Дворец съезда советов. Дворец советов – незаконченный проект времен ссср

Давайте совершим маленькую виртуальную эксурсию вокруг Дворца Советов в Москве. Грандиозному и величественному зданию так никогда и не суждено было осуществиться. На просторах интернета встречаются иллюстрации из эскизной и проектной документации Дворца Советов и набор этих иллюстраций ограничен. Возникла идея восстановить один из вариантов этого здания в 3d, описать историю Дворца советов и прогуляться по территории виртуального здания. В конце поста приведена эволюция победившего конкурсного проекта Дворца Советов Бориса Иофана, начиная с 1933 года. В 3d реализован вариант 1934 года.

История-фантом Дворца Советов
Идее сооружения Дворца Советов в следующем году исполнится 90 лет. В 1931 году был объявлен открытый конкурс на проект здания. По замыслу, Дворец Советов должен был олицетворять собой величие, могущество и успехи молодого советского государства, стать зримым воплощением идеи победы коммунизма, уготованного всем светлого будущего. На конкурс было представлено около 160-ти проектов как от иностранных архитекторов, так и, в массе своей, от советских. К тому времени главенствующим звеном архитектуры был конструктивизм. В основе конструктивизма лежат строгие, лаконичные формы, а пространство здания должно быть максимально функциональным. Не малая часть проектов на строительство Дворца Советов было выдержано в конструктивистском духе. Но для здания-символа лаконичная и рациональная форма плохо соответствовала меняющейся "пролетарской эстетике". По крайней мере так думал Йосиф Сталин. Простота и скептичное оформление конструкций должны были смениться помпезными, богато задекорированными фасадами. Архитекторы, опирающиеся на развитие классических форм все чаще заявляли о себе. Обособленно от остальных архитекторов держался Борис Иофан. Ученик итальянского архитектора Армандо Бразини стал победителем конкурса на проект Дворца Советов. К слову сказать, в конкурсе Бразини тоже поучаствовал. Влияние учителя было большим, можно даже сказать, что в готовящемся Дворце должна была течь и итальянская кровь. вслед за итальянским Кремлем, ставшим сакральным центром России, значительном влиянии итальянцев в церковных православных сооружениях пришла пора архитектурного влияния на страну Советов.
В 1933 году к работе Б. Иофана подключили архитекторов В. Щуко и В. Гельфрейха. По готовящемуся переработанному проекту высота Дворца должна была составить 420 метров, венчать здание должен был 100 метровый памятник В.И. Ленину - работа скульптора С. Меркурова. Кубатура здания составила бы 7 500 000 кубических метров. Большой зал Дворца был рассчитан на 21000 человек, имел высоту 100 м, малый зал был рассчитан на 6000 человек. В высотной части Дворца должны были разместиться Президиум, палаты Верховного Совета СССР и некоторые другие залы.
Строительство такого здания потребовало бы переустройство Волхонки и других прилегающих зданий. Иными словами, все исторические здания, особняки снесли бы. Огромные площади вокруг предполагалось заасфальтировать и оборудовать стоянками на 5 тысяч автомобилей. Здание ГМИИ им. А.С. Пушкина должны были подвинуть на 100 метров.
К строительству Дворца приступили в конце 30-ых годов на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Но поистине амбициозному плану большевиков так и не суждено было осуществиться. Война внесла свои коррективы. Строительство было остановлено на этапе закладки фундамента. Интересно, что во время и после войны проект Дворца Советов претерпевал изменения, надежда на осуществление проекта еще долго не покидала Сталина. Послевоенная разруха, смерть вождя, разоблачение культа Сталина, принятие директивы об "осуждении украшательства и архитектурных излишествах" окончательно похоронили идею и проект дальнейшего строительства. Потом было много других программ и проектов, попыток как успешных, так и безуспешных противопоставить СССР и социалистический лагерь миру капитала и рыночной экономики. Но такого красивого проекта в архитектуре больше не было.
Проект Дворца Совета Бориса Иофана сыграл большую роль в становлении и дальнейшем развитии и расцвете советской архитектуры 30-ых - 50-ых, получившей название "сталинский ампир". Образовавшейся на стыке разных культур и стилей, от классицизма до постконструктивизма, талантливый синтез архитектур, эклектика советского имперского стиля - значительная веха в архитектуре мира.

