Из чего делают лыжи. Беговые лыжи Ключевые характеристики лыж

Любые лыжи на деле являются приспособлениями для передвижения по снегу. И беговые, и горнолыжные, и детские, и любые другие модели изделий будут являться двумя совершенно идентичными друг другу планками с заостренными или загнутыми передниками. Для крепления к ногам используются специальные приспособления и лыжные ботинки.

Конструкционные особенности и основные элементы

Неважно, выбираете ли вы беговые лыжи по ссылке интернет-магазина или приобретаете подростковую модель в обычном салоне спортивного снаряжения, конструкция изделий будет одна и та же. Обязательные элементы следующие:

  • Сердечник. Является основной лыж. Именно этому элементу приходится принимать на себя основную нагрузку от движения спортсмена. За счет него уменьшается уровень вибрации – сердечник принимает на себя давление колебаний. Материал производства – ламинированная древесина. Также элемент может быть произведен с помощью полиуретана или пенного материала – в случае с детскими лыжами или моделями для новичков;
  • Оболочка. Изготавливается в основном из пластика и защищает сердечник от внешнего механического воздействия. Может выступать в качестве несущего элемента. В составе могут присутствовать разные сопутствующие материалы – графит, керамика, стеклопластик и другие;
  • Покрытие. От его качества и характеристик зависит легкость скольжения и коэффициент трения. Покрытие должно быть выполнено из материалов с высокой износоустойчивость. В процессе производства его покрывают лыжной мазью. Наилучшие показатели – у скользящих поверхностей из полиэтилена;
  • Канты. Во время катания элементы помогают осуществлять все маневры. Они увеличивают коэффициент жесткости и принимают часть нагрузки.

Материалы производства

В продаже имеются лыжи, выполненные из всевозможных материалов. Вы можете приобрести модель из древесины или инновационных сверхпрочных материалов. Кстати, последние наиболее всего распространены.Выбирать подходящее решение стоит в зависимости от предназначения модели. Для примера, профессиональные горные лыжи должны быть выполнены из высокомолекулярного пластика. Он придает скользящей поверхности устойчивость в эксплуатации при самой разной температуре. Если вы решили профессионально заняться горнолыжным спортом, вам придется приобрести несколько пар, рассчитанных на разные климатические условия. Такой спорт - удовольствие не только интересное и полезное, но и достаточно дорогое. Обращайтесь в хороший интернет-магазин с широким ассортиментом моделей, и вы сможете неплохо сэкономить.

Поклонники горных лыж гордятся тем, что у истоков их вида спорта, столь популярного сегодня, стоял когда-то знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен.

Он написал одно из первых наставлений по технике скоростного спуска, ратовал за организацию соревнований для горнолыжников. Было это в конце прошлого века.

Из чего делают горные лыжи

Уже тогда стало очевидным, что для катания с гор нужны лыжи особой конструкции. Что же касается сырья для их изготовления, то оно поначалу было традиционным - береза, ясень, бук…

Вскоре, однако, и тут горнолыжники разошлись с традицией, отдав особое предпочтение гикори - роду орехового дерева. Наиболее ценное свойство его древесины состоит в том, что она практически не намокает, не впитывает воду.

Значит, изготовленные из ореха лыжи не будут коробиться после многократного контакта с влажным снегом и талой водой. Вязкая и плотная древесина гикори обладает еще и завидной прочностью. А высокая стойкость к растрескиванию делает ее незаменимой для изготовления лыж.

Наконец, для горных лыж, зачастую соприкасающихся с жестким фирном (снегом, который в результате многократной перекристаллизации превращается в льдинки с острыми гранями), первостепенное значение имеет непревзойденная износостойкость гикори.

Дерево или пластик?

Горнолыжный бум повлек за собою резкое возрастание спроса на горные лыжи. Их стали покупать в невиданных ранее масштабах.

Во всем мире вряд ли нашлось бы столько подходящей древесины, сколько ее требовалось для удовлетворения потребностей сотен тысяч поклонников горных лыж.

Удачная замена природным материалам отыскалась в лице пластиков.

Выяснилось, что для нижней, скользящей поверхности лыж хорош полиэтилен, для внешних слоев - стеклопластики, для центрального клина - пенопласты.

