ее прозрачным прислужникам, и к таинственным старцам, и потому не рисковали без нужды бродить по лесам. Однако люди регулярно убеждались, что волшебница и ее свита отличаются мирным нравом, поскольку людей они никогда не обижали.

С Хозяйкой этих мест связывают и некоторые другие феномены из здешнего фольклора – в частности, так называемый «Мираж Мирного города» (рис. 24).

Согласно легендам, иногда перед крестьянами сел Аскулы, Сосновый Солонец, Ануровки и некоторых других в утреннем тумане представало необыкновенное видение. По рассказам сельчан, оно выглядело как фантастический город со старинными домами, башнями и крепостными стенами, словно бы висящий в воздухе на фоне туманной дымки. Обычно это представление продолжалось лишь несколько минут, а потом оно исчезало так же внезапно, как и появлялось. Конечно же, народная молва приписывала возникновение таких «картинок» волшебным чарам Хозяйки Жигулевских гор, которая иногда вот таким образом развлекалась сама и развлекала местных жителей.

Впервые мираж «Мирного города» в 1636 году упомянул в своей книге еще голштинский путешественник Адам Олеарий. Другое название того же явления - «Крепость пяти лун», «Белая церковь», «Фата-моргана» и так далее. Впрочем, иногда на волжской излучине можно увидеть и другие миражи, которые местные жители называют «Храм Зеленой луны» (призрачное строение в виде удивительной переливающейся башни), и «Водопад слез», который народная молва привязывает к известному роднику Каменная чаша, а также к исчезающему озеру, что находится в урочище Елгуши (рис. 25).

Такие миражи чаще всего проявляют себя близ Молодецкого и Усинского курганов, а также в районе озер, что раскинулись между селами Мордово и Брусяны. По данным многих наблюдателей, здесь на рассвете перед изумленным путником может внезапно появиться призрачный город, чтобы через минуту-другую исчезнуть снова. Те, кто видел этот мираж, рассказывают, что он напоминает сказочный замок с белой крепостной стеной и с башенками, на которых развеваются белые флаги.

Об этом мираже есть упоминание и в сборнике «Жемчужины Жигулей», вышедшем в свет еще в советское время - в 1974 году. Здесь о нем говорится так: «И когда встает на востоке над Волгой солнце, становятся видны над рекой дворцы и стены Мирного города. И стоит он по-старому, и ждет, когда его богатства людям понадобятся».

Между прочим, геологические данные говорят о том, что в ряде точек Жигулевских гор в далекой древности и в самом деле могли существовать водопады. В связи с этим исследователи относят описываемые явления к группе так называемых «хрономиражей». Предполагается, что они являются отражениями реальностей далекого прошлого, проецируемых в современность.

В том же ряду следует упомянуть и такое загадочное явление Жигулевских гор, как внезапно возникающие в ночном воздухе «столбы жесткого света» (рис. 26, 27, 28).

Внешне они выглядят как светящиеся вертикальные колонны длиной до нескольких метров и диаметром до метра, внезапно возникающие в воздухе над определенными участками местности. Одно из последних сообщений о таком «столбе» поступило в 2005 году из района села Подгоры. Кстати, изредка в таких местах наблюдатели видят не светящиеся, а… черные колонны, тоже висящие в воздухе.

Такое явление чаще всего наблюдается над восточной частью Жигулей, и не только в Подгорах, а, например, также и в Ширяевском овраге, в районе источника Каменная чаша. Самый ранний рассказ об этой жигулевской загадке в виде местной байки упоминает опять же Дмитрий Садовников. Вот что он записал со слов старожилов жигулевского села Ширяево (датируется периодом с 1870 по 1875 годы).

«Поехал ширяевский мужик Иван Муханов после Ильина дня в лес за дровами, да задержался. Тут его сумерки и прихватили. Пожадничал, дров нагрузил знатно - лошаденка-то еле-еле плелась. Ну, Иван духа не теряет, дорога-то знакомая. Мурлычет под нос себе песню, да смотрит, чтобы колесо в яму не съехало. А уже ночь над горами спустилась, с каждым шагом все темнее и темнее. Первые звезды показались. Ну, Иван думает: «До дома еще верст семь, не больше, до полуночи доберусь, а воз разгружу завтра».

