Старые Атаги. Трагедия «зачисток»

Сообщение от: Апаев Муслим
Атаг1а (Атог1а - означает слово урани,а слво Тог1 (волна) и чу (направление к месту или место) т.е. место волны, отсюда следует место где волна уронила берег, что и подразумевается "низовье реки"

Другая версия слово Атаг1и пишется, а слышится и говорится Атахи т.е. слово Ата (спокойная) хи (вода) значит вода текущая по ровному месту-равнине. Либо слово Ата также означает дробить, что можно перевести как дробящая вода.

Отсюда и произошло слово Атаги. Старые и Новые Атаги перевели неправильно, в чеч. яз. переводится как Большие и Малые Атаги.

Сообщение от: Апаев Муслим
Йоккха Атаг1а, Сехьа Атаг1а (Большие Атаги, С этой стороны Атаги, Старые Атаги) - крупное современное селение в 10 км к югу от Грозного, на левом берегу реки Аргун, напротив Малых Атагов или потусторонние Атаги (Жима Атаг1а, Дехьа Атаг1а). В основу названия могли лечь два выше названных компонента. Атаг1а сегодня называется на чеченском языке - «долина реки».
В селении Старые Атаги в настоящее время проживают представители различных этнических родовые общества, спустившиеся в разное время из Аргунского ущелья: Саттой, пхамтой, келой, нихалой,ваштрой, хаккой, чинхой, зумсой, тумсой, макажой,гендар-ганой, эгашбатой, чунгурой, шикарой, терлой, хилдехарой, цада-харой. варандой.
Село Старые Атаги самое крупное сельское поселение на территории ЧР, где проживают почти все представители чеченских тейпов.
Село Старые Атаги расположено примерно в центре Чечни в предгорной зоне. Оно протянулось по левому берегу реки Аргун. На противоположном берегу стоят сёла Новые Атаги и Чири-Юрт. В восьми километрах южнее, уже в окружении гор, на берегу той же реки стоит село Дуба-Юрт. Сразу за ним начинается Аргунское ущелье.
Проходящая вдоль Старых Атагов автомобильная трасса ведёт с севера из Грозного на юг через Аргунское ущелье в горный Шатойский район. Другие дороги, также проходящие через это село, ведут на восток в районный центр г. Шали и на запад в районный центр город Урус-Мартан, а так же в ряд крупных предгорных сёл.
Несмотря на то, что четыре выше названных села расположены рядом и живут во многом общей жизнью, административно они относятся к разным районам. Старые Атаги – к Грозненскому сельскому району, Новые Атаги, Чири-Юрт и Дуба-Юрт – к Шалинскому району.
Старые Атаги и его жители играли видную роль в истории чеченцев. Это одно из древнейших поселений на территории Чечни. Оно было крупным населённым пунктом уже в ХVI в. В связи с событиями начала XVII в. Старые Атаги упоминаются в книге Аббаса-Кули-Ага Бакиханова «Гюлистан-Иран»,написанные на основе арабо-язычных документов и изданной в 1926г.
В 1826г у села произошло одно из самых жестоких сражений Кавказкой войны, не выявившие победителя. Русской армией командовал герой отечественной войны 1812г генерал А.Ермолов. Чеченские отряды возглавлял один из прославленных руководителей горцев того периода Бейбулат Таймиев.
Исторической примечательностью села является, что после 25-ти летнего противостояния в Кавказской войне, в 1844 году в южной части села была воздвигнута крепость «Воздвиженская» названная предгорными вратами.
В западной стороне села стоит памятник герою гражданской войны Асламбеку Шарипову (на месте его гибели), а центральная улица села названа именем героя Великой Отечественной войны Хампаши Нурадилова.
Защитники Брестской крепости: Анзоров Зайна, Бекаев Султан, Садаев Андарбек, Берсанукаев Абду-Хамид, Кантаев Магомед. Эдилсултанов А. Братья Сербиевы Раид и Салман, Назыров Шама.

В конце XIX-началеXX века Старые Атаги играют важную роль в общественно-политической и культурной жизни Чечни. В XIXвеке село служило местом всенародных военных игр и состязаний певцов-илланчей и наряду с Чечен-Аулом – местом заседания совета старейшин. Не даром именно здесь в 1917-1919гг заседал чеченский меджлис (парламент), в работе которого участвовали авторитетные богословы, общественные деятели, промышленники, представители интеллигенции.

В период с марта по апрель 1917 г. в Чечне и Ингушетии создаются «национальные советы» из представителей интеллигенции, промышленной буржуазии, купцов и мулл.
В январе 1918 г. Чеченский национальный совет был переизбран. В его состав вошли в основном противники Октябрьского переворота и советской власти во главе с Ахметханом Мутушевым, которого вскоре сменил Ибрагим Чуликов. Этот совет стал известен под названием «Атагинского национального совета», так как местом пребывания его являлось село Старые Атаги. Село Старые Атаги считалось «контрреволюционным аулом». В расположенном же примерно в десяти километрах на запад селе Гойты располагался «Гойтинский революционный совет».
Чеченский национальный совет заседал в Атагах с перерывами с марта 1917 до конца лета 1919 г. В сентябре 1919 г. на базе Национального совета был создан Комитет по очищению Чечни от большевиков. Председателем его стал Ибрагим Чуликов.
В 44 -53 годы с. Старые Атаги являлось районным центром – «Предгорный район»
Старые Атаги- родина многих выдающихся личностей, оставивших след в истории и культуре чеченского народа. Это политические, общественные и военные лидеры Тугум Тучиров жил в первой половине XVII в., между 1604 и 1658 гг. Он возглавил восстание атагинцев против кабардинского князя Хасбулата, который правил в ряде чеченских сел. В решающем сражении атагинское ополчение разгромило княжескую дружину, Када Каурнакаев жил во второй половине XIX в. и был известен как народный заступник, борец за правду и справедливость, Ибрагим Чуликов – высокообразованный либерально настроенный интеллигент, землевладелец. Вместе с Ахметханом Мутушевым, Тапой Чермоевым и шейхом Али Митаевым боролся за создание независимого северокавказского государства (Горская республика). Принимал активное участие в просвещении чеченского народа. В период Гражданской войны делал все, чтобы спасти чеченские аулы от разгрома как со стороны деникинцев, так и большевиков. В 20-е гг. вместе с Тапой Чермоевым эмигрировал за границу и до конца жизни разоблачал политику коммунистического режима в СССР, Ахметхан Мутушев родился в семье офицера царской армии. Окончил Петербургское артиллерийское училище. Потом уже в звании подполковника получил юридическое образование (юридический факультет Харьковского университета).
В обращении к «интеллигентным мусульманам» Кавказа А.Мутушев призывал помнить, что «народности, из которых мы вышли, имеют право рассчитывать на ваше культурно-экономическое служение их священным интересам». Он обличал деятельность царской администрации на Тереке. В статье «Карательные экспедиции в Ингушетии и Чечне» А.Мутушев писал о «невыносимом положении туземного населения, которое задыхается в удушливой атмосфере беспримерного попрания общечеловеческих прав и всей экзекуционной системы правления краем».
После Февральской революции Ахметхан Мутушев – член Чеченского национального совета и одновременно председатель Грозненской городской думы. Репрессирован как буржуазный интеллигент в 1937 г. Умер в 1943 г. в ташкентской тюрьме, Исмаил Мутушев (брат Ахметхана Мутушева) после окончания горской школы и военного училища работал писарем в крепости Воздвиженской. Известный общественный деятель, народный учитель. Публиковал в газетах статьи на темы просвещения народа и защиты его интересов от посягательств колониальной администрации. Погиб в годы Гражданской войны (Туркаев Х.В. О некоторых особенностях развития общественно-просветительской мысли чеченцев и ингушей в 1890–1917 годы // Русская художественная культура и вопросы духовного наследия чеченцев и ингушей. Грозный, 1982. С. 101), генерал Эрисхан Алиев- заместитель командующего Добровольческой армией А.Деникина, религиозный деятель Юсуп-Мулла, Таймиев Усман (Тямби-Усман). Сление Атаги является местом поселения представителей рода Курайш – пророка Мухамеда.
Здесь родились известные деятели искусства и литературы: танцор Махмуд Эсамбаев, писатели Ахмад Нажаев, Магомед Сальмурзаев, Халид Ошаев, Абдул-Хамид Хамидов, Хамзат Яндарбиев, Сельмурзаев Магомед, а также первая летчица-чеченка Ляля Насуханова и ее отец Шамилев Андарбек – первый министр радио – вещания ЧИАССР. Хамидова Зулай-профессор филологических наук, Татаев Ильяс режиссер.
Спектакль поставленный по произведению писателя Абдул-Хамид Хамидова - «Бож - Али» по сей день остается классикой чеченских традиционных отношений.