Хотя многие фирмы, занятые выпуском горных лыж, по сей день, по-прежнему предпочитают центральные клинья из добротной древесины, несмотря на ее дороговизну.

Для придания лыжам особой прочности отдельные слои начали делать из легких сплавов, а нижнюю кромку, так называемый кант,- даже из стали.

Для предохранения верхнего слоя от повреждений при ударах и при наездах лыжи на лыжу на верхней кромке появился оберкант - узкая металлическая полоса.

Беря эти материалы в разнообразных сочетаниях, можно широко варьировать свойства лыж, подбирать их по индивидуальным особенностям лыжника и даже в соответствии с особенностями трассы того или иного соревнования.

Один из самых титулованных горнолыжников, Жан Клод Килли, зачастую так и поступал.

Тяжелую обязанность контролировать изготовление лыж, а затем проверять их на соответствие заданным требованиям взвалил на себя один из соратников Килли по сборной горнолыжной команде Франции.

Почти перед каждым ответственным состязанием он колдовал в экспериментальной мастерской над несколькими парами лыж для своего друга, а затем подбирал смазку скользящей поверхности, совершая контрольные спуски.

По словам прославленного спортсмена, эта кропотливая черновая работа во многом определила его успехи на соревнованиях.

Конфигурация и производство горных лыж

Массовое производство горных лыж, конечно, требовало совершенно иного подхода.

Целесообразнее выпускать целый спектр лыж с разнообразными гарантированными свойствами, чем изготавливать их индивидуально для каждого спортсмена.

К тому же структура горных лыж и технология их изготовления стали настолько сложными, что кустарные мастерские уже не справились бы с их выпуском.

Сейчас известно множество вариантов конструкции горных лыж.

Однако беглый, поверхностный взгляд вряд ли уловит это разнообразие - с точки зрения внешней конфигурации все они имеют немало общего. Скажем, все они несколько сужаются в средней части.

Эта своеобразная «талия» делает их более управляемыми на поворотах.

Все они сходны и в чертах, унаследованных от лыж беговых.

Это, например, весовой прогиб - приподнятость средней части лыжи над горизонтальной плоскостью, на которую она опирается.

Нужен он для того, чтобы давление, создаваемое весом лыжника, равномерно распределялось по всей длине лыжи.

Это и сужающийся, высоко загнутый носок и слегка загнутая пятка (здесь лыжи к тому же весьма утоньшаются; такая форма носка и пятки обеспечивает наименьшее сопротивление снегу, а утоньшение придает лыже гибкость, необходимую для преодоления неровностей трассы).

Это и желобок на скользящей поверхности лыж (наряду с их сильно вытянутой формой он ответствен за устойчивость движения).

Все эти признаки общеизвестны, привычны. И, тем не менее, они таят в себе немало проблем.

Казалось бы, чтобы придать носку и пятке наилучшую гибкость, их надо делать потоньше. Но это означало бы потерю прочности.

Расчет продольного сечения лыжи - непростая задача! Наиболее однородны по толщине горные лыжи для скоростного спуска - им требуется повышенная жесткость.

Приталенностьлыжи

А боковые обводы лыжи? Любой мало-мальски знакомый с механикой человек знает, что устойчивость и управляемость - качества взаимоисключающие.

Как же в таких условиях рассчитывать приталенность лыж?

Если они предназначаются для скоростного спуска, где соображения устойчивости выступают на первый план, их приталивают незначительно.

Поуже талия у лыж для слалома-гиганта, а самая узкая - у лыж для специального слалома, которые должны быть особенно чутки к управляющим воздействиям лыжника.

Высоко загнутый носок лыжи - это, как уже говорилось, малое сопротивление снега. Но вместе с тем - немалое сопротивление воздуха! Как решение дилеммы появились лыжи с овальным отверстием в носке.

Весьма необычно выглядят лыжи для фигурного катания с гор: они едва достают спортсмену до плеча, не имеют внутреннего желобка на скользящей поверхности и… загнуты вверх как спереди, так и сзади.

Кстати, о длине горных лыж: по этому параметру можно наглядно и однозначно судить об их назначении.

Лыжи для свободного катания занимают на шкале длин золотую середину.

Они достаточно длинны, чтобы обеспечить даже неискушенному любителю необходимую устойчивость движения, и притом достаточно коротки, чтобы легко поддаваться управлению, облегчать освоение техники катания.