Дворец Советов - это плод любви модернистского ар-деко и сурового советского неоклассицизма.Разработанный в 30-х годах прошлого столетия, проект этого сооружения впечатляет своим экстерьером и по сей день (правда, на картинках). Стоэтажный 420-метровый Дворец Советов должен был стать самым высоким сооружением мире.

Строительство его началось в 1937 году и скоропостижно закончилось в сентябре 1941-го, когда стройматериалы, предназначавшиеся для дворца, пошли на военные нужды. После войны строительство решили не возобновлять, не до того было.

Главный Туркменский канал

1950 год ознаменовался началом великой всесоюзной стройки. Главный Туркменский канал был спроектирован с целью обводнения и мелиорации засушливых земель Туркмении, увеличения посевочных площадей хлопка, а также с целью проложить судоходное сообщение между Волгой и Амударьей. Предполагалось провести 25% стока вышеупомянутой Амударьи по высохшему руслу Узбоя до города Красноводска.

Цель действительно впечатляющая, особенно если учесть, что длина проектируемого канала составляла около 1200 км, ширина - не менее 100 м, глубина - 6-7 м. Помимо основного канала также проектировалась сеть ирригационных каналов общей протяженностью в 10 000 км, около 2000 водоёмов, три ГЭС. При строительстве планировалось задействовать 5000 самосвалов, 2000 бульдозеров, 2000 экскаваторов, 14 земснарядов. В качестве рабочей силы было решено использовать заключенных и местных жителей. На 1953 год на стройке числилось 7268 вольнорабочих и 10 тысяч заключенных.

Конечно, вышеперечисленными средствами правящая верхушка не ограничивалась. На эту стройку работала вся страна, о чем нам красноречиво говорит цифра в 1000 (!) вагонов грузов, которые поставлялись сюда со всех уголков Союза ежемесячно.

Сразу после смерти вождя строительство ГТК было остановлено по инициативе Берии. А затем и вовсе прекращено из соображений нерентабельности. Но к этому времени на строительство объекта было безвозвратно потрачено более 21 млрд советских рублей, или 2,73 трлн современных российских.

Трансполярная магистраль (стройка 501-503)

Человек года (1940, 1943) по версии журнала Times (речь о Сталине, если что) свои амбиции по географическому признаку не ограничивал. По его инициативе в послевоенное время, с 1947-го по 1953-й, крупная строительная организация с незамысловатым названием «ГУЛАГ» работала над грандиозным проектом - Трансполярной магистралью.

Целью данного строительства было соединение западного севера (Мурманск, Архангельск) с восточным севером (Чукотка, побережье Охотского моря).

Ввиду крайне сжатых сроков строительство велось параллельно с проектно-изыскательскими работами, что не могло не сказываться на качестве возводимого железнодорожного полотна.Всего на стройке было задействовано приблизительно 80 тысяч человек, не считая охраны.В 1953 году работы были остановлены, а в 1954-м - посчитана их стоимость: примерно 1,8 млрд советских рублей.

Сахалинский тоннель (стройка 506-507)

Еще одна колоссальная стройка, прервавшая свое существование вместе со смертью Сталина - Сахалинский тоннель.

Стартовавшее в 1950 году строительство по плану должно было финишировать уже в 1955-м. При длине тоннеля в 10 км сроки были более чем сжатые. От социализма к коммунизму пятилетними шагами! А шагала страна конкретно на этой стройке ногами более 27 тысяч человек все тех же заключенных и вольнорабочих.И весной 1953 года стройка закрылась.