Тут вдруг лошадь дернулась и захрапела. «Неужто волки?» - вздрогнул Иван. Только вдруг нечаянно глянул он влево - батюшки, свет над горой! Неужто, думает, с дороги сбился и проехал мимо своей деревни? Огляделся. Хоть и темно, но дорогу видно чисто. Да и лошадка близость дома почуяла, припустилась чуть ли не бегом. Ведомо, деревня рядом, версты три всего уже осталось.

А свет над горой разгорается, и словно столбом стоит. Вот он уже и позади оказался. Мурашки по спине Ивашки побежали - не иначе леший его с пути сбить хочет. Слава Богу, лошадь под горку мигом домчала. Сколько раз крестился Иван, не помнит, последний раз осенил себя знамением, когда в ворота въехал. А потом от стариков слышал, что это хозяйка Жигулевских гор после Ильина дня выходит ночью погулять, и свет из двери ее подземной горницы всю ночь над горой столбом стоит».

С этой жигулевской байкой перекликаются сообщения о «столбах жесткого света», собранные неправительственной научно-исследовательской организации «Авеста». Так еще в 1983 году назвали свою группу молодые ученые-энтузиасты, решившие посвятить себя изучению вековых загадок самарского края. А имя это для своей организации ребята выбрали потому, что «Авестой» называется древняя священная книга мудрости. И хотя сейчас большинству «авестовцев» уже под пятьдесят, и многие из них занимают солидные должности, все равно эти люди и по сей день остаются такими же фанатами исследования жигулевских аномалий, какими они были четверть века назад.

Вот уже более четверти века «авестовцы» занимаются изучением неофициальной истории волжского края, скрытой в народных преданиях, легендах и мифах. По их мнению, сказания, былины и байки хороши уже тем, что они, являясь творчеством простого народа, далеко не всегда бывают угодны властям, и потому столетиями сохраняют в памяти людей те факты и наблюдения, которые не вписываются в официальную точку зрения и не могут быть объяснены с позиций ни господствующей религии, ни господствующей науки.

Ниже приводятся некоторые наблюдения «столбов жесткого света», записанные исследователями «Авесты» со слов очевидцев.

Май 1932 года. Раннее утро воскресного дня. В предрассветной полутьме наблюдатель (его имени и фамилии не сохранилось), находящийся на окраине Самары, увидел странный «луч твердого света», возникший над горами на противоположной стороне Волги. Луч не имел видимого источника. Некоторое время он в форме столба висел над горами и над Волгой, затем резко опустился вниз, на воду, вызвав хорошо видимые волны. После контакта с водой явление исчезло.

Август 1978 года. Летний лагерь «Солнечный» в районе села Гаврилова Поляна (восточная окраина Жигулей). Около 23 часов во время вечернего построения детей в небе возник вертикальный столб света, который видели около 200 детей. Несколько минут он неподвижно висел над горами, затем стал опускаться вниз. Дальнейшие свидетельства противоречивы - подавляющее большинство очевидцев просто потеряло объект из вида, но несколько человек уверяли, что из объекта в разные стороны (в том числе и в направлении лагеря) ударили яркие лучи. После этого он исчез из поля зрения.

Конец августа 1988 года. Несколько наблюдателей, находящиеся на набережной в Самаре, около полуночи увидели над Волгой и далекими Жигулями световые пятна зеленого цвета. Они возникали в воздухе одно за другим, затем так же быстро исчезали. Пятна имели вид эллипсов и вертикальных полос.

Подобные сведения как раз и собирает «Авеста». Ее представители практически ежегодно выезжают на Самарскую Луку и на волжские острова для изучения жигулевских загадок. И почти каждый летний сезон пополняет досье «Авесты» описаниями наблюдений за какими-нибудь феноменами.

Вот как комментирует сообщения о жигулевских «столбах жесткого света» вице-президент «Авесты» Олег Владимирович Ратник (рис. 29),

Преподаватель Самарского международного авиакосмического лицея.

Описанное выше явление мне удалось наблюдать лично, и случилось это, как уже было сказано, в августе 1998 года. Наша исследовательская группа в тот момент находилась в урочище Каменная Чаша в Ширяевском овраге. После полуночи мы вдруг увидели, что над горами появилось «нечто». Объект мы заметили не сразу, он словно бы сгустился из воздуха, и с каждой минутой светился все ярче и ярче. Когда на него обратили внимание, он выглядел как типичный, будто бы вышедший из местной легенды «столб жесткого света».