К тому же они не очень жестки, а стало быть, «прощают» ошибки новичка. Наибольшей длиной отличаются спортивные лыжи для скоростного спуска, слалома-гиганта и специального слалома. Наименьшей длиной - лыжи для фигурного и акробатического катания и тренерские.

Внутренняя структура

Ощущение очевидности, с которой назначение тех или иных горных лыж проявляется в их внешних параметрах (таких, как длина или приталенность), начисто теряется, когда знакомишься с их внутренней структурой.

Разнообразие вариантов тут поистине необозримо. Каждая фирма-изготовитель стремится предложить что-то свое и рекламирует очередную новинку как оптимальное решение.

Вот стеклопластиковый профиль сложного коробчатого сечения с пенопластовым наполнением - он выбран в целях повышения жесткости.

Вот лыжа с металлическим центральным клином сотового строения - такой прием должен предотвращать вибрацию лыж.

На большой скорости, которая при спуске достигает 120-150 км/час, концы лыж начинают вибрировать от ударов о не ровности трассы, теряется контакт лыжи с поверхностью снега.

При этом становится труднее управлять лыжами, возрастает риск, которому подвергается спортсмен. К сожалению, эффективных мер для борьбы с этим явлением не найдено до сих пор.

Изготовление горных лыж, какой бы то ни было конструкции, протекает практически по одному и тому же «сценарию».

Пластины для оклейки, промазанные полимерным клеевым составом, накладывают на центральный клин.

Вдоль нижнего края лыжи укладывают стальной кант.

Собранный подобным образом пакет поступает в пресс-форму: склейка ведется под давлением и при высокой температуре.

Лыжи, к которым предъявляют особые требования по прочности, зачастую еще и проклепывают вдоль канта металлическими заклепками.

Следующий этап - нанесение декоративной отделки на наружную поверхность лыжи и фрезерование скользящей поверхности для придания ей требуемого профиля.

Боковые поверхности лыжи тоже подвергают фрезерованию. При этом снимаются натеки клея и заусенцы.

Испытания

Завершающая операция - всесторонние испытания готовых лыж. Их результаты должны находиться в согласии с принятыми международными нормами.

Так, спрямляющая нагрузка должна строго соответствовать длине лыжи, прогиб носка под нагрузкой 5 кг - лежать в пределах 23-28 мм, пятки - в пределах 22- 21 мм.

Частота собственных колебаний лыжи должна составлять 10,5-11 герц, притом затухать эти колебания должны за одну-полторы секунды.

В ходе испытаний лыжи подвергаются еще и вынужденным колебаниям с частотой 2 герца: пятьсот тысяч циклов должны выдержать они, не растрескавшись, не потеряв целостности креплений и клеевых швов, не утратив формы (предел остаточных деформаций задается величиной 10 миллиметров).

Разумеется, на испытания лыжи поступают парами, и в каждой паре одна лыжа не должна заметно отличаться от другой по своим показателям. Например, при проверке на упругость считается недопустимым, если прогиб одной лыжи отличается от прогиба другой более чем на 2 миллиметра.

Лишь пройдя все контрольные опыты, лыжи считаются годными к той ответственной и напряженной «работе», для которой они созданы.

Приспособления, которыми пользовались в России многие поколения наших предков для передвижения по снегу, созданы были очень давно - несколько тысячелетий назад. Эта необходимость была продиктована климатическими условиями, в которых находится большая часть страны. Перемещаться по глубокому снегу без вспомогательных приспособлений практически невозможно. Человеку необходимо было добывать пропитание в любое время года, а охотится без возможности быстрого передвижения по местности очень сложно.

Археологические находки и исследования ученых позволяют сделать вывод, что изобретение лыж было повсеместным у всех северных народов. Форма древних лыж не совсем соответствует нынешним понятиям об этом приспособлении. Некоторые из них имели овальную или круглую форму и не могли скользить по поверхности. Такие лыжи предназначались для ступания по снегу. Могла использоваться пара, в которой лыжи были разной длины: одна короткая и широкая, а другая более узкая и длинная. С помощью первой отталкивались, а на второй скользили.