В Чечне – отличные клинки для шашек,
Лучшие мастера прежде жили в Ятаге (Атаги)
Генерал Д.В.Пассек. 1841г.

Крупными центрами по изготовлению холодного оружия были аулы Большие Атаги и Малые Атаги.2
Этот факт в 1897 году подтверждает и Г.А.Вертепов: «...Еще в самое недавнее время во многих аулах Тер¬ской области выделывались очень порядочные клин¬ки; наибольшей известностью пользовались клинки атагинских мастеров, попавшие даже в казачьи пес¬ни».3
В старинной казачьей песне есть слова: «Кинжал Базалая, булат Атаги».

В Старых Атагах функционировали три школы, больница, три детских сада. По указанию Президента Рамзана Ахматовича восстанавливается дом культуры им. Махмуда Эсамбаева (построенный немецкими военнопленными в стиле Римской архитектуры), а так же общественный спорт зал.
Село Старые Атаги "в старину являлось местом ежегодных встреч сказителей, певцов, музыкантов, танцоров, канатоходцев.
Моллин барз (Моллин барз) «Моллы курган». Мощный средневековый курганный могильник в одном километре к западу от селения, южнее трассы Атаги-Гойты. На этом кургане стоит обелиск герою гражданской войны Асланбеку Шерипову, который погиб в бою под Воздвиженской в 1919 году.
Зуъйза йоьллина барз (Зюйза ёллина барз) «Зюйза где закопан курган». Мощный курганный могильник на юго-западной стороне Атагов, на востоке от селения Алхазурово, севернее дороги Атаги-Алхазурово. Зуъйза, зуз, зуъз - на древневайнахском языке «казна», «сокровище», адекватное ингушскому ганз.
Уманан барз (Уманан барз) «Умана курган». Курганный могильник на западе селения. Первая часть Уман остается неясной.
Шу т1е (Шу те) «Террасе на». Древняя терраса реки Аргун, проходит по западной стороне селения с юга на север к Ханкаль-скому ущелью.
Сух1айпан т1ай (Сухайпан тай) «Сугаипа мост». Висячий мост через Аргун, на северной окраине.
Иаькхнашка (Гякнашка) «Мишеням к». Древнейший (военный) полигон, где лучшие стрелки собирались на состязания в стрельбе и искусстве верховой езды. В течение века здесь собирали пулевой свинец и сбывали в Дагестан для применения в гончарном производстве.
Чахкар (Чаххера или Чарх-хера в переводе мельница) - место в 2 км к юго-западу от Атаг1а, где в находилось поселение (мельников ниже названных) выходцев из Старых Атагов в начале X1X века здесь было заложено военное укрепление «Воздвиженское», разрушенное в годы гражданской войны.
Асланбекчуртие (Асланбеканчуртие) «Асланбека памятнику к». Мемориальный памятник на месте гибели вождя чеченской бедноты, героя гражданской войны Асланбека Шерипова.
Басие кхурие (Басие кхурие) «Склона груше к». Топоним указывает на то, что терраса древней долины Аргуна, проходящая по западной окраине селения, в давние времена имела довольно большую крутизну и высоту, что позволяло называть ее басие -склон, и что на этом склоне стояло одинокое грушевое дерево или грушевая роща. Ныне по этой террасе проходит лесная полоса.
Бешишка (Бешишка) «Лугам к» Ровные поля на западной окраине села.
Жог1 чу (Жог чу) «Гравия (лощина)». Карьер на северо-западе селения.
Татол йистие (Татол йистие) «Канала у берега». В современном понятии татол - канал, отведенный от основной реки для орошения.
Тог1и чоь (Тоги че) «Долины лощина» или "Место волны" . Урочище на северной окраине села.
Ханкальский оросительный канал - то же, что и Аргунский оросительный канал. Отходит от реки Аргун на юг и идет через Ханкальское ущелье в сторону Грозного. Одна из его веток поворачивает на северо-запад и идет в Урус-Мартан и Гойты.
Кино яьккхина барз (Кино яккхина барз) «Курган, с которого снимали кино». Расположен на юге селения Атаги, по-над левым берегом реки Аргун.
Олхазар-к1отара боьду некъ (Олхазар-котара беду нек) -дорога, идущая в село Алхазурово.
Чуьйрийн-эвла боьду некъ (Чюйрийн-эвла беду нек) «Дорога, идущая в Чир-Юрт». Поворачивает от трассы Грозный -Шатой на восток и проходит через реку Аргун.
Куоканан куолл (Куоканан куолл) «Терновый кустарник». Расположен по левому берегу реки Аргун, на юге селения Атаги.
Нал такхийна чоь (Нал такхийна чё) «Лощина, где волоком тащили кабана». Южнее села, на северных отрогах хребта Чех-кархойн арц.
Варш йистие (Варш йистие) «Край опушки». Напоминает о том, что в давние времена здесь находились дремучие леса. Ныне - поля совхоза «Атагинский».
Цанийн меттиг (Цанийн меттиг) «Покосов место». Ровные поля на западе. Раньше здесь были сенокосные угодья.
Пазкхийн кешнаш (Газкхийн кешнаш) «Казачьи кладбища». На правой, северной стороне трассы Грозный - Шатой, в 500 метрах от поворота в селение Алхазурово.
Г1ала лаьттинчу (Гала ляттинчу) «Крепость где стояла». На западе от поселка «Аргунский оросительный канал», направо от трассы Грозный - Шатой. Здесь находились солдатские казармы крепости Воздвиженской.
Хен барз (Хен барз) «Дозорный курган». На юго-западе от Атагов.
Т1о-г1алин казарма (То-галин казарма) «Каменной крепости казарма». Урочище по-над левым берегом Аргуна, на юго-западе Атагов.
Т1о-г1ала (То-гала) «Каменная крепость». В районе урочища Чехкара лаьттинчу.
Чехкара лаьттинчу (Чехкара ляттинчу) «Чехкара (где) стояла». Поля совхоза «Атагинский», южнее опытной сельскохозяйственной станции.
Аргунский оросительный канал - поселок, где живут рабочие и служащие Аргунского оросительного канала, на перекрестке дорог Грозный - Шатой - Чири-Юрт.
Органан т1ай (Органан тай) «Аргунский мост». По дороге в Чири-Юрт. Современный мост через реку Аргун, соединяющий дорогу Грозный-Шатой с цемзаводом и рабочим поселком Цем-завод.
Чехкархойн к1отар лаьттинчу (Чехкархойн котар ляттин-чу) «Чехкаринский хутор (где) находился». В районе Чехкара лаьттинчу, на западе от поселка «Аргунский канал».
Пасхин к1отар лаьттинчу (Пасхин котар ляттинчу) «Где стоял хутор Пасхи». Так называется урочище между поселком «Аргунский оросительный канал» и МТФ совхоза «Атагинский», на левом берегу Аргуна. Пасха - соб. имя.
Тур тоьхна т1улг (Тур тёхна тулг) «Мечом (раненый) расколотый камень». Урочище на левой стороне дороги, идущей от Атагов до Гойт, где на памяти старожилов лежал довольно большой валун, по преданию, «раненный» нартом ударом меча. Валун этот, как рассказывают информаторы, «из-за своей тяжести погрузился в землю».
Укин хьерие (Укин херие) «Уки мельнице к». Урочище на южной окраине села. Ука - соб. имя. (В месте расположения Чехкар (черх хер- водяная мельница)
1ункар некъ (Ункар нек) «Крутая дорога». Некогда спускалась с террасы левого берега к реке Аргун.
Айма лаьттинчу (Айма ляттинчу) - урочище, где раньше находился пруд. На повороте от дороги в село Алхазурово.
Ма1ин хьерие (Майн херие) «Мельница». Урочище на южной окраине села. Ма1а - соб. имя.
Булкх юххие (Булкх юххие) «Родника рядом (около)». На юге села, мощный источник на северном склоне хребта Чехкархойн арц, используется для питьевой воды в пионерских лагерях и поселке «Кордон» Место где до XVIII века было расположено село Атаги.
Байсаран ирзие (Байсаран ирзие) «Байсара поляне к». Урочище на юге села. Байсар - соб. имя.
Ц1оккий, Моккий 1ийна меттиг (Цоккий, Моккий ийна меттиг) «Место, где жили Цокка и Мокка». Урочище на южной окраине села. Цокка и Мокка - редкие соб. имена.
Чехкархойн кешнаш (Чехкархойн кешнаш) «Чехкархойцев кладбище». Урочище к востоку от поворота в село Алхазурово (на краю обрыва, по-над левым берегом Аргуна).
Дудин юрт лаьттина меттиг (Дудин юрт ляттина меттиг) « где находилось поселение Дуды». На северной окраине села, на левом берегу реки Аргун.
Ферме - мол очно-товарная ферма на юго-зап. окраине села.
Опытная станция - современный рабочий поселок по дороге между селением Атаги и Аргунским оросительным каналом.
Говраш лаьттина барз (Говраш ляттина барз) «Лошади где стояли курган». На северо-западе селения.
Дудин юртхойн кешнаш долчу (Дудин юртхойн кешнаш долчу) - урочище на северной окраине селения, где некогда находилось кладбище жителей Дуди-Юрт. Левый берег Аргуна.
Чехкархойн арие (Чехкархойн арие) «Чехкаринцев равнина». Севернее от места былого расположения Чехкара и до Чечан-хойн арие.
Дашлахьо арие (Дашлахо арие) «Свинец где собирают равнина». Вся площадь от хребта Чехкархойн арц до Сунженского
хребта на севере (Суьйра-Корта). Ежегодно, сразу после пахоты, сюда выходили жители окрестных селений и собирали пулевой свинец