Кстати, жители жигулевских сел его еще называют просто «свеча». Представьте себе длинный цилиндрообразный сияющий сгусток, висящий в воздухе на фоне ночной горной гряды, покрытой лесом - и вы получите приблизительное представление об увиденном. О размерах объекта в тот раз судить было трудно, поскольку не удалось определить точное расстояние до него. Все же некоторые члены нашей группы оценили его длину от 5 до 10 метров, диаметр - около полуметра. С момента начала наблюдения «столб жесткого света» все время медленно перемещался по направлению от гор к долине и примерно через час растаял в воздухе так же медленно, как и появился.

Именно сюда и именно в этот день мы приехали потому, что как раз в данной точке пространства-времени и была наибольшая вероятность встречи с загадочным явлением. А вычислили мы ее на основе анализа местных легенд и преданий, которые уже около ста лет собирают этнографы и фольклористы на Самарской Луке. Честно говоря, мы не очень-то и надеялись, что нам удастся что-либо заметить, но, как видите, в тот раз нашей группе повезло.

При этом научные данные говорят, что это явление относится вовсе не к области мистики, а, напротив, имеет вполне реалистическую, природную основу. В частности, самарские физики считают, что подобное вертикальное свечение воздуха может появиться при его ионизации, а она, свою очередь, обычно возникает в зоне действия мощного электромагнитного или радиационного излучения.

Что именно может быть источником такого излучения в Жигулях, специалистам еще предстоит разобраться. Однако новейшие геологические исследования в Среднем Поволжье показывают, что наш край входит в зону распространения подземных месторождений урана и радия. В частности, в районе Самарской Луки горные породы с промышленным содержанием радиоактивных элементов залегают на глубинах 400-600 метров от поверхности земли. Вполне возможно, что в Жигулевских горах есть «окна», через которые эта природная радиация периодически прорывается наружу, после чего над горными массивами появляются слои ионизированного светящегося воздуха.

Секреты древних рудознатцев

С явлением «жесткого света» оказывается тесно связанной еще одна жигулевская загадка – легенда о кладах, зарытых здесь в стародавние времена (рис. 30).

Но чтобы понять эту связь, сначала нужно вспомнить «Фауста» Гете, а именно те строки, где Мефистофель дает ученому точное указание о методах поисков спрятанных под землей сокровищ (рис. 31).

Здесь мы прочитаем следующее:

«И если ноет поясница,

А кости ломят и мозжат,

Скорей ломайте половицы

И ройте здесь - под вами клад».

Оказывается, в ряде мест Самарской области эту рекомендацию Мефистофеля на вполне научных основаниях можно использовать для поиска редких и драгоценных металлов - например, серебра. Об этом совершенно точно знает аналитик организации «Авеста», кандидат технических наук Сергей Маркелов (рис. 32).

Небольшие месторождения серебра непромышленного значения в нашем крае известны уже сотни лет. Во всяком случае, некоторые народные умельцы из мордовских сел Шелехметь, Подгоры, Выползово и других соседних с ними еще при графе Орлове смогли раскопать в толще гор серебряные жилы, а потом даже выплавить из этой руды белый металл. Во всяком случае, самарским этнографам хорошо известны серебряные украшения местного производства.

Сразу же следует сказать, что подобные месторождения драгметалла для нашего края - большая редкость. На этом фоне крайне удивительным выглядит тот факт, что самодеятельные рудокопы прошлого вообще смогли распознать нужное место в земной коре, чтобы потом вырыть здесь пусть небольшую, но все же шахту, а затем извлечь из нее серебряную руду.

Однако если вспомнить приведенные выше строчки из «Фауста», то объяснение подобной прозорливости древних геологов можно найти довольно легко. Действительно, ныне научно доказано, что крупные скопления металлов под землей, а также подземные жилы с содержанием металлов заметно влияют на электромагнитное поле Земли.

В свою очередь такое измененное поле оказывает воздействие на любой живой организм. Это воздействие может быть весьма разнообразным, в том числе и таким, каким оно описано у Гете. Кстати, именно на этом эффекте основан широко известный метод лозоходства (рис. 33)

(сейчас его именуют биолокацией), с помощью которого древние рудознатцы еще в стародавние времена находили металлические месторождения.