Поворот сибирских рек

Оговоримся сразу: собственно реки никто разворачивать не собирался. Планировалось лишь перенести часть стока некоторых сибирских рек, например Оби и Иртыша, в засушливые области СССР - по земледельческим причинам.

Проект стал одним из самых грандиозных проектов ХХ столетия. Более двадцати лет над ним трудились 160 научных и производственных организаций СССР.

Первый этап работ подразумевал строительство канала длиной 2500 км, шириной от 130 до 300 м и глубиной 15 м. Второй этап представлял собой изменение направления течения Иртыша на 180 градусов. То есть воды Иртыша планировалось направить в обратном направлении с помощью насосных станций, гидроузлов и водохранилищ.

Разумеется, этому проекту не было суждено воплотиться в жизнь. Здравый смысл взял верх над имперскими амбициями - советские академики все же уговорили руководство страны оставить сибирские реки в покое.

Башня Никитина - Травуша 4000 (проект)

В 1966 году инженеры Никитин (между прочим, главный конструктор Останкинской телебашни) и Травуш предложили проект самого высокого небоскреба в мире. Причем строить его планировали в Японии. Теоретически небоскреб был великолепен: его высота составляла 4 км! Башня делилась на четыре сетчатые секции в километр длиной и с диаметром у основания 800 м. Башня, будучи по задумке жилым зданием, должна была вмещать до 500 тысяч человек.

В 1969 году проектная работа была остановлена: заказчики вдруг опомнились и потребовали уменьшить высоту здания до 2 км. Потом - до 550 м. А потом и вовсе отказались от царь-башни.

Терра-3

Останки сооружения 41/42В с комплексом лазерного локатора 5Н27 стрельбового комплекса 5Н76 «Терра-3». Фото 2008 г.

«Терра-3» - это не что иное, как проект зональной системы противоракетной и противокосмической обороны с лучевым поражающим элементом. Он же научно-экспериментальный стрельбово-лазерный комплекс. Работы над «Террой» велись с 60-х годов прошлого века. К сожалению, уже в начале 70-х ученые стали понимать, что мощности их лазеров недостаточно для того, чтобы сбивать боеголовки. Хотя спутники она сбивала, этого у нее не отнять. Проект как-то сам сошел на нет.

Один из коммунистических лидеров Советской России – Сергей Киров в 1922 году предложил создать «новый дворец рабочих и трудящихся крестьян» вместо «дворцов банкиров, помещиков и царей» . Два года спустя умер Ленин – вождь большевистской революции. Его соратники по партии решили, что отныне для всей страны ушедший в мир иной «главный большевик» станет «вечно живым» . В стране принялись насаждать культ Ленина . Тело вождя поместили в мавзолей – подобие царских усыпальниц древности. По всей стране, даже в маленьких городках воздвигали памятники «вечно живому вождю» . Но главный монумент Ленину было решено вознести на гигантскую высоту, увенчав изваянием «Ильича» супер-небоскреб – новый Дворец Советов .

Это сооружение могло бы стать воплощением давней идеи Кирова. Чтобы подчеркнуть мысль о том, что новый дворец сооружается именно «вместо» святынь дореволюционных времен, решено было снести крупнейший в России православный Храм Христа Спасителя , воздвигнутый в 19-м веке в память о героях Отечественной войны 1812 года.

Идея нового дворца натолкнулась на глухое недовольство населения. Многие сочли кощунством снос знаменитой церкви. Потребовалось десятилетие и личное распоряжение И.В. Сталина , чтобы в 1931 году уникальный храм был взорван и место для «пролетарского дворца» освободилось. К этому времени Сталин стал уже полновластным диктатором СССР . Вождь хотел видеть в новых зданиях воплощение мощи и величия новой «красной империи» .

План Дворца Советов.

Именно поэтому из нескольких проектов Дворца Советов был выбран проект Бориса Иофана , наиболее отвечавший поставленной идеологической задаче. Согласно этому проекту , Дворец Советов должен был стать грандиозным сооружением высотою 415 метров , а предназначенный для торжественных заседаний Большой зал смог бы вместить 21.000 человек .