Палка для отталкивания использовалась только одна. Пару начали использовать относительно недавно - в конце девятнадцатого - начале двадцатого века. Палки были первоначально деревянными, а затем стали использоваться бамбуковые. Современные алюминиевые и выполненные из композиционных материалов появились гораздо позже. Да и форма у них стала искривленной, но это изобретение в основном предназначается для спортсменов - горнолыжников, биатлонистов.

Из какого дерева делают лыжи сейчас, известно - это пластик. Этот материал стал применяться относительно недавно, лет 40-50 назад. До этого лыжи делались только деревянными, а в качестве сырья в основном была береза или ясень. Может использоваться также и сосна, вяз, бук. Первые лыжи представляли собой цельную доску. Выбирали ее очень скрупулезно, ведь на ней не должно было быть ни трещин, ни тем более сучков. Дерево рубилось зимой, когда не происходит сокодвижение. Такую древесину проще высушить, чтобы лыжи не оказались впоследствии непомерно тяжелыми.

Со временем лыжи стали иметь многослойную структуру. Они набирались из отдельных тонких частей разных пород дерева. Как правило, их было три. Верхний слой делали из твердых пород, например, из бука. Нижняя часть, предназначенная для скольжения, была из березы - она самая скользкая. Прослойка состояла из пород средней плотности - осины или сосны.

Найти сейчас в продаже деревянные лыжи невозможно, их давно вытеснили пластиковые, которые по сравнению с деревянными намного легче, лучше скользят. Но, пожалуй, самое главное их преимущество в том, что пластиковые лыжи не подвержены крыловатости, т.е. деформации лыж при воздействии влаги.

С каждым годом всё меньше производителей лыж публикует в каталогах подробную информацию о «начинке» лыж. Вроде бы логично: мало кто задумывается о том, что у лыжи внутри и как это влияет на качество катания, а главное - удовольствие от него. Но дело еще и в другом: при создании современных лыж используется такое число сочетаний различных материалов, что неспециалисту просто невозможно понять, что и как влияет на конструкцию лыж. Так что просто посмотрим, что у лыж внутри. У некоторых, между прочим, может даже «ничего не быть», как у уникальных швейцарских лыж ZAI Nessa.

Но это исключение из правил. Все ведущие производители горных лыж используют при производстве близкие технологии, одинаковые материалы и клеи. И в результате лыжи одной ценовой категории и назначения ведут себя идентично. Если с них убрать узнаваемую раскраску и логотипы, даже ощутить разницу непросто, а уж отличить конкретную лыжу по ее поведению от ряда других вряд ли сможет даже очень хороший специалист.


На самом деле, конструкций, если отрешиться от фраз типа «уникальная запатентованная технология», всего две: кэп и сэндвич.

Кэп - несущий п-образный профиль, внутри которого иногда находится деревянный сердечник, но чаще всего - пенная начинка. Благодаря дешевизне при крупносерийном производстве, конструкцию кэп + пена обычно применяют в простых лыжах, для начинающих и не слишком опытных лыжников.


Сэндвич - деревянный сердечник, сверху и снизу которого добавлены или не добавлены различные слои. Есть и комбинированные конструкции - сэндвич под ботинками и кэп в зонах носка и пятки, частично прикрывающий боковые стенки полу-кэп, торсионная коробка (сердечник обертывается слоями стеклоткани), монокок (кэп с объемным профилем, задающим требуемые характеристики), сэндвич с боковыми стенками, но это уже частные случаи или комбинация двух основных конструкций.


Поведение современных лыж зависит от каждой детали конструкции. Да, именно так: каждый элемент, каждый слой и каждая технология может сильно изменить характер лыж.

Взять, например, сердце лыжи - деревянный сердечник . Думаю, всем известно, что самый лучший паркет дубовый, потому что прочный. Но тяжелый. А пол из сосновой доски будет намного проще обрабатывать, он легче, но достаточно уронить на него молоток - и появится вмятина. Так и от древесины сердечника будет зависеть и вес лыжи, и прочность, и долговечность, и упругость, и цепкость кантов.