Клады в Жигулях и прочих местах Самарской Луки искали еще в XVIII веке, - продолжает Сергей Александрович. - Их связывали или со Стенькой Разиным, или с его легендарной подругой атаманшей Манчихой, по имени которой впоследствии была названа гора у села Подгоры. Считалось, что именно в этих местах Манчиха и ее ватага когда-то зарыли несметное число сундуков с награбленными у богатеев сокровищами. Однако, несмотря на многочисленные попытки кладоискательства, местным «джентльменам удачи» так ни разу и не удалось найти ни одного сундука.

Но между тем законы физики нам подсказывают, что подземные сокровища нужно искать именно в тех местах, где над горами отмечались упомянутые выше «столбы жесткого света». Как показывают свидетельства последних лет, это явление лежит уже не в области легенд - достоверно доказано, что «столбы» существуют на самом деле.

С точки зрения физики объяснить это редкое явление можно довольно легко. «Столбы света» имеют явную электромагнитную природу. Они возникают над теми участками земной коры, где проходящая на некоторой глубине полиметаллическая жила или подземный водный поток делают крутой изгиб. Именно в таких точках излома резко меняется структура земного электромагнитного поля, приводящая к ионизации воздуха над этим участком и к его последующему свечению.

А в отдельных, очень редких случаях все та же ионизация может привести и к тому, что в данной точке пространства лучи света будут не рассеиваться, а поглощаться. Здесь-то возникают не «светлые», а уже «черные колонны». Вспомните: в лампе дневного света тоже есть совершенно черные участки, внутри которых поглощаются кванты света.

Все эти предположения о древних кладоискателях и о серебряных жилах в Жигулевских горах пока в значительной степени остаются только предположениями. Но вот один вполне реальный факт, подтверждающий, что месторождения серебра в Самарской области - далеко не вымысел. В двух километрах от села Подгоры, в горной долине, находится глубокий колодец под названием Серебряный. Местное население брало из него воду испокон веков, не без основания считая ее очень вкусной, и даже более того - целебной. А не так давно ученые из группы «Авеста» взяли пробы воды из этого колодца, а потом подвергли их химическому анализу. Результат выглядит поистине сенсационным: содержание серебра в этой воде превышает норму более чем в 100 раз!

Значит, и в самом деле где-то в глубине Жигулей подземная вода омывает серебряную жилу, насыщаясь этим благородным металлом? Или, может быть, она все-таки протекает не через серебряное месторождение, а через сундуки с сокровищами легендарной атаманши Манчихи?

Сообщения о месторождениях драгметаллов в Самарской области поступали и в советское время. Вот выдержка из статьи геолога А. Плахова, опубликованной в газете «Волжская коммуна» в сентябре 1935 года: «…Летом в устье родника все горные породы и почва покрывались белой серебристой плесенью. Вскоре мне удалось из куска найденного пирита (весом в 250 граммов) при разложении добыть 25 граммов чистой ртути и немного золота и серебра. Затем я однажды обнаружил в куске руды мелкие вкрапления золота».

В этих строках исследователь описал заброшенный рудник близ села Трубетчина Сызранского района Куйбышевской области, где, по его сведениям, еще в дореволюционное время находили благородные металлы. Конечно же, их промышленной добычи в «сызранском Клондайке» тогдашние рудознатцы наладить так и не смогли, однако в ряде случаев им повезло также, как и Плахову: в некоторых кусках руды они нашли вкрапления самых настоящих золота и серебра.

Хотя всем хорошо известно, что территория Самарской области сложена осадочными горными породами, и здесь вроде бы не должно быть никаких металлических месторождений, все же реальная жизнь уже опровергла эти сложившиеся десятилетиями классические каноны наук о Земле. Ведь еще знаменитый естествоиспытатель П.С. Паллас (рис. 34),

Побывавший на территории современной Самарской области в 1768 году, в своей книге «Путешествия по разным провинциям Российской империи» указал на месторождения меди в верховьях рек Шешма и Зай, что протекают по нынешним Клявлинскому и Шенталинскому районам Самарской области. Ученый писал, что в местных песчаниках «оказалась худая медная руда, обыкновенно много песку и глины содержащая». А до него еще при Петре I (рис. 35),

Как это следует из сообщения в газете «Ведомости» за 1703 год, из такой же руды на реке Сок пытались выплавлять медь. Однако из-за ее бедности получить промышленное количество металла разработчикам так и не удалось.