Сообщение от: Апаев Муслим
Стихотворение "Я сын, из Атагинского я рода"

О гордая Чечня моя седая,
Ты на Кавказе лишь одна.
Земля души моя родная,
На горизонте видима всегда.

Там белый хлопок облегает
Вершины гор из снежных лиц,
Что с высоты небес взирают
На стаи облаков и птиц.

Седые волосы стекают
Хрустальной чистотою вниз,
Башлама склоны орошают
Из родников готовя бриз.

Собравши вместе все истоки,
В один кулак бурлящих вод,
Аргун спускается в потоке,
В ущелье образуя сход.

И у подножья горного хребта,
В низовье, у Аргунского ущелья,
Берет начало родина моя,
Я сын, Большого-Атагинского селенья.

Природа край талантом наделила.
И перечислить я хочу сынов,
Что родина в селении взрастила.
Духовных лидеров - отцов.

Тамби-Усман, Юсуп-Мулла,
Они ислам в учении толкли.
Здесь Курайшиты родину нашли,
Их любят люди, помнят старики.

Талантливых людей культуры:
Муслима Магамаева,певца,
И Эсамбаева Махмуда,
Танцора мира, молодца.

Язык чеченцев сквозь перо
Ложился на бумагу в пряже,
Сплетая жизнь в веретено,
Поэты и писатели есть так же:

Халид Ошаев, Ахмад Нажаев
и Сальмурзаев Магомед,
Абдул-Хамид Хамидов
и Яндарбиев
Хамзат, он и сегодня с нами,
Свой юбилей справляет дед.

И все же, всех имен не счесть,
Прославленных мы помним из народа.
Теперь понятно? Почему большая честь,
Сказать – я сын, из Атагинского я рода.

Сообщение от: Азман Джабраилова
Маржа я1, дай баьхна Йоккха Атаг1а!
Нохчийн ярташлахь- цхьа жовхар хьо.
Генахь хилча сатуьйссу цкъа кхачаре
Эвла йистте, хьоме бошмаш ган.
Хаза хета Атаг1а суо кхаьчча,
Ган сатесна хаза урамаш.
Кхузахь х1аваъ х1айбате ду дагна,
Доь1у са, ц1оналлах ца 1ебаш.
Махьмуда шен хелхаршца дуненна
Йовзийтира винчу юьртан ц1е.
Кеманахь ткъес етташ стиглан 1арше
Ляляс яьхьна, Атаг1а, хьан ц1е
Хийла оьзда йо1, яхь йолу къонахий
Даймахкана белла юрт хьо ю.
Теша тахна, яхьие дикчу к1енташа
Шайн хьуьнаршца ойъур ю хьан ц1е.
Маржа я1,сан юрт, сан хьоме Атаг1а!
Хьоьца яхар-м ца нисделла сан.
Далла хастам бо: сан чурт, со кхелхича,
Дуг1ур ду сан юьртан кешнашка

Сообщение от: Азман Джабраилова

Муслим!
У меня были три тёти/дендейижри/, сейчас их нет/Дала геч дойла царна/
Они рассказывали очень много о селе, об истории села, и столько подробностей!
Сегодня я жалею о том, что не вела записи их рассказов.
Мой отец знал очень много подробностей, исторических фактов.
Уходят из жизни старшее поколение, унося с собой ценные знания.
Безумно люблю родное село- Атаги.
Это одно из стихотворений,которое я посвятила Старым Атагам,
Самое первое - это песня в исполнении нашей односельчанки Хеды Хамзатовой "Йоккха Атаг1а", оно было написано в 1973 году. Тогда эту песню пели на школьных вечерах девочки из ср. шк. № 1, где я работала в те годы.
С удовольствием прочитала статью.Дела реза хуьлийла.
Радуюсь, читая про Старые Атаги.Это сейчас временно его слава спряталась в тень.
Скоро опять его имя будет купаться в лучах заслуженной славы! Дала мукълахь!