Дворец Советов мыслился Иофаном как пирамида из поставленных друг на друга мощных цилиндров. Венчала здание 80-метровая скульптура В.И. Ленина , внутри которой тоже собирались обустраивать разные помещения: например, библиотеку , как говорят, предполагалось разместить в указательном пальце железобетонного вождя.

Строительство Дворца Советов превратилось в крупнейшую градостроительную задачу и было провозглашено ударной, то есть, важнейшей стройкой. Возведение здания было начато в сложнейших условиях. В огромный котлован постоянно просачивалась вода из находящейся поблизости Москвы-реки и подземных потоков. Тем не менее, удалось совершить настоящий инженерный подвиг – был сделан фундамент , состоявший из двух гигантских концентрических бетонных колец, уходивших в землю на глубину более 20 метров . Фундамент опирался на известняковые скалы, что должно было придать имеющему титанический вес Дворцу Советов небывалую устойчивость.

Фундамент Дворца Советов.

Однако, несмотря на все усилия, стройку так и не суждено было закончить . Началась Великая Отечественная война . В тяжелые годы металлические конструкции были переделаны в противотанковые ежи, а стальные балки использовались для восстановления разрушенных мостов.

В 1953 году Сталин умер, и новое советское руководство во главе с Никитой Хрущевым отказалось от помпезных и дорогостоящих проектов предыдущей эпохи. Над фундаментом Дворца был возведен открытый бассейн «Москва» , который работал даже в зимнее время, окутывая район метро «Кропоткинская» (бывш. «Дворец Советов») клубами тумана.

Пишет блогер Максим Мирович:

Давно хотел написать пост про Дворец Советов - неосуществленный утопический прожект колоссального административного здания, которое должно было быть построено в Москве и должно было символизировать победу социализма в отдельно взятом государстве. По замыслу советских архитекторов, Дворец Советов должен был стать самым высоким зданием в мире на то время - выше небоскребов в Нью-Йорке.

Для строительства Дворца Советов был уничтожен Храм Христа Спасителя - большевики взорвали его в 1931-м году, а в 1932-м году начали подготовительные работы к возведению Дворца Советов. Фундамент колосса был завершен к 1939 году, но из-за начала Второй мировой войны проект полностью заморозили.

Для начала немного истории. Идея возведения колоссального дворца возникла еще в 1922 году - ее озвучил Сергей Киров на Первом Всесоюзном съезде Советов - ему казалось, что «звуки интернационала уже не умещаются в старых зданиях и на месте дворцов банкиров, помещиков и царей нужно возвести новый дворец трудящихся крестьян».

О том, что это будет вовсе никакой не «дворец крестьян», а дворец для собраний советской номенклатуры, к которому крестьян не подпустят и на пушечный выстрел, в пламенной речи скромно умалчивалось. Зато Киров не скрывал экспансионистские планы большевиков относительно западных стран - «величественное сооружение станет эмблемой грядущего могущества, торжества коммунизма не только у нас, но и там, на Западе!»

Вот такие статьи публиковались в советской прессе тех лет. Для сравнения было нарисовано, насколько именно Дворец Советов станет выше, чем известные небоскребы, пирамиды Египта и Эйфелева башня в Париже.

Для выбора итогового проекта был проведен конкурс, требования к зданию дворца были такие - внутри должно быть два зала, Большой и Малый, каждый из залов должен вмещать несколько тысяч человек. Среди конкурсных работ был отвергнут проект Дмитрия Иофана (как «реставраторско-эклектичный») и проект Германа Красина («верхняя часть напоминает церковный купол»). Всего было рассмотрено около 160 проектов - рассматривались они в два этапа, и в итоге победила работа Бориса Иофана.

По замыслу проектировщиков, Дворец Советов должен был стать самым высоким зданием в мире, вершину здания должна была венчать гигантская 100-метровая статуя Ленина - таким образом, сам Дворец Советов был одновременно зданием,и чем-то вроде колоссального пьедестала для памятника. Масса полноразмерной статуи Ленина должна была составить 6000 тонн, а длина его указательного пальца составляла бы 4 метра.