И в Жигулях, при карьерной добыче строительного камня не раз вскрывались слои с такими прожилками, состоящие в основном из гидрокарбонатов меди, которые более известны под именем минералов малахит и азурит. В частности, в 60-х годах при разработке Яблоневского месторождения известняков и доломитов экскаваторщики обнаружили мощную медесодержащую жилу протяженностью около 700 метров. В ней хорошо были заметны серо-зеленые кристаллы малахита и сине-голубые кристаллы азурита.

В той же жиле также нашли минералы с высоким содержанием железа, меди, алюминия, хрома, свинца, молибдена, никеля и даже таких редких и экзотических для Среднего Поволжья металлов, как германий, рений, вольфрам, серебро и золото. Затем в течение нескольких лет вот такие странные прослойки, правда, меньшей мощности, в жигулевских известняках находили не раз. Сам факт этих находок в течение примерно пятнадцати лет был засекречен - до тех пор, пока в конце 70-х годов прошлого века геологи не пришли к выводу, что промышленного значения жигулевские металлические прожилки не имеют. Вот потому-то этот геологический феномен и был описан в небольшой брошюре, изданной крохотным тиражом.

Еще большая секретность в 30-е годы висела над работами по разведке месторождений алюминия на Самарской Луке. Оказалось, что наиболее мощные пласты этого минерала залегали (и по сей день залегают!) на небольшой глубине у села Ермаково на Самарской Луке - там, где сейчас раскинулся обширный дачный массив. А поскольку для выплавки алюминия из любой горной породы требуется много электроэнергии, соседство ГЭС с алунитовым рудником обещало дать стране фантастически дешевый металл - стоимость его могла быть на порядок ниже, чем на ведущих зарубежных заводах.

В 1942-1944 годах около села Ермаково шли буровые работы с целью определения запасов минерала и точного содержания в нем алюминия. И тут выяснилось, что залежи алунита на Самарской Луке очень незначительны - мощность слоев не превышала полуметра. К тому же в них обнаружили много соединений кремния, стоимость очистки металла от которых сводила на нет дешевизну его добычи и транспортировки. Именно поэтому с идеей добычи алюминия на берегах Волги решили повременить. А после открытия в 50-х годах огромных месторождений бокситов в Сибири и строительства здесь гигантов алюминиевой промышленности вопрос о разработке средневолжского алюминия был снят окончательно (рис. 36).

Тем не менее следует признать, что земные недра в районе Среднего Поволжья, в том числе и на Самарской Луке, по сей день все еще остаются плохо изученными. А это значит, что новые геологические исследования в нашем регионе могут преподнести ученым еще немало сюрпризов.

Клады - спутники смутных времен. Спрятанные сокровища, с одной стороны, вполне материальны, с другой, еще менее уловимы, чем привидение. Каждый из кладов окружен историей, реальной и вымышленной. И обязательно суевериями. Молодой писатель Андрей Олех наметил на карте точки, куда срочно нужно идти с киркой и лопатой.

Клад Степана Разина

Степан Разин был в наших краях несколько раз, но недолго. 31 мая 1670 года он штурмовал крепость Самару, но взять ее не смог. Он вернулся сюда с подкреплением 26 августа, и через два дня завладел городом с населением около 700 человек. Уже в начале сентября он двинулся к Симбирску. 4 октября казаки были разбиты правительственными войсками, Степан Разин получил рану и бежал вниз по Волге. Мимо Самары он проплыл 22 октября.

Когда, как, а главное, где спрятал клад Степан Разин, неизвестно никому. Но это, конечно, не мешает делать многочисленные предположения. Существует отдельный рассказ о том, как брат Разина - Фрол, чтобы отсрочить казнь, возглавил экспедицию в Жигулевские горы с целью отыскать клад. А в начале XX века документы по этому делу попали к инженеру Петру Мятлеву. Он якобы обнаружил целую сеть подземных галерей под Молодецким курганом, но сокровища так и не нашел, а затем революция и смерть не дали ему продолжить поиски. Также высказываются версии о том, что клад теперь затоплен Жигулевским морем, и достать его невозможно. Другое предположительное местонахождение клада атамана - «Пещеры Ара» около поселка Шелехметь, по рассказам, взорванные военными в конце 1950-х. Эти места роднит невозможность добраться до клада Степана Разина.

В действительности любая из многочисленных пещер в Жигулевских горах может быть местом, где зарыты сокровища. Если не Степана Разина, то любого другого из разбойничьих атаманов. Ермак и Иван Кольцо, Барбоша и Вавила, Катька Манчиха и бесчисленное количество безымянных волжских пиратов теоретически могли спрятать здесь сокровища.