А поскольку требования разных лыжников к лыжам разные, и сердечники делают из различных сортов древесины. Причем доски берут не с ближайшей лесопилки, а делают из деревьев, растущих в сертифицированных лесах, чтобы стабильность характеристик была максимальной. Сорта древесины, которые используются для сердечников лыж это тополь, бук, дуб, ясень, пихта, сосна, ель, осина … В поисках наилучшего (у лыж для целины, например) сочетания качеств применяют и экзотические сорта дерева. Например, используется павловний или адамово дерево - легкая древесина с отличным соотношением вес/прочность.


Но сердечник делается не из цельной доски. Высушенные доски распиливают на тонкие листы, из которых затем склеивают слоеный пирог, причем он может состоять из различных сортов древесины. А затем полученный «пирог» распиливают снова, получая тонкие пластины с вертикальным набором тонких деревянных реек. Так что к разным сортам древесины уже на этом этапе добавляется клей, от характеристик которого тоже зависят рабочие качества лыж.


Да что клей - иногда в качестве материала для сердечника используется ещё и трава, то есть бамбук, сердечники лыж делают даже из базальта. Ну а что: каменные топоры были, ножи из керамики уже прижились на кухне, почему бы не быть и лыжам из камня? Но всё же дерево пока остается самым лучшим материалом: деревянный сердечник хорошо гасит вибрации и обеспечивает равномерный прогиб и упругость лыжи по всей длине. Пенные материалы такой способностью не обладают.


Это иллюстрация различных конструкций лыж коллекции только одного производителя. И так - у всех лыжных брендов. Есть и «сложносоставные» конструкции, которые применяются в тех случаях, когда необходимо снизить вращательный момент лыжи, то есть в моделях, на которых чаще прыгают, плавают в целине и летают - в парках или на естественных препятствиях. В таких моделях для снижения веса носка (а иногда и пятки) их конструкция делается сотовой.


По бокам от сердечника сегодня часто можно видеть боковые стенки - вертикальные или наклонные. У них сразу несколько функций, одной из основных является защита сердечника от повреждения при боковых ударах да и просто при катании. Боковые стенки появились в конструкции лыж не так давно - как реакция на карвинг и парковое катание, вызвавшие необходимость создания лыж, рассчитанных на повышенные нагрузки на канты. Помимо защиты, боковые стенки выполняют и ещё одну роль: такой тип конструкции отличается более точной передачей усилий при закантовке.


На тему материалов и их влияния на характеристики лыж можно написать целую энциклопедию. А ведь достаточно немного изменить толщину слоя металла или направление плетения стекловолокна, и характер лыжи изменится. Так что лучше оставить это дело специалистам - ведь у каждого производителя есть свои секреты и свои технологические тонкости и правила. Ну а объемная конструкция на следующей фотографии - ещё одно исключение из правил.


Сердечник может оплетаться стекловолокном, а может быть усилен слоями стекловолокна снизу и сверху. Вместо или в сочетании со стеклотканью могут использоваться слои волокон из карбона или других материалов, вплоть до базальта. Да, теперь и из камня тоже делают волокнистые материалы.



Беговые лыжи можно разделить на три класса: это профессиональные гоночные (так называемая верхняя, или топ-модель), любительские гоночные и туристические лыжи. Любительские гоночные лыжи имеют такую же геометрию и скользящую поверхность, как и профессиональные, но при их изготовлении используются более дешевые материалы. Это делает лыжу тяжелее на 150 - 200 г, но цена при этом уменьшается в среднем на 75 - 100$ (почти в два раза). Надо отметить, что именно любительские гоночные лыжи занимают в мире лидирующее положение по продажам.

Беговые лыжи Fisher RCS Carbonlite

Если вы далеки от идеи участия в лыжных соревнованиях и предпочитаете неспешную прогулку с семьей по зимнему лесу лучше всего купить туристические лыжи. Это наиболее дешевые лыжи (они дешевле топ-моделей примерно в три раза). Кроме того, в отличие от гоночных, ширина туристических лыж больше, поэтому они не требуют подготовленной трассы. Правда, стоит сказать, что среди туристических моделей встречаются и дорогие лыжи. На таких лыжах ходят по сложным и очень сложным трассам - тайга, северный полюс.

КОНЕК ИЛИ КЛАССИКА?