Село Старые Атаги 1 расположено примерно в центре Чечни в предгорной зоне. Оно протянулось по левому берегу реки Аргун. На противоположном берегу стоят села Новые Атаги и Чири-Юрт. В восьми километрах южнее, уже в окружении гор, на берегу той же реки стоит село Дуба-Юрт. Сразу за ним начинается Аргунское ущелье. Проходящая вдоль окраин Старых Атагов автомобильная трасса ведет с севера из Грозного на юг через Аргунское ущелье в горный Шатойский район. Другие дороги, также проходящие через это село, ведут на восток в районный центр город Шали и на запад в районный центр город Урус-Мартан, а также в ряд крупных предгорных сел. Несмотря на то, что четыре вышеназванных села расположены рядом и живут во многом общей жизнью, административно они относятся к разным районам. Старые Атаги – к Грозненскому сельскому району, Новые Атаги, Чири-Юрт и Дуба-Юрт – к Шалинскому району. Старые Атаги и его жители играли видную роль в истории чеченцев. Это одно из древнейших поселений на территории Чечни. Оно было крупным населенным пунктом уже в XVI веке. В связи с событиями начала XVII века Старые Атаги упоминаются в книге Аббаса-Кули-Ага Бакиханова “Гюлистан – Ирам”, написанной на основе арабоязычных документов и изданной в 1926 году 2 . В 1826 году у села произошло одно из самых жестоких сражений Кавказской войны, не выявившее победителя. Русской армией командовал герой Отечественной войны 1812 года генерал А.Ермолов. Чеченские отряды возглавлял один из прославленных руководителей горцев того периода Бейбулат Таймиев. В конце XIX – начале XX века Старые Атаги играют важную роль в общественно-политической и культурной жизни Чечни. Недаром именно здесь в 1917–1919 годах заседал чеченский меджлис (парламент), в работе которого участвовали авторитетные богословы, общественные деятели, промышленники, представители интеллигенции 3 . Старые Атаги – родина многих личностей, оставивших след в истории и культуре чеченского народа. Это политические, общественные и военные лидеры Тугум Тучиров 4 , Када Каурнакаев 5 , Ибрагим Чуликов 6 , Ахметхан Мутушев 7 , Исмаил Мутушев 8 , генерал Эрисхан Алиев – заместитель командующего Добровольческой армией А.Деникина, религиозный деятель Юсуп-Хаджи. Здесь родились известные деятели искусства и литературы: танцор Махмуд Эсамбаев, писатели Ахмад Нажаев, Магомед Сальмурзаев, Халид Ошаев, Абдулхамид Хамидов, Хамзат Яндарбиев, а также первая летчица-чеченка Ляля Насуханова. Здесь же родился и жил несколько лет после отставки экс-президент Чеченской Республики Ичкерия Зелимхан Яндарбиев. Население села в основном составляют представители тейпов из Аргунского ущелья и выходцы из Веденского и Ножай-Юртовского районов. В конце 1999 года, до начала военных действий, число жителей Старых Атагов доходило до 17 тысяч. На 2001 год в селе, насчитывающем 2800 дворов,проживало примерно 15 тысяч человек. В 80-е–начале 90-х годов XX века Старые Атаги были зажиточным селом. В отличие от некоторых других районов Чечни население Старых Атагов и близлежащих сел было стабильно обеспечено работой. В селе и прилегающих территориях существовало развитое хозяйство – госхоз “Атагинский”, располагались промышленные и сельскохозяйственные предприятия различных форм собственности: две пилорамы, водонапорная станция, два пищекомбината, молочный комплекс, птицеферма, шесть мельниц.Выпускали продукцию кирпичный завод, асфальтовый и бетонный цеха, эксплуатировался гравийный карьер. Работали магазины и пункты общественного питания. На полях госхоза и в хозяйствах арендаторов стабильно выращивались хорошие урожаи, высокие показатели имело животноводство. Рабочими местами местных жителей обеспечивали также промышленные, прежде всего нефтеперерабатывающие, предприятия Грозного, расположенного в 20 км к северу от Старых Атагов, и крупнейший в этом регионе Северного Кавказа цементный завод в селе Чири-Юрт. В Старых Атагах функционировали три школы, больница, два детских сада, библиотека, дом культуры. В селе строился краеведческий музей. Политический и экономический кризис начала 90-х годов постепенно начал отрицательно сказываться на благосостоянии староатагинцев. Падало или вообще прекращалось промышленное производство, сокращалась официальная нефтедобыча, вместо нее все большее распространение получали незаконная кустарная добыча и переработка нефти на небольших перегонных установках. Особо отрицательно на экономике этого региона сказалась первая чеченская война (1994–1996 гг.). Полностью остановилось все промышленное и перерабатывающее производство, цементный завод в Чири-Юрте в ходе боев весной 1995 года был разрушен. По Старым Атагам несколько раз были нанесены ракетно-бомбовые удары. Тем не менее, в этом селе удалось избежать больших жертв и разрушений, несмотря на то, что в окрестностях села велись боевые действия. Во многом это стало возможным благодаря активной деятельности главы местной администрации Вахи Гадаева, который, установив и постоянно поддерживая контакт с российскими военными и проводя большую работу с жителями, сумел оперативно разрешать возникающие конфликты, избавлять село от многих неприятностей. 11 и 15 августа 1996 года в районе села Старые Атаги проходили переговоры секретаря Совета безопасности РФ А.И.Лебедя с начальником штаба вооруженных сил ЧРИ А.Масхадовым и Президентом ЧРИ З.Яндарбиевым. Ночью и днем 22 августа 1996 года в селе Новые Атаги в ходе переговоров А.И.Лебедя с А.Масхадовым был выработан и подписан документ, предусматривавший прекращение огня, разведение противоборствующих сторон и совместный контроль над отдельными районами Грозного. Послевоенная жизнь староатагинцев была сопряжена с трудностями, вызванными хозяйственной разрухой и разгулом преступности. Этим, впрочем, она мало отличалась от жизни всего населения Чечни. В селе не работало большинство объектов промышленности. Из-за отсутствия средств на закупку топлива, удобрений и семян сельскохозяйственные предприятия сократили посевные площади, уменьшилось число возделываемых культур. Все это привело к увеличению в селе и без того высокого уровня безработицы. В результате еще большая часть жителей села была вынуждена заняться кустарной переработкой нефти. Получили распространение и другие незаконные промыслы – разбор на кирпичи (с целью продажи) разрушенных в ходе боевых действий жилых домов в Грозном, сбор цветных металлов в развалинах промышленных предприятий. Годы после первой войны были отмечены резко возросшим интересом к религии: открывались мечети и медресе, население (особенно молодежь) активно участвовало в отправлении мусульманских обрядов. Большинство верующих придерживались традиционных для Чечни суфистских тарикатов 9 . Вместе с тем стало распространяться учение, которое условно называли ваххабизмом. Его сторонники утверждали, что они “возвращаются к изначальному, истинному исламу”, требовали, чтобы верующие отказались от традиционных для Северного Кавказа обрядов, отрицали возможность светского характера государства, провозглашали необходимость борьбы с “неверными”. Ряд вооруженных группировок, противостоящих властям ЧРИ, использовали это религиозное учение в качестве идеологического прикрытия. Среди этих группировок были ичисто криминальные структуры, занимающиеся похищением людей. К чести жителей Старых Атагов, они не допустили того, чтобы в их селе базировались подобные группировки. Староатагинцы не позволили также втянуть себя в противостояние на религиозной почве. Попытки “ваххабитских” структур взять село под свой контроль встретили решительное противодействие со стороны большинства его жителей. С началом второй чеченской войны обе воюющие стороны проявляют повышенный интерес к Старым Атагам и близлежащим селам. Это объясняется важным стратегическим расположением этих населенных пунктов. Равнинный и безлесный ландшафт вокруг Старых Атагов (имеются лишь небольшие лесопосадки) не позволял здесь базироваться чеченским вооруженным формированиям, противостоящим федеральным силам. Их “среда обитания” – лесистые горы, начинающиеся примерно в 10 км южнее, или развалины Грозного, находящиеся в 20 км севернее. Вместе с тем, по окраине Старых Атагов проходит важная трасса, по которой федеральные силы обеспечивают снабжение воинских частей, располагающихся в Аргунском ущелье и горном Шатойском районе. Это определило “минный” характер войны в окрестностях Старых Атагов и стремление боевиков подпольно закрепиться в самом селе. Действия же федеральных сил в селе (впрочем, как и на всей остальной территории Чечни) парадоксальным образом способствовали подобным устремлениям противника.