Курганы булгар

Осенью 1236 года войско хана Батыя вторглось в Волжскую Булгарию и уничтожило это древнее государство. Археологи высоко оценивают культуру этого народа, чьи города располагались на территории Средней Волги от Казани до Саратова. Захоронения булгар - богаты, но часто уже разорены в прежние времена. Одно из таких было найдено в селе Брусяны в Самарской области. Наверняка на территории Самарской Луки осталось еще немало сокровищ исчезнувшего народа.

Казна Тохтамыша

Другой крупный клад хоть и не относится к Жигулям, но по размерам и легендарности не уступает сокровищам Разина. 18 июня 1391 года между войсками Тимура Тамерлана и золотоордынской армией хана Тохтамыша на берегу реки Кондурча состоялось одно из самых крупных сражений средневековья. В нем участвовало по разным оценкам от 200 до 400 тысяч человек.

И несмотря на то, что сам факт сражения неоспорим, его точное место до конца неизвестно и не подтверждено археологическими находками. А при такой масштабной битве они должны быть. По легенде, Тохтамыш, потерпевший поражение, спрятал свою казну в пойме реки Сок. Это предположение основывается на многочисленных обнаруженных в этом районе монетах времен Золотой Орды, но зарытая казна хана все еще не найдена.

Самым близким по времени «легендарным» кладом является золотой царский запас, привезенный в Самару в 1918 году .
Они появлялись бы и дальше, но бумажные деньги плохо хранятся, а в настоящее время сокровища если кто и прячет, то на зарубежных счетах, и в этом нет ничего таинственного.

Клады - спутники смутных времен, и это можно понимать не только буквально. Интерес к ним возрастает в плохие времена и затухает в сытые годы. Идея быстрого и, как правило, случайного обогащения всегда привлекательна, а русский фольклор о кладах необычайно богат. На современных форумах искателей сокровищ наряду с дискуссиями об исторических источниках и сравнении металлоискателей на полном серьезе ведутся разговоры о везении и невезении. Клады часто заговаривают, рядом с ними живут души прежних владельцев, они заманивают в ловушки, ускользают, а если и достаются, то всегда не тем. И это, пожалуй, даже хорошо, ведь известно, что многие клады прокляты и не приносят счастья тому, кто их обнаружит. Но если искателя постоянно преследуют неудачи, то, может быть, рано или поздно, судьба восстановит справедливость и он найдет свое сокровище.

О Жигулёвских горах всегда ходило много легенд. Эти места, в частности, славятся особыми миражами, светящимися огненными объектами и НЛО - их, по словам уфологов, здесь наблюдают в десятки раз чаще, чем где бы то ни было.

Кто-то шутит: само название «Жигули» происходит от звука «жик!», который издаёт . В надежде собственными ушами услышать этот звук и, если повезёт, увидеть загадочные миражи корреспондент «АиФ» отправился в Самарскую область.

Выдь на Волгу...

Окна квартиры, где живёт Олег Ратник, выходят аккурат на Жигулёвские горы. Их цепочка хорошо просматривается за Волгой. Мы стоим на балконе, который Ратник время от времени, вооружившись оптическими приборами, превращает в наблюдательный пункт. И он, местный краевед и вице-президент исследовательской группы «Авеста», рассказывает о том, что увидел отсюда вечером 26 июня 1989 года.

И что до сих пор стоит у него перед глазами: «В тот день был сильнейший ливень, ко мне забежал мой друг Игорь. Дождь закончился, над Жигулями шла плотная масса чёрно-фиолетовых туч. И вдруг мы видим: часть туч остановилась, а другая пошла дальше. В облаках открылось «окно», почти правильное квадратное отверстие. И в нём - фантастический пейзаж: равнина на берегу моря, мыс… Фон местности - оранжево-желтоватый. На переднем плане три-четыре холма, и на них - то ли ёлочки, то ли радиомачты. Всё чётко видно. Картина держалась на протяжении 15 минут. Потом с холма поднялись какие-то чёрные точки и стали приближаться. Мы увидели, что это вовсе не точки, а такие вот ромбики с вогнутыми краями, - Ратник берёт карандаш и рисует. - В этот момент тучи пришли в движение, и картина схлопнулась. Пока мы за ней наблюдали, я всё вспоминал: где же у меня лежит фотоаппарат? А как всё закончилось, смотрю - он на холодильнике прямо за спиной!».