Кстати, к возведению самого Дворца планировалось также и полностью перестроить центр Москвы, уничтожив старые кварталы - нечто подобное позже сделал кондукэтор Чаушеску в Бухаресте. Между Красной площадью и площадью Свердлова (ныне Театральная) планировалось проложить широкую магистраль. Авторы проекта отмечали, что «идея, вложенная в архитектурное решение площадей Дворца Советов, это идея открытых, широко приглашающих площадей, олицетворяющих социалистическую демократию». Не знаю, что такого «демократичного» в открытых площадях - скорее всего, получились бы гигантские, не соответствующие масштабу человека и подавляющие площади, на которых человек чувствует себя букашкой.

Вот так Дворец должен был бы выглядеть в современной Москве, будь он построен.

Про интерьеры планируемого дворца сведений сохранилось немного - известно лишь, что отделать их должны были шлифованным гранитом и украсить скульптурами. Места для зрителей в Большом зале планировали обтянуть кожей, высота Большого зала должна была составить 100 метров при диаметре в 140 метров. Малый зал должен был быть высотой в 32 метра, а фойе Дворца должно было называться «залом сталинской конституции».

Предполагаемый вид интерьера Большого зала:

Фойе, «Зал сталинской конституции»:

В 1939 году закончили строить фундамент - его строили так долго потому, что предполагаемый дворец должен был иметь гигантский вес - порядка 1,5 миллионов тонн. Начальник строительства Дворца Василий Михайлов был репрессирован и расстрелян к окончанию сроков стройки фундамента. Реальность постучалась в двери советских прожектеров с началом Второй мировой войны - из металлических заготовок для фундамента пришлось делать противотанковые ежи для обороны Москвы, а остальной металл был использован для сооружения мостов на железной дороге.

В послевоенный годы в СССР не оставляли идеи все же достроить Дворец Советов - правда, проект был существенно ужат и серьезно сдулся - высота здания должна была составлять уже не 415, а 270 метров, существенно были урезаны площади внутренних залов и их декор. В 1947 году в Москве начали строить знаменитые «сталинские высотки», а про Дворец Советов окончательно забыли.

По-моему, Дворец Советов был изначально утопическим проектом, который показывает, что бывает, когда власть безраздельно распоряжается финансами страны - вместо такого гигантского дорогостоящего сооружения можно было полностью модернизировать инфраструктуру нескольких советских городов.

А что вы думаете по этому поводу?

Фотографии и текст - Источник

Мы совершим маленькую эксурсию вокруг Дворца Советов в Москве. Грандиозному и величественному зданию так никогда и не суждено было осуществиться. На просторах интернета встречаются иллюстрации из эскизной и проектной документации Дворца Советов и набор этих иллюстраций ограничен. Возникла идея восстановить один из вариантов этого здания в 3d, описать историю Дворца советов и прогуляться по территории виртуального здания. В конце поста приведена эволюция победившего конкурсного проекта Дворца Советов Бориса Иофана, начиная с 1933 года. В 3d реализован вариант 1934 года







Посетителям виртуальной выставки я, как эксурсовод, хотел бы задать несколько вопросов:



  • 1. Хотелось бы Вам, чтобы проект Дворца советов был осуществлен?

  • 2. Как бы эксплуатировалось данное здание в современных условиях если бы было реализовано?

  • 3. В СССР Дворцу советов отвели место разрушенного Храма Христа Спасителя. Какое место, на ваш взгляд, было бы наиболее разумным отвести под строительство Дворца советов? Куда бы оно лучше всего вписалось?

  • 4. Понравилась/не понравилась вам эксурсия? Не стесняйтесь критиковать.