Примечания

1 Атага – на чеченском языке означает «ровное место». 2 Бакиханов Аббас-Кули-Ага. Гюлистан – Ирам. Баку, 1926. С. 88–90. 3 В период с марта по апрель 1917 г. в Чечне и Ингушетии создаются «национальные советы» из представителей интеллигенции, промышленной буржуазии, купцов и мулл. В январе 1918 г. Чеченский национальный совет был переизбран. В его состав вошли в основном противники Октябрьского переворота и советской власти во главе с Ахметханом Мутушевым, которого вскоре сменил Ибрагим Чуликов. Этот совет стал известен под названием «Атагинского национального совета», так как местом пребывания его являлось село Старые Атаги. Село Старые Атаги считалось «контрреволюционным аулом». В расположенном же примерно в десяти километрах на запад селе Гойты располагался «Гойтинский революционный совет». Чеченский национальный совет заседал в Атагах с перерывами с марта 1917 до конца лета 1919 г. В сентябре 1919 г. на базе Национального совета был создан Комитет по очищению Чечни от большевиков. Председателем его стал Ибрагим Чуликов. См.: Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Ч. 2. Грозный, 1973. С. 68; Шаипов И. Таштемир Эльдарханов. Грозный, 1960. С. 17; Гойгова З.А.-Г. Народы Чечено-Ингушетии в борьбе против Деникина. Грозный, 1964. С. 35; Абазатов М.А. Из истории Гражданской войны в Чечено-Ингушетии. Грозный, 1962. С. 28. 4 Тугум Тучиров жил в первой половине XVII в., между 1604 и 1658 гг. Он возглавил восстание атагинцев против кабардинского князя Хасбулата, который правил в ряде чеченских сел. В решающем сражении атагинское ополчение разгромило княжескую дружину. 5 Када Каурнакаев жил во второй половине XIX в. и был известен как народный заступник, борец за правду и справедливость. 6 Ибрагим Чуликов – высокообразованный либерально настроенный интеллигент, землевладелец. Вместе с Ахметханом Мутушевым, Тапой Чермоевым и шейхом Али Митаевым боролся за создание независимого северокавказского государства (Горская республика). Принимал активное участие в просвещении чеченского народа. В период Гражданской войны делал все, чтобы спасти чеченские аулы от разгрома как со стороны деникинцев, так и большевиков. В 20-е гг. вместе с Тапой Чермоевым эмигрировал за границу и до конца жизни разоблачал политику коммунистического режима в СССР. 7 Ахметхан Мутушев родился в семье офицера царской армии. Окончил Петербургское артиллерийское училище. Потом уже в звании подполковника получил юридическое образование (юридический факультет Харьковского университета). В обращении к «интеллигентным мусульманам» Кавказа А.Мутушев призывал помнить, что «народности, из которых мы вышли, имеют право рассчитывать на ваше культурно-экономическое служение их священным интересам». Он обличал деятельность царской администрации на Тереке. В статье «Карательные экспедиции в Ингушетии и Чечне» А.Мутушев писал о «невыносимом положении туземного населения, которое задыхается в удушливой атмосфере беспримерного попрания общечеловеческих прав и всей экзекуционной системы правления краем» (Новая Русь. 1910. 12 марта). После Февральской революции Ахметхан Мутушев – член Чеченского национального совета и одновременно председатель Грозненской городской думы. Репрессирован как буржуазный интеллигент в 1937 г. Умер в 1943 г. в ташкентской тюрьме. 8 Исмаил Мутушев (брат Ахметхана Мутушева) после окончания горской школы и военного училища работал писарем в крепости Воздвиженской. Известный общественный деятель, народный учитель. Публиковал в газетах статьи на темы просвещения народа и защиты его интересов от посягательств колониальной администрации. Погиб в годы Гражданской войны (Туркаев Х.В. О некоторых особенностях развития общественно-просветительской мысли чеченцев и ингушей в 1890–1917 годы // Русская художественная культура и вопросы духовного наследия чеченцев и ингушей. Грозный, 1982. С. 101). 9 Суфизм – мистико-аскетическое течение ислама. Важнейшим элементом суфизма является овладение его теорией и практикой под руководством духовного наставника (шейха). Крупнейшие суфистские подвижники, прославившиеся своими познаниями и благочестием, стали называться «святыми». По мнению верующих, им свойственна непогрешимость, способность к сверхъестественным деяниям, толкование скрытого смысла пророческого откровения, непосредственный контакт с богом. Суфизм делится на тарикаты (тарикат – «путь», «направление»). На Кавказе получили распространение накшбандийский (накшбандийа) и кадырийский (кадырийа) тарикаты.

Новое явление: вместо зинданов и фильтрационных пунктов появились «птичники»Что происходит в блокированном чеченском селе, когда военные объявляют там «спецмероприятие», или попросту «зачистку», — эту основную, если судить по официальным докладам военных, боевую операцию нынешнего этапа второй чеченской войны? Как живет такое село? Ходят ли дети в школу, а взрослые на работу? Чем занята местная власть?

Одно из самых больших сел Чечни — Старые Атаги Грозненского сельского района. Здесь, в 20 километрах от Грозного в сторону гор и 10 от так называемых «Волчьих ворот» (вход в Аргунское ущелье на языке военных) живут около 15 тысяч человек. Восьмисуточная «зачистка», прокатившаяся по Атагам с 28 января по 5 февраля 2002 года, стала для села 20-й подобной акцией с начала второй чеченской войны. Старые Атаги — место неспокойное, тут много ваххабитов и сочувствующих им людей. Отсюда и «зачистки».

Гони монету, снимай пиджак

Атаги окружили вечером 28 января. Тяжелая боевая техника с ревом выстраивалась — как для крупномасштабной осады. Люди посматривали в окна и понимали, что готовится большая охота. Но на что? Или на кого?

Дедушка Имран замолкает, он кажется мертвым и поблекшим, как и его село вокруг. Краски будто покинули Старые Атаги — день за днем федералы прочесывали улицу за улицей, выгребая все, что хотелось: и «1) медаль «За трудовую доблесть», и 2) мягкие подушки и мебель производства ГДР, и 3) трюмо производства ВНР, и 4) мешок картошки…» Именно так позже в заявлении на имя прокурора Грозненского сельского района напишет Татьяна Мациева с улицы Майской, 96. И добавит: «Прошу оградить мою семью от нашествия узаконенных российских бандформирований».

Первое февраля

Это был самый плохой день из всех восьми блокадных. Измывательства над староатагинцами приобрели абсолютно иррациональную окраску.