На лыжах можно кататься двумя стилями - коньковым и классическим. Классика появилась раньше конька (что и отражает название стиля), при этом лыжи двигаются параллельно друг другу. Кататься лучше по подготовленной лыжне, хотя так можно передвигаться и по свежему снегу. Коньковый стиль пришел в лыжный спорт от конькобежцев. Для этого стиля требуется утрамбованная трасса шириной около трех метров, так как лыжник бежит на лыжах как на коньках, отталкиваясь внутренней стороной лыжи. Каждый стиль предъявляет разные требования к лыжам, поэтому они различаются на коньковые и классические.

Внешне коньковую лыжу можно отличить по тупому носку. В отличие от классической, во время толчка ногой коньковая лыжа не должна полностью касаться снега средней частью (нужный зазор 2 - 3 мм), так как иначе она цепляется за снег и скорость движения падает. Как показывает практика, даже среди самых хороших лыж иногда бывают неудачные экземпляры, поэтому при покупке лыжи надо проверить. Во-первых, лыжи можно сразу отбраковать, если при сжатии их носки расходятся (для этого надо соединить две лыжи скользящими поверхностями и сдавить). Во-вторых, если у лыж есть ‛стоп“: они легко сжимаются, но разжимаются плохо, а если повторить сжатие несколько раз, то колодка (средняя часть лыжи под креплением) лыжи характерно стучит. Остальные параметры лыж подбираются индивидуально под вес лыжника. Хотя это можно сделать и ‛на глазок“, во многих магазинах сейчас появляются флекстеры (приборы для определения жесткости лыж), позволяющие сделать это более точно.

Классические лыжи имеют более длинный острый носок. Кроме того, в отличие от коньковых, классические лыжи более мягкие. Это нужно для того, чтобы при толчке лыжа полностью касалась снега и ‛работала“ держащая мазь, и, соответственно, лыжа не проскальзывала назад. С другой стороны классическая лыжа должна быть достаточно жесткой для того, чтобы во время скольжения держащая мазь не цепляла за снег и не тормозила лыжника. Классические лыжи имеют разные длину колодки и весовой прогиб, в зависимости от того, на какой снег они предназначены. Для мягкого сухого снега лыжи более мягкие, у них длинная колодка (45 - 60 см) и более эластичная передняя часть. Для жесткого снега (старый снег, плюсовая температура) лыжи более жесткие и имеют короткую колодку (35 - 50 см). Кроме этого, также бывают универсальные лыжи на любой снег, но в целом их скоростные характеристики хуже. Часто лыжи разделяют на ‛холодные“ и ‛теплые“. Однако, это разделение не очень актуально, так как ‛холодные“ лыжи часто хорошо едут в тепло и наоборот.

РОСТОВКА (ДЛИНА)

Лыжи подбираются для каждого человека индивидуально, в зависимости от его роста. Для конькового стиля - это рост плюс 10 - 15 см, а для классики - рост плюс 20 - 25 см. При покупке туристических лыж лучше ориентироваться на классику, так как по неподготовленной трассе легче всего идти именно этим стилем. Но если вы предпочитаете кататься ‛смешанным“ стилем, то можно взять и более короткие лыжи.

ДЕТСКИЕ ЛЫЖИ

Лыжи для детей отличаются от ‛взрослых“ тем, что они приспособлены специально для неокрепших детских ног. Обычно они шире и мягче. Кроме этого, желательно, чтобы лыжи были сильно ‛приталенными“, то есть более узкими по ширине в середине, так как такие лыжи более устойчивы на повороте. Когда вы покупаете лыжи ребенку, будьте особенно внимательны при подборе. Может быть, ваш ребенок станет чемпионом мира, если только неправильно подобранные лыжи не отобьют охоту заниматься спортом. Чтобы этого не произошло, лыжи (а также ботинки и палки) должны быть по размеру (не покупайте ничего на вырост!). Особенное внимание следует уделить жесткости лыж: на слишком мягких или слишком жестких лыжах ребенок просто не сможет нормально кататься. В случае если финансовые возможности не позволяют покупать каждый сезон новые детские лыжи, то лучше купить подержанные лыжи, или новые лыжи, но прошлого сезона, поскольку обычно они стоят дешевле.

КАК СДЕЛАНЫ ЛЫЖИ?

Лыжа имеет скользящую поверхность, ‛внутренности“ и внешнюю поверхность.