Олег Владимирович объясняет тем, что из-за высокой энергетической насыщенности произошёл некий пространственно-временной прокол. И наблюдатели увидели местность иного мира. В том, что это был не земной пейзаж, он абсолютно уверен.

Подобные «окна» распахиваются над Жигулёвскими горами регулярно. Первые упоминания относятся к Х веку, когда здесь побывал арабский путешественник и летописец Ибн-Фадлан. Он сделал вывод, что для местного населения картины в небе, во-первых, заурядное явление, а во-вторых, оно считает их проявлением мира духов. Другой иностранец, голландский путешественник Корнелиус де Бруин, своими глазами наблюдал мираж 12 мая 1703 года, когда проплывал мимо Самары. Он увидел городскую крепость совсем не там, где она на самом деле стояла. Сообщения о висящих над Волгой загадочных объектах - городах, замках - можно найти и у писателя-этнографа А.Ф. Леопольдова, жившего в ХIХ веке.

«Бывают миражи воздушные, они видны высоко в небе, а бывают приповерхностные, - продолжает Олег Ратник. - Рыбаки часто рассказывают: видят, как по Волге движется огромная волна. Начинают резать якоря, в панике плыть к берегу - а волна будто сквозь них проходит. И дальше идёт».

Олег Ратник и Игорь Павлович, возглавляющий группу «Авеста», составили перечень наиболее популярных миражей. Среди них - призрак кирпичной церкви на острове Зелёненьком, где храма, кстати, никогда не было. Башня Зелёной Луны - о ней говорится в местном фольклоре. Но чаще всего - и в старых преданиях, и в свидетельствах современников - упоминается город, похожий на классическую средневековую крепость с каменной стеной и квадратными башнями. Ему придумали своё название - Мирный Город. Бывало, что люди, решившие «сходить» в этот мираж, пропадали без вести.

База пришельцев

Среди других местных феноменов исследователи отмечают облака необычной формы (встречаются даже кубические и цилиндрические!), светящиеся шары, столбы света, бьющие из-под земли или воды, и, разумеется, .

«Чем объяснить самарские миражи? - рассуждает Игорь Павлович. - Жигули - это огромный каменный массив, со всех сторон омываемый водой. Водные массы и известняк, из которого состоят горы, прогреваются с разной скоростью. Из-за разности нагрева образуются световые линзы, дающие возможность видеть удалённые от нас части света. Вторая гипотеза сложна, она предполагает многомерность пространства-времени. Согласно ей, при определённых условиях здесь можно увидеть удалённые части не только планеты Земля, но и Вселенной. Ведь Жигулёвские горы - не что иное, как гигант­ская геомашина, природный источник энергии, работающий по принципу соленоида, или электромагнита».

На карте видно, что Волга огибает массив Жигулей по часовой стрелке. Этот участок реки, Самарская Лука, представляет собой почти замкнутую петлю, и исследователи сравнивают его с электромагнитным контуром. А значит, в центре контура, в «сердечнике», возможно появление какого-то поля, пусть и неведомой нам природы.

«Специалисты по средствам дальней радиоэлектронной связи подтвердят, что расположение русел Волги и её притоков похоже на конструкцию приёмно-передающего уст­ройства, - подхватывает Олег Ратник. - Мы полагаем, что сот­ни миллионов лет назад на территорию нынешней Самарской Луки упало крупное небесное тело. После его удара поднялись Жигулёвские горы, а Волга, изменив русло, стала их обтекать. Кстати, метеорит «привёз» сюда много полезных ископаемых, в том числе редкоземельных металлов. Так вот, эта геомашина генерирует целый сгусток силовых полей - электромагнитного, гравитационного, биологического и других, нам ещё не извест­ных. И если бы какая-то развитая внеземная цивилизация захотела обустроить на нашей планете базу с приёмо-передающим устройством, лучшего места ей было бы не найти».

Есть в недрах Самарской Луки база пришельцев или нет, установить пока не удалось. Но именно выбросами энергии, накопленной «геомашиной Жигули», исследователи объясняют те аномалии, которые здесь регулярно наблюдаются.

Читайте в следующем номере: кто такие «пересмешники» и как они охраняют мистический курган Стрела Тохтамыша? Что сказано об НЛО в местных легендах? И что запечатлел фотоаппарат журналиста «АиФ».

Публикации по теме