На рассвете умер старик Турлуев, и хоронить его военные запретили. Сказали: инструкция о запрете на передвижение — похоронной процессии в том числе. Зато на кладбище федералы наведались сами, понимая, естественно, что нет места для чеченцев ответственнее, чем это. Среди могил был только молитвенный домик, где совершается последняя перед погребением молитва. Так военные унесли специальную ванну для омывания покойников, сожгли погребальные носилки, своровали лопаты для рытья могил…. Потом зашли в дом неподалеку от кладбища, где живет бабушка Малкан, загнали ее в подвал, попросив «огурцов достать», закрыли люк и не выпускали до тех пор, пока родственники не принесли за бабушку 500 рублей выкупа…
Так время подползло к полудню. Милиционер Рамзан Сагипов, младший сержант патрульно-постовой службы, раненный в декабре «при исполнении», был дома, на улице Нагорной. Рука милиционера покоилась в гипсе, культи оторванных пальцев кровоточили, ныли осколки в ногах. Услышав стрельбу совсем рядом, Рамзан выскочил из дома — милиционеру, хоть и раненому, отсиживаться стыдно. Военные Сагипова тут же схватили, забрав табельное оружие, и стали избивать, норовя попасть по бинтам.
— Но вы кричали, что вы — милиционер?
— Конечно.
— А они?
— Они: «Одна банда! Всех расстреляем!». Потом меня связали и закинули в «КамАЗ». Сверху — другие живые тела.
На шум на Нагорной из сельсовета уже бежали глава администрации Ваха Гадаев и 8 из 11 поселковых милиционеров. Гадаева военные с налету ударили прикладом, выкрикивая: «Вы прикрываете боевиков!», милиционеров разоружили и бросили в тот же «КамАЗ». Таким образом местная власть — вся, какая была в селе, оказалась полностью парализованной.

Подпишитесь на нас в telegram

«Птичник»

Задержанных свезли на заброшенную птицеферму на окраине. Так как это была 20-я «зачистка» и всякий раз именно здесь военные устраивали временный штаб и фильтропункт, в Старых Атагах утвердилась своя «зачистная» терминология. «Птичник» — это значит тебя потащили в лучшем случае на муки. В худшем — на смерть. Официальный статус «птичника» — «временный фильтрационный пункт» (термин военных), и эти проклятые ВФП — одна из самых больших проблем Чечни. Федералы организуют их на окраинах сел, которые «проверяют», на фермах, хуторах или просто в поле, и ВФП, с одной стороны, вроде бы выполняют роль изолятора временного содержания, но с другой — являются абсолютно внеюридической, внепроцессуальной структурой, и если дело доходит до прокуроров, те лишь разводят руками: закончилась «зачистка», и на месте фильтропунктов, где людей пытали, только чистое поле или развалины, и обвинения в незаконном задержании либо содержании разваливаются…
Зато остаются люди, эти «птичники» прошедшие.

— Сначала нас прогнали «сквозь строй», — рассказывает милиционер Сагипов. — Военные выстроились в шеренги друг против друга, и нас выбрасывали из «КамАЗа» им под ноги, каждый мог нас бить. Потом с меня сняли повязки и стали руки мять, давить…
— Чем?
— Ногами. Кровь брызгала во все стороны. Сам же допрос длился минут пять, и вечером меня отпустили.
— И все?
— Да. Только теперь операция на руках предстоит.
— Вы чувствуете себя ровней тем военным, которые мучили вас? Вы ведь с ними у одного государства на службе?
— Конечно, у одного. Но когда начинается «зачистка», я как чеченец становлюсь просто чеченцем. А никакой для них не милиционер.
Продолжает Саид-Эмин Апаев с улицы Нагорной, 135:
— На «фильтре» нас поставили к стене с поднятыми руками, раздвинутыми ногами и опущенными головами. Шевелиться и разговаривать было нельзя. За нарушение следовали удары сзади. Били ногами, руками, прикладами. Так мы простояли часов шесть-восемь. На ночь заперли в автозак. Утром 2 февраля вывели к стене опять и продержали в том же положении до вечера. В сумерках повели на допрос к следователю, который требовал назвать время и маршруты передвижения боевиков. 3 февраля вечером заставили расписаться в какой-то книге и отпустили. Я так и не понял: зачем «фильтровали»? Только били и пытали…

Надо сказать, что в эти дни по всем телеканалам страна видела именно Саид-Эмина в репортаже из Старых Атагов. Это на его фоне стоял генерал Владимир Молтенской, командующий, заявляя, что, мол, задержали бандитов с оружием, а местная милиция их защищала…
— А мы все — дома, — говорит Саид-Эмин, — оружия у нас не было, милиционеров отпустили, они просто пытались вступиться за нас…

Доллары и рубли

Мы живем в темные времена. Наш воздух протравлен ложью военных «верхов» и пряно пахнет безнаказанностью — купюрами, которые берут «низы», делая вид, что верят в «антитеррористическую» правду «верхов». Так и крутится эта чеченская машина.

— В наш дом вломились человек двадцать, забрали паспорт сына, — говорит Раиса Арсамерзаева с улицы Школьной, 67, — хотели увезти его на «птичник». Я дала 100 долларов. Они заставили написать расписку, что у меня к военным претензий нет.
Это типичная картинка 20-й староатагинской «зачистки». Забирали на «фильтр» тех, кто не мог откупиться. Входя в дома, военные так прямо и требовали денег за мужчин. Дал — и значит, нет подозрений в связях с членами воюющих отрядов. Ставки на живой товар сильно колебались — от 500 рублей до 3-4 тысяч. В зависимости от возраста (чем моложе, тем дороже) и от визуальной оценки дома военнослужащими.

У Сайдаша Ахмадова с Кооперативной улицы «зачистили» 3500 рублей (чтобы не забрали на «птичник»). У Хож-Ахмеда Ахмадова, почти 70-летнего, со Школьной — 4 тысячи. Была в Старых Атагах калькуляция и на женщин. Впрочем, откупались не по поводу «птичника», а чтобы не надругались. У одной семьи за «ненасилие» над молодой девушкой федералы взяли 300 рублей. У другой — 500. Взамен за «ненасилие» принимались также серьги и цепочки.
…В конце концов люди вышли на улицы, разожгли костры и оставались так на все ночи. Думали, на миру не рискнут убивать и насильничать.

Отчасти это помогло — многие спаслись. А военные принялись за взрывное дело. Так взлетел на воздух пустой дом Махмуда Эсамбаева — знаменитый танцовщик был родом отсюда и, следуя чеченской традиции, выстроил в Старых Атагах особняк…

К картине брутального разбоя силами членов законных бандформирований, осуществлявших «мероприятия по ловле членов незаконных», остается добавить немногое. Военными в Старых Атагах была исполнена обязательная программа всех прочих последних «зачисток», состоящая в том, чтобы испражняться в мечети. В данном случае «зачистка» длилась 8 суток, и военные «ходили» на ковры мечети все 8 суток. Конечно же, это теплее — зима на дворе.

— Они уезжали из Старых Атагов 5 февраля, — завершает рассказ Имади Демельханов. — Торопились. К нам во двор заскочили двое в масках, потребовали 1000 рублей за мой «КамАЗ».
Потребовали уже в четвертый раз за 8 суток — денег за то, что «КамАЗ» не взорвут. Дважды Имади отдал по 500 рублей, потом денег больше не было, и он расплатился двумя курицами, которых предложил федералам и 5 февраля.

— Или теленка… Но они настаивали: «Давай денег». Я отказался идти к соседям занимать, потому что мне было стыдно. Тогда они поставили меня лицом к стенке, прострелили кисть правой руки и сказали: «Теперь будешь просить». И ушли.