Скользящая поверхность современных лыж изготавливается из пластика - высокомолекулярного полиэтилена с различными добавками. Если ‛скользячка“ лыжи (особенно это касается гоночных) имеет разноцветные включения в виде гранул, то такие лыжи лучше не покупать, так как это сильно затрудняет, а часто делает невозможной, хорошую подготовку лыж к гонкам или тренировкам.

‛Внутренности“ лыж разные у не только у каждого класса, но и у каждого производителя. Для дорогих гоночных лыж это и ‛сотовые“ технологии, перешедшие из авиастроения, и технологии, имитирующие дерево (хотя настоящее дерево очень неплохой материал, но при его использовании трудно добиться устойчивых параметров для серии лыж). Некоторые лыжи имеют деревянные вставки в колодке, но это сильно удорожает (на $50 - $70) их цену.

В любительских гоночных и туристических лыжах могут использоваться те же (например, сотовые) технологии при более дешевых материалах, либо дерево. Но это не просто деревяшка, это специальным образом подобранные и склеенные слои дерева с воздушными каналами между ними.

Для изготовления внешней поверхности лыж используются две технологии: ‛сэндвич“ (когда слои лыжи закрыты сбоку и сверху пластиковыми пластинками) и ‛Кап“, когда ‛внутренности“ лыжи запрессовывается в ‛чехол“ (при этом боковины и верхняя поверхность образуют единое целое). Внешне они отличаются тем, что ‛сэндвич“ имеет острый угол между боковой и верхней поверхностью, а ‛Кап“ - сглаженный.

Наиболее дешевые лыжи, так называемые в народе ‛полупластики“, изготавливаются из обычного ‛куска“ дерева. От деревянных, для спорта ставших уже достоянием истории, лыж они отличаются только пластиковой скользящей поверхностью.

В результате хранения скользящая поверхность лыж окисляется, поэтому после покупки лыжи необходимо предварительно отциклевать (то есть выровнять поверхность) и обработать грунтовым парафином. Для этого надо залить ‛скользячку“ расплавленным парафином для лыж (ни в коем случае не свечкой), а когда он застынет, аккуратно снять излишки скребком (снимать обязательно вдоль лыжи). При этом удаляются ворсинки и грязь, а также улучшаются скользящие свойства поверхности. Кроме того, скользящая поверхность, защищенная парафином, прослужит гораздо дольше. Если вы будете делать эту процедуру в первый раз, ни в коем случае не пробуйте на своих лыжах (особенно гоночных), так как можно их непоправимо испортить. Лучше обратитесь за консультацией к опытному человеку, который сможет вам показать, как это правильно делать.

Также стоит отметить, что сейчас практически в любом серьезном магазине стремятся облегчить жизнь покупателю (что особенно важно для ‛чайников“), поэтому за определенную плату вам могут сделать предварительную подготовку скользящей поверхности сразу после покупки.

КАК ЧАСТО ОБРАБАТЫВАТЬ ЛЫЖИ?

Купленные лыжи требуют постоянного ухода. Туристические лыжи можно смазывать и циклевать один или два раза в сезон, так как от них не требуются высокие скоростные показатели. Частота обработки любительских гоночных лыж зависит от того, насколько часто вы катаетесь. Если вы катаетесь раз от разу, то достаточно обрабатывать лыжи раз в месяц, или при резкой смене погоды. Для более серьезного катания, особенно на профессиональных лыжах, нужно обрабатывать лыжи перед каждым выездом. В целом есть определенная зависимость между качеством лыж и частотой обработки: чем дороже пластик, тем чаще его надо обрабатывать.

УХОД ЗА ЛЫЖАМИ: МАЗИ, ПАРАФИНЫ, УТЮГИ, СКРЕБКИ…

Любительские и туристические лыжи часто имеют специальные насечки под колодкой, предназначенные для того, чтобы не было проскальзывания. Это, конечно, ухудшает скоростные характеристики лыжи, но в то же время облегчает тяжелое бремя смазки. Даже если вы их не будете мазать совсем, они все равно будут нормально ‛вести себя“ на трассе.

Для профессионалов смазка лыж - настоящее искусство. У каждого спортсмена есть свои предпочтения среди мазей, порошков и парафинов, а также свои методики обработки скользящей поверхности лыж. Среди наиболее известных марок - SWIX, REX, TOKO, START, RODE, STAR. Конечно, есть и отечественные мази (например, Висти, Темп), но, к сожалению, их качество оставляет желать лучшего, поэтому не стоит их использовать для дорогих лыж.