Идее соружения Дворца Советов в следующем году исполнится 90 лет. В 1931 году был объявлен открытый конкурс на проект здания. По замыслу, Дворец Советов должен был олицеторять собой величие, могущество и успехи молодого советского государства, стать зримым воплощением идеи победы коммунизма, уготованного всем светлого будущего. На конкурс было представлено около 160-ти проектов как от иностранных архитекторов, так и, в массе своей, от советских. К тому времени главенствующим звеном архитектуры был конструктивизм. В основе конструктивизма лежат строгие, лаконичные формы, а пространство здания должно быть максимально функциональным. Не малая часть проектов на строительство Дворца Советов было выдержано в конструктивистком духе. Но для здания-символа лаконичная и рациональная форма плохо соответствовала меняющейся "пролетарской эстетике". По крайней мере так думал Йосиф Сталин. Простота и аскетичное оформление конструкций должны были смениться помпезными, богато задекорированными фасадами. Архитекторы, опирающиеся на развтие классических форм все чаще заявляли о себе. Обособленно от остальных архитекторов держался Борис Иофан. Ученик итальянского архитектора Армандо Бразини стал победителем конкурса на проект Дворца Советов. К слову сказать, в конкурсе Бразини тоже поучаствовал. Влияние учителя было большим, можно даже сказать, что в готовящемся Дворце должна была течь и итальянская кровь. вслед за итальянским Кремлем, ставшим сакральным центром России, значительном влиянии итальянцев в церковных православных сооружениях пришла пора архитектурного влияния на страну Советов.

В 1933 году к работе Б. Иофана подключили архитекторов В. Щуко и В. Гельфрейха. По готовящемуся переработанному проекту высота Дворца должна была составить 420 метров, венчать здание должен был 100 метровый памятник В.И. Ленину - работа скульптора С. Меркурова. Кубатура здания составила бы 7 500 000 кубических метров. Большой зал Дворца был рассчитан на 21000 человек, имел высоту 100 м, малый зал был рассчитан на 6000 человек. В высотной части Дворца должны были разместиться Президиум, палаты Верховного Совета СССР и некоторые другие залы.


Строительсво такого здания потребовало бы переустройство Волхонки и других прилегающих зданий. Иными словами, все исторические здания, особняки снесли бы. Огромные площади вокруг предполагалось заасфальтировать и оборудовать стоянками на 5 тысяч автомобилей. Здание ГМИИ им. А.С. Пушкина должны были подвинуть на 100 метров.


К строительству Дворца приступили в конце 30-ых годов на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Но поистине амбициозному плану большевиков так и не суждено было осуществиться. Война внесла свои коррективы. Строительство было остановлено на этапе закладки фундамента. Интересно, что во время и после войны проект Дворца Советов претерпевал изменения, надежда на осуществление проекта еще долго не покидала Сталина. Послевоенная разруха, смерть вождя, разоблачение культа Сталина, принятие директивы об "осуждении украшательства и архитектурных излишествах" окончательно похоронили идею и проект дальнейшего строительства. Потом было много других программ и проектов, попыток как успешных, так и безуспешных противопоставить СССР и социалистический лагерь миру капитала и рыночной экономики. Но такого красивого проекта в архитектуре больше не было.


Проект Дворца Совета Бориса Иофана сыграл большую роль в становлении и дальнейшем развитии и расцвете советской архитектуры 30-ых - 50-ых, получившей название "сталинский ампир". Образовавшейся на стыке разных культур и стилей, от классицизма до постконструктивизма, талантливый синтез архитектур, эклектика советского имперского стиля - значительная веха в архитектуре мира.


Публикации по теме

  • Городская усадьба разумовского Городская усадьба разумовского

    На берегу Мойки, рядом с барочным Строгановским дворцом, расположен яркий образец раннего классицизма — дворец графа Разумовского. Это...

  • Пляжи нячанга Вьетнам нячанг волны Пляжи нячанга Вьетнам нячанг волны

    Сегодня мы продолжаем рассказ о пляжах Нячанга. На прошлой неделе мы посетили пляж Парагон (Paragon). Это пляж одноименного отеля на юге...