…На рассвете 5 февраля пошел сильный дождь. То рявкая, то всхлипывая, из Старых Атагов убирались БТРы, и вода с неба открыла людям хоть очень маленький, но все-таки клочочек правды о тех, кто их так мучил. «БТР № Е 403» — увидели все на том, что замыкал колонну. «403-й» подъехал к взорванному дому Кадыровых, военные соскочили на землю, посмотрели и посоветовали староатагинцам быть осторожнее: «Там, внутри, могут быть мины…»
«Вот бывают же и среди них нормальные…» — перекинулись между собой люди. А «403-е», чуть отъехав, напоследок заскочили в пустой дом и вытащили оттуда еще какие-то вещи.
С тех пор в Старых Атагах произошли еще три «зачистки». На дворе теперь март 2002-го — а значит, 30-й месяц второй чеченской войны. По установившейся традиции с боевиками дело обстоит плохо — их редко ловят, зато мародерствуют отлично. И поэтому есть все основания подвести промежуточные итоги 29-месячной «антитеррористической операции» российского образца.

Быть может, где-то там, где нас нет, — в Генштабе и в Ставке Верховного главнокомандующего лежат красивые отчеты о высокой результативности этих «спецмероприятий», где эпилогом — выводы о необходимости продолжать в том же духе. Быть может… Но никуда не деться и от своих знаний — снизу, с земли: война идет такими методами, которые только на то и годятся, как рекрутировать мстителей, разжигать ненависть и взывать к крови.

Ваххабиты? В Старых Атагах они на месте. И никуда после «зачисток» не исчезают. Более того, сотрудничают с федералами. Их уличное патрулирование позволяет селу жить без комендантского часа, что выглядит неправдоподобно, если приезжаешь сюда, например, из Грозного и видишь, как с наступлением сумерек тут жизнь не умирает.

Значит, что? Порядок, о наведении которого так долго говорили федералы-генералы? Да, он в Старых Атагах действительно существует. Но только это тот же порядок, что накануне войны. И значит, 29 месяцев «мясорубки» — с тысячными жертвами со всех сторон, с ранеными, искалеченными и измученными людьми — все псу под хвост, всего этого как бы не было… Два с лишним года войны, и опять — как перед войной. Только разрушений прибавилось на порядок да во власти — другие лица. Только из домов выметено все. Только полмиллиона озверевших людей прошли через Чечню. Только страна постарела еще на одну страшную войну.

Село Старые Атаги 1 расположено примерно в центре Чечни в предгорной зоне. Оно протянулось по левому берегу реки Аргун. На противоположном берегу стоят села Новые Атаги и Чири-Юрт. В восьми километрах южнее, уже в окружении гор, на берегу той же реки стоит село Дуба-Юрт. Сразу за ним начинается Аргунское ущелье. Проходящая вдоль окраин Старых Атагов автомобильная трасса ведет с севера из Грозного на юг через Аргунское ущелье в горный Шатойский район. Другие дороги, также проходящие через это село, ведут на восток в районный центр город Шали и на запад в районный центр город Урус-Мартан, а также в ряд крупных предгорных сел. Несмотря на то, что четыре вышеназванных села расположены рядом и живут во многом общей жизнью, административно они относятся к разным районам. Старые Атаги – к Грозненскому сельскому району, Новые Атаги, Чири-Юрт и Дуба-Юрт – к Шалинскому району. Старые Атаги и его жители играли видную роль в истории чеченцев. Это одно из древнейших поселений на территории Чечни. Оно было крупным населенным пунктом уже в XVI веке. В связи с событиями начала XVII века Старые Атаги упоминаются в книге Аббаса-Кули-Ага Бакиханова “Гюлистан – Ирам”, написанной на основе арабоязычных документов и изданной в 1926 году 2 . В 1826 году у села произошло одно из самых жестоких сражений Кавказской войны, не выявившее победителя. Русской армией командовал герой Отечественной войны 1812 года генерал А.Ермолов. Чеченские отряды возглавлял один из прославленных руководителей горцев того периода Бейбулат Таймиев. В конце XIX – начале XX века Старые Атаги играют важную роль в общественно-политической и культурной жизни Чечни. Недаром именно здесь в 1917–1919 годах заседал чеченский меджлис (парламент), в работе которого участвовали авторитетные богословы, общественные деятели, промышленники, представители интеллигенции 3 . Старые Атаги – родина многих личностей, оставивших след в истории и культуре чеченского народа. Это политические, общественные и военные лидеры Тугум Тучиров 4 , Када Каурнакаев 5 , Ибрагим Чуликов 6 , Ахметхан Мутушев 7 , Исмаил Мутушев 8 , генерал Эрисхан Алиев – заместитель командующего Добровольческой армией А.Деникина, религиозный деятель Юсуп-Хаджи. Здесь родились известные деятели искусства и литературы: танцор Махмуд Эсамбаев, писатели Ахмад Нажаев, Магомед Сальмурзаев, Халид Ошаев, Абдулхамид Хамидов, Хамзат Яндарбиев, а также первая летчица-чеченка Ляля Насуханова. Здесь же родился и жил несколько лет после отставки экс-президент Чеченской Республики Ичкерия Зелимхан Яндарбиев. Население села в основном составляют представители тейпов из Аргунского ущелья и выходцы из Веденского и Ножай-Юртовского районов. В конце 1999 года, до начала военных действий, число жителей Старых Атагов доходило до 17 тысяч. На 2001 год в селе, насчитывающем 2800 дворов,проживало примерно 15 тысяч человек. В 80-е–начале 90-х годов XX века Старые Атаги были зажиточным селом. В отличие от некоторых других районов Чечни население Старых Атагов и близлежащих сел было стабильно обеспечено работой. В селе и прилегающих территориях существовало развитое хозяйство – госхоз “Атагинский”, располагались промышленные и сельскохозяйственные предприятия различных форм собственности: две пилорамы, водонапорная станция, два пищекомбината, молочный комплекс, птицеферма, шесть мельниц.Выпускали продукцию кирпичный завод, асфальтовый и бетонный цеха, эксплуатировался гравийный карьер. Работали магазины и пункты общественного питания. На полях госхоза и в хозяйствах арендаторов стабильно выращивались хорошие урожаи, высокие показатели имело животноводство. Рабочими местами местных жителей обеспечивали также промышленные, прежде всего нефтеперерабатывающие, предприятия Грозного, расположенного в 20 км к северу от Старых Атагов, и крупнейший в этом регионе Северного Кавказа цементный завод в селе Чири-Юрт. В Старых Атагах функционировали три школы, больница, два детских сада, библиотека, дом культуры. В селе строился краеведческий музей. Политический и экономический кризис начала 90-х годов постепенно начал отрицательно сказываться на благосостоянии староатагинцев. Падало или вообще прекращалось промышленное производство, сокращалась официальная нефтедобыча, вместо нее все большее распространение получали незаконная кустарная добыча и переработка нефти на небольших перегонных установках. Особо отрицательно на экономике этого региона сказалась первая чеченская война (1994–1996 гг.). Полностью остановилось все промышленное и перерабатывающее производство, цементный завод в Чири-Юрте в ходе боев весной 1995 года был разрушен. По Старым Атагам несколько раз были нанесены ракетно-бомбовые удары. Тем не менее, в этом селе удалось избежать больших жертв и разрушений, несмотря на то, что в окрестностях села велись боевые действия. Во многом это стало возможным благодаря активной деятельности главы местной администрации Вахи Гадаева, который, установив и постоянно поддерживая контакт с российскими военными и проводя большую работу с жителями, сумел оперативно разрешать возникающие конфликты, избавлять село от многих неприятностей. 11 и 15 августа 1996 года в районе села Старые Атаги проходили переговоры секретаря Совета безопасности РФ А.И.Лебедя с начальником штаба вооруженных сил ЧРИ А.Масхадовым и Президентом ЧРИ З.Яндарбиевым. Ночью и днем 22 августа 1996 года в селе Новые Атаги в ходе переговоров А.И.Лебедя с А.Масхадовым был выработан и подписан документ, предусматривавший прекращение огня, разведение противоборствующих сторон и совместный контроль над отдельными районами Грозного. Послевоенная жизнь староатагинцев была сопряжена с трудностями, вызванными хозяйственной разрухой и разгулом преступности. Этим, впрочем, она мало отличалась от жизни всего населения Чечни. В селе не работало большинство объектов промышленности. Из-за отсутствия средств на закупку топлива, удобрений и семян сельскохозяйственные предприятия сократили посевные площади, уменьшилось число возделываемых культур. Все это привело к увеличению в селе и без того высокого уровня безработицы. В результате еще большая часть жителей села была вынуждена заняться кустарной переработкой нефти. Получили распространение и другие незаконные промыслы – разбор на кирпичи (с целью продажи) разрушенных в ходе боевых действий жилых домов в Грозном, сбор цветных металлов в развалинах промышленных предприятий. Годы после первой войны были отмечены резко возросшим интересом к религии: открывались мечети и медресе, население (особенно молодежь) активно участвовало в отправлении мусульманских обрядов. Большинство верующих придерживались традиционных для Чечни суфистских тарикатов 9 . Вместе с тем стало распространяться учение, которое условно называли ваххабизмом. Его сторонники утверждали, что они “возвращаются к изначальному, истинному исламу”, требовали, чтобы верующие отказались от традиционных для Северного Кавказа обрядов, отрицали возможность светского характера государства, провозглашали необходимость борьбы с “неверными”. Ряд вооруженных группировок, противостоящих властям ЧРИ, использовали это религиозное учение в качестве идеологического прикрытия. Среди этих группировок были ичисто криминальные структуры, занимающиеся похищением людей. К чести жителей Старых Атагов, они не допустили того, чтобы в их селе базировались подобные группировки. Староатагинцы не позволили также втянуть себя в противостояние на религиозной почве. Попытки “ваххабитских” структур взять село под свой контроль встретили решительное противодействие со стороны большинства его жителей. С началом второй чеченской войны обе воюющие стороны проявляют повышенный интерес к Старым Атагам и близлежащим селам. Это объясняется важным стратегическим расположением этих населенных пунктов. Равнинный и безлесный ландшафт вокруг Старых Атагов (имеются лишь небольшие лесопосадки) не позволял здесь базироваться чеченским вооруженным формированиям, противостоящим федеральным силам. Их “среда обитания” – лесистые горы, начинающиеся примерно в 10 км южнее, или развалины Грозного, находящиеся в 20 км севернее. Вместе с тем, по окраине Старых Атагов проходит важная трасса, по которой федеральные силы обеспечивают снабжение воинских частей, располагающихся в Аргунском ущелье и горном Шатойском районе. Это определило “минный” характер войны в окрестностях Старых Атагов и стремление боевиков подпольно закрепиться в самом селе. Действия же федеральных сил в селе (впрочем, как и на всей остальной территории Чечни) парадоксальным образом способствовали подобным устремлениям противника.