На каждую погоду предназначены разные мази (а также парафины и порошки). Очень часто на коробке обозначаются не только температурные условия, но и способ применения, что значительно облегчает смазку лыж не очень искушенным лыжникам. Общие рекомендации по смазке такие. Коньковые лыжи ‛мажутся“ одинаково по всей длине, а у классических лыж для того, чтобы не было проскальзывания, под колодкой должна быть нанесена держащая мазь (или предназначенная для температуры на 2 - 4 градуса выше основной мази).

Парафин или порошок, нанесенный на скользящую поверхность, растапливается через бумагу или салфетку специальным утюгом: от бытовых такие утюги отличаются более равномерным нагревом по поверхности, более точным выдерживанием температуры, а также ‛тупой“ кромкой (у бытовых утюгов кромка острая). Хотя специализированный утюг достаточно дорог (около 70 - 80 $), если вы более ли менее профессионально занимаетесь спортом, все же лучше ‛разориться“ на такой прибор, так как им легче ‛не пережечь“ лыжу (на ‛скользячке“ появляются неровности и жесткие вкрапления). Для растапливания мазей лучше использовать специальный фен, так как при этом она расплавляется равномернее. Бензиновыми и газовыми горелками по возможности лучше не пользоваться (только в крайних случаях, когда нет доступа к электричеству), так как можно не только ‛пережечь“ лыжу, но и испортить пластик.

Для выравнивания скользящей поверхности лыжи используются специальные щетки, шкурки и полировальные пробки.

Перед тем, как заново намазать лыжу, надо обязательно снимать слой старой мази (для жестких мазей и порошков используется скребок, а жидкие мази удаляются с помощью утюга). Для очистки скользящей поверхности лыжи от грязи применяются специальные смывки. Используйте только фирменные средства, так как бензин или скипидар портит микроструктуру скользящей поверхности (появляются белесые пятна).

Для смазки лыжу лучше всего располагать на специальном станке, так как при этом легче сделать равномерный слой мази. Станки бывают разборными (что удобно в походных условиях или при недостатке свободного места), либо интегрированными в специальный стол. Они могут быть как фирменными (например, ATOMIC, FISCHER), так и самодельными. Единственным обязательным условием для станка является жесткость закрепления лыжи. Мазать лыжи лучше всего при комнатной температуре. Помещение, где вы будете это делать, должно иметь хорошую ВЕНТИЛЯЦИЮ. Не курите во время смазки: никотин и компоненты смазки могут вступить в реакцию, выделяя при этом токсичные вещества. Если вы используете фторосодержащие мази и (особенно!) порошки, приобретите респиратор - позаботьтесь о своем здоровье!

КАКИЕ ОПАСНОСТИ ПОДСТЕРЕГАЮТ ЛЫЖНИКА

Начинающий лыжник может упасть на ровном месте, поэтому лыжи должны быть широкими и ‛приталенными“ (то есть иметь более узкую по ширине середину), так как это обеспечивает большую устойчивость на поворотах. Не идите сразу на горку (даже если она совсем маленькая): научитесь сначала кататься на ровной поверхности.

Будьте аккуратны с палками! Старайтесь, чтобы ручка палки была впереди ее острия, а когда катитесь с горки, держите палки подмышками (остриями назад). Иначе можно ‛напороться“ на палку, что может кончиться не только серьезной травмой, но и фатальным исходом. Это связано с тем, что при большой нагрузке палка может сломаться и острым концом пропороть тело.

Когда катитесь с горки, чуть-чуть приседайте и слегка наклоняйтесь вперед! Это не только ‛смягчает“ неровности горки, но и помогает избежать падений и, как следствие, разнообразных травм рук, ног, копчика и головы. Если вы чувствуете, что падаете, не ‛выкидывайте“ палки вперед (можно на них напороться) и не садитесь назад (можно отбить копчик), а старайтесь аккуратно ‛завалиться“ на бок. Это поможет избежать не только травм, но и поломки лыж. Если вы будете следовать этим советам, то основных травм вы сможете избежать. Остальное зависит от вашей аккуратности и умения кататься.

Публикации по теме