Примечания

1 Атага – на чеченском языке означает «ровное место». 2 Бакиханов Аббас-Кули-Ага. Гюлистан – Ирам. Баку, 1926. С. 88–90. 3 В период с марта по апрель 1917 г. в Чечне и Ингушетии создаются «национальные советы» из представителей интеллигенции, промышленной буржуазии, купцов и мулл. В январе 1918 г. Чеченский национальный совет был переизбран. В его состав вошли в основном противники Октябрьского переворота и советской власти во главе с Ахметханом Мутушевым, которого вскоре сменил Ибрагим Чуликов. Этот совет стал известен под названием «Атагинского национального совета», так как местом пребывания его являлось село Старые Атаги. Село Старые Атаги считалось «контрреволюционным аулом». В расположенном же примерно в десяти километрах на запад селе Гойты располагался «Гойтинский революционный совет». Чеченский национальный совет заседал в Атагах с перерывами с марта 1917 до конца лета 1919 г. В сентябре 1919 г. на базе Национального совета был создан Комитет по очищению Чечни от большевиков. Председателем его стал Ибрагим Чуликов. См.: Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Ч. 2. Грозный, 1973. С. 68; Шаипов И. Таштемир Эльдарханов. Грозный, 1960. С. 17; Гойгова З.А.-Г. Народы Чечено-Ингушетии в борьбе против Деникина. Грозный, 1964. С. 35; Абазатов М.А. Из истории Гражданской войны в Чечено-Ингушетии. Грозный, 1962. С. 28. 4 Тугум Тучиров жил в первой половине XVII в., между 1604 и 1658 гг. Он возглавил восстание атагинцев против кабардинского князя Хасбулата, который правил в ряде чеченских сел. В решающем сражении атагинское ополчение разгромило княжескую дружину. 5 Када Каурнакаев жил во второй половине XIX в. и был известен как народный заступник, борец за правду и справедливость. 6 Ибрагим Чуликов – высокообразованный либерально настроенный интеллигент, землевладелец. Вместе с Ахметханом Мутушевым, Тапой Чермоевым и шейхом Али Митаевым боролся за создание независимого северокавказского государства (Горская республика). Принимал активное участие в просвещении чеченского народа. В период Гражданской войны делал все, чтобы спасти чеченские аулы от разгрома как со стороны деникинцев, так и большевиков. В 20-е гг. вместе с Тапой Чермоевым эмигрировал за границу и до конца жизни разоблачал политику коммунистического режима в СССР. 7 Ахметхан Мутушев родился в семье офицера царской армии. Окончил Петербургское артиллерийское училище. Потом уже в звании подполковника получил юридическое образование (юридический факультет Харьковского университета). В обращении к «интеллигентным мусульманам» Кавказа А.Мутушев призывал помнить, что «народности, из которых мы вышли, имеют право рассчитывать на ваше культурно-экономическое служение их священным интересам». Он обличал деятельность царской администрации на Тереке. В статье «Карательные экспедиции в Ингушетии и Чечне» А.Мутушев писал о «невыносимом положении туземного населения, которое задыхается в удушливой атмосфере беспримерного попрания общечеловеческих прав и всей экзекуционной системы правления краем» (Новая Русь. 1910. 12 марта). После Февральской революции Ахметхан Мутушев – член Чеченского национального совета и одновременно председатель Грозненской городской думы. Репрессирован как буржуазный интеллигент в 1937 г. Умер в 1943 г. в ташкентской тюрьме. 8 Исмаил Мутушев (брат Ахметхана Мутушева) после окончания горской школы и военного училища работал писарем в крепости Воздвиженской. Известный общественный деятель, народный учитель. Публиковал в газетах статьи на темы просвещения народа и защиты его интересов от посягательств колониальной администрации. Погиб в годы Гражданской войны (Туркаев Х.В. О некоторых особенностях развития общественно-просветительской мысли чеченцев и ингушей в 1890–1917 годы // Русская художественная культура и вопросы духовного наследия чеченцев и ингушей. Грозный, 1982. С. 101). 9 Суфизм – мистико-аскетическое течение ислама. Важнейшим элементом суфизма является овладение его теорией и практикой под руководством духовного наставника (шейха). Крупнейшие суфистские подвижники, прославившиеся своими познаниями и благочестием, стали называться «святыми». По мнению верующих, им свойственна непогрешимость, способность к сверхъестественным деяниям, толкование скрытого смысла пророческого откровения, непосредственный контакт с богом. Суфизм делится на тарикаты (тарикат – «путь», «направление»). На Кавказе получили распространение накшбандийский (накшбандийа) и кадырийский (кадырийа) тарикаты.

Публикации по теме